Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников - файл 1.doc


Доклад - Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников
скачать (42.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc43kb.09.12.2011 01:33скачать


1.doc

Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Духовно – нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большей степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих уче­ных и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духов­но-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе. Предлагаем вниманию читателей крат­кий обзор полученных результатов.

Т.Н. Власова среди методов воспита­ния духовности школьников называет формирование и медитационное за­крепление образов, «одушевление» иг­рушки, «парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы про­буждения адекватных эмоций, акцен­тирования ценности, ценностных сопос­тавлений. Определенная последователь­ность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональ­ное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации лич­ности. Мы продолжаем разрабатывать эти направления поиска и видим его перспективы в соотнесении названных методов с психологическими механиз­мами, лежащими в их основе, и принци­пами воспитания, принятыми в кон­кретной образовательной системе.

В качестве таких механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др. Их знание и учет помогут, на наш взгляд, более эффектив­но строить процесс духовно-нравственного воспитания детей. Выбор механизма зависит от возрастных осо­бенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания. Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа 2100», ограничившись двумя из при­нятых ею принципов мотивированно­сти и проблемности. Первый требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное, зачастую эмоциональ­ное отношение к усваиваемой ценно­сти. Оно возникает благодаря воздей­ствию не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу личности.

В основе этого воздействия может лежать механизм внушения. Внуше­ние (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некри­тическое восприятие информации и изменение настроя, поведения чело­века в соответствии с этой инфор­мацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы из­менить настрой, поведение воспитан­ника, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность. Образ­ность достигается не только речевы­ми, но и наглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педаго­гике гипноз недопустим. В этом случае действенным оказывается, например, метод демонстрации.

В педагогической литературе опи­сан, но на практике мало известен один из вариантов использования это­го метода. Поясним, как с его по­мощью можно продемонстрировать влияние гнева, обиды и желания отомстить на отношения с обидчиком и на свои личные ощущения. Оборудова­ние для несложного опыта составляют банка с чистой водой, красители раз­ных цветов и отбеливающая жидкость. Педагог обсуждает с воспитанниками ситуации, связанные с обидой, обма­ном, несправедливостью и т.п. В ходе обсуждения каждой ситуации педагог добавляет в банку тот или иной пи­щевой краситель, договорившись с детьми, какой цвет обозначает гнев, какой - месть, какой - упрек и т.д. Всякий раз, когда ученики прибегают к прощению как средству разрешения конфликта, педагог капает в банку с подкрашенной водой отбеливающую жидкость. После демонстрации опыта проводится беседа по вопросам:

- Какое действие оказывает отбеливающая жидкость на воду?

- Чему нас может научить этот опыт? (Гнев, обиды, упреки, мстительность убивают дружбу, разобщают людей; прощение «растворяет» такие чувства, как обида, гнев и т.п.)

С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитание начинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьни­ками обнаруживаем проблему и ищем пути ее решения». Реализа­ция принципа проблемности связана с механизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоцио­нальное воздействие на ребенка, осно­ванное на логике, доказательствах, способствующее формированию нрав­ственных взглядов и убеждений. По­добное воздействие будет тем успеш­нее, чем лучше педагог владеет умени­ем раскрывать противоречивость и неоднозначность предъявляемых вос­питанникам понятий, идей. При этом следует заметить, что повышенная чувствительность к убеждению харак­терна для интеллектуально развитых детей. На наш взгляд, данному меха­низму практически идеально соответ­ствует метод парадокса.

Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящие­ся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожи­данным выводам, которые делаются ре­бенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школь­ника. Приведем пример такого пара­докса - высказывание известного рус­ского философа В.С. Соловьева: «Спра­ведливость в нравственном смысле есть некоторое самоограничение, ограниче­ние своих притязаний в пользу чужих прав; справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием, самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представ­лению о справедливости как о равно­правии людей противопоставляется другая точка зрения, в которой заложе­но требование ущемления прав челове­ка, стремящегося к справедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированию собственной позиции.

Парадокс может стать частью друго­го, более общего метода, например, анализа художественных произведе­ний. Современного школьника нелег­ко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь при­ходит парадокс. Одна народная муд­рость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов пра­ведных не наживешь палат камен­ных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряже­ния, но не приносит больших матери­альных благ, по существу стал проб­лемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сдела­ны два плуга. Один из них попал в ру­ки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, то оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" -спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый. - ответил тот, - а если ты заржа­вел и сделался хуже, чем был, то потому что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».

Метод парадокса, таким образом, заключает назидание и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственному воспитанию. Как часто хы слышим из уст педагогов доводы в защиту своих действий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиций, поступков воспитанников. При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто не понимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Действительно, дети в силу своих возрастных особенностей многого не по­нимают и не могут предвидеть. Согласимся и с тем, что необходимо помочь им в этом. Но как? Предъявив жесткие требования? Поэтапно регламентировав их деятельность? Но тем самым мы значительно снизим мотивацию, так как дети почувствуют недоверие учи­теля и не увидят перспектив своей деятельности. Важно, чтобы педагог обеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизни не пу­тем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнанным является тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда оно превращается в личностно значимое.

Реализовать этот тезис педагогу помогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитии его духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как про­изводное от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции, которые могут помочь разрешить эту ситу­ацию, диалог учителя и ученика.

Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить - это значит:

- не таить обиду, перестать сердить­ся (гнев всегда порождает ответный
гнев), избавиться от желания ото­мстить обидчику;

- не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет ми­риться;

- не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упре­кать его за нанесенную тебе обиду;

  • найти в себе мужество признать свою неправоту;

  • уметь радоваться общению с другими людьми;

  • проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.


Скачать файл (42.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации