Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Жанр женского романа в творчестве Сесилии Ахерн на примере романа P.S. Я тебя люблю - файл 1.doc


Жанр женского романа в творчестве Сесилии Ахерн на примере романа P.S. Я тебя люблю
скачать (161 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc161kb.08.12.2011 22:40скачать

содержание

1.doc





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный институт

Кафедра теории и практики перевода

Специальность 031201
КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Жанр женского романа в творчестве Сесилии Ахерн на примере романа «P.S. Я тебя люблю»

СТУДЕНТ Шаланова М.А. (ТМПИ-302)

РУКОВОДИТЕЛЬ старший преподаватель Аниськина Н. В.


Работа защищена с оценкой «__________»

Руководитель курсовой работы

«_____»__________2010 г.

Тольятти

2010

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Жанр «роман» в современном литературоведении………………..5

1.1. Роман как жанр в литературе……………...………………………………….5

1.2. Особенности жанра «женский роман»..……………...……………………..12

Глава II. «Женский роман» в творчестве Сесилии Ахерн…………………18

2.1. Творчество Сесилии Ахерн ..………………………………………………..18

2.2. Черты женского романа в произведении «P.S. Я тебя люблю».…………..21

Заключение…………………………………………………………………….....30

Библиографический список……………………………………………………32


Введение

В настоящее время одним из самых востребованных среди читателей является жанр женского романа, основной читательской аудиторией которого являются женщины. Популярность жанра можно объяснить его ненавязчивостью, легкостью прочтения и понимания. Произведения, написанные в жанре женского романа, описывают историю любовных отношений, наполнены эмоциями и переживаниями, которых зачастую не хватает в жизни современного человека, привыкшего жить в ритме постоянного движения, конкуренции. Человек занимается устройством карьеры, своим образованием, обеспечением своего материального положения и ему, зачастую, не хватает времени на устройство личной жизни. Он ищет отдыха от повседневной рутины и, в связи с этим, женский роман, похожий по своим структурным и содержательным особенностям на волшебную сказку, привлекает к себе внимание многих читателей, которые проживают жизнь героя романа, получая те эмоции, которых им не хватает в реальной жизни. Относительно недавно в современном литературном мире появился новый писатель – ирландка Сесилия Ахерн, чьи произведения покорили читателей своими необычными сюжетами, трогательностью и эмоциональностью. Её дебютный роман «P.S. Я люблю тебя» едва выйдя в свет, моментально возглавил список бестселлеров Великобритании и принёс автору мировую славу.

^ Тема моего исследования ― «Черты женского романа в произведении Сесилии Ахерн «P.S. Я тебя люблю».

Исследование ставит перед собой цель выявить черты женского романа в произведении «P.S. Я тебя люблю»

Достижение поставленной цели предполагается решением следующих задач:

1) рассмотреть понятие «роман»;

2) рассмотреть понятие «женский роман» и выявить отличительные черты, характерные для этого жанра;

3) рассмотреть особенности творчества Сесилии Ахерн;

4) выявить особенности романа «P.S. Я тебя люблю» как женского романа

В качестве объекта исследования в нашей курсовой работе выступает роман Сесилии Ахерн «P.S. Я тебя люблю».

В первой главе курсовой работы рассматриваются понятия «роман» и «женский роман», определяются отличительные черты женского романа.

Во второй главе курсовой работы рассматривается творчество Сесилии Ахерн и выявляются особенности романа «P.S. Я тебя люблю» как женского романа.

В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы.

^ ГЛАВА 1. ЖАНР «РОМАН» В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ


    1. Роман как жанр в литературе

Прежде чем приступить к исследованию, рассмотрим понятие «роман», историю его возникновения и развития.

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокуровой определяет роман (фр. Roman – первоначально произведение на романских языках) как жанр эпоса: произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни [Белокурова]. В качестве основных черт романа можно выделить: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановку общественно значимых проблем; значительную временную протяжённость действия.

Согласно Литературной Энциклопедии, название «роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение. Наиболее распространенным языком средневековой западноевропейской письменности, как известно, был латинский язык - литературный язык древних римлян. В XII—XIII вв. нашей эры наряду с пьесами, повестями, рассказами, написанными на латинском языке и бытующими преимущественно среди привилегированных сословий общества, дворянства и духовенства, стали появляться повести и рассказы, написанные на романских языках и бытовавшие преимущественно в среде демократических слоёв общества, не знающих латинского языка. Эти произведения, в отличие от латинских, так и стали называть: conte roman — романский рассказ, повесть. Затем прилагательное приобрело самостоятельное значение. Так возникло особое название для повествовательных произведений. В дальнейшем оно вошло в состав языка и с течением времени потеряло свой первоначальный смысл. Романом стали называть произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета. В новое время, в особенности в XVIII—XIX вв., этот вид произведений стал ведущим жанром художественной литературы нового времени [Лукач].

С точки зрения Х. Ортега-и-Гассета, видного испанского философа и социолога, чьей точки зрения мы будем придерживаться в нашей работе, основная цель романа, как и цель искусства – дать более полное и глубокое видение вещей. У истоков жанра считалось, что главное в романе – сюжет. Однако позднее стало очевидно, что в романе важно не то, что показано, а сама возможность показать что-либо, имеющее отношение к человеку, а что именно было уже не столь важно. Если проследить эволюцию романа с момента его возникновения до настоящего времени, мы убеждаемся, что жанр постепенно переходит от повествования, которое только намекало на что-то, «к представлению во плоти». Первоначальный интерес читателя в сюжете романа, приключении, сменяется, позже, интересом в действующих лицах романа, их внутреннем мире, в атмосфере произведения. Сюжет любого романа можно изложить в двух словах, но тогда он становится совершенно неинтересным. Читатель лишь тогда получит удовольствие, когда по-настоящему познакомится с героями, поймёт и постигнет их мир. Х. Ортега-и-Гассет считает, что роман – медлительный жанр и должен оставаться таким, в противоположность сказке, приключенческой повести или мелодраме, где основную смысловую нагрузку несёт именно сюжет.

Однако, несмотря на то, что действие в современном романе играет минимальную роль, нельзя умалять его значения. Сюжет в романе выполняет «роль нитки в жемчужном ожерелье», так как роман без сюжета становится размытым, превращаясь в ряд статичных картин без движения, развития и драматизма. Суть жанра современного романа заключается не в том «что происходит», а в том, что заключается в понятии «жить» - жизни, бытии, присутствии персонажей, в их обстановке и в качестве подтверждения своей точки зрения, автор говорит, что в лучших романах запоминаются не происшествия или события, а их участники. Когда мы слышим заглавие книги, мы в первую очередь вспоминаем «климат» романа, его особый ритм существования и только потом конкретные сцены. Иного, по нашему мнению, быть и не может. Поскольку жизнь это не что иное, как повседневность и особая прелесть романа заключается в «обыкновенном чуде простого мгновения», повседневное возводится в эстетический ранг. Роман является обособленным миром. Закрыв роман, мы попадаем из одного мироздания в другое. Мы только что жили жизнью героев, их тревогами, в одном с ними времени и пространстве, и вновь оказываемся в своей комнате, кругу привычных дел и забот. Внезапно воспоминания вновь уносят читателя в бушующую стихию романа. Посторонний, взглянув на человека в минуту перехода из мира романа в мир реальный, непременно поймает растерянный взгляд. Роман, с точки зрения Х. Ортега-и-Гассета, является особым видом искусства, который наделён несравнимой мощью воздействия на человека. И главная задача автора, при написании романа – суметь «создать замкнутое пространство – без окон и щелей, - так чтобы изнутри был неразличим горизонт реальности … настоящий романист не только умеет забывать о реальности … он заставляет забыть о ней и читателя. …Подробности, входящие в ткань романа крайне разнообразны. Это и общие мысли, которыми изо дня в день руководствуется обыватель, и те ценнейшие наблюдения, которые можно добыть, лишь нырнув в глубинные слои жизни» [Ортега-и-Гассет].

Возникновение жанра и его предпосылок относят к древности и Средневековью. Так, говорят об «античном романе» («Дафнис и Хлоя» Лонга; «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея) и «рыцарском романе» («Тристан и Изольда» XII в., «Смерть Артура» Томаса Мэлори). Эти прозаические произведения действительно имеют некоторые черты, сближающие их с романом в его современном понимании [Гутов].

Сам жанр романа начинает формироваться лишь в конце Эпохи Возрождения, на базе ренессансной новеллы ((итал. novella – новость) малый прозаичный жанр художественной литературы, опирающийся на неординарное, порой анекдотичное событие, …художественность достигается за счет необычности и напряженности сюжета, строгости композиции, …первоначально имела сатирическую направленность [Идельбаев]), ярким примером которой является «Декамерон» Дж. Боккаччо.

Первой исторической формой романа явился плутовской роман, основной период развития которого пришёлся на конец XVI – начало XVIII вв. С конца XVII в. Получила развитие психологическая проза, которая имела неоценимое значение для становления жанра романа (произведения Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера). Неоценимую роль в становлении романа сыграла мемуарная литература XVII в., в которой впервые были объективно представлены частная жизнь и личные переживания людей (ранее, в эпосе (предшественнике романа) на первый план выходили образы героев, в которых воплощались сила и мудрость целого народа, также, основой эпоса являлись большие исторические события, зачастую, легендарные). Важно отметить, что именно мемуары послужили основой и стимулом создания одного из первых великих романов - «Робинзон Крузо» (1719) Д.Дефо [Кожинов].

Роман достигает зрелости в XVIII в. Одним из самых ранних подлинных образцов романа считается произведение А. Ф. Прево «Манон Леско» (1731). В течение века роман завоёвывает господствующее положение в литературе, в то же время, в XVIII в. Развиваются две самостоятельные линии – социально-бытового (Филдинг, Т. Дж.Смолетт) и психологического романа (С.Ричардсон, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте) [Кожинов].

На рубеже XVIII-XIX вв., в эпоху Романтизма, процветает особенная форма романа – исторический роман - роман, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности. В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был Вальтер Скотт («Айвенго», «Жизнь Наполеона»). Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Александр Дюма-отец, в русской литературе — А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, Алексей Николаевич Толстой [Гутов].

Важно отметить, что ни одна из прочих европейских литератур не имеет такой длинной, яркой, поистине классической истории романа, как французская. Именно во Франции появились первые подлинные образцы романа и там же, во Франции, жанр развивался и совершенствовался. Когда в первой половине XIX в. во французской литературе выступили такие крупнейшие романисты, как Стендаль («Красное и черное»), Бальзак («Человеческая комедия»), а позднее Флобер («Госпожа Бовари»), «они обнаружили гораздо более глубокий уровень художественного познания действительности, чем все прежние французские романисты. Будучи мыслителями-художниками, они сумели показать не внешние факты, не простые случайности, авантюры в жизни своих героев, а глубокие противоречия и конфликты их индивидуального сознания» [Лукач].

На XIX в. приходится классическая эпоха романа, видные писатели-романисты появляются не только во Франции, но и в России (М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев). Особенным периодом в истории романа было творчество русских писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В творчестве этих величайших писателей достигает качественно нового уровня одно из решающих свойств романа – его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев.

Х. Ортега-и-Гассет в своей статье «Мысли о романе» так характеризует творчество Ф.М. Достоевского и его вклад в развитие жанра: «Достоевский-романист был homme de lettres (франц.), величайший мастер своего дела … великий преобразователь техники романа, крупнейший новатор романной формы. Его произведения - лучший пример неторопливости, присущей этому жанру. Хотя все книги Достоевского необычайно велики по объему, представленное в них действие до чрезвычайности кратко. Порой Достоевский пишет два тома, чтобы изложить события, случившиеся за несколько дней или даже часов. И все-таки, - где мы найдем действие насыщеннее? … Важно видеть механизм скрытой игры, которую ведет Достоевский с читателем. …Когда автор кого-либо представляет, он кратко излагает биографию героя, так что мы пребываем в полной уверенности, что нам дали достаточно полный перечень его характерных черт. Но стоит этому же герою начать действовать: говорить, совершать поступки - и мы в замешательстве. Поведение персонажа не укладывается в рамки, заданные мнимой характеристикой автора. На смену первому понятию о герое приходит его непосредственно жизненный образ, и он не только не соответствует авторской оценке, но находится с ней в явном противоречии. Достоевский придает своим романам необыкновенное свойство, в силу которого все они - и лучшие и худшие - никогда не выглядят неестественными, условными. Читатель никогда не заметит театральных кулис, поскольку всегда поглощен совершенной в своем роде квазиреальностью, подлинной и ощутимой. В отличие от других литературных жанров роман запрещает воспринимать его именно как роман, то есть видеть занавес и сцену» [Ортега-и-Гассет].

Роман Толстого и Достоевского оказал воздействие на дальнейшее развитие жанра в мировой литературе. Крупнейшие романисты XX в. – Т.Манн, А.Франс, Р.Мартен дю Гар, Дж. Голсуорси, У.Фолкнер, Э.Хемингуэй – явились прямыми учениками и последователями традиций, заложенных в жанр Толстым и Достоевским [Кожинов].

В литературе XX в. Частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать «поток сознания» (М.Пруст, Дж. Джойс, школа «нового романа» во Франции). Но, не имея объективно-действенной основы, роман, фактически, теряет свою эпическую сущность и перестаёт быть романом как таковым. Он может действительно развиваться только в гармоническом единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего в человеке. Подобное единство свойственно крупнейшим романам XX в. – романам М.А.Шолохова, У. Фолкнера и др. [Кожинов].

Специфика романа как отдельного литературного жанра представляет большой исследовательский интерес для историков и теоретиков литературы. Это связано с тем, что границы до сих пор не достаточно ясны и определённы, несмотря на многовековую историю его существования и его широкую распространённость. Пытаясь определить особенности романа как жанра, различные группы учёных использовали различные подходы его исследования.

Представители «Формальной школы», в частности, В.Б. Шкловский (1893-1984) русский советский писатель, литературовед, исследовали его специфику, опираясь на отдельные романы, описывая их строение и композиционное своеобразие, другими словами, на основе морфологического строения, при этом, не принимая во внимание социально-историческую перспективу, что, с точки зрения автора статьи, являлось ошибочным [Лукач].

Другая группа ученых в своих исследованиях в качестве основной выдвигали мысль о том, что разрешение проблемы романа возможно только в исторической перспективе. Представители данной группы, в частности К. Ф. Тиандер в своём труде «Морфология романа», рассматривали историю романа, в смене разветвлений жанра, надеясь уловить его историческую сущность. Этот подход, с точки зрения автора статьи, методология их исследования верна, но они не смогли теоретически обосновать исторический материал, дифференцировать его и обозначить верную перспективу исследования, их труды сводились только к внешней истории жанра [Лукач].

Всё многообразие жанровых определений романа можно разделить на две большие группы:

С точки зрения тематики произведения – автобиографический, военный, детективный, документальный, женский, интеллектуальный, исторический, морской, политический, приключенческий, сентиментальный, социальный, фантастический, философский, эротический роман.

С точки зрения структуры: роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-сага, роман-ящик (произведение, состоящее из набора эпизодов), роман-река, эпистолярный, а также современные разновидности телероман и фотороман.

Отдельной группой стоят исторически сложившиеся обозначения романа: античный, эллинистический, рыцарский, плутовской, готический, викторианский, просветительский и др. [Кожинов].
^ 1.2 Женский роман

В настоящее время в литературе существует явление, чрезвычайно близкое по структурным и содержательным особенностям волшебной сказке. Это так называемый женский роман, именуемый также как любовная история, любовный или розовый роман, который относится к числу самых распространённых жанров.

Популярная в настоящее время Интернет-энциклопедия «Википедия» даёт следующее определение жанру женского романа: «это жанр кинематографа и литературы. Произведения в этом жанре описывают историю любовных отношений, акцентируя внимание на чувствах и переживаниях героев. Часто предметом описания является красивая и глубокая любовь, которую не понимают окружающие и/или которой препятствуют сложные обстоятельства. Целевой аудиторией обычно считаются женщины…» [Idot].

Ольга Вайнштейн, доктор филологических наук, специалист по Зарубежной литературе, отмечает, что «в розовом жанре заложена такая программа беспроигрышной занимательности, которая автоматически превращает его в идеальный товар на книжном рынке» [Вайнштейн]. Конечно, познавательные ресурсы женского романа не столь велики, но читательницы относятся к текстам серьёзно, пропуская всё действие через себя и не столько дополняя, сколько проверяя свой собственный образ мира и того, как всё должно быть.

Жанровое своеобразие женского романа определяется высокой повторяемостью сюжетных элементов, относительным постоянством состава героев и, что самое главное, сериальным характером продукции. После анализа большого количества женских романов, исследователи пришли к выводу, что в романах существует жёсткая неизменность формульных элементов, которые составляют сюжетную линию произведений «розовых серий». А «сущность розового романа во всех его проявлениях сводится к любовной истории со счастливым концом» [Вайнштейн].

Согласно мнению одного из наиболее известных исследователей явления женского романа, Джона Кавелти, структуру романа составляет набор формул, художественных форм, отработанных до автоматизма и удовлетворяющих бессознательные ожидания читателей через базовые архетипы.

Формулы, как отмечает О. Вайнштейн, соответствуют структурам волшебной сказки. «Архетипической для розового романа в большинстве вариантов является сказка о Золушке со всеми её перипетиями» [Вайнштейн]. Сюжеты и романа и сказки построены вокруг приключений главной героини, которые представляют собой успешное преодоление различных испытаний на пути к успешному замужеству, её социальном росте, субъективной позиции, «и в этом аспекте розовый роман, конечно же, сказка о женской инициации» [Вайнштейн],

Рассмотрим структуру и особенности типичного женского романа.

Своеобразие романных приключений заключается в их необязательности. На первых страницах произведения героиня встречает героя и между ними вспыхивает великая любовь. Их встреча обычно сопровождается конфликтом, который всегда основан на недоразумении, ошибке или непонимании. Иными словами, препятствие, возникающее на их пути, иллюзорно и разрешается всегда само собой, при минимальных усилиях со стороны самой героини. Социальные условия жизни героини всегда благополучны и, более того, могут только улучшаться по ходу сюжета. Всё происходящее вокруг героев в женском романе вторично. При чтении романа часто создаётся впечатление, что ничего не происходит, хотя герои могут совершать какие-то поступки, но эти поступки по сути своей ничего не значат и не означают никакой внутренней динамики [Улыбина 2004: С.542].

Рассмотрим постоянные сюжетные элементы женского романа, в качестве которых выступают: героиня, еще одна женщина, герой и счастливое соединение героев, после которого сюжет заканчивается.

Героиня. Героиня в женском романе может быть любой, как по своим внешним данным, так и по социальному положению и статусу. В любом случае, у героини нет каких бы то ни было социальных или бытовых проблем. Быт и характер в романе вообще не важны, – важно лишь то, что она всегда хорошо собой и наделена невероятной сексуальностью. И именно эта сексуальность, то есть, наличие желания и сексульная привлекательность выступают в качестве основного средства формирования общения с окружающими. Все другие качества героини, по сути, вторичны и играют значимой роли. Но сексуальность эта скрытая, и до определённого времени она не проявляется и не видна ни окружающим, ни самой героине.

В ранних женских романах героиня, как правило, не имела сексуального опыта, что соответствовало моральным убеждениям того времени. В текстах начала XXI в. Это однообразие было преодолено, так же, в соответствии с реалиями времени. Сегодня героиня может быть девственницей, замужней женщиной, вдовой, разведённой или, даже, жертвой сексуального насилия. Отношения с героем так же могут разворачиваться по разной схеме, а могут и начинаться с момента физической близости. Это ничего не меняет. Отношения с героем остаются конфликтными по внутренним для героини причинам. Счастливый конец включает в себя обоюдное признание любви, помолвку, часто свадьбу и, иногда, упоминание о родившихся или ожидаемых детях. Семейный союз или прочные отношения являются осознанной целью, на которую прямо направлены усилия героини, что в данном случае отличает героиню женского романа от персонажей сказок, с которыми так часто сравниваются романы. Ведь, например, Золушка отправлялась на бал не за принцем, а за праздником [Улыбина 2004: С.543].

Герой. Если героиня может иметь любую внешность, герой всегда одинаков. Он воплощает в себе истинное мужское начало: силён, немного диковат, успешен в социальном плане и способен решать разного рода проблемы. Герой может иметь вспыльчивый характер, иметь репутацию, так называемого, плохого парня, чаще всего, опасного для женщин ловеласа. Его образ весьма противоречив. Он одновременно воплощает в себе мечты го защитнике и покровителе и, в то же время, таит в себе опасность. Поначалу он пугает героиню, поскольку она считает, что не способна контролировать ситуацию – героя, себя, обстоятельства. С развитием сюжета, герой теряет свою таинственность и опасность, сохраняя при этом силу и социальную успешность и обнаруживая нежность и преданность героине [Улыбина 2004: С.543-544].

Другая женщина. Другой женщиной в розовом романе может быть кто угодно – мать, сестра, подруга, соперница, начальница. Эта женщина может быть дружественной или, наоборот, препятствовать. В наше время и в художественных произведениях отчётливо проявляется политкорректность и наблюдается тенденция «гендерной солидарности», поэтому, чаще всего эта «другая женщина» изображается в дружеских и сочувственных тонах. Но её наличие обязательно и она отличается от главной героини некоторыми постоянными чертами - она всегда хотя бы немного старше, опытом и, как это ни странно, большей энергетикой и силой. Это раскованная дама, обладающая яркой внешностью и смелая в общении и поведении. Она противоположна героине по самой сути.

Функция другой женщины выглядит весьма загадочной – она не выступает в качестве реальной соперницы, но даже часто оказывает существенную помощь, организуя встречу героев. Именно необязательность действий и постоянство появления в тексте позволяют говорить о том, что фигура этой другой женщины так важна для понимания действия, происходящего в романе [Улыбина 2004: С.545].

Действие. Эти три постоянных героя разыгрывают повторяющееся из романа в роман действие, смысл которого включает в себя элементы классического соперничества в рамках любовного треугольника. Именно поэтому личность другой женщины, какое место она бы не занимала в романе, так важна для организации психологической составляющей событий. Всё, в конечном счёте, делается для неё и именно ей героиня должна доказать свою женскую силу и состоятельность.

Соперничество определяет и внутреннюю динамику происходящего, связанную с распределением силы. Если в начале романа главная героиня слаба, а герой и другая женщина – сильны, то в финале она получает мужчину вместе с его силой и одерживает победу над более сильной соперницей [Улыбина 2004: С.545].

Таким образом, внешнее благополучие компенсируется наличием существенных внутренних противоречий и проблем, о которых открыто, не заявляется в романе. При всех своих достоинствах и внешней привлекательности, героиня оказывается очень одинокой. Причины такого парадокса объяснятся преимущественно внешними обстоятельствами, изменой партнёра, замкнутым характером самой героини или трагическим событием. Героиня испытывает чувство неудовлетворённости, некую недостачу, которая не известна нм ей, ни читателям.

В различных приключениях героиня проверяет, насколько она может контролировать ситуацию и насколько простирается её власть над героем. Испытания самой героини заключаются буквально в доказательстве её силы и власти по отношению к мужчине. Она всячески испытывает героя, не доверяя ему, своим чувствам, выстраивая сложные препятствия на пути к окончательному соединению с ним. Роман заканчивается когда героиня достигает столь желанного состояния полной, законной любви. То, что может происходить с ней после свадьбы или после соединения с героем, не интересует читательниц.

Как отмечают многие исследователи, в женском романе отображаются основные консервативные ценности – вечные ценности семьи, любви, душевной близости. Но эти ценности в романе только называются, но никогда не воспроизводятся. Роман обычно обрывается в тот момент, когда отношения «любви и душевной близости становятся невозможными» [Улыбина 2004: С.546].


^ ГЛАВА 2. «ЖЕНСКИЙ РОМАН» В ТВОРЧЕСТВЕ СЕСИЛИИ АХЕРН
2.1. Творчество Сесилии Ахерн

Начало XXI в. в литературе отмечено появлением молодой ирландской писательницы Сесилии Ахерн. Свою первую книгу она написала в возрасте 21 года и сразу же покорила мир своим проникновенным, удивительным, сказочным и таким непохожим на остальные произведения жанра женского романа, творчеством.

Сесилия Ахерн, как она сама говорит в интервью журналу Time Out [Иванова], начала писать с самого детства. В основном, это были небольшие рассказы, очерки.

Её дебютная работа, роман «P.S. Я тебя люблю» - это трогательная история о том, как девушка после смерти мужа стала получать послания от него, его план спасения Холли (героини романа) от отчаяния. Эта книга во многом уникальна, она самобытна и не похожа на работы, ранее написанные в жанре любовной истории. Роман моментально покорил сердца читателей по всему миру, а в 2007 году он был экранизирован кинокомпанией Warner Bros. Pictures. За этот роман Ахерн получила награду «лучший Дебютант» (The British Book Awards, 2004/2005). Автор так описывает историю появления романа: «Я думаю, мною двигал страх потерять близких мне людей. Я стала представлять себе, что было бы, если бы умер кто-то мне близкий. И я поняла, что хотела бы получать от него письма. Хотела бы, чтобы он оставался со мной как можно дольше. Так что всё это очень личные переживания. … А заставлял меня писать мой собственный страх» [Котёнкова].

В ноябре 2004 года вышла в свет её вторая книга «Не верю. Не надеюсь. Люблю» (оригинальное название «Where rainbows end»). Произведение ещё более оригинальное. Книга представляет собой переписку двух людей, мужчины и женщины, длившуюся почти пятьдесят лет, составленную из писем, записок и смс. Роман – это история о том, сколько времени иногда требуется, чтобы найти свою настоящую любовь, особенно, если она находится рядом. Книга 12 недель возглавляла список бестселлеров Великобритании и Ирландии, а также, согласно голосам немецких читателей, получила премию «Corine Award».

Её третья книга, «Посмотри на меня» («If you could see me now»), повествует о любви, возникшей на пересечении двух миров – реального и естественного. Сесилия Ахерн сама не может объяснить, откуда у неё возникают идеи о сверхъестественном, о других измерениях. Очень часто её работы сравнивают со сказками, из-за необычности и фантастичности сюжета. Сама автор, по началу, не одобряла такое отождествление: «сначала мне не нравилось сравнение моего творчества с современными сказками. Но со временем я поняла, что сюжеты моих книг достаточно современные, и к тому же, в них действительно присутствует элемент волшебства и магии, как в сказках» [Чижиков].

В 2006 году вышел четвёртый роман «Там где ты» («There's no place like here»), который также возглавил списки бестселлеров Ирландии и Соединённого Королевства. По сюжету книги, главная героиня, детектив, занимающийся поиском пропавших людей, попадает в мир потерянных вещей. Это очень нежная сказка о поисках любви и поисках себя.

В 2008 году увидел свет новый роман писательницы, потрясающий своим замыслом. Книга рассказывает историю двух совершенно незнакомых людей, которые обрели почти сверхъестественную связь после операции по переливанию крови. Героиня начинает вспоминать события, которых никогда не было в её жизни. Сама Сесилия Ахерн в интервью для сайта ozon.ru говорит: «…идею ... романа я почерпнула в телевизионной передаче. Там показывали, как устроено переливание крови и я подумала: как это романтично, когда человек отдаёт свою кровь другому человеку. Ведь таким образом он передаёт ему частичку самого себя» [Котёнкова]. Книга уже получило престижнейшую премию Galaxy и вошла в шорт лист не менее престижной премии «Любовный роман-2009».

В своей последней книге, «Подарок» («The gift»), вышедшей в свет в 2009 году, Сесилия Ахерн затрагивает другую тему – о важности и умении ценить каждое прожитое мгновение. Книга рассказывает историю о людях, подобных свёрткам, скрывающих своё истинное содержание за слоями упаковки, и, зачастую, самих не знающих о нём. Они продолжают заворачиваться в обёртку, слой за слоем, пока не появляется в их жизни тот самый, нужный человек и не раскрывает их, обнаруживая внутреннее содержание. «Иногда нужно, чтобы вас раскрыли, чтобы вы поняли, кем Вы являетесь на самом деле» («Sometimes you have to be unravelled in order to find out who you really are») [Ahern].

Сама автор так представляет своё творчество: «... я не сказала бы, что все мои книги написаны исключительно о любви. Да, среди них есть более романтичные, такие как «P.S. Я люблю тебя» и «Люблю твои воспоминания». Но при этом я пишу не о любви. Моя главная тема – это как человек преодолевает обстоятельства и находит путь к себе. ... Я пишу о том, как люди идут по жизни, с любовью или без неё» [Котёнкова].

Можно отметить, что у всех романов Сесилии Ахерн очень тяжёлые, грустные сюжеты. Сесилия Ахерн: «Меня всегда завораживали мрачные, тёмные сюжеты...» [Иванова].

Сесилия Ахерн сама обнаруживает связь и общие черты своих произведений: «Через все мои романы проходит одна нить: в начале каждой книги читатель знакомится с героем, находящимся на самой нижней точке своей жизни. Мои персонажи страдают или чувствуют себя потерянными, запутавшимися в том, что делают, не знающими, как решить свои проблемы. А я отправляю их в путешествие самолечения и самораскрытия. Мне нравится заниматься этими темами, я уверена, что в этом и заключается жизнь - нас часто сбивает с ног, и мы должны подниматься снова и снова. Иногда мы обретаем силу в трагических ситуациях и обнаруживаем, что гораздо выносливей, чем предполагали. Я пишу не просто о женщине, которая пытается найти любовь, а о героине, которая должна научиться понимать, кто она и как ей стать счастливой. Мои книги написаны с юмором, они дают читателям возможность убежать от действительности и заражают позитивом, а может быть, и помогают в трудные времена» [Бондарева].

Писательница считает, что «не обязательно достичь какого-то возраста, скажем, 30 лет, чтобы понять какие-то вещи. Работа писателя состоит в том, чтобы при помощи своего воображения представить себе, что мог бы испытывать человек в сложной ситуации» [Иванова]. Каждая работа Сесилии Ахерн глубоко личная. Каждый сюжет, каждую историю она пропускает через себя. «Я не использую в качестве основы для сюжета реальные истории из жизни моих друзей и близких. Но в то же время я, как губка, впитываю всё, что вижу и слышу вокруг себя. Я очень мечтательна, поэтому идею для книги может подать что угодно – от выражения лица человека, проходящего мимо по улице, до образа, увиденного в телешоу. В каждом выдуманном мною герое живёт часть меня самой, но, конечно, главным в моих книгах являются эмоции. И прежде чем я перенесу их на бумагу, постараюсь пережить каждое чувство, поняв, что происходит в этот момент с персонажем» [Железнякова].
^ 2.1 Черты женского романа в произведении «P.S. Я тебя люблю»

Как уже отмечалось ранее, произведения, написанные в жанре женского романа, характеризуются жёсткой неизменностью формульных элементов, составляющих сюжетную линию произведения. К таким элементам относят наличие героини произведения, так называемой «другой женщины» и героя, на взаимоотношении героини с которым и строится сюжет женских романов. Кроме того, непременным условием любовной истории является счастливый конец, когда герои обретают счастье, воссоединившись, после преодоления различных препятствий, являющихся помехой на пути к их счастью.

В произведении «P.S. Я тебя люблю» обнаруживаются черты, характерные для женского романа. Исследуем основные сходства.

Наличие главной героини. В романе главная героиня, Холли, – тридцатилетняя вдова, скорбящая о своём муже. Она глубоко одинока и подавлена. Первое время Холли ведёт затворнический образ жизни, проводя всё время в пустом доме, наедине со своими воспоминаниями и горем. Она отгородилась от остального мира, она старательно избегала встреч со своей лучшей подругой «Она не хотела слышать, что должна жить дальше. Она просто хотела... Она сама не знала, чего хотела. Ей нравилось быть несчастной. Это казалось ей правильным» [Ахерн 2010: С.25]. В день своего тридцатилетия Холли, глядя в зеркало на своё отражения подумала о том, что совсем не чувствует своих лет. В юности ей казалось, что в тридцать лет женщина должна быть успешной во всех отношениях: иметь мужа, детей, карьеру. У её не было ничего из перечисленного. Роман – своеобразная история о женской инициации. Героиня проходит через одно из тяжелейших испытаний в своей жизни, преодолевает тяжелейшую депрессию, учится жить, мыслить самостоятельно, ценить время и близких людей.

Наличие героя. Главный герой в романе существует лишь в воспоминаниях героини, друзей и родных, в его письмах к жене. Для героини её супруг действительно был воплощением мужественности. Для неё он был защитник, мужчина, рядом с которым она могла чувствовать себя хрупкой. «Джерри никогда не кичился своей фигурой, хотя и мог бы ... У него было сильное и прекрасно тренированное тело. Не отличаясь особенно высоким ростом, он всё-таки возвышался над Холли, которая ... рядом с ним чувствовала себя совершенно защищённой» [Ахерн 2010: С.13]. Джерри всегда был душой компании, его любили все вокруг. Последние месяцы его жизни были трудными, тягостными. Из-за болезни его состояние ухудшалось с каждым днём. Но «своей силой и решимостью жить Джерри ставил докторов в тупик, не собираясь сдаваться без боя. И до самого конца сохранил чувство юмора ...Иногда они смеялись вместе до глубокой ночи, иногда обнимали друг друга и плакали» [Ахерн 2010: С.42]. Джерри очень любил свою жену, относился к ней с большой нежностью, искренне хотел для неё только счастья. В своём письме он пишет: «Моя любимая Холли! ... Недавно ты прошептала мне, что не сможешь жить дальше. Ты можешь, Холли. Ты сильная и храбрая. Ты можешь с этим справится … ты была моей жизнью. Я ни о чём не жалею. ...Спасибо тебе за то, что ты оказала мне честь, став моей женой. Я тебе вечно благодарен за всё. Когда бы я тебе ни понадобился, помни, что я с тобой. С вечной любовью, твой муж и лучший друг Джерри» [Ахерн 2010: С. 40-41]. Мы видим героя сильным духом человеком, искренне любящим, верным и преданным.

Следующей чертой женского романа является обязательное наличие, так называемой, другой женщины. Как мы уже говорили, другая женщина может приходить главной героине кем угодно – это может быть мать, подруга, соперница или коллега по работе. Главное – она отличается от героини набором определённых черт: она раскованная дама, обладающая яркой внешностью, смелая в общении и поведении. В романе мы можем выделить нескольких женщин. Это лучшая подруга Холли, Шэрон, и младшая сестра – Киара. Оба персонажа дружественны по отношению к главной героине, они помогают Холли преодолеть трудности, постоянно подбадривая её.

Шэрон была полной противоположностью Холли. Сама автор, описывая Шэрон, сравнивает их, показывая их противоположность: «Шэрон – белокожая брюнетка с большим бюстом, Холли – смугловатая блондинка с маленькой грудью. Шэрон всегда вела себя шумно, перекрикиваясь с мальчишками, приглашая их присоединиться к ним. Холли предпочитала молчаливый флирт» [Ахерн 2010: С.34]. Именно Шэрон была человеком, оказавшим Холли наибольшую поддержку. «Я твоя лучшая подруга, Хол. Если не я, то кто тебе поможет?» [Ахерн 2010: С.27]. Шэрон и её муж, Джон, не утрачивали оптимизма и чувства юмора, несмотря на то, что из жизни ушёл их лучший друг. Везде мы видим Шэрон рядом с Холли, она стала её «ангелом хранителем», Шэрон и Джон помогли Холли осознать, что жизнь всё-таки продолжается.

Киара, сестра Холли, также является важным персонажем. Младшая сестра понимала Холли, так как сама была разлучена со своим возлюбленным, с которым они расстались в Австралии. «Киара была совершенно не похожа на Холли. Холли была уверена, что она прилетела с планеты Киара с населением один человек. Длинноногая и темноволосая, Киара была копией отца. Она объездила чуть ли не весь мир» [Ахерн 2010: С.53]. Когда Холли становилось особенно одиноко, она ехала домой к родителям увидеться с сестрой. Жизнерадостная и деятельная, Киара заражала всех вокруг своей энергией.

В типичном женском романе мы всегда видим счастливый конец. Главные герои женятся или воссоединяются, они счастливы и любят друг друга. Можно сказать, что конец романа «P.S. Я тебя люблю» так же счастливый, но по-своему. Главная героиня смогла встать на ноги, прийти в себя и, самое главное, осознать, понять и принять, что жизнь продолжается, не смотря ни на что. Сравнивая себя прежнюю и себя нынешнюю, Холли думала о том, чему научилась за прошедший год. «Вот сидит женщина, которая получала советы от любимого мужчины, следовала им и, как могла, старалась вернуть себя к жизни. Теперь у неё есть замечательная работа, и она вполне уверена в своих силах. Вот сидит женщина, которая совершала ошибки и плакала в понедельник утром или по ночам в постели. Женщина, которая не раз тяготилась собственным существованием. ...Женщина, у которой время от времени всё шло наперекосяк. С другой стороны, у этой женщины столько светлых воспоминаний, она познала настоящую любовь и теперь готова продолжать свой путь, учиться, бояться и любить. Пусть не сейчас, пусть через год или через десять лет, но она послушается последнего напутствия Джерри. Что бы ни припасла для неё судьба, она откроет своё сердце и последует его зову. А пока что, будет просто жить» [Ахерн 2010: С.526-527].

Роман «P.S. Я тебя люблю» полон трогательных, драматических моментов, он, в некоторой степени, сентиментален, что, безусловно, так же является одной из черт женского романа.

В то же время, роман стоит особняком среди современных женских романов. В нём обнаруживаются черты, отличающие его от типичного женского романа. Роман «P.S. Я тебя люблю» – глубоко личное произведение, наполненное чувством, роман-размышление, роман-переживание, роман о том, как снова научиться жить и суметь жить, когда жизнь отнимает у тебя самых близких людей.

Сюжет романа глубоко драматичен. Муж главной героини, Холли Кеннеди, умирает от опухоли мозга. Их связывали не только семейные узы. Холли и Джерри любили друг друга настолько сильно, насколько это было возможно. Они были друг другу и возлюбленными, и друзьями одновременно, всегда поддерживали друг друга. «Их план был предельно прост: прожить вместе всю жизнь. Все кто их знал, не сомневались: этот план вполне осуществим. ...Лучшие друзья и любовники, они подходили друг другу как две половинки одного целого, обреченные быть вместе. ...Но конец пришел слишком рано» [Ахерн 2010: С.8]. Они были счастливы в браке, практически никогда не ссорились, только по мелочам, над которыми потом вместе смеялись. Холли, находившаяся с Джерри до его последнего вдоха, постепенно начинает осознавать, что произошло в её жизни, и глубоко переживает трагедию, у неё начинается депрессия. «Холли слонялась из комнаты в комнату, глотая крупные солёные слёзы. Глаза покраснели и причиняли боль. Ей казалось, что эта ночь никогда не кончится. Ни в одной из комнат она не находила покоя, во всём доме царила угрюмая тишина. Она посмотрела на мебель, и вдруг ей захотелось, чтобы диван протянул к ней руки и обнял её...» [Ахерн 2010: С.9]. Автор невероятно тонко описывает состояние души героини, настолько реалистично передаёт ощущения главной героини, что кажется, что Сесилия Ахерн сама пережила подобную трагедию в своей жизни.

Холли кажется, что жизнь вокруг неё остановилась, что в её жизни ничего не происходит. День за днём она с трудом находит в себе силы проснуться, пытаясь представить, что же является целью её, как ей кажется, бессмысленного существования. «Её существование казалось таким... бессмысленным. Когда-то она ждала выходных, старалась переделать как можно больше дел, а теперь – не видела необходимости вылезать по утрам и постели» [Ахерн 2010: С.286]. И в этот самый момент происходит чудо.

В телефонном разговоре мать Холи сообщает ей, что «...то письмо всё ещё ждёт тебя – помнишь, я тебе о нём говорила? ... Здесь наверху стоит слово «Список» [Ахерн 2010: С.11-12]. Холли вспомнила, как они с Джерри шутили. Он сказал, что перед смертью прикрепит записку на выключатель, чтобы она не забывала его выключать, а также на окна, чтобы она не открывала их, не выключив сигнализацию. Вскоре и их друзья узнали о шутке про «Список», вместе добавляя в шутливый список всё новые и новые пункты. Но Джерри, узнав о своей болезни, действительно составил для Холли список. «Он боялся. Боялся своей болезни, боялся своей медленной смерти, боялся за Холли. ...Ей придётся жить без него. Злость, печаль, ревность и страх за неё день и ночь терзали его душу. Всё на свете он бы отдал, чтобы выполнить все обещания, данные ей когда бы то ни было» [Ахерн 2010: С.482-483]. Список включал в себя десять писем на каждый месяц до конца года, в каждом из которых Джерри писал Холли, что ей нужно сделать, это было своеобразное руководство, как вновь научиться жить, любить жизнь и ценить её. Каждое своё письмо он подписывал «P.S. Я люблю тебя…».

На протяжении всего романа Холли поддерживают её близкие люди: друзья, родственники, коллеги по работе. Автор также показывает нам, как разные люди воспринимают горе, как они ведут себя в критические моменты своей жизни. Узнать человека по-настоящему, как считает автор, можно только оказавшись с ним вместе в непростой ситуации. Любимый брат Холли и лучший друг Джерри, Джек, «сломался», не подержал её в сложный для неё период: «Я не справился с ситуацией. Мне никак не удавалось смириться с тем, что Джерри умер. …меня это просто раздавило.. я сломался, вынося его вещи из дома, где его больше нет..» [Ахерн 2010: С.505]. Чего нельзя сказать о её старшем брате, Ричарде, которого Холли с детства недолюбливала. Ричард всегда казался ей слишком правильным, педантичным: «Ричард страдал серьёзным заболеванием - он родился на свет стариком. Вся его жизнь вращалась вокруг выполнения правил, предписаний и инструкций» [Ахерн 2010: С.53]. В Ричарде Холли нашла себе поддержку, открыв заново для себя этого человека.

Роман поднимает многие важные жизненные темы - темы дружбы, преданности, одиночества, становления личности, что также не характерно для женского романа в его полном смысле. На протяжении романа мы шаг за шагом следуем за героиней, которая, преодолевая обстоятельства, находя в себе силы, возвращается к жизни, преодолевая желание закончить своё бессмысленное, как ей тогда казалось, существование. Благодаря Джерри она нашла интересную работу, которая помогла ей преодолеть этот нелёгкий момент её жизни. И, как оказалось, есть люди, оказавшиеся в подобной Холли ситуации. Её начальник, Крис Фини, потерял любимую жену. Крис говорит Холли: «...ты должна научиться любить не только работу …научись любить себя. ...Когда Морин умерла, я отказывался посещать места, где мы с ней бывали. Каждое воскресенье мы гуляли в Ботаническом саду, и без неё я не находил в себе сил снова пойти туда снова. Каждый цветок, каждое дерево несли в себе тысячу сладких воспоминаний…всё напоминало мне о ней», однако Крис всё-таки смог, он нашёл в себе силы и сходил туда, «нужно смотреть в глаза действительности и находить светлую сторону даже там, где её нет. Я говорю себе: здесь мы смеялись, плакали, ссорились. И, вспоминая всё это, я будто снова сижу рядом с ней. ...Некоторые люди всю жизнь проводят в поисках родственной души и никогда не находят. Никогда. А нам с тобой повезло, просто так уж вышло, что они прожили с нами не так долго, как мы надеялись. Грустно, но такова жизнь» [Ахерн 2010: С.452-453].

Жизнь не стоит на месте. Что бы ни случилось, жизнь всё равно продолжается и нужно жить дальше. На ужине с друзьями Холли узнаёт, что её лучшие подруги готовятся к важным событиям в своей жизни: Шэрон – родить ребёнка, а Дениз и Том объявили о помолвке. Холли оказалась не готова к этому: «Вот уж чего она не ожидала! Её глаза наполнились слезами. Холли искренне хотела бы радоваться за своих подруг, но у неё это плохо получалось. Она не могла избавиться от мысли, что у всех в жизни что-то происходит – только не у неё» [Ахерн 2010: С.299-300]. Сестра Холли, Киара, с которой они сдружились, уехала в Австралию со своим возлюбленным. Холли чувствовала себя вновь одинокой. Ей не с кем было поговорить, не с кем поделиться своими переживаниями, «…она опять осталась одна» [Ахерн 2010: С.397].

В этот тяжелый момент сам Джерри больше всех поддержал Холли. Благодаря «Списку», ещё 10 месяцев он незримо присутствует в жизни героини, влияет на события, помогая преодолевать трудности. Их любовь продолжает жить. «Список стал для неё своего рода Библией. Она соблюдала его правила, жила по ним и ни единого не нарушила. Чего бы это ни стоило, она повиновалась каждому слову Джерри. Но ведь это помогло! Благодаря Списку она заставила себя выбираться из постели по утрам, начала новую жизнь, несмотря на то, что в глубине души ей хотелось сжаться в комочек и умереть. Джерри сумел по-настоящему поддержать её» [Ахерн 2010: С.488]. Однако героиня понимает, что дальше ей придётся жить самостоятельно, самостоятельно ставить цели и стремиться к их достижению, она должна будет сама принимать решения. «Ей нужно попрощаться с Джерри. Она осталась одна и отныне будет думать своей головой» [Ахерн 2010: С.489].

Роман полон драматических моментов, вызывает сильный эмоциональный отклик читателя. На свадьбе у подруги, Холли говорит очень трогательную речь: «Полюбить человека, отвечающего тебе взаимностью, - это само по себе чудо. Но ещё лучше, важнее найти в нём родственную душу. Родственная душа – это тот, кто понимает тебя, как никто другой, любит, как никто другой, кто всегда рядом, что бы ни случилось. Говорят, ничто не длится вечно, но я верю, что для некоторых любовь бессмертна...» [Ахерн 2010: С.519].

Как известно, женский роман лишь называет вечные ценности семьи, любви, душевной близости, не воспроизводя их. Читая роман Сесилии Ахерн, мы не только отмечаем эти ценности, каждая строка, каждая мысль героини, каждое действие романа пронизано глубоким чувством любви и является своеобразным гимном любви и душевной близости, родственности душ.

Нам кажется, роман «P.S. Я тебя люблю» открывает путь новому направлению в жанре женского романа. Он содержит элементы, которых, на наш взгляд не хватает в современных женских романах, делает его более личным, глубоким, жизненным и жизнеутверждающим.

Заключение

Таким образом, цель нашего исследования предполагала раскрыть основные особенности жанров «роман» и «женский роман», а также выявить черты женского романа в произведении Сесилии Ахерн «P.S. Я тебя люблю».

На основании проведенного анализа, мы пришли к следующим выводам:

1. «Роман» - это произведение, всесторонне изображающее жизнь людей в определённый период времени. Суть жанра «роман», в его современном понимании, заключается в изображении «обыкновенного чуда простого мгновения», в том, чтобы показать повседневную жизнь человека, с её тревогами и переживаниями. Основной целью романа является стремление дать более полное и глубокое понимание вещей окружающей действительности. В качестве основных черт романа выделяются: многолинейность сюжета, который охватывает судьбы нескольких людей, охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно-значимых проблем, значительная протяжённость действия.

2. «Женский роман» - это жанр литературы, описывающий историю любовных отношений, акцентируя, при этом, внимание на чувствах и переживаниях героев. Предметом женского романа является красивая и глубокая любовь. Основной отличительной особенность жанра женского романа является фиксированный набор сюжетных элементов. Сюжет построен вокруг главной героини и различных испытаний на её пути к замужеству. К основным сюжетным элементам относятся: главная героиня, герой, другая женщина и счастливое соединение героев, после которого сюжет заканчивается.

3. Основной темой литературного творчества Сесилии Ахерн является преодоление человеком жизненных обстоятельств, которое ведёт человека на пусть становления, к раскрытию самого себя. У всех романов Сесилии Ахерн драматичные сюжеты. Романы автора объединены рядом композиционных особенностей. Главным действующим лицом во всех романах Сесилии Ахерн является женщина, которая должна научиться понимать, кто она есть на самом деле и как стать счастливой. В начале повествования автор знакомит читателя с героиней, находящейся на самом тяжёлом этапе своей жизни. Затем на протяжении романа читатель наблюдает, как она раскрывается, узнавая себя, и находит в себе силы жить, не смотря на трудности.

4. Роман «P.S. Я тебя люблю» имеет ряд черт, сходных с жанром женского романа. Роман повествует об истории глубокой, красивой любви. В нём мы обнаруживаем наличие главной героини, через историю жизни которой, мы наблюдаем становление личности женщины, раскрытие внутреннего «Я», инициацию главной героини. В романе важную роль играют остальные персонажи – герой, и другие женщины, относящиеся к героине с большой нежностью, помогающие ей в преодолении жизненных трудностей. Сюжет романа заканчивается положительно, героиня по-своему счастлива, она обрела себя и поняла смысл своего существования.

В то же время мы обнаруживаем ряд черт, отличающих роман «P.S. Я тебя люблю» от современного женского романа. Новаторство автора состоит в оригинальности сюжета. Сюжет романа Сесилии Ахерн не является типичным. Автор передаёт историю необыкновенной любви. Герой, незримо присутствующий в жизни героини и существующий только в её воспоминаниях и письмах, которые он написал ей перед смертью, оказывает большое влияние на жизнь героини, направляет её, помогает преодолеть трудности, найти своё призвание. Таким образом, в романе поднимаются темы возвышенной любви, дружбы, преданности, одиночества и становления личности, которые являются актуальными в наше время.

Библиографический список

  1. Ахерн, С. P.S. Я тебя люблю / C. Ахерн. – М. : Иностранка, 2010. – 528 с.

  2. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов – / С.П. Белокурова. - [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://kritik.ucoz.ru/publ/4, свободный. – Загл. с экрана.

  3. Бондарева, А. Впервые в России Сесилия Ахерн / А. Бондарева. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.chitaem-vmeste.ru/pages/interview.php?pn=3&interview=16, свободный. – Загл. с экрана.

  4. Вайнштейн, О.В. Розовый роман как машина желаний / О.В. Вайнштейн. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_735.htm, свободный. – Загл. с экрана.

  5. Гутов, А.Г. Роман история жанра часть 1 / А.Г. Гутов. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.1143help.ru/roman%201, свободный. – Загл. с экрана.

  6. Железнякова, Р. О любви / Р. Железнякова. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.wmj.ru/parts/zvezdy/v-gostyax-u-wmj/page/gallery4pub/romanticheskij-shedevr-intervyu-sesilii-axern//pagesize_1, свободный. – Загл. с экрана.

  7. Иванова, Н. Сесилия Ахерн: «Роман написать легко – достаточно ручки и бумаги» / Н. Иванова. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.timeout.ru/journal/feature/4117/, свободный. – Загл. с экрана.

  8. Идельбаев Новелла / Идельбаев. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bashedu.ru/encikl/nnnn/novella.htm, свободный. – Загл. с экрана.

  9. Кожинов, В.В. Роман / В.В. Кожинов. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/a/alina_a/opredelenia.shtml#a020, свободный. – Загл. с экрана.

  10. Котёнкова, Е.Б. Сесилия Ахерн: "Я пишу о том, чего боюсь" / Е.Б. Котёнкова. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4460176/, свободный. – Загл. с экрана.

  11. Лукач, Г. Роман / Г. Лукач. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7731.htm, свободный. – Загл. с экрана.

  12. Ортега-и-Гассет, Х. Хосе Ортега-и-Гассет Мысли о романе / Х. Ортега-и-Гассет. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega13.txt, свободный. – Загл. с экрана.

  13. Улыбина, Е.В. Субъект в пространстве женского романа / Е.В. Улыбина. –М. : Наука, 2004. -568 с.

  14. Чижиков, М. Сесилия Ахерн, автор бестселлера "P. S. Я люблю тебя": "Я плакала над экранизацией своего романа" Комсомольская правда / М. Чижиков. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://inostrankabooks.ru/ru/text/4521/, свободный. – Загл. с экрана.

  15. Ahern C. The gift (Paperback) / C. Ahern. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://cecelia-ahern.com/books/the-gift/, свободный. – Загл. с экрана.

  16. Idot Любовная история / Idot. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Любовная_история, свободный. – Загл. с экрана.








Скачать файл (161 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации