Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Планирование и прогнозирование - файл 1.doc


Контрольная работа - Планирование и прогнозирование
скачать (116.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc117kb.13.12.2011 00:50скачать

содержание

1.doc

Тема 1. Предмет и методологические основы планирования и прогнозирования в условиях рыночного хозяйства.

1. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать планомерность развития экономики: есть ли для этого основы в самом рыночном механизме? Что может свидетельствовать в пользу необходимости или ненужности существования подобного механизма развития экономических отношений?

Известно, что направленность на планомерность экономики существовала ещё в XX веке, в частности, в советское время, когда во главе нашей страны стоял Сталин. Это обуславливалось тем, что необходимо было «сгладить» кризисные явления в стране, в том числе и те явления, которые были связаны c существовавшим тогда культом личности.

После смерти Сталина планомерность стала в полной мере реализовываться на практике как путь выхода из кризиса сталинской эпохи. В данном случае предусматривалось использование так называемого объективного "закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства". То есть, для планомерности основа в рыночном механизме имеется.

В настоящее время также возможно частично обратиться к понятию планомерности в условиях экономического кризиса в стране. Однако следует учесть, что при этом должна существовать определённая чёткая законодательная база для реализации принципа планомерности. И не следует забывать, что данный принцип следует использовать c осторожностью, так как это всё-таки больше пережиток прошлого, советского времени. А экономика в то время, как и всё государственное устройство, была централизованной.

3. Что представляют собой процессы прогнозирования и планирования в условиях современной смешанной экономики? Кто, что и как планирует в макроэкономике?

В условиях современной смешанной экономики планирование и прогнозирование характеризуются следующим образом.

Планирование – это, в первую очередь, систематический поиск возможностей действовать.

Прогнозирование – это предвидение последствий этих действий в заданных условиях.

Планирование можно классифицировать следующим образом:

  • по степени охвата аудитории или территории (общее и частичное планирование);

  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое, тактическое, оперативное);

  • предмету (объекту), то есть, кто и что планирует. Планировать можно следующие моменты:

- потенциал,

- оборудование,

- материалы,

- финансы,

- информацию,

- действия;

  • сферам функционирования:

- производство,

- маркетинг,

- НИОКР,

- финансы;

  • охвату;

  • срокам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);

  • жесткое и гибкое.

Тема 2. Организация процессов прогнозирования и планирования в

смешанной экономике на макроуровне

1. Что общего между предсказанием, предвидением и прогнозом в прошлом и настоящем?

Предсказание – это:

1) Формулирование будущих свойств, связей развития объекта на основании информации о его прошлом и настоящем.

2) Сверхчувственное знание о будущих событиях, предполагающее предсказание тех событий, которые уже предопределены.

В экономической теории целесообразно будет использовать определение №1.

Предвидение – это вид теоретической деятельности, который заключается в определении и описании каких-либо явлений (объектов), которые неизвестны в настоящий момент, но могут быть изучены в будущем.

Прогноз – это количественная и качественная оценка предсказанных (предвиденных) явлений в прошлом или в настоящем.

Общее в этих 3-х определениях – это:

  • Направленность на прошлое и на настоящее;

  • Попытка качественной интуитивной оценки событий;

  • Их взаимосвязанность и взаимообусловленность.

2. Охарактеризуйте основные виды, задачи и классификацию прогнозов. Укажите основные типы прогнозирования.

Прогноз – это количественная и качественная оценка предсказанных (предвиденных) явлений в прошлом или в настоящем.

Задачи прогнозов:

1. Прогноз связан с объективным течением жизни и исходит из её диалектического понимания, когда необходимость пробивает себе дорогу среди случайностей.

2. Для прогноза характерно вероятностное наступление события.

3. Для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события.

Виды прогнозов:

  • План,

  • Программа,

  • Проект.

Тип прогнозов определяется двумя факторами:

- горизонтом прогнозирования;

- иерархическим условием прогнозируемого показателя.

По горизонту прогнозирования прогнозы делятся на:

  • Краткосрочные прогнозы (на 1-2 такта времени вперед),

  • среднесрочные прогнозы (на 3-5 тактов),

  • долгосрочные прогнозы (более чем на 5 тактов времени вперед).

По уровню прогнозируемого показателя целесообразно выделять:

  • макропрогнозы (внешняя среда),

  • мезопрогнозы (регионы и отрасли),

  • микропрогнозы (деятельность фирм и компаний).

3. Что такое модель и зачем нужно что-то моделировать в экономике? Каковы основные виды моделей, используемых в макроэкономике.

Модель – это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Несомненно, моделирование в современной экономике необходимо, так как в данном случае происходит наиболее наглядное представление об исследуемых частях объективного мира, и следовательно, достигается наибольшая результативность от данных мер.

Основные виды моделей, используемых в макроэкономике:

  • Функциональные,

  • структурные,

  • промежуточные формы (структурно-функциональные).

В исследованиях на народнохозяйственном уровне чаще применяются структурные модели (например, модели межотраслевых связей). Функциональные модели широко применяются в экономическом регулировании (например, модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений).

^ Тема 3. Прогнозирование и планирование социального развития

рыночного хозяйства

1. Оцените проводимую сегодня Правительством РФ социальную политику и ее результаты. Как сказался на Вас, Ваших близких и знакомых существующий уровень социальной защиты со стороны государства и бизнеса?

Правительство Российской Федерации действует в следующих направлениях социальной политики:

  • рост денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы;

  • сокращение социальной и экономической бедности;

  • обеспечение всеобщей доступности и качества социальных благ (медицина, образование);

  • приоритетность инвестиций в человека, в его образование;

  • максимально эффективная защита социально уязвимых граждан;

  • усиление страховых принципов социальной защиты населения при различных неблагоприятных ситуациях;

  • создание для трудоспособного населения высоких по качеству экономических условий;

  • создание условий для эффективной занятости населения;

  • осуществление мероприятий по социальному развитию села;

  • реформирование трудового законодательства.

Тема 6. Особенности прогнозирования и планирования на региональном уровне управления

1. Что такое бюджетный федерализм и почему он лежит в основе планирования и прогнозирования на региональном уровне?

^ Бюджетный федерализм – это:

- система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса;

- определённый принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета сочетать интересы государства c интересами каждого его субъекта или органами местного самоуправления.

Бюджетный федерализм применяется именно на региональном уровне. Это связано c наибольшей градацией целей и задач планирования и прогнозирования на местном уровне. Также видно, что в данном случае наиболее полно реализуются взаимные интересы между государством и каким-либо регионом .

4. Постарайтесь дать аргументированную оценку государственной региональной политики России на современном этапе

На мой взгляд, существует несколько базовых принципов и утверждений, которые ложатся в основу новой государственной региональной политики Росси на современном этапе. Это:

  • Открытый рынок, его реализация и стабилизация.

  • В геоэкономическом отношении Россия в настоящее время обладает всего полуторами регионами — Москвой и ½ региона в виде вместе взятых Санкт-Петербурга и Владивостока.

  • Включённость в глобальные обмены.

  • Экономия ресурсов.

  • В то же время сложившаяся на сегодняшний день система государственного управления не позволяет обеспечить рост регионов и развития страны.

  • Выравнивание условий хозяйствования на открытом рынке.

  • Привлечение крупных корпораций, создание предпосылок для увеличения их активности

Тема 9. Внутрифирменное планирование и прогнозирование:

сущность, виды и специфика

1. Каковы формы и виды планирования и прогнозирования деятельности предприятия, работающего на неизвестный рынок и не участвующего в программах развития государства и других компаний?

На предприятиях, работающих на неизвестный рынок, выделяют следующие виды и формы планирования (прогнозирования). Они классифицируются в зависимости от длительности планового периода. Это:

  • перспективное планирование (прогнозирование)- направленность на определённую перспективу, неопределённые сроки;

  • среднесрочное планирование (прогнозирование) – направленность на среднюю срочность c абстрактно выделенными сроками выполнения;

  • текущее планирование (прогнозирование) – чёткость сроков выполнения .

2. Дайте определение горизонта планирования деятельности предприятия и охарактеризуйте типы планирования, применяемые частными предприятиями.

Горизонт планирования деятельности предприятия – это интервал времени от текущего момента до некоторой даты в будущем, для которого разрабатывается определённый план.

3. Какие формы внутрифирменного планирования и прогнозирования используются частными фирмами?

Частными фирмами используются следующие формы внутрифирменного планирования:



4. Из каких этапов (стадий) состоит процесс планирования на микроуровне?
Процесс планирования на микроуровне состоим из следующих этапов (стадий):

  • Первая стадия – конструирование процесса

Любое планирование начинается с «планирования плана», то есть конструирования процесса разработки плана (стадия 1). Цель – предложить такой процесс планирования, который будет соответствовать специфике организации, пользоваться уважением и заражать энтузиазмом.

  • ^ Вторая стадия – исследование (сканирование) внешней среды

Исследование (сканирование) среды – решающая стадия стратегического планирования. Внешняя среда организации исследуется с целью выявить обстоятельства (или тенденции), которые могут повлиять на способность организации выполнять свои функции.

  • ^ Третья стадия – исследование (сканирование) внутренней среды

Зафиксировав состояние внешней среды как контекст развития, организация затем учитывает свои внутренние ресурсы, возможности и ограничения (Сильные и Слабые стороны). Ключевым на этой стадии является соотнесение внутренних ресурсов с внешними угрозами и возможностями. Сильные стороны организации должны быть еще более усилены, слабые стороны исправлены.

  • ^ Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач и плана действий.

  • Пятая стадия – реализация плана.

План может считаться готовым к реализации, после того как он был одобрен составителями. После этого дается старт выполнению плана действий (стратегии реализации). Теперь ответственность за реализацию плана несут исполнительные подразделения организации, но разработчики плана не должны снимать с себя обязанности по наблюдению за его реализацией.

  • ^ Шестая стадия – мониторинг и оценка плана

Регулярный мониторинг исполнения плана необходим, также как и мониторинг среды принятия решений.
Контроль и корректировка плановых заданий в процессе выполнения плана, несомненно, нужен. В любом процессе (не только выполнения задания по планированию и прогнозированию) необходимы контроль и корректировка плановых заданий.

^ Тема 10. Особенности планирования объемов производства и сбыта

продукции на микроуровне

1. Какие методы прогнозирования сбыта на предприятии (в организации) Вам известны? От чего зависит выбор метода (методов)?

На сегодняшний день существуют следующие методы прогнозирования сбыта на предприятии:

  1. Опрос группы руководителей различных служб и отделов компании.

  2. Обобщение оценок отдельных торговых агентов компании и руководителей ее сбытовых подразделений.

  3. Прогнозирование на базе прошлого оборота.

  4. Анализ тенденций и циклов, факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта.

  5. Корреляционный анализ, т.е. определение статистически значимых факторов влияния на сбыт продукции компании.

  6. Прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы и т.д.

Выбор какого-либо метода (или методов) зависит, прежде всего, от видов деятельности данного предприятия, его структуры, управления и от наработок, которые имели место быть в прошлом.

2. Может ли фирма использовать в планировании своей деятельности прогнозы, вырабатываемые на основе интуиции руководителя или эксперта? Все ли можно предусмотреть в деятельности фирмы на основе использования математических методов прогнозирования и моделирования?

Несомненно, в современной экономике имела место высокая прибыльность от внедрения планов и прогнозов, которые основывались на основе интуиции руководителя или эксперта. Однако в целом это были довольно редкие случаи, поэтому использование интуитивной стратегии крайне нежелательно.

На основе использования математических методов прогнозирования и моделирования в деятельности фирмы можно предусмотреть, конечно же, не всё. Однако математические модели и методы дают приближённое значение к вырабатываемым прогнозам, и их использование более целесообразно.

3. Что понимается под стратегическими альтернативами? На каком этапе планирования деятельности предприятия (организации) они рассматриваются? Имеются ли они в планировании процесса производства фирм, участвующих в государственных программах, выполняющих госзаказ и действующих в рамках производственно-сбытовой кооперации ТНК?

Перед организацией стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

^ ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ. Это стратегия, которой следуют большинство организаций. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация удовлетворена в основном своим положением. Организации следуют этим путем потому, что он самый удобный, легкий и наименее рискованный. Если фирма была прибыльна в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, она скорее всего, будет оставаться прибыльной и в будущем.
РОСТ. Стратегия роста осуществляется путем постоянного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся областях промышленности с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним. Внутренний рост может происходить за счет расширения ассортимента товаров и услуг. Внешний - рост в смежных областях в форме вертикального или горизонтального роста (приобретение и поглощение конкурирующих или сопряженных организаций). Сегодня наиболее признанной и очевидной формой роста является слияние корпораций.
СОКРАЩЕНИЕ. Стратегия, реже всего избираемая руководителями, называющаяся также стратегией последнего средства. Уровень преследуемых целей снижается ниже уровня достигнутого в прошлом. В рамках стратегии сокращения возможны несколько вариантов :
1. Ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов).
2. Отсечение лишнего (отделение некоторых подразделений и видов деятельности).
3. Сокращение и переориентация (сокращение части деятельности).
Стратегия сокращения выбирается чаще всего тогда, когда показатели деятельности организации продолжают ухудшатся, при экономическом спаде или для спасения организации.

СОЧЕТАНИЕ. Данная стратегия представляет объединение любых из трех упомянутых стратегий. Этой стратегии будут придерживаться, скорее всего, крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

^ Выбор стратегии
После того, как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно затем обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор пути, который максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Хотя выбор стратегии осуществляется высшим руководством, он оказывает глубокое влияние на всю организацию. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным, а решение должно подвергнуться тщательному исследованию и оценке. Чтобы сделать эффективный выбор руководители должны иметь четкую концепцию фирмы и ее будущего.
На выбор руководства оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе:
^ 1. Риск. Риск является фактом жизни компании, но высокая степень риска может разрушить компанию.
2. Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив.
^ 3. Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.
Процесс внедрения, связанный с применением долгосрочных и тактических планов, политики, процедур и правил, является весьма сложным. Он будет рассмотрен позднее.

4. Что представляет из себя бизнес-планирование предприятия (организации) и какова цель составления бизнес-плана на предприятии (в организации)?

Бизнес-планирование составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса. Он является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, именно когда выполняется бизнес-планирование.






Скачать файл (116.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации