Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по содержанию и методике педагогической деятельности в социальной работе - файл 1.doc


Лекции по содержанию и методике педагогической деятельности в социальной работе
скачать (97.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc98kb.13.12.2011 01:57скачать

содержание

1.doc





ЛЕКЦИЯ 14

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Проблема алкоголизма. Особенности детского алкого­лизма. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни вовлеченности детей в употребление спирт­ных напитков.
Проблема алкоголизма
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезней­ших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономичес­кие корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом Коза этилового спирта — продукта брожения различ­ных растительных веществ — повлекло за собой распростране­ние и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напи­ток во всей системе существующих монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момен­та создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Ва­силием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникнове­ние обществ трезвости и антиалкогольного движения не приве­ли ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовал ряд причин. Во-первых, пьянство как социальное явление отвлекает народ от существующих в обще­стве проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и при­носит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышлен­ности и экспорта любой страны.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоян­но растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которыхг по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной орга­низации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нор­мы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Осо­бенно тревожным фактором является раннее приобщение и быст­рое привыкание к спиртному детей и подростков.

Существует несколько определений алкоголизма. С медицин­ской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напит­кам. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняюще­гося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: пре­ступность, правонарушения, социальный паразитизм, амораль­ное поведение, самоубийства.
Особенности детского алкоголизма
О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его при­знаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд харак­терных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрос­лого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-|0 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физи-ологическим строением детского организма. Мозговая ткань ре­бенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

— злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего проис­ходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

— принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без за­куски, принимая всю дозу одномоментно;

— быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков ста­новится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состояни­ем. Поэтому характерно стремление к полному опьянению — только в этом случае выпивка расценивается как удачная, пол­ноценная;

— низкая эффективность лечения. У широкого круга подро­стков употребление алкоголя включается в структуру потреб­ностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространен­ности употребления спиртных напитков среди опрошенных не­совершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для упот­ребления алкоголя; систематическое употребление алкоголь­ных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их от­клоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ос­лабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

— большинство преступлений несовершеннолетних соверша­ется в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбо­ев). Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются на­сильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

— многие преступления совершаются с целью добычи спир­тного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хи­щение для приобретения спиртных напитков);

— пьянство способствует формированию у несовершеннолет­них мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

— пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

— пьянство выступает как средство приобщения несовершен­нолетних к группе сверстников с антиобщественным поведени­ем;

— пьянство является способом вовлечения несовершеннолет­них в преступную деятельность, организаторами которой вы­ступают взрослые.
Причины и последствия детского алкоголизма
К проблеме детского алкоголизма обращались разные уче­ные: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причи­ны алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их воз­расту в виде таблицы.

^ Причины и последствия детского алкоголизма

Возрастной период

Причины

Последствия

раннее детство 0-3 года


1. пьяное зачатие
2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности

3. потребление алкоголя в период кормления грудью


эпилепсия, слабоумие
аномалии физического развития
аномалии психического развития


дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет


1. педагогическая неграмот­ность родителей
2. семейные алкогольные традиции


алкогольное отравление организма
формирование интереса к спиртному


подростковый и

юношеский возраст

9-18 лет


1. неблагополучие семьи
2. самоутверждение

3. позитивная реклама в средствах массовой информации
4. незанятость свободного времени

5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма


6. психологические особен­ности личности

7.уход от проблем

- формирование влечения к алкоголю

- формирование привычки к употреблению спиртных напитков

- выработка стереотипа алкогольного поведения

- совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

- необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

- использование алкоголя в качестве допинга, устраняю­щего психологические проблемы

- алкогольная зависимость



Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спирт­ным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно про­ходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошколь­ного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном влиянии пьянства родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения филосо­фов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилеп­сии и других нервно-психических заболеваний считал родите­лей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тысяч детей-идиотов, содержащихся в специальных домах-приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и дру­гих празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают,' насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развиваю­щегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкоголь­ное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам раз­вития половых органов, уменьшению размера головы, уплоще­нию середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может пре­дотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в резуль­тате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период — дошкольный и младший школьный воз­раст. В этот период наиболее существенными причинами явля­ются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интере­са к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в су­ществующих предрассудках и заблуждениях о целебном дей­ствии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает мало­кровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением де­тей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными собы­тиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль иг­рает воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Об­следование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибу­ты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосоз­нанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притяга­тельном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкого­лизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль иг­рают дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В ка­честве основных причин можно назвать следующие семь: небла­гополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие зна­ний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологи­ческие особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое пере­растает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкоголь­ной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравствен­но-эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отноше­ний выступает в качестве главного обстоятельства благополу­чия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начи­нает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семь­ях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами се­мьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротическо­го дополнения. В таких семьях искажается восприятие близ­ких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на доб­ро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого Отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В^случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неоргани­зованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрес­сивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и по­ниженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или наси­лия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подав­ленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как прави­ло, не развита культура общения. Отсутствие душевной близо­сти с родителями и контактов со сверстниками из благополуч­ных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки име­ют реальные возможности для самоутверждения и прежде все­го через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внут­ренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление под­ростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в под­ростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах са­моутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков по­лезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребле­ния алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а в основном, они играют положительные роли, — наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. «Польза» алкогольных напитков косвенно поддержи­вается некоторыми зарубежными и отечественными произведе­ниями литературы и кино, где поэтизируется состояние опья­нения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрос­лого человека пьяные застолья — дело обыденное и непредосу­дительное.

Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким умень­шением числа внешкольных детских и юношеских учрежде­ний, падением престижа деятельности общественных органи­заций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) боль­шинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные на­питки. Круг активной социальной жизни ограничивается про­блемами и интересами алкогольной компании, в которой иног­да можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоя­нии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными пра­вонарушениями .

Употребление спиртного становится патологически необхо­димым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя станови­тся чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нор­мы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здо­ровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожден­ная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка наруша­ются гармоничные отношения с социумом, формируется не­адекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболез­ненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скован­ность и робость, повысить речевую активность, проявить скры­тые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребен­ка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголиза­цию:

1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родите­лей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне кри­тики;

2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессив­ности;

3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышен­ной опеки со стороны родителей;

4) дети, подверженные депрес­сиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освобо­диться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

—социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличе­ние производственного и бытового травматизма, затраты на раз­личные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

—социально-психологические (разрыв семейных, школь­ных, трудовых или иных социально-положительных связей, ду­ховное и нравственное крушение личности, ухудшение нрав­ственно-психологического климата микросреды и т. д.);

— криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, и т. д.);

— физические (наносится вред не только здоровью конкрет­ных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью буду­щих поколений).
Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательско­го института физиологии детей и подростков Российской ака­демии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить уровни вов­леченности старшеклассников в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

^ Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Наименование уровня

Мотивы

Нулевой

-------------------------

Начальный

приобщиться к миру взрослых «поступать как все»

эпизодическоге употребление алкоголя

-повысить настроение

-обрести уверенность в себе

- повысить коммуникабельность

Высокого риска

- повысить тонус

- расслабиться

- весело провести время в компании

Выраженная психическая зависимость от алкоголя

- временно уйти от реальности

- повысить уверенность в себе

Физическая зависимость

- устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки

- отключиться от реальности

- повысить жизненный тонус

Алкогольный распад личности

- стремление устранить болезненное состояние


Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, кото­рые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной уста­новке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребле­ние алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощуще­ний, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употреб­ления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, посту­пать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характери­зуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело прове­сти время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев.

На этом уровне проявляется активное стремление к употребле­нию алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под дей­ствием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанав­ливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состоя­ние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляе­тся склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регу­лятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от ре­альности, повысить уверенность в себе. Психическая зависи­мость формируется в течение 1,5 лет.

На этом уровне формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Вле­чение к алкоголю происходит теперь не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом суточная доля приема возра­стает. При воздержании от приема спиртного подростки стано­вятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение в сторону понижения, нередко проявляется конф­ликтность и агрессивность. Они превращаются в активных ини­циаторов выпивок, вовлекая в это младших детей.

Наряду с педагогическими и воспитательными воздействия­ми здесь необходимы медицинские меры — обращение и лече­ние у нарколога.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыду­щей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизнен­ный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков.

На данном уровне происходит одновременно усиление психи­ческой зависимости наряду с физической и изменение ее содержа­ния. На этом этапе четко выражен похмельный синдром. В пери­од похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обид­чивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, уча­щенное сердцебиение. На данном уровне очень быстро формиру­ются патологические черты личности, такие как раздражитель­ность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость. Замед­ляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают заня­тия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимо­стью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние.

В этом случае также необходимо срочное стационарное лече­ние.
Вопросы для самоконтроля

1. Дайте толкование понятий «алкоголизм», «пьянство». В чем Вы видите особенности детского алкоголизма?

2. Назовите основные причины и вытекающие из них последствия де­тского алкоголизма.

3. Выделите и раскройте содержание уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
Литература

1. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. — М., 1988.

2. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. — М., 1980.

3. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. — М., 1986.

4. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.

5. Матвеев В. Ф., ГройсманА. Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. — М., 1987.

6. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в шко­ле. — Архангельск, 1997.

7. Рязанцев В. А. Как предупредить алкоголизм. — Киев, 1984.


Скачать файл (97.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации