Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная культура. Древний Рим - файл 1.doc


Античная культура. Древний Рим
скачать (104 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc104kb.09.12.2011 01:35скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение ……………………………………………………………………………3

1 Этапы становления и развития древнеримской культуры ……………………...4

2 Право, риторика, историография Древнего Рима ………………………………10

3 Нравы и обычаи древних римлян ……………………………………………….12

4 Древнеримская скульптура и архитектура ……………………………………...16

5 Значение культуры Древнего Рима для современной западной цивилизации ..18

Заключение ……………………………………………………………………….19

Список литературы ……………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима»- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут в Рим” - гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцы.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти - население Италии, греческих областей, эллинских государств.

Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

1 Этапы становления и развития древнеримской культуры

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

а) Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.);

б) Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.);

в) Римская республика (III-I вв. до н.э.);

г) Расцвет Римской империи (I-II вв. н.э.);

д) Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.).

Ранний Рим (VIII-VI вв. до н.э.). В первые века I тыс. до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим). Кроме италиков, на Апеннинском полуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Из племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой - в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.

Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII-V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

Особенно сильным было культурное влияние на Рим в VI в. до н.э .- в период правления трех последних римских царей. Но в целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

Ранняя Римская Республика (V-IV вв. до н.э.). Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской. Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон).

Римская республика (III-I вв. до н.э.). В III-I вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Африке. Одновременно Рим воевал с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р. Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции - "поместья римского народа". Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских воин.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римский культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

Расцвет Римской империи (I-II вв. н.э.). Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом. Именно Марк Аврелий в своем дневнике “Наедине с собой” писал : “Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостоверна”. Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели - Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые -- Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.). События III века в Римской империи получили в науке название “кризис III века”. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, “варваризация” Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи. Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям. Языческая историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески - Диона Кассия.

В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий - целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

В конце III в. вступивший не императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV-V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима.

Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта - она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу. После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской империи (будущей Византии) стал г. Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи.

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древне месопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающиеся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

2 Право, риторика, историография Древнего Рима


Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь и насчитывало многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Речи известных адвокатов размножались, их читала широкая публика. Риторику изучали в Риме в школах, содержавшихся отпущенниками - греками в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ораторы простой и строгий аттический стиль или вычурный, театральный, бьющий на эффект, так называемый азианизм. Азианизм, дань которому отдал и Цицерон, особенно процветал до 50-х годов I в. до н. э., после чего в моду стал входить аттицизм, которого придерживался Цезарь. Большое внимание ораторы обращали на позы, жесты, интонации голоса, на оригинальные обороты речи, на меткие остроты, которые могли очернить свидетеля или добить противника. Особенное значение имели речи политические, наиболее ярким образцом которых служат речи Цицерона против Катилины.

Острота политической борьбы отразилась и в записках Цезаря о галльской и гражданской войнах. Повествование ведется в третьем лице для того, чтобы создать иллюзию наибольшей объективности. На самом деле «Записки» написаны Цезарем с целью оправдать свои действия, приукрасить успехи и сгладить, по возможности, неудачи. Современников и потомков восхищала строгая простота, сжатость и вместе с тем выразительность стиля Цезаря, писавшего свои сочинения в лагерях и походах. О своей политической программе и подлинных намерениях Цезарь в этих сочинениях умалчивает, придерживаясь официальных версий. Например, войну с Ариовистом он объясняет просьбой жителей Галлии, начало гражданской войны - своим стремлением защитить народных трибунов и так далее.

В сочинениях историка Саллюстия повествуется о войне с Югуртой, о заговоре Катилины. Ему принадлежит также «История», охватывающая период с 78 по 67 г. до н. э. Яркими красками рисует он позорную продажность знати во время Югуртинской войны, ее развращенность, породившую такое чудовище, как Катилина. Но и римские низы, «чернь», по мнению Саллюстия, разложились вследствие нищеты и безделья не меньше, чем нобилитет. Этой «черни» он противопоставляет народ, который, по его мнению, должен состоять из свободных, равных землевладельцев. Особой его симпатией пользовались популяры типа Мария.

Подражание классическим образцам характерно для ранней римской поэзии. Первым римским поэтом считается Ливии Андроник, по происхождению грек из Тарента, привезенный в 272 г. до н. э. в качестве пленника в Рим. Он перевел сатурническим стихом на латинский язык «Одиссею». Его младшим современником был Гней Невий, автор эпического произведения о первой Пунической войне и ряда трагедий. После второй Пунической войны появились произведения Энния, пользовавшегося долгое время славой одного из самых выдающихся поэтов. Его наиболее известным произведением были «Анналы», написанные впервые введенным им в римскую литературу гекзаметром.

^

3 Нравы и обычаи древних римлян

Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью был характерным культ предков. В семейной и гражданской жизни римляне высоко ценили старших. Власть отца семейства (т. е. фамилии – большой семьи) была на протяжении длительного исторического периода полной и пожизненной. Лишь постепенно государство ограничило эту власть. Умершим старшим поклонялись, сохраняя память о них, изготовляя специальные бюсты (имагинас – изображения), которые хранились в домах, которые члены семьи несли во время торжественных процессий. Римляне чтили семейных божеств, или как бы божеств, духов. Среди них выделялись Лары, Весты (духи домашнего очага). И у Рима была своя Веста, которой служили весталки (девы-жрицы).

В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер – громовержец стал подобным Зевсу, Марс – Аресу, Юнона – Гере, Венера – Афродите, Вулкан – Гефесту, Артемида – Диане, Меркурий – Гермесу, и т. д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха – бога живой природы, в честь которого разворачивались известные “вакханалии”, веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения.

В период кризиса Римской империи действия людей в отношении друг к другу становились просто кошмарными. Прежде всего – в среде аристократии, ожесточенно боровшейся за власть и свое выживание. Аристократы и олигархи Рима, римские чиновники вовлекали в эту борьбу толпы римского населения, армию. Все это делало остроактуальными нравственные проблемы. Разваливающийся политеизм не мог стать никакой основой для их решения. И у римских философов-стоиков и у первых христиан именно нравственная проблематика недаром заняла центральное место.

Нравственная жизнь римского общества, его нравственные ценности прошли сложный путь развития. В республиканском Риме, по свидетельствам историков, жизнь и поведение каждого гражданина в общем строго и точно определялась старинными формами и приличиями. Действовали традиции нравственной жизни, нравственной оценки деяний и поступков. Римлянин, как считалось, должен был, ведя свои дела, поддерживать строгую отчетность, хорошо исполнять все свои гражданские обязанности и любить родину. Даже вожди, военачальники были весьма скромны в быту и золото не имело над ними власти. В республиканском Риме у его граждан и сохранялись и развивались нравственные добродетели, достойные восхищения. Это и трудолюбие, и непреклонная честность, и обостренное чувство справедливости и несправедливости, верность долгу и клятвам. Юношей воспитывали на примерах доблестных предков и современников. Всячески поощрялось соблюдение исконных обычаев, традиций. Нечестно нажитые богатства, взятки, подкупы, хищения казны – все это бывало, но осуждалось и преследовалось. Римляне при расцвете республики становились именно гражданами, не противопоставлявшими себя обществу, государству. Общество, государство не были ориентированными на угнетение своих граждан. Изменения в этом плане происходили постепенно. Высокомерие и заносчивость продуцировались трудными, длительными, но победоносными войнами. Завоевания приводили к росту состояний, давали возможности римлянам приобретать деньги, вещи и множество рабов. Оживлялась деловая жизнь, требующая смекалки, инициативы. Росли потребности и возможности их удовлетворения. Усиливалось расслоение общества. Количественно выросшее население стало превращаться в массу, толпу. Нравственные устои явно расшатывались.

С начала I века до н. э. римский мир пронизало властолюбие. В борьбе за власть аристократы, диктаторы использовали чернь. Правда, простые люди императорского Рима были разными. Римское общество слоилось. В нем были представлены и торговцы и ремесленники. Они, особенно последние, ценили в людях доброту и справедливость, честность. Они, как и военные, в массе своей были людьми энергичными, ценящими труд и радости земной жизни. У императоров и их дворов была другая жизнь и иные ценности. Уже у Юлия Цезаря (еще не императора) девизом было: если уж право нарушить, то ради господства, а в остальном надлежит соблюдать справедливость. Хотя до садизма и мелочной жестокости Цезарь не опускался, но шел на нарушение законов и порядков, был ради власти готов поступиться любыми нравственными нормами. Позже, при Октавиане Августе, и особенно после него, все, даже по видимости республиканские, учреждения в государстве переродились. Сенат раболепствовал. Император Тиберий, покидая его заседание, промолвил: О, люди, созданные для рабства! Император Калигула уже требовал, чтобы ему поклонялись как богу и говорил: пусть ненавидят, лишь бы боялись. Император Нерон был по-звериному жесток, нагло лицемерен. И императорские дворы вполне соответствовали безнравственности властителей. Соперничество, жестокость, убийства, интриги, вероломство, разврат, непомерная роскошь – все это характерно для верхов позднеримского общества.

Нравственная культура и нравственные ценности в древнеримский период реализовывались, таким образом, различно, на разных уровнях культуры. Добро и добродетель на низшем уровне явно связывались с их полезностью для общества, общины, Рима, а поэтому и для каждого гражданина. Но в Риме очень рано, и все более уверенно, добродетель начала проявлять себя и как норма, в связи с долженствованием добра, во всех его ипостасях. Римляне ведь были убеждены в том, что служение Риму (и в войнах, и в других делах) есть нравственный долг гражданина, долг, который выше его личных интересов, дороже самой жизни каждого. Как норма поведения гражданина рассматривались и мужество, стойкость, верность, честность, справедливость. То, что творилось в императорском Риме, выглядело поэтому как кошмарный кризис нравственности, ее упадок. Но, как ни парадоксально, именно в кризисное время вызрело движение культуры к уровню возвышенных нравственных идеалов, при сознании личной ответственности человека за происходящее. Добро и добродетель, не переставая быть должными, становились страстно желаемыми в связи со стремлением к Богу, освященными верой, верой по существу человечной. Римское общество не избежало нравственного обескультуривания, но при этом появилась возможность (только возможность) выхода на самый высокий уровень культуры, к собственно культуре. Возможность, обнаружившаяся в пределах римской империи, порожденная в римских провинциях в условиях взаимодействия и взаимопересечения различных культур, заимствований, переосмыслений.



^

4 Древнеримская скульптура и архитектура



От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V-IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов - храм Весты (или Геркулеса, находившийся на Форуме, в III в. до н.э., он был обнесен колоннадой. Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным элементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н.э.).

Театр был объявлен частью святилища Венеры и сооружен как составная деталь большого архитектурного ансамбля. Это было типично римское сооружение: создается двухэтажное полукружие на мощных сводчатых конструкциях. Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках - многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены. Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В области скульптуры римляне — также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то «оправданиями». Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.




^

5 Значение культуры Рима для современной западной цивилизации

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основной европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

а) Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.);

б) Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.);

в) Римская республика (III-I вв. до н.э.);

г) Расцвет Римской империи (I-II вв. н.э.);

д) Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.).

Ораторское искусство, риторика, прошло в Риме долгий путь и насчитывало многих блестящих представителей, из которых наиболее знаменитым был Цицерон. Риторику изучали в Риме в школах, содержавшихся отпущенниками - греками в городах Греции и Малой Азии. Там заимствовали римские ораторы простой и строгий аттический стиль или вычурный, театральный, бьющий на эффект, так называемый азианизм. Для Рима, с его серьезной и глубокой традиционностью был характерным культ предков. В семейной и гражданской жизни римляне высоко ценили старших. Власть отца семейства (т. е. фамилии – большой семьи) была на протяжении длительного исторического периода полной и пожизненной. Лишь постепенно государство ограничило эту власть. В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Нравственная жизнь римского общества, его нравственные ценности прошли сложный путь развития. Нравственная культура и нравственные ценности в древнеримский период реализовывались, таким образом, различно, на разных уровнях культуры. Добро и добродетель на низшем уровне явно связывались с их полезностью для общества, общины, Рима, а поэтому и для каждого гражданина. Но в Риме очень рано, и все более уверенно, добродетель начала проявлять себя и как норма, в связи с долженствованием добра, во всех его ипостасях.

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. В V-IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. В области скульптуры римляне — также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 История Древнего Рима. Под ред. Кузищина, М – 2003.
^

2 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима, М., 1990.

3 Культурология под ред. Марковой А.М., М - 2001.

4 Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.




Скачать файл (104 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации