Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Купин К.М. Ювенальная юстиция. Ответы на семинарские занятия - файл 1.doc


Купин К.М. Ювенальная юстиция. Ответы на семинарские занятия
скачать (465.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc466kb.13.12.2011 00:03скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Концепция ювенальной юстиции
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям.

  1. Несовершеннолетние – основная правовая база ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция – общее и специальное понятие.

  2. Принципы ювенальной юстиции, их содержание и взаимосвязь. Принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции, принцип преимущественно-охранительной ориентации ювенальной юстиции, принцип максимальной индивидуализации судебного процесса в рамках ювенальной юстиции.

  3. Суд по делам несовершеннолетних – центральное звено действующей ювенальной юстиции; Правосудие по делам несовершеннолетних его специфика и взаимосвязь с общей юстицией.


Рекомендуемая литература:


  1. А. Галкин Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция № 7, июль 2002, Гарант.

  2. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2001 – с. 6 – 26.

  3. Мельникова Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция // Российская юстиция. 1998 № 11, Гарант.


^ Концепция ювенальной юстиции

К. Ю. Ю. включает в себя следующие компоненты

- Несовершеннолетние как правовая база ювенальной юстиции;

- Юстиция - общее лингвистическое и социально правовое понятие;

- Ювенальная юстиция как часть общего понятия юстиции;

- Ювенальная юстиция как специфическая система юстиции;

- Суд по делам несовершеннолетних как центральное звено ювенальной юстиции;

- Специфические принципы ювенальной юстиции;

- Судебная власть и ювенальная юстиция;

- Гражданское общество и ювенальная юстиция.

Несовершеннолетний - тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность в полной мере реализовать свои права, предусмотренные Конституцией и другими законами страны и исполнять закрепленные в этом законе юридические обязанности.

Возраст несовершеннолетия не одинаков для всех государств мира. Обычно совершеннолетним считается лицо, которое достигло возраста 18 лет. В ряде государств нижней границей совершеннолетия является возраст 15, 20, 21 лет. Поэтому когда речь идет о несовершеннолетнем в Международном Нормативном правовом Акте, нижним возрастом несовершеннолетия признается возраст 18 л., но при этом специально оговаривается « если иной возраст не установлен национальным законодательством» (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних). В Конвенции ООН по правам ребенка 1989 г. Указано, что под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста 18 л.

Возрастная неадаптированность несовершеннолетних к меняющимся условиям жизни требует, по мнению ученых – ювеналистов специальной повышенной социально - правовой защиты лиц, не достигших возраста 18 лет.

Однако личность конкретного молодого человека может не соответствовать наступлению нижней границы совершеннолетия, одни подростки отстают от сверстников в психическом развитии, другие достигают его, к примеру, в 16 лет, и уже могут в полной мере осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Следует отметить, что в том и в другом случае может возникнуть, в силу случайности, правовой конфликт подростка с законом. Совершению правонарушений подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности или подростков достигших совершеннолетия, но отстающих в психическом развитии, способствует их повышенная внушаемость, подверженность чужому влиянию. Такие подростки чаще всего идут на преступления совместно со старшими по возрасту преступниками, которые называются подстрекателями. Кроме того, подросткам в силу их возрастной психологии присущ групповой характер деятельности, молодые люди чаще всего совершают преступления в группе. Подростки – акселераты чаще действуют при совершении преступлений в одиночку, их правонарушения отличаются тщательной подготовкой, продуманностью действий.

В различных отраслях права существуют разные возрастные границы реализации несовершеннолетними их прав и возложенных на них обязанностей. Так ГК РФ разрешает детям 6 – 14 лет в предусмотренных законом случаях совершать имущественные сделки. ТК РФ (ст. 63), указывает, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако, данная статья ТК установила и другие случаи заключения трудового договора с работниками не достигшими возраста 16 л. Как правило трудовой договор может заключаться с подростками учащимися основного общеобразовательного учреждения, или в случаях прекращения ими обучения в школе, при достижении возраста 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися достигшими возраста 14 л., для выполнения в свободное от занятий время легкой работы, не причиняющей вреда их развитию и здоровью.

Новеллой ТК является допустимость заключения трудового договора с работниками, не достигшими возраста 14 л., в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, с согласия одного из законных представителей несовершеннолетних и органа опеки и попечительства

УК РФ установил 2 возраста уголовной ответственности: 16 и 14 л. Преступления за которые, предусмотрена уголовная ответственность с 14 л. отличаются большей общественной опасностью, и доступны для осознания характера преступных действий подростками, достигшими возраста 14 л. ( см. ст. 20 УК). Эти правовые и возрастные границы учитываются и новым УПК РФ. Таким образом, возрастная специфика групп несовершеннолетних существует во всех отраслях Российского права , в нормах, закрепляющих права и обязанности физических лиц. Сочетание возраста и отраслевой специфики права значительно влияет на деятельность ювенальной юстиции. Учитывая возрастную специфику психики несовершеннолетних в отношении них, законодательство разных стран склонно применять вместо наказания меры принудительного воспитательного воздействия.
^ Ювенальная юстиция общее и специальное понятие.
Само понятие юстиции происходит от латинского слова «юстицио» охраняю. Современные ученые по разному толкуют понятие юстиции, но наиболее приемлемым для практики является понятие юстиции, как правосудия по уголовным и гражданским делам, предусмотренное гражданским и уголовно - процессуальным законодательством конкретных стран.

Понятие ювенальной юстиции во всем мире тесно связано с ее центральным звеном, т.е. судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции, как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Пекинских правилах оригинальная английская версия - Juvenile Justice – в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.

По международным стандартам и нормам национальных законодательств место и функции служб социальной помощи несовершеннолетним в рамках ювенальной юстиции определено как вспомогательные органы, помогающие правосудию по делам несовершеннолетних. Деятельность служб социальной помощи несовершеннолетним подчиняется решениям суда по делам несовершеннолетних. Поскольку в действующих моделях ювенальной юстиции всегда участвует значительное число специалистов из смежных неюридических органов, областей знания, следует учитывать их подчиненное положение по отношению к суду по делам несовершеннолетних.
^ Принципы ювенальной юстиции.
По мнению Э. Б. Мельниковой это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции, т. е. отличие ее от юстиции общей (общеуголовной и общегражданской). Оценивая принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с юстицией общей.

Специфическими принципами ювенальной юстиции являются:

1. Преимущественно охранительный характер ювенальной юстиции. Устанавливая наказуемость уголовных деяний, правосудие по делам несовершеннолетних, призвано одновременно, защищать права несовершеннолетних. Исторически суд по делам несовершеннолетних создавался, как суд, призванный решать двойную задачу защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции, ее охранительная функция все более укреплялась.

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм ( например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита несовершеннолетних (привлечение к защите прав несовершеннолетних в судебном процессе защитника, законного представителя несовершеннолетних, участие при допросе несовершеннолетних педагога). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по делам несовершеннолетних, связанные как с разбирательством по преступлениям несовершеннолетних, так и с разбирательством дел о посягательстве на права и законные интересы несовершеннолетних. В нашей стране провозглашение преимущественно охранительного характера ювенальной юстиции нашло свое отражение в применении по отношению к подросткам, совершившим преступления мер принудительного воспитательного воздействия. (В настоящее время из за отсутствия вспомогательных органов социальной защиты несовершеннолетних применяются не везде).

2. Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных познаний, в акценте на исследование жилищных и других социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально – психологических особенностей развития личности несовершеннолетнего преступника. Данные исследования проводятся специальными органами социальной защиты несовершеннолетних с целью выявления факторов отрицательно влияющих на правильное развитие несовершеннолетних, их воспитание, при этом в обязательном порядке изучается все окружение несовершеннолетнего попавшего в поле зрения суда по делам несовершеннолетних. (не только подсудимого, но и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.) Привлечение неюридических специальных познаний имеет место не только в уголовном, но и в гражданском процессе по делам несовершеннолетних, при разбирательстве протокольных форм КДН и ЗП. Прежде всего, это заключения экспертов, участие специалистов, предусмотренные УПК России. В рамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными, полученными неюридическими социальными органами при исследовании социального окружения несовершеннолетних. Выше упомянутые исследования проводятся социальными, медико – психологическими органами, социально - психологическими органами, консультационными центрами. Привлечение данных неюридических органов главная особенность ювенального судебного процесса. Согласно законам своих стран суд по делам несовершеннолетних, имеет право при помощи социальных органов поместить при необходимости несовершеннолетнего на обследование в стационар. Вопросы ( и ответы на них ) могут задаваться судом по делам несовершеннолетних в отношении исследования особенностей личности несовершеннолетнего, его реакции на негативные жизненные ситуации. Перед социальными органами суд может поставить вопрос о выборе оптимальной для данной личности мер оптимального воздействия , и особенно о наиболее результативном режиме их исполнения.

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только делу несовершеннолетних, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление – акт индивидуальный, как индивидуальна и мера ответственности за него.

Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей подчинена вся судебная процедура, включающая правила, которых нет в общем правосудии. Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не предусмотрено традиционными представлениями о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где есть ювенальная юстиция, и уже функционируют суды для несовершеннолетних, считают такую организацию судебного процесса для несовершеннолетних наиболее приемлемой и эффективной.

Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он рассматривается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об их использовании. По мнению Э. Б. Мельниковой неформальный характер судебной процедуры ювенального суда должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими «задавлен», иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия. По нашему мнению, у Российской ювенальной юстиции, судов по делам несовершеннолетних имеются перспективы в рамках специальной регламентации судебной процедуры, необходимость дополнений к УПК касающихся деятельности так называемых ювенальных судов доказана временем.
^ Суд по делам несовершеннолетних – центральное звено действующей Ювенальной юстиции

Рассмотрим основные постулаты ювенальной юстиции с юридической и социально – психологической точек зрения. Социально психологический постулат Noli nocere! (не навреди) должен являться определяющим по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Мировая практика вынесения приговоров несовершеннолетнему правонарушителю, основана, пожалуй, прежде всего, на этом постулате. Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, что бы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенального суда (КДН и ЗП, детских социальных учреждений был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов). Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира.

К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России, и пусть в нашей стране пока нет так называемой «чистой» ювенальной юстиции, а имеется лишь черновой ее вариант, опробованный на территории некоторых муниципальных образований, к судьбе детей и подростков, попавших в поле зрения органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует относиться более внимательно.

Рассмотрим деятельность суда по делам несовершеннолетних с момента поступления материалов до вынесения судебного решения.

Судья по делам несовершеннолетних внимательно изучает материалы дела, знакомится с несовершеннолетним правонарушителем, свидетелями, потерпевшим. При ознакомлении с материалами дела он, прежде всего, выясняет, имеются ли в деле сведения о других несовершеннолетних, кроме самого правонарушителя, являющиеся участниками данного процесса. (Свидетели, потерпевший и т.д.).

Изучив материалы дела, судья направляет по адресам всех несовершеннолетних своего помощника (в идеале ювенального юриста), который обследует жилищные условия несовершеннолетнего, его социальные и психологические связи. Делается это, прежде всего для того, что бы определить имеются ли в данных условиях, где проживает несовершеннолетний участник дела какие либо нарушения прав ребенка (наиболее часто встречаются нарушения прав ребенка в жилищной сфере, нарушения права ребенка на гуманное с ним обращение, воспитание в нормальной социально – психологической обстановке, условиях соответствующих его возрасту и развитию, нарушения права на воспитание ребенка в семье). Уже на этом этапе возможна коррекция нарушений прав несовершеннолетних в жилищной и других сферах. Изучая ближайшее окружение ребенка, юрист – ювеналист, выясняет сведения о лицах являющихся безусловным авторитетом для ребенка, способных оказать на него положительное влияние. Если нарушения прав несовершеннолетних невозможно скорректировать на данном этапе, в дальнейшем потребуется определение суда для преодоления возникших противоречий. И второе если в окружении ребенка не имеется лиц, способных оказать на ребенка положительное влияние, то эту функцию берут на себя органы социальной защиты, в лице работников социальной службы. И, наконец, третье, если условия проживания ребенка в семье становятся невозможными социальный работник при помощи юриста – ювеналиста определяет ребенка в приют для временного проживания несовершеннолетних, в дальнейшем подыскивая для него приемную патронатную семью.

При вынесении судебного решения суд по делам несовершеннолетних, как было указано выше, руководствуется принципами гуманизма и воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. И определяет ему меру воспитательного воздействия, способствующую исправлению подростка вступившего в осознанный конфликт с законом. Вынося судебные определения в отношении несовершеннолетних являющихся другими участниками процесса, судья определяет по существу все те же превентивные меры, способствующие предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, когда еще не наступили негативные последствия нарушения прав несовершеннолетнего, неизбежным ответом на которые являются правонарушения несовершеннолетних.
Таким образом, мы выяснили, что главнейшей функцией ювенального правосудия, т. е. ювенальной юстиции является превентивная функция, способная предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, превентивная же функция устраняет тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей оставшихся без попечения родителей.
^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

История ювенальной юстиции
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям.

  1. Предпосылки и история возникновения ювенальной юстиции.

  2. Историческое прошлое ювенальной юстиции в России.

  3. Международные конвенции и декларации о правах детей. Пекинские правила.


Рекомендуемые источники:


  1. Руководящие Принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр – Риядские руководящие принципы) Приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990

  2. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, Касающиеся Отправления Правосудия в Отношении Несовершеннолетних (Пекинские правила) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года

  3. Правила Организации Объединенных Наций, Касающиеся Защиты Несовершеннолетних, Лишенных Свободы ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Сорок пятая сессия. Дополнение № 49 (А/45/49). 14 декабря 1990 года

  4. Федеральный Закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года. Подписан Президентом РФ 24 июня 1999 года

  5. Федеральный Закон Об основах системы ювенальной юстиции, проект. Вносится депутатами Государственной Думы. В редакции от 26.10. 2001 года. Одобрен в первом чтении депутатами Государственной Думы.


Рекомендуемая литература:


  1. Вопросы ювенальной юстиции. Альманах № 2, 2001, Российский благотворительный фонд «Нет Алкоголизму и наркомании» М.: 2001, - с. 123 – 128.

  2. Галкин А. Возвращение ювенальной юстиции в Россию // Российская юстиция № 7, июль 2002, Гарант

  3. Мельникова Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция // Российская Юстиция. 1998 № 11, Гарант.

  4. Мельникова Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция // Российская юстиция. 1998 № 11, Гарант.

  5. Ювенальные технологии Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд НАН) с. 291 – 309.


^ Исторический путь ювенальной юстиции
Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной юстиции. Без знания её истории очень трудно почувствовать её специфику: почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла? Почему ювенальная юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов и несмотря на это, считается эффективной? Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают прообразом правосудия будущего?

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека – от античного мира и средневековья до середины XIXв. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих моментов общего плана:

-         в юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека;

-         как следствие этого, в правовых актах  не обнаруживается юридических правил специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и «раннего» капитализма дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали.

-         Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка.

И все же нельзя утверждать категорически и однозначно, что римское право, более поздние правовые акты средневековья и тем более законодательство XVIII-XIXвв. вообще не оставило нам никаких юридических свидетельств того, существовали попытки оградить несовершеннолетних от жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних  исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.

В Дигестах императора Юстиниана (VIв н. э.) в книге четверной, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, недосдигших 25 лет». В  п. 1 титула приводится высказывание Доминициа Ульпиана, римского юриста, префекта претория: «Следую естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту против обмана…»1

Далее идет по тексту эдикта, из которого ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь идет главным образом о сделках с имуществом. В титуле IVесть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить, несовершеннолетним не помощь и такова не оказывается. Ибо если он совершил воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается».2

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей государством -  это доктрина государства-отца (parens patriae). Государство объявляется высшим опекунов ребенка.  В истории ювенальной юстиции она констатировалось (декларировалась) не один раз.

Если говорить о том, что оставил нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и о об из ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный статус  стал интересовать юристов значительно позднее.

В законах XII таблиц был впервые сформирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В законах XII таблиц речь шла о не назначении наказания при наличии следующих двух условий:

1)    когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;

2)    когда сам преступный акт не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право.

Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности более всего характерно для средневековых правовых актов. Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым преступникам, содержание в одних с ними тюрьмах, непонятные детям процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).

И хотя во многих законодательных актах того времени («Швабское зеркало» -  сборник германских законов XIIв.; «Каролина» - уголовно-судебное уложение короля Карла V, XVIв.) нашло отражение упомянутого прощения наказания, в самих законах были оговорки, позволяющие этот принцип обойти.

Карательный оттенок был у статьи CL-XIV«Каролины», где о несовершеннолетних ворах было сказано следующее: «Если вор или воровка будут в возрасте менее четырнадцати лет, от они независимо от каких-либо иных оснований не могут быть осуждены на смертную казнь, а должны быть подвергнуты… телесным наказаниям по усмотрению (суда) и должны дать вечную клятву». Казалось бы, несовершеннолетний защищен законом от смертной казни. Но нет, вслед за приведенным текстом следует продолжение: «Но если вор по своему возрасту приближается к четырнадцати годам и кража значительна или же обнаруженные при том отягчающие обстоятельства  (насильственная кража, или кража, совершенная в третий раз)  столь опасны, что злостность может восполнить недостаток возраста, то судья и шеффены должны вопросить… ответа, должно ли подвергнуть такого малолетнего вора имущественным или телесным наказаниям или смертной казни3.

Дальнейшее развитие уголовного права и правосудия давало все больше отклонений от принципа прощения наказания, когда речь шла о несовершеннолетних. Это было отражением мрачной эпохи средневекового правосудия.

Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно  обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIXв. Действующие законы устанавливали равную для детей и взрослых ответственность и наказание, одинаковую для всех лиц, представших перед судом, судебную процедуру.

Завершая знакомство с тяжелым историческим прошлым несовершеннолетних в орбите правосудия, отметим главное.

Исторические предшественники-юристы не учитывали того, что дети и подростки нуждаются  в повышенной юридической защите своих прав в силу возраста.

Игнорирование этого важного фактора привело к тому, что и римское право, и более поздние историко-правовые памятники средневековья,  и даже законы  Нового времени предусматривали весьма ограниченную защиту для детей перед законом и судом. Происходило это потому, что детей во все времена, предшествующие  созданию ювенальной юстиции, рассматривали  как неполноценных физически и психически, но взрослых.

Принятие Закона  и создание ювенального суда было инициировано женщинами-реформаторами Люси Флауэр из Чикагского женского клуба, Джулией Латроп из общественной организации «Халл Хауз».

Необходимо отметить, что название Закона достаточно точно отражает переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, который произошел в конце XIXв.

Создание чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала XXв.

Известный российский процессуалист профессор П. И. Люблинский писал, «едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XXв. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве делаются эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы»4.

При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко обозначились два варианта:

1)    автономные суды, не связанные с общим судом;

2)    состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды для несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция, Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт  в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым. В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области ювенальной  юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой «российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой учреждений, принимающих  на себя заботу о малолетних преступниках. Именно по этому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как «орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в судебном порядке".6

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской ювенальной юстиции наиболее удачной.

Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

-         рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

-         избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;

-         профессиональная подготовка судьи предполагала знание детского психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

-         достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);

-         конфиденциальность судебного разбирательства;

-         отсутствие формального судебного акта;

-         отсутствие формальной судебной процедуры;

-         упрощенное судопроизводство, сводившееся  в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя;

-         в основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора;

-         обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение съездов мировых судей  (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)

Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской ювенальной юстиции, он обобщил свои многолетние исследования феномена преступности несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и сделал три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции. Его выводы важны и для юристов России XXIв.

1.          Главное значение создание судов  по делам несовершеннолетних состоит в том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних правонарушителей и причин их правонарушения.

2.          Не менее важно было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних. Хотя в законах и были отдельные охранительные нормы в отношениях детей и подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом ювенальной юстиции.

3.          Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах представила специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.

У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба, повлиявшая существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.

Необходимо проанализировать длительный послереволюционный путь российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять характер действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

На какой же правовой базе функционировал первый ювенальный суд в России? В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет (ст. 137  Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8.  Часть 2 этой  статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для несовершеннолетних  и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения».

Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних, совершивших преступление «с разумением». Их направляли по преимуществу в исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом, но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам мировых судей.

В законах России конца XIXв. содержались юридические нормы, предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство содержало положения о повышенной юридической защите несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока) все же ставило несовершеннолетних  в положение лиц, не защищенных законом.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках»), сыгравшем не положительную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот закон действовал и в период работы в России судов для несовершеннолетних, вплоть до его отмены в 1918 г. 

Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях. Для несовершеннолетних в возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.

Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными русскими юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона от 2 июля 1897 г. декретом Советской власти от 17 января 1918 г. приветствовали юристы – и приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» внес существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних: отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств: общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направления их в одно из «убежищ» Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.

Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних. Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличии от декрета 17 января 1918  новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры. 

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля  1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей стране.

Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание  механизма нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.

 

^ Сегодняшний день ювенальной юстиции в России.
На сегодняшний день в России концепция ювенальной юстиции является наиболее разработанным в научном плане подходом специализированных судов в рамках системы федеральных судов общей юрисдикции.

Установление особого порядка производства по делам о правонарушениям несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, таким, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы  Организации Объединенных  Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. 

Создание  судов для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией судебной реформы и Федеральной программы по её реализации.

Среди основных принципов, на основание которых предполагается  строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:

· Создание системы специализированных судов комплексной юрисдикции, сходных с французской системой ювенальной юстиции (единоличный мировой судья по делам несовершеннолетних – коллегиальный суд из трех профессиональных судей – суд присяжных по делам о несовершеннолетних); при этом специальные суды по делам о несовершеннолетних действуют только как суды первой инстанции, пересмотр вынесенных ими решений производиться в общем порядке вышестоящим судом общей юрисдикции;

·   Приоритет судебного решения по всем вопросам, касающимся защиты прав несовершеннолетних, в том числе совершенно новая процедура – судебный надзор за исполнением приговора о наказании несовершеннолетних лишением свободы и иных мер воздействия, связанных с ограничением свободы;

·  Ориентация правосудия преимущественно на юридическую охрану прав и интересов несовершеннолетних (в том числе - обязательное участие защитника, обязательная конфиденциальность процесса и др.)

·  Социальная насыщенность правосудия по делам несовершеннолетних (широкое привлечение к участию в процессе экспертов и специалистов по делам несовершеннолетних, а также использование в процессе «неюридической» информации о правонарушителе – данных, полученных от служб и организаций, не связанных с уголовным процессом);

· Индивидуализация судебного процесса (отход от жесткой формализации судебной процедуры в пользу более неформального производства  по делам несовершеннолетних);

· Приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых.

Отметим, что создание системы ювенальной юстиции на указанных началах явилось бы значительным шагом по приведению национального законодательства в соответствие с Пекинскими правилами ООН.

Государственная дума приняла  15 февраля 2002 г. в первом чтении проект Федерального Конституционного Закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон  «О судебной системе в РФ», внесенный в нижнюю палату парламента группой депутатов.
  1   2   3   4



Скачать файл (465.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации