Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка - права человека - файл 1.docx


Шпаргалка - права человека
скачать (196.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx197kb.09.12.2011 02:59скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Множество определений, направленных на раскрытие сущности прав и свобод человека, говорит о сложности рассматриваемой категории, о его многоплановости и междисциплинарности. Таким образом, мы можем утверждать, что права человека имеют междисциплинарный характер.Междисциплинарное положение предмета прав человека нисколько не умаляет его значения для современного общества. Наоборот, именно самые актуальные проблемы современности занимают умы мыслителей разных отраслей знаний.Такие всеобъемлющие проблемы вызываются усложнением социальных процессов. Но они являются и следствием интеграции общества, унификации экономических, политических, правовых, культурных представлений народов об этих сферах жизнедеятельности. Именно по этим причинам возникают категории глобализации экономики, глобализации экологии, глобализации прав человека. Отсюда предметом теории прав человека являются обусловленные его природным происхождением и необходимые для человеческого существования притязания в экономической, политической, социальной, культурной сферах жизнедеятельности, возможность проявления своих качеств и свойств в жизни общества и государства, а также в отношениях с другими людьми. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

2. Историки вносят свою лепту в проблематику гуманизации общества, изучая историю возникновения, становления и развития различных форм правления и политических режимов, взаимоотношения государственной власти и гражданина, отношение властей к существу прав человека и гражданина, либо исследуя роль общественных и правозащитных движений и т.д.Политологи занимаются исследованием источников власти и сущности политической системы и гражданского общества, формирования политических элит и гражданских институтов, избирательных технологий и политических процессов, политической культуры и политической психологии, политического поведения элит и граждан, их участия и соучастия в политической жизни общества. И все это непосредственным образом отражается в соблюдении прав человека и гражданских свобод. Социологи, изучая демографические процессы и этнические отношения, тендерные различия и образ жизни людей, проблемы политической и правовой социализации, социологию труда и образования, с неизбежностью выходят на проблематику соблюдения прав человека и гражданских свобод в указанных сферах жизнедеятельности. Политическим и общественным деятелям, в практической работе, вольно или невольно, приходится сталкиваться с проблемами гуманитарного права и борьбы за власть, законности избирательных процедур и политических технологий, с соблюдением прав человека и гражданских свобод в полном объеме. Из сказанного с очевидностью вытекает высшее назначение и единственная обязанность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной - всемерное соблюдение и всяческая защита прав человека и гражданина.

3. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Это означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства, которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни. Некоторые основополагающие права, обычно, считаются прирожденными, естественными и неотчуждаемыми и не могут быть нарушены государством. Права человека являются универсальными. Для такого утверждения существуют три основания: Во-первых, основные ценности человеческой жизни, такие как сама жизнь; телесная и моральная неприкосновенность; благополучие семьи и здоровое развитие детей; человеческое достоинство и личная свобода. Во-вторых, универсальность прав человека заключается в том, что они распространяются на всех жителей планеты, независимо от места рождения или проживания, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. В-третьих, универсальность прав человека означает, что все человеческие заботы, тревоги, интересы укладываются в современную трактовку этой категории и большинство социальных проблем или конфликтов можно рассматривать с точки зрения нарушения прав и свобод человека.

4.Права человека - это легитимные притязания человека, основанные на их естественно-природном происхождении, и природа которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства. Эти притязания человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не дарованы и потому не могут быть отняты или изъяты. Легитимность многих человеческих притязаний подтверждается позитивными правовыми нормами, закрепленными в национальном или региональном законодательстве. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства, которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни. Можно также сказать, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть». «Концепция прав человека проистекает из доктрины естественных прав, которая предполагает, что все члены общества, в силу того, что они люди, обладают основными правами помимо прав, установленных законом. Права человека предназначены защищать те свойства, интересы и возможности, которые являются необходимыми для достойной жизни человека. Некоторые основополагающие права, обычно, считаются прирожденными, естественными и неотчуждаемыми и не могут быть нарушены государством».Внутреннее содержание прав человека сводится к следующим положениям

1. Права человека принадлежат каждому человеческому индивиду независимо от пола, расы, возраста, национальности, убеждений, вероисповедания, языка, происхождения, места жительства, которые в силу естественных причин, никем не дарованы и потому не могут быть отняты

2. Базируясь на естественных правах, права человека не зависят только от национального законодательства, и гарантируются международным сообществом, регулируются международными нормами права, общепризнанными принципами и международными договорами каждого государства.

3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, поскольку любое государство создается для человека, а не человек для государства. Везде и всегда человек должен рассматриваться как цель и никогда как средство для достижения каких-либо иных целей.

4. Права человека не просто декларируются государствами как цель государственной власти и обязанность государственных органов и служащих, но и обеспечиваются специальной, равной и независимой судебной властью, главным и единственным назначением которой является осуществление правосудия. Каждый человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, считающий, что его права нарушены или не соблюдаются, имеет право обратиться в судебные органы для восстановления своего нарушенного права.

Судебные органы не вправе не только отказывать или препятствовать в праве на равный и спорый суд, но и должны содействовать гражданам в реализации их права на правосудие.

5. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления. Любые подзаконные нормативно-правовые акты, указы, приказы или инструкции, умаляющие или отменяющие права и свободы гражданина, не являются легитимными.

6. Очень тонка внутренняя сущность прав человека - она заключается в их субъективном характере, а отсюда в самооценке человека, в наличии или отсутствии представлений о чести, гордости, достоинстве личности. Только личное стремление человека защитить свою честь, отстоять человеческое достоинство ведет к знанию своих прав, а также к стремлению защитить или восстановить их. Теперь обратимся к содержанию прав человека. Содержание - это определяющая сторона целого, объединяющая в себе все элементы объекта, его свойства, внутренние процессы, связи, противоречия и тенденции.

5. Близким понятием к рассматриваемой категории является понятие «права гражданина». Права гражданина - это совокупность правомочий, получивших закрепление в нормативно-правовых актах конкретного государства. Глава 2 Конституции РФ различает права человека и права гражданина и называется, соответственно, «права и свободы человека и гражданина». Когда речь идет о правах человека, то в нормах права употребляется выражение «каждый имеет право», «каждому гарантируется», «каждый может». Эти формулировки показывают, что любой человек, независимо от своего статуса, может воспользоваться этим правом. Но есть права, принадлежащие только гражданам страны: право на проведение собраний, создание ассоциаций, на участие в управлении государственными делами, в правосудии, в организации и проведении забастовок, демонстраций, возможность избирать в государственные органы и быть избранным и т.д. Из этого перечня видно, что права граждан имеют ярко выраженную политическую направленность. Рассмотрим еще несколько определений исследуемой категории: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству. Его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

6. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства, которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни. Можно также сказать, что права человека - это характеристика соотношения общество-власть».

«Концепция прав человека проистекает из доктрины естественных прав, которая предполагает, что все члены общества, в силу того, что они люди, обладают основными правами помимо прав, установленных законом. Права человека предназначены защищать те свойства, интересы и возможности, которые являются необходимыми для достойной жизни человека. Некоторые основополагающие права, обычно, считаются прирожденными, естественными и неотчуждаемыми и не могут быть нарушены государством».

«Права человека - это право людей иметь возможность жить в соответствии с их природой совместно с другими людьми, это инструмент, средство, дающее человеку возможность и способность защищать права, которыми он обладает, через суд.

Любое принуждение, существенно ограничивающее свободу принятия решений, - это покушение на достоинство человека, потому что свобода принятия решений относится к сущности человеческого существования.

Современное понимание прав человека состоит в том, что правовую ответственность за соблюдение прав человека несет именно правительство. Права человека ограничивают власть правительства. Они создают правительству препятствия и уменьшают власть государства. Они очерчивают границы власти правительства и обязывают его уважать достоинство человека, даже в том случае, если этот человек для этой власти неприемлем. Эти обязательства государства, - и в этом важнейшее содержание прав человека, -должны реализовываться через независимые суды. Судьи должны иметь возможность указывать даже главе государства, если он не соблюдает права человека».3

7. Прогрессивные и демократические силы не могут закрывать глаза на узурпацию власти, тиранию и деспотизм в отдельных государствах, на попрание прав человека, на пытки, геноцид или дискриминацию. Только такой подход может быть оправдан в XXI веке, и проблематика прав человека и гражданских свобод по праву становится делом наднациональным, которое может решаться объединенными усилиями различных стран. Важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы. А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти -народ, получается отчужденным от управления государством, и им управляют недемократическим способом. Значит, в этой стране надо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, а народ не способен сделать это из-за узурпации власти антинародным режимом.
8.В силу большой значимости права человека теперь закрепляются и в международных, и в континентальных нормативно-правовых актах. Таковыми являются

Содержание прав человека в наиболее полном исчерпывающем виде изложено в нормах международного права. Можно смело утверждать, что ни одно национальное законодательство не является столь детальной, точной и полной как международно-правовое обеспечение прав человека. Наиболее полно общечеловеческие ценности отражают:

• Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года;

• Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966году;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году.

Эти три документа принято считать Хартией прав человека! Мировым сообществом принято множество других документов в виде актов и договоров. Приведем наиболее значимые:

• Конвенция о статусе беженцев (1951 год);

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1980 год);

• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год).

• Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948-1954 года);

• Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965-1969 года);

• Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах

ребенка (1989 г.)

Этими нормативно-правовыми актами установлены общие минимальные стандарты соблюдения и защиты прав человека независимо от страны проживания, цвета кожи, вероисповедания, пола и прочих личных качеств.

9. В 1945 г. президент США Ф. Рузвельт провозгласил свои знаменитые «четыре свободы». Первая свобода - свобода слова и выражения - для всех и во всем мире; вторая свобода - свобода мысли - свобода поклоняться своему Богу - везде и во всем мире; третья свобода - свобода от нужды, которая имела экономическое толкование, эта свобода дает каждой нации здравую и мирную жизнь для населения - повсеместно в мире; четвертая свобода - свобода от страха, которая означает уничтожение вооружений до такой степени и в такой мере, что ни одна нация не была бы в состоянии совершить акт насилия против соседей - нигде в мире. В Преамбуле Устава ООН выражается вера «в основные права человека, достоинство и ценность личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых народов». Среди задач мирового сообщества прямо устанавливается поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Постоянно и настойчиво ООН расширяла сферу своей компетенции в области прав человека и разработала обширный свод норм, насчитывающий в настоящее время около 200 документов, регламентирующих гражданские права и свободы. В рамках объединенных наций создана международная система реализации этих норм - порядок предоставления правительственных докладов, индивидуальных сообщений, исследований и специальных докладов. Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.
Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности».
Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

10. Всеобщая декларация прав -рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года в Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами. Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Небольшая по объему, всего 30 статей, Всеобщая Декларация прав человека является подлинным гимном человеку, его достоинству и самоценности. Она исходит из того, что гарантия прав и свобод человека - одна из наиболее острых, сложных и важных проблем современности.

За принятие Декларации было подано 48 голосов присутствующих государств, воздержалось 8, ни одно государство не проголосовало против. Советский Союз при голосовании был среди воздержавшихся, считая предложенный проект Декларации несовершенным. По мнению нашей делегации, он не отражал целей, которые ставило пред собой мировое сообщество. К числу существенных недостатков Советский Союз относил то, что проект ограничивался только фиксированием формальных прав и не содержал положений об их материальном и законодательном обеспечении. В проекте также отсутствовала статья, где провозглашалось бы право народов на самоопределение, на включении которой настаивал Советский Союз. Кроме того, советская делегация предлагала включить в текст положения, в которых борьба против фашизма объявлялась бы неотъемлемым правом каждого человека.

Содержание Всеобщей Декларации прав человека можно классифицировать по трем группам, как это распространено в мировой правовой литературе.

Элементарные права и свободы, к которым относятся право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности (ст. 3), свобода от рабства (ст. 4), запрет пыток и жестокого, бесчеловечного обращения или наказания (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия (ст. 8, 9, 10, 11), защита от произвольного вмешательства в личную жизнь и от посягательства на честь, репутацию, неприкосновенность жилища, переписки (ст. 12) и т.д.

Вторую группу составляют гражданские и политические права. В числе гражданских прав провозглашаются такие, как право личности на признание ее правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и основывать семью (ст. 16), право владеть имуществом (ст. 17). Среди политических прав и свобод человека Всеобщая Декларация предусматривает свободу мысли, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21).

В статьях 22-28 перечислены экономические, социальные и культурные права: на труд и свободный выбор работы, на равную оплату за равный труд, на объединение в профессиональные союзы.

11 К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:

  1. инвалиды

  2. граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор

  3. лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам

  4. молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу

  5. Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту)

  6. беженцы и вынужденные переселенцы

  7. граждане, уволенные с военной службы и члены их семей

  8. одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов

  9. семьи, в которых оба родителя признаны безработными

  10. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав перечисленных лиц, осуществляется различными способами. В ст. 13 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к числу таких способов относится квотирование рабочих мест. Под квотированием понимается создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Например, в ст. 21

Федерального закона "О социальной защите инвалидов" от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями установлено правило, согласно которому организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, имеют квоту для приема инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (196.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации