Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Интонационно-мелодические закономерности речи (тон и интонации) устной публичной речи - файл 1.docx


Интонационно-мелодические закономерности речи (тон и интонации) устной публичной речи
скачать (36.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx37kb.13.12.2011 01:45скачать

содержание

1.docx




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАДРОВ

Контрольная работа

По дисциплине: Русский язык и культура речи

Тема: «Интонационно-мелодические закономерности речи (тон и интонации) устной публичной речи»


ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 1 курса

Спец. ООС и РИПР (уск. з/о)

Зач.кн.№ 08-63 МК

Чижевская А.И.
ПРОВЕРИЛА:

Кузьмина Т.В.
Тюмень 2008



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………..….…………………………… 3-4 стр.

  1. Устная публичная речь……………………………………………..5-6 стр.

Интонация — отличительный признак устной речи…………...7-8 стр.

Тон – акустический компонент интонации……………………..9-10 стр.

Мелодика голоса ………………………………………………11-13 стр.

Заключение …………………………………………………………………14 стр.

Список литературы ………………………………………………………...15 стр.


Введение.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон, может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.



Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.



Устная публичная речь.

Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи — обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными высказываниями) двух или нескольких собеседников — публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу (монологический речевой обмен в условиях массового общения). Монологическая форма общения, при котором высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена — как речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и пр.). Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» — непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников. Количественные и качественные признаки наличного «собрания» играют немаловажную роль, так же как и условия непосредственного взаимодействия говорящего лица с аудиторией в процессе самого речеведения, как и коллективное одновременное восприятие речи на фоне всей обстановки «собрания» и в частности восприятие реального облика говорящего (голос, мимика, жесты и пр.).

Все эти 644условия отсутствуют в практике письменно-публичной речи, что отражается на ином характере последней. Компромиссный характер приобретает устная публичная речь, опосредствованная радиопередачей («речь по радио»), при которой наличествует только момент произнесения и восприятия речи на слух, а в условиях телевидения — еще «изображение» говорящего; специфическая совокупность условий устно-речевого общения отсутствует.

Практика высокоразвитого общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую речь 

— театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в более узком смысле, как речи «деловой»: агитационной, пропагандистской, научно-теоретической и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский доклад, и судебная речь, и университетская лекция, и научно-популярная «публичная лекция», и «вступительное слово» перед спектаклем, и «застольный спич», и «траурная речь», и т. п. Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи.

В собственном смысле речь ораторская — это речь политическая по содержанию и устная и публичная по форме. Политическая речь, закрепляемая литературно, в условиях опосредствованного общения, выступает и развивается как публицистическая — в широком смысле. Устная публичная речь выступает тем определеннее, полнее и ярче как ораторская, чем более выражен ее непосредственно-политический характер. Чем шире массы, к которым речь адресуется, и чем более всеобщий и злободневно-актуальный характер имеют реальные интересы, выражаемые речью, тем сильнее проявляется ораторское качество.

Таким образом, речь ораторская определяется не внешне-формальными признаками, а внутренней структурой, обусловленной ее содержанием и функцией. Любая форма устно-публичного монолога — академическая речь, речь на банкете или на похоронах и т. п. — приобретает ораторский характер в зависимости от конкретных условий общественной практики, поскольку содержание и функция речи получают то или иное непосредственно политическое значение. Так например застольные речи на банкетах перед революцией 1848 во Франции или перед 1905 у нас носили ярко выраженный ораторский характер.



Интонация — отличительный признак устной речи

В устной звучащей речи используются разнооб

разные средства, которые ее обогащают, делают вы

разительной, эмоциональной, усиливают ее воздей

ствие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представ

ляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро харак

теризует их таким образом:

...В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замед

лений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в пись

менном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количе

ство разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их тре

буется для музыкальных текстов.

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значитель

ную роль в устой речи.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и на

строение говорящих, их отношение к предмету бесе

ды или друг к другу.

Передавая интонацию речи героев, писатель рас

крывает их внутреннее состояние, их переживания.

По интонации героев произведения читатель по

нимает, в каком состоянии они находятся, какие чув

ства охватили их.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповто

римый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение инто

нации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или неза

конченность, то, к какому типу относится предложе

ние, содержит ли оно вопрос, восклицание или пове

ствование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.



Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Что же собой представляют слагае

мые интонации?

Но прежде вспомним, что звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука — ко

личество колебаний голосовых связок. Оно измеря

ется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зави

сят от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряются в децибелах. Тембр — совокупность ос

новного тона и обертонов. Обертоны (резкочастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Дли

тельность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация со

стоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и инто

нации — единый артикуляционно-акустический процесс.

Важнейший атрибут интонирования - мелодика. Она фиксирует повышение и понижение тонов.

Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восприятию информации.


3. Тон – акустический компонент интонации.

Теперь рассмотрим один из акустических компонентов интонации.

Термин тон восходит к греческому слову tonos (буквально «натянутая веревка, натяжение, напряже

ние»). Используется этот термин в разных науках. В физике он означает «звук, порождаемый периодичес

ким колебанием воздуха»; в музыке — «музыкаль

ный звук определенной высоты»; в живописи — «оттенок цвета или светотени»; в медицине — «звук работающего сердца, его клапанов».

Слово это употребляется в устойчивых сочетани

ях: задавать тон — «показывать пример, влиять собственным поступком, поведением», попадать в тон«говорить или делать что-либо уместное или приятное кому-либо».

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воз

духа через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок воз

никает основной тон звука — важнейший компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на ча

стоте 85-200 Гц, а женщины — 160-340 Гц. Это сред

ний тон речи.

Знаете ли вы, сколько колебаний в секунду совер

шают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (колоратурное сопрано), когда она поет на самой высокой ноте (fa третьей октавы)? Ча

стота колебаний поразительна. 1397! Такая частота голосовых связок — не только дар природы, но и результат напряженного труда певицы.

В природе, однако, существуют «певцы», частотный диапазон голоса которых намно

го превосходит возможности голосового ап

парата человека. Такими феноменальными голосами природа одарила некоторых пред

ставителей из мира животных. Знакомство с ними оказалось для человека не только интересным, но и во многих отношениях даже полезным.

Диапазон голоса маленького ночного зверька — обыкновенной летучей мыши — составляет около семи октав! Самые низкие ноты у летучей мыши 

похожи на свист, а самые высокие лежат далеко за пределами нашего слуха, в области ультразвуковых ча

стот, доходя до 140000 Гц.

Еще более поразителен диапазон голоса морского «певца» — дельфина. Его голос про

стирается от самых низких басовых (хрюка

ющих) звуков, перекрывает все диапазоны баритона, тенора, сопрано и даже летучей мыши, доходя до 160000-180000 Гц, т. е. до fa десятой октавы. Б общей сложности голос дельфина охватывает более 12 ок

тав — никем из живых существ не превзой

денная, рекордная цифра!

Тон голоса может играть самую важную роль в определении того, как на самом деле человек относится к себе и к вам. Все, что происходит в голове и сердце, четко отражается в тоне голоса. Многие особенности речи или голоса зависят от генетических условий и привычки.
В большинстве своем те, которые говорят скучным, монотонным голосом, — это эмоционально закрытые люди, страдающие от нерешенных психологических проблем. Им трудно начинать и поддерживать близкие отношения, потому что другим очень сложно понять, «что у таких людей на уме» и общаться с ними открыто и свободно.


4. Мелодика голоса.

Мелодика голоса как сложнейшее полифункциональное явление обладает выраженной семантикой и воздействует на человека и социум. Мелодика голоса, окрашивая все сферы бытия человека, является компонентом деятельности, традиций, обрядов, творчества, состояния здоровья человека. Она воздействует на конкретную ситуацию, усиливает, снижает или аннулирует ее эффективность. Процессы суггестивности мелодики голоса человека происходят преимущественно в коммуникации, что говорит о существенном влияние мелодики голоса на культуроформирование.

Основой формирования культуры является совместная деятельность человека с другими людьми, которая основывается на процессе коммуникации. В свою очередь коммуникация не возможна без мелодики голоса. Наглядным свидетельством этого служит такая особенность процесса формирования культуры, которая заключается в том, что творчество на протяжении столетий осуществлялось через деятельность культурных общностей, немыслимых без непрерывной коммуникации (кружки, салоны, союзы, и т.д.). Где мелодика голоса становилась средством передачи идей, знаний, оценки событий, и выступала побудительной силой, организующей деятельность человека.

Мелодика голоса определяет результативность деятельности, которая возможна при правильной организации интонационно-мелодических изменений и насыщенности голоса человека. Очень ярко эту тенденцию можно проследить на примере различных видов трудовой деятельности человека. Так, профессиональная деятельность актера, чтеца, телеведущего, диктора не мыслима без результативной мелодики голоса. Их профессионализм зависит от мелодики голоса, формируя профессиональную культуру той или иной деятельности. Главнейшей задачей профессионализма выше перечисленных профессий является мелогармоничное говорение, основанное на искусстве овладения художественным словом, 

совершенствование голосовых параметров. Искусство художественного слова очень важно в данных видах деятельности, оно учит превращать чужие слова в свои, воздействуя ими на зрителя. Так как зритель очень чутко улавливает малейшую фальшь и не прощает ее.

Немало важную роль мелодика голоса выполняет в деятельности педагога, медика, юриста, политика, журналиста. Профессиональность человека этих сфер не подразумевает обязательной работы над мелодикой голоса, но голос формируется сам в процессе трудовой деятельности. Мелодики голоса здесь соединяется с процессом трудовой деятельности, зависит от него и определяет его эффективность.

Основой культуроформирования является и специфика национального мелоговорения. Мелодика голоса национально идентична. Так, мелодика голоса американцев отличается от мелодики англичан громкостью голоса. Голоса испанцев и итальянцев характеризуются повышенным темпом. Мелодика голоса русских считается самой мелодичной, протяжной, что проявляется в тенденции долготы гласных звуков.

Мелодика голоса формирует различные ситуации общения, проявляющиеся в коммуникации матери и ребенка, в общении военнослужащих, в общении с животными и др. Так, коммуникативные ситуации матери и ребенка имеют совершенно иной характер. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Общение матери и ребенка происходит посредством ласкового, спокойного, нежного, мелодичного голоса, который помогает поддерживать внутреннее равновесие, спокойствие малыша. Более того, мелодика голоса мамы важна и необходима малышу для благоприятного развития в утробе, так как на данном уровне развития ребенок воспринимает только мелодику голоса. Мелодично общаясь с новорожденным малышом, мама способствует формированию непосредственно тональности речи ребенка, которая проявляется в гуление. «Именно мамино пение и закладывает основы 

музыкальности, знакомит малыша с красотой звуков, мелодикой родного языка. Для новорожденного мамин голос и есть самая прекрасная музыка, в нем заключен весь мир – покой, защищенность, красота» [9, с.14]. В традиционной системе воспитания ребенка мелодика голоса имеет огромный потенциал для развития культуры личности ребенка. По мнению Тепловой А.Б. формировать голосовые способности ребенка можно через традиции домашнего пения, а именно колыбельную песню. Колыбельные – «это простые короткие попевки с монотонным, успокаивающим ритмом и ясной мелодией» [9, с.15]. Привыкая к колыбельным песням, ребенок начинает различать тональность голоса, мелодический строй родной речи, различать поющих людей. Следствием этого является то, что ребенок сам начнет напевать колыбельные, усыпляя себя. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи голоса, исполняющего колыбельные песни. На удивление специалистов, мелодика голоса оказалась намного эффективнее медикаментов: сон был у испытуемых крепким и глубоким.


Заключение.

Из данной контрольной работы мы узнали, что тон и интонация играют важную роль в устной речи.

Самая главная составляющая устной речи — это интонация. На письме она передается условно.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и на

строение говорящих, их отношение к предмету бесе

ды или друг к другу.

Важным атрибутом интонирования является мелодика. Она фиксирует повышение и понижение тонов.

Мелодика голоса определяет результативность деятельности, которая возможна при правильной организации интонационно-мелодических изменений и насыщенности голоса человека.

Узнали, что тон – это важный акустических компонентов интонации.

Тон голоса может играть самую важную роль в определении того, как на самом деле человек относится к себе и к вам.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. Москва, 1998 год;

  2. Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, Москва, 1963 год;

  3. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 год;

  4. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. Москва: Знание, 1981 год;

  5. Берштейн С.И. Устная публичная речь и проблема ораторской радиопередачи // Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики. Москва: Наука, 1972год.



Скачать файл (36.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации