Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий - файл 1.doc


Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий
скачать (114.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc115kb.09.12.2011 01:11скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию


ФГОУ СПО «Воронежский государственный колледж

профессиональных технологий, экономики и сервиса»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию тестовых заданий


Воронеж 2008
ББК 74
Составитель: Шадрина Е.Л.
Методические рекомендации по формированию тестовых заданий предназначены для педагогических работников колледжа.

Воронеж, ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008, с 17


В методических рекомендациях даны принципы формирования тестовых заданий, цели, методы, структура теста, типы, виды, формы и уровни тестовых заданий. Это необходимо при создании баз тестовых заданий по конкретной дисциплине вне зависимости от того, в соответствии с какой теорией (классической, современной, адаптивного тестирования) будет осуществляться оценка знаний, умений и навыков студентов.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам колледжа.


Библиограф: 2 названия
Рецензенты: М.Г.Поташников – зам. директора колледжа по НМР, канд. техн. наук;

Г.П.Смоленцев – доктор технических наук, профессор ВГТУ.
Издается по решению

методического совета

ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008

©ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008

Содержание


Введение…………………………………………………………..

4

1

Формирование тестовых заданий………………………

5




1.1 Виды педагогических тестов……………………….

6




1.2 Структура тестов…………………………………….

6




1.3 Формы тестовых заданий…………………………...

6




1.4 Тестовые задания закрытого типа………………….

7




1.4.1 Задания с выбором ответа……………………

7




1.4.2 Задания с выбором нескольких правильных

ответов…………………………………………

8




1.4.3 Задания на установление соответствия……..

9




1.4.4 Задания на установление правильной

последовательности…………………………..


10




1.5 Задания закрытого типа…………………………….

11




1.5.1 Задания на дополнения ………………………

11




1.5.2 Задания со свободными развернутыми

ответами………………………………………..


12

2

Оценка тестовых заданий………………………………

13

Список литературы……………………………………………….


14


Введение

Важным компонентом современной технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий. В настоящее время, согласно современным требованиям, основной упор в работе обучаемого переносится с обучения фронтального на самостоятельную, индивидуальную подготовку каждого учащегося.

В ходе учебного процесса тест выполняет диагностическую, обучающую, организующую, развивающую и воспитывающую функции. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

Составление тестов – требует тщательной подготовки. Тест очень чувствителен к качеству задания, к совершенству методики и организации, требует высокого уровня литературной, научной, и технической грамотности составителя задания.

^ 1 Формирование тестовых заданий
1.1 Виды педагогических тестов

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания. В данном случае для нас важны следующие виды классификации.

^ По целям использования (классификация предложена Гронлундом).

входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения. Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющие некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися.

формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения, то есть при текущем контроле.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формирующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изученного материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует современному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений. Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

критериально-ориентированный. Критериально-ориентированный тест служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы. Критерий оценки (сколько % заданий по каждому разделу должно быть выполнено правильно) задается преподавателем на основе образовательных стандартов.
При создании критериально-ориентированного теста особое внимание уделяется тому, чтобы задания теста соответствовали области содержания и адекватно отражали все ее элементы.
^ 1.2 Структура теста

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых задний. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания. Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте (субтесте), в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнять какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.
^ 1.3 Фомы тестовых заданий:

1) задания с выбором ответов (с множественным выбором от англ. Multiple choice items; задания с выбором одного правильного ответа);

2) задания на установление соответствия;

3) задания на дополнение;

4) задания на установление правильной последовательности.
Таблица 1 – Формы тестовых заданий


Тестовые задания

Открытого типа

Закрытого типа

Дополнения*

С выбором одного ответа*

Множественного выбора*

Свободного изложения

Восстановления соответствия*

Восстановления последовательности*

*Звездочкой отмечены типы тестовых заданий, которые могут быть использованы для компьютерного тестирования.


В зависимости от целей тестирования и содержания проверяемой дисциплины выбираются формы тестовых заданий (табл. 1). Разработчик может использовать в тесте задания только одной формы, а также сочетать в тесте несколько различных форм. Выбор форм во многом зависит от технологии проверки, сбора и обработки результатов, материального обеспечения.

^ 1.4 Тестовые задания закрытого типа

1.4.1 Задания с выбором ответов

Инструкция для заданий с выбором ответов рекомендует, что должен сделать испытуемый для правильного выполнения задания. Например, ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА.

Основной текст задания формулируется в виде утверждения, может включать график, рисунок, формулы, диаграммы и др.

Далее следуют варианты ответов, где правильным является чаще всего только лишь один. Остальные варианты ответов, неправильные, но правдоподобные, т.е. похожие на правильные, называются дистракторами. Соответственно, в результате выбора правильного ответа основная часть задания становится утверждением истинным, если выбран дистрактор – ложным. Наибольшую опасность представляют неправильные ответы, которые вводят в заблуждение лучших, знающих учеников. Именно отсюда появляются невалидные задания, в которых слабые отвечают верно, а сильные ошибаются. Сразу возникает вопрос, какое количество вариантов ответов в заданиях закрытого типа считается приемлемым. Как теоретики, так и практики пришли к выводу, что оптимальным количеством альтернативных ответов является 4-5. Если дистракторов меньше (соответственно меньше вариантов ответов), то увеличивается вероятность угадывания. Увеличение вариантов ответов может привести к созданию некорректного задания. Как правило, трудно найти более 4-5 интересных, оригинальных альтернативных ответов, а также правдоподобных дистракторов, которые будут одинаково привлекательны для выбора. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дистрактор был одинаково привлекательным и равномерно использоваться испытуемыми, выбирающими неправильный ответ. Если дисктрактор неправдоподобен, то он перестает выполнять свою функцию. Увеличение числа ответов, даже если дистракторы правдоподобны, ведет также к перегруженности тестовых заданий и всего теста, соответственно испытуемым потребуется намного больше времени для его выполнения. Так как время выполнения строго фиксируется, то придется сократить количество заданий и соответственно уменьшится объем контролируемого материала.

^ Требования к заданиям с выбором ответов.

Разработчики, создавая задания с выбором ответов, должны учитывать ряд требований, которые выработались в результате тестологической теории и практики.

1. Инструкция, основной текст задания и варианты ответов должны быть хорошо поняты испытуемыми.

2. Текст задания должен формулироваться четко, по возможности кратко, а также быть свободен от двусмысленности.

3. В основной текст задания включается максимальное количество информации, относящейся к проблеме. В вариантах ответов не используются повторяющиеся слова и выражения, они помещаются в основной текст задания.

4. Основной текст задания и ответы формулируются с соблюдением правил грамматики и должны сочетаться между собой грамматически.

5. В тексте задания исключается двойное отрицание.

6. Среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ (если это не множественный выбор).

7. Варианты ответов должны быть краткими, иметь примерно одинаковую длину.

8. В ответах не рекомендуется употреблять слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражения «все перечисленные», «ни один из перечисленных» так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.

9. Дистракторы должны быть одинаково привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа. Дистракторы одного задания должны быть связаны с содержанием тестируемого раздела.

10. Тестовое задание составляется таким образом, чтобы ни его основной текст, ни варианты ответов не являлись ключом для других заданий.

11. При составлении группы заданий, относящихся к одному тексту, графику, схеме, необходимо обеспечить независимость заданий друг от друга, чтобы правильность выполнения одного задания, не зависела от правильности выполнения другого.

12. Не рекомендуется включать задания, выполнение которых основывается на субъективном мнении испытуемого.
^ 1.4.2 Задания с выбором нескольких правильных ответов.

В некоторых случаях в закрытых заданиях предполагается не один, а несколько правильных ответов. Такие задания ставят перед собой сложную задачу, чем задания с одним верным ответом. Учащийся должен не только выбирать правильный ответ, но и самостоятельно определить количество правильных ответов. Обычно эти задания рекомендуется использовать в текущем контроле для проверки классификационных и фактических знаний, но не исключено использование подобных заданий в итоговом контроле.

Включение заданий с выбором нескольких правильных ответов сопровождается специальной инструкцией (например, ОБВЕДИТЕ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ). При этом необходимо заранее разработать систему оценивания задания.
^ Достоинства и недостатки заданий с выбором ответов.

Задания с выбором ответов имеют как достоинства, так и недостатки. Несомненным достоинством таких заданий являются: четкость оценивания ответов, возможность компьютерной проверки без привлечения экспертов, небольшое количество времени на выполнение задания (1-2 мин.). Недостатки: присутствует эффект угадывания, но возможны пути предотвращения; при нарушении условий проведения тестирования возможно списывание. Некоторые считают, что задания с выбором ответов нежелательны, так как несут в себе неправильные ответы, что плохо влияет на испытуемых. Здесь можно выразить, что использование таких заданий в итоговом контроле не должно влиять на испытуемого, потому что система знаний и умений в определенный области содержания у него уже предположительно сформирована. Нежелательно использовать эту форму заданий в текущем контроле. Самый главный недостаток – невозможность с их помощью оценить сферу творческих способностей испытуемых. Подобные задания в основном используются для проверки знаний фактологичесокго материала и репродуктивный уровень умений.
^ 1.4.3 Задания на установление соответствия

Задания на установление соответствия – это такие задания, когда испытуемый должен определить соответствия между элементами двух множеств. Задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами, классами и др.

Инструкция к таким заданиям имеет вид: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.
^ Требования к заданиям на установление соответствий (см. табл.2):

1. Элементы двух множеств должны быть выбраны по одному основанию для включения однородного материала в каждое задание теста;

2. Рекомендуется помещать в текст задания названия каждого столбца (обобщающее определение множества);

3. Желательно, чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть равновероятно правдоподобны.

4. Если задание не предполагает четкого соответствия, т.е. одному элементу левого списка соответствует только один элемент правого списка, то в инструкции к заданию обязательно указывается о наличии дистракторов и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.

5. В связи с особенностью восприятия число элементов одного списка не должно превышать 10.

6. Все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.
Таблица 2 – Задание на соответствие

^ Пример части речи

Часть речи

1. Кто-нибудь

А. Глагол

2. Аккуратность

Б. Предлог

3. Чувствовать

В. Местоимение

4. Нежданно

Г. Существительное

5. Из-за

Д. Наречие

Ответы: 1__, 2__, 3__, 4__, 5__.


^ 1.4.4 Задания на установление правильной последовательности

Тестовые задания этой формы предназначены для проверки знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, последовательности событий во времени и др.

Задание предполагает, что испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов: действий, событий и др., связанных определенной задачей. Порядок указывается с помощью цифр или букв в специально отведенном месте.

Необходимо помнить, что такие задания часто очень громоздки и нередко допускают варьирующую последовательность ответов.

Инструкции к заданию на установление правильной последовательности имеют следующий вид: УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
^ 1.5 Задания открытого типа

Отличительной особенностью заданий открытого типа является то, что в процессе их выполнения испытуемый сам записывает правильный ответ (слово, выражение, число, формулу и т.д.). Различают две формы заданий открытого типа: задания на дополнение и задания со свободно конструируемый ответами (задания свободным развернутым ответом).
^ 1.5.1 Задания на дополнение

Задания на дополнение предлагают, что ответ формулируется самим тестируемым: это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания на дополнение предлагает краткий ответ.

Задание на дополнение сопровождается инструкцией: ДОПОЛНИТЕ. Далее следует основная часть задания, где формулируется проблема и делается пропуск на месте элемента, знание которого проверяется.

Пример:

^ Высшей судебной инстанцией по реформе 1864 года является …

Эталонный ответ: сенат

Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью таких заданий проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, возможна проверка понимания изученного материала. Подобные задания хороши тем, что они сводятся к минимуму возможность догадки. Действительно, намного сложнее дать свой ответ, чем выбирать правильный из уже предложенных.

Сложность составления таких заданий связана с тем, что основной текст задания должен порождать только один, планируемый ответ. Возникновение неоднозначных ответов усложняет проверку результатов выполнения заданий теста в компьютерном режиме. Испытуемый может в качестве ответа использовать синонимическое понятие на месте дополнения или переставить элементы дополнения – это надо учитывать при оценке результатов.
Требования к заданиям на дополнение.

1. Каждое задание должно быть нацелено на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком.

2. Дополнения лучше ставить в конце задания.

3. Все прочерки для дополнения в одном тексте должны быть одной длины.

4. После прочерка, если это необходимо, указываются единицы измерения.

5. В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.
^ 1.5.2 Задания со свободными развернутыми ответами.

Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме.

Задания со свободным развернутым ответом похожи на традиционные письменные контрольные задания. Они позволяют проверить и оценить различные уровни познавательной деятельности испытуемых. Здесь проверяется не только знание фактического материала, но и умение выражать свои мысли, логичность, оригинальность выражения (гуманитарная сфера), проверяется способы решения учебных задач, процесс выполнения. Проблемы использования такой формы задания связана с объективностью оценивания, так как проверка этих заданий проходит не в компьютерном режиме, а с помощью экспертов (минимум 2). Чтобы снизить субъективный момент в процессе проверки заданий со свободно развернутыми ответами, разрабатываются четкие инструкции как для испытуемых, так и для проверяющих. Для испытуемого при формулировке задачи в инструкции должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла, т.е. должно быть четко указано, сколько аргументов, фактов или примеров он должен привести, нужно ли представить схему, график или чертеж, решение задачи, уравнения и т.д. краткое, полное, с пояснением и т.д. Дается также рекомендация по поводу длины ответа (количество предложение, знаком и др.). Для проверяющих дается эталонный ответ и составляется четкая инструкция, какое количество баллов дается за конкретные знания и умения.

^ 2. Оценка качества тестовых заданий
После проведения пробного тестирования наступает этап статистической обработки полученных данных тестирования, что позволяет определить количественные характеристики тестовых заданий.

Для удобства обработки тестовых данных результаты заносятся в специальную таблицу – матрицу тестовых результатов.

Пусть х – результат выполнения i-тым испытуемым j-того задания, тогда х=1, если ответ на задание правильный и х=0, если ответ неправильный.
Таблица 3 - Матрица тестовых результатов

№ испытуе-мого i

№ задания j

Индивиду-альный балл xi

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

6

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

3

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

1

4

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

9

5

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

4

6

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

4

7

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

5

8

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

4

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

9

10

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0

6

Число правиль-ных ответов yi

9

8

7

6

5

5

3

4

2

1

50


В таблице в каждой строке даны результаты конкретного испытуемого, которые называются профилем ответов. В столбце занесены результаты испытуемых на каждое конкретное задание (профиль задания). В последнем столбце представлены индивидуальные баллы каждого испытуемого (индивидуальные балл – это сумма 1, которые получены за правильный ответ). В последней строке дано количество правильных ответов по каждому заданию теста.


Литература:

1. Воронин Ю.А. Формирование тестовых заданий и оценка их качества. Метод. реком., - Воронеж.: ВОИКПРО, 2004, с.25

2. Царенко В.В. Методика уровневого тестирования . Метод. реком., - Воронеж.: ВОИКПРО, 2001, с.81


Скачать файл (114.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации