Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на вопросы - файл 1.docx


Ответы на вопросы
скачать (156.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx157kb.09.12.2011 00:15скачать

содержание

1.docx



Содержание

Вопрос 3. Информационные средства 5

Вопрос 3. Дайте определение понятиям «код» и «кодирование информации» 5

Вопрос 3. Охарактеризуйте декларативное и процедурное знания 5

Вопрос 14. Объясните цикл по выполнению команды 5

Вопрос 15. В чем заключается авторское право на программные средства? 10

Вопрос 8. Как связаны информатика и математика? 10

Вопрос 35. Что такое семейство ЭВМ? Приведите примеры 11

Вопрос 10. Приведите основные факторы, влияющие на производительность компьютера 12

Вопрос 2. Охарактеризуйте Windows как объективно – ориентированную систему 16

Вопрос 8. Назовите принципы классификации систем 17

Вопрос 0. Дайте определение понятиям «технология» и «информационная технология» 19

Вопрос 1. В чем суть технических стандартов, введенных фирмой Microsoft в своих программных продуктах? 19

Вопрос 14. Опишите технологию создания составного документа 20

Вопрос 7. Опишите пользовательский числовой формат 21

Вопрос 5. Дайте определение списка и основных операций с ним 21

Вопрос 0. Дайте определение электронной презентации 22

Вопрос 3. Приведите примеры поисковых запросов и опишите технологию их выполнения в справочных системах Windows и MSOffice 22

Вопрос 13. Соотнесите понятия – данные, алгоритм, алгоритмический процесс, программа и алгоритмическое программирование задачи 22

Вопрос 1. Приведите пример макроса в Excel 23

Вопрос 0. Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации 25

 27

Список использованных источников 28




  1. 

  2. Информация
^

Вопрос 3. Информационные средства


Потребность выразить и передать информацию привела к появлению речи, письменности, книгопечатания, почтовой связи, телеграфа, телефона, радио, телевидения и многого другого.

С самого раннего детства все мы вовлечены в процессы обмена информацией. Вопросы, ответы, просьбы – все это передача информации. Мы получаем информацию, когда читаем книги, газеты и журналы, слушаем радио или смотрим телевизор.

Общение людей друг с другом – это передача информации: сведений и суждений, данных и сообщений. Любая совместная деятельность людей – работа, учеба – невозможна без обмена информацией. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые происходят в окружающем нас мире.

Выражение мыслей в письменной форме открыло возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накапливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и тем самым передавать сокровища человеческой мысли от одного поколения к другому.

Совершенно новые возможности для поиска и обработки информации открыло перед людьми изобретение в середине XX века электронных вычислительных машин – ЭВМ. Первоначально ЭВМ создавались для автоматизации вычислений. Затем их научили записывать и хранить информацию на магнитных лентах, печатать ее на бумаге и выводить на экран ЭВМ. По мере развития они стали использоваться для создания архивов, подготовки и редактирования текстов, выполнения чертежных и графических работ, для автоматизации производства и многих других видов человеческой деятельности.

  1. Информация и данные
^

Вопрос 3. Дайте определение понятиям «код» и «кодирование информации»


Код – правило, описывающее соответствие знаков (или их сочетаний) первичного алфавита знаком (их сочетаниями) вторичного алфавита.

Кодирование – перевод информации, представленной сообщением в первичном алфавите, в последовательность кодов.

  1. Знания как форма представления информации
^

Вопрос 3. Охарактеризуйте декларативное и процедурное знания


Декларативное знание — любое знание о мире, к которому человек имеет осознанный доступ и которое он может декларировать (изложить с помощью языковых средств).

В отличие от декларативного, процедурное знание является операциональным, практическим, находится вне области осознания и проявляется через определенные действия. В качестве классических примеров процедурного знания приводится езда на велосипеде, знание как завязывать узел или говорить на языке. Человек может знать, но не уметь, или наоборот, уметь, но быть не в состоянии объяснить, как он это делает.

Соответственно, разграничение этих типов знания имеет особое значение в процессе обучения, в том числе при овладении и пользовании языком. Декларативные знания выражаются словом, фактами, сведениями, а процедурное знание проявляется через действия, навыки и умения.

  1. Средства реализации задач на компьютере
^

Вопрос 14. Объясните цикл по выполнению команды


Программа в ЭВМ реализуется центральным процессором (ЦП) посредством последовательного исполнения образующих эту программу команд. Действия, требуемые 

для выборки (извлечения из основной памяти) и выполнения команды, называют циклом команды. В общем случае цикл команды включает в себя несколько составляющих (этапов):

  • выборку команды;

  • формирование адреса следующей команды;

  • декодирование команды;

  • вычисление адресов операндов;

  • выборку операндов;

  • исполнение операции;

  • формирование признака результата;

  • запись результата.

Перечисленные этапы выполнения команды в дальнейшем будем называть стандартным циклом команды. Отметим, что не все из этапов присутствуют при выполнении любой команды (зависит от типа команды), однако этапы выборки, декодирования, формирования адреса следующей команды и исполнения операции имеют место всегда.

В определенных ситуациях возможны еще два этапа:

  • косвенная адресация;

  • реакция на прерывание.

^ Стандартный цикл команды

Кратко охарактеризуем каждый из вышеперечисленных этапов стандартного цикла команды. При изучении данного материала следует учитывать, что приводимое описание имеет целью лишь дать представление о сущности каждого из этапов. В то же время распределение функций по разным этапам цикла команды и последовательность выполнения некоторых из них в реальных ЭВМ могут отличаться от излагаемых.

^ Этап выборки команды

Цикл любой команды начинается с того, что центральный процессор извлекает команду из памяти, используя адрес, хранящийся в счетчике команд (СК). Двоичный код команды помещается в регистр команды (РК) и с этого момента становится «видимым» для процессора. Если длина команды совпадает с разрядностью ячейки памяти, то все понятно. Однако, система команд многих ЭВМ предполагает несколько форматов команд, причем в разных форматах команда может занимать 1, 2 или более ячеек, а этап выборки команды можно считать завершенным лишь после того, как в РК будет помещен полный код команды. Информация о фактической длине команды содержится в полях кода операции и способа адресации. Обычно эти поля располагают в первом слове кода команды, и для выяснения необходимости продолжения процесса выборки необходимо предварительное декодирование их содержимого. Такое декодирование может быть произведено после того, как первое слово кода команды окажется в РК. В случае многословного формата команды процесс выборки продолжается вплоть до занесения в РК всех слов команды.

^ Этап формирования адреса следующей команды

Для большинства ЭВМ характерно размещение соседних команд программы в смежных ячейках памяти. Если извлеченная команда не нарушает естественного порядка выполнения программы, то для вычисления адреса следующей выполняемой команды достаточно увеличить содержимое счетчика команд на длину текущей команды, представленную количеством занимаемых кодом команды ячеек памяти. Длина команды, а также то, способна ли она изменить естественный порядок выполнения команд программы, выясняются в ходе ранее упоминавшегося предварительного декодирования. Если извлеченная команда способна изменить последовательность выполнения программы (команда условного или безусловного перехода, вызова процедуры и т.п.), процесс формирования адреса следующей команды переносится на этап исполнения 

операции. В силу сказанного, в ряде ЭВМ рассматриваемый этап цикла команды следует не за выборкой команды, а находится в конце цикла.

^ Этап декодирования команды

После выборки команды она должна быть декодирована, для чего ЦП расшифровывает находящийся в РК код команды. В результате декодирования выясняются следующие вопросы:

  • находится ли в РК полный код команды или требуется дозагрузка остальных слов команды;

  • какие последующие действия нужны для выполнения данной команды;

  • если команда использует операнды, то откуда они должны быть взяты (номер регистра или адрес ячейки основной памяти);

  • если команда формирует результат, то куда этот результат должен быть направлен.

Ответы на два первых вопроса дает расшифровка кода операции, результатом которой может быть унитарный код, где каждый разряд соответствует одной из команд. На практике вместо унитарного кода могут встретиться самые разнообразные формы представления результатов декодирования, например адрес ячейки специальной управляющей памяти, где хранится первая микрокоманда микропрограммы для реализации указанной в команде операции.

Полное выяснение всех аспектов команды, помимо расшифровки кода операции, требует также анализа адресной части команды, включая поле способа адресации.

По результатам декодирования производится подготовка электронных схем ЭВМ к выполнению предписанных командой действий.

^ Этап вычисления адресов операндов

Этап имеет место, если в процессе декодирования команды выясняется, что команда использует операнды. Если операнды размещаются в основной памяти, осуществляется вычисление их исполнительных адресов, с учетом указанного в команде способа адресации. Так, в случае индексной адресации для получения исполнительного адреса производится суммирование содержимого адресной части команды и содержимого индексного регистра.

^ Этап выборки операндов

Вычисленные на предыдущем этапе исполнительные адреса используются для считывания операндов из памяти и занесения в определенные регистры процессора. Например, в случае арифметической команды операнд после извлечения из памяти может быть загружен во входной регистр АЛУ. Однако чаще операнды предварительно заносятся в специальные вспомогательные регистры процессора, а их пересылка на вход АЛУ происходит на этапе исполнения операции.

^ Этап исполнения операции

На этом этапе реализуется указанная в команде операция. В силу различия сущности каждой из команд ЭВМ, содержание этого этапа сугубо индивидуально.

^ Этап формирования признака результата

На этом этапе определяется, каким получился результат операции. Результат может быть положительным, отрицательным, равным нулю и т.п. Сформированный признак заносится в регистр признака результата (РПР) для дальнейшего использования устройством управления.

^ Этап записи результата

Этап записи результата присутствует в цикле тех команд, которые предполагают занесение результата в регистр или ячейку основной памяти. Фактически его можно считать частью этапа исполнения, особенно для тех команд, которые помещают результат сразу в несколько мест.

^ Машинный цикл с косвенной адресацией



Многие команды предполагают чтение операндов из памяти или запись в память. В простейшем случае в адресном поле таких команд явно указывается исполнительный адрес соответствующей ячейки ОП. Однако часто используется и другой способ указания адреса, когда адрес операнда хранится в какой-то ячейке памяти, а в команде указывается адрес ячейки, содержащей адрес операнда. Как уже отмечалось ранее, подобный прием называется косвенной адресацией. Чтобы прочитать или записать операнд, сначала нужно извлечь из памяти его адрес и только после этого произвести нужное действие (чтение или запись операнда), иными словами, требуется выполнить два обращения к памяти. Это, естественно, отражается и на цикле команды, в котором появляется косвенная адресация. Этап косвенной адресации можно отнести к этапу вычисления адресов операндов, поскольку его сущность сводится к определению исполнительного адреса операнда. Иными словами, содержимое адресного поля команды в регистре команд используется для обращения к ячейке ОП, в которой хранится адрес операнда, после чего извлеченный из памяти исполнительный адрес операнда помещается в адресное поле регистра команды на место косвенного адреса. Дальнейшее выполнение команды протекает стандартным образом.

^ Машинный цикл с прерыванием

Практически во всех ЭВМ предусмотрены средства, благодаря которым модули ввода/вывода (и не только они) могут прервать выполнение текущей программы для внеочередного выполнения другой программы, с последующим возвратом к прерванной. Первоначально прерывания были введены для повышения эффективности вычислений при работе с медленными периферийными устройствами. Положим, что процессор пересылает данные на принтер, используя стандартный цикл команды. После каждой операции записи ЦП будет вынужден делать паузу в ожидании подтверждения от принтера об обработке символа. Длительность этой паузы может составлять сотни и тысячи циклов команды. Ясно, что такое использование ЦП очень неэффективно. В случае прерываний, пока протекает операция ввода/вывода, ЦП способен выполнять другие команды.

В упрощенном виде процедуру прерывания можно описать следующим образом. Объект, требующий внеочередного обслуживания, выставляет на соответствующем входе ЦП сигнал запроса прерывания (ЗП). ЗП могут возникать, как в самой ЭВМ, так и в её внешней среде.

К первым относятся:

  • ошибки в работе аппаратуры;

  • переполнение разрядной сетки;

  • попытка деления на «0»;

  • выход из установленной для данной программы области памяти;

  • затребование периферийным устройствам операции ввода/ вывода.

К внешним запросам относятся:

  • запрос прерывания от другой ЭВМ;

  • запрос от различного рода датчиков.

Перед переходом к очередному циклу команды процессор проверяет этот вход на наличие запроса. Обнаружив запрос, ЦП запоминает информацию, необходимую для продолжения нормальной работы после возврата из прерывания, и переходит к выполнению прерывающей программы. По завершении обработки прерывания ЦП восстанавливает состояние прерванного процесса, используя запомненную информацию, и продолжает выполнение прерванной программы. Описанный процесс иллюстрирует рисунок 1.



Рисунок 1 - Передача управления при прерываниях

В терминах цикла команды сказанное выглядит так. Для учета прерываний к циклу команды добавляется этап прерывания, в ходе которого процессор проверяет, не поступил ли запрос прерывания. Если запроса нет, ЦП переходит к этапу выборки следующей команды программы. При наличии запроса процессор:

Приостанавливает выполнение текущей программы и запоминает содержимое всех регистров, которые будут использоваться программой обработки прерывания. Это называется сохранением слова состояния программы (ССП). В первую очередь необходимо сохранить содержимое счетчика команд, аккумулятора и регистра признаков. ССП обычно сохраняется в стеке.

Заносит в счетчик команд начальный адрес программы обработки прерывания. Теперь процессор продолжает с этапа выборки первой команды обработчика прерывания. Обработчик (обычно он входит в состав операционной системы) определяет природу прерывания и выполняет необходимые действия. Когда программа обработки прерывания завершается, процессор может возобновить выполнение прерванной программы с точки, где она была прервана. Для этого он восстанавливает ССП (содержимое СК и других регистров) и начинает с цикла выборки очередной команды прерванной программы.

^ Диаграмма состояний цикла команды

Все вышеизложенное можно подытожить в виде рисунка 2, где содержание цикла команды описано с помощью диаграммы состояний. На этой диаграмме цикл команды представляется в виде последовательности состояний. Для каждой конкретной команды некоторые состояния могут быть нулевыми, а некоторые другие могут неоднократно повторяться. Полный цикл команды может включать в себя следующие состояния:

  • Вычисление адреса команды. Определение исполнительного адреса команды, которая должна выполняться следующей.

  • Выборка команды. Чтение команды из ячейки памяти и занесение ее в РК.

  • Декодирование команды. Анализ команды с целью выяснения типа подлежащей выполнению операции и операндов.

  • Вычисление адреса операнда. Определение исполнительного адреса операнда, если операция предполагает обращение к операнду, хранящемуся в памяти или же доступному посредством ввода.

  • Выборка операнда. Выборка операнда из памяти или его ввод с устройства ввода.

  • Операция с данными. Выполнение операции, указанной в команде.

  • 

  • Формирование признака результата. Определение признака выполненной операции.

  • Запись результата. Запись результата в память или вывод на устройство вывода.

Состояния в верхней части диаграммы описывают обмен между ЦП и памятью либо между ЦП и модулем ввода/вывода. Состояния в нижней части обозначают только внутренние операции ЦП. Вычисление адреса операнда встречается дважды, поскольку команда может включать в себя чтение, запись или то и другое, однако действия, выполняемые в этом состоянии, в обоих случаях одни и те же, поэтому используется один и тот же идентификатор состояния.

Следует отметить, что диаграмма допускает множественные операнды и результаты, как того требуют некоторые команды. Кроме того, в ряде ЭВМ единственная команда может определять операцию над вектором (одномерным массивом чисел) или строкой (одномерным массивом символов), что требует повторяющихся операций выборки и/или записи.

Рисунок 2 - Диаграмма состояний цикла команды

Диаграмма отражает также возможность этапов прерывания и косвенной адресации.

  1. Информационное общество и процесс его информатизации
^

Вопрос 15. В чем заключается авторское право на программные средства?


Авторское право представляет собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью понимается исключительное право физического лица или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. К объектам интеллектуальной собственности относятся не только защищенные патентами изобретения, но и такие объекты, как товарные знаки, промышленные образцы, а также иные результаты интеллектуальной деятельности. Например, компьютерные программы.



Использование программных продуктов без разрешения правообладателя нарушает имущественные права на интеллектуальную собственность и, следовательно, является правонарушением.
При покупке лицензионной копии программного продукта потребитель приобретает в действительности право (разрешение) на его использование. Авторское право на саму программу сохраняется за автором (правообладателем), в собственность покупателя переходят лишь материальные носители, на которых она распространяется, например, диски.

  1. Информатика – предмет и задачи
^

Вопрос 8. Как связаны информатика и математика?


Информатика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования данных.

Т.е. предметом изучения науки «информатика» являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи. А сама информация, зафиксированная в данных, ее содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога – геологическая, предпринимателя – коммерческая и т.п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

Т.о. компьютер рассматривается как устройство для манипулирования данными; программа – как описание процесса преобразования данных; информационные технологии – как технологии манипулирования данными; разного рода моделирование – как та или иная методика представления информации данными.

Такое определение информатики позволяет обнаружить ее похожесть на математику. Математика является языком науки, она предоставляет свои модели другим наукам и инженерным дисциплинам, используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Важнейшей задачей каждой науки является методология перевода ее понятий и проблем на язык математики и обратно. Аналогично, информатика предоставляет различным наукам и областям деятельности методы манипулирования данными. Важнейшей задачей каждой области применения является методология преобразования информации о явлениях данной области применения в данные и обратно.

  1. Архитектура вычислительных систем
^

Вопрос 35. Что такое семейство ЭВМ? Приведите примеры


Семейство ЭВМ – это группы моделей, совместимых между собой. В пределах одного семейства основные принципы устройства и функционирования машин одинаковы, хотя отдельные модели могут существенно различаться по производительности, стоимости и другим параметрам.

Если стоять на позициях различных специалистов в области вычислительной техники или же рассматривать конкретную ЭВМ под различными углами, то в поле зрения окажутся в общем случае различные совокупности архитектурных свойств и характеристик, т.е. одна и та же ЭВМ воспринимается различным образом. С другой стороны, если смотреть на каждую ЭВМ некоторого множества под одним и тем же углом, то можно увидеть подмножество архитектурно родственных машин. Совокупность архитектурно близких ЭВМ, выделенную для фиксированного уровня развития вычислительной техники и электронной технологии, называют семейством или рядом ЭВМ. Пионером методологии семейств ЭВМ является фирма IBM.



«Границы» семейства ЭВМ устанавливаются чисто условно, строго указать набор архитектурных свойств машин не представляется возможным: можно говорить об архитектурной близости ЭВМ и понимать последнее на интуитивном уровне. Машины одного семейства могут различаться по техническим характеристикам (например, по производительности) и по конструктивному исполнению. На практике констатация любого семейства достигается путем перечисления марок машин (или, как говорят моделей) в его входящих. Как правило, название семейства ЭВМ связывают с наименованием фирмы, которая разработала и производит машины.

Понятие «семейство ЭВМ» всегда ассоциируется с совместимостью машин. Последнее означает, что любая пользовательская программа, подготовленная для любой ЭВМ (модели) семейства, дает одни и те же результаты на каждой из остальных машин (с учетом ограничений на направление совместимости; обычно ЭВМ совместимы «снизу вверх» – от «младших» моделей к «старшим», точнее: от моделей с меньшей к моделям с большей производительностью). Совместимость позволяет легко наращивать и сокращать функциональные возможности ЭВМ (путем изменения состава устройств), обеспечивает удобство обучения и обслуживания ЭВМ, позволяет просто заменять младшую модель на старшую, сохраняет задел в области программного обеспечения.

Совместимость ЭВМ в границах семейства проявляется в аппаратурном, программном и информационном планах. Аппаратурная совместимость обеспечивается единством конструкторских решений, модульностью построения ЭВМ и стандартизацией связей и процедур управления как на уровне центрального процессора и оперативной памяти, так и на уровне внешних устройств машины. Программная совместимость достигается единством в функциональных (логических) структурах ЭВМ, единством команд, используемых в наборах команд машин, единством систем адресации. Набор команд любой модели семейства является подмножеством единой системы команд. Это гарантирует совместимость программ как снизу вверх (программы младших моделей могут исполняться на старших), так и сверху вниз (на старших моделях могут генерироваться программы для младших моделей). Информационная совместимость обеспечивается использованием единых форматов для представления данных, единых способов построения файлов (директорий массивов) данных и применением одинаковых носителей данных.

Следует подчеркнуть, что когда говорят о семействе ЭВМ, то прежде всего подразумевают архитектурное родство его представителей – моделей, но не одинаковость их по техническим характеристикам. Все модели, входящие в состав семейства, разнятся между собой векторами значений технических характеристик, среди которых главными выступают быстродействие, емкость памяти, разрядность слов, показатели надежности и стоимости, количественные характеристики функционирования средств взаимодействия ЭВМ с пользователями (внешней средой).

Приведем примеры семейств ЭВМ. Самыми распространенными семействами «больших» машин 3-го поколения в мире были IBM S/360 и IBM S/370, а в Советском Союзе – ЕС ЭВМ и АСВТ-Д. Семейство ЕС ЭВМ включало в свой состав два подсемейства: «Ряд 1» и «Ряд 2». Машины «Ряд 1» были близки по архитектуре к моделям семейства IBM S/360, а машины «Ряд 2» – к моделям IBM S/370. Архитектура ЭВМ «Ряд 2» была совершеннее, чем у моделей «Ряд 1»:

1) были созданы аппаратурные и аппаратурно-программные средства для формирования в пределах «Ряд 2» многопроцессорных и многомашинных систем;

2) эффективность ЭВМ «Ряд 2» в 4-5 раз была выше, чем для ЭВМ «Ряд 1» (цена операции – в 2-3 раза меньше; быстродействие, емкость памяти, надежность – выше).

Примерами семейств мини-ЭВМ и микроЭВМ могут служить семейства HP и PDP фирм Hewlett-Packard и Digital Equipment Corporation, соответственно. В СССР аналогами указанных семейств были АСВТ-М и СМ ЭВМ, а также “Электроника”.



Сейчас самыми распространенными ЭВМ являются персональные компьютеры (Personal Computers) семейства IBM PC. Следует отметить, что в семейство IBM PC включаются как машины, произведенные фирмой IBM, так и совместимые с ними машины других фирм.


  1. Персональный компьютер: аппаратная организация
^

Вопрос 10. Приведите основные факторы, влияющие на производительность компьютера


Многие пользователи задаются вопросом, что в наибольшей степени влияет на производительность компьютера?

Оказывается, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Компьютер – это набор подсистем (памяти, вычислительная, графическая, хранения), взаимодействующих друг с другом через материнскую плату и драйверы устройств. При неправильной настройке подсистем они не обеспечивают максимальную производительность, которую могли бы выдать.

Комплексная производительность складывается из программных и аппаратных настроек и особенностей.Перечислим их.

Аппаратные факторы производительности:

  1. Количество ядер процессора – 1, 2, 3 или 4

  2. Частота процессора и частота системной шины (FSB) процессора – 533, 667, 800, 1066, 1333 или 1600 МГц

  3. Объем и количество кэш-памяти процессора (CPU) – 256, 512 Кбайт; 1, 2, 3, 4, 6, 12 Мбайт.

  4. Совпадение частоты системной шины CPU и материнской платы

  5. Частота оперативной памяти (RAM) и частота шины памяти материнской платы – DDR2-667, 800, 1066

  6. Объем оперативной памяти – 512 и более Мбайт

  7. Используемый на материнской плате чипсет (Intel, VIA, SIS, nVidia, ATI/AMD)

  8. Используемая графическая подсистема – встроенная в материнскую плату или дискретная (внешняя видеокарта со своей видеопамятью и графическим процессором)

  9. Тип интерфейса винчестера (HDD) – параллельный IDE или последовательные SATA и SATA-2

  10. Кэш винчестера – 8, 16 или 32 МБ.

Увеличение перечисленных технических характеристик всегда увеличивает производительность.

Ядра

На данный момент большинство выпускаемые процессоров имеют как минимум 2 ядра (кроме AMD Sempron, Athlon 64 и Intel Celeron D, Celeron 4xx). Количество ядер актуально в задачах 3D-рендеринга или кодирования видео, а также в программах, код которых оптимизирован под многопоточность нескольких ядер. В остальных случаях (например, в офисных и интернет-задачах) они бесполезны.

Четыре ядра имеют процессоры Intel Core 2 Extreme и Core 2 Quad со следующими маркировками: QX9xxx, Q9xxx, Q8xxx, QX6xxx;

AMD Phenom X3 – 3 ядра;

AMD Phenom X4 – 4 ядра.

Надо помнить, что количество ядер значительно увеличивает энергопотребление CPU и повышает требования по питанию к материнской плате и блоку питания.

А вот поколение и архитектура ядра сильно влияют на производительность любого процессора.



К примеру, если взять двухядерные Intel Pentium D и Core 2 Duo с одинаковой частой, системной шиной и кэш-памятью, то Core 2 Duo несомненно выиграет.

^ Частоты процессора, памяти и шин материнской платы

Также очень важно, чтобы совпадение частот различных комплектующих.

Скажем, если материнская плата поддерживает частоту шины памяти 800 МГц, а установлен модуль памяти DDR2-677, то частота модуля памяти будет снижать производительность.

В то же время, если материнская плата не поддерживает частоту 800 МГц, а в то время как установлен модуль DDR2-800, то он работать будет, но на меньшей частоте.

Кэши

Кэш памяти процессора в первую очередь сказывается при работе с CAD-системами, большими базами данных и графикой. Кэш — это память с большей скоростью доступа, предназначенная для ускорения обращения к данным, содержащимся постоянно в памяти с меньшей скоростью доступа (далее «основная память»). Кэширование применяется ЦПУ, жёсткими дисками, браузерами и веб-серверами.

Когда CPU обращается к данным, прежде всего исследуется кэш. Если в кэше найдена запись с идентификатором, совпадающим с идентификатором затребованного элемента данных, то используются элементы данных в кэше. Такой случай называется попаданием кэша. Если в кэше не найдено записей, содержащих затребованный элемент данных, то он читается из основной памяти в кэш, и становятся доступным для последующих обращений. Такой случай называется промахом кэша. Процент обращений к кэшу, когда в нём найден результат, называется уровнем попаданий или коэффициентом попаданий в кэш.Процент попаданий в кэш у процессоров Intel выше.

Все CPU отличаются количеством кэшей (до 3) и их объемом. Самый быстрый кэш – первого уровня (L1), самый медленный – третьего (L3). Кэш L3 имеют только процессоры AMD Phenom. Так что очень важно, чтобы именно кэш L1 имел большой объем.

Если сравнить результаты 3D-шутеров Prey и Quake 4, являющих типичными игровыми приложениями, разница в производительности между 1 и 4 Мбайт примерно такова, как между процессорами с разницей по частоте 200 МГц. То же самое касается тестов кодирования видео для кодеков DivX 6.6 и XviD 1.1.2, а также архиватора WinRAR 3.7. Однако, такие интенсивно нагружающие CPU приложения, как 3DStudio Max 8, Lame MP3 Encoder или H.264 Encoder V2 от MainConcept не слишком сильно выигрывают от увеличения размера кэша.

Напомним, что кэш L2 гораздо больше влияет на производительность CPU Intel Core 2, чем AMD Athlon 64 X2 или Phenom, так как у Intel кэш L2 общий для всех ядер, а у AMD отдельный для каждого ядра. В этом плане, Phenom оптимальнее работают с кэшем.

^ Оперативная память

Как уже было сказано, оперативная память характеризуется частотой и объемом. В то же время сейчас выпускается 2 типа памяти DDR2 и DDR3, которые различаются архитектурной, производительностью, частотой и напряжением питания – то есть всем.

Частота модуля памяти должна совпадать с частотой самого модуля.

Объем оперативной памяти также влияет на производительность операционной системы и на ресурсоемкие приложения.

Расчеты просты – ОС Windows XP занимает в оперативной памяти после загрузки 300-350 МБ. Если в автозагрузке находятся дополнительные программы, то они также загружают RAM. То есть свободных остается 150-200 МБ. Туда могут поместиться только легкие офисные приложения.

Для комфортной работы с AutoCAD, графическими приложениями, 3DMax, кодированием и графикой требуется не менее 1 ГБ оперативной памяти. Если же используется Windows Vista – то не менее 2 ГБ.

^ Графическая подсистема



Часто в офисных компьютерах используются матерински платы, имеющие встроенную графику. Материнские платы на таких чипсетах (G31, G45, AMD 770G и т.д.) имеют букву G в маркировке.

Такие встроенные видеокарты используются часть RAM для видеопамяти, тем самым уменьшая объем доступного для пользователя пространства RAM.

Соответственно, для увеличения производительности встроенную видеокарту надо отключать в BIOS материнской платы, а в слот PCI-Express устанавливать внешнюю (дискретную) видеокарту.

Все видеокарты различаются графическим чипсетом, частотой работы его конвейеров, количеством конвейеров, частотой видеопамяти, разрядностью шины видеопамяти.

Подсистема накопителей

Производительность накопителей очень сильно сказывается при обращении к большим объемам данных – видео, аудио, а также при открытии большого количества маленьких файлов.

Из технических характеристик, влияющих на скорость доступа к файлам надо отметить Тип интерфейса винчестера (HDD) – параллельный IDE или последовательные SATA и SATA-2 и кэш винчестера – 8, 16 или 32 МБ.

На данный момент рекомендуется устанавливать винчестеры только с интерфейсом SATA-2, имеющим наибольшую пропускную способность и с наибольшим кэшем.

Программные факторы производительности:

  1. Количество установленных программ

  2. Фрагментация файловой системы

  3. Ошибки файловой системы, bad-секторы

  4. Фрагментация реестра ОС

  5. Ошибки реестра ОС

  6. Размер файла подкачки (объем виртуальной памяти)

  7. Включенные элементы визуализации графического интерфейса ОС

  8. Программы и службы Windows, загружающие в автозагрузке

Аппаратные настройки и факторы глобально влияют на производительность компьютера, особенно при работе в "тяжелых" приложениях, таких как AutoCAD, CorelDraw, 3DMax, в программах ренденринга графики или при одновременной работе нескольких приложений - например, антивируса и графического редактора.

В тоже же время, то, как настроена операционная система в целом и её программы в частности, влияет и на удобство работы пользователя и на время отклика программ на действия пользователя.

Иногда, порой на очень быстром по аппаратной конфигурации компьютере, программы работают или реагируют на действия пользователя достаточно медленно.

Это может быть по следующим причинам:

  1. Программы и службы Windows, загружающиеся в автозагрузке

  2. Количество установленных программ

  3. Фрагментация реестра ОС

  4. Ошибки реестра ОС

  5. Фрагментация файловой системы

  6. Ошибки файловой системы, bad-секторы

  7. Размер файла подкачки (объем виртуальной памяти)

  8. Включенные элементы визуализации графического интерфейса ОС

  9. Вирусы и трояны в ОС.

Рассмотрим эти аспекты в порядке их важности.

^ Программы и службы Windows, загружающие в автозагрузке

Многие программы, устанавливаемые на компьютер, прописывают себя в Автозагрузку - то есть будут загружаться автоматически вместе с Windows.



Как правило, они прописываются в реестр (базу данных и настроек Windows) в одну или несколько ветвей - HKLM (Machien Run - Запуск для всего компьютера в независимости от работающего пользователя), HKKU (Current User Run - Запуск для текущего залогиненного пользователя) и HKU (All users - Запуск для всех пользователей, запускающих сеанс Windows).

Например, список программ, запускаемых вместе с компьютером можно найти в реестре по следующему пути:

HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Run.

Чтобы войти в редактор реестра, наберите в командной строке regedit.

Также программы могут прописывать себя в папку Автозагрузка C:\Documents and Settings\All Users\Главное меню\Программы\Автозагрузка для всех пользователей или C:\Documents and Settings\имя_пользователя\Главное меню\Программы\Автозагрузка для текущего пользователя.

Из этих папок вы можете удалить лишние программы вручную.

Также, некоторые программы могут устанавливать себя как службы, запускаемые невидимо для пользователя.

Чтобы просмотреть список служб, войдите Панель управления - Администрирование - Управление компьютером. В появившемся окне слева в дереве выберите Службы и приложения.

На каждый пункт списка Служб можно кликнуть и открыть окно, в котором изменить параметры запуска той или иной службы.

Те, которые вы считаете лишними, выберите для них тип запуска - вручную или отключено.

Также, список программ в автозагрузке и список служб можно отредактировать, запустив служебную утилиту msconfig из командной строки. В ней вы можете снять галочки напротив тех программ и служб, которые не должны запускаться автоматически.

Также можно воспользоваться бесплатной программой Starter, которая даже не требует установки. Её можно запустить, например, с флэшки.

В целом, такие меры значительно ускорят работу Windows, избавят её от «тормозов» и «глюков». Кстати, также можно отследить и вирусы на компьютере.

Чем меньше загружается программ, тем быстрее и стабильнее работает Windows.

^ Количество установленных программ

Чем больше программ установлено на компьютере, тем медленнее и с меньшей стабильностью он работает. Дело в том, что каждая установленная программа, вносит свои изменения в настройки системы и тем самым может привести к глюкам ОС, зависания, торможениям или несовместимости с др. программами.

Кроме того, многие программы, используют общие библиотеки Windows (dll-файлы). Возможна ситуация, когда одна из программ удалит или заменит библиотеки, используемые другим ПО.

Windows - многозадачная операционная система. Это означает, что одновременно может быть запущено несколько программ. При этом, в каждый момент времени, будет выполняться только одна. Windows в этом случае с помощью Планировщика ресурсов (главная часть ядра Windows) производит переключение между выполняемыми задачами через каждые 25-100 мс, а пользователь этого просто не замечает. Ему кажется, что программы выполняются одновременно. Так вот, если одна из программ некорректно завершит работу в отведенный ей краткий период выполнения, то Windows может зависнуть, ожидая ответа от программы. И при этом управление на следующую программу в очереди не будет передано.

В этом случае, пользователю покажется, что зависло все: и Windows, и все программы. На самом же деле, завис только 1 из выполняемых процессов. Его можно «убить» через Диспетчер задач, нажав Ctrl+Alt+Del и набравшись терпения, т.к. это произойдет не мгновенно.



Общий вывод - чем меньше программ установлено и запущено, тем стабильнее работает Windows.

^ Ошибки и фрагментация реестра ОС

Во время работы пользователя могут изменяться настройки программ и самой Windows как по вине пользователя, так и некорректной работы программ. Также во время работы организуются временные (temp) файлы и прочий мусор, который сохраняется в системных папках и реестре.

То же самое происходит при установке и удалении программ. Ведь далеко не все программы имеют корректно созданный и работающий инсталлятор.

  1. Операционная система Windows
^

Вопрос 2. Охарактеризуйте Windows как объективно – ориентированную систему


Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операционной системы Windows, базируется на концепции объектно-ориентированного программирования, в которой выдерживается единый подход к данным и программам. В основе всего лежит понятие объекта, который объединяет в себе как алгоритмы, так и данные, обрабатываемые этими алгоритмами. В результате упрощается не только разработка программ, но и технология работы пользователя, которому предоставляется возможность при работе в интерактивном (диалоговом) режиме применять наглядные графические инструменты и различные подсказки.

Объектно-ориентированное программирование стало необычайно популярным в последние годы. Оно определяет новое понимание процесса вычисления, а также то, как можно структурировать информацию внутри компьютера. В своей статье один из "отцов" этого направления.Алан Кей так определил фундаментальные характеристики объектно-ориентированного программирования, на которых базируется весь программный комплекс операционной системы Windows:

  • все, с чем мы имеем дело в компьютерном мире, является объектами;

  • вычисление в компьютере осуществляется путем обмена данными между объектами, при котором один объект требует, чтобы другой объект выполнил некоторое действие. Объекты взаимодействуют, посылая и получая сообщения. Сообщение - это запрос на выполнение действия;

  • каждый объект имеет независимую память, которая состоит из других объектов;

  • каждый объект является представителем класса, который выражает свойства принадлежащих ему объектов;

  • в классе задается поведение объекта, поэтому все объекты, принадлежащие к данному классу, могут выполнять одинаковые действия;

  • все классы образуют иерархическую (древовидную) структуру, отражающую иерархию наследования. Память и поведение, связанное с экземплярами определенного класса, могут использоваться любым классом, расположенным ниже в иерархической структуре.

Благодаря тому, что операционная система Windows создана на базе объектно-ориентированной методологии программирования, пользователь получил в руки достаточно удобную среду работы. Ее основными понятиями становятся объект, его свойства и действия, которые объект может выполнять в зависимости от запроса. В объектно-ориентированной среде с любым объектом сопоставлена определенная совокупность действий. Выбор из этой совокупности действий определяется поставленной целью.

При намерении что-либо сделать в системной среде Windows необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  • выбрать (выделить) объект, т.е. щелкнуть левой кнопкой мыши по изображению этого объекта на экране;

  • 

  • затем из совокупности действий, которые объект может выполнить, выбрать необходимое, например, при помощи меню.




  1. Основы системного подхода
^

Вопрос 8. Назовите принципы классификации систем


Система (от греческого systema — целое, составленное из частей соединение) — это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Информационная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Классификация систем:

Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

  • одиночные;

  • групповые;

  • корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создайся с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.

^ Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (Называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

^ Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.

Классификация по сфере применения:

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:

  • системы обработки транзакций;

  • системы принятия решений;

  • информационно-справочные системы;

  • офисные информационные системы.



Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы. В информационных системах организационного управлений преобладает режим оперативной обработки транзакций, для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.

Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support Systeq) — представляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по другим показателям.

Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные системы получили в сети Интернет.

Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.

Классификация по способу организации:

По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:

  • системы на основе архитектуры файл-сервер;

  • системы на основе архитектуры клиент-сервер;

  • системы на основе многоуровневой архитектуры;

  • системы на основе Интернет/интранет - технологий.

В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем.

Архитектура файл-сервер только извлекает данные из файлов так, что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.

Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации.

В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования возможностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности данных.

  1. Информационная технология и информационная система
^

Вопрос 0. Дайте определение понятиям «технология» и «информационная технология»


Технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для 

получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

  1. ППП MS Office
^

Вопрос 1. В чем суть технических стандартов, введенных фирмой Microsoft в своих программных продуктах?


В настоящее время на большинстве компьютеров в мире установлено программное обеспечение Microsoft.

Что это дает рядовому пользователю? Научившись однажды работать на компьютере, пользователь, перемещаясь по миру, везде и всюду видит одинаковые программы, знакомый интерфейс и может с успехом применить свои знания и навыки.

Опираясь на стандарты, предложенные Microsoft, независимые фирмы-разработчики программного обеспечения могут спокойно создавать и совершенствовать собственные программные продукты, насыщая необъятный рынок прикладных, инструментальных, системных программ.

Суть технических стандартов Microsoft состоит в обеспечении упрощения разработки и совместимости приложений, одним наиболее популярным стандартом является-.NET Framework

.NET Framework — программная платформа компании Microsoft, предназначенная для создания обычных программ и веб-приложений.

Главной идеей разработки .NET Framework было стремление сделать платформонезависимую виртуальную машину для выполнения одного и того же кода в различных ОС без внесения изменений на момент создания. Но со временем Microsoft ограничилась поддержкой только своих операционных систем Windows. Поддержкой некоторых других платформ занимаются независимые разработчики

Одной из основных идей Microsoft .NET является совместимость программных частей, написанных на разных языках. Например, служба, написанная на C++ для Microsoft .NET, может обратиться к методу класса из библиотеки, написанной на Delphi; на C# можно написать класс, наследованный от класса, написанного на Visual Basic .NET, а исключение, созданное методом, написанным на C#, может быть перехвачено и обработано в Delphi. Каждая библиотека (сборка) в .NET имеет сведения о своей версии, что позволяет устранить возможные конфликты между разными версиями сборок.


  1. Табличный процессор MSWord
^

Вопрос 14. Опишите технологию создания составного документа


Составной документ - Составной (интегрированный) документ - документ, в котором связанные между собой фрагменты имеют разные типы и создавались в разных приложениях или программах.

Часто при создании составного документа используют такую терминологию:

  • источник, или сервер, - приложение, откуда производится вставка фрагмента в составной документ;

  • приемник, или клиент (адресат), - приложение, в котором находится главная часть составного документа и куда вставляются объекты из других приложений (источников).

Учитывая, что понятия «сервер» и «клиент» также широко используются в контексте сетей, в дальнейшем для приложения будем использовать понятия«источник» или «приемник».



Создание составного документа с помощью мыши. Во многих приложениях для ускорения процесса обмена данными между приложениями предусмотрена возможность перетаскивания объекта с помощью мыши; при этом реализуется либо операция копирования, либо операция перетаскивания (перемещения). Предварительно объект должен быть выделен. Таким способом рекомендуется воспользоваться при небольшом расстоянии между источником и приемником. Для этого окна приложений целесообразно расположить рядом.

Создание составного документа через буфер обмена командой Правка —› Вставить. Данная технология требует выполнения следующих действий:

  • выделить объект, подлежащий копированию, перемещению или удалению;

  • перенести выделенный объект в буфер обмена с помощью команды Копировать или Вырезать из контекстного меню или из управляющего меню Правка;

  • установить курсор в новое место вставки объекта;

  • вставить объект командой Правка —› Вставить.

Аналогичную последовательность операций технологии обмена через буфер можно реализовать, используя не команды меню, а кнопки панели инструментов, а также с помощью клавиатуры.

Создание составного документа через буфер обмена по технологии OLE. Основное назначение технологии OLE - это создание связи между разнотипными объектами Windows. Аббревиатура OLE означает Objeсt Linking and Embedding и переводится как «связывание и внедрение объекта».


  1. Табличный процессор MSExcel
^

Вопрос 7. Опишите пользовательский числовой формат


Независимо от того, используется ли рабочая книга Excel в электронном виде или предназначена для последующей печати, хочется, чтобы она выглядела аккуратно. Для этого можно настраивать форматы ячеек, а также управлять размерами ячеек. Обычно желателен такой размер ячеек, при котором данные помещаются в них полностью.

Программа Excel пытается распознать тип данных еще при вводе и, соответственно, старается отобразить их наиболее наглядным образом. В частности, для отображения текстовых данных, чисел, денежных сумм (если указано обозначение денежной единицы) и календарных дат используются разные форматы.

1. Изменить формат данных в отдельной ячейке можно с помощью панели инструментов Форматирование. Ее элементы управления в основном знакомы нам по аналогичной панели текстового процессора Word. Кроме того, группа кнопок этой панели позволяет выбрать один из нескольких заранее подготовленных форматов для записи чисел.

2. Чтобы произвольно отформатировать ячейки из определенного диапазона, надо выделить нужный диапазон и дать команду Формат > Ячейки. При этом открывается диалоговое окно Формат ячеек, содержащее группу вкладок, позволяющих задать различные параметры форматирования.


3. Вкладка Число позволяет выбрать основной формат для отображения содержимого ячеек. Вкладка Выравнивание задает метод выравнивания и угол наклона надписи. Вкладка Шрифт определяет гарнитуру и начертание шрифта. Вкладка Граница позволяет задать рамки, изображаемые на внешних и внутренних границах диапазона, а вкладка Вид служит для управления цветовым оформлением.

4. Изменить ширину и высоту ячеек можно методом перетаскивания границы между строками или столбцами. Если требуется более точная настройка, следует дать команду Формат > Строка (соответственно, Формат > Столбец) и выбрать подходящую команду из открывшегося меню. В частности, команда Автоподбор ширины позволяет выбрать ширину столбца или высоту строки таким образом, чтобы в него полностью помещалось содержимое наиболее заполненной ячейки.



  1. Табличный процессор MSExcel
^

Вопрос 5. Дайте определение списка и основных операций с ним


Списком называется таблица Excel, которая состоит из одного и более столбцов. Столбцам списка присваиваются уникальные имена полей, которые заносятся в первую строку списка. Все ячейки в столбце имеют один и тот же формат данных, поэтому все строки или, как их еще называют записи, однотипны.

Большинство операций, предназначенных для работы со списками, сосредоточены в меню «Данные». Если список создан правильно, то достаточно выделить одну из ячеек внутри списка и нажать нужную команду в меню «Данные». Excel автоматически определит границы вашего списка.

Пункт «Сортировка» позволяет осуществить сортировку по выбранному критерию по одному или, в порядке приоритета, по двум или даже трем полям списка.

«Фильтр» дает возможность показывать только те записи в списке, которые удовлетворяют некоторому критерию. Так установка пользовательского автофильтра отобразит в списке только фамилии оканчивающиеся на буку «в».

Пункт «Форма» дает возможность быстрого ввода данных в список. Пункт «Итоги» позволяет подвести суммирующие итоги под данными каждой группы в списке.



«Консолидация» позволяет подвести итоги по нескольким однотипным таблицам. Возможности пунктов «Консолидация» и «Итоги» полностью перекрываются мощным механизмом построения сводных таблиц Excel.

Пункт «Группа и структура» применим не только к спискам Excel и позволяет изменять уровни детализации представления информации на листе Excel. Чтобы создать простейшую структуру на листе можно выделить несколько столбцов или строк и нажать пункт «Группировать».

  1. Приложение Power Point
^

Вопрос 0. Дайте определение электронной презентации


Электронная презентация — это способ представления какой-либо информации с использованием мультимедиа-возможностей — изображения, звука, видео — которые, в свою очередь, отвечают за зрительное, слуховое, и даже кинестетическое восприятие информации.

  1. Основы информационного поиска
^

Вопрос 3. Приведите примеры поисковых запросов и опишите технологию их выполнения в справочных системах Windows и MSOffice


Примером поискового запроса может являться любой необходимый для выполнения файл либо изображение для просмотра или текстовый файл для распечатки. Для конкретного примера поиска в семействе систем MicrosoftWindows проведем поиск изображения с именем «новый год», для чего нужно войти в меню поиск и выбрать параметры (критерии) для поиска, которые включают в себя: место поиска, тип файла, имя и его содержание. После выбора нужных параметров и начало поиска Windows выведет возможные варианты результатов, которые могут нас удовлетворить. В продуктах MSOffice принцип поиска аналогичен поиску в Windows, отличие в том, что данный поиск позволяет производить быстрый поиск внутри текстовых файлов, презентаций, таблиц и т.д. Современные средства поиска в справочных системах Windows и MSOffice используют технологию индексации, выполнять поиск можно по индексу слова в содержании файлов или в свойствах файлов. Служба индексирования возвращает список всех документов, которые соответствуют критериям поиска.

  1. Задача и ее решение на ЭВМ
^

Вопрос 13. Соотнесите понятия – данные, алгоритм, алгоритмический процесс, программа и алгоритмическое программирование задачи


Данные (калька от англ. data) — это представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.

Алгоритм, от имени учёного аль-Хорезми — точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время. В старой трактовке вместо слова «порядок» использовалось слово «последовательность», но по мере развития параллельности в работе компьютеров слово «последовательность» стали заменять более общим словом «порядок». Это связано с тем, что работа каких-то инструкций алгоритма может быть зависима от других инструкций или результатов их работы. Таким образом, некоторые инструкции должны выполняться строго после завершения работы инструкций, от которых они зависят.

Алгоритмизация процессов, алгоритмическое описание процессов, описание процессов на языке математических символов для получения алгоритма, отображающего элементарные акты процесса, их последовательность и взаимосвязь.


  1. 

  2. Office и встроенный язык программирования Visual Basic for Application (VBA)
^

Вопрос 1. Приведите пример макроса в Excel


Макрос «Прогрессия»

В результате работы макроса “Прогрессия” выделенные в строке ячейки заполняются числами, являющимися членами арифметической прогрессии с разностью равной 0,5 или с шагом 0,5.Для записи макроса “Прогрессия” выполните следующие действия:

  • Введите в ячейку A1 число 1000 и выделите ячейки A1:C1.

  • Выполните команду Сервис | Запись макроса | Начать запись.

  • Появится окно диалога «Запись макроса».

  • Введите в поле ввода Имя макроса название записываемого макросаПрогрессия и нажмите кнопку Параметры. Окно диалога «Запись макроса»расширяется.

  • Перейдите на латинский регистр и введите букву p для клавиши быстрого вызова макроса.

  • Нажмите кнопку OK в окне диалога “Запись макроса”, которое после этого закроется. Начиная с этого момента, все ваши действия будут записываться в макрос. В строке состояния появится слово “Запись”.

  • Выполните команду Правка | Заполнить | Прогрессия. Появится окно диалога «Прогрессия».

  • Установите флажок по строкам. Это означает, что прогрессия будет строится в выделенной строке.

  • Установите флажок арифметическая. Это означает, что ячейки в строке будет заполняться числами, являющимися членами арифметической прогрессии.

  • В окне “Шаг” введите число 0,5 — разность арифметической прогрессии.

  • Нажмите кнопку OK, чтобы выйти из окна диалога “Прогрессия”.Теперь нужно закончить запись макроса.

  • Нажмите кнопку Остановить макрос.

Он запускаетсянажатием Ctrl+p. Перед этим нужно ввести первый член прогрессии и выделить ячейки в строке, где будут размещаться члены арифметической прогрессии с разностью 0,5 После нажатия клавиш Ctrl+p ячейки A1:G1 заполнятся числами 1000 1000,5 1001 1001,5 1002 1002,5 1003. Если первая ячейка среди выделенных не содержит число, то заполнение числами не произойдет и ячейки останутся без изменения.

^ Макрос «Диаграмма»

Этот макрос будет восстанавливать стандартную диаграмму Excel. Если строили графики с использованием пользовательского автоформата диаграмм, то для перехода к стандартной диаграмме Excel достаточно будет запустить этот макрос. Для записи макроса “Диаграмма” выполните следующие действия:

  • Выполните команду Сервис | Запись макроса | Начать запись.

  • Появится окно диалога “Запись макроса”.

  • Введите в поле ввода Имя макроса название записываемого макроса Диаграмма и нажмите кнопку Параметры.

  • Перейдите на латинский регистр и введите букву d для клавиши быстрого вызова макроса.

  • Нажмите кнопку OK в окне диалога “Запись макроса”. Начиная с этого момента все ваши действия будут записываться в макрос. В строке состояния появится слово “Запись”.

  • Из меню Сервис выберите команду Параметры. Появится окно диалога “Параметры”.

  • 

  • Выберите вкладку “Диаграмма”. В поле ввода списка Формат диаграммы по умолчанию отображается название последнего использовавшегося пользовательского автоформата диаграммы.

  • В списке Формат диаграммы по умолчанию с помощью полосы прокрутки найдите значение Встроенная и нажмите кнопку OK.

  • Нажмите кнопку Остановить макрос.

  • До запуска макроса “Диаграмма” в качестве диаграммы по умолчанию строилась диаграмма формата Линии. После нажатия клавиш Ctrl+d в качестве диаграммы по умолчанию будет использоваться Встроенная. Макрос изменяет значение формата для стандартной диаграммы. Обе диаграммы построены на наборе данных A1:E4, но с использованием разных форматов.

^ Макрос «Значение»

Действие этого макроса аналогично нажатию кнопки Вставить значения. В ячейке остается только результат работы формулы, а сама формула исчезает. Это очень важная функция, поэтому приведем алгоритм записи соответствующих действий в макрос, который впоследствии будет вызываться нажатием Ctrl+v. Для записи макроса “Значение” выполните следующие действия:

  • Для наглядности введите в ячейки A1 и A2 какие-нибудь формулы, например, следующего вида: =COS(D1), =COS(D2). В ячейках D1 и D2 расположены числа.

  • Выделите ячейки A1 и A2.

  • Выполните команду Сервис | Запись макроса | Начать запись.

  • Появится окно диалога “Запись макроса”.

  • Введите в поле ввода Имя макроса название записываемого макросаЗначение и нажмите кнопку Параметры.

  • Перейдите на латинский регистр и введите букву v для клавиши быстрого вызова макроса.

  • Нажмите кнопку OK в окне диалога “Запись макроса”. Начиная с этого момента все ваши действия будут записываться в макрос.

  • Выполните команду Правка | Копировать.

  • Нажмите мышью в первую ячейку выделенной области. В нашем случае это ячейка A1.

  • Выполните команду Правка | Специальная вставка. Появится окно диалога “Специальная вставка”.

  • Установите признак Значения.

  • Нажмите кнопку OK для выхода из окна диалога “Специальная вставка”.

  • Нажмите мышью в первую ячейку выделенной области. В нашем случае это ячейка A1.

  • Нажмите клавишу Esc.

  • Нажмите кнопку Остановить макрос.

Работа с макросом “Значение” осуществляется следующим образом. Сначала выделите блок ячеек, в которых присутствуют формулы, а затем нажмите Ctrl+v. В выделенных ячейках останутся только значения формул.Результатом работы формул может быть текст. После нажатия Ctrl+v формулы исчезнут и останется только текст. Если вы хотите использовать макрос “Значение” вместо команды Специальная вставка, запишите его с относительными ссылками.


  1. 

  2. Концепции развития информатики
^

Вопрос 0. Направления развития информационной деятельности в условиях массовой информатизации


Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:

  • чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

  • постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

  • появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;

  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могутим воспользоваться вполном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
^



Список использованных источников


  1. Бройдо В.Л. Персональные ЭВМ: архитектура и программирование на Ассемблере. - СПб.: ГИЭА, 1994.

  2. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. - 2-е изд., стер. - М.: Наука. Гл. ред. фш -мат. лит., 1989.

  3. Информатика: Учебник. - 3-е перераб. изд. /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

  4. Кущниренко А.Г., Лебедев Г.В. Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Корогозин В. И., Корогозина В. Л. Информация как основа жизни. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 2000.

  6. Могилев А. В. и др. Информатика: Учебное пособие для студ. пед. Вузов. – М.: Академия. – 1999

  7. http://www. grenn-soft.ru/publ/1-1-0-2

  8. http://www.ssit.ucoz.ru/index/0-26

  9. http://www.wikipedia.org/wiki/






Скачать файл (156.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации