Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ситников А.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг - файл 1.doc


Ситников А.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг
скачать (7891.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc7892kb.09.12.2011 01:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Реклама MarketGid:
Загрузка...
УЧЕБНИКИ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

ВШЭ

А.П.Ситников, И.В.Огарь, Н.С.Бахвалова

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки

521500 «Менеджмент»
Издательский дом ГУ ВШЭ

Москва 2004

УДК 32:659.2 ББК 66 С 41

Федеральная целевая программа "Культура России" (подпрограмма "Поддержка полиграфии и книгоиздания России")

Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров в рамках программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" Инновационного проекта развития образования

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор ^ А.В. Филиппов,

доктор философских наук, профессор В. И. Гуваков,

профессор Ю.Я. Любашевский

ISBN 5-7598-0088-4

© А.П. Ситников, 2004 © И.В. Огарь, 2004 © Н.С. Бахвалова, 2004 © Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004

Оглавление

Предисловие................................................................................................7

Раздел первый: Теория — практика — теория...............................9

Глава I. Введение в политический консалтинг.................................... 10

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина.................. 11

1.1. О теории и практике в политическом консалтинге...................... 11

1.2. Определение политического консалтинга...................................... 12

1.3. Происхождение политического консалтинга................................. 19

1.4. Политический консалтинг и смежные науки................................26

Контрольные вопросы............................................................................35

Тема 2. Теоретические аспекты и типология

политического консалтинга......................................................................36

2.1. Субъекты и типология политического консалтинга..................... 36

2.2. Типы и методы политического консалтинга..................................45

Контрольные вопросы............................................................................50

Глава II. Аналитические технологии политического консалтинга.....52

Тема 3. Теория и практика исследовательской работы

в процессе политического консалтинга.................................................... 53

3.1. Формирование целей в политическом консалтинге.....................53

3.2. Планирование исследования............................................................60

3.3. Предмет анализа................................................................................65

3.4. Методика анализа политической ситуации...................................68

3.5. Обеспечение валидности и надежности исследования.

Ошибки измерения. Технологии построения выводов.......................70

3.6. Взаимодействие влияющих факторов в политической ситуации......75

3.7. Используемая терминология и алгоритм учета параметров

исследования............................................................................................ 78

Контрольные вопросы............................................................................ 87

Тема 4. Применение технологий исследования....................................... 88

4.1. Контекстуальный анализ области интересов клиента...................88

4.2. Анализ конкурентов клиента...........................................................95

4.3. Анализ клиента..................................................................................98

4.4. Метод многомерных семантических пространств

и его применение в политическом консалтинге.................................103

Оглавление

4.5. Коммуникационный цикл..............................................................115

Контрольные вопросы...........................................................................117

Глава III. Специальные технологии политического консалтинга......118

Тема 5. Виды и функции специальных технологий................................119

5.1. Стратегия и тактика в сфере политического консалтинга...........119

5.2. Технологии усиления.......................................................................123

5.3. Технологии поддержки....................................................................140

5.4. Технологии защиты..........................................................................147

5.5. Технологии нападения.....................................................................156

5.6. Милтон-моделирование в политическом консалтинге................165

Контрольные вопросы...........................................................................167

Тема 6. Политический консалтинг и средства массовой информации......168

6.1. Защита информации........................................................................168

6.2. Политическая реклама в средствах массовой информации

и коммуникации......................................................................................169

6.3. Политические кампании и Интернет............................................176

Контрольные вопросы...........................................................................178

Глава IV. Организационные технологии политического консалтинга.....180

Тема 7. Методы организации команды и обеспечение

источников финансирования...................................................................181

7.1. Формирование команды и ее основные функции.......................181

7.2. Кадровый состав команды...............................................................184

7.3. Консультанты кампании..................................................................192

7.4. Фанд-рейзинг....................................................................................194

Контрольные вопросы...........................................................................200

Тема 8. Маркетинг консалтинговых услуг..............................................202

8.1. Формирование спроса на услуги политконсультантов................202

8.2. Формирование предложения..........................................................205

8.3. Контрактинг......................................................................................207

Контрольные вопросы...........................................................................212

Раздел второй: Практика — теория — практика..........................213

64 ответа на актуальные вопросы: хрестоматия................................216

Практикум................................................................................................610

Рекомендуемая литература...................................................................616

Предисловие

С большим удовольствием представляю книгу моих коллег по научной, учебной и практической деятельности.

Сам факт подготовки учебного пособия по политическому консалтингу заслуживает всяческого одобрения, тем более что это первый опыт созда­ния учебной книги по столь нужному предмету.

Как справедливо отмечают авторы, становление политического консал­тинга как научной дисциплины происходит в нашей стране лишь в после­дние годы, и им (авторам) пришлось, по сути, конструировать и новое науч­ное направление, и новый для России учебный предмет.

Такая двуединая задача — сконструировать новую научную дисциплину и создать учебное пособие для студентов: политологов и политтехнологов — определила и структуру книги, и способ изложения материала.

В первой главе "Введение в политический консалтинг" авторы ищут кор­ни политического консалтинга, определяют его предмет, поле деятельности и субъекты взаимодействия. С учетом учебных задач рассматриваются технологии политического консалтинга, различаемые по целям, по масштабам, по спе­цифике применяемых методов и по другим значимым параметрам.

Различным технологиям посвящаются последующие три главы книги.

Во второй главе "Аналитические технологии политического консалтин­га" представлены все виды ресурсов политического консалтинга, основы теории и практики исследовательской работы в этой области. В краткой и емкой форме даются начала используемых в политическом консалтинге ме­тодов социологии, психологии и других смежных гуманитарных наук.

Представляется, что чрезвычайно важной для студентов, нацеленных на применение знаний в жизни, станет третья глава — "Специальные техно­логии политического консалтинга", где, по-видимому, в наибольшей мере отражен уникальный практический опыт авторов и Консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт".

Все представленные технологии будут чрезвычайно полезны для исполь­зования в практической деятельности, а то, что авторы склонны особо выде­лить технологии защиты и нападения, скорее всего, вытекает из их личного пристрастного отношения к этому направлению политического консалтинга.

7

Предисловие

В этой же главе раскрывается тема Милтон-моделирования в политическом консалтинге. Высочайшая компетентность одного из соавторов книги, А.П. Ситникова, в этой проблематике общеизвестна.

В четвертой главе "Организационные технологии политического консал­тинга" авторы раскрывают работу научной команды при осуществлении поли­тического консалтинга. Эта проблема особенно актуальна при осуществлении избирательных кампаний — главного поля приложения усилий политическо­го консалтинга в России. В главе рассматриваются малоизученные вопросы: контрактинг, маркетинг консалтинговых услуг и фанд-рейзинг.

Говоря о работе в целом, нельзя не обратить внимание на тщательно проработанные учебные аспекты — видно, что мы имеем дело с пособием большого практического значения. Должен признаться, в том числе и перед студентами, что общий уровень большинства политконсультантов, выдаю­щих себя за профессионалов, таков, что они не знают многого из помещен­ного в данной книге. Уверен, что она будет безусловно интересна как про­фессионалам, так и "профессионалам".

Учебное пособие "Политический консалтинг" содержит материал лекций по данному курсу в рамках программы обучения на кафедре политического консалтинга и выборных технологий в Государственном университете — Выс­шей школе экономики (ГУ ВШЭ). Практической основой книги стали много­летняя работа авторов — сотрудников Консалтинговой группы "ИМИДЖ-Кон-такт" и опыт проведения более 300 выборных кампаний по всему миру (250 руководителей высшего уровня заняли свой пост благодаря усилиям "ИМИДЖ-Контакта" и его президента А.П. Ситникова). В пособии использованы также данные Института ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) — одного из лучших аналитических центров Европы.

Считаю, что студентам ГУ ВШЭ повезло: курс политического консал­тинга им читают замечательные преподаватели-практики. Отрадно, что бла­годаря изданию этого учебного пособия разработанный ими курс может стать достоянием и других учебных заведений.

^ Профессор Ю.Я. Любашевский

8

Раздел первый

Теория — практика — теория

9

Глава I

Введение в политический консалтинг

10

Тема 1

^ Политический консалтинг как учебная дисциплина

Сущность и определение политического консалтинга, его функции. Исторические корни идей и технологий политического консалтинга. Связь политического консалтинга с политологией, социологией, психологией и другими науками

^ 1.1. О теории и практике

в политическом консалтинге

Все мы знаем, насколько теория отличается от практики. Очень ярко это проявляется в такой сфере деятельности, как политический кон­салтинг. Сложно оценить соотношение, в котором пребывают две данные величины относительно, например, избирательных техноло­гий и политического маркетинга. Практические технологии полити­ческого консалтинга зачастую не могут быть однозначно идентифи­цированы. Один из представителей современной европейской фило­софии, Франсуа Жюльен (говоря, правда, о специфике человечес­кого поведения вообще и о военном деле в частности) утверждает, что теория далека от практики так же, как климат от погоды1. Чисто геометрический результат, по Клаузевицу2, не имеет никакой цен­ности. Но мы не склонны так драматизировать и утверждаем: теория, подкрепленная практикой, является единственно возможным спо­собом изучить политический консалтинг как научное направление и сферу практической деятельности.

Теория, при всем ее несовершенстве, помогает понять методо­логию проблемы и, в некоторой степени, технологизировать ее, т.е. сделать более доступной даже в отсутствие собственного опыта при­менения именно этой технологии и разрешения именно этой про­блемы. Китайские мыслители, в отличие от европейцев, вообще не

1 См.: Жюльен Ф. Трактат об эффективности / Пер. с фр. Б. Крушняка; Науч. ред. Н. Трубникова. М.; СПб.: Московский философский фонд: Университетская книга, 1999.

2 Карл фон Клаузевиц (Karl von Clausewitz) (1780—1831) — выдающийся теоретик военной науки.

11

Глава I. Введение в политический консалтинг

разделяли теорию и практику на два отдельных понятия — их образ мышления подразумевал взаимопроникновение и взаимодополне­ние этих понятий. На этом факте основывается, например, рассмот­ренная нами теория ресурсных групп.

Условно говоря, поняв системное соотношение климата и пого­ды, мы поймем соотношение теории и практики, осмыслим средне­статистическую вероятность аналогичных случаев1 и научимся адап­тировать прописанные технологии к каждой конкретной ситуации.

Естественно, без практического опыта в политическом консал­тинге, как и в любой другой сфере, не обойтись. Причем опыт должен быть не только успешным и положительным, но и негативным. Об этом пишет Дж. Наполитан2, раскрывая используемые в практике тех­нологии профессии: «"Он и вправду хороший консультант?", — спро­сил я Мэта [Риза]. "Довольно хороший, — ответил Риз, — но будет намного лучше после того, как проиграет несколько кампаний"»3.

Отсюда та формула, которую мы сделали заголовком первого (теоретического) раздела этого учебного пособия — "Теория — прак­тика — теория".

^ 1.2. Определение политического консалтинга

В целом необходимо отметить, что общественное мнение изначально настроено предвзято ко всему, что связано с политикой. В какой-то степени становится уже тривиальной фраза "политика — грязное дело". Профессия политического консультанта, которая социально необхо­дима в не меньшей степени, чем многие другие профессии, сегодня несколько дискредитирована. Это произошло во многом из-за полу­чившего широкое распространение культа технологичности в подхо­де к политконсалтингу, особенно в сфере избирательных технологий.

1 См.: Жюльен Ф. Трактат об эффективности.

2 Джозеф Наполитан (Joseph Napolitan) — политический консультант с 1956 г. Основа­тель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов. Участвовал в избирательной кампании президента Джона Ф. Кеннеди и вице-президента Линдона Джонсона, был медиадиректором в кампании вице-президента Губерта Хэмфри и личным консультантом девяти глав иностранных государств. Ав­тор книги "Электоральная игра" ("The Election Game").

3 Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга) // Справочник по политическому консультированию / Под ред. Д.Д. Перлматтера: Пер. с англ. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт": ИНФРА-М, 2002. С. 10.

12

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

В последние годы издано немало книг, в которых процесс политконсалтинга предстает как сумма простых технологических схем. Отсюда часто возникает иллюзия, что инструментарий профессии политконсультанта легко освоить, и, следовательно, происходит ее профана­ция. Кроме того, отрыв технологий от содержания породил некий отрыв профессии от ее этических регуляторов. Наиболее убедитель­ной и разумной представляется точка зрения, что практика политконсалтинга обладает как внутренней логикой, так и собственным этическим содержанием.

Сегодня мы имеем дело с политконсалтингом нового поколения. В начале 1990-х гг. практика политконсалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением зарубежного опыта политконсалтинга в проведении избирательных кампаний — организации шта­ба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х гг. начался следующий этап — период эксперимента, сопро­вождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х гг. наряду с находками в сфере избиратель­ных кампаний широкое распространение получили и так называе­мые "грязные" технологии. В последнее время допустимо говорить о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление техно­логий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступа­ющей к избирателям. Теперь же речь идет фактически о формировании метатехнологий, связанных с управлением социально-политически­ми процессами. На этом уровне возникает необходимость "возвраще­ния" содержания, т.е. растет потребность в собственной методологи­ческой базе, в понимании сути тех социальных процессов, энергия которых используется в ходе политических кампаний.

Можно говорить о том, что участники политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, находятся внут­ри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности учас­тников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс. Учитывая, что сутью политики (конечно, в первом приближении) является борьба различных поли­тических сил за власть, допустимо признать тот факт, что сфера по­литконсалтинга — это сфера политического и социального конфлик-

13

Глава I. Введение в политический консалтинг

та. Этот конфликт можно охарактеризовать как "управляемый" конф­ликт. С одной стороны, общество признает необходимость этого кон­фликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления поли­тического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний. В какой-то степени проблема политического консалтинга — это проблема управления социальным конфликтом. При­чем, когда речь идет о политическом или социальном конфликте, то имеется в виду не столкновение личностей политиков, а противоре­чия между различными социальными группами (половозрастными, профессиональными, национальными, имущественными и др.). Обо­стрение этих противоречий неизбежно, поэтому важным аспектом является проблема ответственности политика и его консультанта за последствия применяемых методов. Причем эта проблема шире, чем ограничение применения "грязных" приемов, таких, как компро­мат, очернение соперников и др., она включает осознание ответ­ственности тех, кто играет на противоречиях, за последствия своих действий, чтобы не пересечь ту грань, за которой личный или соци­альный конфликты становятся "неуправляемыми" и перерастают в нецивилизованные формы.

Если рассматривать политические кампании как некий процесс, не затрагивающий по сути структуру социального субъекта, то неиз­бежным становится принятие методологии воздействия. Суть ее со­стоит в навязывании социальному субъекту извне (например, политконсультантами) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри само­го социального субъекта, что низводит его практически до уровня уп­равляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предоп­ределяет использование манипулятивных приемов. Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача упрачения пове­дением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реак­ции. В целом можно сказать, что такая методология воздействия политконсультанта, с одной стороны, иллюзорна, с другой — социаль­но опасна. Реальная практика показывает, что управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с есте­ственной логикой движения социального субъекта. В противном случае такое управление обеспечивает лишь краткосрочный эффект.

14

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

Важным является понимание того, что политический процесс затрагивает социальный субъект достаточно глубоко, вплоть до струк­турных изменений. Этот процесс описывается в терминах самооргани­зации и является одной из своеобразных, но естественных форм дви­жения социального субъекта, определяемой его внутренней энергети­кой. Управляемость политического процесса весьма относительна, за­дача, скорее, состоит в том, чтобы определить направление движения этого потока и эффективно использовать его энергию. Можно говорить о "повышении энергетики социальных процессов", "ее концентрации в определенном направлении". Если рассматривать политический кон­салтинг с этих позиций, то возникает необходимость использования технологий, выходящих за пределы упрощенного принципа "стимул-реакция", используемого в однолинейных, однонаправленных ком­муникациях. Такой подход требует более глубокого анализа и понима­ния природы и сущности социальных процессов.

Течение социальной жизни предполагает латентность целого ряда процессов, тенденций, противоречий. Их скрытость, подавленность яв­ляются условием социальной стабильности. В то же время концентрация скрытых противоречий опасна, так как способствует росту социального напряжения и социальной агрессии. Деление общества на большие со­циальные группы по тому или иному основанию практически всегда несет в себе в явном или завуалированном виде некое противоречие, а следовательно, и потенциальный конфликт между крайними связан­ными по данному основанию группами. В то же время взаимодополня­емость подобных полярных групп и определенные наработанные обще­ством механизмы обеспечения относительного баланса их интересов в конечном счете создают социальную стабильность.

Существенно и то, что на оси, соединяющей оба полюса, нахо­дится огромное количество людей, занимающих промежуточное по­ложение. Именно они образуют своеобразную "стабилизационную" группу. Одним из примеров такой "стабилизационной" группы явля­ется средний класс, рассматриваемый политологами как основа соци­альной стабильности. Таким образом, социальный субъект, пронизан­ный множеством явных и скрытых противоречий, представляет со­бой сложно структурированную совокупность больших социальных групп. Их постоянные дивергенция и конвергенция, обеспечиваю­щие социальное развитие, одновременно несут в себе угрозу соци­альной стабильности. Наличие же множества переплетенных между собой оснований для поляризации, а также промежуточных групп

15

Глава I. Введение в политический консалтинг

препятствуют расколу общества. В результате политической борьбы происходит "сброс" накапливающейся агрессии, определенное пе­рераспределение сфер влияния и частичное разрешение противоре­чий. Принципиальный вывод состоит в том, что политконсалтинг в действительности имеет дело с мощными социальными силами, энергетика которых значительно превосходит ресурс любого "уп­равляющего субъекта". С этим связано возникновение совершенно по-иному ориентированных подходов в политическом консалтинге: не столько "воздействие", сколько "взаимодействие", не столько "понуждение", сколько "стимулирование", не столько "личностно-ориентированных", сколько "ориентированных на социальные группы" и т.д.

Важным фактором в этом контексте является определение тех приоритетных противоречий, которые задают реальные оси поляри­зации социальных групп в ходе политической кампании. Эти оси об­разуют своеобразную сетку координат, внутри которой выстраивают­ся стратегия и тактика кампании, имидж кандидата и т.д. Положи­тельные качества лидера, технологические ходы, агитационные ма­териалы, которые не соотнесены с этими осями и не рассчитаны на резонанс внутри социальной среды, останутся невостребованными со стороны избирателей. В последнее время психологи преуспели в понимании не только "теневых" сторон человеческой личности, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики. Речь идет, в частности, о структурах "коллективного бессознательного", опи­санных К. Юнгом. Опора на эти базовые пласты, а не только на ситу­ативные реакции индивидуума во многом и определяет принципи­альную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при диалоговых коммуникациях в политическом консалтинге.

Технологии взаимодействия, а не воздействия, могут обеспе­чить менее быстрый, но более устойчивый эффект, так как происхо­дит не "навязывание", а "вращивание" новых идеологий. "Вращивание" предполагает встречную адаптацию: результирующие идеоло­гические схемы становятся продуктом сотворчества политика и со­циальных групп, т.е. его избирателей. Достигнутая сопричастность преодолевает отчужденность между ними. Для развития способности аккумулировать и усиливать энергетику социальной системы особое значение приобретает личностный ресурс политика — его собствен­ная энергетика. Умение политика выбирать адекватную линию пове-

16

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

дения в условиях политического и социального конфликта и есть свидетельство его потенциала как лидера, одна из важнейших пред­посылок достижения им политических успехов.

Определение политического консалтинга на современном этапе отличается несколькими особенностями. Прежде всего это связано с тем, что консалтинг подробно рассмотрен в психологической лите­ратуре. Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "кон­сультирование можно рассматривать как особый вид отношений по­мощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологи­ческий процесс"1. В теориях консультирования формулируются ос­новные, до некоторой степени подтвержденные принципы, которые касаются отдельных наблюдаемых явлений. Тремя главными функ­циями теорий консультирования являются: обеспечение концепту­альными структурами, разработка терминологии и проведение ис­следований.

Консультирование по экономике и управлению является специ­альной сферой приложения экономических и управленческих знаний и позволяет отнести такого рода консалтинг по большей мере к эконо­мическим и бизнес-дисциплинам. В этом контексте А.П. Посадский дает следующее определение: консалтинг — "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета. Процессом консультирования называется последовательная серия дей­ствий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных пере­мен внутри клиентской организации"2. Одним из основных подходов к изучению консалтинга является его понимание как "менеджмен­та", что означает прежде всего управление в сфере экономики и пред­принимательства. В понятии "менеджмент" в качестве объекта управ­ления выступают деловые процессы, и именно они обусловливают специфику консультирования. В этом контексте и политический кон­салтинг может быть отнесен к бизнес-дисциплинам, поскольку по­литическая карьера в странах с рыночной экономикой и демократи­ческими системами также может рассматриваться как сфера пред­принимательства.

1 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2001. С. 12.

2 Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы / Под ред. А.П. Посадского. М.: Национальный фонд подготовки кадров, 1998. С. 11.

17

Глава I. Введение в политический консалтинг

Политический консалтинг новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

Функции политического консалтинга можно определить следую­щим образом:

• исследование политической ситуации (по категориям ее про­явления: от исследований имиджа отдельного субъекта политичес­кой ситуации до исследований выборной истории общества);

• прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);

• реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и про­грамм, формирование имиджа и др.);

• создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;

• оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;

• реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

• оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции (стратегическое и тактическое).

Консалтинговые компании можно определить как компании, выполняющие услуги по обеспечению названных функций.

«Когда кто-нибудь спрашивает меня, чем я зарабатываю на жизнь, я оказы­ваюсь перед вечной дилеммой: ответить, что работаю в политической консалтин­говой или в медиаконсалтинговой фирме, или просто уйти от ответа, сказав, что мы делаем политическую рекламу. Любой ответ вызывает различную реакцию. Если я говорю "медиаконсалтинг", то встречаю в ответ либо совершенно пустой взгляд, либо озадаченную улыбку. В придачу я чувствую себя немного обманщицей, пото­му что опускаю слово политический.

Тогда я просто говорю "политический консалтинг". Политика — это название нашей игры: это то, что мы делаем, и это то, что мы есть. Но такой ответ может заставить остекленеть глаза собеседника, а улыбку сделать натянутой или обратить ее в хмурую гримасу. Чаще всего я вижу ухмылку, за которой, кажется, кроется вопрос: "Разве вы все, ребята, всего лишь не кучка мошенников"?

Обычно я реагирую вопросом:

— Вы видели ту политическую рекламу с кандидатами, просящими проголо­совать за них в день выборов?

Ответ всегда утвердительный.

18

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

— Так вот, это моя фирма их изготавливает. В сущности, этим и занимаемся.

— Нет, не всех кандидатов, наша фирма работает только на демократов.

— Нет, не на всех демократов. Есть множество фирм, которые занимаются тем же. Мы работаем на различных кандидатов по всей стране.

— Нет, не Клинтон (по крайней мере в последние десять лет), и я лично не знаю Монику Левински1

Политические консультанты субъекты политической ситуа­ции, выполняющие услуги по обеспечению функций политического консалтинга.

Следует также учитывать то, что "профессионалом является тот, кто применяет глубокие специальные знания и практические навыки в сочетании с определенными качественными и этическими норма­ми и стандартами, получая за эту деятельность соответствующее де­нежное вознаграждение"2.

^ 1.3. Происхождение политического консалтинга

Становление политического консалтинга как научной дисциплины происходит в нашей стране лишь в последние годы, несмотря на то что политический консалтинг как сфера деятельности имеет обшир­ную историческую практику и основание.

До тех пор пока терминология политического консалтинга не была выработана, функции политических консультантов полностью или частично выполняли в процессе своей деятельности многочис­ленные приближенные к обладающим властью — секретари, персо­нальные исповедники, мудрецы, советники и др.

Их деятельность носила имплицитный (неразвернутый) харак­тер, и при ее осуществлении субъекты руководствовались в основном патриотизмом, здравым смыслом и личными корыстными побужде­ниями, а не конкретными эксплицитно (развернуто) описанными технологиями воздействия на политическую ситуацию.

К самым первым примерам можно отнести образцы древней китайской политической философии. Древние стратагемы Китая были высочайшим достижением своего времени и активно изучаются сей-

1 Левин К. Начало карьеры в политконсалтинге // Справочник по политическому кон­сультированию. С. 50.

2 Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы. С. 11.

19

Глава I. Введение в политический консалтинг

час. Без их знания современное политологическое образование ока­жется неполным.

Для европейской культуры первые попытки описания приклад­ных технологий политического консалтинга можно отнести ко вре­мени Платона и Аристотеля1. "Государство", "Политик", "Законы" и "Послезаконие" Платона и "Политика" Аристотеля дают пред­ставление о сути политики и мировых тенденций в этой области и смежных областях, а также демонстрируют первые весьма успешные для того времени приемы анализа и прогнозирования политической ситуации, умение управлять такими факторами, как аналог совре­менных административных ресурсов.

«В мировую политическую практику избирательные технологии в узком зна­чении слова вошли достаточно давно. При раскопках в Помпеях на уцелевших под пеплом стенах городских построек были обнаружены надписи: "Голосуйте за Ватиуса — за него голосуют все, кто бьет своих жен!", "Голосуйте за Ватиуса — за него голосуют все пьяницы!"»2

Среди "политконсультантов" Средневековья выделяется Николло Макиавелли. Его "Государь" стал настольной книгой многих полити­ков мира. Новый государь, по Макиавелли, — не просто некий иде­альный образ, которому должны следовать правители. Новый госу­дарь — это прежде всего альтернатива всем формам бытия, осозна­ние феодальной общественно-экономической формации. От качеств и свойств государя, проявляемых в конкретной деятельности, зави­сит характер политических законов, а в итоге — судьба государства и живущих в нем людей. Макиавелли подробно рассматривает такие характеристики, как щедрость и бережливость государя, жестокость и милосердие, бескомпромиссность и осмотрительность. Макиавел­ли призывает государя быть в политике не романтиком и не утопис­том, а реалистом, учитывающим сложившуюся ситуацию, чтобы вы­полнить свою основную миссию: создать мощное единое националь­ное государство.

Прикладным руководством политических консультантов можно назвать избранные работы немецких философов и социологов Ново­го времени (таких, как Ф. Ницше и М. Хайдеггер, Т. Гоббс, Э. Дюрк-

1 Как замечает Ф. Жюльен, именно Аристотель определил "рассудительность" (phronesis) как средство уменьшения разрыва между теорией и практикой. В отличие от Платона, Аристо­тель уже не верил в возможность всегда выводить частное из общего.

2 Валовая М.Д. Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994. С. 6.

20

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

гейм, И. Кант), в трудах которых намечены методологические подхо­ды к стратегическому и тактическому планированию политической деятельности. Особое место занимают работы выдающегося немец­кого ученого М. Вебера. Его лекция "Политика как призвание и как профессия" — обязательное чтение любого политолога.

Древнекитайские стратагемы, учения Лао-Цзы, работы класси­ческих философов и социологов оказывают неоспоримое влияние на формирование современных идей мировоззрения и технологий по­литического консалтинга, независимо от того, какое направление самосовершенствования было выбрано — практическое выполнение функций политика или деятельность политического консультанта. Самоопределение в политической ситуации при апелляции к избран­ным философским основам неизбежно будет более стратегически обоснованным и, следовательно, более эффективным на практике.

Актуальные работы более современных философов (Ю. Хабермас, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Э. Тоффлер) воздействуют на мировоззрение и политика, и политконсультанта с учетом совре­менных реалий политической и социальной ситуации.

Необходимость ознакомления с работами философов и социо­логов обоснована не только задачами формирования и коррекции политического мировоззрения политконсультанта. Процесс ж изуче­ния и интерпретации формирует необходимые технологии мышле­ния и навыки прогнозирования ситуации на основе узнаваемых исто­рических моделей и освоенных технологий мышления.

Среди источников изучения истории политического консалтин­га следует также назвать художественную литературу. В литературных произведениях узнаваемы многие приемы политического консалтинга и его субъекты, как реальные, так и вымышленные.

При изучении литературных произведений нужно различать сле­дующие типы воспроизведения элементов политического консал­тинга.

Прямое, или документальное — упоминание субъектов полити­ческого консалтинга и их воздействия на политическую ситуацию, имеющее под собой реальную историческую основу (полностью или частично).

«Первого сентября 1753 года, в годовщину восшествия на престол короля, город Париж устроил фейерверк на Королевском мосту. Зрелище не было таким роскошным, как фейерверк в честь бракосочетания короля или как легендарный фейерверк по случаю рождения дофина, но все же это был весьма впечатляющий

21

Глава I. Введение в политический консалтинг

фейерверк. На мачтах кораблей были укреплены золотые солнечные колеса. Так называемые огненные звери изрыгали с моста в реку пылающий звездный дождь. Повсюду с оглушительным шумом взрывались петарды, и на мостовых лопались шутихи, а в небо поднимались ракеты и рисовали белые лилии на черном пологе небосвода. Многотысячная толпа, собравшаяся на мосту и на набережных с обеих сторон реки, сопровождала этот спектакль восторженными ахами и охами и кри­ками "Браво!" и даже "Виват!" — хотя король вступил на трон тридцать восемь лет назад и пик народной любви давно уже остался позади. Вот что в состоянии совер­шить фейерверк1».

Опосредованное, или метафорическое — описание действий или умозаключений, которые могут быть интерпретированы как выде­ленные технологии политического консалтинга, а также упоминание действий или умозаключений, оказывающих влияние на формиро­вание мировоззренческих категорий стратегии и тактики.

"Он спросил у меня, был ли у меня отец. Я сказал, что да. Он сказал, что мой отец был примером того, о чем он говорит. Он попросил меня вспомнить, что мой отец думал обо мне.

— Твой отец знал о тебе все, — сказал он, — поэтому он полностью распла­нировал тебя. Он знал, кто ты есть, и что ты делаешь. И нет такой силы на земле, которая могла бы заставить его изменить его мнение о тебе.

Дон Хуан сказал, что каждый, кто знал меня, имел обо мне свою идею, и что я питал эту идею всем, что я делал.

— Разве ты не видишь? — спросил он драматически. — ты должен обновлять свою личную историю, говоря своим родителям, своим родственникам и своим друзьям обо всем, что ты делаешь. С другой стороны, если у тебя нет личной истории, то никаких объяснений не требуется, никто не сердится, никто не разо­чаровывается в твоих поступках. И, более того, никто не пришпиливает тебя свои­ми мыслями.

Я стал говорить о том, что стирание личной истории лишь увеличит наше чувство незащищенности.

- Когда ничего нет наверняка, мы остаемся алертными, навсегда на цыпоч­ках..."2

Здесь же следует упомянуть Гиппократа с его намерением избе­гать общих рекомендаций и целью приспособить терапию к разнооб­разию встречающихся случаев и того же Клаузевица с его представ­лением о науке военных действий.

1 П. Зюскинд. Парфюмер: История одного убийства / Пер. с нем. Э.В. Венгеровой. СПб.: Азбука, 2001. С. 65—66.

2 Кастанеда К. Путешествие в Икстлан: Пер. с англ. М., 1996.

22

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

Смешанное, или мифологическое — упоминание субъектов поли­тического консалтинга и их воздействия на политическую ситуацию, возможно, не имеющее под собой реальной исторической основы1.

Развитие политического консалтинга как одного из направлений науки опирается на новейшую историю, политологию, социологию, психологию и, отчасти, экономическую и политическую географию, комплексно определяющие политическую ситуацию в более приклад­ном ключе, поэтому их следует рассматривать в совокупности с вы­борной историей того или иного региона.

Представляем различные точки зрения зарубежных и российс­ких специалистов относительно истории развития политического кон­салтинга.

Профессор по коммуникациям Университета Майами, автор популярного учебника "Коммуникация в политических кампаниях: принцип и практика" Роберт В. Фриденберг считает предшественни­ком современных американских политических консультантов племян­ника Зигмунда Фрейда Эдуарда Бернейза. Один из первых реклам­ных агентов в стране, Бернейз был привлечен президентом Вудро Вильсоном для мобилизации общественного мнения в поддержку американского участия в Первой мировой войне. Бернейз попытался внести научные принципы в организацию "паблик рилейшнз". И все президенты страны от Кальвина Кулиджа до Дуайта Эйзенхауэра обращались к нему за советами. Свои взгляды на политический кон­салтинг Бернейз обобщил в книге "Наука достигать согласия" ("The Engineering of Consent"). Название книги говорит о позиции автора, его убежденности в том, что правительство и политические лидеры могут приходить к согласию, используя рациональные, научно обо­снованные, точные методы действий. Уже в начале XX в. Бернейз активно выступал за проведение опросов общественного мнения, а также за применение других технологий, которые активно использу­ются в современных политических кампаниях.

Точно узнать, кто был первым политическим консультантом, Фриденбергу не удалось. "Возможно, им стал тот самый человек, который в 1758 г. предложил одному из кандидатов в колониальную Ассамблею Вирджинии приобрести про-

1 См. "Илиаду", "Одиссею", мифы Скандинавии и некоторые ирландские мифы, на­пример, "Битва при Маг Туиред", в которой с точки зрения изучаемой темы следует обратить внимание на схватку Племен Богини Дану с фоморами, которая "имеет особое, исключитель­но важное значение.... В узком смысле это конфликт между достойным и недостойным отправ­лением королевской власти" (См.: Михайлов Т.А., Шкунаев С.В. Похищение быка из Куальнге. М, 1985.)

23

Глава I. Введение в политический консалтинг

хладительные напитки для своих избирателей. Именно этот кандидат создал пре­цедент псевдособытия, купив своим сторонникам 160 галлонов питья стоимостью 39 фунтов, дабы тем было, чем отметить его избрание. Выборы он выиграл. Имя его было Джордж Вашингтон. И хотя имени первого консультанта мы никогда знать не будем, можно предположить, что это был кто-то из друзей или родствен­ников кандидата, предлагавших ему свои советы, время и силы и работавших уже на первых выборах"1.

Фриденберг предполагает, что технологии политического кон­сультирования впервые были использованы в Калифорнии в 1933 г., когда Клем Уайтекер и Леона Бакстер объединили свои усилия для провала кампании "Pacific Gas & Electric Co" на референдуме. После референдума Уайтекер и Бакстер создали собственную фирму, кото­рая первой применила процедуры, ставшие теперь обычными.

Основатель Американской ассоциации политических консуль­тантов Джозеф Наполитан был в числе первых, кто назвал себя по­литическим консультантом. Он утверждает, что политический кон­салтинг является бизнесом, который в том виде, какой известен се­годня, с множеством специалистов и многомиллионными бюджета­ми кампаний, не существовал до начала 1960-х гг.

Российский исследователь политконсалтинга И.Р. Янковский, уточняя корни избирательных технологий в России XX века, находит, что они зародились в 1930-е гг. в США, когда журналист К. Уайтекер и рекламный агент Л. Бакстер создали первую в истории специализиро­ванную службу по проведению выборных кампаний — "Кампейн инкорпорейтед" и адаптировали технологии проведения военных празд­ников, религиозных факельных шествий и т.п. к избирательному про­цессу. Он считает, что в 1936 г. служба Дж. Гэллапа впервые осуществи­ла широкомасштабное изучение общественного мнения и уверенно предсказала повторное избрание президента Ф. Рузвельта2.

Политический консалтинг как сфера деятельности традиционно привлекает к себе внимание средств массовой информации и пред­ставителей общественности. К сожалению, за исключением специа­лизированных изданий, результатом такого внимания становятся многочисленные мифы, а не достоверная информация, способная сориентировать клиентов и, главное, избирателей.

1 Фриденберг Р.В. Предыстория информационного консалтинга в политических кампа­ниях // Справочник по политическому консультированию. С. 1.

2 Янковский И.Р.На пути к реальному народовластию: избирательные технологии в России XX века. М.: РА МАКСИМА, 1999. С. 56-68.

24

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

Об этом пишет президент Американской ассоциации политконсультантов Рэймонд Стразер1. По его мнению, пристальное внима­ние средств массовой информации привлекла в середине 1980-х гг. немногочисленная группа профессионалов, помогавших кандидатам осуществлять политическую коммуникацию, проводить выборы и добиваться на них успеха. Фильмы, книги, передовицы в газетах — настоящая лавина упоминаний в прессе и появлений на телеэкранах обрушилась на этих прежде безвестных тружеников и превратила их в настоящих народных героев. Однако консультантов стали обвинять в снижении уровня подготовки кандидатов и высокой стоимости изби­рательных кампаний. И критика эта была во многом справедливой.

Растущая популярность профессии привела к появлению значи­тельного числа людей, называвших себя политконсультантами и тре­бовавших славы и богатства, о которых трубили СМИ. Постепенно консультантов стало больше, чем кандидатов, и вновь прибывшим приходилось спускаться до уровня кампаний по выборам в законода­тельные собрания штатов и местные судебные органы. Сегодня никого уже не удивляет тот факт, что консультантов стали привлекать для выборов мэра в городках с населением чуть более тысячи человек.

Технологическое усложнение кампаний развивало профессиональ­ную специализацию консультантов. В настоящее время в США предо­ставляются специализированные услуги по сбору средств (fund raising), прямой почтовой рассылке (direct mail), проведению исследований, компьютерному сопровождению и планированию кампаний, обеспе­чению связей с прессой, обучению риторике, производству материа­лов для СМИ и электоральному менеджменту. Среди политконсультантов можно найти людей, торгующих списками избирателей и лиде­ров фокус-групп, или производящих анализ реакции избирателей на такие мелочи, которые еще во времена Джона Кеннеди прошли бы незамеченными. Некоторые специалисты считают, что эпоха консуль­тантов — "мастеров на все руки" уходит в прошлое.

Многие из упомянутых тенденций свойственны не только аме­риканским избирательным кампаниям.

Общепризнанно, что политическими процессами во многом управляют консультанты, теперь они властвуют там, где когда-то царили партийные боссы. Политические консультанты зачастую оп-

1 Стразер Р.Д. Подготовка кандидатов к появлению на экране // Справочник по полити­ческому консультированию. С. 171.

25

Глава I. Введение в политический консалтинг

ределяют стратегию выборов и избирательных кампаний, а также влияют на формирование публичной политики. Это явление вряд ли можно назвать новым. Дворы Рамзеса II, Юлия Цезаря, Карла Вели­кого и Елизаветы I кишели советниками, подсказывавшими, как завоевать расположение общественности и укрепить положение. Ны­нешние времена отличаются от прошлых тем, что на место теневых доверенных лиц пришли политические консультанты, которые явля­ются публичными, и некоторые даже говорят — независимыми, иг­роками. Угрожающими темпами в США растет число тех юношей и девушек, которые рассчитывают вписать в свои визитные карточки звание "политический консультант".

^ 1.4. Политический консалтинг и смежные науки

На данный момент в России успешно работает множество професси­ональных политических консультантов, хотя ни один из них не имеет государственного диплома по специальности "политический консал­тинг", или "политическое консультирование". Как правило, такие специалисты имеют совершенно другие дипломы, например, дип­ломы физиков, математиков или дипломы в области интегрирован­ных в политконсалтинг наук, которые были обозначены выше.

Возможно, из всех смежных наук наиболее пристальному изуче­нию подлежит политология — наука, изучающая политику, полити­ческую систему, политический режим и политическую власть во всех ее проявлениях. Политологическая традиция выделяет два базовых подхода к политической деятельности как таковой:

политика как бизнес. Это представление восходит к М. Веберу и предполагает, что политическая деятельность аналогична процессу управления;

политика как война (концепция К. Шмитта)1. Пребывание в политике объявляется борьбой за существование, и отношения оп­ределяются в терминах "враг" и "друг". Уничтожение оппонента или захват "его территории", таким образом, объявляется целью полити­ческой деятельности.

Эти два подхода предполагают и различные стратегии, вариан­ты поведения. Для первого подхода характерны переговоры и комп­ромиссы (соответственно стратегия может быть условно названа ком-

1 Шмитг К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.

26

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

промиссной). Во втором случае "естественной" стратегией является активное использование силовых акций (подобная стратегия может быть названа силовой). Следует отметить, что в реальности акторы (субъекты) политических процессов используют как силовые, так и компромиссные стратегии.

Один из российских исследователей в области политологии Н. Косолапов выделяет следующие варианты взаимодействия акторов, каждому из которых присуща специфическая стратегия:

политика как война. Этому варианту присущ широкий спектр силовых акций, однако в ряде случаев присутствует специфический моральный кодекс (наподобие кодексов "бусидо" или "рыцарской чести");

политика как торг. В данном случае стратегии поведения в зна­чительной степени подчиняются формальным институциональным ограничениям и зависят от доминирующих в данном социуме мо­рально-этических норм;

политика как базар. Специфический вариант взаимодействия по принципу "не пойман — не вор". Политическая практика регули­руется в основном неформальными нормами, терпимо относящими­ся к насилию и нарушению большинства договоренностей. Однако может существовать и достаточно сложная система формальных ин­ститутов, задающая "правила игры", но при этом предусматриваю­щая широкую "вилку" возможных последствий нарушения этих норм в зависимости от статусных позиций нарушителя или "качества" вза­имоотношений между нарушителем и лицами, контролирующими соблюдение норм. В институциональной плоскости эта форма взаи­модействия акторов описана Э. Ханкишем в виде так называемого "второго общества"1.

Прикладная политология по ряду параметров и характеристик еще более близка политическому консультированию.

Политическое консультирование в политологии рассматривает­ся в контексте концепции политической системы. Эта концепция была разработана американскими политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. На передний план были выведены проблемы взаимо­действия общественных структур и политических институтов, соци­альной среды и центров принятия решений. Тем самым в единую

1 Hankiss E. "Second Society": Is There an Alternative Social Model Emerging in Contemporary Hungary? // Social Research. 1988. Vol. 55. N 1—2.

27

Глава I. Введение в политический консалтинг

модель были выстроены как государственные (исполнительные, за­конодательные и судебные), так и негосударственные институты (партии, группы интересов, СМИ и т.д.), макро- и микрополитичес­кие структуры. Г. Алмонд понимал под политической системой "су­ществующую во всех автономных обществах систему взаимодействия, которая осуществляет функции интеграции и адаптации (одновре­менно как внутренние, так и внешние, в отношении других обществ) при использовании или угрозе применения легитимного физическо­го принуждения"1.

В рамках политической системы категория "политический ре­жим" стала своеобразным центром, связывающим между собой иные элементы политического пространства, а политический консалтинг стал своего рода социальным механизмом, способом управления об­ществом, соединяющим, с одной стороны, базовые модели выбора, голосования и принятия решений, а с другой — способы политичес­кого участия партий и групп давления.

Рассмотрение понятия "политический режим" позволяет про­гнозировать развитие политического консалтинга как определенного социального института современного общества. В условиях России говорить о политическом консалтинге как сложившемся институте еще преждевременно. Институализации политического консалтинга на уровне политической системы должны соответствовать следую­щие критерии:

• функциональное отношение властного порядка к фундамен­тальным правам и свободам граждан;

• соответствие мероприятий административных органов государ­ственно-правовым нормам, проявляющимся в соблюдении законов и в удельном весе официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства;

• степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру со­циального представительства, общественного контроля и гражданс­кого волеизъявления;

• уровень возможности свободного конкурентного соперниче­ства правящей и оппозиционной группировки в процессе формиро­вания органов государственной власти;

• роль открытого насилия и правового принуждения в совокуп­ности методов государственного управления.

1 Almond G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics. Princeton, 1960.

28

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

Эти критерии дополняются операциональными основаниями:

тип голосования;

партийная система;

метод принятия решений;

формы и методы действия групп давления.

Понятие политического режима является одним из важнейших и часто используемых в современной политологии и не может сво­диться исключительно к формальным практикам государственного управления. Более продуктивным способом анализа политических режимов может стать рассмотрение их в качестве совокупности яв­ных или скрытых структур, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характерис­тики деятелей, используемых ими ресурсов и стратегий.

Изучение переходных или модернизирующихся обществ застав­ляет обращать особое внимание на динамические параметры транс­формации политических режимов. Важнейшей задачей становится выявление "точек перегиба" — ситуаций, в которых происходит сме­на базовых элементов политического режима.

В связи с этим значительный интерес представляет создание целос­тной, непротиворечивой, динамической модели трансформации по­литических режимов, включающей описание базовой конфигурации акторов, институтов, ресурсов и стратегий, квалификацию сценариев разрешения прежнего политического режима и установления нового.

Анализ основных подходов к пониманию таких теоретических кон­структов, как "политический режим", "политическая модернизация", "демократический транзит", с неизбежностью приводят нас к мысли о необходимости создания динамических моделей трансформации, учи­тывающих, с одной стороны, взаимосвязи ключевых элементов поли­тического режима (акторы — ресурсы — институты — стратегии), а с другой — собственно динамику процессов, скорость, ритмику и про-странственность изменений, смену определенных фаз или этапов.

Различные исследователи предлагают различный набор харак­теристик, позволяющих оценить механизм функционирования поли­тической власти и ее взаимодействие с обществом. В частности, для анализа трансформации политических режимов в России (как на федеральном, так и на региональном уровнях) может быть исполь­зован следующий набор индикаторов:

29

Глава I. Введение в политический консалтинг

• условия старта (или стартовая ситуация). Вытекая и из предше­ствующей истории государства, и из конкретных обстоятельств воз­никновения данного политического режима (кризис, вооруженный конфликт, переворот, национальное движение и т.п.), этот фактор показывает характер и возможные направления дальнейшей эволю­ции этого политического режима;

• влияние внешних воздействий;

• состав политической элиты, уровень ее гомогенности, харак­теристики социальных групп, являющихся ее непосредственной со­циальной опорой;

• тип отношений элиты и масс (патернализм, вертикальная мо­бильность, элементы самоуправления), что определяет возможности политической мобилизации и вовлечения в процесс развития раз­личных групп населения;

• характеристика основных структур и институтов власти, их спо­собность к установлению обратных связей, включая взаимоотноше­ния центральной и местной администраций, органов государствен­ной власти и местного самоуправления;

• роль лидера и его ближайшего окружения в выработке и прове­дении в жизнь эффективной экономической и социальной стратегии;

• использование национальных культурных традиций в процес­се развития политической и социальной мобилизации масс, без чего практически невозможна "идеология развития";

• степень, характер и механизмы достижения консенсуса в об­ществе.

Последний фактор имеет особое значение для осуществления модернизационных процессов. При этом имеется в виду как консен­сус в рядах правящей элиты, так и консенсус между элитными груп­пами и различными слоями населения. Иногда консенсус возникает как аванс провозглашаемому политическому курсу, иногда — как результат деятельности политической власти. Но в любом случае кон­сенсус означает полное или частичное принятие тех изменений, ко­торые предлагаются правящей элитой.

Следует отметить, что понятие консенсуса, тесно связанное с проблемой легитимности власти, позволяет анализировать полити­ческие отношения и структуры в обществе, где нет четко выражен­ных сил и ситуаций социальной гегемонии.

Динамическая составляющая трансформационных процессов может быть проанализирована в рамках моделей переходов, предло­женных Т. Карлом и Ф. Шмиттером или Дж. Мунком и К. Лефф. Ос-

30

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

новные различия этих двух моделей лежат в выделении базовых акто­ров трансформационных процессов. По мнению Т. Карла и Ф. Шмит-тера такими акторами являются элита и масса. Дж. Мунк и К. Лефф выделяют правящие элиты и контрэлиты (которые в ряде случаев опи­раются на массовые движения). Т. Карл и Ф. Шмиттер выделяют четы­ре идеально-типических варианта перехода, Дж. Мунк и К. Лефф — ряд промежуточных и комбинированных1.

Таким образом, можно составить "веер возможностей" при осу­ществлении переходных процессов. Среди них:

консервативная реформа, ориентированная на сохранение своих позиций правящей элитой за счет ее приспособления к новым инсти­тутам и использование компромиссных моделей. М. Бартон, Р. Гантнер и Дж. Хигли используют по отношению к данной модели понятие "прямой трансформации";

пакт (или реформа через обмен) — смена режима, достигаемая через компромиссные договоренности различных элитных групп, либо правящей и контрэлиты. Подобного рода изменения связаны с опре­делением правил конкуренции акторов в процессе становления но­вых режимов и представляют собой сознательную реорганизацию интересов элит и достижение ими компромиссов по ключевым воп­росам, являясь таким образом одним из наиболее эффективных ва­риантов демократизации;

противостояние элит — смена режима, происходящая в ситуа­ции противостояния правящей и контрэлиты с использованием как компромиссных, так и силовых стратегий и приводящая к ослабле­нию или полному уничтожению одной из противоборствующих групп;

реформа снизу — изменения, происходящие в результате давле­ния масс и(или) контрэлит на правящую элиту при использовании компромиссных стратегий;

революция ("революция снизу", "социальная революция") — модель перехода, при которой и правящая, и контрэлиты использу­ют силовые стратегии, при этом контрэлиты выступают при поддер­жке мобилизованных масс или в союзе с ними;

1 Карл Т., Шмиттер Ф. Пути перехода от авторитаризма к демократии в Латинской Америке, Южной и Восточной Европе // Международный журнал социальных наук. 1991. № 1; Munck G., LeffC. Models of Transition and Democration. South America and Europe in Camparative perspective // Comparative Politics. 1997. Vol. 29. N 3.

31

Глава I. Введение в политический консалтинг

"навязанный переход "(или революция "сверху") — смена режи­ма в результате конфронтации между правящей и контрэлитой с ис­пользованием силовых стратегий. Этот вариант не предполагает ак­тивного участия в процессе массовых движений.

Предложенные варианты трансформационных процессов (даже если судить по их названиям) описывают прежде всего способ изме­нения политического режима и стратегии акторов в ходе самого тран­зита. Нам же необходимо осмыслить и формы, в которых может осу­ществляться выход из периода изменений. В. Гельман предлагает че­тыре возможных варианта (сценария)1:

"война всех против всех ". Этот сценарий, как правило, не но­сит самостоятельного характера и является особым временным эта­пом на пути к более устойчивым формам политического режима. Однако в связи с тем, что этот сценарий может реализовываться весьма долгое время, он может быть выделен отдельно. Для данного сценария характерно применение силовых (конфронтационных) стра­тегий при отсутствии одного доминирующего актора;

"победитель получает все ". Этот сценарий реализуется в том слу­чае, если доминирующий актор использует как компромиссные, так и силовые стратегии. В этом случае доминирующий актор получает кон­троль над публичной политической сферой. Возникает моноцентри­ческий политический режим, опирающийся на преобладание нефор­мальных институтов и силовых стратегий. Возникающий политичес­кий режим можно обозначить как "авторитарную ситуацию" (X. Линц) или "имитационную демократию"2. В отличие от институализирован-ного авторитарного режима, режим "авторитарной ситуации" разви­вается в рамках конституционных (формально демократических) ин­ститутов, но при этом сопровождается исключением из политическо­го процесса отдельных политиков и контролем над прессой. При этом проведение всеобщих выборов обеспечивает электоральные механиз­мы легитимизации режима. Как отмечает X. Линц, в отсутствие поли­тических альтернатив такие "правительства могут управлять обществом и экономикой, сочетать администрирование, манипулирование, про­извольные решения и кадровую чехарду, продлевая существование ситуации и оставляя политический вакуум в будущем"3. Перспективы реальной демократизации таких режимов весьма туманны;

1 Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Ры-женкова, М. Бри. М., 2000.

2 Linz J. The Future of the Authoritarian or Institutional!zation of an Authoritarian Regime: The Case of Brazil. New Haven; L., 1973.

32

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

"сообщество элит ". Этот сценарий выхода из периода транс­формации возможен в том случае, когда доминирующий актор либо не может реализовать силовые стратегии, либо не желает этого. В данном случае возможно появление явного или неявного согла­шения акторов о взаимном принятии формальных и (или) нефор­мальных институтов нового режима на условиях, предложенных до­минирующим актором. Одним из следствий такого способа выхода из этапа изменений является стремление к сохранению сложивше­гося статус-кво и блокирование процессов демократизации в том случае, если эти процессы грозят нежелательными для актора по­следствиями, такими, как потеря контроля над значимым объемом ресурсов. В рамках "сообщества элит" доминирующий актор снижа­ет интенсивность попыток посягнуть на его первенство со стороны тех или иных групп интересов, жертвуя определенным объемом пе­рераспределяемых ресурсов в пользу партнеров по правящей коали­ции или нейтральных групп элит. Однако выход из процесса форми­рования структуры институтов и композиции акторов политического режима по сценарию "сообщество элит" не гарантирует снижения неопределенности и, тем более, значимого увеличения устойчивос­ти режима. Основные проблемы кроются уже в базовых принципах функционирования подобных режимов, в том числе в преобладании неформальных институтов при принятии решений. Перенос центра тяжести на такого рода управленческие практики приводит к дегра­дации формальных институтов, неспособности их выполнять свои функции и движению режима в сторону закрепления "авторитарной ситуации". Одновременно режимы, существующие в виде "сообще­ства элит", оказываются неспособными сохранить рутинные управ­ленческие и политические практики, если доминирующий актор ут­рачивает свои позиции. В этом случае политический режим попадает в новый цикл трансформации с высоким уровнем неопределенности. Следует отметить, что термин "сообщество элит" введен и детально анализируется в работах М. Бартона, Р. Гантнера, Л. Филда, Дж. Хиг-ли и ряда других исследователей;

"борьба по правилам " — сценарий выхода из периода измене­ний, связанных с отсутствием доминирующего актора. В этом случае отказ от силовых стратегий сопровождается признанием основными акторами такой совокупности формальных и неформальных инсти­тутов, которая в наименьшей степени угрожает большинству потерей своих статусов или ресурсов участвующих в достижении договорен-

33

Глава I. Введение в политический консалтинг

ностей акторов (субъектов). Важнейшим отличием "борьбы по пра­вилам" от "сообщества элит" является ориентация на создание сис­темы формальных институтов как основного инструмента в конку­ренции за ресурсы. Безусловно, сценарий "борьба по правилам" не ведет автоматически к формированию демократической ситуации, более того, он может постепенно трансформироваться в различные виды "гибридных режимов", "режимов корпоративно-бюрократи­ческой полиархии", "режимов имитационной демократии" и т.п. Как отмечает В. Гельман, одним из показателей устойчивости политичес­кого режима, возникающего в результате "борьбы по правилам", является "тест двукратной смены власти"1.

Таким образом, зафиксировав возможные варианты "входа" в процесс изменений, предполагая вероятные формы новых полити­ческих режимов и учитывая сущностные характеристики самого ре­жима в процессе изменений, можно создать динамическую модель трансформации политических режимов, включающую фиксацию определенной последовательности этапов перехода от прежнего к новому режиму.

Эта модель может выглядеть следующим образом:

1) описание основных характеристик прошлого (или уходяще­го) режима (акторы, институты, стратегии, ресурсы);

2) квалификация точки крушения уходящего режима и описа­ние практик разрушения прежнего режима ("навязанный переход", революция, реформа и др.);

3) характеристика этапа изменений (акторы, институты, ресур­сы стратегии, уровень неопределенности);

4) описание сценариев выхода из этапа изменений;

5) характеристика нового политического режима (акторы, ин­ституты, стратегии, ресурсы).

Социальная философия, общая и политическая социология, выделенные социологические теории — необходимая теоретическая и методологическая основа практической деятельности политконсультанта и необходимый раздел его подготовки.

Близко соприкасаются с политическим консалтингом некото­рые разделы прикладной психологии — психология личности, пси­хология малых групп, психология лидерства, массовых коммуника­ций и др. В новейший политический консалтинг органически вписа-

1 Россия регионов: трансформация политических режимов.

34

Тема 1. Политический консалтинг как учебная дисциплина

лись новейшие психологические направления — НЛП — нейролингвистическое программирование, эриксонианский гипноз и др.

К вышеперечисленному следует добавить современный марке­тинг и все маркетинговые коммуникации — рекламу, связи с обще­ственностью и др.

Взаимоотношения политического консалтинга и пиара особен­но тесны, их иногда не различают на практике, что, впрочем, нельзя признать правильным, так как и содержание, и социальные функции политконсультанта и специалиста по связям с общественностью да­леко не всегда совпадают.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте определение политического консалтинга.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию функций поли­тического консалтинга.

3. Определите предмет теории исторического развития политического консалтинга как сферы деятельности.

4. Определите характер деятельности субъектов политического консал­тинга в их историческом развитии.

5. Определите источники информации об историческом развитии поли­тического консалтинга как сферы деятельности.

6. Сформулируйте определение типов воспроизведения элементов по­литического консалтинга в литературных произведениях.

7. Определите ряд наук и сфер деятельности, наиболее близких к поли­тическому консалтингу. Укажите основания и параметры данного опре­деления.

8. Поясните взаимоотношения политического консалтинга и выборных технологий, укажите место и роль политконсультанта в избирательной кампании.

35

Тема 2

^ Теоретические аспекты и типология политического консалтинга

Субъекты политического консалтинга. Типология политконсалтинга: по направлению воздействия; по масштабу воздействия; по характеристике политической ситуации; по территории воздействия; по специфике применяемых технологий

^ 2.1. Субъекты и типология политического консалтинга

Вне зависимости от типа политического консалтинга основными его субъектами, призванными инициировать влияние на политическую ситуацию, являются политический консультант или группа полити­ческих консультантов (консалтинговая компания), обеспечивающие реализацию функций политического консалтинга в соответствии с поставленными целями.

Политический консультант всегда является воздействующей сто­роной.

Сторона, на которую распространяется данное воздействие — общество, его выделенные группы и индивидуумы, имеющие потреб­ность в определенном влиянии на существующую политическую ситу­ацию, — является другим субъектом политического консалтинга. При этом политиков как субъектов (клиентов) консультирования также мож­но причислить к воздействующей стороне политического консалтин­га, но их воздействие в данном случае будет опосредованным вторич­ным, а воздействие политического консультанта — первичным.

Вопросы типологии политконсалтинга освещаются в целом ряде работ зарубежных и отечественных специалистов. Типы, виды, жан­ры политконсалтинга выделяются по различным основаниям1. Так, в зависимости от субъектов консалтинга, в частности, от той роли, в которой выступают консультанты, можно выделить следующие два типа политического консалтинга:

1 См., например: Как делать имидж политика / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман, И.Е. Минтусова. М.: Никколо М, 1995.

36

Тема 2. Теоретические аспекты и типология политического консалтинга

• политическое консультирование, осуществляемое "изнутри" структуры аппарата политика — помощниками, советниками, кон­сультантами;

• политическое консультирование, осуществляемое "извне", т.е. независимыми от клиента консультантами из научных учреждений или консалтинговых фирм — "свободными художниками".

В первом случае взаимоотношения субъектов политконсалтинга строятся по принципу "начальник — подчиненный", во втором — по принципу "клиент — исполнитель".

В соответствии с такой типологией консалтинга и политконсультантов можно разделить на внутренних и внешних в зависимости от их задействования во внутрикорпоративной деятельности клиента.

В работе "Основы консалтинга" А.П. Посадский1, разделив кон­сультантов на внешних и внутренних, охарактеризовал их особенно­сти. Внешними он назвал независимые консультационные фирмы и индивидуальных консультантов, оказывающих услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной органи­зации (они составляют аналитическую, "штабную", научно-внедрен­ческую подсистему организации).

Достоинством внутренних консультантов является то, что они хорошо знают свою организацию. Однако существует несколько от­рицательных моментов:

им надо платить постоянную зарплату и тратить деньги на их обучение;

внутренние консультанты не подвержены внешней критике, и ошибки, которые они делают, редко обнаруживаются;

внутренние консультанты не имеют постоянно возобновляемого опыта работы в других отраслях или фирмах;

их положение может привести к безынициативности и отсут­ствию творческого подхода;

внутреннему штату может не хватать управленческих навыков и инноваторского отношения при выполнении трудного проекта.

Внешние консультанты имеют, как правило, большой опыт ра­боты, они не боятся работать на всех уровнях организации, с ними можно обсуждать самые сложные проблемы. Гонорар им выплачи­вается лишь за конкретный проект, что снижает расходы на обучение и развитие специалистов.

1 Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М.: ГУ ВШЭ, 1999. С. 39—40.

37

Глава I. Введение в политический консалтинг

Внешние консультанты располагают множеством связей и кон­тактов, что способствует эффективному поиску партнеров.

По признаку формальности официальности взаимодействия субъектов политическое консультирование подразделяется на нефор­мальное, формальное и смешанное.

Неформальное (неофициальное) консультирование аттестуется по субъектам, источникам, содержанию, форме и стилю как запро­са, так и предоставления советов и рекомендаций. К этому типу кон­сультирования относится ситуация, когда в роли советчиков полити­ческого деятеля выступают (по его просьбе или их собственной ини­циативе) члены его семьи, родственники, друзья, люди, не связан­ные с этим политиком в данный момент по службе (но, вероятно, имевшие такую связь в прошлом); случайные и незнакомые ему люди, которые могут высказывать ему что-либо на улице, митинге, при разного рода встречах и т.д.

При неформальной консультации политику в целом легче и про­ще бывает принять содержание консультации, особенно если оно плохо согласуется с ранее известными ему фактами, информацией, его собственными воззрениями или даже противоречит всему этому. Такая консультация имеет больше шансов донести до него какую-либо не­стандартную информацию и побудить прислушаться к ней. Существен­но, что при неформальной консультации политик при необходимости может отбросить рекомендации, не посчитаться с ними. Кроме того, для неформальных консультаций характерна более низкая профессио­нальная и особенно политическая компетентность, а также невозмож­ность прямого использования содержания и результатов таких консуль­таций в официальной деятельности политика (например, невозможно с трибуны сказать: "Моя жена посоветовала мне то-то...").

^ К формальному консультированию относятся все виды соответ­ствующей профессиональной, служебной и политической информа­ции, все специальные СМИ, а также специальные обращения поли­тика за консультацией к тем, кто может давать такие консультации ему лично или всем потенциальным потребителям в силу своего слу­жебного и(или) профессионального положения: к своему помощни­ку, другому штатному сотруднику, либо к работнику специальной консультационной службы.

Под формальным (официальным), в строгом смысле этого слова, консультированием чаще всего понимаются такие отношения между источником консультации — консультантом и получателем консульта-

38

Тема 2. Теоретические аспекты и типология политического консалтинга

ции — клиентом, когда оба субъекта находятся в непосредственной служебной связи друг с другом, при этом получатель консультации за­нимает существенно более высокое положение и может являться для источника консультации прямым или косвенным начальником.

При смешанном консультировании одна из сторон выступает в официальной роли, а другая — в неофициальной. Одна из сторон (чаще политик, государственный деятель) обращается за советом к консультанту, с которым он находится в каких-то официальных от­ношениях (служебных, властных, политических и др.), но хочет по­лучить при этом неофициальное мнение последнего. Такое мнение при определенных условиях может быть использовано данным лиде­ром как политический инструмент (президент, лидер партии и др. вправе публично ссылаться на мнение своих помощников, советни­ков, экспертов, министров). В этой ситуации существует риск мани­пулирования политиком со стороны его окружения и консультантов, а также риск явного или неявного использования консультантом факта обращения к нему за консультацией, содержания консультации и собственной его интерпретации в своих личных политических или других целях.

Каждый из трех названных типов консультирования обладает для клиента различной когнитивной, информационной, практической или политической ценностью. На практике политик использует одно­временно все три типа консультирования, варьируя их соотношение в зависимости от особенностей своего характера, от общей полити­ческой ситуации, от проблемы, вызывающей потребность в данной консультации, и от своих конкретных целей и задач. Различные поли­тики по-разному осознают, каково действительное соотношение всех этих типов консультирования. В наибольшей степени улавливают это политики типа "серых кардиналов" (и не только осмысливают, но активно используют консультации как для расширения своей ин­формированности и кругозора, так и для конкретных политических целей), в наименьшей степени — политики и лидеры крайне автори­тарного и радикального политического толка, подверженные неяв­ному манипулированию со стороны консультантов.

Признак формальности (официальности) приобретает особое значение во всем, что касается политического консультирования: положение сторон консультации по отношению друг к другу — моти­вы и факт обращения за консультацией; возможность ее предостав­ления или отказа в ней; содержание и направленность консультации;

39

Глава I. Введение в политический консалтинг

ее явные, латентные и потенциальные мотивы; форма, стиль, про­цесс, механизмы предоставления консультации, выражение ее со­держания; возможное сознательное и(или) непреднамеренное ис­пользование факта и содержания консультации; сопряженные со всем перечисленным возможные "плюсы" для данного политика, риски и издержки для него и т.д.

Привлечение внешних консультантов ставит прежде всего про­блему их репутации. Совокупный образ политического консультанта в настоящий момент оставляет желать лучшего. Имидж политконсультанта в глазах общественности сформирован такими произведе­ниями кинематографа, как "Кандидат" (1972), "Власть" (1986), "Ос­новные цвета" (1998) и "Хвост виляет собакой" (1998). Его имидж в глазах клиента и профессиональных сообществ формируется в зави­симости от личной и профессиональной ответственности.

Политический консультант Р. Эллин заметил, что нечестность, агрессивная реклама, низкая явка избирателей, слабость кандида­тов, сведение политической борьбы к шумовым эффектам, незначи­тельность влияния обычно ставятся в вину менеджерам кампаний, медиастратегам, специалистам по изучению общественного мнения, руководителям пресс-служб и умельцам фандрейзинга. Конечно, как и в любой профессии, в политконсалтинге есть люди плохие и хоро­шие, знающие и некомпетентные, честные и бессовестные. "Но по­литические консультанты отличаются от страховых агентов, булоч­ников или программистов прежде всего тем, что они приносят боль­шую пользу, которая остается незамеченной, непризнанной и, по иронии судьбы, не разрекламированной"1.

Отмечено, что консультанты иногда пишут фамильярные кни­ги, раскрывающие деликатную информацию о своих кандидатах. Любой из тех, кто провел много лет в бизнесе, знает о своих кан­дидатах то, что они не хотели бы афишировать. Поэтому очень важ­но, чтобы консультант сохранял некоторую степень лояльности к своему кандидату, даже после выборов.

Недобросовестная конкуренция между политическими консуль­тантами также вносит свою лепту в негативное отношение к профес­сии политического консультанта, в основном со стороны клиента и со стороны других политконсультантов.

1 Эллин Р. Польза, которую приносят консультанты // Справочник по политическому консультированию. С. 294.

40

Тема 2. Теоретические аспекты и типология политического консалтинга

Политический консалтинг как вполне развитый бизнес страдает от множества проблем, связанных с отсутствием контроля и соответ­ствующих профессиональных норм. И хотя консультанты ежедневно сталкиваются с необходимостью решения общих для всех вопросов, не существует единого руководства, чтобы помочь им в этом. Уровень компетенции не измеряется никакими стандартами. Никакими теста­ми нельзя определить ту отметку, до которой должен дорасти претен­дент на звание политконсулътанта. В результате иногда складывается ситуация, когда горстка недобросовестных дельцов портит имидж всего профессионального сообщества.

Исследуя историю, теорию и практику избирательных россий­ских технологий, С.Ф. Лисовский и В.А. Евстафьев поставили вопрос, почему слова "политтехнолог", "политконсультант" стали весьма часто употребляться с негативным оттенком. Они пришли к выводу, что одна из причин — непрофессионализм. Например, некий смыш­леный россиянин, оказавшись рядом с человеком, участвующим в выборном процессе, благодаря своей смекалке, или удаче, или чему-нибудь еще вдруг способствует тому, чтобы процесс пошел в позитив­ном для кандидата направлении. В результате этот человек оказыва­ется причисленным к когорте профессиональных политтехнологов и РR-консультантов. "Хотя на самом деле зачастую такой человек не знает даже, где взять книжки, связанные с этой огромной областью знаний. Потому что у него совсем другое, никак не связанное с изби­рательными технологиями, образование. А он уже понял, что выбо­ры — вещь безумно интересная... Плюс ему еще надо держать свою марку, потому что он начал; таким способом зарабатывать на жизнь. И он по незнанию начинает изобретать велосипед. Иногда отсюда рож­даются грязные технологические приемы, избирательные конструкции, совершенно неправильные и балансирующие на грани законности"1.

На неофициальном сайте А.П. Ситникова, президента Консал­тинговой группы "ИМИДЖ-Контакт", одного из авторов настоящего учебного пособия, размещена история, свидетельствующая о "грязных" технологических приемах при проведении избирательных кампаний.

«Когда "ИМИДЖ-Контакт" стал уже достаточно известной структурой, мы много раз сталкивались с ситуацией, что совершенно не связанные с нами люди приезжали в регион и говорили, что они и есть пресловутый "ИМИДЖ-Контакт",

1 Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практи­ка. М.: РАУ, 2000. С. 16.

41

Глава I. Введение в политический консалтинг

даже Предъявляли визитки нашей организации. На фоне известности компании они получали контракты на проведение каких-либо предвыборных работ. Им редко удавалось эффективно выполнить работу, хотя иногда такие команды работали неплохо. Именно поэтому в базах данных информационно-политических структур много приписанных нам побед и поражений в выборных кампаниях в регионах, где мы никогда не были. Хотя есть много регионов, в которых мы работали, а информация об этом отсутствует. Мне запомнился один случай моей встречи с фальшивым "ИМИДЖ-Контактом". Приезжаю как-то к одному из своих потен­циальных клиентов — губернатору Иванову Ивану Ивановичу подписывать кон­тракт. Он смотрит на визитку и говорит: "Так ваши у меня работают давно". "Нет, наших у вас нет и никогда не было!" — отвечаю ему. Он показывает мне визитки людей, которые у него руководят избирательной кампанией, на них черным по белому написано "ИМИДЖ-Контакт".

"Я их сейчас приглашу", — говорит мне губернатор, и через некоторое время входят неизвестные мне люди и по-хозяйски садятся. Губернатор стал их расспраши­вать с пристрастием, кем они в "ИМИДЖ-Контакте" работают, да и вообще, чем, собственно, фирма занимается. А потом кивнул на меня и спросил: "А этого человека вы не узнаете?" Ребята уже почувствовали подвох и, разглядывая меня со всех сторон, неуверенно так говорят: "Может мы Вас на семинарах у Ситникова видели?!"»1

Труд политического консультанта регулируется действующим законодательством региона, в котором планируется воздействие на политическую ситуацию, обоснован целым рядом коллегиальных и отраслевых соглашений (в том числе смежных сфер деятельности, таких, как пиар), личными профессиональными и этическими уста­новками консультанта.

"Там, где реституционное право очень развито, для каждой профессии суще­ствует и профессиональная мораль. В рамках одной и той же группы работников имеется мнение, распространенное на всем протяжении этого замкнутого орга­низма, которое, не располагая законными санкциями, заставляет тем не менее себе подчиняться. Существуют нравы и обычаи, общие в группе служащих одного и того же типа, которые никто из них не может нарушить, не навлекая на себя порицания этой корпорации"2.

Большинство консультантов предпочитает работать на кандида­тов одной партии и прежде всего на тех кандидатов, чьи взгляды они разделяют. Следовательно, избирательные кампании для них — не

С. 144.

Из историй на неофициальном сайте А.П. Ситникова (http://www.sitnikov.com). Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Институт психологии РАН: КСП+, 1999.

42

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39



Скачать файл (7891.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации