Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклады - Основы теории коммуникации - файл Индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.doc


Доклады - Основы теории коммуникации
скачать (123.3 kb.)

Доступные файлы (6):

Индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.doc57kb.23.11.2010 17:43скачать
Информационное общество как постиндустриализм. Концепция Белла.docx26kb.20.01.2011 23:44скачать
Коммуникативная компетентность личности.docx23kb.04.12.2010 22:46скачать
Невербальная коммуникация доклад.docx19kb.10.12.2010 22:23скачать
Теория информационного общества М.Кастельса.docx32kb.23.11.2010 17:44скачать
Энгельс.docx23kb.02.12.2010 22:54скачать

содержание

Индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.doc

Индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации.
Социальная коммуникация – это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

  • процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

  • механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).


Коммуникационная культура определяется господ­ствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, это и есть род социальной коммуникации. Различаются следую­щие уровни развития социальной коммуникации: словесность — книжность — мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукопис­ная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактур­ное книгопечатание), индустриальное неокультурное (ма­шинная полиграфия).

В своем реферате я расскажу об индустриальной неокультурной книжности и мультимедийности.
^ Индустриальная неокультурная книжность

(XIX ― I пол. XX вв)
Предпосылками для перехода в индустриальную неокультурную книжность стали следующие явления:

1) благодаря индустриализации материального произ­водства, резко увеличиваются производственные мощности и производительность труда; (увеличение производительности труда)

2) происходит становление наций — многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации; (становление наций)

3) возрастает образованность и просвещенность город­ского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания, информацию. (просвещение, спрос на информацию)
^ Характерные особенности индустриальной книжной культуры:


  1. Промышленная революция в полиграфии, произошедшая в первой половине XIX века. 1803 г. - Фридрих Кёниг изобретает первую печатную машину (не станка, а именно машины!). За этим изобретением следует целая серия нововведений и бурное развитие полиграфического машиностроения.

Параллельно шло техническое перевооружение бумаго­делательного производства. ^ В 1799 г. француз Луи Робер построил первую бумагоделательную машину; в 60-е гг. научились делать качественную бумагу из древесины, что значительно удешевило производство и расширило его масш­табы. Появилась еще одна отрасль промышленности — цел­люлозно-бумажная.

Таким образом в первой половине XIX века сложились материально-технические возможности для интенсифи­кации книжного производства. Стремительно возрастает и выпуск книг.
2. Мощности машинного полиграфического и бумажно­го производства позволяют, наряду с расширением книго­издания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Происходит выделение из книжного коммуникационного ка­нала прессы — нового, нетрадиционного коммуникацион­ного канала. Пресса — первый из каналов массовой комму­никации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение. На базе вновь открытого канала быс­тро формируется новый социально-коммуникационный институт — институт журналистики.

Если в Средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующи­ми общественное мнение, стали не проповедники и орато­ры, а редакции газет и журналов. Читающая публика более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; отсюда — ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации.

Журнал — более поздний вид периодического издания, чем газета. Первым журналом считается французский «Журнал ученых» (1665 г.), представлявший собой сбор­ник рефератов книг и далекий от современных представле­ний о журнале как виде издания.

Таким образом, книжная культура пе­рестает быть чисто «книжной», а превращается в книжно-газетно-журнальную культуру, где газеты и журналы служат для массового распространения наиболее важных и актуальных культурных смыслов.
3. ^ Рост урбанизации, резко ускорившийся во второй половине XIX века.

Связи с этим ушли патриар­хальные обычаи, нарядные гуляния, религиозны­е праздники. Им взамен приходят новые средства консолидации общества и социальной коммуникации: пресса, иллюстрированные газеты и журналы, а и начале XX века — кинематограф. Эти средства способ­ствовали росту просвещенности населения, но вместе с тем приводили к упрощению, массовости и стандарти­зации духовных потребностей. Так возникли массовые аудитории — прямое следствие урбанизации.
4. Вторая половина XIX века — время второй технической революции в сфере социальной коммуникации.

Телеграф. В истории развития телеграфа фигурируют такие имена, как Клод Шапп (оптический телеграф), русский ученый П. Л. Шиллинг (электронный телеграф), американский изобретатель Самуэл Морзе, русский электротехник Б. С. Якоби и французский изобретатель Жан Бодо. В 1877 г. Бодо ввел в экс­плуатацию буквопечатающий телеграфный аппарат с кла­виатурой пишущей машинки, который использовался во всем мире до середины XX века.

Фотография представляет собой не только техни­ческий, но и художественный канал, недаром, одним из «отцов» фотографии был французский художник Луи Жак Дагер. В 1839 г. Дагер совместно с хи­миком Жозефом Ньепсом продемонстрировал первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию, где светочувствительным веществом служило соеди­нение серебра и йода. Первоначально дагеротипия развивалась в традици­онных живописных жанрах: первым дагеротипом был на­тюрморт, затем обрел популярность пейзаж, наконец, — портрет. Цветные фотоизображения были получены в конце 60-х годов. Фотография, — признают искусствоведы, ― оказывает в течение последних 150 лет существенное влияние на все пластические искусства: иногда в форме заимствования, иногда в форме противопоставления и отталкивания.

Телефон разрешил проблему дистанционного обме­на речевыми сообщениями. В 1876 г. патент на изобрете­ние телефона получил американец Александр Белл .

Звукозапись впервые была

Радио. Русский физик А. С. По­пов построил приемник электромагнитных волн и продемонстрировал его 7 мая 1895 г., В 1901 г. Попов достиг дальности радиосвязи около 150 км.

Кинематограф как вид искусства и средство мас­совой коммуникации ведет свою историю с 1895 г. Авторами изобретения считаются Луи Жан Люмьер (1864―1948) и его брат и помощник Огюст Люмьер (1862―1954).

  • Телевизионного вещания и компьютерной телекоммуникации начали свое развитие в 50-х гг. Началась подготовка к переходу к мультимедийной коммуникационной культуре на основе электронной коммуникации.


5. Демократизация литературного языка, сбли­жение его с народным разговорным языком и формиро­вание на этой основе национального языка, становяще­гося нормой речевого обращения.
6. Формирование национальных библиотек и национальной библиографии. Национальные библиотеки — крупнейшие книгохранилища страны, осуществляющие исчерпывающий сбор и вечное хранение отечественных произведений письменности и печати; та­ким образом они символизируют достижения националь­ной культуры.
7. Формирование массовой культуры, то есть легко доступная, приобретаемая, тиражируемая, ориентированная на обывательские интересы, утратившая нравственный, эстетический, познавательный потенциал подлинных культурных ценностей.
9. Средства массовой коммуникации проявили себя как мощное орудие управления людьми: реклама, пропа­ганда, паблик рилейшенз, информационные технологии стали предметом профессиональных занятий. Более того, эти средства стали оружием информационных войн.
10. XIX и XX века — время появления социальных при­кладных дисциплин, предметом которых стали различные коммуникационные явления. В их числе: палеография, инкунабул сведение, книговедение, библиографоведение, библиотековедение, киноведение, теория массовой ком­муникации, теория журналистики.
^ 5.6. Мультимедийная коммуникационная культура

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место муль­тимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Важно отметить, что новые коммуникацион­ные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее.

Характеристики мультимедийности:

1. Технико-технологические показатели: всеобщая компьютеризация, распространение и доступность персо­нальных компьютеров и сверхмощных ЭВМ; удобный и простой человеко-машинный интерфейс, использующий несколько органов чувств человека; мобильные и пер­сональные средства связи; глобальная коммуникация с использованием спутников, лазеров, волоконно-оптичес­ких кабелей. Короче, информационное общество должно опираться на мощную мультимедийную телевизионно-компьютерную коммуникационную систему.

2. Социально-экономические показатели: превраще­ние социальной информации, т. е. общественного знания, в ключевой экономический ресурс, решающий фактор интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, ускорения научно-технического прогресса; информационные технологии, продукты и услуги становятся основным товаром рыночной экономики; кон­центрация в информационном секторе экономики до 80% трудоспособного населения; модернизация старых и по­явление новых информационных профессий умственно­го труда; практика выполнения большей части трудовых функций в домашних условиях благодаря телекоммуни­кации; демассовизация народного образования, досуга и быта людей. Короче, сплошная информатизация обще­ственного производства и повседневной жизни.

3. Политические показатели: демократизация социальных коммуникаций, гласность и открытость обществен­ной жизни, гарантированная свобода слова, собраний. Ко­роче, либерально-демократический политический строй.

4. Интеллектуальные показатели: активное использо­вание постоянно растущего культурного наследия, рас­цвет науки, образования, искусства, религиозных конфес­сий и соответствующих миди- и макрокоммуникаций; развитие национального интеллекта и всемирного универ­сума знаний; прогрессирующее духовное развитие лично­сти, переход от материально-потребительских ценностных ориентации к познавательным и этико-эстетическим ориентациям; развитие микрокоммуникации и творческих, культуросозидательных способностей индивидов; станов­ление «хомо информатикус» или «хомо интеллигенс». Короче, всестороннее развитие социального и личного ин­теллекта.

Обобщая названные показатели, получаем следующую дефиницию информационного общества:

^ Информационное общество — интеллектуально раз­витое либерально-демократическое общество, достигшее сплошной информатизации общественного производства и повседневной жизни людей благодаря мощной телевизионно-компьютерной базе.


Скачать файл (123.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации