Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Экологическое воспитание младших школьников - файл 1.doc


Доклад - Экологическое воспитание младших школьников
скачать (53 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc53kb.09.12.2011 03:34скачать

содержание

1.doc

1. Здр-те….

2. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания. Проблема экологического воспитания освещена в работах известных ученых: ЛД. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Мироонов, Л.П. Ппечко. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стало составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения.

3. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В будущем экологическое воспитание может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

^ 4. Объект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников.

Цель: показать, что использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуации в экологическом воспитании учащихся.

5. Задачи:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической

литературы раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование).

2. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.

3. Выявить уровень экологического развития младших школьников.

4. Изучить передовой опыт работы учителей в области экологического воспитания учащихся.

5. Провести эксперимент по развитию экологического сознания младших школьников.

6. Предложить тематику занятий по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.

6. Проблема: экологические вопросы и краеведческий материал на уроках окружающего мира позволят повысить уровень экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

^ Актуальность темы: экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания на уроке окружающего мира.

Гипотеза: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.

Методы исследования:

1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Метод математической обработки полученных результатов.

4.Метод наблюдения.

7. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.

Практическая значимость заключается в том, что были представлены рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

База исследования: МОУ СОШ №170 г. Самары, 2класс

8. Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, закладывает основы экологического воспитания. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе. Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Главное правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. Такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Эта работа реализовывается при помощи экологического образования.

9. Поговорим о формах и методах обучения. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.

Заслуженной популярностью у ребят поль­зуются конкурсы, турниры и викторины. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Не менее любопытный метод – проектная деятельность.

Сами уроки могут быть разнообразны: в классе, на природе, уроки-экскурсии, уроки заочных путешествий, практические уроки и домашние работы.

Главная задача всех форм и методов – формирование экологической культуры, учащиеся становятся активными участни­ками охраны окружающей их среды.

10. Экологическое образование не ограничивается уроком. Оно имеет продолжение во внеклассной и внешкольной работе. Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Опираясь на опыт работы передовых учителей, мы предлага­ем примерную тематику внеклассных занятий для всех классов начальной школы, которая описана в разделе рекомендации.

11.

Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено констатирующее исследование уровня экологической культуры младших школьников.

12. Задачи констатирующего эксперимента:

1. Подобрать методику исследования экологического развития младших школьников.

2. Провести исследование уровня экологического развития младших школьников.

3. Подобрать наиболее интересные формы и методы работы как средство экологического воспитания младших школьников.

Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

Детям были предложены вопросы анкеты. В анкетировании приняло участие 25 учеников 2 класса.

13. Анализируя результаты анкеты, можно сказать, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Данные представляются в графиках и диаграммах (Приложение № 1). В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе.

^ 14. Задача формирующего эксперимента: разработать и подобрать различные занятия и внеклассные мероприятия, направленные на развитие экологической культуры в процессе изучения окружающего мира.

Основными направлениями работы эксперимента являлись:

  1. Поиск наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися, направленных на воспитание младших школьников.

  2. Организация занятий и внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

  3. Проведение экологических занятий в процессе изучения окружающего мира.

  4. Проведение индивидуальной работы в процессе организации внеклассных мероприятий.

  5. Разработать тематику занятий для всех классов начальной школы.

15. С программой экологических занятий вы можете познакомиться в работе. В таблице представлены недели, формы проведения, темы занятий и методы и приемы, используемые на занятиях. С самими занятиями вы можете познакомиться в приложении.

Направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы и методы: дидактические игры, экологические игры, игры-путешествия, беседы, путешествия, спектакли, викторины, праздники, утренники, устные журналы), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников, а также экскурсии и фенологические наблюдения способствующие развитию мышления и анализу полученных результатов.

Формирующий эксперимент, проводимый во 2 классе, показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез.
^ 16. Задачи контрольного эксперимента: использовать ту же методику, что и в констатирующем эксперименте, для исследования уровня развития младших школьников.

  1. Провести исследование уровня экологического развития до и после проделанной в формирующем эксперименте работы.

  2. Сделать вывод о результативности педагогической работы.

Эксперимент проводился в естественных условиях для младших школьников, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

Детям были предложены вопросы анкеты (см. гл. II. 2.1.) Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов (Приложение №1).

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.

Задача учителя - поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира и в неурочное время.
^ 17. Проделанная работа привела к следующим выводам:

  1. Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы.

  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

  3. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

  4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников.

  5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

  6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Подготовка дипломной работы убедила меня в важности повышения экологической культуры учащихся начальных классов.

18.


Скачать файл (53 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации