Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Понятие и сущность связей с общественностью - файл 1.doc


Понятие и сущность связей с общественностью
скачать (135.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc136kb.12.12.2011 23:29скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Кафедра Экономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант №1
Тема: «Понятие и сущность связей с общественностью. Их место и значение для совершенствования антикризисного управления»



Содержание


Введение
Для эффективной работы любого предприятия, а так же для эффективного удовлетворения его продукцией потребностей заказчика, это предприятие должно быть всегда в курсе о том, какого мнения о его деятельности целевая аудитория. Также для определения опасных зон, проблем, уязвимых мест предприятия необходимо иметь специальный план на случай кризиса и научить руководящий состав поведению в кризисной ситуации. Этим занимаются службы PR, определяющие корпоративную политику компании, и ее стратегию на основе учета всего спектра внешних и внутренних воздействий.

Как следствие, возникает необходимость в установлении связей с общественностью. Таким образом, связи с общественностью являются важным и неотъемлемым элементом процессов коммуникации на рынке, где работает предприятие. Это обуславливает актуальность рассмотрения тем, связанных с проблематикой связей с общественностью.

Целью первого раздела данной работы является рассмотрение понятия и сущности использования связей с общественностью. Эта цель определяет выполнение следующих задач:

  • определение понятия связей с общественностью;

  • рассмотрение общих принципов установления и поддержания связей с общественностью;

  • рассмотрение общих правил коммуникационной политики;

  • предоставление практического примера применения PR.

    Целью второго раздела работы является анализ места и значения связей с общественностью для совершенствования антикризисного управления. Здесь будут определены следующие задачи:

  • основные причины возникновения кризисных ситуаций;

  • участие специалистов по связям с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций;

  • особенности связей с общественностью в кризисных ситуациях.

Объектом проводимого в данной работе исследования являются связи с общественностью, а предметом – их понятие, сущность, место и значения для совершенствования антикризисного управления.

^ 1. Определение понятия и сущности связей с общественностью.

1.1 Определение PR.
Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в феврале 1948 года, принял следующее определение PR:

PR – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью (работники, партнеры и потребители).

Но за последние 60 лет появилось множество самых разных толкований этого понятия. Вот, например, по мнению известного ученого Сэма Блэка, высказанному в книге «Паблик рилейшнз. Что это такое?», «лучшим из ныне существующих определений является мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций PR выступили в Мехико 11 августа 1978 года:

«PR – это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организации и общественности»».

Сам же Сэм Блэк предпочитает следующее определение: «Паблик рилейшнз» - искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

Ресурс Википедия (Свободная энциклопедия) предлагает следующую формулировку:

Связи с общественностью — технологии создания и внедрения образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.

Популярная экономическая энциклопедия приводит достаточно краткое и емкое определения понятия «Паблик рилейшнз»:

Паблик - рилейшенз — система некоммерческих связей с общественными организациями, воздействия на общественное мнение через средства массовой информации. Применяется фирмами в целях повышения их популярности, известности.

Приведенные определения характеризуют термин «Паблик рилейшнз» с различных точек зрения. Для лучшего его понимания необходимо рассмотреть общие принципы установления и поддержания связей с общественностью, основные правила и методы реализации коммуникационной политики фирмы.
1.2 Сущность PR.
Цель PR – установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

Современная концепция связи с общественностью представляет PR как специализированную управленческую деятельность, в основе которой лежат принципы сотрудничества, взаимодействия, согласования интересов. Предметное поле PR составляют два основных понятия - управление и коммуникации. Управление в PR имеет определенную специфику:

1. PR использует управление, основанное не на воздействии, а на взаимодействии, механизмом которого является согласование интересов. Основными технологиями управления служат технологии, обеспечивающие двусторонние коммуникации: встречи, дискуссии, собрания, круглые столы и т.д., или создающие основу таких коммуникаций: исследования общественного мнения, анализ прессы и т.д.

2. Важная особенность PR состоит в том, что эта деятельность осуществляется через специализированные структуры, которые занимают место посредника между организацией и общественностью. Эта роль свойственна только PR-службам и неприменима к другим управленческим механизмам, к другой профессиональной деятельности - журналистике, социологии, политике, психологии и т.д. Службу PR можно назвать специализированным посредническим институтом управления.

3. В процессе PR-взаимодействия субъект и объект нередко меняются местами. Взаимодействие с общественностью оказывает существенное влияние на деятельность организации, а общественность, в свою очередь, получает возможность расширить свои знания, изменить свое мнение и поведение относительно организации. Происходят процессы взаимного воздействия друг на друга организации и общественности и, как следствие, их взаимные изменения.

В центре PR-деятельности находятся коммуникации особого рода - сознательно планируемые и управляемые, ориентированные на создание и сохранение позитивных взаимоотношений между организацией и общественностью.

Объект этих коммуникаций - общественность в целом или ее сегмент. PR-коммуникации ведутся в системе “организация-среда”. Их задача - создание и поддержание взаимодействия. Результат - преобразование субъекта и объекта взаимодействия. Их область - внутри и вне организации, там, где присутствуют интересы организации. Их цель - достижение взаимопонимания, поддержки, согласование интересов.

Важнейшая сущностная особенность PR заключается в том, что это стратегическая дисциплина. Разумеется, ее акции и программы приносят реальные результаты, но суть PR-деятельности - в постоянных планомерных усилиях по установлению доверительных отношений, расширению влияния, росту репутации, предотвращению конфликтов.

1.3 Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью.
Общие принципы установления и поддержания связей с общественностью остаются неизменными для всех ее категорий, видов коммуникаций и средств распространения информации: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность. Эти принципы закладывают основу эффективного взаимодействия компании с собственным персоналом, потребителями ее продукции (работ, услуг), поставщика сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, акционерами, кредиторами, торговыми посредниками, финансовыми структурами, страховщиками, контролирующими органами, местной администрацией, населением, конкурентами и другими категориями общественности.

Планомерность в работе по осуществлению связей с общественностью предполагает прогнозирование тенденций изменения общественного мнения, долгосрочное оперативное планирование различных экономических мероприятий и программ по развитию коммуникаций.

Комплексность в осуществлении связей с общественностью означает прежде всего учет интересов всех категорий и групп общественности при разработке и реализации основных PR - мероприятий.

Оперативность при осуществлении связей с общественностью требует от специалистов соответствующих внутрифирменных служб достаточно быстрой реакции на изменения общественного мнения, связанные с деятельностью компании для уменьшения вероятности возникновения негативных последствий.

Непрерывность в работе по осуществлению связей с общественностью требует обеспечения постоянного воздействия на конкретных потребителей информации и общественное мнение в целом. В частности это проведение периодических PR – мероприятий.

Объективность - это умение специалистов соответствующих внутрифирменных служб проводить непредвзятый анализ поступающих сведений за счет использования достоверной и полной информации.

Очень важным моментом в деятельности по установлению и поддержанию связей с общественностью является использование только законных способов получения, обработки и распространения информации. Законность должна соблюдаться также при работе со сведениями, содержащими государственную и коммерческую тайну, охраняемую интеллектуальную собственность и т.п.

Все, занимающиеся PR, независимо от их узкой специализации, должны усвоить базовые знания и опыт владения методами и средствами, соблюдать определенные правила и нормы профессионального поведения.

Институт общественных отношений разработал прецедентное право профессионального поведения и в 1962 году принял официальный кодекс. Международная Ассоциация общественных отношений (The International Public Relations Association - IPRA) приняла кодекс профессионального поведения, собственные кодексы приняли и большинство национальных ассоциаций. Строгое следование соответствующему кодексу профессионального поведения будет в значительной степени способствовать утверждению PR как профессии и поможет сохранить высокое качество работы [8, с. 34-37].

Право каждого убеждать окружающих при условии, что средства честны и законны – это основное условие демократии, но в области PR оно является основным способом деятельности. Все, занятые в PR, должны неизменно сохранять чувство ответственности, поскольку их деятельность воздействует на сознание людей и влияет на жизнь общества.

1.4 Конкретный случай использования PR.
Лучший способ понять и оценить роль PR — это рассмотреть конкретный случай. Приведем ниже пример, который проиллюстрирует широкие возможности использования PR па практике. Выдающимся случаем успешного использования PR было дело, названное "Глупость Рокфеллера". Такое название в начале тридцатых годов получил смелый проект, затеянный Джоном Д. Рокфеллером - младшим в самом центре Нью-Йорка. Это был один из первых проектов городской реконструкции, предпринятый во время Великой депрессии, вызвавший бурю критики со стороны архитекторов и городских полировщиков. Они утверждали, что проект был бездарным с точки зрения архитектуры и не мог принести пользы городу. Рокфеллер помалкивал о том, что он уже арендовал дюжину акров на Пятой Авеню (между 48-й и 51-й улицами) от имени группы, планирующей постройку нового здания Метрополитен-Опера, и когда другие участники группы после кризиса 1929 года отошли в сторону, он остался с огромными долгами. Невзирая на критику, Рокфеллер продолжал осуществление своих планов по модернизации городской застройки, что должно было стать новым словом в городском планировании. Он лично следил за строительными работами. Однажды, когда он наблюдал за работой тяжелого экскаватора, роющего котлован, его тронул за плечо сторож и попросил отойти в сторону. Рокфеллер посторонился, но этот случай навел его на мысль пробить окна в высоком деревянном заборе, окружавшем строительную площадку для того, чтобы любой прохожий мог наблюдать за работами по сооружению Центра. Идея оказалась настолько удачной, что отдел PR Центра создал Клуб прохожих наблюдателей, напечатал его членские билеты и раздал их всем, кто останавливался поглазеть на стройку. Оценивая всю ситуацию в целом, можно сказать, что Центр Рокфеллера начался плохо, но сегодня, более 50 лет спустя, об этом уже давно забыли, а Центр, дополненный новыми строениями, добился настоящего финансового успеха и стал Меккой для туристов. Каждый день сюда приходят более 200 тысяч сотрудников и посетителей, которые наслаждаются его садами, отдыхают на скамейках, наблюдают за конькобежцами на открытом катке и вообще ведут себя как дома. Многие ньюйоркцы полагают, что площадь является городской собственностью, в то время как это — частная улица.
^ 2. Место и значение связей с общественностью для совершенствования антикризисного управления.

2.1 Роль связей с общественностью в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций.
Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки конкурентов или конфликт в собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность руководства компании – вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии или в организации.

Также главная причина большинства кризисов – нарушение безопасных условий функционирования предприятий и организаций. Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности. Для этого создаются внутрифирменные отделы по связям с общественностью или привлекаются независимые службы PR, определяющие корпоративную политику компании, занимающиеся прогнозированием возможных угроз и определением слабых сторон предприятия.

Технологии антикризисного PR применяются с целью предотвращения слухов, ложной или негативной информации. Если в СМИ появились сведения, что фирма ускоренно сворачивает деятельность в регионе, без коррекции и управления информацией у фирмы могут появиться проблемы, например, при получении новых заказов и, возможно, в течение длительного времени. Или, допустим, в прессе появилась статья о том, что руководитель фирмы якобы причислен к мафиозным структурам. Предположим, что уже в следующем номере выйдет опровержение, но информация прошла, "инерция мышления" создала общее негативное мнение. Разрешением и предотвращением такого рода ситуаций занимаются специалисты антикризисного PR, т. е. управляющие кризисными ситуациями.

Специалистам внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение фирм – конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый уровень безопасности собственного предприятия.

Внутрифирменные службы по связям с общественностью вместе с другими подразделениями компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого ущерба должен разрабатываться и реализовываться конкретный план информационного обеспечения и взаимодействия с различными группами общественности.

Вероятность возникновения кризисных ситуаций в деятельности той или иной компании существенным образом зависит от сферы ее деятельности, квалификации ведущих менеджеров, уровня конкуренции в отрасли и множества других обстоятельств. Вид кризиса, характер и тяжесть его последствий также определяется большим количеством одновременно действующих факторов внутренней и внешней среды функционирования компании.

Подготовка к преодолению кризиса должна начинаться задолго до его наступления. Специалисты компании (в том числе сотрудники внутрифирменной службы по связям с общественностью) должны выявлять и анализировать наиболее уязвимые стороны предприятия или организации, а также исследовать возможные угрозы, исходящие из внешней и внутренней среды функционирования компании.

Результатом подобной аналитической работы могут быть специально подготавливаемые для руководства компании документы, содержащие оценку таких характеристик, как:

  • вероятность наступления кризиса;

  • тип кризиса;

  • предполагаемое время наступления кризиса;

  • характер и размер негативных последствий, их влияние на экономику компании и ее конкурентный статус;

  • возможная реакция на кризисную ситуацию в компании со стороны различных категорий ее общественности (собственный персонал, акционеры, кредиторы, местная общественность, конкуренты и др.).

Для преодоления кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях целесообразно разрабатывать список возможных аварий, ранжированный по вероятности их возникновения и тяжести возможных последствий. С учетом перспектив развития взаимоотношений компании с различными категориями своей общественности такой же список целесообразно составлять и для других потенциально опасных кризисных ситуаций.

Специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью наравне со специалистами других структурных подразделений должны квалифицированно оценивать возможности компании по преодолению кризисных ситуаций – возможности как самостоятельного выхода из кризиса, так и использование компанией внешней помощи со стороны различных категорий ее общественности.

Необходимо разрабатывать стратегии выхода из кризисных ситуаций различного характера с четким определением источников их финансового, материально – технического, информационного, кадрового и правового обеспечения. Указанные стратегии целесообразно объединять в комплексный план мероприятий по преодолению кризиса, оформленный в виде специального документа, утверждаемого руководством компании.

Наряду с упомянутым планом на предприятиях и в организациях должна быть предусмотрена комплексная система мер по выходу из кризиса, значительное место в которой должно отводиться правильной организации информационных взаимосвязей компании с различными категориями ее общественности.

Работники внутрифирменной службы по связям с общественностью должны обеспечивать своевременную (а в отдельных случаях – немедленную) реакцию компании на возникновение кризисной ситуации. При этом, подготовленное и опубликованное заявление по факту возникновения кризиса должно периодически дополняться предоставлением работникам СМИ новых данных в ходе развития кризисной ситуации в том или ином направлении.
2.2 Значение связей с общественностью в кризисных ситуациях. Пример антикризисного PR.
В комплексной системе мероприятий по преодолению той или иной кризисной ситуации, возникающей на предприятии или в организации, вопросам установления и поддержки связей с общественностью всегда отводится важное место. Работа соответствующих внутрифирменных служб накладывают существенный отпечаток как на проявления самого кризиса, так и на его восприятие различными категориями общественности данной компании.

Эффективное информационное взаимодействие с доброжелательно настроенными категориями общественности (прежде всего, собственным персоналом и партнерами по бизнесу) может существенно ослабить негативные последствия кризиса, обеспечить быстрое его преодоление и восстановление доверия к предприятию и организации со стороны других категорий общественности (кредиторов, потребителей, местных органов власти и др.)

Замалчивание событий, происходящих в результате возникновения кризисных ситуаций, предоставление неполной или достоверной информации, отказ комментировать происходящее или вступать в контакты с представителями печатных и электронных СМИ - могут нанести компании непоправимый ущерб, превосходящий по размерам в отдельных случаях ущерб от самого кризиса, надолго подорвать доверие к предприятию или организации со стороны партнеров по бизнесу и потребителей продукции, снизить их деловую репутацию, отрицательно повлиять на сформированный ранее имидж компании.

Во избежание конфликтных ситуаций, усугубляющих последствия кризиса, руководители внутрифирменных служб по связям с общественностью должны обеспечивать передачу только проверенных сведений, точность и достоверность которых не может вызвать сомнений у представителей СМИ. В случае необходимости следует продумать возможность передачи заинтересованным категориям общественности определенной технической информации по вопросам развития и преодоления кризисной ситуации.

В отдельных случаях для менее болезненного выхода из кризисной ситуации компания может использовать информационную поддержку других предприятий и организаций, местной общественности, известных деятелей политики, культуры, бизнеса и т.п. При этом руководителям компании следует иметь в виду, что скорейшей ликвидации последствий кризиса с минимальными затратами весьма заинтересованы собственные сотрудники, чьи интересы тесно переплетены с интересами компании. Это обстоятельство должно учитываться при организации информационных взаимосвязей с трудовым коллективом предприятия или организации в условиях кризиса.

Для успешного преодоления кризисной ситуации очень важна согласованная политика руководителей пресс – службы, ее ведущих специалистов и руководства компании в целом по установлению и поддержанию информационных взаимосвязей с различными категориями общественности.

Особое внимание при установлении и поддержании связей с общественностью в условиях кризиса должно быть уделено пострадавшим, их родным и близким. Проявление искренности, доброжелательности и сочувствия со стороны работников внутрифирменной службы по связям с общественностью весьма положительно влияет на имидж компании в целом и ее оценку различными категориями общественности. Чтобы понять смысл сказанного приведем пример антикризисного PR на примере российской авиакомпании «Сибирь».

Для авиакомпаний антикризисный PR имеет особое значение. Связано это с тем, что практически каждая кризисная ситуация для авиакомпании связана с человеческими жертвами, причем в огромных масштабах. Для компании важно как спасти свою репутацию, так и выглядеть в глазах общественности честной, справедливой, сочувствующей горю людей.

9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска потерпел крушение самолет авиакомпании «Сибирь». Самолет выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолета находилось 204 человека (193 пассажира, 8 членов экипажа и 3 человека, которые не были внесены в списки), из них погибло 122 человека.

Сразу же после этого на сайте www.avia.ru появилось официальное заявление компании, в котором представители компании «Сибирь» выразили свои глубокие соболезнования родным и близким погибших рейса Москва-Иркутск. Также в пресс-релизе было указано, что «руководство ОАО "Авиакомпания "Сибирь" оказывает и готово впредь оказывать всяческую поддержку и содействие авиационным властям и другим компетентным органам Российской Федерации в расследовании происшествия». Руководители авиакомпании вылетели в день авиакатастрофы в Иркутск вместе с членами правительственной комиссии во главе с министром транспорта И. Левитиным. «Представители авиакомпании работают в оперативных штабах в Иркутске и в Москве»1.

Можно отметить следующие положительные стороны поведения компании «Сибирь». Компания выпустила пресс-релиз сразу, без промедлений, обеспечила СМИ четкими, честными сведениями в первые моменты. Важно сказать и том, что данная трагедия связана в первую очередь с человеческими жертвами и «отмалчиваться» в таких ситуациях или приводить какие-то рассуждения просто неприемлемо. Важно также и то, что президент компании вылетел на место трагедии и был открыт для прессы. Компания выразила сочувствие и соболезнования семьям погибших.

Отметим, что на этот момент проходил самый пик ребрендинга компании, авиакомпания «Сибирь» превратилась в S7 Airlines(катастрофа, произошедшая 24 августа 2004 года повлияла на продажу билетов). И вот новый удар – авиакатастрофа А310 в аэропорту Иркутска, а вслед за этим поступила информация о технических неполадках еще на двух рейсах «Сибири». Интересно отметить такой факт, что все упоминания о компании после авиакатастрофы в Иркутске «шли на старый бренд – “Сибирь”»2. .Компания тут же отказалась от идеи перекрашивать самолеты в новые фирменные цвета. По всей видимости, компания «Сибирь» намеренно не упоминала название S7 в СМИ. Делалось это для того, чтобы отвести репутационные потери от нового бренда S7 и не укоренить в сознании людей связь между данным брендом и очередной авиакатастрофой.

В целом, антикризисную кампанию, проведенную «Сибирью» можно считать успешной. На данный момент процент пассажироперевозок увеличился. После произошедших событий «Сибирь» снизила цены на билеты и до сих пор делает сезонные распродажи, чтобы вернуть доверие пассажиров. Но, безусловно, некоторый уровень потерь неизбежен, особенно когда компания работает в таком «опасном» бизнесе.


Заключение
Представляется полезным перечислить, что входит и что не входит в понятие PR. Понятие PR включает в себя все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между организацией и теми, с кем эта организация вступает в контакт как внутри, так и за ее пределами; рекомендации по созданию “общественного лица” организации, а так же мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания, и мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды, рекламы, выставок, видео- и кинопоказов. Кроме того, сюда относят любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или организациями.

PR не являются ни барьером между правдой и общественностью, ни пропагандой, стремящейся что-либо навязать, независимо от правды, этических норм и общественных интересов, ни набором хитростей и трюков. Они иногда используются для того, чтобы привлечь внимание, но при частом и изолированном применении совершенно бесполезны. Связи с общественностью так же не следует понимать как бесплатную рекламу или простую работу с прессой, хотя работа с прессой является очень важной частью большинства программ PR.

Осуществление PR на практике можно подразделить на три группы: активные действия по достижению доброжелательности, сохранение репутации, внутренние отношения. В первую группу входит создание и поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации. Столь же важно обнаружить и отказаться от традиций и обычаев, которые, могут вступить в противоречие с общественным мнением или повредить взаимопониманию. Использование приемов PR для создания у сотрудников организации чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.

Также очень важна разработка антикризисных стратегий и мероприятий для выявления и анализа наиболее уязвимых сторон предприятия или организации. Поэтому в прогнозировании и преодолении кризисных ситуаций вопросам установления и поддержки связей с общественностью всегда отводится важное место. Так же стоит отметить, что предприятия и организации, преодолевшие кризис и заботящиеся о дальнейшем восстановлении собственного имиджа и положительной репутации в деловых кругах, должны поддерживать разносторонние информационные контакты с различными категориями своей общественности, регулярно предоставлять им в различных видах информацию об успешной ликвидации последствий кризиса и обеспечении нормальных условий функционирования компании.

Список использованных источников


  1. Варакута С.А. Связи с общественностью. Учебное пособие. Москва ИНФРА-М, 2009.

  2. Популярная экономическая энциклопедия – К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г.

  3. Стиглер Джордж Дж. Экономическая теория информации. // Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М., – 2005.

  4. Сэм Блэк “Public Relations. Что это такое?” изд-во “Новости”, совместно с СП “АСЭС - Москва”, 1990

  5. Федько Н.Г. Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  6. Управление в условиях кризиса / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Материалы Интернета.

  1. Официальный сайт «Свободная энциклопедия» www.ru.wikipedia.org,

  2. www.public-relations-blog.info

  3. Официальный сайт информационного агентства «Российская авиация и космонавтика» www.avia.ru

  4. www.artvolkov.ru/news_detail/561/?PHPSESSID=c7c0de56cdf15990f0d5e6323de09aa5



1 http://www.avia.ru/pr/?action=arh&id=7_2006

2 http://www.artvolkov.ru/news_detail/561/?PHPSESSID=c7c0de56cdf15990f0d5e6323de09aa5



Скачать файл (135.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации