Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Теоретические основы финансового менеджмента - файл 1.doc


Лекции - Теоретические основы финансового менеджмента
скачать (76.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.13.12.2011 02:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теоретические основы финансового менеджмента.

Сущность,цели и задачи ФМ.

ФМ- важная часть м-нта, или форма упр-ния процессами финансирования предприним-й д-сти.Фм,или управление финансами предприятия, означает управление ден. Ср-вами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распр-ния и использования с целью получения оптимального конеч. Рез-та.

ФМ направлен также на оптимизацию прибыли,максимиз-юкурса акций, максисизацию стоимости бизнеса, уровня дивидентов ( по облигациям), а также на поддержание конкурентноспособности и фин-й устойчивости ац-го субъекта.

ФМ как система управления состоит из 2х подсистем:

1я – Упраляемая подсис. ( объект упр-я)

2я – Управляющая подсис. ( субъект упр-я)

ФМ реализует сложн. Сис. Упр-ния совокупно – стоимостной величиной всех ср-в, участвующих в воспроизв-ном процессе, и капиталом , обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Поэтому в объект упр-я включаются следующие элементы:

  1. ДО

  2. Фин. Рес-сы

  3. Кругооборот капитала

  4. Фин. Отношения.

Субъект упр-я – совок-ть фин. Инструментов,методом, технических ср-в, а также спец-тов, орг-нных в опред-нную фин-ю структуру, к-я осущ-ет целенаправленное функционирование объекта управления.

Элементы субъекта управления:

1)Кадры ( подготовл. Персонал)

2) Фин. Инстр-ты и методы

3) Технич ср-ва упр-ния

4) Инф-онное обесп-е.

Целью ФМ явл-ся:

Выработка опред-х решений для достижения оптимимальных конечных рез-ов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном Ф. упр-нии.

Главная цель ФМ :

Обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной ст-ти бизнеса ( предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Основные задачи ФМ:

1.Обеспечение формир-я достаточного объема фин-х рес-сов в соотв-вие с потреб-ми предприятия и его стратегией развития.

2. Обеспечение офф-го исп-ния фин-х рес-сов в разрезе основных направлений д-сти пр-тия.

3. Оптимизация ден. Оборота и расчетной политики предприятия.

4. Максисизация прибыли при допустимом уровне фин-го риска и благоприятной политики налогообложения.

5. Обеспечение пост-го фин.равновесия пр-тия в процессе его развития, т.е. обеспечение финансовой деят-сти и платежесп-сти.

Функции ФМ.

  1. Функции объекта упр-я:

- воспроизв-я ( обесп. Воспр-во капитала)

- произв-я ( обесп функционир-я предприятия и кругооборота капитала)

- контрольная ( упр. Капиталом)

2) Фции субъекта упр-я:

-прогнозирование фин. Ситуаций и состояний.

- планирование фин. Д-сти.

- регулирование.

- координация д-сти всех фин-х подразделений с основными, вспомогательным и обслуживающим подразделениями пр-тия.

-анализ и оценка состояния пр-тия

- функция стимулирования

-ф-ция контроля за ДО , формированием и исп. Фин. Рес-сов.
^ ТЕРМИНАЛОГИЯ И БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ФМ.БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФМ.

ФМ базир-ся на след-х взаимосв-х основных концепциях:

1)К-я денежного потока.

2) К-я временной ценности ден. Рес-в.

3) К-я компромисса между риском и доходностью.

4) К-я цены капитала.

5) К-я эфф-ти рынка капитала

6) К-я ассиметричности инф-ции.

7) К-я агентских отношений.

8) К-ции альтернативных затрат.

1.Концепция денежного потока предполагает.

-идентификация ден. Потока,его продолжит-ть и вид ( краткосрочн,долгоср., с %ом или без)

- оценка факторов, определяющих величину элементов ден-го потока;

- выбор коэфф-та дисконтирования,возволяющего сопоставить элементы потока генерируемые в разл-е моменты времени;

-оценка риска,связанного с фин-ми потоками и способы его учета.

2.К-я временной ценности денеж. Рес-ов.

Врем ценность – объективно существ-щая хар-ка ден. Рес-сов. Опред-ся 3мя осн. Причинами:

А) инфляцией

Б) риском недополучения\непол. Ожид. Суммы.

В) оборачиваемостью.

3.К-я компромисса между риском и доходностью:

Получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском и зависимость между ними прямопропорциональна.Однако,возможны ситуации, когда максимизация дохода д.б. сопряжена с минимизацией риска.

4.К-я цены капитала: обслуживание того или иного источника финансир-я обходится для фирмы не одинаково, следов-но, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необход-й для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования пр-тия.

5. К-я эффективности рынка капитала – операции на Ф. рынке ( с ц.бум.) и их объем зависит от того насколько текущие цены соотв-ют внутренним стоим-тям цен. Бумаг.Рыночаная цена зависит от многих факторов, в т.ч. от инф-ции ( отчеты,статьи в год. И т.п.).Инф-я рассматривается как основополагающий фактор,наск-ко быстро инф-я отр-ся эфф-сти рынка.Термин “ эффективность” в данном случае рассм-ся не в эк-ком, а в инф-нном плане , т.е. степень эфф-ти рынка характер-ся уровнем его инф-й насыщенности и доступности инф-ции участникам рынка.

Достижение инф-й эфф-ти рынка базируется на выполнении след. Условий:

-рынку свойственно множественность покупателей и продавцов;

-инф-я доступна всем субъектам рынка одновременно , и ёё получение не связанно с затратами;

- отсутствуют трансакционные зат-ты, налоги и др.факторы, препятствующие совершению сделок;

-сделки, совершаемые отдельными юр. Или физ. Лицом не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

-все субъекты рынка действуют рационально,стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

-сверхдоходы от сделки с ценн.бумагами не возможны как равновероятностное прогнозируемое события для всех участников рынка.

Существует 2 основных характ-ки эффект-го рынка:

1.Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше ,чем в среднем доход на инвестиционный капитал при задан. Степ. Риска.

2.Урочень дохода на инвестиц. Кап-л на инвестируемый к-л – это ф-я степени риска.

Конц-я эффект-сти рынка на практике реализуется в 3ъ формах эфф-ти : слабой,умеренной и сильной.

В условиях слабой ф. эф. Текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов.При этом невохможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики, динамики цен.

В усл. Умеренной ф. эфф-ти текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен,но и всю равнодоступную инф-ю, к-я поступая на рынок немедленно отражается на ценах.

В усл-ях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную инф-ю, так и огранич-ю инф-цию.Однако та, и другая явл-ся доступной,следов-но, никто не может получить сверх-доходы по ценным бумагам.

6.Концепция ассиметричности информации:

Отдельные категории лиц могут владеть инф-цией,недоступной другим участникам рынка.Исп-ние этой информации м. дать положит и отриц. Эфф-т.

7.Конц. агентских отношений: в сложных орг-онно- правовых формах сущ. Разрыв между функцией владения и ф. упр-ния, т.е. владельцы компаний удалены от упр-я , к-м заним-ся менеджеры.Для того,чтобы невилировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров,владельцы вынуждены нести агентские издержки( участие менеджеров в рибылях, либо согласие с исп-ем прибыли).

8.Концепция альтернативных затрат:

Любое вложение всегда имеет альтернативу.
Основные этапы развития Фин.менеджмента.

1й подход связан с д-тью “школы имперических прагматиков”.Её представители професс-е аналитики;работая в области анализа кредитоспос-ти компаний; пытались обосновать набор относит. Показ-лей,пригодных для такого анализа.Они впервые попытались показать многообразие политич. Коэфф-тов, к-е м.б. рессчитаны по данным бух. Отчетности и явл-ся полеными для принятия упр-х решений.

2й подход.

Обусловлен д-тью ШКОЛЫ СТАТИСТИЧЕСКИГО ФИН.АНАЛИЗА. Основная идея в том, что аналитич-е коэфф-ты,рассчит-е по данным фин. Отчетности, полезны лишь в том случае,если сущ-ют критерии,с пороговыми значениями к-х, эти коэфф-ты можно сравнивать.

3й подход.

Обусл. Д-тью ШКОЛЫ МУЛЬТИВАРИАНТНЫХ АНАЛИТИКОВ. Предост-ли этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существовании несомненной связи частных коэфф-тов, характ-щих фин. Состояние и эфф-сть текущей д-сти.

4й подход.

ШКОЛА АНАЛИТИКОВ,ЗАНЯТЫХ ПРОГНОЗИРОВАНИЕМ БАНКРОТСТВА КОМПАНИЙ. Представители школы делают в анализе упор. На фин. Устойч.-сть компании,предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

5й подход.

Самое новое направление:ШКОЛА УЧАСТНИКОВ ФОНДОВОГО РЫНКА.

Ценность отчетности состоит в возвожности её исп-ния для прогнозирования Ур-ня эфф-сти инвестирования в ценн.бум.
^ Фин. Деятельность и финанс. Механизм предприятия.

Фин. Деятельность предприятия связанны с формированием,распределением и исп-ем фин. Рес-сов, фин. И денежными отношениями,возникабщими во внутренней и внешней среде пр-тия.

Фин. деят-ть включает след-е виды:

1.Отчисления связ-е с формир-ем УК и его распр-нием между собственниками.

2.Отношения ,связанные с авансированием УК во внеоб. И обор. Активы.

3.Деят-ть,связанная с формированием валовых доходов пр-тия и их распределение в целях покрытия воспроизв-ых затрат, т.е. обеспечением фин. Рес-сами воспроизв-ого процесса.

4.Деят-сть,связанная с выполнением обяз-ств перед бюджетной системой.

5.Д-сть,св-нная с выполнением обяз-ств перед собственниками пр-тия по выплате им доходов.

6.Д-сть, связ-я с реинвестированием прибыли в целях превращения активов.

7.Д-сть , связ-я с формированием различных резервов пред-тия.

8.Отношения , связанные с формированием фондом стимулирования и соц. Защиты работников.

9.Д-сть,связанная с размещением свободных фин.рес-сов пр-тия и привлечением дополнит. Фин. Рес-сов на фин-вом рынке.

10.Д-сть,связ-я с перераспреднем фин. Рес-сов внутриотраслевого или межотраслевого х-ра в случае вхождения пр-тия в различные ассоциации,концерны,синдикаты,холдинги,ФПТ.

11.Деят-ть , связанныя с получением субсидий и субвенций из бюдж. Разных Ур-й.

Фин. Механизм пр-тия – совок-ть фин-х методов,рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и инф-ого обеспечения,возникающих во внутренней и внеш. Среде предприятия.

Фин. Д-сть пр-тия реализ-ся посредством фин.механизма.
Сферы финансового менеджмента.

1.Фин анализ и планирование ,а также фин. Прогнозирование:

- оценка и анализ активов и источников их формирования;

-оценка величины и состава рес-сов, необходимых для поддержания эк-кого потенциала компании и расширение её деят-ти;

-оценка источников дополнит. Финансир-ния;

-формирование системы контроля за составлением и эфф-ным исп-ем фин рес-сов.

2. Обеспечение пр-тия фин. Рес-сами.

-оценка объема требуемых фин. Ресурсов

-выбор форм их получения

-оценка степени их доступности и времени получения этих рес-ов

-оценка стоимости обладания данным видом ре-сов (%,дисконт).

-оценка риска,ассоциируемого с данным источником финансирования.
3.Распределение и исполз. Фин. Ресурсов.

-анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного хар-ра

-оптимальность времени трансформирования фин. Рес-ов в другие виды ресурсов ( матер-е, трудовые, денедные)

-целесообразность и эффективность вложений в основн. Фонды,НМА и формирование их рациональной стр-ры.

-оптимальное исп. Обор. Ср-в

-обеспечение эфф-ти фин. Вложений.
Леверидж и его виды.

Леверидж – в приложении к фин.сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение к-го может привести к сущ-ому изменению результирующих показателей.

В фин. Менеджменте различ. След. Виды ЛЕвериджа:

-Финансовый

-Производственный (операционный)

-Производственно-финансовый.

Фин. Леверидж характеризует влияние стр-ры капитала на величину прибыли предпр-я,а разные способы включения кредит-х издержек в с\с оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рент-ть собств.капитала.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек пр-ва и от соотношения условно-постоянных и условно – переем-х затрат в стр-ре с\с.

Изм. Прибыли в завис. От изм объема продаж.

Производственно-финансовый леверидж.

Оценивает совокупное влияние пр-го и фин. Л-джа.Здесь происходит мультипликация риска предприятия.

Франчайзинг – передача в аренду торговой марки ( с инструкцией ведения бизнеса).

Финансовая пирамида ( с 1919г.)

Итал. Чарльз зарегистрир. Новую фирму.Объявил оч. Выс. Проценты выплат по вкладам.%ты по вкладам оплачивались новыми вкладчиками, но приток ден. Средств лграничен,а держатели акций пост-но увел-ся в числе,соотв-но новые участники теряют свои деньги,а первые ( ранее пришедшие) могут получить прибыль.

Иногда Ф.П. это просто инвестиц-я ошибка.

Вэндинг – машина,состоящая из устройств и выполняющая операции по заданному алгоритму.Прибыльный бизнес, основывающийся на доходах от размещенных в обзественных местах соотв-ъ автоматов, терминалов.

Не требует расходов на рекламу.Реклама только ( операторов сотовой связи например) услуг,а не автоматов.В. не зависит от эк-ких кризисов.

Недостатки:поломки машин.

Инфляция в Москве в этом месяце сост 0.9%.

На овощи цены понизились.

На рыбу замороженную цены также сниз.Выросли цены на молочн. Прод. И мёд.

Базовый индекс = 100,3% ( с нач. года = 100,7%).

Потребит цен.
Кредитование.Формы кредита:

Срочная ссужа – перечисление на р\сч. Суммы кр.

Конкоретный кр-т – сочетание ссудного счета.

Онкольный кр-т – банк оплачивает все счета.Понашается с предупреждением за 7 дней ( обычно).

Ипотечный кр-т-кр-т под залог (обычно под залог недвижимости) для приобретения недвижимости.

Фирменный кр-т-кр-т в форме отсрочки платежа.

Вексельный кр-т – владелец векселя получает сумму,указ-ю в векселе от банка.
Понятие дивидентной политики и основные теории.

Термин ДИВИД-Я ПОЛИТИКА обычно связан с распределением прибыли в АО.Однако,рпссматр-е в данном случае принципы и методы распр-я прибыли применимы не только к АО, но и к предприятиям любой орг-правовой формы.В связи с этим в ФМ исп-ся широкая трактовка термина ДИВИД. ПОЛИТИКА вод к-й понимают механизм формирования доли прибыли,выплачиваемой собственнику в соотв-вие с долей его вклада в общую сумму собств. Капитала пр-тия.Осн-й целью дивидентной политики явл-ся устан-е необх-й пропорц-ти между текущим потребителем прибыли и буд-м её ростом, к-й обеспечит инвестиц-он финансирование,а так же с помощью дивид-й политики можно максимизировать рын. Ст-сть предприятия и обеспечить стратегич-е развитие.

Под дивидентной п-кой понимают составную часть общей политики пр-тия заключ-ся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рын. Ст-сти пр-тия.

Наиб. Распр-ми и востреб-ми теориями дивидентной политики явл-ся:

1.Теория независимости дивидентов:

(Авторы:Миллер,Модельяни).Теория утверждает,что избран. Дивид-я пол-ка не оказывает никакого влияния не на рын-ю ст-сть пр-тия, на на благосост-е собственников в текущем и перспективном п-дах.Т.к. эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли,а не распред-й.Поэтому, дивидентн. Пол-ка д. предусматривать,прежде всего, направление основн. Массы прибыли на финансир-е наиб. Эфф-х инвестиц-х проектов,а обыкновенным акционерам дивиденты д. выплач-ся по остаточному принципу.

2.Теория предпочтительности дивид-ов.

(АВт: Гардон,Линтнер).Теор утверж-ет, что каждая единица тек-го дохода,выплач-го в форме дивид-ов в наст. Время,стоит всегда дороже , т.к. она очищена от риска в отличие от буд-х дох-в с присущими им рисками.Исходя из этой теории, максимилизации дивидентов явл-ся более предпочтит-й,чем капитализация прибыли.Противники этой теории: доход, полученный в форме дивид-в в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналог-х компаний,а это в свою очередь не позволяет использ-ть фактор риска, как аргумент в пользу этой или иной дивидендной пол-ки.

3.Теория максимизации дивид-в ( теория налоговых предпочтений).По этой теории эфф-ть пол-ки опр-ся критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот,а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников.Налогообложение тек-х доходов в виде дивид-х выплат будет всегда выше,чем у предстоящих за счет временной ст-сти денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли.Поэтому следует обеспечить минимум дивид-х выплат.И максим-но капитализировать прибыль.Эта теория зависит от сис-мы льгот в конкр-й сис-ме налогообл-я, в кокр-й момент времени конкр-й страны.

4.Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной ст-сти акций,в кач-ве базового элемента иса-.ют размеры выплачиваемых по акциям дивидендов.Поэтому , рост уровня дивид-х выплат определяет возрастание реальной и котируемой рын-й ст-сти акций.

5.Теория клиентуры ( или теория соотв-я дивидендн. Политики состава акционеров).

По этой теориикомпания должна осущ-ть дивид-ю политики таким образом,чтобы удовлетворить ожидания большинства акц-ров и их менталитет.Если большинство акц-ов отдает предпочт-е текущему дивиденту , то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и наоборот если осн-й состав хочет капитал-ть прибыль, то надо её капитализировать.Та часть акц-ов,к-я будет не согласна с дивид-й политикой реинвестирует свой капитал в акции другиз компаний.В рез-те состав клиентуры станет более однородным.
Типы дивидендной политики.

Практич. Использ-е див. Теорий привело к разработке 3х основных подходов к формированияю дивид. Политики:

1.Консервативный.

1.1. Остаточная политика выплаты дивид-в.

1.2. П-ка стабильного размера дивид-х выплат.

2.Компромиссный

2.1 Политика миним – го стабильного размера дивидендных выплат с надбавкой в опред периоды ( политика экстрадивидендов).

3.Агрессивный подход.

3.1. Политика стабильного уровня дивид-х выплат по отношению к прибыли.

3.2. Политика постоянного возрастания размере дивид-х выплат.

Запершающим этапом формирования дивидендной политики явл-ся выбор форм вылат:

  1. Выпл. Дивид-в наличными;

  2. Выплата акциями( для акц-ов, ориентированных на рост капитала в предст. Периоде);

  3. Автоматическое реинвестирование ( право выбора получить наличные деньги или реинвестировать в дополнит-е акции);

  4. Выкуп акций компанией ( т.е. на сумму дивид-го фонда фирма выкупает на рынке свободно обращабщиеся акции);

По российскому законод-ву источниками средств для выплаты дивидендов явл-ся:

1.Приб за тек. Год по обычн. Акциям.

2.Прибыль за отч. Год, специально формир-е фонды и резервы по привелегированным акциям.

Решение о выплате дивид-в и о их размере приним-ся Советом дир-в общ-ва.При этом размер годовых дивидендов не м.б. больше рекомендованных Советом дир-в, и меньше выплач-х промежуточных дивидендов.Как правило,дивид-ды выплачив-ся наличными за вычетом подох. Налога.

Дата выплаты дивидендов опред-ся Уставом общ-ва и решением общего собрания.Выплаты не м. начаться раньше 1 мес. После прин. Решения.Наряду с календ. Ср. выплаты дивид-в существует и общие огранич.:

  1. Связанные с фин состоянием эмитентов.

  2. Связанные с выпуском акций.

^ УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СР-МИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ.

Цель управления з-ми: поддерживать их на так. Ур. Чтобы можно было всегда вовремя выполнять заказы потребит-й, не прерывать произв-ва,а также минимизир-ть затраты , к-е обусловлены необх. Иметь запасы.


Скачать файл (76.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации