Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Проблема восприятия личности в структуре делового общения - файл 1.doc


Контрольная работа - Проблема восприятия личности в структуре делового общения
скачать (105 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc105kb.09.12.2011 00:43скачать

содержание

1.doc

Контрольная работа
по дисциплине: Деловое общение
на тему: «Проблема восприятия личности в структуре

делового общения»


2011

План:

Введение

1. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения

2. Характер человека


3. Заключение

Список источников

Введение

В настоящее время все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу в нашей стране социальные и экономические процессы, вызывающие интерес к проблемам межличностных отношений не только со стороны представителей тех профессий, для которых общение входит составной частью в их служебные обязанности. "Коммуникативные" барьеры стоят не только перед людьми, говорящими на разных языках, но и перед теми, кто занимает различные позиции в системе распределения труда, а также у лиц, имеющих высокий образовательный уровень, но недостаточное знание гуманитарных дисциплин, или у тех, кто только ступает на трудовой путь.

В любом из этих случаев самая серьезная проблема, с которой сталкивается человек в своей творческой или практической деятельности - это взаимоотношения с людьми.

И здесь недостаточно знать математику, экономику и кибернетику. Требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились. Сейчас после окончания ВУЗа он должен рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь ясно и доходчиво объяснить свою идею, уметь строить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, уметь слушать, уметь избегать конфликтов - такой человек гораздо успешнее делает свою карьеру.


^

1. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения


Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения.

К первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым и складывается личность, принадлежит темперамент, присущий человеку от рождения. Он является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка (например, характера).

Темперамент служит как бы маркером всей психической деятельности человека. Он является биологическим фундаментом нашей личности, т. к. основан на свойствах нервной системы человека, которые следует оценивать как внутренние резервы его деятельности и требуемой адаптации. Проявляется в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, манере держаться. Родоначальником учения о темпераменте является греческий врач Гиппократ (IVв. до н. э.). Различия в поведении людей Гиппократ объяснял преобладанием в организме одного из 4-х соков (жидкостей): крови, желчи, лимфы и черной желчи, правильно выразив материалистическую идею связи свойств личности с биологическими особенностями человека. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, чтобы знать, какие виды и способы деятельности ему больше свойственны, больше соответствуют его природной предрасположенности, т.к. темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности.

Темперамент обладает определенным набором основных психологических характеристик:

  • активность - интенсивность взаимодействия с окружающим ми-ром;

  • темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи, ходьбы, движений и т.д.;

  • эмоциональность - глубина эмоциональных реакций;

  • уровень тревожности - индивидуальная реакция человека на различные жизненные обстоятельства;

  • чувствительность - тонкость восприятия внешнего мира;

  • ригидность - пластичность - способность к быстрой перестройке и адаптации;

  • экстраверсия - обращенность вовне;

  • интроверсия - обращенность внутрь себя, на себя;

  • подчиненность - доминантность, склонность к лидерству - склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называются типами темперамента. По Павлову темперамент зависит от определенных сочетаний свойств нервной системы: си-лы, уравновешенности, подвижности.

Различают четыре типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях люди с разными типами темперамента заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, проявляемой энергии. Один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - малая подвижность лица и сдержанность движений.

Понятно, что не всех людей можно разделить по четырем типам. И.П. Павлов предположил, что должны существовать и другие типы темперамента, с другими комбинациями свойств нервной системы, но наука их пока не выделяет, а практика наблюдения показывает, что у всех людей есть доминанта одного из указанных типов.

Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от требований ситуаций и т.д. Но несомненно, что они имеют и свою врожденную сторону, неизменяемую в течение всей жизни человека.

Рассмотрим, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.

Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники высоко активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Эмоции преимущественно положительные. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого темперамента. Этот тип "спешит жить" и поэтому испытывает постоянный дефицит времени.

Следует сказать, что для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целенаправленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают необходимые предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Легко и быстро сангвиники приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. У них развито чувство собственного достоинства, собственной значимости. Самооценка сангвиника или адекватна, или несколько завышена. Позитивная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству дает сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем.

В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются высокой общительностью, обилием различных контактов с людьми. Это способствует получению самой обширной и разнообразной информации, что немаловажно для широкого влияния на поведение людей. Указанные свойства и качества достаточно точно и правильно позволяют его оценить, хорошо понимать его, строить четкую линию отношений с ним.

Холерический темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением). Холерик выделяется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью и силой движений, их быстрым темпом. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Иногда бывает агрессивным. Отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Для него характерна большая устойчивость стремлений, интересов, настойчивость. В связи с этим холерикам трудно переключать внимание. Представители этого типа отличаются большой возбудимостью и неуравновешенностью. Для поведения холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и наоборот, эмоциональные спады, состояние депрессии, т.е. цикличность эмоциональных состояний. В состоянии эмоционального подъема у них высокая работоспособность, исключительная инициатива и творческий порыв. Признаком холерического темперамента является также работа рывками - стремление сделать все сразу, часто за счет снижения качества работы.

В отношении к самому себе у холерика также наблюдается неустойчивость. При подъеме эмоционального состояния самооценка или адекватна, или заниженная. При спаде появляется излишняя самокритичность, желание пожаловаться, пострадать.

В общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценить поступки людей, служит причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Руководителю с холерическим темпераментом наиболее свойственен авторитарный стиль руководства, при котором преобладают единоличные решения. Отношение его к другим людям также может полярно изменяться в зависимости от фаз психического, эмоционального состояния: от высокой общительности, соучастия на подъеме до подозрительности, недоверия, замкнутости и необщительности при спаде. Вместе с тем, он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. В связи с тем, что отношение к людям и поведение холерика крайне изменчивы, приспособиться, адаптироваться к такому человеку, прогнозировать его поступки порой бывает трудно.

В заключение следует отметить, что при отсутствии надлежащего самовоспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность холерика может привести к неспособности контролировать свои эмоции и в трудных жизненных обстоятельствах.

Флегматический темперамент связан с сильным, уравновешенным, но инертным, малоподвижным типом. У флегматиков реакции торможения преобладают над реакциями возбуждения. Они медлительны, выносливы, невозмутимы. Отличаются невыразительностью мимики, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой и приспосабливаются к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Он спокоен и при больших неприятностях. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Любит устоявшийся образ жизни, установившиеся привычки. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку.

Как правило, доводит начатое дело до конца. Высоко продуктивен в деятельности, которая требует методичности, точности, пунктуальности. Инновации применимы для него только тогда, когда они методично, детально, последовательно расписаны.

Самооценка у человека флегматического темперамента устойчивая, адекватная. Он точно оценивает свои умения, возможности, навыки; хорошо знает, какую работу он может выполнить. Он уверен в себе, солиден, надежен. В отношении к людям флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, обязателен.

Поскольку для флегматика характерна инертность, малоподвижность, ему нужно время для того, чтобы сосредоточиться, требуется время для раскачки. Инертность сказывается также в косности стереотипов его поведения, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. В неблагоприятных обстоятельствах у флегматика может выработаться безразличное, равнодушное отношение к труду, к окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Люди с меланхолическим темпераментом - меланхолики - характеризуются низким уровнем активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи и повышенной утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении. Они очень впечатлительны, любят мечтать, воображать, очень нерешительны и осторожны в своих поступках. Меланхолики - застенчивые, любящие одиночество, трудно вживающиеся в коллектив люди, часто бывают мнительны, чрезмерно обидчивы и склонны к подозрительности, избегают общения с малознакомыми, новыми, неизвестными им людьми. Нерешительны в трудных обстоятельствах, не любят рисковать. Их труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность. Самооценка меланхолика, как правило, заниженная, что как бы блокирует реализацию имеющихся возможностей, отрицательно воздействует на их развитие. Заниженная, невысокая самооценка служит причиной их внутреннего дискомфорта или внутреннего конфликта. Меланхолики хорошо отзываются на поощрение, наказание выбивает их из привычной колеи и делает неспособными успешно выполнять задание. Они с трудом работают в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Однако в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Внутренняя активность меланхолика и флегматика часто бывает достаточно высокой, хотя внешняя может быть сведена до минимума. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолики глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре - вопрос воспитания.

Необходимо найти способы, обеспечивающие возможность реализации своего темперамента. Сфера деятельности настолько разнообразна, что для человека с любым типом темперамента найдется своя комфортная ниша.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие требования, например, к выдержке, к само-обладанию или быстроте реакций. Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с тем типом темперамента, который пригоден для данной профессии.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

1. "Ни минуты покоя". Такой принцип подхода к холерику, который все время должен быть занят делом, чтобы его активность способствовала нейтрализации минусов: невыдержанности, конфликтности.

2. "Доверяй, но проверяй". Это подходит к сангвинику, который не всегда исполняет обещанное.

3. "Не торопи". Таким должен быть подход к флегматику, которому нужен индивидуальный темп, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4. "Не навреди". Это девиз для меланхолика, с его мнительностью, застенчивостью, ранимостью.

Можно предположить, что первую эксперессоценку партнеров по общению человек производит на базе извлечения информации о его темпераменте.

Умение определить хотя бы приблизительно темперамент других людей служит хорошей предпосылкой для установки взаимоприемлемых отношений с ними, в том числе и в деловых контактах.
^

2. Характер человека


Мы рассмотрели программирующие свойства личности. Програм-мирующие его характер, поведение по отношению к себе и другим. Иными словами, человек генетически получает способности, темперамент, а уже как он реализует это наследство - зависит от многих факторов.

Характер тесно связан с темпераментом единой физиологической основой. Однако формируется он под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания.

В жизни встречаются люди не только разного темперамента, но и разного характера. Бывает и сангвиник грубияном, и флегматик с его безобидной манерой на все реагировать обнаруживает склонность к интриганству или обману.

Что же такое характер? В буквальном переводе с греческого "характер" - это "отпечаток". Словом "характер" мы оцениваем типичные, час-то повторяющиеся в поступках и действиях проявления личности, привычные формы поведения в различных ситуациях, т.е. поведение, являющееся нормой.

Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их не так легко переделать.

Поэтому и случается, что столкновение разных характеров часто препятствует взаимопониманию. Как же проявляется характер человека? Характер человека в общении проявляется прежде всего в его мировоззрениях, в его оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые владеют таким характером, который называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер.

И все же характер не дается человеку от природы. Нет человека, чей характер нельзя было бы изменить, переделать. И ссылка на то, что вот я такой, и все тут, ничего не поделаешь - несостоятельны.

Но обычно отрицательные черты характера проявляются ярко лишь тогда, когда человека заденут за живое.

Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Психоаналитики отмечают, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле.

Каждый человек имеет потребность в определенном количестве контактов, направленных на реализацию его эмоционально окрашенных состояний. Эти потребности можно разделить на три типа: направленные к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические свойства характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости.

По этим свойствам можно выделить характеристику трех социальных типов.

^ Уступчивый тип направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

^ Агрессивный тип направлен против людей, имеет представление о жизни как о борьбе против всех, другие люди для него - враги. Главное для него - победа и контроль над другими, никому не доверяет. Привязанности и симпатии рассматривает как слабости.

^ Разобщенный тип направлен от людей, у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям. Близкие контакты вызывают у него тревогу, он старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.

Умение правильно распознавать позицию партнера по общению, выбирать и гибко менять свою - позволяет достичь успеха в коммуникациях.

Нужно ли нам знать и понимать себя и другого человека? Ответ на этот вопрос может быть только утвердительным. Когда человек научится разбираться в своем сложном психическом мире, ему станет намного легче решать трудные жизненные проблемы, главное - уметь прогнозировать и регулировать свое поведение.

Следует подчеркнуть, что прикладное значение учения о темпераменте заключается, в первую очередь, в применении этого знания к самому себе, в активном использовании в своей работе плюсов, умении не выпускать из-под контроля минусы. Например, холерику - все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер, флегматику - не забывать, что желательно все-таки действовать немного быстрее и гибче, а меланхолику - уметь отделять неудачи от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов.

Однако все же нельзя путать темперамент и характер.

Наиболее заметным, ярким является демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих - более сильно, чем они это переживают в данный момент.

Другими словами - у таких людей развита способность демонстрировать свои эмоции.

Человек с демонстративным типом характера способен вытеснять из своего сознания многие негативные переживания, в частности полностью забыть то, что он не хочет помнит (например, случаи, когда он поступал недостойным образом).

У всех людей более или менее развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления, в этом проявляется один из защитных механизмов человеческой психики. Однако у демонстративной личности это становится основной формой поведения.

Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне важно постоянное внимание, желательно восхищение, а безразличное отношение для него является совершенно невыносимым.

Противоположным демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки и т.д., конечно, если это не единичный случай, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, предусмотрительность, рассудительность - словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств: ярости, гнева, страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яростью спустя недели, месяцы, даже годы. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем.

У возбудимых людей часто констатируется весьма неровное течение жизни, они постоянно раздражены, склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

С демонстративным типом нужно очень рационально фильтровать получаемую от него информацию, т.к. она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями.

С педантичным типом общение должно носить терапевтический характер, т.к. эти люди нуждаются в подбадривании. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека часто проистекают из его нерешительности, на это не нужно указывать, лучше всего использовать безоценочную тактику.

С застревающим типом лучше помочь ему разобраться в сути его постоянной борьбы с кем-то или за что-то.

С возбудим типом нужно всегда иметь в виду, что их агрессия нака-пливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда неожиданны, поэтому здесь нужно внимательно следить за языком тела - накапливающаяся агрессия обязательно выразится в таком "несловесном" общении (жесты, мимика, позы).

Характер человека меняется под влиянием времени, среды, жизненных ситуаций. Главное, не упускать из виду прогноз такого изменения, который можно предупредить.

8 основных свойств возможного изменения характера:

1. Тенденция к лидерству - властность – деспотичность

2. Уверенность в себе - самоуверенность – самовлюбленность

3. Требовательность - непримиримость – жестокость

4. Скептицизм - упрямство – негативизм

5. Уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость

6. Доверчивость - послушность – зависимость

7. Добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм

8. Отзывчивость - бескорыстие – жертвенность

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

^ Диадическое общение характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

В ситуации групповой дискуссии и в публичном выступлении успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую информацию, когда же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники.

Таким образом, общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.


Заключение

Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом которой является конкретный индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать - важнейшая часть жизнедеятельности личности.

Список источников:

  1. Социальная психология и этика делового общения. Под ред проф. В.Н. Лавриненко. - М.: "Культура и спорт", изд. объединен. "ЮНИ-ТИ", 1995.

  2. http://studyspace.ru/uchebniki-po-menedzhmentu/psihologiya-i-etika-delovogo-obscheniya.html

  3. http://studentbank.ru/view.php?id=16880

  4. http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html

  5. http://www.10ballov.su/work_15828.html



Скачать файл (105 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации