Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Становление и развитие менеджмента в России - файл 1.doc


Курсовая работа - Становление и развитие менеджмента в России
скачать (143 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc143kb.13.12.2011 01:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание:

Введение

Глава I: Отечественный опыт управления предприятиями.

1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления. 2. Особенности управления предприятиями в условиях командно-административной системы.

Глава II: Становление и развитие менеджмента в России.

1. Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

2. Изменения внешней и внутренней среды организаций в процессе реформирования экономики. Проблемы управления.

3. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ.

Глава III: Необходимость реструктуризации российских предприятий для работы в новых условиях хозяйствования.

1. Необходимость переподготовки руководителей и специалистов.

2. Необходимость совершенствования управления и внедрения более прогрессивных структур.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие "Менеджмент" в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.


В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин "управление", а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова.

Менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности организации, действующей в рыночных условиях, определённых намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций. Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

─ изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

─ производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

─ управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Основная функция менеджмента, я считаю, - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать – тоже вопрос эффективного менеджмента. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование». Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления менеджмента в России. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1) Выявить основные стадии развития менеджмента в России.

2) Изучить отечественный опыт управления предприятиями.

3) Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Глава I: Отечественный опыт управления предприятиями.

1. Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления. Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости

и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель.[1]

В России идеи правового государства разрабатывали М. Сперанский, И. Платонов, И. Рождественский. В основном труде Сперанского («Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.) дано научное толкование целей, принципов, функций и структуры органов управления в применении к организации системы управления правительственных учреждений и производственных подразделений (фабрик, заводов и т.п.).

В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов разрабатывались методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М. Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степанов); Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н. Бунге). Исследования касались места и роли управления экономикой в системе государственного и общественного устройства, предмета и методов науки об управлении, методологии западных ученых.

Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий.

Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями «культурного государства» подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).[2]

2. Особенности управления предприятиями в условиях командно-административной системы.

Развитие промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий, поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале XX века способствовали формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в Европе и США. Административная концепция управления А. Файоля легла в основу формирования классической, или административной, школы управления («Общее промышленное управление», 1916 г.). Цель административной школы — разработка универсальных принципов управления организацией для достижения наилучших и эффективных результатов. Разработанные Файолем 14 принципов управления организацией касаются деятельности высшего звена управления. Сама управленческая деятельность представлена как административный процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. основных функций управления. Многие принципы Файоля (разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие в принятии решений; единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух) актуальны и в настоящее время. Идеологи этой школы уделяли большое внимание системе знаний, необходимых для эффективного выполнения административной деятельности, поэтому выступали с предложениями о включении административных, финансовых, коммерческих и финансовых дисциплин в программы высших инженерных школ.

После революции 1917 г. управленческая мысль в России основывалась на идеологических постулатах экономической теории К. Маркса, в трудовой теории стоимости которого роль человека в производстве рассматривалась лишь сквозь призму его функции — конкретного труда, измеряемого затратами рабочего времени. Главной задачей управления считалось достижение экономии общественного труда.

Социально-трудовая концепция управления Н. Витке («Организация управления и индустриальное развитие», 1925 г.) включает следующие принципиальные положения:

  • управление — способ реализации творческого потенциала работников;

  • крупное предприятие нуждается в аппарате профессиональных управляющих;

  • для обеспечения коллективно-трудового сотрудничества необходимо

внедрять новые методы управления, минимизирующие последствия

авторитаризма;

  • организация управления должна основываться на научных разработках,

чтобы стимулировать интерес работников к своему труду, максимально

освобождая их от надзора и опеки сверху;

  • аппарат управления может работать эффективно только как единая команда.

В результате формулирования этой концепции были введены в научный оборот такие понятия, как «человеческий фактор производства», «коллективно-трудовая деятельность», «социально-психологическая атмосфера», «социальная организация предприятия». Социально-трудовые отношения получили дальнейшее развитие в трудах академика С. Струмилина, исследовавшего проблемы демографии, статистики, экономики и организации труда.

Значительный вклад в теорию организации внес А. Богданов («Всеобщая организационная наука», 1925 г.), который рассматривал ее как систематизацию организационного опыта человечества для формулирования организационных законов. Он выделил самостоятельную организационную науку со своими принципами и законами для органического и неорганического мира, положения которой в дальнейшем использовались в теориях систем, организации и кибернетики.

В период индустриализации СССР ключевые проблемы организации управления народным хозяйством решались с участием крупных организаторов промышленного строительства — С. Орджоникидзе и В. Куйбышева. Существенный вклад в развитие централизованного управления народным хозяйством и теории хозяйственного расчета внес Н. Вознесенский. Даже во время Великой Отечественной войны российские организаторы промышленности разрабатывали удивительные по смелости и срокам проекты в сфере военного производства, предусматривавшие перевод предприятий на новые территории и освоение новых видов продукции.

Представителями школы по использованию экономико-математических методов в экономике и управлении (за рубежом аналогичное направление получило название новой школы) в России во второй половине XX века были академики: Л. Канторович (линейное программирование, оптимизация размещения сырьевых ресурсов, математические методы организации и планирования производства); В. Новожилов (методы соизмерения народнохозяйственной эффективности плановых и проектных вариантов); Н. Федоренко (оптимизация народного хозяйства, применение математических методов и компьютерных вычислений); А. Анчишкин (исследования в области расширенного производства и макромоделирования); В. Глушков (школа кибернетики и автоматизированного проектирования).

Развитие кибернетики, математической логики и статистики, системотехники способствовало формированию теории управленческих решений в качестве нового раздела управленческой науки и использованию новых методов в исследовании процессов управления: экспертного прогнозирования, сетевых методов и моделей (метод критического пути PERT), теории массового обслуживания, разработки алгоритмов и методов социологических исследований.

Российская школа системных исследований раскрыла потенциальные возможности науки управления для реализации проектов по совершенствованию процессов самого управления. Анализ общества, сфер и отраслей экономики, регионов, отдельных предприятий и объединений в качестве социально-экономических систем способствовал развитию многих категорий управления: процессов и структуры управления; методов и механизмов хозяйствования; информации и коммуникаций, учета внешних связей и методов управления ими.[3]
^ Глава II. Становление и развитие менеджмента в России.

1. Основные черты экономической реформы конца 80-х - начала 90-х гг. в СССР.

Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в XiX - начале XX века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”.[4] Для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”, ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает

частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из данных вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”.[5]

В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику

российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины”. На наш взгляд это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1) Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2) Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время). В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  • внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

  • быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

  • создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.

Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции, но рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

2. Изменения внешней и внутренней среды организаций в процессе

реформирования экономики. Проблемы управления.

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

3. Опыт менеджмента на современных предприятиях РФ.

В совокупности структура предприятия и система управления образуют организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

Закрытое акционерное общество «Муром» - крупнейшая динамично развивающаяся компания в сфере деревообработки, которая более 75 лет ведёт торгово-промышленную деятельность на отечественном и международном рынке.

Муромский фанерный завод начал работать в 1933 году. Во время Великой отечественной войны на предприятии освоили производство бойленитовых плит (заменитель металла), наладили выпуск дельтадревисины и авиафанеры.

В 60-х годах прошлого столетия на заводе был построен цех-автомат по производству ДПС с проектной мощностью 25 тысяч кубометров в год. Началась реконструкция завода. В период с середины 80-х до середины 90-х годов только на Муромском фанерном заводе выпускались текстильные плиты и бакелитовая плёнка, декоративная фанера для судостроения, столярные плиты для вагоностроения

В 1996 году на базе Муромского фанерного комбината было создано Закрытое акционерное общество «Муром».

Фанерское Агентство Новостей (ФАН): Какова ваша главная цель?

Генеральный директор О.В. Тихонова: "Главная цель бизнеса – максимизация прибыли в долгосрочной перспективе без серьёзных рисков. Мы стремимся к комплексному, через производство, обеспечению потребностей покупателей на территории РФ и за рубежом в товарах высокого качества, обеспечивая устойчивое функционирование предприятия, содействуя развитию экономики России.

Повышение уровня прибыли, достаточного для воспроизводства и развития, и сохранение конкурентных позиций в постоянно меняющейся рыночной среде являются для предприятия постоянными краткосрочными и долгосрочными ориентирами.

На данный момент предприятие способно ежегодно производить 80 тысяч куб. метров фанеры, 101 тысячу куб. м древесностружчатых плит, 800 тысяч кв. м ламинированной ДСП. Основные производственные мощности предприятия составляют станки производства Германии, Финляндии, Японии. В рамках стратегической программы развития предприятия предусмотрено полное оснащение всего производства высокотехнологичных современным оборудованием.

ЗАО «Муром» выпускает: шлифованную и ламинированную ДСП, фанерную продукцию в широком ассортименте, в том числе фанеру с индивидуальными требованиями к толщине, размеру и поверхности, что возможно благодаря наличию высококлассных специалистов в области фанерного производства. На предприятии также производится мебель мягкая, офисная, корпусная и кухни, как стандартные модели, так и по индивидуальному заказу. Все модели мебели отвечают самым высоким экологическим стандартам, что позволяет использовать её даже в детских учреждениях. На всю мебель производства ЗАО «Муром» имеется сертификат соответствия Госстандарта РФ, Наше кредо: качество – это то, что ожидает от нас потребитель.

Круг деловых партнёров предприятия очень широк. Помимо российских предприятий, ЗАО «Муром» активно сотрудничает с компаниями более чем 25 стран мира. География экспортных поставок включает в себя страны Западной и Восточной Европы, Египет, США, страны СНГ. В России продукция ЗАО «Муром» представлена практически во всех регионах, включая Дальний Восток. Клиенты ЗАО «Муром» рассчитывают на компанию как на одного из крупнейших поставщиков фанерной продукции.

На ЗАО «Муром» прогнозируется развитие потребностей клиентов, появление новых направлений, проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается полный спектр товаров. Прикладываются усилия, чтобы с каждым покупателем установить долгосрочные партнёрские отношения.

В настоящее время на заводе занято более 1400 человек высококвалифицированного персонала. Сотрудники ЗАО «Муром» - сплочённая команда профессионалов, объединённая идеей стабильного развития компании.

Мы ценим труд наших специалистов и стараемся привлекать, удерживать и достойно вознаграждать лучших во всех сферах нашего бизнеса. Стало хорошей традицией регулярное награждение и премирование работников к профессиональным и другим праздникам.

На предприятии разработана эффективная кадровая политика, система корпоративного обучения, а также планы индивидуального профессионального роста для каждого сотрудника. Мы ценим новаторский подход, активную позицию, организаторскую гибкость и мобильность.

Руководством совместно с коллективом выработана и взята на вооружение философия: стратегическое мышление, ориентация на клиента, постоянные изменения при сохранении лучшего.

Сегодня ЗАО «Муром» находится на новом этапе развития. На предприятии реализуется долгосрочная стратегическая программа, активно идёт процесс перевооружения и внедрения системы менеджмента качества на основе требований международного стандарта".

ФАН: Каков план работы на ближайшее время?

Генеральный директор О.В. Тихонова: Намечен ввод в действие нового оборудования – сушилки, пресса, термомасляной установки, линии лущения, нового пресса с линией наборки пакетов. Новое оборудование даст увеличение объёмов. Сегодня мы делаем 6 – 7 тыс. м³. Сложность заключается в том, что замена старого оборудования на новое, начиная со строительных работ, будет требовать остановки ряда оборудования. Это не может не сказаться на снижение объёмов производства.

Те мероприятия, которые проводят на ЗАО «Муром», служат закреплению и уверенному росту достигнутых результатов в плане производства. Это стабильный и уверенный рост.

ФАН: А как у вас налажена система качества?

Заместитель генерального директора В.Н. Кочеткова: У многих российских потребителей существует предубеждение против качества отечественной продукции. Мы это предубеждение стараемся сломать. В вопросах повышения качества нельзя стоять на месте. В этом помогают современные технологии и материалы. Одна из наших главных задач – это достижение стабильности в производстве дорогостоящих товаров. По каждому подразделению свои качественные показатели, которые необходимо выполнять. За последний период произведена замена старого оборудования на новое. Объём производства, произведённого на старом оборудовании, в общей массе составляет меньше 20%. Техническое перевооружения должно давать результаты и вести к достижению поставленных задач. Но в многооперационном производстве любые достижения сведутся на нет без отношения к труду людей. Человеческий фактор имеет большое значение. Для решения в том числе организационной работы внедряется система менеджмента качества (СМК). Это инструмент, который позволит правильно и грамотно выстроить потоки. Современное оборудовании, которое у нас внедряется. Даёт результаты, но небезболезненно. Нужны новые навыки и знания специалистов. С недавнего времени мы перешли на работу со смолой КФ-53, что позволяет уменьшить содержание формальдегида. Теперь его содержание стабилизировалось.

Если технологическая составляющая в вопросах качества зависит от решения конкретных вопросов, то человеческий фактор зависит только от одного – отношения к работе. Для того чтобы работать без брака, надо соблюдать технологический процесс на всех этапах.

Мы долго наращивали объёмы и производительность труда. Теперь наша цель – качество. Количество без качества никому не нужно.

ФАН: Что предстоит сделать на заводе по охране труда в ближайшее время?

Заместитель главного инженера Н.Б. Бакулин: Охрана труда – одна из самых приоритетных задач в ЗАО «Муром». На предприятии разработана программа, которая имеет две главные цели – создание благоприятных и безопасных условий труда, а также снижение и недопущение травматизма на производстве. Самый большой блок в программе – улучшение условий труда. Планируется восстановить и отремонтировать все санитарно-бытовые помещения, восстановить вентиляцию, улучшить освещённость.[6]

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций.

2. Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором — мотивация персонала.

3. Первый принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы и на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, причем в первую очередь оно должно быть направлено на мотивацию персонала.

4. Второй принцип эффективности управления состоит в организации работ, при которой структура соответствует внешней среде, технологии, стратегии и размеру предприятия, а система управления позволяет оперативно и гибко реагировать на складывающуюся ситуацию.

5. Третий принцип эффективного управления заключается в выполнении управленческих функций с применением известных в менеджменте и подходящих к данной ситуации школ и методов управления в процессе текущего управления предприятием. При этом особое внимание необходимо уделить системному и ситуационному подходам для учета влияния внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия.

^ Глава III: Необходимость реструктуризации российских предприятий для работы в новых условиях хозяйствования.

1.Необходимость переподготовки руководителей и специалистов.

Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”) преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

Сформировать корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.

Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в XXI веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным. При этом, когда говорят "менеджмент" подразумевают и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих функцию управления. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Такая экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, требует никак не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.[7]

По-видимому, нам следует сделать важный вывод из этого - дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям, переход от административно-командной к рыночной системе - это настоящая революция, - вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все бывшие "аппаратчики" способны на, такого рода, приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.

Если же говорить о методах эффективной работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.

2. Необходимость совершенствования управления и внедрения более прогрессивных структур.

Актуальность разработки, обоснования и внедрения более прогрессивных структур обусловлена тем, что при быстроменяющихся внешних условиях не­обходим качественно новый уровень конкурентоспособности организаций, способных адекватно реагировать на рыночные запросы потребителей, нахо­дить новые пути расширения и развития предприятия, тесно взаимодействовать с партнерами на международном, региональном, отраслевом и общероссийском уровне. Особенно актуальна проблема выбора и применения управленческих структур для российских промышленных предприятий, конкурирующих на внутренних и внешних рынках.

Большинство российских предприятий нуждается в существенной реструк­туризации, оздоровлении и совершенствовании управления. Традиционные управленческие структуры уже не в состоянии обеспечить соответствующий уровень конкурентоспособности и эффективности функционирования.

Серьезной проблемой для России является недостаток квалифицированных менеджеров, способных поднять управление предприятием на мировой уровень конкурентоспособности и максимизировать эффективность управленческих структур.

Организационные структуры управления являются одним из консервативных элементов системы управления, так как их изменение всегда затрагивает интересы целых коллективов, и существуют определенные требования сохра­нения устойчивости системы. Вместе с тем структура управления любого предприятия должна соответствовать требованиям рыночной ситуации, иначе деятельность предприятия может оказаться неэффективной.

Таким образом, организационные структуры должны постоянно видоизменяться, дополняться и совершенствоваться соответственно деятельности ком­пании, требованиям конкурентоспособности и мировому техническому про­грессу. Поэтому все более актуальным становится внедрение и применение организационных структур управления, способных эффективно выполнять за­данные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем отно­сительно шире этот диапазон, тем более восприимчивой считается структура. Данный критерий назовем адаптивностью, или гибкостью структуры. Он относится и к способности руководителя воспринимать изменения как внешней, так и внутренней среды организации.

Заключение

Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Сегодня жесткость является необходимой, но вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента – движение к более мягкому по форме, но и более эффективному по содержанию управлению.

Российский менеджмент должен учитывать христианские традиции. Бердяев отмечал, что «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. Религиозная формация выработала некоторые устойчивые свойства, догматизм, аскетизм, способность нести страдание и жертвование во имя веры, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности и иному миру, то к будущему, то к этому миру». Стремление к богатству все больше пронизывает различные слои общества и является определяющим стимулом деятельности. Христианство в своей сущности нежелательно относится к жадности, власти «желтого дьявола». Отсюда еще одна черта русского менталитета: люди могут работать не столько ради денег, а для осуществления какой-либо общественной, политической или религиозной идеи. Энтузиазмом русского народа пользовались многие поколения советских руководителей. В то же время энтузиазм, возникший на основе какой-либо объединяющей национальной идеи, мог бы стать важнейшей составляющей выхода России из кризисной ситуации, дав толчок ее социально-экономическому развитию и в наши дни.

Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

Целесообразно вспомнить слова Тейлора: «Искусство научного управления это эволюция, а не изобретение». Однако и эволюция предполагает сознательный отбор. Поэтому мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: «...искусство научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и методов менеджмента, отражающего в себе важнейшие специфические особенности национального менталитета»[9].

Список использованной литературы

1. Газета «Фанерское Агентство Новостей», 2008 - № 6, № 9, № 11, № 13.

2. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 1999. – № 3. – С. 37

3. Белый Е.М., Кузнецов А.В.// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2004 - №3.

4. Блинов А.Ю., специалист по проблемам управления, г.Владивосток// журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2003 - №1.

5. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1992

6.Завгородная А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер. 2003.

7. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трефилова А.А., Стратегическое поведение: от разработки до реализации//Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2002 - №3.

8. Лехто Ю., Кюости В., Костин А., Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение//Журнал «Проблемы теории и практики управления» —2002.- №1.

9. Менджмент: Теория и практика в России: Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.:ИДФБК – ПРЕСС, 2003. -528с.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента — М.: Дело, 2002.

11. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992, с. 5.

__________________________

[1] – Акопов В.С., Бакштанский В.Л., Магазанник В.Д. Менеджмент жизни и предпринимательство// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». – 1999. - №3 – с.37

[2] – Менеджмент: Теория и практика в России. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИДФБК - ПРЕСС, 2003. – с.528

[3] - Журнал "Консультант Предпринимателя — Директору", 2003 - N 4.

[4] - Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека,

1997. стр. 57

[5] - Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека,

1997. стр. 57

[6] – Газета «Фанерское Агентство Новостей», 2008 - №6, №9, №11, №13.

[7] - Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:

Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.

[8] - Управление – это наука и искусство:А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор,

Г.Форд. – М.: Республика, 1992, с. 5.





Скачать файл (143 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации