Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпоры по технологии программирования (Гвоздев) - файл 14.doc


Шпоры по технологии программирования (Гвоздев)
скачать (254.3 kb.)

Доступные файлы (16):

10.doc34kb.27.01.2006 23:07скачать
12-13.doc36kb.27.01.2006 23:13скачать
14.doc44kb.27.01.2006 23:30скачать
16.doc23kb.27.01.2006 23:33скачать
18.doc23kb.27.01.2006 19:24скачать
1.doc43kb.27.01.2006 20:28скачать
20.doc32kb.27.01.2006 23:43скачать
21-22.doc22kb.27.01.2006 22:00скачать
26-27.doc107kb.27.01.2006 19:49скачать
2.doc68kb.27.01.2006 22:25скачать
3.doc82kb.27.01.2006 20:21скачать
4.doc25kb.27.01.2006 20:19скачать
5.doc24kb.27.01.2006 19:51скачать
6.doc27kb.27.01.2006 21:20скачать
7.doc25kb.27.01.2006 20:52скачать
8.doc23kb.27.01.2006 22:49скачать

14.doc

9.4. Функциональное тестирование *

Одним из способов проверки программ является тестирование с управ­лением по данным или по принципу «черного ящика». В этом случае про­грамма рассматривается как «черный ящик», и целью тестирования является выяснение обстоятельств, в которых поведение программы не соответствует спецификации.

Для обнаружения всех ошибок в программе, используя управление по данным, необходимо выполнить исчерпывающее тестирование, т. е. тестиро­вание на всех возможных наборах данных. Для тех же программ, где испол­нение команды зависит от предшествующих ей событий, необходимо прове­рить и все возможные последовательности. Очевидно, что проведение исчер­пывающего тестирования для подавляющего большинства случаев невоз­можно. Поэтому обычно выполняют «разумное» или «приемлемое» тестиро­вание, которое ограничивается прогонами программы на небольшом под­множестве всех возможных входных данных. Этот вариант не дает гарантии отсутствия отклонений от спецификаций.

Правильно выбранный тест должен уменьшать, причем более чем на единицу, число других тестов, которые должны быть разработаны для обес­печения требуемого качества программного обеспечения.

При функциональном тестировании различают следующие методы фор­мирования тестовых наборов:

  • эквивалентное разбиение;

  • анализ граничных значений;

  • анализ причинно-следственных связей;

  • предположение об ошибке.

Эквивалентное разбиение. Метод эквивалентного разбиения заключа­ется в следующем. Область всех возможных наборов входных данных про­граммы по каждому параметру разбивают на конечное число групп - классш эквивалентности. Наборы данных такого класса объединяют по принцип? обнаружения одних и тех же ошибок: если набор какого-либо класса обнару­живает некоторую ошибку, то предполагается, что все другие тесты этога класса эквивалентности тоже обнаружат эту ошибку и наоборот.

Разработку тестов методом эквивалентного разбиения осуществляют i два этапа: на первом выделяют классы эквивалентности, а на втором - фор­мируют тесты.

Выделение классов эквивалентности является эвристическим процес­сом, однако целесообразным считают выделять в отдельные классы эквива­лентности наборы, содержащие допустимые и недопустимые значения неко­торого параметра. При этом существует ряд правил:

  • если некоторый параметр х может принимать значения в интервале
    [1, 999], то выделяют один правильный класс 1 < х < 999 и два неправиль­
    ных: х < 1 и х > 999;

  • если входное условие определяет диапазон значений порядкового ти­
    па, например, «в автомобиле могут ехать от одного до шести человек», то оп­
    ределяется один правильный класс эквивалентности и два неправильных: ни
    одного и более шести человек;

  • если входное условие описывает множество входных значений и есть
    основания полагать, что каждое значение программист трактует особо, на­
    пример, «типы графических файлов: bmp, jpeg, vsd», то определяют правиль­
    ный класс эквивалентности для каждого значения и один неправильный
    класс, например, txt;

  • если входное условие описывает ситуацию «должно быть», например,
    «первым символом идентификатора должна быть буква», то определяется
    один правильный класс эквивалентности (первый символ - буква) и один не­
    правильный (первый символ - не буква);

  • если есть основание считать, что различные элементы класса эквива-
    пентности трактуются программой неодинаково, то данный класс разбивает-
    гя на меньшие классы эквивалентности.

Таким образом, классы эквивалентности выделяют, перебирая ограниче­ния, установленные для каждого входного значения в техническом задании или при уточнении спецификации. Каждое ограничение разбивают на две или более групп. При этом используют специальные бланки - таблицы клас-:ов эквивалентности:

Ограничение на Правильные классы Неправильные классы

значение параметра эквивалентности

эквивалентности

Правильные классы включают правильные данные, неправильные клас­сы - неправильные данные. Для правильных и неправильных классов тесты проектируют отдельно. При построении тестов правильных классов учиты­вают, что каждый тест должен проверять по возможности максимальное ко­личество различных входных условий. Такой подход позволяет минимизиро­вать общее число необходимых тестов. Для каждого неправильного класса эквивалентности формируют свой тест. Последнее обусловлено тем, что оп­ределенные проверки с ошибочными входами скрывают или заменяют дру­гие проверки с ошибочными входами.

^ Анализ граничных значений. Граничные значения - это значения на границах классов эквивалентности входных значений или около них. Анализ показывает, что в этих местах резко увеличивается возможность обнаруже­ния ошибок. Например, если в программе анализа вида треугольника было записано А + В > С вместо А + В > С, то задание граничных значений приве­дет к ошибке: линия будет отнесена к одному из видов треугольника.

Применение метода анализа граничных значений требует определенной степени творчества и специализации в рассматриваемой проблеме. Тем не менее существует несколько общих правил для применения этого метода:

  • если входное условие описывает область значений, то следует постро­
    ить тесты для границ области и тесты с неправильными входными данными
    для ситуаций незначительного выхода за границы области, например, если
    описана область [-1.0, +1.0], то должны быть сгенерированы тесты: -1.0,
    +1.0,-1.001 и+1.001;

  • если входное условие удовлетворяет дискретному ряду значений, то
    следует построить тесты для минимального и максимального значений и те­
    сты, содержащие значения большие и меньшие этих двух значений, напри­
    мер, если входной файл может содержать от 1 до 255 записей, то следует
    проверить 0, 1, 255 и 256 записей;

  • если существуют ограничения выходных значений, то целесообразно
    аналогично тестировать и их: конечно не всегда можно получить результат
    вне выходной области, но тем не менее стоит рассмотреть эту возможность;

  • если некоторое входное или выходное значение программы является
    упорядоченным множеством, например, это последовательный файл, линей­
    ный список или таблица, то следует сосредоточить внимание на первом и по­
    следнем элементах этого множества.

Помимо указанных граничных значений, целесообразно поискать дру­гие.

Анализ граничных значений, если он применен правильно, является од­ним из наиболее полезных методов проектирования тестов. Однако следует помнить, что граничные значения могут быть едва уловимы и определение их связано с большими трудностями, что является недостатком этого метода.

Оба описанных метода основаны на исследовании входных данных. Они не позволяют проверять результаты, получаемые при различных сочетаниях

данных. Для построения тестов, проверяющих сочетания данных, применя­ют методы, использующие булеву алгебру.

^ Анализ причинно-следственных связей. Анализ причинно-следствен­ных связей позволяет системно выбирать высокорезультативные тесты. Ме­тод использует алгебру логики и оперирует понятиями «причина» и «следст­вие». Причиной в данном случае называют отдельное входное условие или класс эквивалентности. Следствием - выходное условие или преобразование системы. Идея метода заключается в отнесении всех следствий к причинам, т. е. в уточнении причинно-следственных связей. Данный метод дает полез­ный побочный эффект, позволяя обнаруживать неполноту и неоднозначность исходных спецификаций.

Построение тестов осуществляют в несколько этапов. Сначала, посколь­ку таблицы причинно-следственных связей при применении метода к боль­шим спецификациям становятся громоздкими, спецификации разбивают на «рабочие» участки, стараясь по возможности выделять в отдельные таблицы независимые группы причинно-следственных связей. Затем в спецификации определяют множество причин и следствий.

Далее на основе анализа семантического (смыслового) содержания спе­цификации строят таблицу истинности, в которой каждой возможной комби­нации причин ставится в соответствие следствие. При этом целесообразно истин>' обозначать «1», ложь - «О», а для обозначения безразличных состоя­ний условий применять обозначение «X», которое предполагает произволь­ное значение условия (0 или 1). Таблицу сопровождают примечаниями, зада­ющими ограничения и описывающими комбинации причин и/или следствий, которые являются невозможными из-за синтаксических или внешних огра­ничений. При необходимости аналогично строится таблица истинности для класса эквивалентности.

И, наконец, каждую строку таблицы преобразуют в тест. При этом реко­мендуется по возможности совмещать тесты из независимых таблиц.

Данный метод позволяет строить высокорезультативные тесты и обна­руживать неполноту и неоднозначность исходных спецификаций. Его недо­статком является неадекватное исследование граничных значений.

^ Предположение об ошибке. Часто программист с большим опытом на­ходит ошибки, «не применяя никаких методов». На самом деле он подсозна­тельно использует метод «предположение об ошибке».

Процедура метода предположения об ошибке в значительной степени основана на интуиции. Основная его идея заключается в том, чтобы пере­числить в некотором списке возможные ошибки или ситуации, в которых они могут появиться, а затем на основе этого списка составить тесты. Другими словами, требуется перечислить те особые случаи, которые могут быть не учтены при проектировании.

Проиллюстрируем применение всех рассмотренных выше методов на
примере.


Скачать файл (254.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации