Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Отчет по ознакомительной практике экономиста-менеджера - файл 1.docx


Отчет по ознакомительной практике экономиста-менеджера
скачать (99.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx100kb.08.12.2011 23:28скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение профессионального образования «Московский государственный текстильный университет им. А.Н.Косыгина»

Кафедра «Менеджмента и организации производства»
ОТЧЕТ ПО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Выполнила студентка

Проверила

_________________
Москва

2010






ОГЛАВЛЕНИЕ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36



ВВЕДЕНИЕ

Современное предприятие независимо от формы собственности и сферы деятельности имеет свободу экономического выбора. Организация сама определяет вид производимой продукции, услуг, их объем, сбыт, какие ресурсы и из каких источников привлекать, как распорядиться заработанными средствами. Все это коренным образом меняет стиль хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности и требует применения новых подходов к управлению всеми аспектами деятельности предприятия, основанных на использовании принципов менеджмента-искусства управления.

В данном отчете рассматривается сущность, цели и задачи менеджмента на предприятии (фирме, организации), дается квалификационная характеристика и обоснование выбора мной специальности экономист-менеджер.

Целью ознакомительной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для этого в работе рассматриваются вопросы о подготовке к учебному процессу и описываются требования к оформлению всех сдаваемых на кафедру работ (курсовых работ и проектов, дипломных проектов и т. д. и т. п.).

^ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

В экономической литературе менеджмент (от англ. management – управление) трактуется как процесс управления хозяйственной деятельностью организации; процесс управления производством (продажами) товаров и услуг; функции и методы управления организацией; персонал (аппарат) управления организацией.

Кроме того, если рассматривать менеджмент в аспекте исторического развития человеческого общества в целом, то его следует понимать и как искусство управления, и как науку управления.

Процессный аспект менеджмента заключается в том, что специально подготовленные люди формируют организацию, ставят перед ней цели и задачи, обеспечивают посредством планирования достижение последних через эффективное управление людьми и ресурсами.

Функциональный аспект менеджмента предполагает в ходе управления выполнение следующих функций: прогнозирование, целеполагание, планирование, создание организационных структур, координирование, учет, контроль, анализ и регулирование. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации.

Профессионально подготовленные люди, обеспечивающие условия для эффективного и целенаправленного использования ресурсов организации в процессах производства товара или услуги, осуществления хозяйственной деятельности, и умеющие воздействовать на труд отдельного работника, груп

пы или целой организации, являются менеджментом организации. Эту категорию персонала называют менеджерами.

Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления. Последний является составной частью любой организации, а задача работающих в нем людей состоит в обеспечении эффективности использования всех ресурсов для достижения целей организации.

В предисловии к книге «Основы менеджмента» по поводу одновременного выступления менеджмента и как науки, и как искусства, сказано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее – междисциплинарная область, которую правильней всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», приумножаемые управленческим искусством…»[9, с.11].

В учебнике «Менеджмент» приводится обобщенное определение понятия одноименного термина – «система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды»[10 , с.7].

Всестороннее рассмотрение понятия «менеджмент» позволяет подчеркнуть его аналогичность понятию «управление», что делает возможным использовать их в качестве взаимозаменяемых.



СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент на предприятии (фирме, организации) – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджер в данном случае выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом) управленцем. Субъектом менеджмента может быть и группа людей, осуществляющая управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера. Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объектами менеджмента являются: человеческие ресурсы организации; поставщики ресурсов для организации; конкуренты организации (реальные и потенциальные); информационное обеспечение; финансы организации (непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими.

Менеджмент как область человеческой деятельности рассматривается в следующих аспектах: техническом – управление производственными процессами; социальном – управление трудовыми операциями; рыночном – управление маркетингом; информационном – управление коммуникациями; имущественном – управление собственностью.



В организации аспекты менеджмента системно связаны между собой, развиваются либо комплексно, либо акцент менеджмента делается на различные их сочетания.

Содержание менеджмента определяют: основные функции (общие, социально-психологические и технологические); виды - определенные области управленческой действительности, связанной с решением определенных задач; методы (управления функциональными подсистемами организации; управления функциями менеджмента; подготовки и принятия управленческих решений); принципы менеджмента – закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

Менеджмент как управление - это воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление включает три аспекта:

1) институциональный - «кто» управляет «кем»;

2) функциональный - «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;

3)инструментальный - «чем» осуществляется управление.

В деятельности любого предприятия, по мнению Е.Г. Непомнящего, следует выделить следующие основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»); формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»); критериев принятия решений («Какой путь лучший?»); инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» [14]. Сущность менеджмента в такой интерпретации изображена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Сущность менеджмента
^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ


Обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации является основной целью менеджмента. Главной целью является управление, ориентированное на успешную деятельность организации и отдельно взятого человека.

Основными задачами менеджмента являются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;

2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализации;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.



Одна из центральных и ключевых задач менеджмента предприятия– это выработка цели. От того на сколько правильно выбрана цель и на сколько четко и ясно она сформулирована, зависит успех предприятия. Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.

Классификация целей может осуществляться: по охватываемой сфере (общая, частная цели); по значению (главная, промежуточная, второстепенная); по количеству переменных (одно- и многоальтернативная); по предмету цели (рассчитана на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Формулировка целей и ограничений также является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить: содержание цели; ее размер (максимум, минимум, уровень); временные параметры; пространственные характеристики; персональную привязку; ранг в иерархии целей.

Исходя из периода времени цели делятся на долгосрочные (пять лет и более), среднесрочные (от одного года до пяти лет) , краткосрочные (до одного года).
Разнообразие целей столь велико, что необходимо их классифицировать по отдельным направлениям и критериям.

По содержанию цели бывают: технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий); экономические (укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала); производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, 

увеличении эффективности производства, снижении себестоимости, экономном использовании ресурсов); административные (достижение высокой управляемости предприятия, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплиной, слаженности в работе); маркетинговые (завоевание тех или иных рынков сбыта, привлечение новых покупателей, клиентов, продление жизненного цикла товаров и услуг, достижение лидерства в ценах); научно-технические (создание и внедрение в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведение их до уровня требований мировых стандартов); социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалифицированного уровня).

По уровню цели делятся на общие и специфические.

Общие цели отражают концепцию развития предприятия в целом и важнейшие комплексные направления деятельности. В состав общих входит прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизованных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание.
Общеорганизованные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий. В современных условиях общие цели формулируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства, руководителей подразделений, консультантов, экспертов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзов.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают средне – и краткосрочный период и обязательно выражают количественные показатели. В отличии от общих, специфические 

цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть: идентичными (реализация одной приводит к реализации другой); комплементарными (гармония - осуществление одной способствует осуществлению другой); индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи); конкурентными (конфликт); антагонистичными (взаимоисключение).

Вертикальные связи представляют собой иерархию целей, пирамиду, которая может состоять из нескольких уровней: верхнего, промежуточного и нижнего.
^ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

Согласно ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ВПО выпускник по специальности 060800 (080502 по ОКСО) - экономика и управление на предприятии(по отраслям), квалификация экономист-менеджер, подготавливается к «профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и 

других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия» [4].

В таблице 1 представлены задачи, решаемые экономистом-менеджером в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Таблица 1 – Задачи деятельности экономиста-менеджера

Вид
деятельности

Задачи

1

2

организационно-управленческая

разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции;
проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.

планово-экономическая

разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;

составлять калькуляции себестоимости продукции;

определять доходы и расходы предприятия;

разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

рассчитывать сметы комплексных расходов;

осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.

организационно-управленческая

разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции;


проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.

Продолжение таблицы 1

1

2

планово-экономическая

разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;

составлять калькуляции себестоимости продукции;

определять доходы и расходы предприятия;

разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

рассчитывать сметы комплексных расходов;

осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.

проектно-экономическая

проводить технико-экономическое обоснование проектов;
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

финансово-экономическая

разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

формировать планы инвестиций и осуществлять финансовый анализ;

контролировать управление оборотными средствами;

обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

аналитическая

проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных организационно-правовых форм;



проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

определять тенденции развития предприятия;

проводить анализ бюджетов (сметы)



внешнеэкономическая

планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;

оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;

определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности;

Продолжение таблицы 1

1

2




предпринимательская:

создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

определять конкурентоспособность предприятия;

рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги

научно-исследовательская

проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда

образовательная

использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;

применять активные методы обучения


Наряду со знаниями о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимании многообразия экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, экономист-менеджер должен иметь представление о развитии национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.



Специалист должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, методы изучения рыночной конъюнктуры, отраслевую номенклатуру продукции, порядок разработки и оформления технической документации; условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения; основы социологии и психологии труда; формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании; организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы; организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах; современные методы планирования и организаций исследований, разработок; меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Экономист-менеджер должен уметь анализировать экономические ситуации, выявлять проблемы, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию; использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.
В рамках специальности "Экономист-менеджер" осуществляется подготовка специалистов, имеющих фундаментальные знания в области экономики предприятия, внешней среды его деятельности, организации, анализа, бизнес-планирования, практического и стратегического знания, правового 

регулирования.

^ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Известно, что основой жизни современного общества является экономика. Не смотря на то, что слово «экономика» в переводе с греческого означает «ведение домашнего хозяйства», в наше время под этим термином понимается система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Экономика  современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.
Одна из причин выбора специальности «экономика и управление на предприятии (по отраслям)» - это интерес к изучению экономики и управления (менеджмента).

Понимание основ экономики дает возможность понять реалии окружающего мира, например, ответить на вопросы: «Почему дорожает тот или иной вид продукта, например, гречневая крупа в неурожайный год?» или «Почему некоторые страны охвачены «пожаром» гиперинфляции, в то время как в других странах цены на товары остаются практически неизменными?». Так же можно почувствовать себя искушенным субъектом рыночных отношений, так как каждый день приходится принимать множество хозяйственных решений, включая решение вопросов о распределении собственных доходов (какую часть следует направить на текущие расходы, а какую отложить на сберегательный 

счет) до принятия решения о назначении цен на продукцию фирмы, в которой работаешь.

И, конечно же, очень интересно осознавать пределы возможного в экономической политике, потому что как гражданин страны я участвую в выработке политики распределения общественных ресурсов, мне важно знать, как отразится на моем положении тот или иной вариант налогового кодекса и как дефицит государственного бюджета воздействует на экономику.
Очень сложно разобраться во всех вышеупомянутых вопросах не имея фундаментальных знаний в области экономики.

Принципы экономики могут пригодиться в различных жизненных ситуациях, так как «экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества» по определению великого экономиста XIX в. Альфреда Маршалла, которое по-прежнему справедливо[13 ,с.21].

Наряду с Маршаллом, заметный след в истории оставили такие знаменитые экономисты как Фридмен Милтон, Пол Самуэльсон, Давид Рикардо, Уильям Петти, Роберт Оуэн, Ойкен Вальтер. Идеи и теории многих экономистов, например, Адама Смита и Джона Кейнса, раз и навсегда перевернули экономику и указали ей пути развития на десятки (а то и сотни) лет вперед. Труды, например, Карла Маркса, хоть и косвенно, способствовали, по-моему, даже смене политического строя в России. Меня всегда интересовала и вдохновляла их деятельность, их знание экономики, что вызвало желание более углубленно ее изучить.

Так же, на выбор мной специальности экономист-менеджер повлиял тот факт, что для успешной карьеры необходимо уметь грамотно управлять финансовыми ресурсами предприятия, знать не только правила оформления номенклатурных документов и отчетностей, но и продуктивно взаимодействовать с людьми. Не понимая сущности и нюансов управления это просто невозможно.
Специальность "Экономист-менеджер", на мой взгляд, помогает стать специа

листом-профессионалом, владеющим современными методами оценки эффективности бизнеса, разработки стратегий поведения фирмы на рынке, принятия управленческих решений, организации предпринимательской деятельности и грамотно вести собственное дело.

Кроме того, название специальности звучит как «экономика и управление на предприятии(по отраслям)». Это значит, что в процессе обучения выражена отраслевая специфика. В текстильном вузе наряду с глубокими знаниями в области экономики можно получить хорошую инженерную подготовку, что позволит строить экономические модели и успешно решать прикладные задачи в бизнесе и на производстве.

Профессия экономист-менеджер, не смотря на некоторое «пресыщение» рынка труда специалистами с экономическим образованием, до сих пор является одной из самых востребованных. Можно без труда устроиться на работу в разных областях, имея экономическое образование.

Что касается работы по специальности в текстильной промышленности, то, на мой взгляд, с государственной поддержкой предприятия текстильной отрасли начнут в скором времени развиваться и расширяться, и, соответственно, повысится спрос на специалистов именно в этой отрасли. Тем более что государство уже начало заниматься вопросами благосостояния текстильщиков. На заседании президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников», проходившем в городе Иваново 20 июня 2008 года, президент Д.А.Медведев сказал, что «текстильное производство в нашей стране – одно из старейших и перспективных для нашей экономики… Ключевая задача – это качественная модернизация отрасли. Необходимо глубокое обновление производства, внедрение передовых технологий, резкое повышение производительности труда» и предложил рабочей группе меры по модернизации текстильной промышленности[3].



В заключении хотелось бы отметить еще одну причину, повлиявшую на мой выбор данной специальности - это престижность и довольно высокая оплата труда экономиста-менеджера.

^ ПОДГОТОВКА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Конспект (от лат. conspectus — обзор, очерк) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.

Конспектирование - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т. д.
^ КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ ГРАМОТНО И ПРАВИЛЬНО

Для того чтобы написать конспект грамотно и правильно, необходимо уметь различать виды конспектов и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы. Конспекты условно можно разделить на плановые, схематические плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект - это такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Чем после

довательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.

Схематический плановый - эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вносятся короткие пометки (2—3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит для изучения науки или литературы, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

Тематический конспект. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его — в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Для составления такого конспекта необходимо переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

Свободный конспект. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно — выписки, цитаты, план и множество тезисов. Потребу

ется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта состоит из следующих действий:

Просмотр материала, выявление особенностей текста, его характера, определения его сложности, содержания в нем незнакомых терминов;

Повторное прочтение текста и его анализ. При этом необходимо отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке.

Обозначение основных мыслей текста, они называются тезисами. Их можно записывать как цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) так и своим собственным способом. 

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

  • В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, заключая их в рамку.

  • Записи нужно создавать с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно необходимо употреблять разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» можно обозначить математической стрелкой =>. Когда  выработается свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

  • 

  • Не нужно забывать об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

  • Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» — словом «работа».

  • Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них — английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».

  • Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.

  • При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется, нужно отбрасывать. 

Изучив все подробности правильного конспектирования, можно научиться легко и результативно трудиться, способствуя тем самым лучшему усвоению необходимой информации.

^ РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Работа с учебной литературой — важный элемент обучения предметам естественного цикла, формирующий умения воспринимать, анализировать и запоминать информацию.



На первых курсах вуза в отношении к учебной литературе (научная, за редким исключением, еще мало читается) преимущественно действует традиционная схема: прочитать текст — понять основное — запомнить главное — пересказать или применить в учебно-практической работе. И, несмотря на то, что иногда студенты получают творческие задания и читают более сложную литературу, отмеченный принцип все же является ведущим. Это вполне объяснимо: студенты должны сначала освоить базовые дисциплины своей будущей специальности.

Существуют следующие приемы работы с текстом:

  • проверка по вопросам учебника (устная и письменная);

  • постановка вопросов к тексту;

  • взаимная проверка по вопросам;

  • подробный или краткий пересказ;

  • пересказ с опорой на план, ключевые слова, на иллюстрации или сочетание этих элементов (опорный конспект);

  • составление конспекта в виде плана, схем, таблиц или тезисов;

  • комментирование текста;

  • иллюстрации к тексту (собственные рисунки учащихся к учебному тексту);

  • пересказ в парах с опорой на конспект (планы, выписки и схемы);

  • устное и письменное аннотирование с опорой на конспект;

  • устное и письменное реферирование (констатирующее и критическое);

  • устное и письменное рецензирование;

  • выступления на семинарах;

  • подготовка учебных докладов и обзорных рефератов (по нескольким источникам);

  • групповая дискуссия и т. д.



Работа с учебной и научной литературой студентов на старших курсах вуза отличается от чтения студентов младших курсов рядом существенных черт.

Во-первых, меняется соотношение между собственно учебной и собственно научной литературой: значительно увеличивается удельный вес последней. Во-вторых, на старших курсах заметно усиливается компонент критико-аналитического отношения (осмысления) при чтении специальной научной литературы и первоисточников. В-третьих, укрупняются текстовые блоки и становится глубже усвоение информации. В-четвертых, заметно усиливается (формируется) аспект продуктивной переработки накопленных научных знаний и аспект практического применения знаний.

На старших курсах формируются базовые умения самостоятельной творческой научной деятельности, реализующиеся обычно в формах курсовой и дипломной работ, семинарских и кружковых докладов. Чтение научной литературы приобретает более избирательный и творчески целенаправленный характер.

При чтении научной литературы по избранной теме (проблеме) усиливается актуальность выборочного и выборочно-обзорного чтения. Выборочно, с особым вниманием прочитываются места, содержащие актуальную информацию. При выборочно-обзорном чтении учитывается вклад каждой отдельной публикации в разработку общей темы, и в текстах выделяются места, с этой точки зрения интересные.

Целесообразен дифференцированный подход к произведениям фундаментального характера, произведениям, освещающим отдельные проблемы и произведениям, в основном сообщающим и систематизирующим фактический материал. При чтении первых основное внимание должно быть обращено на формирование целостной концепции, на ее содержание и обоснование. При чтении вторых важно проследить путь авторского рассуждения, его логику. При 

чтении третьих необходимо выделить актуальный с точки зрения собственных творческих задач читающего фактический материал. Кроме того, на базе фактического материала у читающего могут возникнуть новые наблюдения или рассуждения применительно к разрабатываемой им теме.

^ СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ

При написании курсовой, дипломной или научной работы следует уделять серьезное внимание и вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемого к вышеупомянутой работе.

Список использованной литературы показывает источниковедческую базу исследования, отражает работу автора по сбору и анализу литературы, документирует некоторые положения и выводы, указывая, какие сведения были заимствованы из других публикаций.

Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТу 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТу 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Сокращения в библиографии к научной работе возможны только те, что установлены ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Сокращения, не нормированные ГОСТом, возможны только при наличии соответствующего справочного аппарата.

В соответствии с ГОСТами библиографические списки должны содер

жать библиографические записи использованных источников и помещаться в конце работы. Могут использоваться названия: «Список литературы», «Список использованной литературы», «Библиография».

^ При описании источников, каждая запись должна включать в себя основные сведения:

Фамилия автора и его инициалы:

Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора;

Книги более трех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги, за косой чертой пишется фамилия одного автора и вместо следующих фамилий слово - [и др.];

Книги, в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Заглавие (без кавычек), после названия ставится точка:

Другое название или дополнительные сведения отделяются от названия двоеточием;

Для многотомных изданий указывается номер тома;

Сведения о повторности издания (порядковый номер).

Выходные данные: место издания, издательство, год издания.

Выходные данные отделяются от предыдущего текста знаком тире. Наименование издательства приводят, как правило, в сокращенной форме, отделяя от места издания знаком двоеточия. Год издания обозначают арабскими цифрами, отделяя от наименования издательства запятой. В конце описания ставится точка.
^ Описание составной части издания выполняется следующим образом:

- при описании статей из журналов указываются автор статьи, ее название (без кавычек), затем, за двумя косыми чертами указывают название журнала 

(на языке оригинала), в котором она опубликована, год, номер (выпуск), страницы, на которых помещена статья;

- при описании статей из газет указываются фамилии и инициалы автора, название статьи, название газеты, год, дата. Если газета имеет более 8 страниц, необходимо указывать номер страницы;

- при описании составной части книги указываются автор статьи, название статьи, потом указывается автор и название книги, в которой статья опубликована, выходные данные книги и страницы, на которых размещена данная статья. Особенности описания официальных изданий:

- если официальные материалы опубликованы под тематическим или типовым заглавием, его приводят в описании в качестве основного заглавия;
   -  в нормативных документах в качестве первого элемента приводят заголовок, содержащий наименование официального учреждения (организации).

Расположение материала (группировка материала) может быть алфавитным, систематическим, хронологическим и т.д. В небольших по объему работах (контрольных, курсовых) литературу группируют в алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей. На первое место выносят законодательные материалы.

Материал в списках группируется:

 ^ 1) По содержанию - достигается наибольшая реализация информативных и поисковых функций библиографического списка. Она делится на тематическую, персональную и региональную. 

 2) По формальным признакам. Наиболее часто используется в студенческих научных работах.

^ Алфавитная группировка - в алфавите авторов и заглавий работ (если автор не указан, или авторов больше трех). Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке научной 

работы. Принцип расположения в списке библиографических описаний источников – «слово за слово», записи рекомендуется располагать при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий и т.д.

^ Хронологическая группировка: по дате выхода в свет издания или публикации, в прямой или обратной хронологии; по хронологии отраженных событий. Дает возможность проследить динамику развития конкретного вопроса и т.п.

^ Группировка по типам и видам документов. Раздельный учет книг и статей является не всегда рациональным, т.к. затрудняет работу с библиографическим списком, но допускается: в персональном библиографическом списке; в библиографическом списке исторической тематики (источники, архивы и т.п.).

^ 3) Группа нормативных актов. Нормативные акты выносятся в начало библиографических списков и располагаются по юридической силе: международные нормативные акты, Конституция, федеральные конституционные законы, постановления Конституционного Суда, кодексы, федеральные законы, законы; указы Президента, акты Правительства (постановления, распоряжения), акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов, нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, распоряжения, письма), региональные нормативные акты (в том же порядке, как и российские), ГОСТы, СНиПы, СП, ЕНИРы, ВНИРы и др.

Расположение внутри равных по юридической силе документов - по дате принятия.
^ ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ СДАВАЕМЫХ
НА КАФЕДРУ РАБОТ




Оформление курсовых работ и дипломных проектов должно быть выполнено в соответствии с методическими указаниями ВУЗа, содержащими рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломного проектов. В случае отсутствия методических указаний, оформление выполняется согласно следующим государственным стандартам: ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.9-95 « Реферат и аннотация. Общие требования».

Общепринята следующая структура работы :

  1. Титульный лист

  2. Оглавление с указанием страниц

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Список использованной литературы

  7. Приложения

При оформлении текста работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедра, тема работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания.

В оглавлении введение, выводы и рекомендации, список литературы не нумеруются. Все остальные разделы нумеруются по порядку. Допускается двойная или тройная нумерация разделов и подразделов арабскими цифрами при сложной рубрикации (т.е. соподчиненности заголовков).


Страницы нумеруются по порядку. Номер страницы ставится вверху страницы справа, начиная с введения.

Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись "Приложение" с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

Для набора текста должен быть использован текстовой редактор Word (формат *.doc или *.rtf). Печать выполняется основным шрифтом (Times New Roman), черным цветом,14 размером, через полуторный интервал одной стороне листа белой бумаги формата А4. Размеры полей: верхнее 20 мм, нижнее 20 мм, левое 30 мм, правое 15 мм. Абзац отступа текста равен 12,5 мм; текст выравнивается по ширине и имеет переносы.

Заголовок печатается заглавными буквами, полужирным курсивом без точек на конце и располагается по центру страницы; в заголовках, подзаголовках и названиях переносы не допускаются; если заголовок попадает на конец страницы, под ним должно быть помещено не менее 2-х строк текста. В противном случае заголовок переносится на следующую страницу.

В тексте не должны применяться сокращения слов, за исклю

чением общепринятых. Это следующие сокращения: т.е. (то есть), а также словосочетания: и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), которые обычно употребляют после перечислений.

В основных разделах для иллюстрации рассматриваемого вопроса необходимо обязательно представлять статистический материал в виде таблиц и рисунков.



Графический материал (схемы, графики, рисунки, диаграммы), представленный в курсовой работе, должен иметь название. Нумерация графических материалов сквозная по всему тексту.

Таблицы и рисун

ки, кроме нумерации, должны иметь названия. Номер и назва

ние таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. При этом на каждую таблицу и рисунок должна быть ссыл

ка в тексте с анализом приводимых данных. В приложения целе

сообразно выносить вспомогательные материалы, содержащие исходные данные.

Графические материалы должны быть приведены непосредственно после текста, в котором они упоминаются, или вынесены на отдельные страницы. Необходимые пояснения к ним даются после названия.

Графические материалы обозначаются словом Рисунок с соответствующим номером, которое помещается под рисунком посередине строки. Название помещается под рисунком посередине строки, через тире после слова рисунок.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Пример: Таблица 1 – Название таблицы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Если взятая из литературного источника таблица не имеет наз

вания его надо составить по смыслу табличного материала.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и 

ее номер указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы.

Правила переноса таблицы. При переносе таблицы на другую страницу заголовок помещают над ее первой частью. В заголовках (шапке) таблицы добавляется еще одна строка с нумерацией граф по порядку арабскими цифрами. В конце страницы ставится разрыв таблицы. На следующей странице пишутся слова "Продолжение таблицы такого-то номера" и помещается оставшаяся часть таблицы, в которой шапку заменяет строчка с номерами граф. Правилами переноса страниц оговаривается, что на предыдущей странице помимо верхних заголов

ков должно находиться не менее одной строки. Не допускается разме

щение названия и номера таблицы на одной странице, а самой таблицы – на следующей.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка (шапка), во втором случае – боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Названия граф таблицы приводятся без сокращений с указанием обозначений единиц измерения физических величин.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.



Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта и междустрочный интервал в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф с разворотом против часовой стрелки. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Математические выражения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы оформляются без рамок с использованием редактора формул. Выше и ниже каждой формулы или выражения должна быть оставлена одна свободная строка. В формулах используются знаки основных математических операций в следующей записи: плюс (+), минус (-), умножение (х), деление (:), равенство (=). Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после вышеприведенных или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяется. Запись выражения формулы в виде дроби приводится в соответствии с профессиональным двухмерным отображением (простая вертикальная дробь): знак деления между числителем и знаменателем представляется горизонтальной линией на 

одинаковом уровне со знаком равенства. Подстрочные и надстрочные индексы символов формулы оформляются с использованием соответствующих функций.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка расшифровки символов начинается со слова «где» без двоеточия после него.

Символы в расшифровке обозначений формулы следует помещать друг под другом. Можно это сделать при помощи функции табуляции или с использованием невидимой таблицы.

Слово «где» помещается в первой графе первой строки невидимой таблицы, обозначения символов – во второй графе, тире – в третьей, и расшифровка символов в 4 графе. Текст первой графы выравнивается по левому краю, второй и третьей граф – центрируется, а четвертой – выравнивается по всей ширине с включенной в автоматическом режиме для таблицы расстановкой переносов (слов по слогам).

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул приводят в скобках, например: в формуле (20), ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Например: [20].

В тексте математические знаки пишутся словами. Символы и условные буквенные обозначения не употребляются без словесной расшифровки. Знаки ˚, §, %, № и т.д. применяются только при цифровых или буквенных величинах, в тексте же они пишутся словами.

Оформление ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Стандарт 

распространяется на библиографические ссылки, используемые в любых опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях.

По расположению в документе ссылки могут быть:

внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

подстрочные, вынесенные из текста вниз страницы документа (в сноску);

затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

При повторе ссылок на один и тот же объект различают ссылки:

первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе;

повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяют в сокращенной форме.

Повторные ссылки также могут быть внутритекстовыми, подстрочными, затекстовыми.

В случае использования цитат или циф

ровых данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник в конце цитаты. При ссылке на источник, включенный в список использованных источников, после упоминания о нем или цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым этот источник значится в списке, а при цитировании – и страницы, например: [25] или [15, с. 55].

ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» используется для описания использовавшихся в работе интернет ресурсов. Под электронными ресурсами подразумеваются как собственно данные из Интернета, так и данные на конкретном «винчестере», CD, дискетах и т.п. Все такого рода данные считаются опубликованными.

Схема описания электронного ресурса:

Основное заглавие [Общее обозначение материала] = Параллельное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. - Сведения об издании = Параллельные сведения об издании / сведения об ответ

ственности, относящиеся к изданию, дополнительные сведения об издании. - Обозначение вида ресурса (объем ресурса). - Место издания : имя издателя, дата издания (Место изготовления : имя изготовителя, дата изготовления). - Специфическое обозначение материала и количество физических единиц : другие физические характеристики ; размер + сведения о сопроводительном материале. - (Основное заглавие серии или подсерии = Параллельное заглавие серии или подсерии : сведения, относящиеся к заглавию серии или подсерии / сведения об ответственности, относящиеся к серии или подсерии, ISSN ; нумерация внутри серии или подсерии). - Примечание. - Стандартный номер = Ключевое заглавие: условия доступности и (или) цена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Современные экономические процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами деятельности предприятия - экономисты-менеджеры.

Роль экономиста-менеджера в управлении предприятием очень велика. Это обусловлено множеством задач, которые он выполняет в процессе своей деятельности. К содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста-менеджера по специальности предъявляются высокие квалификационные требования.

В данной работе раскрыта сущность понятия «менеджмент» и роль экономиста-менеджера в управлении предприятием; приведены государственные требования к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста-менеджера по специальности; рассмотрена подготовка и организация учебного процесса, научно-исследовательской работы в вузе, а также основные сведения по библиографии и библиотековедению.



В результате ознакомительной практики я подготовилась к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, включенных в учебный план университета по квалификации экономист-менеджер.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления: ГОСТ 7.32-2001. – Введ. 2002-07-01. - М.: ФГУП «Стандартинфом», 2001. – 19 с.

Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников» // KREMLIN.RU : офиц.сайт. Президент России. 2008. 20 июн.16:45. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/486

Библиотечная энциклопедия. – Москва, 2007.

Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2002.


Скачать файл (99.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации