Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Таблица по этапам исторического развития социологической мысли - файл 1.doc


Таблица по этапам исторического развития социологической мысли
скачать (174.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc175kb.09.12.2011 02:42скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Этапы исторического развития социологической мысли

Общая характеристика исторической эпохи

Основные представители

Основные идеи учения (о положении человека в обществе, о государстве, о законах в обществе, о социальных институтах)

Основные понятия, вводимые в науку

Классическая западная социология XIX-начала ХХ веков

Социология как наука вычленилась из философии, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки. Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

О. Конт (позитивизм)

Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки. Сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества" (общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.) Общество представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность. Основными законами, которым подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические, климатические и расовые.

Социальная динамика,

Социальная статика

Позитивизм


Г. Спенсер (органическое направление)

Общество представляет собой целостную систему взаимодействия природных и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом. Разработал "Теорию социальной эволюции" (прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов). Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества являются: 1) интеграция; 2) дифференциация; 3) возрастание порядка. Важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие.

Институт

Система

Функционирование

Л. Гумплович (социал-дарвинистское направление)

Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальные группы он трактует в духе экстремистского социального реализма. Взаимоотношения между группами изображены как непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон –«стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству» В результате победы одних и поражения других, возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п. Наиболее общее деление социальных групп –деление на господствующих и подчиненных, (те и другие обладают стремлением к власти). Конечная причина всех социальных процессов – стремление человека к удовлетворению материальных потребностей.

Этноцентризм

Г. Тард (индивидуально-психологическая теория)

Предложил аналитический подход. Социология – коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями. Три основные типа социальных процессов: подражание, оппозицию и адаптацию. Самый главный социальный процесс – законы подражания, которые характеризуются как гипнотизм. Наиболее типичный вид социального подражания – подражание низших слоев высшим. Уделял большое внимание проблемам группового поведения. Обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. Толпа – зародыш общества в городе, тогда как зародыш общества в деревне – семья. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Внес свой вклад в учение о методах эмпирического и социологического исследования. В качестве основных методов социологии выделял археологический и статистический.

Лидерство общественного мнения

Инновации

Публика

У. Мак-Дугалл (инстинктивизм)

Глубоко рассматривал различные инстинкты. Наиважнейшее значение придавал инстинкту стадности, поскольку он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов и институтов. Изучал эмоциональную сферу жизни человека. Простые эмоции объединяются в сложные, иерархически соотносящиеся группы, на основе которых возникают чувства. Любое общественное явление, любой социальный процесс опирается на тот или иной инстинкт.

Инстинктивизм

З. Фрейд (психоанализ)

Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии – наличие конфликта между личностью и обществом. Он имеет место потому, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Поведение людей определяют внешние и внутренние силы. Последние могут иметь сознательный и бессознательный характер. Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов. Выделял два инстинкта, движущие поведением человека: самосохранения и сексуальный (либидо). Он выделял в структуре личности и индивида три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. В этой структуре нашла свое отражение связь предсознательного, бессознательного и сознательного.

Идентификация

Либидо

Сублимация

Сознательное Предсознательное

Бессознательное

Г. Лебон (групповая психология)

С толпой не может совладать никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он оказывается подверженным влиянию лидера сильнее, чем в обычных условиях. Делил толпу на однородную и разнородную. Толпа – разрушительная, бессознательная сила. В толпе происходят деперсонализация и деиндивидуализация людей. Толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, имеющие зачастую преступный характер. Другая часть социологической концепции – социологические взгляды относительно расовой проблемы. Отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. Фундаментом социальной эволюции является не разум, а чувства и верования.

Групповое сознание

Ж. Гурвич (коллективно- психологическая теория)

Социальными науками Гурвич начал заниматься еще в России. Гурвич продолжал начатые в России исследования философии, теории и истории права и морали. К этим исследованиям примыкают его работы о социальном праве, основанные на расширении понятия права. Уделил внимание общей теории социологии. Начиная с работы «Современное призвание социологии», разрабатывал проект общей социологии и ее теоретический и методологический инструментарий. Наиболее полно теория социологии развита в работе «Диалектика и социология». Он занимался разнообразными частными проблемами. Уделил много внимания истории социологии, анализируя в книгах и статьях идеи основателей социологической науки. Идеал был основан на ценностях демократии и самоуправления. Его всегда интересовал философско-социологический вопрос совместимости принципа детерминизма со свободой личности. В этой же связи он занимался вопросами влияния бюрократии, технократии и т. п.

Микросоциология

Э. Дюркгейм (теория социального реализма)

Сущность социального реализма в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты. Также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

Аномия

Коллективное сознание

Социальный факт

Социальная солидарность

К. Маркс (марксистская теория)

Исторический материализм Маркса базируется на трех основных принципах: принцип всеобщего исторического детерминизма; принцип связи общественного бытия и общественного сознания; принцип первичности социально-экономического структуры в общественной жизни. Марксистская социология может быть представлена в следующих тезисах: 1. развитие общества; 2. люди сами творят свою историю, однако ход развития определяется не желанием, а материальными условиями их жизни; 3. человек рождается и формируется как личность в уже сформировавшемся обществе со сложившимися устойчивыми социальными отношениями; 4. первичными в системе общественных отношений являются экономические отношения; производственные отношения и производственные силы общества определяют все сферы жизни; 5. единство и взаимодействие определенных производственных сил и отношений составляют отдельные этапы в развитии общества – общественно-экономические формации; 6. общество, эволюционизируя в своем развитии, последовательно проходит следующие стадии развития (формации): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический; 7. основу общественной жизни общества составляет классовая борьба, которая рассматривается как источник и движущая сила общественного прогресса; 8. переход от одной формации к другой происходит в виде социальных революций, в ходе которых на смену одному господствующему классу приходит следующий и классовая борьба развивается между новыми классами-антагонистами.

Производственные силы

Производственные отношения

Общественно-экономическая формация

М. Вебер (Понимающая социология)

Понимающая социология Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания"состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности. Логическим развитием концепции понимания стала "Теория социального действия". Социальное действие – элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. Выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное; 2) ценностнорациональное; 3) аффективное; 4) традиционное.

Идеальный тип

Г. Зиммель (формальная социология)

Является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов. Ключевое понятие его социологии – социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов. Задача социологии в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия. Существует три основные группы форм: социальные процессы, социальные типы, социальные модели поведения. Выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.

Стиль жизни

Социация

Русская социологическая мысль XIX - начала XX в.

Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа". В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Следует также отметить, что начатая П.А.Сорокиным российского периода его творчества разработка тем "социальной стратификации" и "социальной мобильности" в дальнейшем стимулировала развитие мировой социологической мысли. Не стоит забывать и то, что российские социологи начали обсуждать проблемы, которые довольно быстро стали принимать межнациональный характер и превращаться в темы первых международных конгрессов.

Несмотря на запреты, новая отрасль науки быстро развивалась, росло количество публикаций. Так, в 1897 г. вышла работа Н.И.Кареева "Введение в изучение социологии" — первый в России учебный обзор по социологии.

Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После Октябрьского большевистского переворота Советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию.

М.А. Бакунин (анархизм)

Одна из центральных идей анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Указывал на всецело социальный характер свободы. Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека. Человек вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Государство – власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Основные из идей социализма и федерализма сводятся к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Рисуя картину свободного социалистического общения, Бакунин резко критикует «государственный социализм», в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества.




П.А. Кропоткин (анархизм)

Общество равных между собой людей, целиком основанное на самоуправлении должно состоять из множества союзов, организованных для всякого рода производства: земледельческого, промышленного, умственного, художественного и т.п. Нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала.

Вечная мерзлота

Н.К. Михайловский (социология народничества)

Изучал субъективный метод в социологии. Заявлял, что в социологии этот метод бессилен. Подобный метод породил его субъективную социологию. Обосновал концепцию о существовании правды-истины и правды-справедливости. Развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук. Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. 2) Субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми». Много внимания уделял решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Исходя из своих мировоззренческих установок анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы».

Нормальный субъект


П. Л. Лавров (социология народничества)

Основную задачу социологии усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Главными факторами, направляющими деятельность людей, считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. Ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Основным двигателем истории являются действия интеллигенции.

Легалисты

Н.Я. Данилевский (Религиозный консерватизм)

Основные идеи отражены в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому», где он изложил разработанную им теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации и единого общеисторического процесса нет, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций с их специфическими видами и жизненными циклами. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский, славянский и два типа (мексиканский и перуанский), которые погибли «насильственной смертью» еще до завершения цикла развития. Главное внимание уделил германо-романскому и славянскому типам: считал славянский тип более перспективным. Данилевский считал, что прогресс представляет не просто движение в одном направлении, а «прохождение» всех участков «поля», составляющего поприще человеческой деятельности. Для него каждая культура уникальна и неповторима, каждая несет в себе особую миссию и представляет замкнутый мир.

Культурно-исторические типы

Е.В. Де Роберти (психологическое направление)

Главные его труды касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Эти проблемы решались им исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма он стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». В своей психологической социологии исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Основную цель социологии видел в познании «законов психического взаимодействия». Писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

Неопозитивизм

Н.И. Кареев (психологическое направление)

Указал на две основные стороны социологии: 1) социология выступает как система взглядов «на то, что нужно Прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; 2) она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений. Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека: на ум, чувства и волю. Психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». Исходя из данных положений он строит свою теорию общества.

Юристы-социологи

Л. И. Мечников (Натуралистическое направление)

Придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом является взаимоотношение цивилизации и среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды – научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения, затем на основе выгоды и, наконец, на основе свободного выбора. При этом эволюция цивилизации и среды происходит параллельно и определения самой среды меняется по мере развития цивилизации. Считал первопричиной социальных изменений изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

Географическая среда

М.М. Ковалевский (Плюралистическая социология).

Подходил к социологии как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому он отделяет правду-истину от правды справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина. Идеи закономерного и поступательного характера исторического процесса, как и социальной преемственности, - важные стороны эволюционистской концепции, согласно которой общество более или менее плавно (эволюционно) переходит от одного своего состояния к другому. Важную роль в социологии играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. Считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее-важных факторах. Исходя из основных установок социологического плюрализма, разрабатывал, теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Писал, что основным законом социологии является закон прогресса.

Коллективная (социальная) психология

П.Б. Струве (Легальный марксизм)

Вся философия истории строилась на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесса. Выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, старался скрыть все его социальные пороки. Отрицал наличие основных черт капитализма: неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что равномерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. В своей социальной теории отрицал значение классовой борьбы для развития общества. Противопоставлял свободу закономерности и необходимости. Критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей.

Хозяйственное общение

М.И. Туган-Барановский (Легальный марксизм)

Создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений. В его трудах содержится глубокий анализ различных социалистических и коммунистических учений, дана их классификация. Он пытается дать объективный анализ капиталистического строя, свободный от какой-либо предвзятости. Он выступает против капиталистической эксплуатации человека человеком, поскольку она порождает и закрепляет социальное неравенство и антагонизм интересов. Считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности развития. Частная собственность на средства производства, свободное предпринимательство и здоровая конкуренция способны постоянно побуждать людей к техническому и технологическому обновлению производства и совершенствованию его организации.

Фазы спада

П.А. Сорокин (социологический неопозитивизм)

Научные принципы системы социологии: 1. социология как наука строится по типу естественных наук; 2. социология должна изучать мир таким, какой он есть; 3. социология должна быть "объективной дисциплиной"; 4. социология должна быть точной наукой; 5. разрыв с идеей монизма. Объекты неопозитивистской социологии Сорокина: 1. социальная деятельность и поведение людей; 2. социальные группы и структура общества в целом; 3. происходящие в обществе социальные процессы. Предмет социологии: общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Подразделял социологию на теоретическую и практическую. Первая включает в себя: 1. социальная аналитика - изучает структуру социального явления и его основные формы; 2. социальная механика - изучает процессы взаимодействия людей; 3. социальная генетика - изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Практическая социология - прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией. Создал теорию стратификации, согласно которой общество делится на страты, которые различаются между собой по: 1. уровню доходов; 2. видам деятельности; 3. политическим взглядам; 4. культурным ориентациям и т. д. Основные формы социальной стратификации (расслоения общества): 1. экономическая; 2. политическая; 3. профессиональная. Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность. Считал, что социальная стратификация и социальная мобильность - естественное и неизбежное явление.

Страты

Социальная стратификация

Социальная мобильность

Статус

Проводники

Актор

Социальное пространство

Флуктуация

С.А. Муромцев (Юридическая школа)

В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается в юридической санкции. Юридическая защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения. Группы общества: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство.




Ю.С. Гамбаров (Юридическая школа)

Л. Гумплович определяет государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы.

Социология - "учение о закономерных стремлениях и движениях социальных групп и сообществ". Государство или, как говорит Л. Гумплович, правящий класс, для самосохранения, развития своего могущества и благосостояния, осуществляет господство, принуждая подвластных к работе на себя.




В.М. Хвостов(Юридическая школа)

В.М. Хвостов впервые применил по отношению к женщине понятие «человеческое достоинство», которое в его трактовке приближалось к современному пониманию «прав человека».




Современная социология XX века.

Социология XX века унаследовала классическую органическую модель и придала ей более современную форму в таких влиятельных теоретических направлениях, как теория систем, структурный функционализм, неоэволюционизм. На целое столетие в социологии утвердился взгляд на общество как на некую материальную сущность, реальный, осязаемый объект, имеющий четкие границы, устойчивую внутреннюю структуру и подчиняющийся объективным законам, подобным законам природы, действующим независимо от людей, "за их спинами". Лишь недавно в качестве доминирующей в социологии утвердился иной - "процессуальный" образ общества, альтернативный традиционной системно-организмической модели. Общество перестает рассматриваться как жесткий, материальный объект. В современных социологических теориях оно предстает как межличностная, межиндивидуальная реальность, социальное поле межличностных взаимодействий. Странная модель "общества без людей", в которой история вершится где-то над человеческими головами, заменяется представлениями об обществе как совокупном результате преднамеренной и непреднамеренной деятельности всех его членов.

Л. Козер (теория конфликта)

Считает, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Есть несколько исходных позиций, которые позволяют понять различия между парадигмами структурного функционализма и конфликта. Парадигма структурного функционализма: социальная жизнь строится на взаимодействии и сотрудничестве; социальные системы стремятся к устойчивости; социальные системы интегрированы; социальные системы основаны на согласии; в основе социальной жизни лежат нормы и ценности. Парадигма конфликта: социальная жизнь порождает конфликт; социальные системы стремятся к изменениям; социальные системы раздираемы противоречиями; социальная жизнь порождает столкновение групповых интересов; в основе социальной жизни лежат интересы. Конфликт возникает из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Он выполняет ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, стимулируя социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей.

Конструктивные и деструктивные функции конфликта

Р. Дарендорф (теория конфликта)

Полагает, что в основе конфликта лежит противоположность интересов и отношений его участников. Противоположные интересы, определяющие «лицо» конфликта, рассматриваются как явные и неявные, очевидные и скрытые. Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была. Понимая под конфликтом «структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп», суть социального конфликта – борьба различных групп за власть, борьба, которая выступает как антагонизм между властью и сопротивлением ей. Сам конфликт порождается властью, являющейся следствием неравного положения людей в обществе, в котором одни имеют ее, а также силу и деньги, другие – не имеют этого ничего.

Квазигруппы

Либеральный плюрализм

Т. Парсонс (структурно-функциональный анализ)

Структурно-функциональное направление в современной буржуазной социологии основывается на противопоставлении функционализма и историзма. В рамках этого направления развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих четырьмя основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы. Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного поведения регулируются при помощи социального контроля. Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы классовой дифференциации и классовой борьбы.

Теория социального действия

Р. Мертон (структурно-функциональный анализ)

Выдвинул идею о теориях среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии; разработал теорию аномии, поведения, отклоняющегося от социальных норм. Разработал теорию явных и латентных функций. Изучал малые группы и ролевой набор в них, использовал понятие референтной группы. Индивиды демонстрируют принципиально различное отношение как к целям, так и к институциональным средствам, имеющимся в обществе; выделил формы подобного отношения (конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж). С либерально-демократических позиций критикует бюрократические и милитаристские тенденции в США.

Функциональные альтернативы

Г. Блюмер (символический интеракционизм)

Утверждал, что социальный мир демонстрирует качества плавного течения, развития, творчества. Фактически этот мир и состоит из общения. Основные предположения этой теории: перспективы и метод»: 1. Человеческая деятельность, по его мнению, осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают. 2. Эти значения есть продукт социального взаимодействия между индивидами. 3. Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), окружающих его.

Символический интеракционизм

Круговая реакция

А. Шюц (феноменология)

Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой социальной группе, которую социолог называет "домашней" группой.

Биографически детерминированная ситуация

Т. Лукман (феноменология)

Лукман выделял среди множества реальностей реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседневное знание, т.е. знание, которое человек разделяет с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. В реальности обыденного бытия и ее знании одной из центральных является проблема пространственной и временной структуры мира повседневной жизни. Он говорит о том, что человек воспринимает время как непрерывное и конечное. Но на время жизни человека и его восприятие накладывает печать временная структура жизни общества с его революциями, кризисами, достижениями и т.д. Все это в большой степени определяет характер социального взаимодействия людей в повседневной жизни.Другой фактор, обусловливающий в значительной степени этот процесс, - язык.

Социальное конструирование реальности

Дж. Хоманс (теория обмена)

Теория обмена в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Выдвинул ряд гипотез, объясняющих социальные действия людей: 1. Гипотеза успеха; 2. Гипотеза стимула; 3. Гипотеза ценности; 4. Гипотеза голодания-насыщения; 5. Гипотеза фрустрации-агрессии.

Вознаграждения

Наказания

Внешняя система

Б. Скиннер (бихевиористская социология)

Разработал концепцию бихевиоризма. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой. Он разрабатывал социологическую теорию на базе экспериментальной психологии с использование методов изучения поведения животных, перенося их на общество. Основой учения является связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Скиннер обратил внимание на подкрепление стимула. Выдвинул концепцию оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций. На этой базе сформированы теории программированного обучения, технологии поведения.

Подкрепление

Оперантное обусловливание

Режим подкрепления(символическое подкрепление)

Объяснительные фикции

Э. Фромм (неофрейдизм)

Отказавшись от фрейдовского понятия «либидо» и выдвинув во главу угла социальные и культурные условия, определяющие личностное развитие, Фромм, вместе с тем полагал, что процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Эти потребности таковы: 1. Потребность в привязанности, которая, в свою очередь, может быть конструктивной или деструктивной. 2. Потребность в трансценденции. 3. Потребность в укорененности. 4. Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида. 5. Потребность в самоопределении. 6. Потребность в ориентации. Соответственно выделяются две ориентации – продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к «зрелой любви») и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при которой другие используются как объекты).

Общество потребления

Г. Маркузе (фрейдо – марксизм)

Проявляя неизменный интерес к учению Маркса, широко использует его категории и некоторые идеи, интерпретируя их часто в духе современной буржуазной философии и социологии. Развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым "сдерживать и предотвращать социальные изменения". Настаивает на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы как "парламентской игры". Отрицает революционную роль марксистских партий развитых капиталистических стран и революционную сущность их политических программ. Выступая как разновидность "постиндустриального" романтизма, его утопия объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистических сил.

Превентивная контрреволюция

Одномерное общество


В. Райх (фрейдо – марксизм)

Проделал эволюцию в противоположном классическому психоанализу направлении и вошел в историю западной культуры как родоначальник идеологии сексуальной свободы и сексуальной революции, основоположник так называемого фрейдо-марксизма и автор оригинальной теории характера. Выступил с собственной концепцией неврозов, этиологию которых свел, опираясь на ранние идеи Фрейда, к угнетению и подавлению сексуальных влечений и переизбытку нерастраченной сексуальной энергии. Необходимым условием полноценного психического здоровья считал разрядку сексуальной энергии, достигаемую в оргазме. Выдвинув требование сексуальной свободы, подавляемой современным репрессивным обществом, пришел к идее сексуальной революции и связал ее с марксистским тезисом о революционном преобразовании капиталистического общества.

Сексуальная экономика


Литература:

Г.Е. Зборовский. История социологии. // Гардарики. М., 2004.

В.Н. Лавриненко. Социология. // Юнити. М., 2002.

История социологии в Западной Европе и США. // отв. ред. Осипов Г.В. Учебник. М., 2001

http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=738

http://www.soc-opros.info/obshaya-sociologiya/97-social-darvinistskie-koncepcii

http://socportal3000.ru/index.php/istoria-soc/6----xix----

http://www.i-u.ru/biblio/archive/osipov_istorija/09.aspx

http://www.eleven.co.il/article/11336

http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=781

http://mirslovarei.com/content_soc/FORMALNAJA-SOCIOLOGIJA-V-GERMANII-SOCIOLOGIJA-ZIMMELJA-7958.html

http://encycl.anthropology.ru/article.php?id=394

http://slovari.yandex.ru/~книги/Энциклопедия%20социологии/Данилевский/

http://www.perspektivy.info/history/russkiiy_konservatizm_nikolaiy_danilevskiiy_2007-11-10-47-0.htm

http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=679

http://society.polbu.ru/novikova_hsociology/ch13_i.html

http://www.neuch.ru/referat/15468.html

http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file4616/view37250/page2.html

http://www.univer5.ru/content/view/70/98/1/14/

http://www.soc-opros.info/obshaya-sociologiya/92-shuc-berger

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Маркузе%20Герберт/

http://www.pbi.ru/dic/f/f_22.htm

http://socna5.at.ua/publ/1-1-0-25


Скачать файл (174.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации