Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Методика преподавания социологии - файл 1.docx


Методика преподавания социологии
скачать (82.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx83kb.09.12.2011 02:41скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение

Актуальность работы заключается в том, что образовательная система сегодня развивается в направлении максимальной индивидуализации обучения, разработки индивидуальных образовательных траекторий, которые могут быть задействованы только при условии опоры на личностные и когнитивные особенности субъекта, учета его жизненных целей и смыслов. Реализация такого подхода возможна на основании формирования у студентов механизмов самообучения и самовоспитания через организацию специальной системы самостоятельной работы, которая является не приложением к лекционному курсу, составляемому преподавателем, а самостоятельной технологией обучения, в наибольшей степени соответствующей парадигме гуманизации образования. Педагог должен понимать, что его задача – не обеспечить запоминание студентом определенных математических формул, а сформировать у него целостную картину мира и способность к использованию получаемой информации в решении профессиональных и жизненных вопросов. Образование в вузе должно быть направленно на развитие поведенческих, личностных и когнитивных качеств человека, обеспечение эффективной самореализации личности. Применение технологии модульного обучения должно решить поставленные задачи.

^ Степень научной разработанности проблемы. Ряд зарубежных авторов (В. Голдшмид, М. Голдшмид и другие) понимали под модулем формирование самостоятельной единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей обучения.

Несколько иначе определяет суть модуля Дж. Рассел – основатель понятия модульного обучения, который рассматривает его в качестве «учебного пакета», охватывающего концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимися действий [12].



У отечественных авторов модуль определяется как целевой структурно-функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Так, В.А. Ермоленко [15],характеризует модуль или блок как содержательно и функционально завершенную структуру элемента содержания, реализующих одну или несколько учебных целей.

Т.И. Шамова [45] выявляет в технологии модульного обучения черты программированного обучения.

С.А. Шапоринский [46] выдвинул теорию о том, что для того, чтобы работа студента стала более успешной и самостоятельной нужно как можно более всеобъемлюще и тщательно должна быть предварительная деятельность объекта обучения.

^ Объект исследования – модульное обучение в ВУЗе.

Предмет исследования – технология модульного обучения в курсе «социология».

Цель исследования – разработать учебный модуль по курсу «социология» для студентов очной формы обучения технических специальностей.

Для достижения цели были поставлена следующая задача:

  • рассмотреть теоретические основы модульного обучения;

  • подготовить материал для разработки учебного модуля;

  • разработать учебный модуль по дисциплине «социология» для студентов очной формы обучения.

^ Теоретическая основа исследования: научные труды (В.А. Голуб «Основы общей дидактики. Учебное пособие для ВУЗов») и так далее; материалы периодической печати (С.А. Шапоринский «Об учебной классификации научного знания и его объектов», В.С. Данюшенко «Теоретические аспекты формирования активности студента в обучении» и другие).



Методологическая основа исследования. Понятие «технология» прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки. В отечественной и зарубежной педагогике ведутся серьезные исследования по проблемам технологизации педагогической деятельности. За несколько десятилетий это понятие претерпело эволюцию, суть которой в последовательном расширении его объема: от элемента, технического «приспособления» в деятельности педагога до качественно нового понимания самой педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы.

^ Методы исследования: анализ теоретического и практического материала по теме исследования.

Научная новизна данной работы в том, что разработан модуль по дисциплине «Социология»

^ Практическая значимость работы в том, что разработанные модули можно применить в курсе преподавания «социологии» студентам очной формы обучения КубГТУ.

^ Структура работывведение, одна глава, заключение, список использованных источников, приложение.


  1. 

  2. Организационно-методические основы технологии модульного обучения


1.1 Теоретические основы модульного обучения

Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с развитием его личностной сферы, предоставляя ему при этом возможности для самоуправления.

В докладе ЮНЕСКО на конференции 1982 года модуль стал определяться как изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения учебного материала приобретения одного умения или группы умений путем внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью [24]. Поэтому модуль включает в себя:

  • целевой план действий;

  • банк информации;

  • методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

П.А. Юцявичене [39] – один из первых авторов, обосновавших сущность и методические основы модульного обучения, разработал принципы и правила построения модульной программы. Здесь модуль рассматривается как программа обучения, индивидуализированная по 

содержанию, методам, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников.

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала, а это означает, что:

  • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;

  • дается разъяснение к этой информации;

  • определяются условия погружения в информацию (конкретных литературных источников, методов добывания информации);

  • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним;

  • указаны практические задания.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

  • знаниевые модули (для изучения основ науки). Главное в процессе учения – это усвоение, представляющего процесс воспроизведения человеком исторически сформированных способов познавательной деятельности с объектами, типов отношений к ним. Сущность усвоения заключается в том, что эта воспроизводящая деятельность первоначально осуществляется во внешней, развернутой материальной форме и через ряд промежуточных форм превращается во внутреннюю, свернутую, «умственную» форму.

Как отмечают Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская [18], в широком смысле термин «усвоение» означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление. Усвоение связано особенностями личности каждого учащегося – его чувствами, волей, со сложившимися у него отношением к действительности, с его склонностями и интересами, с определенными интеллектуальными качествами.

Усвоением знаний называется учебно-познавательская деятельность учащихся, направленная на сознательное и прочное овладение знаниями, 

способами выполнения учебных действий. Усвоение знаний – сложный многоэтапный процесс. Исходя из анализа его природы, в нем выделяют следующие основные компоненты:

  1. восприятие и понимание;

  2. запоминание;

  3. применение, обобщение и систематизация знаний.

Все компоненты тесно между собой взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому трудно вычленить отдельные звенья процесса, и на том или ином этапе процесса усвоения может преобладать какой-то компонент. Это зависит и от соответствующих приемов учебной деятельности студента, и от руководства ею со стороны преподавателя.

  • операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности).

Умения это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта [42].

Навык это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения [38].

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они «обрастают» умениями и навыками, «перерастают» в них.

Умения и навыки – это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе – это знания в действии[26].

Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:

  1. интеллектуальные (познавательные) умения и навыки – умст

  2. венные действия и операции;

  3. практические (специальные, общеучебные) умения и навыки – связаны с внешними «материализованными» способами деятельности.



В основе навыков лежат элементарные действия. Наиболее успешно – быстро и безошибочно – учащиеся овладевают навыком на основе знания и применения алгоритма или алгоритмического предписания. Действие на стадии навыка ускоряется и становится более точным. Далее перестраивается структура действия: происходит объединение более мелких, законченных элементов деятельности в более крупные. Действие освобождается от лишних, побочных, вспомогательных элементов, становится более экономным, отдельные компоненты действия автоматизируются, начинают осуществляться без прямого контроля или при слабом контроле сознания. Освобождаясь от контроля за процессом, сознание сосредоточивается на более сложной и творческой работе.

Умение включает в себя:

  1. знание основ действия (понятий, законов, теорий);

  2. способов выполнения действий, их содержания и последовательности (правил, приемов);

  3. назначения необходимого оборудования (аппаратуры, приборов, инструментов);

  4. навыки обращения с ним; практический опыт выполнения аналогичных действий;

  5. элементы творческого подхода (решение проблем, нахождение оригинальных способов выполнения действий и тому подобное).

  • смешанные модули (направленные на формирование знаний, умений и навыков).

Система модулей составляют программу учебной дисциплины. Число модулей определяется целями обучения и объемом учебного материала.

По рекомендациям исследователей, в области модульного обучения учебную дисциплину можно разделять на 10-12 модулей.

По И.Б. Сенновскому, П.И. Третьякову [19], каждый модуль характеризуется определенной структурой (таблица 1):


Таблица 1 – Структура модуля

Номер учебного элемента (УЭ)

Название учебного элемента

Управление обучением (содержание, формы, методы)

1.К.О

Цели и задачи модуля

Необходимые знания и умения

1.К.1

Учебные элементы

Пояснения к учебному материалу

...

Обобщение (резюме)

Источники информации, алгоритмы решения задач

1.K.N

Контроль (самоконтроль и выходной контроль)

Ответы, методы и формируемая область понимания предмета, внутрипредметные связи


Для данной структуры любого модуля отбираются учебные элементы, которые во взаимосвязи и в целом образуют логическую структуру, где исходный учебный элемент дифференцируется в последующих производных элементах. Поэтому логическая структура содержания предмета будет ограничена по числу градаций и производных учебных элементов, зависящих от целей и задач подготовки учащихся и анализа их будущей деятельности.

Сама структура учебного элемента определяется строением модуля и аналогичное строение (таблица 2):

Таблица 2 – Строение модуля

Порядковый номер в учебном элементе

Учебный материал

Управление обучением (содержание, формы, методы)

0

Цели и задачи

Необходимые знания и умения

1

Содержание учебного материала

Пояснения к учебному материалу, источники информации

...

Обобщение (резюме)

Алгоритмы решения задач, ответы

N

Контроль: вопросы для самоконтроля по трем уровням, выходной контроль по трем уровням

Методы и формируемая область понимания предмета, внутрипредметные связи




Проектирование модульного обучения начинается прежде всего с предварительного целеобразования, затем этот проект воспроизводится в аужитории. Воспроизводимость проекта в аудитории связана с алгоритмами учебных действий учащихся, цикличность и вариативность которых определяется качеством усвоения опыта (знаний, умений, навыков, качеств личности) учащимися. Алгоритмизация учебных действий в рамках концепции технология модульного обучения имеет общие черты, совпа

дающие в определенной мере с характеристиками программированного обучения (программированный подход к технологии обучения) [14].

Последовательность действий построения учебного модуля или алгоритм построения учебного модуля таков (по И.Б. Сенновскому, П.И. Третьякову) [19]:

Шаг 1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.

Шаг 1.1. Выявление учебных элементов темы.

Шаг 1.2. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.

Шаг 1.3. Формирование логической структуры учебных элементов темы.

Шаг 1.4. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.

Шаг 1.5. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.

Шаг 1.6. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.

Шаг 2. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

Шаг 2.1. Выявление учебных умений и навыков.

Шаг 2.2. Систематизация общеучебных и специальных умений и навыков.



Шаг 2.3. Формирование основы блока алгоритмического предписания в виде логической структуры учебных умений и навыков.

Шаг 2.3.1. Формирование мотивационной структуры действий.

Шаг 2.3.2. Формирование системы ориентировочных действий.

Шаг 2.3.3. Формирование системы исполнительских действий.

Шаг 2.3.4. Формирование системы контрольных действий.

Шаг 2.3.5. Формирование системы корректирующих действий.

Шаг 2.3.6. Формирование системы управляющих действий реподователя.

Шаг 2.4. Формирование временной регламентации учебной деятельности в рамках недельного цикла познания или цикла деятельности.

Важным моментом данной технологии является точное определение и формулировка эталона (критерия) достижения учебной цели. Его основа – полное усвоение заданного модуля. Способ выражения может быть четы

рехуровневым:

  • через четко сформулированное описание учебных элементов и действий студента;

  • через указание требуемого управления обучением;

  • через входной и выходной контроль;

  • через проведение коррективных обучающих процедур с учащимися, не достигшими полного усвоения модуля.

Все выше указанное позволяет выделить принципиальное отличие модульного обучения от традиционного (таблица 3).

Таблица 3 – Принципиальные отличия модульного обучения от . традиционного

Традиционная форма обучения

Модульное обучение

Студент чаще всего перерабатывает информацию преподавателя

Студент должен учиться сам, преподаватель – осуществлять мотивационное управление его 

учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Идет развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Студент работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает ему возможность осозновать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.



Незавершенность изучаемого материала, невыполнение цели обучающегося, а выполнение цели преподавателя-информатора.

Содержание обучения представляется в заключенных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения


Поскольку модульный подход к обучению характеризуется устойчивыми чертами и воспроизводим по ряду основных признаков, как и технология интегрированного обучения, может быть успешно применен в условиях высшей школы.


    1. ^ Организационно-методический раздел курса «Социология» в ВУЗе



Изучение дисциплины «Социология» ставит своей целью:

  • сформировать целостное представление об обществе, проблемах и закономерностях его функционирования и развития как социальной системы;

  • сформировать у студентов глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

  • дать представление о всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;

  • вооружить студента методологией, методикой и техникой социологических исследований социальной работы, развить у него практические навыки и умения в области социологического анализа конкретных проблем и ситуаций в профессиональной деятельности;

  • способствовать подготовке широко образованных, творчески развитых и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем.

Освоение курса «Социология» предполагает изучение:

  • основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

  • 

  • общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

  • социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

  • основных этапов культурно-исторического развития общества, механизмов и форм социальных изменений;

  • личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий, социологического понимания личности, понятий социализации и социального контроля;

  • межличностных отношений в группах, особенностей формальных и неформальных отношений, природы лидерства и функциональной ответственности, механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов;

  • культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

  • основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, проблем взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

  • системного социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов, основных методов и специфики социологического исследования;

  • особенностей организации работы информационно-социологических центров и служб, установления контактов с этими учреждениями по разработке целевых и комплексных программ, социальному проектированию и мониторинговому наблюдению социальных отношений и процессов в городе (регионе);

  • технологий анализа различных процессов социальной работы, ее комплексного исследования и управления.



Социология как наука помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, исследует вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Вместе с тем, данный учебный курс освещает теоретические вопросы применения технологий социологического анализа процессов социальной работы и ставит своей целью практическое освоение студентами приемов и процедур комплексного исследования социальной работы, управления социальной сферой и др.

Согласно требованиям определенным государственным стандартом высшего профессионального образования, специалист должен:

Знать:

  • историю и этапы становления и развития социологии как науки, концепции основных социологических парадигм и теорий, структуру социологического знания, социологический подход к изучению общества и его социоструктурных образований; специфику теоретико-методологического и методического аппарата социологии при анализе типичных проблемных ситуаций в социальной работе;

  • принципы комплексного применения методического аппарата и технологий социологических исследований в целях анализа процессов социальной работы, собственной профессиональной деятельности и социальных характеристик населения как объекта социального обслуживания; современные проблемы информатизации и технологизации социального пространства, управления социальными процессами с использованием компьютерной техники и социологической методики.

Уметь:



Сформулировать замысел, концепцию, цели информационно-социологического обеспечения процессов социальной работы; решать практические задачи комплексного и технологически грамотного применения методов социологического исследования профессиональной деятельности социального работника, а также функционирования социальных учреждений и предприятий различного профиля.

Использовать аналитические возможности социологии в системном исследовании потенциала и функциональной эффективности социальной сферы; создавать проекты и технические задания по развертыванию социально-аналитических служб, мониторингового наблюдения в органах социальной защиты и занятости населения города (региона); эффективно использовать методический инструментарий и данные социологических исследований в собственной профессиональной деятельности.

Применять исследовательский аппарат социологии в изучении отдельных проблемных направлений социальной работы (процессы трудозанятости и безработицы, динамика изменений уровня и качества жизни различных групп и слоев населения, профилактика социопатий и девиантного поведения, критические ситуации и конфликты).

Владеть:

Комплексом основных приемов обоснования технологических схем информационно-социологического обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения, оценки социальных ситуаций в городе (регионе), разработки концепций, целевых программ социального развития территорий и технических заданий на организацию и проведение социологических исследований; навыками составления программы социологических исследований, применения конкретно-социологических методов в профессиональной работе; технологиями социологического анализа запросов и ожиданий различных групп населения по проблемам социального обслуживания и развития социальной сферы.

Воспитательные функции курса



Тематические направления научно-исследовательской работы студентов в рамках выполнения программы в основном ориентированы на познание социальных явлений. Вместе с тем, технологии и методики, используемые в рамках реализации данного курса, направлены на:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

  • освоение студентами, на практических примерах, методов социологического анализа, что способствует повышению уровня социальной адаптации, путем рационализации;

  • формирование характера и моральной ответственности в различных жизненных ситуациях;

  • становление и укрепление активной гражданской позиции учащихся;

  • расширение возможностей для личностного, профессионального роста и самореализации;

  • создание условий для раскрытия творческой индивидуальности личности и реализации духовных потенций.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов ОДО

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

86

Аудиторные занятия

28

Лекции

14

Практические занятия (ПЗ)

14

Самостоятельная работа

58

Вид итогового контроля

зачет

Содержание дисциплины

Учебно-тематический план для очной формы обучения

Разделы дисциплины

Лекции

Семи

нары

Самост.

работа

Всего часов

1. Предмет и метод социологии

2

2

6

10

2. Общество как социокультурная система

2

2

6

10

3. Социальные общности и группы

2

2

12

16

4. Социальные общности и группы

2

2

10

14



5. Социальные институты и социальные организации

2

2

4

8

6. Социализация личности

2

2

14

18

7. Социальные конфликты

2

2

6

10

Итого по дисциплине

14

14

58

86


2 Технология модульного обучения в курсе «социология»
2.1 Учебно-лекционные модули по дисциплине «Социология»

Критерии, с которыми студенты знакомятся на первом занятии:

100 – 80 баллов = «отлично»

79 – 60 баллов = «хорошо»

59 – 40 баллов = «удовлетворительно»

39 – 0 баллов = «неудовлетворительно»

За посещение лекции студент получает 0,7 балла, за посещение семинара 0,7 балла (в конце семестра округление идет в пользу студента). Максимальная оценка за работу на лекции 3 балла, на семинаре зависит от уровня сложности занятия, за правильное выполнение всех семинарских занятий общий максимальный балл – 49.

Экзамен оценивает по 20 балльной системе, остальные баллы зарабатываются за работу на лекциях и семинарах.

Текст лекции раздается после того, как студенты отвечают на вопросы УЭ-1.
Учебный модуль на тему: «Предмет и метод социологии»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о предмете социологии, ее взаимосвязи с другими общественными науками, о становлении социологии как науки, о методах социологического исследования.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. Что, по Вашему мнению, изучает социология?

  2. 

  3. С какими науками связана социология?

  4. Как Вы думаете, какие методы применяют социологи при проведении исследований?



Работайте в группах
Правильный ответ на все вопросы 

оценивается в 1 балл



УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о предмете и специфике социологии как науки

Задание: внимательно прочитайте лекцию.
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- что является объектом социологии;

- что является предметом социологии;

- из какой науки выделилась социология;

- с какими общественными науками;

- какие разделы социологии выделял О. Конт;

- по аналогии, с чем рассматривал общество Г.Спенсер;

- через что, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, развивается общество;

- что, по мнению Э. Дюркгейма изучает социология;

- что должна изучать социология (М. Вебер);

- назовите социологов, которые работали в России до революции;

- какие уровни анализа выделяют в структуре социологии;

- что исследует микросоциологии;

- что изучает микросоциологии;

- что такое социологическое исследование;

- основные методы социологических исследований – это …..;

- дайте краткую характеристику основным методам социологического исследования;

- какие выборки обычно используются;

- дайте краткую характеристику выборкам;

- что такое архивное исследование.

Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Общество как социокультурная система»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания об обществе как целостной системе и ее основных сферах, о сущности и динамики социальных процессов.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. 

  2. Как Вы думаете, что является основными сферами общества?

  3. Назовите социальные процессы, происходящие в обществе.



Работайте в группах
Правильный ответ 

на все вопросы оценивается в 1 балл



УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания об обществе как социокультурной системе.

Задание: внимательно прочитайте лекцию.
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- что включает в себя общество;

- как рассматривает общество современная наука;

- какие ученые XXI-XX разрабатывали проблему системности общественной жизни;

- что придает особую специфику социальной системе;

- что является способом существования человека;

- что получило название «культура»;

- что такое общество;

- назовите отличительную черту общественной организации;

- что понимается под «трудом», который создал человеческое общество;

- что определяет статус человека;

- что предопределяет иерархичность общества;

- назовите основные сферы общественной деятельности;

- дайте краткую характеристику основных сфер общества;

- что такое «социальное изменение»;

- назовите и дайте краткую характеристику основным видам социального прогресса;

- назовите основные причины изменения в обществе;


Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Социальные общности и группы»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. 

  2. Как Вы думаете, что такое социальная общность?

  3. Как Вы считаете, социальная группа - …..



Работайте в группах
Правильный ответ 

на все вопросы оценивается в 1 балл



УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о социальных общностях и группах.

Задание: внимательно прочитайте лекцию.
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- на основе чего возникают социальные общности:

- что такое социальная общность;

- назовите необходимые основания, позволяющие социальной общности сформироваться и проявить себя;

- назовите основные формы социальных общностей;

- назовите основные признаки массовой общности;

- чем публика отличается от толпы;

- назовите основные типы поведения толпы;

- назовите характеристики толпы;

- дайте краткую характеристику теориям объясняющим поведение людей в толпе;

- что является основной формой социальной общности;

- дайте краткую характеристику социальной группе;

- дайте краткую характеристику первичной группе (с обязательным указанием основных признаков);

- дайте краткую характеристику вторичной группе;

- дайте краткую характеристику малой группе;

- дайте краткую характеристику большой социальной группе;

- дайте краткую характеристику формальной группе;

- дайте краткую характеристику неформальной группе;

- дайте краткую характеристику референтной группе;

- дайте краткую характеристику внешней группе;

- дайте краткую характеристику внутренней группе.

Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Социальные институты и социальные организации»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятии «социальный институт» его видах и функциях, о семье как важнейшем социальном институте, о формальных и неформальных социальных организациях, бюрократии как социальном явлении.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.



УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. Назовите известные Вам социальные институты помимо семьи.

  2. Как Вы думаете, какие функции выполняют социальные институты.

  3. Приведите пример социальной организации.

Работайте в группах
Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл

УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о социальных институтах и социальных организациях.

Задание: внимательно прочитайте лекцию.
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- что включает в себя понятие «институт»;

- в процессе чего формируется социальный институт;

- что такое социальный институт;

- перечислите и напишите краткую характеристику основным социальным институтам;

- что такое семья;

- дайте определение понятию «брак»;

- назовите причины появления семьи, как социального института;

- перечислите и дайте краткую характеристику особенностям традиционной семьи;

- дайте краткую характеристику современной семьи;

- перечислите этапы, которые проходит семья;

- дайте определение понятию «семейный состав»;

- назовите основные группы семейного состава;

- в каких значениях используется термин «организация»;

- назовите особенности социальных организаций;

- дайте характеристику основным типам социальной организации;

- что такое бюрократия;

- назовите основные черты бюрократии (М. Вебер);

- что полагал Т. Парсонс по вопросу о власти.

Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Социализация личности»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о понятии личности и ее структуре, о формировании личности в процессе социализации.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:



Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. Как Вы считаете, кого можно назвать личностью?

  2. Что, по Вашему мнению, влияет на развитие личности?



Работайте в 

группах
Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл



УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о

Задание: внимательно прочитайте лекцию
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

:

Ответьте на вопросы:

- дайте определения следующим понятиям: «человек», «индивид», «личность»;

- что является условием развития личности;

- какие компоненты в структуре личности выделил

З. Фрейд;

- дайте характеристику компонентам, которые выделял З. Фрейд в структуре личности;

- что такое социализация;

- назовите уровни социализации;

- дайте определение понятиям «агенты социализации», «институты социализации»;

- дайте характеристику этапам социализации;

- перечислите и дайте характеристику механизмам социализации (З. Фрейд);

- дайте характеристику механизмам социализации

(Ч. Кули);

- дайте характеристику механизмам социализации

(Дж. Мид);
Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Социальный контроль»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о девиантном поведении и его причинных, социальном контроле и его предназначении.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. Как Вы думаете, что такое девиантное поведение?

  2. Что, по Вашему мнению, является социальным 

  3. контролем?



Работайте в группах
Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл



УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о социальном контроле

Задание: внимательно прочитайте лекцию
Внимательно прочитайте лекцию

УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- что такое девиация;

- что относиться к основным формам девиантного повеления;

- что такое девиантное поведение;

- чем во многом определяется отклоняющиеся поведение;

- дайте характеристику основной причине девиации;

- дайте краткую характеристику другим причинам девиации;

- что такое социальный контроль;

- что включает в себя социальный контроль;

-что такое социальные нормы;

- какие функции выполняют социальные нормы;

- дайте определение понятию «формальные позитивные санкции»;

- дайте определение понятию «неформальные позитивные санкции»;

- дайте определение понятию «формальные негативные санкции»;

- дайте определение понятию «неформальные негативные санкции».
Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла
Учебный модуль на тему: «Социальные конфликты»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате овладения содержанием модуля Вы должны получить знания о природе социального конфликта, теориях конфликта, механизмах, субъектах, стадиях и видах социального конфликта.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

^ Подготовка к изучению нового материала:

Обсудите в группе по 4 человека и подготовьте устные ответы на следующие вопросы (на вопросы отвечают разные учащиеся):

  1. Что такое конфликт?

  2. Как Вы думаете, какие виды социально конфликта существуют?

Работайте в группах
Правильный ответ на все вопросы оценивается в 1 балл

УЭ – 2

^ Изучение нового материала:

Цель: получить знания о социальных конфликтах.

Задание: внимательно прочитайте лекцию.
Внимательно прочитайте лекцию



УЭ – 3

^ Закрепление изученного материала:

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.
Ответьте на вопросы:

- дайте определение термину «конфликт»;

- назовите причины социального конфликта;

- дайте характеристику причинам социально конфликта;

- перечислите варианты действий человека при осознании социальной несправедливости сложившегося положения;

- когда степень конфликтности в обществе увеличивается;

- опишите кратко позицию Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера по вопросу социального конфликта;

- что думал П. Сорокин по поводу социальных конфликтов;

- что называют «предконфликтной ситуацией»;

- перечислите условия начала конфликта;

- дайте краткую характеристику стадиям конфликта;

- каким может быть разрешение конфликта;

- какие методы применяются при разрешении конфликта;

- кто является участником конфликта;

- кто являются субъектом конфликта;

- какие виды социальных конфликтов существуют в современном обществе;

- дайте краткую характеристику основным видам социальных конфликтов.
Работайте индивидуально, запишите вопросы и ответы на них в тетради, после выполнения сдайте тетрадь на проверку преподавателю.

За правильные ответы на все вопросы – 2 балла


    1. ^ Учебные модули семинарских занятий по дисциплине «социология»



Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Предмет и метод социологии»

^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить получить знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание:

Подготовьте реферат на одну из представленных ниже тем:

  1. 

  2. Позитивная социология О. Конта

  3. Марксистское направление в социологии

  4. Социология Э. Дюркгейма

  5. Социология М. Вебера

  6. Русская социологическая мысль конца ХIХ-начала XX вв.

  7. Возрождение и развитие советской социологии в 60-80-е гг.

  8. Социология в современной России: характерные черты, проблемы развития.


На семинаре докладчик рассказывает тему своего реферата. Студенты задают вопросы докладчику на тему его выступления.



Работайте индивидуально


Выполнение реферата оценивается по 4-х бальной системе


Работа на семинаре (вопросы докладчику)

оцениваются по 3-х бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Общество как социокультурная система»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить знания об обществе как целостной системе и ее основных сферах, о сущности и динамики социальных процессов.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание:

В соответствии со своим порядковым номером в списке группы напишите свое понимание афоризма об обществе:

1. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

В.И. Ленин

2. Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Аристотель

3. Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин.

Ларошфуко Франсуа де

4. Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.

Ларошфуко Франсуа де

5. Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Пифагор

6. Обществу необходимы поэты, так же как ночи — 

звезды.

Буффлер

7. Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.

Бональд

8. В хорошем обществе добрые должны служить образцом, а злые — назиданием.

Бональд

9. Способность забывать, весьма сильная у отдельных людей, еще сильнее у человеческих обществ.

Бенвиль

 

10. Общее благо создается счастьем каждого.

Камю

11. Личные потребности должны уступать место общественным.

Плиний Младший

12. Нет ничего пагубнее, чем влияние частных интересов на общественные дела.

Руссо Жан Жак

13. Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.

Франс

14. Мы не можем спасти мир, не изменив его.

Фосдик

13. Человек вне общества - или бог, или зверь.

Аристотель

14. Чтобы упрочить свое положение в свете, люди старательно делают вид, что оно уже упрочено.

Ларошфуко Франсуа де

15. Почему люди следуют за большинством ? Потому ли, что оно право ? Нет, потому что сильно.

Б.  Паскаль

16. Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.

Ж.П.  Сартр

17. Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей.

Платон

18. Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость?

Ф.  Петрарка

19. Каждый отдельный человек - должник общества за свое умственное развитие.
Н. Г. Чернышевский

20 Отдельная личность сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании каждой отдельной личности.

К.Маркс

21 Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит.

Вильгельм Швебель

22 Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

Фридрих Энгельс

23 Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни.

Джордж Сантаяна

24 Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Луций Анней Сенека

25 Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир.

Альбер Камю

На семинарском семинаре студенты читают свое понимание афоризма.



Работайте индивидуально.

Выполнение задания оценивается в 5 баллов
Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Социальные общности и группы»


^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятие социальной общности и её разновидности, о социальных группах и их классификациях.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание :

Подготовьте дома тест (20 вопросов) на тему «Социальные общности и группы».

Перед парой подготовленные дома тесты сдаются преподавателю.

Преподаватель раздает тесты студентам, и они отвечают на вопросы теста составленного одногруппниками.

Работайте индивидуально
Создание теста оценивается в 2.

Выполнение теста оценивается по 4-х бальной системе.


Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Социальные институты и социальные организации»
^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятии 

«социальный институт» его видах и функциях, о семье как важнейшем социальном институте, о формальных и неформальных социальных организациях, бюрократии как социальном явлении.



Внимательно прочитайте 

цель данного модуля.



УЭ – 1

Задание:

Подготовиться к дискуссии.

Преподавателем каждой группе назначается одна их представленных ниже моделей семьи:

- традиционный брак;

- семья-клуб;

- прерывающийся брак;

- встречающиеся семьи.

Докажите достоинства своей модели семьи и укажите на недостатки модели других групп.

Работайте в группах по 4 человека
Степень подготовки, умение вести дискуссию оценивается по 7-ми бальной системе
Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Социализация личности»


^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о понятии личности и ее структуре, о формировании личности в процессе социализации.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание:

Подготовьте небольшое сообщение по одной из следующих тем:

  1. 1. Социальная среда и самосознание личности.

  2. 2. Основы социального самоопределения

  3. 3. Роль традиций, обычаев, обрядов в социализации личности.

  4. 4. Природное и социальное в человеке.

  5. 5. Мужчина и женщина, пол и социальные роли...

  6. 6. Смысл жизни как проблема социологии личности

  7. 7. Ценностные ориентации студентов.

  8. 8. Юность как проблема.

  9. 9. Понятие личности в истории различных культур.


Составьте определение понятия.

(преподаватель раздает конверты, в котором дано определение социологическому термину, Вам нужно как можно быстрее и правильно составить текст)

Работайте индивидуально.

Выполненное задание оценивается в 3 балла
Работайте в группах по 4 человека
Выполненное задание оценивается по 4-х бальной системе




Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Социальный контроль»


^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о девиантном поведении и его причинных, социальном контроле и его предназначении.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание:

Подготовьте проект того как можно бороться с девиантным поведением.

Проекты представляются на семинарском занятии.


Работайте в группах по 4 человека
Выполненное задание оценивается по 10-ми бальной системе


Учебный модуль семинарского занятия на тему: «Социальные конфликты»


^ Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ – 0

Цель: в результате выполнения задания данного модуля Вы должны закрепить полученные знания о природе социального конфликта, теориях конфликта, механизмах, субъектах, стадиях и видах социального конфликта.

Внимательно прочитайте цель данного модуля.

УЭ – 1

Задание:

Подготовьте сценку, в которой разыграйте один из видов социального конфликта.


После того как группа покажет свой вариант социального конфликта студенты не являющиеся членами выступающей группы предлагают свой вариант решения.

Работайте в группах по 4 человека
Выполнение задания оценивается в 2 балла.

Варианты выхода их конфликтной ситуации по 5-ти бальной системе.





Заключение
Целью педагогических систем является превращение человека из объекта управления (обучения, воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самовоспитанию, самореализации). Для этого необходим инструктивный стиль отношений между преподавателем и студентом. Становится обязательным изживание командного стиля управления учебным процессом.

Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, то есть достижения наилучшего результата.



Список использованных источников


  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями от 27 июля 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями от 26 июня 2007 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  3. Приказ Минобразования РФ от 14 сентября 1999 г. N 286 «Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников» (с изменениями от 25 октября 1999 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  4. Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  5. Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2001 г. N 2663 «О разработке учебных изданий по дисциплинам федерального компонентагосударственных образовательных стандартов высшего профессиональногообразования в области педагогического образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  6. ^

    Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

  7. Приказ Минобразования РФ от 1 апреля 2003 г. N 1313 «О программе модернизации педагогического образования» [Электронный 

  8. ^

    ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 42 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «магистр»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 230 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) «бакалавр»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru. – Загл. с экрана.


  11. Бажин, К.С., Наука и образование в вузе : направления и пути интеграции [Текст] / К.С. Бажин.– Киров : Изд–во Вят. гос. гуманитар. ун–та , 2005: Тип. ГОУ ВПО Удм. госуниверситет – 250 с.

  12. Березина, О.А., Богданова, Р.У., Хуциева, В.В. Внеурочная деятельность в высшей школе: зарубежная опыт [Текст] / О.А Березина., Р.У Богданова, В.В Хуциева. – СПб. : Изд–во ЦПО «Информатизация образования», 2005. – 94 с.
  13. Берулава, Г.А., Берулава, М.Н. Методологические аспекты развития системы высшего образования в информационном обществе [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 11-18.


  14. Богданова, Р.У., Модели и проекты организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях [Текст] / Р. У. Багданов.– СПб. : Изд–во ЦПО «Информатизация образования», 2005. – 111 с.
  15. ^

    Борисенков, В.П. Качество высшего гуманитарного образования [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 39-47.

  16. Борисенков, В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 3-

  17. 16.


  18. Голуб, В.А., Основы общей дидактики. Учебное пособие для ВУЗов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumfak.ru. – Загл. с экрана.

  19. Григорьев, С.И. Социологическое образование в условиях действия госстандартов второго поколения [Текст] / С.И. Григорьев // Социологические исследования. – 2003. – № 12. – С. 126-130.
  20. ^

    Данилюк, А.Я. Принципы модернизации педагогического образования [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 37-46.


  21. Данильян, О.Г., Панова, Н.И. Современный словарь по общественным наукам [Текст] / О.Г. Данильян, Н.И. Панова. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 528 с.
  22. ^

    Давер, М.В. Система самооценочных контактов в личностно ориентированном обучении [Текст] / М.В. Давер // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 68-73.

  23. Данюшенко, В.С. Теоретические аспекты формирования активности студента в обучении [Текст] / В.С. Данюшенко // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 38-43.


  24. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с.

  25. Зайцев, В.В., Качество подготовки специалиста в вузе: теория и практика вузе [Текст] / В.В. Зайцев.– Волгоград : Перемена , 2005. – 138с.
  26. ^

    Запесоцкий, А.С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования [Текст] / А.С. Запесоцкий // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 3-13.

  27. Кравченко, С.А. Возрождение социологической теоретической мысли в России: проблемы и достижение [Текст] / С.А. Кравчено // Социологические исследования. – 2008. – № 7. – С. 124-130.

  28. ^

    Краевский, В.В. «Человеческий фактор» в жизни и педагогике [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 92-101.


  29. 

  30. Крайник, В.Л., Культура учебной деятельности студентов [Текст] / В.Л. Крайник.– Барнаул : Изд–во БГПУ , 2005. – 334 с.
  31. Майкова, Э.Ю., Блохина, М.В., Григорьев, Л.Г. Проблемы активного обучения в социологии [Текст] / Э.Ю. Майкова, М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 136-143.

  32. Мартиросян, Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Б.П. Мартиросян // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 25-31.

  33. Махмутов, М.И., Шайхуллин, Т.А. Об использовании зарубежного опыта контроля знаний [Текст] / М.И. Махмутов, Т.А. Шайхуллин // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 99-103.

  34. ^

    Метаева, В.А. Методическое обоснование рефлексивных методик [Текст] / В.А. Метаева // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 38-43.


  35. Мижериков, В.А., Юзефавичус, Т.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – Педагогическое общество России, 2005. – 352 с.

  36. Нохрина, Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод [Текст] / Н.Н. Нохрина // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 118-125.

  37. Нуриева, Г.Г., Лебедько, Е.Я. Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе [Текст] / Г.Г. Нуриева, Е. Я. Лебедько. – Брянск : Изд–во Брянской ГСХА , 2005. – 352 с.
  38. ^

    Огородникова, И.А. Как готовить специалистов в университете? [Текст] / И.А. Огородникова // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 99-103.

  39. Покровский, Н.Е. О совершенствовании теоретико-социологических дисциплин [Текст] / Н.Е. Покровский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 72-74.


  40. 

  41. Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Попков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2004. – 192 с.
  42. Проворова, О.Г. Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей [Текст] / О.Г. Проворова – Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006. – 32 с.


  43. Пятницкая, Е.В., Актуальные проблемы научных исследований в современном вузе [Текст] / Е.В. Пятницкая . – Николаев: Печ. Агентство «Арья», 2005. – 62 с.
  44. ^

    Романовский, Н.В. Три подхода к будущему социологии [Текст] / Н.В. Романовский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 3-12.


  45. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Ситаров. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 368 с.

  46. Хиту, М., Генин, В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект [Текст] / М. Хиту, В.Е. Генин // Социологические исследования. – 2003. – № 12. – С. 61-66.

  47. Фокин, Ю.Г., Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumfak.ru. – Загл. с экрана.
  48. ^

    Хуторской, А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. – 2009. – № 3. – С. 17-24.

  49. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шибанова, Г.Н. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – Академия, 2008 г. – 354 с.

  50. ^

    Шапоринский, С. А. Об учебной классификации научного знания и его объектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru. – Загл. с экрана.







Скачать файл (82.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации