Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии - файл 1.docx


Реферат - Сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии
скачать (54.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx55kb.09.12.2011 02:15скачать

содержание

1.docx



Оглавление.

Введение

    1. История изучения моторной афазии.

    2. Афазия как один из видов речевых нарушений. Этиология. Симптоматика. Краткая характеристика.

    3. Сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии.

Заключение

Список используемой литературы


Введение.

В последние десятилетия, начиная со времен Великой Отечественной войны, усилился теоретический и практический интерес к проблемам афазии, ее динамике, роли рационального восстановительного обучения и спонтанного изменения дефектов речи. Многие исследователи выдвигают изучение афазии, методов ее преодоления, ее динамики в самостоятельную область знаний: афазиологию. Во многих странах возросло количество лабораторий и кабинетов в больницах, в поликлиниках, в отдельных специализированных центрах, которые заняты работой по восстановлению речи у больных с афазией. Систематическая работа по преодолению этих дефектов дала возможность исследователям наблюдать состояние речи при афазии в течение длительного времени и вызвала большой интерес у специалистов к изучению динамики речи при афазии.

Разные исследователи указывают на разные факторы, влияющие на динамику речи при афазии, но все они сходятся в том, что такие факторы, как локализация и объем поражения мозга, возраст и уровень образования больного, исходная степень тяжести нарушений и форма афазии, а также меры, предпринятые для ликвидации дефекта, являются важными и реально действующими условиями динамики речи при афазии

Исследование афазии, проводящееся не менее двух столетий, является одной из старейших классических проблем неврологии и психологии, логопедии и нейропсихологии. Данная тема освещена во многих публикациях, насчитывает сотни статей, монографий, учебников.

Непреходящий интерес к этой проблеме не случаен, так как изучение этого сложнейшего явления открывает путь к пониманию многих фундаментальных методологических и теоретических вопросов психологии и нейропсихологии, неврологии и дефектологии, лингвистики и психолингвистики и др. Интерес к афазии и продолжающиеся исследования связаны также и с запросами практики: диагностической и реабилитационной. Клиника афазий нуждается в более точных 

представлениях о ней и в эффективных научно обоснованных подходах к диагностике афазии и ее преодолению.

Изучение афазии связано с известными во всем мире учеными, имена которых не сходят со страниц учебников и монографий неврологов и психиатров, анатомов и физиологов XIX столетия, позднее - психологов и нейропсихологов, дефектологов и логопедов XX столетия. Так, известны работы врачей Галля, Даксов (отца и сына), физиолога Флуренса и др. Особое место занимают работы известных неврологов конца XIX столетия П.Брока, К.Вернике, Дж. Джексона, Л. Лихтгейма, К.Клайста, А.Пика, П.Мари и др. В начале и середине XX столетия стали широко известны и работы русских неврологов В.М. Аствацатурова, А. Кожевникова, В.М. Бехтерова, В.В. Болотова и др. Затем к этой проблеме обратились и известные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.М. Коган, М.С. Лебединский, Э.С. Бейн, клиницисты М.Б. Кроль, Ф.В. Бассин, Л. Столярова, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская и др.

Уже перечень научных дисциплин, в центре внимания которых была и находится и в настоящее время афазия, говорит о неоднородности и сложности этого образования, получившего в свое время после длительных дискуссий название «афазия» вместо «афемия» (по Брока) и «алалия» (Франк) или «анартрия», термин, который до сих пор существует во Франции вместо «афазия».

^ Целью работы явилось изучение теоретических основ по проблеме двух видов моторной афазии.

Для достижения указанной цели были выявлены следующие задачи:

  1. Описать афазию как системное нарушение речи, типы афазий и их особенности.

  2. Уточнить локализацию очагов поражения, обуславливающих афазии.

  3. 

  4. Описать системные нарушения речи при моторных формах афазии.

  5. Провести сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии.


    1. 

    2. История изучения моторной афазии.

В 1861 Поль Брока году открыл так называемый «центр моторных образов слов» в задней трети левой нижней лобной извилины «центр Брока» и одним из первых описал случай моторной афазии. С этого открытия Брока и началось систематическое исследование афазии.

Куссмауль (1910) первым ввел на основе так называемой лечебно-педагогической психотерапии систематическое восстановление речи у больных с афазией. Он считал, что, прежде всего, безречевых больных с моторной афазией следует приучать следить за ртом говорящего, и рекомендовал систему приемов постановки звуков и введения их в слоговые упражнения и слова по методике обучения. Куссмауль называет эту методику, как и сурдопедагоги, «чтением с губ» или оптико-тактильным методом.

Миллс (1904) опубликовал случай восстановления речи у больного с моторной афазией по «материнскому методу», или «физиологическому алфавиту». В дальнейшем методика Миллса, основанная на применении повторения, несколько варьировала и носила названия фонетической, акустической, слуховой. Таким образом, почти одновременно для восстановления речи при афазии стали применять две методики: оптико-тактильную и фонетическую.

Гутцманн (1901) первым обобщил накопившийся опыт восстановительной работы при афазии. Позднее (1924) он подробно останавливается на методике начального этапа восстановительного обучения при моторной афазии, считая, что эту работу надо начинать не сразу после инсульта, а спустя несколько месяцев, когда наступит максимальное спонтанное улучшение речевой функции.

В годы первой мировой войны появились попытки дифференцировать формы моторной афазии, и в связи с этим наметился новый подход к восстановлению речи при различных вариантах моторной афазии. Так, Reichmann и Reichau (1919) считали, что при апраксической моторной афазии 

следует использовать только оптико-тактильный метод, при других формах моторной афазии - акустический метод в сочетании с оптико-тактильным. Авторы отмечали, что восстановление речи у больных с моторной афазией облегчается при использовании автоматизированных речевых рядов.

В 1922 г. Eliasberg впервые рекомендует работать с больными, страдающими моторной афазией, не по оптико-тактильному методу, а с помощью «погружения слова в различные ряды понятий», т. е. путем использования смысловых словесных связей.

В 20-е годы XX века восстановление речи при афазии стало предметом исследования советских специалистов. Первым подробно описал использование оптико-тактильного метода в восстановительной работе при афазии С.М. Доброгаев (1925). В его дневнике-отчете подробно разработан и протокольно изложен путь восстановительного обучения по этой методике.

Тридцатые годы являются периодом широкого развития логопедии в Советском Союзе. В практике детской логопедии получает заслуженное признание оптико-тактильный метод (Ф. A. Pay, 1932). В 30-е годы и позднее было раскрыто особое значение расстройств слуховой стороны речи для различных типов речевых аномалий у детей (Р. М. Боскис и Р. Е. Левина, 1936; Р. Е. Левина, 1940).

Постепенно логопедия выросла в стройную систему знаний, в науку, охватывающую почти все виды патологии речи у детей (Р. Е. Левина, 1940, 1951, 1961; О. В. Правдина, 1958, 1960, и др.).

Ряд положений детской логопедии был в дальнейшем успешно применен при развитии логопедического подхода к восстановлению речи у больных с афазией. Это касается в первую очередь использования в анализе речевых расстройств у взрослых фонологической теории.

К 40-м годам относится новый этап в развитии учения об афазии и выработке методов восстановительной работы. В течение нескольких лет многими авторами пересматривались или уточнялись имеющиеся методики. Восстановительное обучение становится объектом пристального внимания 

советских психологов А. Р. Лурия, (1947, 1950), Б. Г. Ананьева (1946, 1947), Э. С. Бейн (1947, 1948, 1959), В. М. Когана (1947).

Несколько коллективов советских психологов и работавших под их руководством логопедов внесли ценный вклад в разработку методов и методик восстановительного обучения.

В эти же годы появляются интересные работы по анализу и приемам восстановления речи при моторной афазии.

О. П. Кауфман (1947), вскрывая состояние распада внутренней речи у больных с моторной афазией, рекомендует пользоваться оптико-тактильным методом. Позже, по мере восстановления словаря больного, О. П. Кауфман, как и другие авторы, предлагает начинать работу по устранению аграмматизма типа «телеграфного стиля», для чего используются наглядные схемы предложения и заполнение пропущенных в тексте слов.

Л. В. Занков (1945) кратко описывает методику логопедической работы при моторной афазии.

Ученик и сотрудник Л.С.Выготского Александр Романович Лурия внес фундаментальный вклад в диагностику, исследование и восстановление различных видов афазий — речевых нарушений центрально-мозгового происхождения, связанных с разрушением (из-за инсульта, травмы, опухоли) различных зон коры головного мозга, отвечающих за различные психические функции.

При этом А. Р. Лурия опирался на выдвинутую Л.С.Выготским концепцию системной локализации психических функций в коре. Т.е. на идею, что речевая (и любая другая) деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры головного мозга, и разрушение одного из этих участков может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков. Если до А. Р. Лурия исследователи афазии подходили с позиций психологической реальности языковых единиц и конструкций, то А. Р. Лурия впервые стал анализировать эти нарушения как нарушения речевых операций.



В своей книге «Травматическая афазия» 1947 г., он, по существу, строит психолингвистическую концепцию афазии—в частности, вводит представление о «внутренней схеме высказывания, которая после развертывается во внешнюю речь».

В ряде монографий А. Р Лурии (1947, 1948, 1950) обобщен большой опыт по восстановлению речевых функций, накопленный в годы Великой Отечественной войны. А. Р. Лурия приводит подробную методику восстановления речи у больных с моторной афазией, по которой восстановительное обучение проходит три этапа.

  1. Первый этап - работа со схемой слога и слова, постановка звуков с помощью оптико-тактильного метода, введение их в слоги и закрепление в словах при повторении или назывании предметов и предметных картинок. Особое внимание на этом этапе уделяется восстановлению структуры слова и слога с опорой на различные виды звукового анализа состава слова.

  2. Второй этап - работа над анализом морфологической и семантической стороны слова (словообразование).

  3. Третий этап - восстановление грамматической структуры высказывания, т. е. изжитие аграмматизма, с опорой на схему предложения, сюжетную картинку и т. п.

В годы Великой Отечественной войны под руководством Б. Г Ананьева в Тбилиси и в Ленинграде группа психологов и педагогов разрабатывает некоторые оригинальные методики восстановления речи при различных формах афазии. Б. Г Ананьев и С. Н. Астахов (1946, 1947) предлагают так называемую конструктивно-аналитическую методику для устранения у больных с моторной афазией литеральной аграфии, причину которой они видят в оптических и пространственных нарушениях.

В. К. Орфинская при восстановлении речи у больных с моторной афазией использовала оптико-конструктивный (т. е. конструктивно-аналитический-оптико-тактильный) метод, а также «фонологическую 

методику», в основе которой лежало утрированное произнесение звуков, подкрепляемое соответствующими артикуляционными схемами.

Для восстановления словаря больных с моторной афазией проводилась работа над словообразованием с помощью суффиксов, префиксов и т. п. Позже начиналась работа с глаголами и по формированию предложения.

Обращает на себя внимание статья Н. П. Серебренниковой (1948). Она, как и Б. Г Ананьев, связывает аграмматизм типа «телеграфного стиля» с поражением нормальных форм двигательной активности у больных с моторной афазией

Опираясь на точку зрения В. М. Когана и других авторов, Л. С. Цветкова (1961, 1962, 1969) особо рекомендует восстанавливать нарушенную моторную сторону речи путем введения слова в смысловые контексты, без специального воспитания произвольного произнесения отдельных звуков. Беседа с больным приучала его слушать речь, соотносить слово с предметом, эмоционально реагировать на него. Одновременно проводилась работа по растормаживанию экспрессивной речи с помощью автоматизированных речевых рядов и пения с последующим активным вычленением из них отдельных слов. В работе Л. С. Цветковой можно выделить две стадии восстановительного обучения. В первой стадии больного (как с афферентной, так и с эфферентной моторной афазией) обучают повторять, называть, писать и читать отдельные слова. Задачей второй стадии обучения является восстановление способности произносить фразу, что достигается путем использования различных внешних материализованных опор, помогающих больному ее сконструировать и произнести.

^ 1.2. Афазия как один из видов речевых нарушений. Этиология. Симптоматика. Краткая характеристика.

В результате локальных поражений мозга возникают тяжелые расстройства речи. Наиболее распространенными из них являются афазии.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.



При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий не

однородны. Различия между ними обусловлены прежде всего лока

лизацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные из

вилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

В отечественной и зарубежной афазиологии существуют раз

личные классификационные системы афазических расстройств.

Наиболее распространенной среди них является классификация А.Р. Лурия. Согласно этой классификации существуют следующие формы афазий (таблица 1):

Таблица 1.

^ Классификация афазий.

Название формы афазии

Локализация поражений

Клинические проявления, сопутствующая симпто

матика

Афферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов 

постцентральной зоны мозга.



Центральным рас

стройством является нарушение кинестетической афферентации про

извольных оральных движений. Больные теряют 

способность совер

шать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть лег

ко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное отношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или, иначе, артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

  • отсутствии артикулированной речи;

  • искаженном воспроизведении поз;

  • поисках артикуляции.

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.



Эфферентная моторная афазия

Обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны.

В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта дру

гим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно по

следовательно организованные ряды— «кинетические двигатель

ные мелодии» (по терминологии А.Р. Лурия).

При очаговых поражениях премоторной зоны возникает пато

логическая инертность артикуляторных актов, появляются персеве

рации, препятствующие свободному переключению с одной арти

куляционной позы на другую. В результате речь больных становит

ся разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти 

дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким об

разом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуля

ционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.



Динамическая афазия

Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных кпереди от «зоны Брока»

Речевой дефект проявляется здесь главным образом в речевой аспонтанности и инактивности. В настоящее время выделе

ны два варианта динамической афазии (Т.В.Ахутина).

Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, од

носложностью ответов в диалоге. Произносительные 

трудности незначимы.



При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи боль

ных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «теле

графного стиля». Произносительные трудности незначимы.


Сенсорная (акустико-гностическая) афазия

Возникает при поражении верхневисочных отделов - зоны Вернике.
В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Боль

ные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понима

ния. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который ха

рактеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозна

чаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое кон

стантное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным парамет

рам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие рече

вой продукции) как результат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими, одних звуков другими — вербальные и литеральные парафазии.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена очагом пораже

ния, расположенным в средних и задних отделах височной области

В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустиче

ский дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информа

ции, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти де

фекты приводят к 

определенным трудностям понимания разверну

тых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собст

венной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данно

го семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.



Семантическая афазия

Возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария.

Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространст

венного гнозиса, а именно, способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающи

ми слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и пони

мание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавли

ванию формально-грамматических искажений (ошибок «согласова

ния») остается у этих больных сохранной.


    1. ^ Сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии.



Сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии проведен на основании изучения речевых статусов, которые представлены в таблицах 2, 3.

Таблица 2.

^ Афферентная моторная афазия
Грубая степень

Средняя степень

Легкая степень

Оральный и артикуляционный праксис
При грубой афферентной моторной афазии как правило нару

шены и оральный и артикуляционный праксис. Больные иногда справляются лишь с имитацией простых оральных поз, а выполне

ние их по устной инструкции в большинстве случаев им недоступ

но. Наблюдаются поиски позы, проявляющиеся в беспорядочных движениях языка и губ. Артикуляционная апраксия является пер

вичным дефектом при данной форме афазии и составляет следова

тельно «ядро» всего синдрома. Часто у больных имеются затрудне

ния в 

повторении даже гласных. Несколько облегчает задачу опора на визуальный артикуляторный образ фонемы.


При менее грубой степени выраженности данной формы афазии также имеются нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отдельные позы больные выполняют не только по образу, но и по устной инструкции. При этом присутствуют ошибки, поиски позы. Больные смешивают близкие по артикуляции звуки, не всегда справляются с воспроизведением их по акустическому образцу.
При легкой степени афазии отмечаются незначительные нарушения орально-артикуляционного праксиса, проявляющиеся в основном в усложненных условиях.


Спонтанная речь
При грубой степени выраженности речевого дефекта спонтанно-устная речь практически отсутствует, имеется лишь речевой «эмбол», заменяющий больным вербальную речь при попытках общения с окружающими. «Эмбол» экспрессивно насыщен, богато интонирован. В моменты эмоционального подъема возможно про

изнесение высоко автоматизированных речевых штампов типа да

вай, как же так? не знаю, ох! и т.д. Больные широко пользуются жестами и мимикой.
При менее грубом дефекте речи спонтанная речь больных бед

на, состоит из отдельных слов. Фразовая речь возможна лишь у от

дельных больных. Фраза примитивна по логической структуре.

Имеются аграмматизмы «согласования», трудности употребления предлогов. Активный словарь состоит из высокочастотных слов, простых по звуковой структуре и относящихся, как правило, к бытовой тематике. В целом спонтанное высказывание носит выражен

ный ситуативный 

характер. Произносительные трудности проявля

ются в поисках отдельных артикулем и приводят к звуковым иска

жениям и латеральным парафазиям (особенно в начале слова). Абрис слова в большинстве случаев сохраняется. Темп речи нор

мальный, интонация адекватна содержанию высказывания, иногда имеются ошибки в ударении. Речевая активность достаточна, но в основном коммуникативная речь ограничена диалогической. Моно

лог недоступен.



В случае легкой степени выраженности афазии спонтанная речь достаточно развернута. Фраза разнообразна по логической и син

таксической структуре. Имеются отдельные аграмматизмы. Сло

варный состав богатый: в активном пользовании больного не только конкретная бытовая лексика, но и отдельные малочастотные слова, слова с переносным значением. Высказывание не всегда носит ситуативный характер. Больной в 

состоянии дать словесное изложе

ние какого-либо отвлеченного события. Речевая активность доста

точно высокая: больной охотно вступает в речевое общение.


Речевые автоматизмы
У больных с грубой афферентной моторной афазией отсутст

вуют даже речевые автоматизмы, артикулирование которых являет

ся высоко упроченным 

преморбидно. Это свидетельствует о гру

бейшем нарушении артикуляционного праксиса. Иногда возможны их отдельные фрагменты, например, сопряженный или отряженный счет, пение со словами.



В менее грубых случаях речевые автоматиз

мы сохраняются и произносительные трудности значительно сгла

жены.

У больных с легкой степенью выраженности речевого дефек

та речевые автоматизмы полностью сохраняются, и 

следовательно артикуляционная апраксия, имеющая место в других видах речи, на них не распространяется.


Повторная речь
При грубой степени речевого расстройства повторная речь, как правило, отсутствует, за исключением способности повторять от

дельные гласные звуки. Иногда возможно повторение некоторых губных согласных (с опорой на артикуляторный образ звука и по акустическому образцу), а также воспроизведение абрисов отдельных простых по звуковой структуре слов.

При средней степени вы

раженности дефекта повторная речь «опережает» спонтанную: больные повторяют отдельные звуки, слова и даже простые фразы. При этом произносительные трудности выражены менее сущест

венно, чем в спонтанном высказывании.
У больных с легкими расстройствами речевой функции повтор

ная речь страдает незначительно.
Диалогическая речь
При грубой степени выраженности афферентной моторной афа

зии диалогическая 

речь отсутствует. Отдельные больные способны дать ответы лишь словами «да», «нет».



Больным с менее грубой афазией диалогическая речь в большинстве случаев 

доступна, но ответы носят стереотипный характер. Имеется тенденция к исполь

зованию слов, содержащихся в вопросе, для формулирования отве

та. Лишь иногда ответы самостоятельны, но «привязаны» к вопросу



При легкой степени нарушений речи диалогическая речь полностью 

сохранена.


Называние
У больных с грубой афазией называние чаще всего отсутствует, однако вторично, поскольку основной причиной является неспо

собность произнесения слова, даже если оно присутствует во внут

ренней речи.

При менее грубом речевом дефекте возможно называ

ние отдельных часто употребляемых предметов и наиболее распро

страненных действий, т.к. артикулирование составляющих их звуков речи является достаточно упроченным преморбидно. Вместе с тем в этом виде речевой деятельности также выражены трудности, характерные для спонтанной речи.

При легкой афазии называние как функция не страдает.
Фраза по 

сюжетной картинке


Больным с грубой 

афазией составление фраз по сюжетной кар

тинке недоступно.



Больным с грубой 

афазией составление фраз по сюжетной кар

тинке недоступно. При меньшей степени грубости речевого дефек

та возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы по сюжетной картинке, в основном бытового содержания. Это обусловлено тем, что артикуляционное выражение оборотов ре

чи, используемых в этих случаях, более освоено преморбидно, и, сле

довательно, прочнее.



Больные с 

легким расстройством речи, как пра

вило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.


Пересказ текстов
При грубой степени выраженности речевого дефекта пересказ текстов невозможен.

В менее грубых случаях больные способны пересказать текст, но лишь в форме ответов на вопросы или же по подробному плану

В легких случаях пересказ текстов возможен, однако имеются трудности формулирования сложных фраз, встречаются отдельные аграмматизмы. Свободному изложению текста препятствуют и про

износительные трудности, 

характерные для экспрессивной речи в целом.



Понимание речи
Больные даже с грубой афферентной моторной афазией в об

щем понимают обращенную к ним речь, и в частности, ситуативно-бытовую. Более сложные виды речи не всегда доступны понима

нию, особенно логико-грамматические обороты. Иногда имеются элементы отчуждения смысла слова при показе предметов, частей тела, а также ошибки в выполнении устных инструкций. Как приня

то считать, это обусловлено невозможностью полноценной опоры на проговаривание при восприятии на слух соответствующих слов и фраз. Больные не в состоянии также понимать речь по радио, раз

вернутую монологическую и 

диалогическую речь окружающих. Фонематический слух при этом первично не страдает.



Больные с менее грубым речевым дефектом понимают обра

щенную к ним речь, справляются с показом предметов и частей те

ла, а также с выполнением устных инструкций. Однако разверну

тую монологическую речь окружающих, а также речь по радио час

то не понимают, так же как и сложные логико-грамматические обороты речи. Имеются затруднения в осмыслении слов с перенос

ным значением, пословиц, текстов со сложным сюжетом. Фонема

тический слух сохранен.
При легкой степени выраженности артикуляционной апраксии понимание речи практически сохранено.


Объем слухоречевой памяти
У больных с грубой афферентной моторной афазией определить объем слухоречевой памяти в большинстве случаев невозможно:

повторение у них отсутствует, а использование условных моторных реакций осложнено наличием изменений нейродинамики, как пра

вило, сопутствующих грубому речевому дефекту.

При средней степени грубости речевого расстройства объем слухоречевой памяти, как правило, сужен за счет трудностей проговаривания, подкрепляющего процесс удержания воспринимаемо

го акустического ряда

У больных с легкой формой афферентной моторной афазии объем слухоречевой памяти практически не сужен

Состояние функции чтения
При грубой афферентной моторной афазии чтение отсутствует, поскольку имеет место распад ассоциативной связи «графема—артикулема». У ряда больных имеются лишь элементы глобального чте

ния «про себя», которые 

обнаруживаются при предъявлении идеограммных слов и при выполнении заданий разложить подписи под картинками (3-5 картинок). Чтение вслух отсутствует, даже автомати

зированных рядов. Исключение может составлять чтение вслух имен близких людей — мужа, дочери, сына и т.д. Буквы вслух больные не прочитывают, но иногда правильно показывают их по названию



При меньшей грубости дефекта чтение как функция имеется, однако сопровождается произносительными трудностями, харак

терными для экспрессивной речи больных. Буквы прочитываются и

узнаются.


В случаях легкой афазии чтение практически не нарушено. Имеются лишь отдельные ошибки в сложных по звуковой структу

ре словах, отражающие общие нарушения произношения.


Состояние функции письма
При грубой степени выраженности афферентной моторной афа

зии письмо как функция отсутствует из-за распада ассоциативной связи «фонема— графема». Больные в состоянии лишь написать свою фамилию. Может быть доступным также списывание по типу 

«рабского копирования» с трудностями самокоррекции. Невозмож

но письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по назва

ниям. Звукобуквенный анализ состава слова страдает грубейшим образом: больные не в состоянии определить количество букв в слове, а также вставить пропущенную гласную букву даже в про

стое трехбуквенное слово.


При средней степени выраженности данной формы афазии письмо также грубо нарушено. Больные в состоянии списывать слова и даже простые фразы, однако они не справляются с письмом аналогичного материала под диктовку. При 

попытках письма мно

гократно повторяется каждый звук слова, больные пытаются «при

вязать» к нему какое-либо упроченное слово (ммм... — «мама»), допускают большое число пропусков, литеральных параграфий и т.д. Звукобуквенный анализ состава слова существенным образом страдает. Больные ошибаются в определении и количества букв в слове, и их назывании.



У больных с легкой афферентной моторной афазией письмо нарушено не грубо. Больные в состоянии писать под диктовку простые тексты. Искажения носят стандартный характер. Пись

мо «от себя» страдает больше, хотя 

попытки письменной комму

никации имеют место (записки родственникам, поздравления и т. п.).


Таблица 3.

^ Эфферентная моторная афазия
Грубая степень

Средняя степень

Легкая степень

Оральный и артикуляционный праксис
У большей части больных с грубой степенью выраженности эфферентной моторной афазии оральный праксис нарушен. Боль

ные справляются с воспроизведением отдельных поз, но 

затрудня

ются при необходимости перейти к следующей. В этих случаях воз

никают застревания на отдельных элементах действия, поиски поз. То же самое наблюдается и в артикуляторном праксисе: изолиро

ванные звуки больные повторяют относительно свободно, однако задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный арти

куляционный сбой. Эфферентная артикуляционная апраксия явля

ется первичным дефектом, на основе которого развивается аффе

рентная моторная афазия.



При меньшей степени выраженности речевого дефекта имеют

ся нарушения орально-артикуляционного праксиса. Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему 

затруднено, особенно в усложненных условиях. В символическом праксисе возможны пер

северации.



У больных с легкой степенью данной формы афазии отмечают

ся негрубые расстройства в сфере орально-артикуляционного прак

сиса по премоторному типу. 

Иногда они проявляются в виде псевдоскандированности речи, т.е. произнесении слов по слогам. Такой способ говорения увеличивает время на артикуляционные переклю

чения и тем самым облегчает его.



Спонтанная речь
Спонтанная речь больных с грубой формой афазии бедна. Она состоит в основном из хорошо упроченных слов, преимущественно 

номинаций. Имеются значительные произносительные трудности, проявляющиеся в «застревании» на отдельных фрагментах слова. Слова «разорваны», абрисы их, как правило, не сохраняются. Инто

нация бедная, однообразная. Речевая активность средняя.



Больные с менее грубой афазией в состоянии передать в общих чертах свою мысль. Однако фразовая речь практически 

отсутствует. У ряда больных имеется аграмматизм типа телеграфного стиля. Сло

варь представлен в основном существительными, частотными глаго

лами в инфинитиве. В сложных по звуковой структуре словах вы

ражены трудности артикуляторных переключений. Интонационный рисунок речи бедный. Имеются ошибки в ударении. В целом в выска

зывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер.



При легкой степени выраженности речевого дефекта спонтан

ная речь больных достаточно развернута, фраза однообразна по 

синтаксической структуре, однако отмечается большое количество речевых штампов, маскирующих трудности речевого программиро

вания. Выявляются отдельные аграмматизмы. Словарный состав разнообразный. Высказывание не всегда носит ситуативный харак

тер. Возможна монологическая речь на определенные темы.



Речевые автоматизмы
В большинстве случаев у больных даже с грубой эфферентной моторной афазией имеются те или иные речевые автоматизмы: со

пряженный и отраженный прямой счет (обратный счет недоступен), пение со словами.

При средней и легкой степени данной формы афазии речевые автоматизмы обычно сохранны.



Повторная речь
Даже при грубой степени выраженности речевого дефекта большая часть больных способна к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и по акустическому образцу. Повторение слогов затруднено из-за трудностей артикуля

ционных переключений. Некоторые больные не в состоянии слить в открытый простой слог согласный и гласный звуки. Воспроизведе

ние слова, как правило, не удается. Повторная речь воспроизводится легче спонтанной.

При средней степени выраженности речевого расстройства по

вторная речь нарушена не грубо. Больные справляются с повторе

нием звуков, слогов, слов и простых фраз. Однако в более сложных по синтаксической структуре фразах допускают аграмматизмы. Имеются артикуляционные трудности при произнесении слов. Страдает и просодический компонент высказывания. Больные с трудом передают интонацию вопроса, восклицания.

У больных с легкой афазией повторная речь с незначительными произносительными трудностями, проявляющимися в отсутствии плавных артикуляторных переходов внутри слова (тенденция к послоговому произнесению).

Диалогическая речь
Больным с грубым речевым дефектом недоступно поддержание диалога.

При меньшей грубости речевого нарушения больные спо

собны участвовать в ситуативном диалоге, но при этом отмечаются частые эхолалии, прямое использование текста вопроса для ответа. Может наблюдаться 

стереотипность ответов, персеверации (застре

вание на фрагментах предыдущих ответов). Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой. Наиболее дос

тупен ситуативный диалог.



При легкой степени выраженности афазии диалогическая речь в общем сохранена и близка к норме, хотя нередко остается некото



рая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются также специфические произносительные трудности.



Называние
Некоторым больным даже с грубой формой эфферентной мо

торной афазии доступно воспроизведение отдельных высокочас

тотных номинаций, артикуляционное выражение которых является высоко упроченным преморбидно. Вместе с тем называнию серьез

но препятствуют персеверации, проявляющиеся в трудностях арти

куляционных переключений внутри слов.

При средней степени выраженности данной формы афазии на

звание как функция нарушена не грубо. Однако трудности звуковой (артикуляционной) организации слова довольно значительны. От

сутствует способность воспроизводить слова на основе их кинети

ческих мелодий. Слоговая структура часто нарушена.

У больных с легкой эфферентной моторной афазией называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный дефицит. Больные редко продуцируют малочастотные называния, из

бегают слов со сложной звуковой структурой.

Фраза по сюжетной 

картинке


Больным с грубым речевым дефектом 

составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно. Они конструируют лишь очень простые по синтаксической структуре фразы. Часты пропуски названий действий, реже— предметов, служебных частей речи, в окончаниях и т.п., однако кроме этих элементов «телеграфного сти

ля» имеются и произносительные трудности.



В случае средней и легкой степени выраженности речевого на

рушения больные 

справляются с составлением по сюжетной картинке фраз относительно простых грамматических моделей. Встре

чаются отдельные аграмматизмы.



Пересказ текстов
У больных с грубой и средней степенью выраженности эффе

рентной моторной афазии обнаруживаются дефекты, сходные с те

ми, которые имеются у больных с афферентной моторной афазией. Это объясняется тем, что и те и другие лишены полноценных арти

куляционных опор.

При легкой афазии пересказ текстов

сопровождается отдель

ными

трудностями конструирования фразы,

имеются элементы аграмматизма типа

телеграфного стиля. Высказывания

несколь

ко бедны просодически, есть

отдельные артикуляционные за


стревания.



Понимание речи
Первичные расстройства функции понимания отсутствуют да

же у больных с грубой афазией. Однако имеют место и трудности восприятия речи из-за отсутствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового вни

мания. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

При средней и легкой степени выраженности эфферентной мо

торной афазии особенности понимания речи менее выражены и аналогичны особенностям нарушения речи у больных с грубой аф

ферентной моторной афазией.

Объем слухоречевой памяти

Клинические проявления нарушений слухоречевой памяти те же, что и при афферентной моторной афазии.

Состояние функции чтения
У больных с грубой степенью выраженности эфферентной мо

торной афазии чтение практически отсутствует. Имеется способ

ность к прочитыванию отдельных букв, 

поскольку связь «артикулема — графема» сохранена. Прочитывание слогов происходит со значительными артикуляционными затруднениями. Чтение слов недоступно больному, т.е. имеются трудности артикуляционной деятельности, связанной с необходимостью воспроизведения не единичных, а серий графем. Вместе с тем у большей части больных имеются некоторые возможности глобального чтения (раскладыва

ние подписей под картинками и т.д.).



При меньших степенях грубо

сти эфферентной моторной афазии чтение в значительной мере со

хранно.



Состояние функции письма
У больных с грубой степенью выраженности эфферентной мотор

ной афазии дефекты письма качественно те же, что и при грубой степени афферентной моторной афазии.

При меньшей грубости де

фекта в письме под диктовку больные допускают большое число литеральных парафазии, выступающих в виде персевераций, про

пусков не только согласных, но и гласных звуков. В основном это обусловлено нарушениями звукобуквенного анализа состава слова, а именно трудностями организации его сукцессивной звуковой структуры


Заключение.

Речевые расстройства в виде различных форм афазий встречаются в практике нейропсихологов, логопедов и дефектологов довольно часто, особенно в клинике сосудистой патологии мозга. Поэтому необходимо знать этиологию, симптоматику, клинику данного речевого дефекта для дальнейшего построения коррекционно-педагогической работы.

В данной работе были рассмотрены две формы моторной афазии: афферентная и эфферентная. Показана структура дефекта при каждой по таким параметрам как:

  • Оральный и артикуляционный праксис

  • Спонтанная речь

  • Речевые автоматизмы

  • Повторная речь

  • Диалогическая речь

  • Называние

  • Фраза по сюжетной картинке

  • Пересказ текстов

  • Понимание речи

  • Объем слухоречевой памяти

  • Состояние функции чтения

  • Состояние функции письма

При этом каждая форма моторной афазии представлена тремя степенями: грубой, средней, легкой. На основании описанного материала дан сопоставительный анализ афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии. Для составления аналитических таблиц использованы труды Шкловского В.М., Визель Т.Г.






Список используемой литературы.

  1. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. – Л.: «Медицина», 1964.

  2. Волкова Л. С. Логопедия. – М.: «Владос», 2004.

  3. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.

  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2000.

  5. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995.

  6. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

  7. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

  8. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.

  9. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Речь и афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2001.





Скачать файл (54.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации