Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - макроэкономика - файл 1.doc


Лекции - макроэкономика
скачать (398.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc399kb.13.12.2011 00:39скачать

содержание

1.doc

  1   2
МАКРОЭКОНОМИКА.

Лекция 1. Основные макроэкономические показатели.

  1. Валовой продукт.

  2. Методы подсчета валового продукта.

  3. Другие макроэкономические показатели.


Вопрос 1.

Основным показателем, характеризующим экономическую деятельность общества и его благосостояние, является ВНП.

ВНП – это общая рыночная стоимость полного объема конечного производства товаров и услуг, произведенных в общественном хозяйстве за 1 год.

Это определение требует следующих пояснений:

  1. термины «валовой» и «национальный» означают, что речь идет о совокупной продукции, изготовленной в рамках всей национальной экономики,

  2. рыночная стоимость, которая измеряется деньгами, позволяет сделать разнообразные по характеру и назначению товары и услуги сравнимыми, а также определить реальную стоимость этих товаров и услуг,

  3. исключаются все промежуточные товары и услуги, которые используются для производства конечных товаров, т.е. тех, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Т.о., исключается многократный повторный счет, а ВНП включает только добавленную стоимость, создаваемой на каждой промежуточной стадии производства (з/п, прибыль, амортизация.),

  4. при расчете ВНП исключаются все непроизводительные сделки, которые не способствуют увеличению количеству производимой в экономике продукции.

К ним относят:

  • финансовые операции (например, купля – продажа ценных бумаг),

  • трансфертные платежи (выплаты отдельным индивидуумам на безвозмездной основе; полученные, но не заработанные деньги; пособия, стипендии, пенсии, проценты по государственному долгу и т.д.),

  • перепродажа подержанных вещей,

  • работа «на себя» и в своем домашнем хозяйстве,

  • бартерный обмен,

  • доходы теневого бизнеса, чаевые и т.д.

иногда используется другой показатель – ВВП. Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:

  • ВВП подсчитывается по территориальному признаку. Это стоимость продукции независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны,

  • ВНП – это стоимость продукции национальной экономики независимо от местонахождения национального предприятия (в своей стране или за рубежом).

ВНП = ВВП + (прибыль и доходы граждан и предприятий данной страны, полученные за рубежом) – (прибыль и доходы иностранных граждан и предприятий на территории данной страны)

Макроэкономические показатели могут измеряется в текущих ценах (ценах текущего года) или постоянных ценах (ценах какого – либо базового года). В первом случае они имеют номинальное выражение, во втором – реальное. Между реальными и номинальными величинами могут быть существенные расхождения в связи с применением уровня цен.

Для выявления реального изменения объема национального производства необходимо использовать методы инфлирования (если цены растут) и дефлирования (если цены падают). Наиболее простой метод инфлирования и дефлирования ВНП – деление номинального ВНП на индекс цен (дефлятор ВНП).

Индекс цен цена товаров в данном году

данного года цена аналогичных товаров в базовом году * 100
Вопрос 2.

Валовой продукт может быть определен одним из трех методов, путем суммирования

  1. добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (валовой продукт по производству, по отраслям),

  2. всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (валовой продукт по расходам),

  3. всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (валовой продукт по доходам).

Полученные значения при расчете валового продукта любым из этих методов одинаковы. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

Анализ показателя валового продукта, исчисленного первым методом, позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании валового продукта. В соответствие со вторым методом, валовой продукт по расходам включает в себя следующие статьи:

  1. конечные потребительские расходы домашних хозяйств (личные потребительские расходы). Это товары текущего потребления, длительного пользования, расходы на потребительские услуги,

  2. конечные расходы органов государственного управления (государственные закупки товаров и услуг). Закупка экономических ресурсов и товаров и услуг для государственных нужд,

  3. валовые частные внутренние инвестиции. Это чистые инвестиции (капиталовложения) (конечные покупки машин и оборудования, строительство, изменение в запасах материальных оборотных средств) + амортизационные отчисления,

  4. чистый экспорт товаров и услуг, рассчитанный во внутренних ценах. Это (экспорт – импорт).

Расчет валового продукта по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений.. валовой продукт по доходам включает в себя:

  1. з/п наемных работников и другие виды оплаты труда,

  2. доходы индивидуальных владельцев предприятий,

  3. рентные платежи,

  4. проценты и дивиденды,

  5. налог на прибыль предприятий,

  6. косвенные налоги на бизнес (налог с продаж, акцизы, налог на имущество, лицензионные платежи, таможенные пошлины),

  7. нераспределенная прибыль предприятий (то, что считается после уплаты налогов и дивидендов),

  8. амортизация (отчисления на потребление капитала).


Вопрос 3.

Как измеритель валового годового объема производства валового продукта имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовой амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов, которые не повышают благосостояния общества.

Уменьшив величину валовог8о продукта на сумму амортизационных отчислений, можно получить чистый национальный продукт.

ЧНП – это общий годовой объем производства товаров и услуг, которые страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, можно получить значение национального дохода.

НД – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества.

Это чистый заработанный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе.

В практике различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД – это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

Использованный НД – это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении и т.д.) и внешнеторгового сальдо.

Следует учитывать, что часть произведенного национального дохода фактически не попадает в домашние хозяйства, а часть дохода домашних хозяйств не является результатом труда. Поэтому введен показатель личного, т.е. фактически полученного дохода. Для его расчета из НД вычитаются доходы, заработанные , но неполученные (взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий), и прибавляются доходы, полученные, но не являющиеся результатом текущей трудовой деятельности (трансфертные платежи). Чтобы узнать, какой частью дохода НД располагает население, т.е. величину дохода, остающуюся в личном распоряжении населения, необходимо вычесть из полученного дохода сумму индивидуальных налогов. Т.о. располагаемый доход (доход после уплаты налогов) равен ЛД за минусом подоходного налога, налога имущество, налога на наследство.
Лекция 2. Совокупный спрос и совокупное предложение.

  1. Совокупный спрос.

  2. Совокупное предложение.

  3. Равновесие между уровнем цен и объемом производства.

  4. Необходимость государственного регулирования экономики. Мультипликативный эффект.

Вопрос 1.

На макроуровне совокупный спрос и совокупное предложение воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

Совокупный спрос – это объем товаров и услуг, т.е. тот объем национального продукта, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.




Уровень цен



А



В AD






Реальный объем производства

На динамику потребляемого НП влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме АD на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD от точки А к точке В. неценовые факторы вызывают изменение в AD, сдвигая кривую AD влево или вправо до или .

К ценовым факторам AD кроме уровня цен относят:

  1. Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, т.к. растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресурсов. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, т.е. произойдет сокращение AD на реальный объем НП.

  2. Эффект богатства (кассовых остатков). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций и т.п.) с фиксированной стоимостью, которой владеют домашние хозяйства. В результате снижаются потребительские расходы и AD.

  3. Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны спрос на отечественные товары падает, а на более дешевые импортные товары увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению AD на отечественные товары.

К неценовым детерминантам (которые определяют положение кривой AD) относят:

  1. Потребительские расходы, которые зависят от

  • благосостояния потребителей, которое состоит из материальных и финансовых активов. При увеличении их реальной стоимости увеличиваются потребительские расходы, т.е. происходит увеличение AD.

  • ожидания потребителей, связанного с прогнозом их будущего дохода. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличатся расходы из текущего дохода, т.е. увеличивается AD.

  • задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD.

  • налогов. Высокие налоги приводят к снижению AD/

  1. Инвестиционные расходы, к которым относят

  • изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и AD;

  • ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD;

  • налоги с предприятий. При повышении налогов AD снижается;

  • новые технологии. Обычно приводят к увеличению инвестиционных расходов и росту AD;

  • избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы, падает AD.

  1. Государственные расходы.

  2. Расходы на чистый экспорт.

  3. НД других стран. Если НД других стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению AD в другой стране.

  4. Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.


Вопрос 2.

Совокупное предложение – это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном уровне цен.

При более высоком уровне цен возникают стимулы к увеличению объема производства и предложению изготовляемых товаров.




Уровень цен

AS

3




1 2





Реальный объем производства
График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из 3-х частей:

  1. Горизонтальный. На этом отрезке реальный объем производства (S) не достиг еще своего потенциального уровня, имеются резервы мощностей, запасы сырья, уровень занятости неполный. Экономика находится в состоянии депрессии. Рост производства будет происходить за счет неиспользованных ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен. Этот отрезок называется кейнсианским по имени английского экономиста Д.Кейнса, т.к. он соответствует его представлениям о реакции производителей на изменение спроса.

  2. Промежуточный(восходящий). На этом отрезке наблюдается одновременно рост производства и цен. Экономика приближается к потенциально возможному уровню, но неравномерно и неодновременно по отраслям. Рост спроса вызывает и рост производства, и некоторый инфляционный рост цен.

  3. Вертикальный. На этом отрезке производство достигло своего потенциального уровня, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость. За короткое время невозможно достичь роста объема производства. Если растет спрос, то производство не может ответить на него увеличением предложения, а следствием будет лишь рост цен.

Этот отрезок называется классическим, т.к. соответствует представлениям классиков о реакции производства на изменение спроса.

Влияние неценовых факторов на динамику совокупного предложения графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. Эффект неценовых факторов связан с их воздействием на издержки единицы произведенной продукции, на их динамику при изменении уровня цен на товары.

К неценовым факторам Asотносят:

  1. Изменение цен на ресурсы

  • наличие внутренних ресурсов,

  • цены на импортные ресурсы,

  • господство на рынке.

  1. Изменение в производительности = реальный объем производства / общие затраты.

  2. Изменения правовых норм

  • налоги с предприятий и субсидии,

  • государственное регулирование.


Вопрос 3.

Равновесие уровня цен и равновесие объема производства предполагает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Графически это иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS.

Последствия роста AD зависят от того, на каком отрезке AS оно происходит:

а) рост совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства, но не затрагивает уровень цен,

б) на вертикальном отрезке увеличение совокупного спроса приводит к росту уровня цен, а реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня,

в) рост AD на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема национального производства, так и уровня цен.
(а) (б) (в)

Р AS P AS P AS










Последствия снижения совокупного спроса приводят к снижению цен с определенным временным лагом (эффект Храповика). Цены на товары, однажды возросшие, не сразу падают при снижении совокупного спроса.
Р AS
















При повышении до равновесное положение сместится от до , а реальный объем национального производства увеличится от до , а уровень цен - от до . Но если цены не имеют тенденцию к снижению, то снижается до не возвратит экономику в ее исходное равновесие в точку , а возникнет новое равновесие , при котором уровень цен сохранится, а объем национального производства опустится ниже своего первоначального уровня до . Если произойдет снижение совокупного предложения, то вырастут цены. Если совокупное предложение возрастет, то увеличится реальный объем производства, что свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.
Вопрос 4.

По мнению экономистов конца 19 – начала 20 вв., рыночная система без вмешательства из вне способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Эластичность цен, з/п, процентной ставки приводят в действие рычаги саморегулирования, что ведет к производству при полной занятости.

После «великой депрессии» 30-х гг. 20 века английским экономистом Дж. Кейнсом была обоснована неспособность экономики к саморегулированию и необходимость государственного регулирования на макроуровне. .

Экономические решения принимаются в условиях неопределенности, и требуется время для приспособления к неожиданным событиям, чем Кейнс и во многом объяснял экономические спады. При экономическом спаде реакция на изменившиеся обстоятельства потребителей, инвесторов и производителей необязательно вернет экономику к состоянию полной занятости, она может неопределенно долго пребывать в таком положении, когда объем производства намного ниже производственных мощностей, а уровень безработицы высок. Чтобы вывести экономику из такого положения, надо увеличить совокупный спрос и особенно в части инвестиций. Даже небольшое изменение инвестиций вызывает мультипликативный (нарастающий) рост ВП и занятости.

Мультипликатор – коэффициент, показывающий зависимость изменения ВП от изменений инвестиций.

При росте инвестиций ВП будет расти в гораздо большем размере, чем первоначальные денежные инвестиции. Помимо первичного эффекта возникает вторичный, третичный и т.д. Этот множительный эффект и называется мультипликативным эффектом.

Мультипликатор инвестиционных расходов = .
Кейнс ввел такие показатели на мультипликатор инвестиций, как предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению, которые отражают, как люди распоряжаются приростом дохода.

, .

ПСС населения имеет тенденцию к увеличению, что оказывает отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста ВП, т.к. не все сберегатели являются инвесторами. Поэтому необходимо государственное стимулирование инвестиций и использование мультипликативного эффекта, что может вызвать значительное оживление производства и рост занятости.

Лекция 3. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы.

  1. Причины инфляции и ее виды.

  2. Механизмы возникновения инфляции и ее измерение.

  3. Последствия инфляции и инфляционная политика.

  4. Безработица и ее измерение.

  5. Виды безработицы и ее сущность.

  6. Связь уровня безработицы с темпами инфляции.


Вопрос 1.

Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, повышение общего уровня цен, переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Причина инфляции: несоответствие денежного спроса и товарной массы, т.е. спрос на товары превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители поднимали цены независимо от уровня издержек.

Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства больше возможностей экономики), опережающим ростом з/п по сравнению с ростом производства и производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; монополизмом в экономике; высоким удельным весом военной экономики; скрытой излишней занятостью; сокращением поступлений от внешней торговли; отрицательным сальдо внешнеторгового и платежного баланса; ухудшением условий международной торговли; увеличением внешнего долга; притоком в страну иностранной валюты; низким курсом отечественной денежной единицы; ростом цен на импортные товары; деформацией народнохозяйственной структуры; несовершенством хозяйственного механизма; отсутствием финансовых и бюджетных ограничителей; диспропорцией в производстве; материально – финансовым неравновесием; недочетами в системе планирования и антиинфляционного регулирования.

Основные виды инфляции:

  1. Ползучая (умеренная) – цены растут до 10 % в год. При этом стоимость денег сохраняется, контракты подписываются в номинальных ценах.

  2. Галопирующая – рост цен от 20 до 200 %. Трудно управляемая. В контрактах учитывается рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности.

  3. Гиперинфляция – ежемесячный рост цен свыше 50 %, годовая норма более 100 %. Нормальные экономические отношения разрушаются, как и благосостояние даже обеспеченных слоев общества. Неуправляема. Требует чрезвычайных мер.

  4. Сбалансированная – цены разных товаров меняются в постоянной пропорции.

  5. Несбалансированная.

  6. Ожидаемая – позволяет предпринять определенные меры защиты.

  7. Неожидаемая.

  8. Импортируемая – развивается под воздействием внешних факторов.


Вопрос 2.

Экономисты рассматривают 2 основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

  1. Инфляция спроса.

Порождается избытком совокупного спроса, за который по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, что создает возможности для прибылей предприятий. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и др. экономические ресурсы. В результате растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

  1. Инфляция предложения.

В результате роста издержек на покупку экономических ресурсов снижается предложение. Это ведет к повышению цен, снижению реальных доходов и к новому витку инфляции.

Показатели инфляции дают количественную оценка инфляционных процессов. Уровень инфляции вычисляют следующим образом с помощью индекса цен.

Индекс цен данного года = (цены текущего года / цены базового года) 100.

«Правило величины 70»дает возможность подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен.. для этого надо разделить число 70 на ежемесячный темп инфляции. В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения: снижение запасов и увеличение вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.

Можно также использовать данные о повышении доходов населения над расходами в процентах к доходам. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Вопрос 3.

Экономические и социальные последствия инфляции:

  1. Снижает мотивы к трудовой деятельности, т.к. подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков,

  2. Усиливает социальную дифференциацию населения,

  1. Сужает возможности накопления,

  2. Ослабляет позиции властных структур,

  3. Снижает реальные доходы населения, особенно имеющих фиксированные номинальные доходы и сбережения в сбербанках,

  4. Потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров,

  5. Перераспределение дохода между дебиторами (должниками) и кредиторами,

  6. Социальные конфликты, личные трагедии, повышение криминализации общества, падение нравственных устоев,

  7. Сокращение объема реального национального производства,

  8. Недоверие к деньгам и нарушение деятельности денежно – кредитной системы,

  9. Обесценение налоговых поступлений в бюджет.

Способы управления инфляцией неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Управление инфляцией предполагает использования комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов.

Для инфляционного регулирования используется 2 типа инфляционной политики:

  1. Сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии путем таргетирования – регулирования темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП.

  2. Регулирование цен и доходов, с целью увязания роста заработков с ростом цен, путем индексации доходов, установления прожиточного минимума, установления пределов повышения или замораживания з/п, ограничения выдачи кредитов и т.д.


Вопрос 4.

Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономики активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.

Экономически активное население – это совокупная рабочая сила общества; часть трудоспособных граждан, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг.

В состав экономически неактивного населения входят:

  1. учащиеся и студенты ДФО,

  2. пенсионеры,

  3. лица, ведущие домашние хозяйства,

  4. отчаявшиеся найти работу,

  5. лица, у которых нет необходимости работать.

Уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Этот уровень рассчитывается по формуле:

^ Уровень экономической активности населения = (Численность всего населения – Экономически неактивное население) 100 %.

Экономически активное население делится на 2 группы:

  1. занятые, к которым относятся лица в трудоспособном возрасте, которые

  • работают по найму за вознаграждение на условиях полного и неполного рабочего дня,

  • трудятся без оплаты на семейных предприятиях,

  • самостоятельно обеспечивают себя работой,

  • временно отсутствующие на работе из – за болезни, по уходу за больным, в отпуске и т.п.

  1. безработные , к которым относятся лица в трудоспособном возрасте, которые

  • не имеют работы (доходного занятия),

  • занимаются поисками работы,

  • готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все 3 вышеперечисленных критерия.

Уровень безработицы – это удельный вес численности безработных в экономически активном населении. Он определяется по формуле:

^ Уровень безработицы = (Экономически активное население (рабочая сила) – Занятые) / Экономически активное население (рабочая сила)) 100 %
Вопрос 5.

Основные типы безработицы:

  1. Фрикционная. Связана с поиском нового места работы вследствие сокращения, увольнения или неудовлетворения прежним местом. Возникает тогда, когда рынок труда работает неповоротливо, с фрикцией, т.е. с трением. Способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

  2. Структурная. Вызвана несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы, изменениями потребительского спроса, технологий и производства.

  3. Циклическая. Отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в этой связи. Вызвана спадом в экономике.

  4. Естественная. Это сумма структурной и фрикционной безработицы она необходима для обеспечения гибкости экономики, ее быстрого роста за счет резервов рабочей силы, для поддержания трудовой дисциплины занятых.

Естественная безработица свидетельствует о наличии прогрессивных процессов в обществе и только циклическая безработица вызывает тревогу.

Поэтому полная занятость означает отсутствие циклической безработицы.

Реальный объем ВНП, который соответствует полной занятости, называется производственным потенциалом экономики.

Естественный уровень безработицы не остается неизменным, со временем он пересматривается в связи с изменением экономических условий жизни. В настоящее время он составляет около 7 %.

Экономические последствия экономики связаны, прежде всего, с неполным использованием производственного потенциала, т.е. с не выпущенной продукцией или отставанием практически полученного ВНП от потенциально возможного. Т.е. из – за безработицы экономика безвозвратно теряет то количество товаров и услуг, которое она потенциально в состоянии была произвести при существующих мощностях. Это отставание математически выражается законом Артура Оукена, который гласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание ВНП составит 2,5 %.

В государственном регулировании рынка труда выделяют 4 основных направления:

  1. стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест,

  2. подготовка и переподготовка рабочей силы,

  3. содействие найму рабочей силы,

  4. социальное страхование безработицы.

К косвенным мерам регулирования относят налоговую, денежно – кредитную и амортизационную политику правительства, а также законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Вопрос 6.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и з/п. Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А.Филлипсом и нелинейную зависимость между безработицей и з/п графически отражает кривая Филлипса. Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений з/п и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Филлипс установил, что увеличение безработицы сверх 2,5 – 3 % приводит к резкому замедлению повышения з/п и цен.
Среднегодовой темп

роста цен, %


А




С

В


Уровень безработицы, %

Поэтому существуют 2 варианта выбора для экономики страны:

1) достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен (вариант А),

  1. достаточно стабильные цены, но при значительной безработице (вариант В).

Поэтому государственная политика должна быть направлена на одновременную стабилизацию и занятости, и инфляции (вариант С).

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально – экономического регулирования в западных странах. Однако существуют примеры, когда, несмотря на увеличение безработицы, цены продолжали расти, т.е. происходила стагфляция. Это вызвало критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Лекция 4. Деньги и кредит.

  1. Сущность и виды денег.

  2. Денежный рынок

  3. Кредит и кредитная система.

  4. Денежно – кредитная политика государства.


Вопрос 1.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом; это то, что делает их деньгами, т.е. определяет их природу.

Т.о. сущность денег проявляется в их функциях:

  1. Деньги как средство обращения.

Используются для осуществления оплаты за товары и услуги и ресурсы, дают возможность воспользоваться плодами специализации и разделения труда.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена, т.к.

  • акт продажи и покупки может быть отдален друг от друга,

  • дает возможность осуществить выбор товаров и партнерам по торговым сделкам,

  • деньги выступают как всеобщий эквивалент стоимости, поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, служат универсальным средством обмена.

  1. Деньги как мера стоимости (счетная единица для измерения ценности).

Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное соизмерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. Эта функция реализуется на основе масштаба цен, с помощью которого цена товара преобразуется в рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах. Позволяет соизмерять относительные стоимости разнородных благ и ресурсов без особых усилий, что важно для вычислений и ведения записей о совершаемых сделках.

  1. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ.

Деньги дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем, т.е. обеспечивают будущую покупательную способность. Деньги обладают наивысшей ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа, т.к. выполняют функцию меры стоимости и этим сохраняют свою номинальную стоимость. Деньги удобно хранить, но обычно они не приносят прибыли и обесцениваются в период инфляции

В настоящее время существуют 2 основных вида денег:

  • Наличные – это деньги, преходящие из рук в руки в натуральном виде.

Монеты и бумажные деньги являются символическими деньгами, т.к. сделаны из материалов, по стоимости несоответствующих их номинальной стоимости. Это предотвращает переплавку монет в драгоценные металлы с целью их прибыльной продажи, что называется тезаврацией. Об этом говорит закон Грешама: любой тип денег, который становится более ценным в ином качестве, постепенно исчезает из обращения.

Появление бумажных денег произошло по 2 причинам:

  1. порча монет и их фальсификация, т.е. замета части благородного металла в них неблагородными, с целью получения для миссионера прибыли (сеньоража),

  2. развитие коммерции и коммерческого кредита. Использование коммерческих и казначейских векселей, а затем и банкнот, стало удобнее, чем монет.

  • Безналичные – это деньги в виде записи на счетах (банковские деньги). Это безопасная и удобная форма хранения и использования денег.

Все современные деньги являются декретными, т.е. они символизируют стоимость, которая подтверждается государством.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движение денег в наличной и безналичной формах.

Она включает: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, порядок эмиссии и обращения, государственный аппарат, который регулирует денежное обращение.


Вопрос 2.

Анализ денежного рынка включает вопросы, связанные с предложением денег (Sm), спросом денег (Dm) и их ценой (Pm).

К компонентам Sm обычно относят долговые обязательства государства, коммерческих банков и сберегательных учреждений, обладающие абсолютной или почти абсолютной ликвидностью.

Эти долговые обязательства включают следующие денежные агрегаты:

= банкноты и монеты в обращении + остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций + чековые вклады.

= + средства на расчетном счете юридических лиц + средства Госстраха + депозиты до востребования в сбербанках + депозиты в коммерческих банках.

+ срочные депозиты населения в сбербанках

+ депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги.

Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой.

В соответсвии с классическим подходом количество денег, необходимых для обращения, определяется суммой цен реализованных товаров. Одна денежная единица может обслуживать несколько товарных сделок. Чем быстрее оборачиваемость денег, тем меньше их нужно для обращения.

Это выражается формулой: , где

М – необходимое количество денег,

Р - сумма цен реализованных товаров,

V – число оборотов денежной единицы.

Согласно монетаристскому подходу весь экономический оборот определяется количеством находящихся в обращении денег, а товары вступают в обращение без стоимости. Сама стоимость и цены образуются только в обращении в результате столкновения товарной и денежной массы.

Для целей макроанализа широко используется «уравнение обмена» И.Фишера, которое лежит в основе количественной теории денег и цен.



Из формулы видно, что, во-первых, количество необходимых денег зависит от размера произведенного продукта и цен на товары. С увеличением ВНП и ростом цен должно увеличится и количество денежных знаков. Во-вторых, увеличение количества денежных знаков при неизменном ВНП приведет к росту цен.

Т.о. количество денег, необходимое для нормального хода обращения, поддается расчету, предвидению и регулированию. Превышение денег над необходимым количеством ведет к инфляции, а их недостаток – к неплатежам, затовариванию, остановке производства.

Ответственность государства за стабилизацию стоимости денежной единицы включает:

  • проведение соответствующей фискальной политики,

  • эффективный контроль за Sm.

Общий Dm включает Dm для сделок и Dm со стороны активов.

Dm для сделок – это количество денег, необходимое для приобретения товаров, услуг и оплаты факторов производства. Зависит от стоимости ВНП.

Dm со стороны активов – это количество денег, которое люди хотят иметь как средство сбережения, как один из видов активов. Зависит от процентной ставки.

Общий и зависит от стоимости ВНП и процентной ставки.

Зависимость между ВНП и Dm прямая, а между уровнем процентной ставки и Dm – обратная.

Объединив Dm и Sm, можно представить денежный рынок и определить равновесную процентную ставку. Равновесная ставка процентов – это цена, уплачиваемая за использование денег.

% Спрос на деньги для сделок не зависит от процентной ставки,

он определяется другими факторами (ВНП и числом объектов де -

нежной единицы). Поэтому линия параллельна оси У.



  1. Q



% Спрос на деньги со стороны активов зависит от процентной

10 ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хра -

нение денег в запасе, тем меньше .



150 Q
% Sm Линию общего Dm получаем путем перемещения вправо линии

  1. на величину .

Пересечение Sm и Dm дает картину денежного рынка и определяет равновесную ставку процентов.



Dm


  1. Q


Вопрос 3.

Ссудный капитал – это капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процентов. Движение этого капитала называется кредитом.

Источниками ссудного капитала являются:

  1. Амортизация – денежные средства, накапливаемые для восстановления основного капитала по мере перенесения его стоимости по частям на создание товаров.

  2. Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки ресурсов – коммерческий кредит.

  3. Капитал временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплатой з/п – устойчивые пассивы.

  4. Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном производстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня.

  5. Денежные доходы и сбережения частных лиц.

Кредитная система – функциональная подсистема рыночного хозяйства, опосредующая процессы формирования капитала в экономической системе и его движение между субъектами и секторами экономики.

Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости (вексель, банкнота, чек), депозитные и электронные деньги.

Денежно – кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует его переток из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность.

Кредит выступает в следующих основных формах:

  1. Коммерческий – предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит простой или переводной вексель.

  2. Банковский – предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд.

  3. Потребительский – предоставляется частным лицам при покупке дорогостоящих товаров или при получении долгосрочных ссуд.

  4. Государственный – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают государство и местные органы власти.

  5. Международный – движение и функционирование ссудного капитала между странами.

Кредит выполняет следующие функции:

  • перераспределительную,

  • экономии издержек обращения,

  • ускорения концентрации и централизации капитала.


Вопрос 4.

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Если в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей и безработица, то правительство прибегает к политике дешевых денег, делает кредит дешевым и легкодоступным, для чего способствует увеличение Sm следующими действиями:

  1. покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения,

  2. понижение предписываемой законом резервной нормы,

  3. понижение учетной ставки.

Увеличение Sm понизит процентную ставку, вызовет увеличение инвестиций и повышение деловой активности.

Если в стране инфляция, то проводится политика дорогих денег следующими мерами:

  1. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке,

  2. повышение резервной нормы,

  3. повышение учетной ставки.

Банки уменьшают ссуды и другие операции, связанные с расходом денег. Sm снижается, процентная ставка повышается, снижаются инвестиции, снижается инфляция.

Общие методы денежно-кредитной политики (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) следующие:

  1. Учетная (дисконтная) политика.

Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования) коммерческим банкам, ЦБ побуждает коммерческие банки уменьшать заимствования, что ведет к увеличению процентных ставок и к снижению кредитных операций.

2. Операции на открытом рынке.

Покупка или продажа Центр. банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или ранее объявленному курсу. При покупке Центр. банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков увеличиваются остатки на их резервных счетах.

3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков способствует улучшению банковской ликвидности и является прямым ограничителем инвестиций.

К селективным методам денежно – кредитной политики (регулируют конкретные виды кредитования) относят:

  1. Контроль по отдельным видам кредитов. Отражает стремление государства перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

  2. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Регулируется правительственными положениями.


Лекция 5. Финансовый рынок.

  1. Понятие финансового рынка.

  2. Виды ценных бумаг.

  3. Фондовая биржа и внебиржевой рынок.


Вопрос 1.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Он представляет собой совокупность кредитных операций, главная функция которых состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов.

Денежный рынок – это рынок краткосрочных кредитных операций (до 1 г.), который подразделяется на

  1. Учетный рынок, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Их главной характеристикой является высокая ликвидность и мобильность.

  2. Межбанковский рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой в форме межбанковских депозитов на короткие сроки.

  3. Валютный рынок, где обслуживается международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран.

Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Финансовый рынок можно рассмотреть как совокупность первичного и вторичного рынков, а также делить на национальный и международный.

Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы неоднократно перераспределяются.

Вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой. На последнем происходит купля – продажа ценных бумаг, по каким – либо причинам не котирующимся на бирже.

На финансовом рынке государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила финансирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно – кредитную политику.
Вопрос 2.

Ценные бумаги – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Виды ценных бумаг:

  1. Ценные бумаги с фиксированным доходом (долговые обязательства).

1) Облигации – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

2) Депозитный сертификат – это финансовый документ кредитного учреждения, который свидетельствует о депонировании денежных средств и удостоверяет право вкладчика на получение депозита. депозитные сертификаты бывают срочные и до востребования.

  1. Сберегательный сертификат – это письменное обязательство о депонировании денежных средств физическим лицом в кредитном учреждении, удостоверяющее право вкладчика на получение вклада и процентов по нему. Бывают именные и на предъявителя.

  2. Чек – это денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению о выплате его держателю указанной в чеке суммы.

  3. Вексель – это необеспеченное обещание должника выплатить в назначенный срок долг и проценты по нему.
  1   2



Скачать файл (398.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации