Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Бережная И.Ф. Педагогическая практика в школе - файл 1.doc


Бережная И.Ф. Педагогическая практика в школе
скачать (681 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc681kb.09.12.2011 00:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

педагогическая практика В ШКОЛЕ



Учебно-методическое пособие
ВОРОНЕЖ

2010

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 17.06.2010 г.


Рецензент кандидат психологических наук Волкова Т.И.


Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов факультетов педагогического профиля всех форм обучения.
Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская, О.С. Лапкова. – Воронеж, 2010. – 64 с.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы и практический материал по организации и содержанию педагогической практики студентов в школе, изучению личности школьника, динамики детского коллектива и профессиональной деятельности учителя. Пособие предназначено для сопровождения практической деятельности будущих педагогов в школе, организации их самостоятельной и исследовательской работы, повышения психолого-педагогической культуры студентов.

Введение
Уважаемые старшекурсники, опыт организации и проведения педагогической практики в школе показал, что существует потребность в подобном издании. Авторы надеются, что в данной работе Вы найдете максимум информации по интересующим Вас вопросам. Данное учебно-методическое пособие содержит Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника университета для дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приказ Министерства образования РФ от 30 августа 2000 г. № 2400).

Педагогическая практика является завершающим звеном в системе подготовки преподавателя. Она позволяет проверить и углубить в практической деятельности знания, которые были получены из теоретических курсов. Практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков, необходимых для педагога. Это касается, прежде всего, умений и навыков общения с детьми, установления индивидуальных контактов, умений работать с классным коллективом и многих других. Практика развивает педагогическое сознание, профессиональную педагогическую культуру, способствует развитию творческого мышления, организаторских способностей студента. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности. К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой.

Необходимым и решающим условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на учебную деятельность, методическую оснащенность образовательного процесса, научно-исследовательскую деятельность и овладение ее методикой.

Практика помогает реально формировать педагогическую рефлексию, когда для будущего учителя предметом его размышлений становятся методы и средства собственной педагогической (и учебной, и воспитательной) деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности, проводимый под руководством преподавателя-методиста, совместно с другими студентами, помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе, и найти пути их преодоления, педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы будущий учитель научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизировать учащихся, организовывать самостоятельную работу на уроке, рационально рассчитывать время, выбирать темп и методы урока, адекватные поставленным задачам и возможностям учащихся и т.п.), а какие обусловлены личностными качествами студента (излишняя эмоциональность, неумение четко выразить свою мысль, недостаточно ясная дикция и т.д.).

В результате педагогической практики у студента должна появиться потребность в педагогическом самообразовании и дальнейшем профессиональном самосовершенствовании. Будущему учителю необходимо составить для себя собственный план профессионального роста и развития необходимых, профессионально значимых качеств.

^ Цель и задачи педагогической практики

Цель: формирование психолого-педагогических компетенций, развитие педагогических способностей и овладение в процессе практики профессиональными качествами на гуманистической, духовно-нравственной основе.

Задачи:

  1. Подготовка будущих педагогов к реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам общего образования.

  2. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности педагога, формирование у них умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся.

  3. Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами-практикантами при изучении психолого-педагогических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью.

  4. Выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса.

  5. Развитие профессионально-педагогического мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего преподавателя, а также его гуманистической направленности.

  6. Ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, оказание помощи со стороны студентов в решении задач обучения и воспитания учащихся.

  7. Выработка у студентов творческого подхода к собственной профессиональной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация у них потребностей в самообразовании и личностном развитии.

Авторы надеются, что данное учебно-методическое пособие поможет Вам выполнить программу педагогической практики своевременно и квалифицированно.
^ Права и обязанности студентов-практикантов

Педагогическая практика студентов проводится с отрывом от учебных занятий и состоит из двух этапов – обучающая и стажерская практики.

Студент-практикант своевременно выполняет учебно-воспитательную и другие виды работ, предусмотренные сквозной программой практики, обеспечивая единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся.

В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к детям, к педагогической профессии. Он должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия. В процессе работы с учащимися студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива учебно-воспитательного учреждения.

Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и преподавателям учебно-воспитательных учреждений, вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики, пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

Каждый студент ведет дневник, в котором фиксирует результаты наблюдений и анализа учебно-воспитательной работы с учащимися, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков, внеклассных мероприятий по предмету и воспитательных дел.

Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, или работа которого на педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. По решению Совета факультета ему может быть назначено повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

На период практики один из студентов, проходящих практику в данном учебно-воспитательном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики.
Планирование, содержание и результаты

основных этапов педагогической практики1


Содержание

Форма отчетности

^ Сроки выполнения

Подготовка и организация педагогической практики.

Установочная конференция на факультете, знакомство со школой, распределение по классам.

Знакомство с учителями, классным воспитателем, детьми закрепленного за практикантом класса.

Присутствие на всех уроках в закрепленном классе, посещение и анализ уроков по профильному предмету.

Изучение системы работы учебно-воспитательного учреждения. Составление индивидуального плана практики.

Семинар: «Изучение отдельных сфер (характеристик) личности школьника»

График работы студента.


Дневник педагогической практики с анализом уроков учителей-предметников.


1 неделя (обучающая практика, стажерская практика)

Анализ планирования воспитательной работы образовательного учреждения, системы работы классного руководителя.

Выбор ученика для изучения и составления психолого-педагогической характеристики.

Посещение уроков учителей-методистов и их анализ.

Составление тематического плана уроков на период практики.

Семинар: «Система работы классного воспитателя (куратора)».

Тематическое планирование по предмету.

2 неделя (обучающая практика)

Изучение направленности класса, формирование творческой группы для организации внеклассного мероприятия.

Беседа с классным воспитателем, уточнение воспитательных мероприятий планируемых для проведения.

План воспитательной работы студента с классом.

План-конспект урока и его анализ.

3 неделя (обучаю-щая прак-тика)

Посещение родительского собрания. Проведение первых уроков, их психолого-педагогический анализ.

Посещение уроков сокурсников и их психолого-педагогический анализ.

Семинар: «Затруднения, возникающие у учителя на первых уроках».







Подготовка и проведение внеклассного дела.

Проведение и анализ уроков. Развитие умений формулировать и конкретизировать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока на практике.

Анализ затруднения и психологических барьеров в работе практиканта.

Семинар:. «Барьеры в педагогическом взаимодействии».

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

План-конспект воспитательного дела.

4 неделя (обучаю-щая прак-тика)

Проведение первых зачетных уроков. Реализация индивидуального подхода к учащимся. Овладение методами работы со слабоуспевающими, педагогически запущенными детьми.

Семинар: «Педагогические технологии как основе деятельности учителя».

Программа индивидуальной работы с одним из учеников.

5 неделя (стажерская практика)

Проведение уроков и внеклассных занятий по предмету. Подбор и изготовление дидактических материалов. Посещение и психолого-педагогический анализ уроков сокурсников.

Семинар: «Психологический климат в классном коллективе».

Дидактические материалы по одной из тем школьного курса.

6 неделя (стажерская практика)

Изучение уровня развития класса как коллектива. Подготовка и проведение воспитательного дела, его анализ. Проведение зачетных уроков и их анализ.

Педагогические ситуации и конфликты в учебно-воспитательном процессе, их разрешение.

Семинар: «Изучение классного коллектива».

Анализ воспитательного дела. Анализ возникающего в классе конфликта и правильное его решение.

Алгоритм написания психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

7 неделя (стажерская практика)

Участие в работе методических объединений школы.

Проведение профориентационной работы.

Изучение особенностей взаимодействия и индивидуального стиля деятельности педагога. Определение и диагностика стиля общения учителя. Самооценка индивидуального стиля педагогической деятельности и общения.

Семинар: «Технология проведения нетрадиционных уроков».

Рекомендации по профессиональной ориентации учащегося.

8 неделя (стажерская практика)

Проведение зачетных уроков, их анализ.

Анализ методической системы учителя.

Организация работы факультатива по предмету, проведение одного занятия.

Индивидуальная работа с родителями учащихся.

Семинар: «Основы школоведения».

Психолого-педагогическая характеристика класса.

9 неделя (стажер-ская прак-тика)

Заключительные уроки и воспитательное дело.

Анализ проделанной работы и формулировка перспективных задач.

Подготовка отчетной документации.

Отчетная конференция.

Отчет по практике.

10 неделя (стажер-ская прак-тика)


Подведение итогов педагогической практики
Студенты во время практики ведут дневники педагогических наблюдений, в которых отражают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик на одного учащегося и классный коллектив. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.

По окончании педагогической практики студенты предоставляют групповому руководителю практики следующую отчетную документацию:

  • на 4 курсе – дневник и отчет о проведенной работе, планы-конспекты урока, воспитательного и внеклассного мероприятия, итоги выполнения заданий по изучению отдельных сторон личности школьника;

  • на 5 курсе – дневник и отчет о выполненной работе, планы-конспекты одного-двух уроков, внеклассного занятия (по предмету), анализ урока и воспитательного мероприятия, психолого-педагогическую характеристику коллектива учащихся.

На основании представленных документов и письменных характеристик студента, данных ему учителем и классным воспитателем (куратором), комиссия в составе группового руководителя, преподавателей педагогики и психологии проводит на каждом курсе зачет с дифференцированной оценкой.

Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводимом руководителем образовательного учреждения, и итоговой конференции в университете.
ОТЧЕТ

о педагогической практике
студента курса факультета
________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)
в __________________________ с ____________ по ____________ 200__ г.

(место и время прохождения практики)


  1. ^ Анализ учебной работы.

Количество посещенных и проанализированных уроков или учебных занятий (у педагогов-методистов и сокурсников-практикантов). Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему.

^ 2. Анализ внеклассной работы по предмету.

Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Количество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересованности и активности участия в них учащихся. Примеры удачных действий. Какие трудности возникали? Их причины.

  1. ^ Анализ воспитательной работы.

Анализ воспитательной системы образовательного учреждения на основе общешкольного плана и плана воспитательной работы классного руководителя (куратора). Целеполагание в воспитательной деятельности.

Анализ и количество посещенных воспитательных мероприятий (классных часов). Самостоятельно проведенные воспитательные дела (классные часы др.). Их формы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке. Формы, методы и средства воспитания, освоенные в период практики.

Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически целесообразно строить свои взаимоотношения с учениками и их родителями. Встретившиеся трудности, их причины и возможные пути преодоления.

^ 4. Анализ собственного стиля педагогического общения.

Определение собственного (или учителя по выбору) стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Трудности в общении с обучаемыми? Если да, то, какие именно? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения.

^ 5. Общие выводы по практике.

Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержания педагогической практики, учебного процесса в целом в ВГУ.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (681 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации