Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Алексеева М.Б., Балан С.Н. Основы теории систем и системного анализа - файл 1.doc


Алексеева М.Б., Балан С.Н. Основы теории систем и системного анализа
скачать (624.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc625kb.13.12.2011 00:38скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
М. Б. Алексеева, С.Н. Балан


Основы теории систем и
системного анализа


Учебное пособие

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2002
Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
Рецензенты: д.э.н., проф. Соколов Р.В. (СПбГИЭУ),

д.э.н., проф. Спицнадель В.Н. (БГТУ «ВОЕНМЕХ»

им Д. Ф. Устинова СПб)


М. Б. Алексеева, С.Н. Балан
В учебном пособии представлены основы системологии (наука о системах) как фундаментальной теоретической и методологической базы развития системного экономического мировоззрения. Рассмотрены вопросы решения системных проблем при исследовании и проектировании организационно-управляемых систем социально-экономического назначения в условиях динамического развития окружающей среды.

Учебное пособие разработано на основе рабочей программы и требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике »
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях динамичного развития социально-экономической среды возникла объективная потребность в развитии системных представлений и знаний у специалистов в области экономики и управления. Фундаментальные изменения, происходящие в теории и практике экономики, а особенно в управлении общественным производством, связаны с расширением интеграционных процессов социально-экономического развития. Такая интеграция усиливает вероятность возникновения проблемных ситуаций, которые все больше имеют системный характер. Это объясняется, прежде всего, тем, что результаты принимаемых экономических решений часто не согласованные с состоянием других систем все больше вызывают дестабилизирующей эффект, как для самого мирового сообщества, так и всей окружающей среды Земли. Поэтому изучение фундаментальных основ теории систем и системного анализа становится объективной необходимостью в рамках высшего профессионального образования с учетом синергетических свойств сложных открытых систем. Современные представления о системном подходе в процессах взаимодействия элементов, относящихся к разным организационным образованьям социально-экономического назначения вызвали потребность в формировании и развитии новой науке о системах – системологии. Системология должна быть ориентирована на изучение законов и закономерностей формирования организационно-управляемых оптимальных систем социально-экономического назначения, в которых «человеческий фактор» и «человеческий капитал знаний» играют определяющие роли, в формировании инновационной деятельности не нарушая целостность экологического окружения естественных экономических ресурсов.

Образование всегда первично к профессиональной деятельности. Процесс образования сопутствует эволюции развития общества, так как в нем осуществляется передача обобщенного опыта знаний и методов его получения. Обобщенный опыт формируется в процессе научной и практической деятельности, которая протекает в определенной социально-экономической среде. Качество такого опыта обуславливает соответствующее качество жизни, которое взаимосвязано с характеристиками хозяйственных систем, технологий производства, культуры труда и социального устройства. Как следует из вышесказанного, в общественном мире все проблемы взаимосвязаны, т.е. всегда имеют многоаспектный, системный характер.

Изменения в социально-экономической среде можно осуществить лишь за счет качественного преобразования образовательной среды, являющейся главным фактором изменения всех сфер жизнедеятельности ЭКОСИСТЕМЫ.

^ Под экосистемой понимается целостная система факторов, обеспечивающая качественные изменения в жизнедеятельности каждого человека. Системообразующим фактором является сам человек, его образовательный и культурный уровень, проявляющийся в современном системном мышлении. ЭКОлогия и ЭКОномика имеют один корень - ЭКО (oikos -обиталище). Экология (logos - учение) - наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Немецкий ученый Геккель в 1866 году ввел термин «экология» для исследования взаимодействия общества и природы. Экономика (nomos- правило, закон) - наука о ведении хозяйства. Информационная связь корневой сущности терминологии имеет на сегодняшний момент фундаментальный характер, который раскрывается в единстве научных областей социально-экономических знаний. Дифференциация предметных знаний не позволяет исследовать достаточно объективно процессы производства и их результаты как единую природную систему обмена. Результатом этого разделения является потеря нравственно-этических ориентиров ресурсного обеспечения экономики, которая проявляется в экологических кризисах.

Развивающейся процесс интеграции, происходящий в экономической деятельности человека должен проходить с учетом тех системных взглядов, которые господствуют в современной научной среде в качестве научного мировоззрения.

В пособие авторами, даны основные, фундаментальные понятия и положения теории систем и системного анализа. Учебный материал позволяет сформировать новое представление о методах принятия социальных и экономических решений, с учетом неоднозначности вариантов последующих внутренних и внешних эффектов в разных системах. Содержание учебного материала рассматривается с позиций современного развития научной и прикладной информатики, в соответствии с требованием информатизации общества. Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, обучающихся по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике» для изучения теоретических вопросов и получение практических навыков использования системных принципов, методов системного анализа. Такие знания и навыки необходимы специалистам в области прикладной информатике для проектирования информационных систем в экономике и управления.
^ 1. Эволюционные проблемы возникновения системного кризиса в науке и социально-экономической деятельности
Современный этап развития цивилизации характеризуется усилением развития системной революции, как результата взаимодействия и взаимовлияния информационных процессов, инициируемых средствами НТП. Усиление развития технологий в век НТП оказывает на окружающую человека природную среду негативное, разрушительное влияние, ухудшая условия существования, как самого человека, так и социально-экономических систем.

^ Системная революция – это новое представление о мире человека, качественный скачек в системности, обусловленной взаимосвязанностью социально-экономических, культурно-образовательных, технико-технологических, экологических, и информационных проблем, решение которых требует синтеза знаний на междисциплинарном уровне.

М. Планк как-то заметил, что наука представляет собой единое целое, а разделение ее на отдельные составные части (предметные области) обусловлено не столько большой сложностью исследуемого объекта, сколько ограниченностью человеческого знания.

История эволюционного развития научных знаний показывает все многообразие сменяющих друг друга взглядов на объективность восприятия тех или иных явлений и методов их изучения. Эта объективность менялась по мере отдаления самого субъекта от исследуемого явления с помощью научно-методологических и технических средств. Дифференциация научных знаний привела к разрушению целостного восприятия изучаемого явления. Объектом исследования долгие годы становились предметные категории целостного образования. Такие категории образуют предметный понятийный аппарат, в основе которого лежат «образы» предметных представлений. Предметные представления являются лишь частью восприятия целого образования и дают фрагментарное знание о действительности, разрушая тем самым единство объективных явлений и процессов.

На основе эволюционной теории развития научных знаний формируется новое представление о взаимосвязи количественных параметров с качественной оценки тех систем, которые определяют социально-экономическое развитие общества в целом (рис.1.).

Эволюция научных взглядов на качество систем определяется уровнями изучения свойств живой природы на основе диалектического материализма, который определил вектор познания мира от механических свойств вещества к энергии человеческого интеллекта.

Качество социально-экономических систем определяется целой системой параметров, которые не всегда могут быть представлены чисто экономическими показателями. Оценка качества любой системы включает в себя целый комплекс характеристик, как количественных, так и качественных. К таким характеристикам можно отнести качества продукта или услуг, качество управления системой и качество самого человека-профессионала. Следовательно, категория «качество» сама является целостной системой свойств, которые не могут быть сведены лишь к сумме свойств элементов этой системы.


и

Э н

н т

е е

р л

г л

и е

я к

т

время

качество человека


системный

контроль

технологий образования человека


качество управления


процессуальный контроль

технологии

управления


И

н

ф

о

р

м

а

ц

и

я





вектор бытия

качество продукта

пооперационный контроль технологии производства






В

е

щ

е

с

т

в

о






вектор познания


  1   2   3   4



Скачать файл (624.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации