Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Внеклассная работа по географии - файл 1.doc


Курсовая работа - Внеклассная работа по географии
скачать (208 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc208kb.09.12.2011 03:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ


РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33 страницы, 1 приложение.

В работе рассмотрена внеклассная работа по географии в школе. В ходе работы с литературными источниками были выявлены цели и задачи внеклассно работы. Определены методы внеклассной работы и оценка эффективности. Рассмотрены различные формы и направления внеклассной работы в школе.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ФОРМА, НАПРАВЛЕНИЕ, КРУЖОК, СЕКЦИЯ, КЛУБ, ЭКСКУРСИЯ, ПОХОД, КОНФЕРЕНЦИЯ, ОЛИМПИАДА
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

^ 1. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ 6

1.1 Цели и задачи внеклассной работы по географии 6

1.2 Методы внеклассной работы по географии 10

1.3 Основные показатели эффективности внекласс­ной работы по географии 13

^ 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 15

2.1 Формы внеклассной работы 15

2.2 Направления внеклассной работы 24

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 33

Приложение А 34


ВВЕДЕНИЕ



В большинстве стран мира география в той или иной форме включена в учебные программы от начальной школы до университета. В зависимости от системы образования география иногда преподается как самостоятельная дисциплина, иногда в составе других дисциплин, а иногда изучается в комплексе со смежными предметами. Однако независимо от ее положения в общей учебной программе за географией признается важная роль в обучения и образовании детей и подростков.

Сто лет тому назад в преподавании географии исполь­зовались главным образом настенные карты и изредка фотоснимки. В начале пятидесятых годов аудиовизуальные средства, включая аэрофотосъемку и телевидение, находи­лись еще на заре своего развития. Сегодня число потенци­альных средств обучения представляется почти неограни­ченным — от данных переписи населения до банков дан­ных, хранящихся в памяти ЭВМ, от карт до разнообраз­нейших наглядных пособий, включая и снимки Земли из космоса. Мы теперь имеем возможность видеть нашу пла­нету, запечатленную на фотоснимках, целиком без посред­ничества географических карт. И нам, следовательно, сей­час гораздо яснее стали такие представления о Земле, которые указывают на новые сознательные или неосознан­ные взаимоотношения между человеком и планетой. Для школьника завтрашнего дня возможность обозревать всю Землю, наблюдать, как меняется ее форма и цвет, будет также доступна, как сегодня нам всем доступен вид улицы из нашего окна или вид Луны на небе.

Школьники живут сегодня в культурном окружении, весьма отличном от окружения двадцатилет­ней давности, не говоря уже о пятидесятилетней. Школа, учитель, учебник и другие учебные пособия больше не являются единственными источниками информации. Поми­мо школы появилось множество каналов, по которым по­ступает информация: газеты и журналы, радио, телевиде­ние, интернет   все они ежедневно обрушивают на ученика массу сведений, иногда вызывая даже реакцию неприятия с его стороны. Но учащиеся в разных странах мира имеют неодина­ковое представление об окружающем мире. Миллионы детей, например, никогда не видели моря, гор, утесов, лед­ников, небоскребов или даже таких более прозаических объектов, как, например, ферма.

Географическое образование необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей системы образования, по­скольку оно призвано помочь учащемуся лучше понять особенности пространственных взаимоотношений на зем­ной поверхности и характер ее освоения человеком. Гео­графическое образование необходимо не только тем, кто так или иначе связывает свою карьеру с географией. Если нам представляется вполне естественным, что все дети учатся читать, писать, считать и решать математические задачи, то есть овладевают средствами общения с другими людьми с тем, чтобы уметь ставить вопросы и отвечать на них, слушать и быть услышанными, принимать повседнев­ные решения, находить приложение своим способностям и развивать свою личность в делом, то разве не столь же естественно учить детей разумно действовать в простран­стве, видеть территориальные аспекты проблем, пополнять их знания об окружающей среде?

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зави­сит не только от выбора эффективных методов и форм обуче­ния в классе на уроке, но и от организации внеклассной рабо­ты по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Роль внеклассной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. В рам­ках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеклассное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стра­не помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, по­любить родную землю, научиться разумно использовать ее бо­гатства, ценить их и беречь. Поэтому в данной работы мы рассмотрим цели и задачи внеклассной работы. Выявим формы и направления внеклассной работы по географии в школе.
^

1. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ




1.1 Цели и задачи внеклассной работы по географии


Внеклассная работа по географии   это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познава­тельных интересов и способностей.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы должна повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать качество и внеклассной работы по географии. Учебная работа в классе по географии не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как предмета в целом, так и его отдельных разделов. На уроках географии в силу ограниченного времени на изу­чение предмета школьники получают лишь основные знания по широкому кругу географических наук. Из различных источников информации учащиеся узнают о существовании таких наук, как геология, почвоведение, геоморфология, океанология, гляциология, вулканология, картография, геоурбанистика и ряд других. Удовлетворяя познавательные интересы школьников, углубляя, конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, учитель вовлекает их во внеклассную работу по географии.

Знакомство школьников с современными методами географических исследований и методами наук, входящих в географию, овладение умениями работать с различными приборами и инструментами прививают у них интерес к поисковой и исследовательской работе.

Цель внеклассной работы — обеспечение всестороннего и гармо­нического развития школьников. Это требование отвечает основной идее патриотического воспитания   воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство.

Главными целями осуществления внеклассной работы по гeoграфин являются следующие: научить школьников понимать природу и привить любовь к ней; углубить знания о своем крае: его природе, хозяйстве, экономике, культуре; развивать представления учащихся о природной среде и размещении народного хозяйства страны; формировать интерес к изучению географии.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся таких черт личности как взаимопомощь, дружба, умение работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.

Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования — создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся.

Велики и воспитательные возможности внеклассной работы по географии, которая осуществляется, как правило, для углубленного изучения своего края, его природы и экономики, а это способствует развитию патриотизма школьников, понимания необходимости по-хозяйски, рачительно использовать богатства своего края, охранять памятники природы, истории и культуры. Наблюдая красоту и совершенство природы, у учащихся формируются эстетические взгляды, гуманное отношение к природе, желание жить в единстве с ней.

В целом эта работа, направленная на углубление знаний гео­графического материала и овладение рядом умений, способствует развитию кругозора школьников и повышает их культурный уро­вень, расширяет возможности найти себе дело по душе.

Внеклассная работа по географии теснейшим образом связа­на с учебной, так как углубляет географические знания и умения. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии заня­то меньше учащихся, чем в учебной — это только та часть школь­ников, которая проявляет интерес к предмету. Внеклассная работа связана и с внешкольной. Эта связь осуществляется по форме, по содержанию и по методам проведения данной работы. Отличие внешкольной работы от внеклассной заключается прежде всего в том, что она проводится силами внешкольных учреждений: До­мами пионеров, станциями юных туристов и т. д. Ею охвачено еще более ограниченный контингент школьников, и, как правило, это разновозрастные дети из разных школ. Вся внеклассная работа строится на энтузиазме учителей с учетом интересов учащихся определенной школы. Внешкольные учреждения строят работы своих кружков, клубов, обществ, секций на основе программ утвержденных министерствами просвещения. Эти программы могут использоваться и во внеклассной работе.

Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.

Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеклассная работа строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно занимающийся в географическом кружке, имеет плохие отметки по географии. Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеклассная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.

Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у уча­щихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению зна­ний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной дея­тельности, но и играет большую роль в становлении таких лич­ностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, уме­ние организовать свою деятельность.

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует решению актуальных задач коммунистического воспи­тания, развивает у учащихся диалектико-материалистические взгля­ды на взаимодействие общества и природы; способствует более тесному увязыванию теоретических, знаний с жизнью, с практи­кой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализа­ция углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способ­ности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выра­ботать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.

Цели и задачи внеклассной работы по предмету отражены в плане работы.

Планирование внеклассной работы учителем географии являет­ся его важнейшей обязанностью. Однако еще наблюдаются фак­ты негативного отношения к составлению плана, основанного глав­ным образом на недооценке его значения. Написание плана не­редко носит формальный характер.

Четкое планирование позволяет учителю географин правильно организовать свою деятельность, наметить нужные формы внекласс­ной работы как с группой учащихся, так н с отдельными уче­никами. Планом следует охватить все крупные мероприятия, которые будут осуществляться учителем географии в течение учебного года, а также указать, какие мероприятия межпредметного характера будут проводится в течение года. План внеклассной работы по географии должен удовлетворять определенным требованиям: исходить из общей цели и задач воспитания гармоничной личности; отличаться целеустремленностью, строгой направленностью.

Внеклассную работу можно разделить на несколько уровней:

  1. уровень; использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне; внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. Как правило, на данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.

  2. уровень: более широкий и углубленный отбор материала па сравнению с программой. На этом уровне главное — развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприя­тий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблеммам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.

III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов, по заданиям ВГО. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию.

Следует отметить, что ни один из названных уровней в чистом виде не встречается, выделение их достаточно условно, но необходимо для того, чтобы фиксировать истинное положение дел, стремиться к развитию интересов школьников, привлечению боль­шего их числа к внеклассной работе, не упустить момент, Когда от эпизодических форм следует переходить к систематическим.

^

1.2 Методы внеклассной работы по географии


К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести:

1) словесные методы (вербальные); лекция, беседа, доклад, интервыо. В этой группе методов источником знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр;

2) практические, осуществляемые во время проведения прак­тических занятий, проводимых как с группой учащихся, так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранительные мероприятия;

3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной I активности школьников;

4) опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образова­ние осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев, шлюзов и др.

При этом нужно помнить, что опыты необходимо готовить заранее, а учащиеся анализируют результаты опытов, зарисовывают или фотографируют их, а сами опыты не должны быть продолжительными;

5) конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений. Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте или явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов).

6) экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Экскурсии способствуют повышению интереса к изучению гeoграфии, создают предпосылки успешной деятельности географического кружка, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение;

7) изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе;

8) картографический, который имеет особую важность для географии, применяется при чтении и анализе карт и измерена по ним. Большую роль играют сопоставления карт различных периодов, а также карт с другими источниками.

Применение и сочетание всех перечисленных методов внеклас­сной работы по географии возможно только при учете различных уровней активизации познавательной самостоятельности учащихся.

Внеклассная работа по любому школьному предмету, и по reo- J графин в частности, осуществляется при непосредственной связи этой работы с туристско-краеведческой и природоохранительной деятельностью школьников.

Такое единство делает эту работу увлекательной, содержательной, тесно связанной с задачами, поставленными перед народным |хозяйством края, в котором расположена школа, и позволяет связывать ее с изучением природы и экономики окружающей территории.

Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с карто­графическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень само­стоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивному так и на уровне самостоятельном, творческом

Все перечисленные методы широко применяются при органи­зации разных форм внеклассной работы. Причем большее внима­ние будет уделено наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций; работе с географической литературой при подготовке к занятиям.
^

1.3 Основные показатели эффективности внекласс­ной работы по географии


Основными показателями эффективности внеклассной работы являются:

  • повышение качества географических знаний и умений школь­ников;

  • интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: по­вышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в обществен­но полезной работе и др.;

  • рост самостоятельности школьников во время урочной и до­машней работы;

— повышение качества знаний по другим предметам;

— приобретение умений работы с различными источниками ин­формации;

— повышение общего уровня культуры школьников Естественно, все эти показатели тесно связаны друг с другом.

Например, повышение качества географических знаний и умений школьников отразится на общем уровне культуры. Поэтому судить о результатах внеклассной работы необходимо с учетом всех этих показателей, а не опираясь лишь на какой-то одни критерий.

Все названные показатели эффективности внеклассной работы по географии характеризуют качественный уровень подготовки школьников. Определить этот уровень можно при более тесном знакомстве с учащимися: в беседе, при наблюдении в ходе ан­кетирования, при изучении самостоятельных (творческих) работ школьников.

Однако существуют и другие показатели эффективности ра­боты, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

Например, для массовых форм показателем эффективности слу­жит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности груп­повых форм внеклассной работы служит стабильный состав в круж­ках, коллективная работа на занятиях Показателем эффективнос­ти индивидуальных форм являются положительные изменения в по* ведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся Это активность в клас­се н на занятиях кружка или факультатива, стремление больше уз­нать, желание активно участвовать во всех мероприятиях — в неделе географии, в дальнем походе, а озеленении школы или микрорайона и т.д.

Большая дисциплинированность, ответственность за себя и товарища, гордость за дела коллектива — это тоже показатели эффек­тивности внеклассной работы по предмету.
^

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ




2.1 Формы внеклассной работы


Формы внеклассной работы различаются целями, охватом учащихся методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Рассмотрим как традиционные формы, так и новые, опыт проведения которых недавно стал входить в практику внеклас­сной работы.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года. т.е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.

Между систематической и эпизодической внеклассной работами нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлечен­ности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в под­готовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся соста­вом учащихся: кружки, общества, лекторские группы и т.д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в кото­рой принимает участие небольшое количество школьников, и инди­видуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это — вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронталь­ную (массовую), групповую и индивидуальную формы внекласс­ной работы по географии.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоян­ным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную фор­мы работы. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимо­связи.

Массовые формы внеклассной работы — неделя географии, географические олимпиады. КВНы, тематические вечера, научно-практические конференция, встречи с учеными, путешественниками и т. д.

Перечисленные формы неоднозначны. Участие школьников я различных видах внеклассной работы может быть активным или пассивным.

Во внеклассных мероприятиях типа олимпиад, викторин акти­вен каждый участник. Захватывающим моментом для учащихся является сама идея соревнования, выявление победителей- При проведении вечеров, утренников количество участвующих, меньше, но на присутствующих значительное воздействие оказывает сила слова выступающих, яркость примеров. Следует отметить, что любое массовое мероприятие включает в себя работу с группой учащихся или с отдельными учениками.

Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника. Для эффективного проведения групповой работы по географии необ­ходим четко продуманный план.

Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготов­ление пособия, составление альбома. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер, например рабо­та учащихся над темой «Загрязнение рек Ленинградской области», под­готовка к публичному выступлению.

Многолетним опытом доказано, что основной и важнейшей организационной формой внеклассной работы не только по гео­графии, но и по всем другим учебным предметам является кружок. Однако, будучи основной организационной формой вне­классной работы по географии, кружок не может все же рас­сматриваться как всеобъемлющая форма этой работы. Наибо­лее правильным следует считать умелое сочетание кружковой формы с мероприятиями массового характера. Членами геогра­фического кружка обычно являются учащиеся одного или двух параллельных классов, реже в кружках работают учащиеся разных классов.

В зависимости от направления работы кружки во многих школах называются географо-краеведческими. Целесообразно также создание отдельных краеведческих кружков. Изучение учащимися родного края осуществляется главным образом в связи с изучением географии, истории, био­логии, в меньшей степени родного языка, а также в процессе внеклассной работы по этим предметам.

В отношении структуры кружка едва ли могут быть какие-то определенные рекомендации. Например, рекомендуют делить кружок на секции. Секции вносят в работу кружка определен­ную систему, делают ее более четкой, повышают ответствен­ность за выполнение задания. В то же время, как показывает опыт работы некоторых школ, деление кружка на секции при­водит к ненужной «специализации» отдельных кружковцев и к ограничению их внеклассной деятельности. Поэтому в тех кружках, в которых принята «специализа­ция», необходимо, чтобы учащиеся, занимаясь углубленной дея­тельностью в секциях, принимали бы одновременно посильное участие в мероприятиях, проводимых другими секциями.

Тематика кружков в школах очень разнообразна. В нее включается изучение жизни и деятельности знаменитых путеше­ственников, географических исследований и открытий в совет­ское время, изучение особенностей природы и хозяйства райо­нов России, новостроек и новых промышленных районов нашей страны, географии населения и городов, политической карты мира и ее изменений, исследование своего края (города, села, района) и т. д.

Основное внимание чаще всего уделяется краеведческой те­матике— вопросам изучения природы, экономики, населения и исторического прошлого родного края.

Опыт многих школ показывает, что все больше географических кружков концентрирует свою работу над одной или двумя темами. Работа географических кружков по одной или двум темам имеет более глубокий и целенаправленный характер, развивает у учащихся устойчивый интерес к определенным вопросам. Не­достаток заключается в некоторой односторонности и повторя­емости методов изучения.

Внеклассная работа по отдельным темам отвечает больше возрастным особенностям учащихся старших классов. Учащих­ся V-VII классов больше увлекает такая организация работы кружка, в которой сочетаются разные темы и разнообразные методы.

Занятия кружков включают разнообразные виды работ: гео­графические сообщения, рефераты (по книгам), доклады, гео­графические игры и викторины. Все эти виды предполагают ор­ганизацию внеклассного чтения научно-популярной литерату­ры. Большое место занимает подготовка географических вечеров, конференций и олимпиад. Руководители кружков организуют также экскурсии и походы по родному краю.

Географическими сообщениями считаются краткие устные изложения небольших очерков, рассказов или описаний самого разнообразного содержания, имеющих непосредственное отно­шение к географии. На одном занятии кружка можно сделать не более трех со­общений, разных по содержанию. Желательно, чтобы сообщение «рассказывалось», а не читалось, что повышает интерес слуша­телей.

Географические информации отличаются от сообщений тем, что в них излагаются наиболее новые сведения и данные. Их можно еще условно назвать географическими новостями. По своему характеру географические информации больше связаны с экономической географией. В то же время они могут охватывать и сведения о землетрясениях и извержениях вулка­нов в разных районах земного шара, данные о новых исследо­ваниях, сообщения об изучении космоса и т. д., представляю­щие большой интерес для учащихся IV-VII классов.

Доклады и рефераты в отличие от сообщений и информации посвящаются главным образом одному вопросу и излагаются значительно полнее.

Тематика докладов и рефератов может быть очень разнооб­разной. По своему назначению они имеют цель   глубже озна­комить учащихся с жизнью выдающихся путешественников, создать более яркие представления о наиболее интересных гео­графических объектах и ландшафтах нашей Родины и о выдаю­щихся стройках. Много докладов и рефератов посвящается отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства, новым городам и т.д.

Конференция представляет собой определенную сумму до­кладов и сообщений, посвященных одной комплексной теме. Со­ставляют доклады несколько членов кружка. Тематические кон­ференции требуют значительной подготовительной работы, вы­бора темы, разработки плана и перечня докладов, подбора литературы, составления докладов, изготовления необходимого наглядного материала и т. д.

Тема и план конференции сообщаются заранее (в виде пись­менного объявления), с тем, чтобы члены кружка могли подго­товить выступления и вопросы.

Вопросы, загадки, викторины и игры являются очень близ­кими между собой видами внеклассной работы. Главная их цель состоит в том, чтобы внести в работу кружка элемент занимательности. В то же время эти виды работ должны развивать мышление учащихся, их сообразительность и любознательность, умение сравнивать и сопоставлять. Немалую роль играют эти виды работы и в закреплении географических знаний, в частности знания карты и номенклатуры.

По своему содержанию географические вопросы могут быть самыми разнообразными и относиться ко всем областям геогра­фических знаний. Об этом говорит опыт географических круж­ков многих школ и большое количество статей, посвященных этому вопросу. Все вопросы могут быть условно подразделены на три группы: 1) вопросы, ответы на которые связаны с умением учащихся делать выводы и обобщения на основе имеющихся у них знаний; 2) вопросы, ответы на которые основываются глав­ным образом на знании отдельных фактов и данных, возможно, случайно прочитанных или услышанных от других; 3) вопросы-загадки, ответы на которые требуют от учащихся умений и на­выков, приобретаемых в результате тренировки на сообразитель­ность.

Географические игры, как и географические вопросы, могут иметь самое разнообразное содержание, но все они должны вно­сить в работу географического кружка не только элемент зани­мательности, но и элемент отдыха и развлечения. Каждая игра или группа игр имеет свою географическую основу. Выделяют­ся игры на знание карты, на знание географической номенкла­туры, «игры-путешествия», игры на сообразительность и т. д. В то же время можно разнообразить формы проведения каждой из этих игр, вносить в них новые элементы, варьировать их со­держание. Об этом убедительно говорит опыт многих школ.

Внеклассное чтение по географии. Особое место во всей системе внеклассной работы по геогра­фии занимает внеклассное чтение. Общепризнано его значение как основного источника расширения географического кругозора учащихся, закрепления получаемых знаний на уроках, развития интереса к географической науке. Велика и воспитывающая цен­ность чтения географической литературы.

При хорошей постановке преподавания географии в школе использование дополнительной географической литературы и внеклассное чтение учащихся становятся неотъемлемым элемен­том всего процесса обучения, звеном, связывающим классно-урочную форму работы с внеклассной.

Изучение дополнительной литературы проходит через все со­держание внеклассной работы по географии.

Правильное руководство внеклассным чтением требует от учи­теля географии: 1) знания хотя бы основной географической ли­тературы, которая может быть рекомендована учащимся; 2) при­менения наиболее эффективных методов работы с книгой, кото­рые бы развили у учащихся интерес к литературе и привили им навыки, умение ею пользоваться. К наиболее читаемой учащимися географической литературе относятся научно-популярные очерки об отечественных путеше­ственниках, а также рассказы и повести, в которых географические описания и факты переплетаются с элементами фантастики и приключений. Большое место среди книг по географии, увлекающих учащихся, занимают научно-по­пулярные монографии о природе и хозяйстве зарубежных стран.

Таким образом, учителю географии приходится сейчас отби­рать из большого числа географических книг и источников в Интернете те произведения, которые в том или ином случае могут представлять наибольший интерес для учащихся.

Важная задача учителя — привитие учащимся интереса к гео­графической литературе и умения ею пользоваться. Осущест­вление этой задачи начинается на уроке, продолжается и разви­вается во внеклассной работе. С этой целью с первых же уроков географии - учитель умело вклинивает в объяснение ново­го материала небольшой рассказ о каком-то интересном геогра­фическом явлении, о редком животном, о каком-нибудь факте из жизни путешественников и т. д. У учащихся развива­ется интерес к дополнительной литературе, и учитель рекомен­дует им для внеклассного чтения отдельные статьи и книги.

Есть виды работы, специфичные только для внеклассного чте­ния по географии. К ним обсуждение книги или статьи по определенному, за­ранее подготовленному плану по географии.

Неотъемлемой частью содержания внеклассной работы яв­ляется издание печатного, вернее, рукописного органа. В рамках внеклассной кружковой работы по географии учащимися изда­ются географические листки, географические газеты, бюллете­ни и журналы. Название географической газеты или журнала мо­жет быть таким: «Юный географ», «Юные путешественники», «Глобус», «Земля» и т. д.

Географические листки выпускаются эпизодически в связи со значительными событиями, относящимися к внеклассной деятель­ности учащихся (организация кружка, подготовка к туристскому походу, создание школьного географического музея и т. д.). Гео­графический листок по объему меньше газеты и носит в основ­ном мобилизующий характер. Географическая газета кружка из­дается периодически, желательно в связи с каждым заседанием кружка (но не чаще одного раза в месяц) и отражает в основном всю внеклассную работу по географии, проводимую учащимися. Содержание газеты должно быть более разнообразным. В ней печатаются отчеты о заседаниях кружка, краткое изложение про­читанных докладов, наиболее интересные юбилейные данные гео­графического характера, заметки о проведенных экскурсиях, о деятельности отдельных членов кружка, о переписке с учащими­ся других школ и т. д.

Географический бюллетень издается также периодически и относится главным образом к одной какой-нибудь стороне вне­классной деятельности учащихся по географии, например: к фе­нологическим и метеорологическим наблюдениям, к работе на географической площадке, на гидромерном посту, к сбору топо­нимического материала и т. д.

Большое внимание должно быть уделено характеру изложе­ния печатаемых статей и заметок, в которых необходимо избегать стандартного наукообразного языка. Учащихся к тому необходи­мо приучать, чтобы свои впечатления, мысли, наблюдения они из­лагали живым языком, использовали образные сравнения и од­новременно правильно применяли научные термины. Участие чле­нов кружка и других учащихся в издании географических газет и журналов является одним из самых цепных видов внеклассной работы, развивающих творчество, инициативу, прививающих очень нужные навыки литературной обработки рукописных ма­териалов. Вот почему в проведении этой работы самую большую помощь должны оказывать учителя литературы.

Географические утренники и вечера относятся к числу самых сложных и интересных видов внеклассной работы. Существен­ной разницы между географическими вечерами и утренниками нет. Название определяется главным образом временем дня, когда это мероприятие проводится.

Необходимым условием проведения географических утренни­ков и вечеров является разнообразие их содержания. Поэтому в программу включаются небольшие сообщения и доклады, демонстрации наглядных пособий, диапозитивов и фильмов, игры, викторины и ребусы, художественные инсценировки. Все эти виды работы подчиняются одной теме, ко­торая и является темой географического утренника или вечера.

Тематика географических утренников и вечеров определяется в соответствии с тем кругом вопросов, которым занимается тот или иной географический кружок.

Географические утренники и вечера завершаются обычно вы­дачей премий и призов тем участникам игр и викторин, которые получили наибольшее количество очков.

Естественно, что проведение такого сложного по содержанию и организации мероприятия требует активного участия не только членов кружка и учителя географии, но и учащихся всего класса, преподавателей других предметов, в частности литературы, исто­рии и рисования, классного руководителя, пионервожатой и биб­лиотекаря, а также всемерной помощи со стороны руководителей школы и родителей.

Все это предопределяет необходимость сравнительно большо­го периода времени для организации географических утренников и вечеров. Подготовка к ним начинается еще в начале учебного года, проходят же они в основном во второй половине учебного года. Успешное проведение географических вечеров может быть осуществлено на базе уже накопившегося опыта внеклассной кружковой работы хотя бы на протяжении двух лет обучения.

Олимпиады являются массовой формой не только вне­классной, но и внешкольной работы, поскольку в очень многих случаях они проводятся внешкольными учреждениями. Географические олимпиады можно считать смотром тех достижений, которых добился учитель в ра­боте по привитию учащимся интереса к географии, выявлению географических талантов. Не останавливаясь на организацион­ных формах проведения олимпиад (они хорошо разработаны и почти одинаковы для всех предметов), необходимо все же отме­тить, что внутри школы олимпиады должны проводиться между учащимися либо одного класса, либо параллельных классов. В ряде случаев они проводятся последовательно по классам. Глав­ными участниками олимпиады являются, как правило, члены гео­графического кружка. Внутри школы олимпиады проводятся обычно одним туром.

Тематика географических олимпиад должна отвечать опреде­ленным требованиям — выявлять географический кругозор уча­стников, умение применять эти знания на практике, уровень раз­вития мышления. Естественно, что во всех случаях эти требо­вания должны соответствовать возрасту учащихся, а также программе по географии того или иного класса.

Хорошие ответы учащихся на географических олимпиадах являются ярким показателем состояния преподавания географии в школе, а также уровня развития внеклассной работы.

С внеклассной работой по географии неразрывно увязывают­ся туристские походы и дальние экскурсии, проводимые школами и внешкольными учреждениями. Опыт организации в проведении туристских походов изложен в ряде специальных брошюр и статей.

^

2.2 Направления внеклассной работы


Многообразные виды внеклассной работы по географии посто­янно совершенствуются, усложняются, становятся более разнооб­разными и содержательными.

Работа кружков, секций, обществ, клубов, музеев изобилует сочетанием разных видов внеклассной работы. При этом одинако­вые виды работы можно встретить как в кружке, так и в географическом обществе или клубе. Некоторые формы, конечно, обла­дают и своей спецификой, но, тем не менее, много и перекрещиваю­щихся видов внеклассной работы. Например, вечера, конференции, встречи характерны для любой формы внеклассной работы по геогра­фии. Поэтому внеклассную работу можно классифицировать по направлениям:
1) туристско-краеведческое; 2) научно-познава­тельное; 3) культурно-просветительное; 4) трудовое; 5) музейно-оформнтельское и издательское.

Туристско-краеведческое направление весьма разнообразно как по глубине содержания, так и по охвату школьников.

Наиболее массовое мероприятие   поход. Он сочетает в себе как туристское мероприятие (выбор и разработка маршрута, овладение туристскими навыками), так и краеведческое   изуче­ние особенностей природы своего края, его экономики, культуры. Все походы предполагают туристское путешествие пешком, по воде, на лыжах и т.д. По своей продолжительности походы подразделяются на однодневные и многодневные. Обычно походу предшествуют подготовительные мероприятия: выбор маршрута, закупка продовольствия, подготовка туристского снаряжения. Только тщательная подготовка похода служит залогом успешного его проведения. Выбор маршрута зависит от цели похода. Как правило, поход преследует как спортивные, так и познавательные цели. Цель похода определяет и туристское снаряжение, и его продолжительность.

Именно в походе можно проверить на практике свои теорети­ческие знания, сформировать умения, сдружить группу, проявить свои способности и интересы. Географические походы связаны с выполнением заданий научного характера, а поэтому, кроме туристского снаряжения, школьники берут с собой и специальное снаряжение для выполнения географических наблюдений, поисков, исследований.

Любой поход с географическими целями связан с изучением карты, умением ориентироваться. Очень важно выбирать места стоянок, ночевок и дневок так, чтобы они давали возможность проводить эффективные географические исследования. Результаты походов обрабатываются в камеральных условиях и служат материалами географических кабинетов, музеев, выставок.

Для того чтобы во время туристских походов должное внима­ние было уделено географическим исследованиям, необходимо в программы походов включать задания по изучению его участни­ками рельефа, геологических обнажений, почв, растительного и животного мира, а также хозяйства тех мест, по которым прой­дут туристы. Желательно выделять в походах время, необходи­мое для выполнения стационарных наблюдений. В свой дневник каждый участник похода должен заносить свои наблюдения, сде­лать в нем краткие географические описания посещаемых мест и населенных пунктов, наблюдаемых ландшафтов и географиче­ских явлений.

Естественно, что задания (в частности, по сбору материалов) должны быть индивидуализированы и внимательно распределены между участниками похода. Туристские походы обогащают уча­щихся разнообразными впечатлениями, порой очень важными для закрепления и развития их географических знаний. Исходя из этого, нужно сразу же после завершения похода, в крайнем случае, в начале нового учебного года, провести работу по обоб­щению его результатов, посвятив этому отдельные занятия гео­графического кружка.

Хорошо составленный отчет о туристском походе, выступле­ния его участников перед остальными учащимися, красочно оформленный стенд — все это способствует повышению интереса всех учащихся школы к внеклассной работе по географии.

Наиболее массовым мероприятием туристско-краеведческого направления является экскурсия. Экскурсия предполагает короткие выезды в окружающую природу, в парк, на предприятие и длинные комплексные экскурсии во время летних каникул. Цель экскурсии   провести самостоятельные наблюдения школьников на природе и на производстве, научить школьников не только смотреть, но и наблюдать, уметь устанавливать связи и взаимосвязи между компонентами природы, производственные к технологические. Любая школьная экскурсия должна состоять из трех частей: подготовки, проведения и подведения итогов. По результатам экскурсии готовятся доклады, дневники наблюдений, зарисовки, фотографии, схемы маршрутов. Все это после соответствующего оформления должно экспонироваться в школе.

Географические экспедиции характеризуются большей сложностью в разработке пелен, получении научных заданий, приобретении снаряжения, туристской и географической подготовке школьников, организационными сложностями в процессе проведения самой экспедиции. Экспедиции могут проводиться с целью поиска запасов питьевой воды, сбора лекарственных растений, минералов, определения рекреационных ресурсов, охраны малых рек и водоемов и т. д.

Основным содержанием экспедиции являются изучение школьниками в походах, путешествиях, экскурсиях, экспедициях экономики, природы, культуры родного края; выполнение заданий государственных, научных и общественных организаций

Географические слеты. Любой слет является отчетом о проделанной работе. Началом слета служат походы групп школы в процессе которых ведется дневник. На слете организуются конкурсы на лучшее овладение туристскими навыками, лучшую схему похода, лучший план поляны слета, устраиваются географические викторины, проводится конкурс не лучший походный рисунок и т. д.

К научно-познава­тельному направлению относятся, прежде всего, регулярные заседания кружков, секций и клубов, актива школьных музеев. Такие заседания должны проводиться чаще одного раза в неделю и быть четко регламентированы по времени, чтобы не отнимать у учащих­ся время дли самостоятельной или практической работы.

В процессе заседаний заслушиваются доклады, сообщения. После чего полезно организовать их обсуждение. Тематика докладов может быть самая разнообразная и зависит от тематики кружка, например: «Экономико-географическое положе­ние населенного пункта», в котором находятся школа, «Трудовые ресурсы своей области». Часто проводятся беседы, диспуты, орга­низуется обсуждение статей периодической печати. Проводя диспуты, нужно выбирать проблемные темы, например «Как ты представляешь экономику нашего края через 20 лет?». Реферирование можно проводить только тогда, когда учащиеся научились составлять краткий план статьи и отделять главный материал от второстепенного.

Особое место в научно-познавательных мероприятиях занимает географическая конференции (иногда она может проходить на межпредметной основе). Географические конференции могут по­дытоживать большую поисковую н исследовательскую работу учащихся по определенной тематике.

На этих конференциях в центре внимания обычно вопросы со­вершенствования умений школьников работать с первоисточниками, связывающие теорию с практикой и современностью. При этом учащиеся применяют прием учебной работы конспектирование. Конференция — хороший пример использования межпредметных связей во внеклассной работе.

Культурно-просветительное направление внеклассной географической работы наиболее разнообразно по своим видам. Это географические вечера, в которых соединены воедино песни, стихи о родном крае с географической информацией, географические игры н среди них путешествия по карте, топографические игры, игра «Отгадай», географическое лото. При этом нужно помнить, что обязательное условие игры — занимательность.

К традиционным видам культурно-просветительных мероприятий і относятся познавательные вопросы, загадки, викторины, кроссворды, шарады, веселые стихотворения, которые довольно под­робно освещены в методической литературе. В последнее время прибавились и новые виды внеклассной работы   это просмотр научно-популярных фильмов, которые достаточно широко представлены в сети Интернет. Все эти виды внеклассной работы по географии направлены на формирование интереса к изучению предмета н занимательного проведения детского досуга.

Трудовое направление сопровождает всю внеклассную ра­боту по географии. Мероприятия по охране природы: сдерживание роста оврагов, борьба с оползнями, изготовление скворечников и кормушек для птиц, сбор семян, шишек, лесные посадки и другие трудовые мероприятия. Важно, чтобы учащиеся почувствовали, что их труд не просто детская игра или забава, что этот труд ну­жен людям, направлен на бережное отношение к природе.

В процессе трудовой деятельности имеет место применение на практике знаний, полученных в учебной и внеклассной работе, овладение необходимыми умениями и навыками.

Участие школьников в общественно полезном труде в процессе; внеклассной работы по географии направлено на создание каби­нета географии, школьного краеведческого музея, географиче­ской площадки, учебно-наглядных пособий по географии, изготовления оборудования для проведения наблюдений и исследований природы

Музейно-оформительское и издательское направление. Географический музей может иметь различную тематику. Он либо следует учебной программе, особенно если имеет комплексно-краеведческое содержание, либо отходит от нее, например музеи, посвященные жизни и деятельности географов-путешественников.

Последовательность географической экспозиции школьного краеведческого музея может быть следующей: физико-географическая и экономико-географическая экспозиция, экспозиция, посвященная географии своего населенного пункта и охране природы.

Кроме музеев, учащиеся могут оформить географические залы, выставки по определенному разделу или теме, изучаемой и исследуемой во внеклассной работе. При расположении экспонатов нужно выделять на стенде или экспозиционной плоскости главный экспонат, поместив его в середину, вокруг него расположить вспомогательные. Перед организацией выставки составляются экспозиционный план и структура всей экспозиции.

В процессе внеклассной работы школьники отражают свою деятельность в газетах, рукописных журналах, дневниках, книгах путешествий. Прежде чем приступить к оформлению газет, дневников, журналов, нужно представить общий вид и отдельные дета ли. По формату бумаги нужно подобрать и иллюстрации. Шрифт должен быть четким, красивым, легкочитаемым. Титульный лист дневника, книги путешествий отражает содержание. Фотографии с этой целью отбираются с таким расчетом, чтобы показать деятельность школьников. Все описанные формы и виды внеклассной работы не могут исчерпать всего их разнообразия. Заметим, что во внеклассной работе сейчас все большее место получают межпредметные связи, связь ее с факультативными курсами. Сочетая различные формы и виды внеклассной работы, передовые учителя достигают хороших результатов в деле повышения познавательного интереса учащихся к школьной географии.

Особую роль во внеклассной работе по географии играет охра на природы и научные основы природопользования   экология.

Формирование экологической культуры школьников происходит как в учебной, так и во внеклассной работе. В понятие экологической культуры вкладывают следующее содержание: система знаний о взаимодействии общества и природы (экологические знания), ценностные экологиче­ские ориентации, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Вся внеклассная работа по географии должна быть направлена на рациональное использование природы. Она имеет значитель­ный потенциал в деле пополнения экологических знаний школьников и закрепления этих знаний практическими делами. Все большее значение приобретает вовлечение школьных географов в работу по созданию экологических троп, деловые экологические игры, эколого-географические исследования.

Таким образом, в многообразных формах и видах внеклассной работы по географии прослеживается единая идея   на основе географических знаний и умений, приобретенных в учебной работе, продолжать развитие интереса к изучению географии во внеклассной работе, формировать экологическую культуру, приобре­тать навыки географических наблюдений и исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о том «Как обучать?» особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению и природе, обществе, государстве, на производстве! Обучение в школе должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути ее достижения, добиваться успехов в этой деятельности.

Широкое распространение компьютерной техники, возмож­ность моделировать на экране ЭВМ явления и процессы, изуча­емые в географии, телекоммуникационные системы расширяют рамки этой учебной дисциплины. Интеграционные связи географии с другими областями зна­ний уже сейчас позволяют проводить межпредметные уроки, которые готовят три-четыре учителя под руководством геогра­фа. Так, экологические темы рассматриваются на межпредмет­ном уроке в опоре на знания географии, биологии, химии, обществоведения; вопросы развития топливно-энергетического комплекса изучаются на интегрированном уроке географии и физики и т.д.

Охарактеризованные выше виды и формы внеклассной работы далеко не исчерпывают многообразия ее содержания. В то же время в процессе неуклонного повышения уровня учебно-воспи­тательной работы в школах нашей страны и упорного труда, ко­торый прилагают наши учителя для решения большой задачи   осуществления связи обучения с жизнью и подготовки к трудо­вой деятельности, рождаются и укрепляются новые виды вне­классной работы, отражающие требования дня.

Повысить качество обучения и воспитания, как того требует реформа школы, можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профес­сиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Но одна из главных задач внеклассной работы — максимальное внимание к воспитанию бу­дущих граждан страны. Специфика содержания предмета во мно­гом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, в котором мы живем, убеждаются в необхо­димости познания географических закономерностей, бережного отно­шения к природе.

^

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 1988. – 157 с.

2. Герасимова Т.П., Коринская В.А. Методы и формы организации обучения географии. – М.: Просвещение, 1964. – 223 с.

3. Даринский А.В. Методика преподавания географии: Учеб. пособие для геогр. Специальностей пед. ин-тов. – М.: Просвещение. – 368 с.

4. Даринский А.В. Урок географии в среденей школе. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

5. Душина И.В., Понурова Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. – М.: Московский лицей, 1996. – 192 с.

6. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.

7. Методика обучения географии в средней школе / Под ред. Бибик А.Е. – М.: Просвещение, 1975. – 384 с.

8. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по геогр. спец / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

9. Методика обучения географии в среденй школе: Пособие для учителя / Под ред. И.С. Матрусова. – М.: Просвещение. – 1985, 256 с.

10. Методика преподавания региональной географи в школе: Учебное пособие для учителей географи и студенотов географ. Спец. Вісш. Пед.. учеб. Заведений / Под ред. М.А. Никоновой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 188 с.

11. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – 89 с.
^

Приложение А



ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ГЕОГРАФИИ "АВСТРАЛИЯ". 7-Й КЛАСС

Цели:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету

  2. Повторить изученный материал и обобщить его.

  3. Формировать умение выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.

Знать: Изученный материал по теме: «Австралия».

Уметь: Показать на карте объекты и уметь объяснить причинно-следственные связи.

Учебно-педагогические задачи: Закрепить знания учащихся об Австралия, оценивая их на основании заработанных баллов. Оценить уровень знаний по теме «Австралия» по истории освоения и исследования материка, представителей флоры и фауны, рельеф и климат материка. Развивать интерес к знаниям.

Воспитательные задачи: Формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память, развитие умений систематизировать учебный материал. Развивать интерес к предмету география.

Оборудование: Физическая карта, карточки с вопросами.

Подготовительный этап.

Класс разделяется на 4 команды. Выбирается жюри из числа администрации и других учителей.

План урока

  1. Вступление

  2. Представление команд

  3. Сообщение правил игры

  4. Основные соревнования

  5. Подведение итогов

  6. Заключение

Сегодня я проведу внеклассное мероприятие по теме «Австралия». Австралия самый маленький по площади, самый сухой и малонаселенный материк нашей планеты. Здесь много необычного для нас. При движении на север становится жарче, а на юг холоднее, здесь особенно много растений и животных, которых нельзя встретить на других континентах. Австралия находиться целиком на южном полушарии, столица Австралии г. Камбера.

Сегодня я проведу внеклассное мероприятие по теме «Австралия»

Игра «Самый умный».

Есть два разряда путешествий: один – пускаться в даль, другой – сидеть себе на месте, листать обратно календарь. Итак, я представляю участников игры:

  1. Команда «Путешественники»

  2. Команда «Исследователи»

  3. Команда «Юные географы»

  4. Команда «Всезнайки»

  5. Команда «Австралийцы»

Наш девиз: «Эй, товарищ не ленись, отвечать поторопись»

Объясняю правило: Я задаю вопрос по цепочке, ответ правильный, команда зарабатывает 1 балл, если нет ответа, то переход хода по часовой стрелке.

А сейчас мы выбираем жюри, и в конце игры оно подведет итоги и выберет «Самого умного».

Начинаем игру: I этап состоит из 8 туров.

1 тур

  1. Самый маленький материк на Земле (Африка, Австралия, Америка)

  2. Коренные жители Австралии (индусы, аборигены, корейцы)

  3. Исследователь Австралии (Марко Поло, Афанасий Никитин, Абель Тасман)

  4. Животное, которое выводит детенышей из яиц (утконос, верблюд, медведь)

  5. Что такое крики (временное пересыхание рек, вопли, игра)

2 тур

  1. Природная зона Австралии (саванны, арктические, антарктические пустыни)

  2. Название этого животного переводиться как «не пить» (коала, опоссум, койот)

  3. Австралию омывает с юга океан (Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан)

  4. Что такое скреб? (заросли сухих кустарников, птица, музыкальный инструмент)

  5. Какие змеи живут на материке? (ядовитые)

3 тур

  1. Типичное австралийское животное, переводиться как «не понимаю» (тукан, кенгуру, вискашка)

  2. Какое государство занимает весь материк?

  3. Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или восточного побережья материка?

  4. Какие пустыни есть на материке? (пустыня Гипсона, Виктория, Большая песчаная пустыня)

4 тур

  1. Как называют оружие аборигенов? (бумеранг, автомат Калашникова, арбалет)

  2. Где находиться зона тропических и полутропических пустынь? (центральная или западная часть материка)

  3. Что такое вамбат? (животное, похожее на сурков; растение, национальность)

  4. Покажите на карте где находится экваториальные и субэкваториальные тропические леса? (восток, север материка)

  5. Найдите на карте страну Папуа-Новая Гвинея, расскажите о ней.

5 тур

  1. В чем особенности растительного и животного мира?

  2. Перечислите внутренние воды материка? (река Мурей, Дарлин, озера Эйр, Торинс, Герднер)

  3. Рельеф материка

  4. Самая высокая вершина Большого Водораздельного хребта г. Косцюшко имеет высоту (2 т.м, 5 т.м, 7 т.м)

  5. Из каких островов состоит Новая Зеландия? (остров Южный, Северный, Гренландия)

6 тур

  1. Какой остров Тасмания или Новая Зеландия находится южнее Австралии?

  2. Климат материка

  3. Столица Австралии (Камбера, Оттава, Анкара)

  4. Чем знаменит архипелаг Палау?

  5. Вдоль восточных берегов Австралии протекает Восточно-Австралийское течение оно теплое или холодное?

7 тур

  1. С каким из природных феноменов связан остров Южный в Новой Зеландии.

  2. Какие животных изображены на гербе Австралии? (страус, кенгуру)

  3. С именем какого русского путешественника связана Новая Гвинея? (Миклухо-Маклай, Дежнев, Белингаус)

  4. Что такое казуарины? (род деревьев, кустраников)

  5. Знаменитый художник аборигенов? (Наатжира, Брюллов, Малевич)

8 тур

  1. Полезные ископаемые Австралии

  2. Что такое Океания?

  3. Особенности природы Океании?

  4. Коренные жители островов

  5. Площадь Океании?

  6. Какая птица запечатлена на монетах Австралии? (лирохвост, белый медведь, заяц русак)

II этап «Вопрос ответ» 

I Команда

Что вы знаете о Большом Барьерном рифе?

Большой Барьерный риф – это подводное царство рыб и растений расположен на востоке материка. Сотни различных видов кораллов, отмирая, создали это чудо природы. Риф протянулся две тысячи метров и состоит из огромного количества отдельных коралловых островков, находящихся на разных стадиях своего развития. Ширины рифа около 3 тысяч метров, обитает около тысячи различных видов рыб, различный моллюски, черви, губки, меняющие свой цвет от ярко голубого до желто-сиреневого. Гигантский морской дьявол достигает больших размеров и весит до 2 тонн. Основным врагом кораллов является морская звезда, которая вырабатывает пищеварительный сок, убивающий коралловые полипы.

II Команда

С каким из природных феноменов связан Остров Южный?

Это чудо света называется Мильфорд Саунд. Природа устроена так, что в этом форде удивительное сочетание пресной и соленой морской воды. Самый верхний слой пресный, затем идет слой соленой воды, которая поступает из океана и самый глубокий слой состоит из неподвижной воды. Животный мир также рассредоточен по слоям в зависимости от изменения солености воды?

III Команда

С именем какого русского путешественника связана Новая Гвинея?

Новая Гвинея и в целом весь Малайский архипелаг для жителей России был открыт в 1871 году русским путешественником Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем. Он проводил здесь свои исследования и собрал убедительные доказательства, что папуасы Новой Гвинеи, которых он изучал, живя с ними вместе – такие же люди как и мы с вами.

IV Команда

Чем знаменит архипелаг Палау?

Один из крупных островов Микронезии расположен в Тихом океане между Австралией и Японией носит название Палау. Более семисот видов рыб, 1500 беспозвоночных обитает в водах, омывающих архипелаг. Палау известен как лучший в мире район для подводного плавания. Акулы, барракуды, морские черепахи, рыбы попугаи находятся здесь как в гигантском подводном ресторане, охотясь на более мелких обитателей глубины.

V Команда

Чем уникален животный мир Австралии?

Растительный и животный мир Австралии уникален и достаточно разнообразен, там живут такие животные, которых нет на других континентах, например, энеминиками, типичные растения _ эвкалипт их высота 100 метров, также там растет травяное и бутылочное дерево. Здесь обитает более ста сумчатых животных, уникальные, яйцекладущие – утконос и ехидна, всем известный медвежонок коала, питающийся листьями одного сорта эвкалипта.

III этап «Ромашка»

Капитаны команд срывают лепестки ромашки, на которых написаны вопросы.

Игра Ромашка 

  1. Эта птица считается символом семейного счастья, пользуется особой заботой, она является надежным защитником полей от вредителей и стоит под особой охраной (Аист)

  2. У этих крупных животных все родившиеся детеныши величиной с грецкий орех, достигает высотой в зрелом возрасте до трех метров. Появившись на свет, он цепляясь короткими лапами за шерсть, пробирается в сумку матери, где его вынашивает длительное время. (Кенгуру)

  3. Это дерево выращивают в тропическом поясе материка, плоды с размером в человеческую голову с сочной питательной мякотью, лишенной семян, растут на стволах или на толстых ветках. (Кокос)

  4. Это странное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Откладывает яйца, но детенышей вскармливает молоком. (Утконос)

  5. Австралийский ленивец. (Коала)

  6. Корни таких деревьев уходят на тридцать метров в землю и как мощные насосы выкачивают из неё влагу. (Эвкалипт)

  7. Дерево с безлистными нитевидными ветками, нет на других континентах. (Казуарины)

IV этап

Команды получают лепестки, где написаны слова, определение которых необходимо дописать и отдать в жюри. 

Кто такой, что такое?

  • Тукан …

  • Пигмеи …

  • Кенгуру …

  • Какаду …

  • Самый маленький крокодил …

  • Любимец австралийских детей …

  • 100 метровое дерево в Австралии …

  • Чьей колонией была Австралии …

  • Самое большое озеро в Австралии …

  • Самая маленькая птица на Земле …

  • Восточная часть материка, омывается самым большим океаном Земли …

  • Держу пари, что в Австралии на севере теплее, чем на юге …

V этап

Найди ошибку:

  • Озера: Эйр, Титикака, Чад

  • Реки: Мурей, Дарлинг, Нил

  • Животный мир: страус Эму, лирохвост, пингвины

  • Растительный мир: эвкалипт, бутылочное дерево, липа

  • Горы: Памир, Кавказ, Джая

  • Коренные жители: адыги, пигмеи, папуасы.

Слово жюри для подведения итогов игры.

Вот мы и закончили самое длинное путешествие по Австралии. Обратили внимание на разнообразие природы, а также на представителей флоры и фауны. Мы познакомились с новыми терминами скрэб, крики и т.д.

Усвоили для себя несколько правил:

  1. Больше читать.

  2. Учиться правильно писать.

  3. Учиться красиво говорить.

  4. Уметь разбираться в картах.

  5. Уметь одеваться в соответствие с климатическими условиями материка, на котором вы окажитесь

  6. Красота спасет мир, а улыбка покорит его.

И в заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир географии огромен, Стремитесь вы его познать!


Скачать файл (208 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации