Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Организация управленческого учета в организациях автомобильного транспорта - файл 1.docx


Организация управленческого учета в организациях автомобильного транспорта
скачать (562.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx563kb.13.12.2011 03:38скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра бухгалтерского учета
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»

На тему: Организация управленческого учета в организациях автомобильного транспорта.

На материалах ООО «ТрансТаун»

Выполнил Проверил:

Студент(ка)

4 курса УЭФ

гр. БАУ 07-11М

Горошникова В. И.

Красноярск 2009 г.
Оглавление

 3

Введение. 4

1.Место управленческого учета в системе бухгалтерского учета ООО «Транстаун». 5

 17

2.Формирование организационно - методологической модели управленческого учета. 17

 18

2.1.Формирование системы показателей для управления организацией. 18

2.2. Децентрализация учета: центры ответственности, места возникновения затрат, носители затрат. 21

2.3 Организация управленческого учета в организациях автомобильного транспорта. 25

2.4. Прочие этапы формирования организационно-методологической модели управленческого учета. 32

3. Формирование системы управленческой отчетности. 35

4. Место бюджетирования в системе управленческого учета. 37

Заключение. 38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41


Приложения.
^



Введение.


Управленческий учет выступает составной частью информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Управленческий учет формирует такую информацию для руководителей разных уровней с целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание управленческого учета определяется целями управления, оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений.

Управленческий учет не представляет собой учет в узком смысле слова как систему сбора, регистрации и обобщения информации. Это скорее система управления предприятием, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели.

Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы заключается в особом месте, занимаемом управленческим учетом в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия автомобильного транспорта, где особая роль принадлежит влиянию управленческого учета на эффективность экономики предприятия. Для рационального управления затратами возникает очевидная потребность в их классификации по месту возникновения и центрам ответственности. Для совершенствования контроля над затратами каждое предприятие в силу своих производственных особенностей должно выбрать самостоятельно метод калькулирования затрат, который отражается в учетной политике. Но на практике, в России, до сих пор нет четкого понимания последовательностей действий при ведении учета, а так же взаимосвязей бухгалтерского и управленческого учетов. На мой взгляд, рассмотрение основных принципов данных видов учета, должно помочь в разграничении их принципов и структуризации действий по ведению учета.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации управленческого учета на предприятии автомобильного транспорта ООО «Транстаун», особенностей нормативно-правовой литературы в области управленческого учета, а так же анализ их роли в современной бухгалтерии.



Исходя из заявленных целей, следует выполнить следующие задачи:

Определить место управленческого учета в системе бухгалтерского учета объекта исследования.

Рассмотреть принципы формирование организационно-методологической модели управленческого учета.

Изучить основные направления формирования системы управленческой отчетности.

Определить место бюджетирования в системе управленческого учета.

Предметом курсового исследования является организация управленческого учета на предприятии автомобильного транспорта. Объектом исследования послужило предприятие ООО «Транстаун».

Общество с ограниченной ответственностью «Транстаун» Зарегистрировано 26 января 2001 года. Расположено предприятие в городе Минусинске, красноярского края. Предприятие осуществляет деятельность в области грузовых и пассажирских перевозок. Для осуществления деятельности используются арендованные транспортные средства: грузовые автомобили и автобусы. Так же предприятие имеет ремонтную базу, собственную заправочную колонку.

Организационная структура ООО «Транстаун»



В составе бухгалтерии разделяется два участка – по видам осуществляемой деятельности. Первый занимается учетом по грузовым перевозкам, второй – по пассажирским перевозкам. Сводный учет ведет главный бухгалтер.

^

1.Место управленческого учета в системе бухгалтерского учета ООО «Транстаун».


Эффективность управления транспортными предприятиями в первую очередь зависит от качества управления затратами на осуществление своей деятельности. В частности, возможность контролировать расход горюче-смазочных материалов и запасных частей, являющихся основной статьей расходов, позволяет значительно снизить издержки на эксплуатацию транспортных средств.

Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство услуг;

- исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов и всего объема оказанных услуг;

- предоставление менеджменту предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений;

- контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В штате бухгалтерии на предприятии состоит пять человек. Бухгалтерский учет разделен на два больших участка – по видам оказываемых услуг. Учет затрат на оказание услуг по грузовым перевозкам осуществляется бухгалтером в разрезе каждой используемой в деятельности грузовой машины, а так же в разрезе материально- ответственных лиц – водителей грузовика.

Учет затрат по оказанию услуг пассажирских перевозок выделен в отдельный участок бухгалтерского учета, где учет ведется так же в разрезе каждого автобуса, и материально- ответственных лиц.



Структура бухгалтерской службы ООО «Транстаун»

Главный бухгалтер




Старший бухгалтер участка грузовых перевозок

Менеджер - логист



Старший бухгалтер участка пассажирских перевозок

Диспетчер



Предприятие ООО «Транстаун» является малым предприятием, поэтому взаимодействие между всеми службами и участками деятельности ничем не затруднено. Оперативную информацию бухгалтерия получает ежедневно и сиюминутно посредством телефонных переговоров, планерок – пятиминуток.

Каждое утро руководитель предприятия проводит планерку на которой старшие бухгалтера участков предоставляют в устной форме отчет за предыдущий день о количестве оказанных услуг, полученных денежных средств, расходе горюче-смазочных материалов и запасных частей, непредвиденных расходах, и необходимых корректировках деятельности. Решение о внесении корректировок принимает непосредственно руководитель, основываясь на данных отчетов.

Для учета затрат ООО «Транстаун» использует следующие счета, предусмотренные типовым Планом счетов бухгалтерского учета:

20 «Основное производство» - активный калькуляционный;

26 «Общехозяйственные расходы» - активный собирательно-распределительный;

Таблица 1 - Анализ существующей в организации подсистемы производственного учета.

№п/п

Элемент подсистемы производственного учета

Счет/ субсчет применяемый для учета

Информация используемая в учете

Регистры учета

Управлен-ческая отчетность

А

Б

1

2

3

4

1

Затраты основного производства

20(по местам возникновения затрат)

Данные накопительных ведомостей, расчеты распределения и 

т.д.



Журнал-ордер №10, ведомость №12, карточки 

учета затрат и т.д.



Не составляется



2

Общехозяйственные расходы

26 (по местам возникновения затрат)

Данные накопительных ведомостей, расчеты распределения и т.д.

ведомость № 15

Не составляется
Анализ существующей подсистемы производственного учета показывает, что как и на большинстве российских предприятий управленческий учет не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. Так, В.Э. Керимов обращает внимание, что на современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий1.

В связи с этим проблема его внедрения в практику приобретает первостепенное значение, возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль 

управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки.

В Российской Федерации определение управленческого учета до настоящего времени не получило в экономической литературе более или менее четкой и однозначной трактовки. Среди специалистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, теории учета.

Критический обзор и анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых на управленческий учет позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Все авторы отмечают, что:

- информация управленческого учета предназначена для использования внутри организации, что и обусловливает коммерческую тайну данных управленческого учета;

- информация управленческого учета предназначена для принятия управленческих решений, в чем и состоит возможность активного ее воздействия на процесс производства;

- существенную часть информации управленческого учета составляют данные о затратах.

2. Одна группа авторов (А. Чмель, Б. Нидлз, О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова и др.) считает, что:

- управленческий учет обеспечивает сбор, регистрацию, систематизацию только учетной информации или управленческий учет - это часть, подсистема бухгалтерского учета;

- объектами управленческого учета являются только затраты и результаты;

- информация управленческого учета используется только для принятия оперативных решений;

- информация управленческого учета предназначена для управления структурными подразделениями предприятия.



3. Другая группа авторов (наибольшая) (С.А. Николаева, Т.П. Карпова, В.Э. Керимов, А.Д. Шеремет и др.) считает, что:

- управленческий учет представляет собой интегрированную систему учета, нормирования, планирования, контроля и анализа;

- управленческий учет отражает не только данные о затратах и результатах, но и другие объекты, информация о которых необходима для принятия специальных проблемных управленческих решений;

- информация управленческого учета используется как для принятия оперативных / текущих, так и перспективных / стратегических управленческих решений;

- информация управленческого учета предназначена для управления как структурными подразделениями предприятия, так и предприятием в целом и сегментами его бизнеса.

Управленческий учет как социально-экономическое явление постоянно развивается: расширяются его функции, увеличивается набор решаемых им задач, разнообразнее становятся применяемые им методы.

Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так и из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.

Помимо управленческого учета в учетную систему предприятия входят финансовый и налоговый учет, которые отличаются обязательностью ведения в силу закона. Так, бухгалтерский учет действует в интересах сторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс в принципе не является закрытым документом, а в случае с ОАО (открытые акционерные общества) он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами являются ПБУ (Правила бухгалтерского учета). 

А если предприятие стремится выйти на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять свою отчетность и по правилам IAS (International Accounting Standards - международные стандарты бухучета) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухучета, действующие в США).

Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс РФ, законы и инструкции Госналогслужбы и других органов.

Многие менеджеры считают, что управленческий учет является подсистемой бухгалтерского учета и ограничивается сферой финансов. При этом создается представление о существовании общей методики внутреннего учета, подобной правилам бухгалтерского учета. Однако управленческий учет - это скорее подход к организации информационной системы предприятия, ориентированной на пользователя, чем какая-либо универсальная методика. Система управленческого учета может не соприкасаться с бухгалтерией и не оперировать финансовыми показателями. Решение о конфигурации системы управленческого учета должен принимать руководитель организации, исходя из существующих потребностей в информации для нужд управления и имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы для построения внутренней информационной системы.

Таким образом, место управленческого учета в финансовой системе предприятия совершенно особенное, и его постановка и ведение требуют других подходов и других специалистов, чем те, которые обслуживают бухгалтерский и налоговый секторы.

Цели и задачи управленческого учета, обозначенные в публикациях М.А. Вахрушиной, Т.П. Карповой, Ч.Т. Хорнгрена и Дж. Фостера, А.Д. Шеремета, по своей сути совпадают. Например, М.А. Вахрушина указывает: "Цели управленческого учета: оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений; контроль, 

планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности; обеспечение базы для ценообразования; выбор наиболее эффективных путей развития предприятия" 2. В.Б. Ивашкевич главной целью управленческого учета видит информирование для принятия решений по управлению экономикой предприятия и оценку эффективности выполнения принятых решений 3.

В связи с этим можно отметить, что основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса плановых, прогнозных и фактических данных о функционировании предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) в целях обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.

Л. Шардонне4 выделяет семь задач управленческого учета:

1) рациональное калькулирование себестоимости продукции;

2) анализ работы предприятия с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.);

3) разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства;

4) выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования;

5) приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления;

6) учет движения материальных ресурсов и готовой продукции;

7) соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля.



Целями и задачами управленческого учета определяются его функции. Большинство российских авторов сходятся во мнении о функциях управленческого учета. В частности, О.Д. Каверина5 выделяет следующие функции: обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом; формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия. Т.П. Карпова6 акцентирует внимание на таких функциях управленческого учета, как обеспечение информацией различных уровней управления, оперативный контроль, перспективное планирование. В свою очередь, западные специалисты (например, Ч.Т. Хорнгрен и Дж. Фостер) выделяют функции управленческого учета в составе функций бухгалтерии - планирование, контроль, анализ отчетов, оценка и консультирование, оставляя для финансового учета налоговые расчеты, составление официальной отчетности, контроль за сохранностью активов, финансовый анализ 7.

Следовательно, функции управленческого учета можно сгруппировать по следующим направлениям:

- обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений;

- формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;

- оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений предприятия в достижении цели;

- перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.



В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Предметом управленческого учета является производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.

Содержание предмета раскрывается его объектами. Объектами управленческого учета являются затраты в целом по предприятию и по структурным подразделениям; результаты хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; финансовые результаты (затраты) центров финансовой ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности.

Объекты управленческого учета отражаются через совокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческого учета, к которым можно отнести приемы финансового учета, индексный метод, приемы экономического анализа, математические методы и т.д.

Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым в управленческом учете, можно отнести:

- непрерывность деятельности предприятия;

- использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;

- оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

- преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;



- формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления;

- применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

- полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

- периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Совокупность перечисленных принципов должна обеспечить действенность системы управленческого учета. Следует отметить, что систему управленческого учета каждое предприятие может ставить, исходя только из своих целей и видения перспектив развития. Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации.

Постановка управленческого учета - сложная задача, которая часто решается в рамках реорганизации всей компании. Все проблемы, связанные с постановкой управленческого учета, можно обобщенно сформулировать следующим образом:

- сложность в определении квалификации и подборе специалистов, в чьи обязанности входит постановка и ведение управленческого учета;

- отсутствие понимания руководством и сотрудниками предприятия данного участка работы (отсюда проистекает недостаточное взаимодействие между специалистами и руководством, между специалистами и другими сотрудниками предприятия);

- отставание на других участках работы: слишком большое различие между бухгалтерским и налоговым учетом, отсутствие четкой структуры предприятия;



- отсутствие идеологии на предприятии, которая обеспечивала бы работу коллектива как единого целого, отношения взаимопомощи, взаимного уважения и осознание ответственности за предоставляемую информацию;

- сложность в техническом обеспечении функционирования системы управленческого учета: отсутствие необходимой компьютерной техники, программного обеспечения и т.п.

Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия, которое должно проявлять заинтересованность в создании полноценной системы управленческого учета и проявлять инициативу в решении сопутствующих организационных, психологических и технических проблем.

Одной из проблем является недостаточное понимание сущности управленческого учета в компании. В практике российских предприятий большинство из них отталкивается от принципа, что управленческий учет - это учет затрат, и систему управленческого учета сводят к системе учета затрат и распределения их по центрам финансовой ответственности, центрам затрат, видам выпускаемой продукции. Действительно, роль управления затратами велика - только изменив систему учета затрат на предприятии, можно существенно повлиять на прибыль. Однако главной целью управленческого учета является ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и тактических целей предприятия, и по этой причине система управленческого учета должна включать в себя и систему сбора информации по конкурентам, покупателям, качеству продукции, и информацию об эффективности организационной структуры компании, методов стимулирования и т.д. Система управленческого учета должна охватывать все службы предприятия и весь спектр данных о его деятельности.

Система управленческого учета обеспечивает менеджеров информацией по следующим группам:



- информация для внутренней текущей отчетности в целях планирования и контроля затрат на производство и оценки производительности труда как отдельных работников, так и каждого подразделения предприятия;

- информация для внутренней текущей отчетности по прибыльности производимой продукции, ее потребителям, каналам распределения и т.д., для принятия решений по распределению ресурсов и в некоторых случаях для определения ценовой политики;

- информация для разработки стратегии и тактики внутренней деятельности фирмы, включающая составление долгосрочных планов развития компании, освоение производства новой продукции, обновление оборудования и т.д.;

- информация для внешней отчетности, получаемая в процессе анализа финансового состояния в интересах инвесторов, правительства и других внешних потребителей.

Достоверность информации системы управленческого учета зависит от многих факторов: были ли грамотно выделены и учтены цели предприятия и стратегии их достижения при разработке системы управленческого учета; правильно ли выбраны центры финансовой ответственности; соответствует ли технология бизнес-процессов задачам компании и планируемой системе управленческого учета; правильно ли выбрана система распределения накладных расходов; как налажены горизонтальные связи и распределена система ответственности по сбору информации и составлению бюджетов; какая система мотивации персонала принята в организации.

При внедрении системы управленческого учета перед предприятием кроме перечисленных проблем будет стоять и много других: формирование команды, необходимость обучения персонала, сопротивление коллектива нововведениям, установление сильных горизонтальных связей и переход на систему регулярного менеджмента.

Однако результаты, полученные от внедрения системы управленческого учета, превзойдут все ожидания, так как правильно поставленный управленческий учет даст информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности предприятия и планирования его дальнейшей деятельности, предоставит базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабдит механизмами контроля за исполнением принятых решений.
^



2.Формирование организационно - методологической модели управленческого учета.


Модель управленческого учета включает три составляющие — методологическую, организационную и техническую. Методологическая составляющая определяет принципы управления, организационная составляющая формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета, техническая составляющая определяет потребность в технических средствах для функционирования системы управленческого учета.

Формирование организационно-методологической модели предусматривает следующие мероприятия:

1) формирование системы показателей для управления предприятием;

2) переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров финансового учета (отчетности);

3) разработка учетной политики управленческого учета;

4) формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;

5)определение способа калькулирования;

6)разработка управленческой отчетности;

7)выбор программы для автоматизации управленческого учета;

8)разработка процедур анализа, контроля и принятия решений.

Формирование системы показателей необходимо для отражения состояния и результатов деятельности предприятия. Обобщающим показателем деятельности является прибыль предприятия.

Можно выделить следующие основные элементы, которые определяют в целом информационную систему управленческого учета — центры ответственности, бизнес-процессы, регламенты, результаты и оценочные показатели. Аспекты необходимости их использования, их взаимосвязей и основные функции, реализуемые ими в модели системы управленческого учета, основанной на современных концептуальных подходах представлены в схеме (рис. 1).


Рис. 1. Модель системы управленческого учета, основанной на современных концептуальных принципах и подходах
^



2.1.Формирование системы показателей для управления организацией.


В системе управления автотранспортного предприятия (АТП) каждое управленческое звено отвечает за целесообразность и правильность принятых им решений, их своевременную реализацию и степень содействия повышению эффективности работы соответствующей службы или подразделения. Таким образом, очевидна прямая связь между эффективностью управления и эффективностью производства.

В условиях формирующейся рыночной экономики принятие оптимального управленческого решения в автотранспортном предприятии происходит на основе анализа большого количества оперативной информации по техническому состоянию и ресурсам предприятия, рынков транспортных услуг и ряда других факторов, которые непрерывно изменяются и требуют соответствующей обработки. Таким образом, на сегодняшний день принятие правильного управленческого решения руководителем немыслимо без оперативной обработки информации и ее наглядного представления при помощи персональных компьютеров.

Управление начинается с получения и обработки информации о состоянии дел на предприятии, на основе которого принимается необходимое решение. Таким образом, управление представляет собой процесс преобразования информации в определенные целенаправленные действия, переводящие управляемую систему (предприятие, цех, подвижной состав) из исходного в заданное состояние.

Накопление и обработка оперативной информации сегодня на многих автотранспортных предприятиях с большой эффективностью выполняется при помощи персональных компьютеров. Однако, проводимые в АТП исследования свидетельствуют об отсутствии методик, а тем более программных продуктов, позволяющих достоверно, а, главное, оперативно определять эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий, эффективность системы их управления.



Показатели деятельности лежат в основе планирования работы подразделений и делегирования ответственности на предприятии. Для реализации соответствующих управленческих функций менеджерами всех уровней, необходимы правила делегирования полномочий, правила распределения ответственности в структуре управления организаций. При этом важность рассматриваемой подсистемы не зависит от принятого похода к построению системы управления (иерархического, дивизионного или матричного).

Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, правильное функционирование системы, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением.

В настоящее время используется система показателей экономической эффективности и управления, включающая в себя четыре самостоятельные группы8:

— обобщающие показатели экономической эффективности производства и управления;

— показатели экономической эффективности использования труда;

— показатели повышения эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;

— показатели экономической эффективности использования материальных ресурсов.

Подобная сложившаяся за многие годы система показателей эффективности не дает возможности достоверно и оперативно оценить эффективность деятельности автотранспортного предприятия. К тому же, большинство показателей несопоставимы друг с другом, и, что более важно, все эти показатели практически невозможно свести в единый показатель, способный, будучи удобным в употреблении, достоверно определить 

эффективность производственно-хозяйственной деятельности и управления АТП. Очевидна необходимость создания системы показателей или некоторого единого показателя для оценки эффективности АТП в целом.

Повышение эффективности использования производства заключается в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, т.е., используя сравнительно меньшее количество ресурсов, необходимо добиться большего эффекта. Эффективность будет расти в случае, если темпы роста показателей результатов работы предприятия опережают темпы роста показателей затрат.

Предлагаю систему упорядоченных показателей, представляющих собой набор основных показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, и расположить эти показатели в порядке от конечных к начальным.

Разработанная система упорядоченных показателей наиболее полно описывает хозяйственную деятельность грузового АТП в современных условиях и разделяется на три основные группы по роли показателей в производственно-хозяйственной деятельности предприятия:

— итоговые параметры, отражающие конечный результат деятельности АТП (общая прибыль, валовые доходы, объем перевозок);

— промежуточные параметры, косвенно характеризующие итоги работы предприятия (грузооборот, пробег автомобилей с грузом, общий пробег, автомобиле-часы работы);

— исходные параметры, отражающие затраченные в производственном процессе ресурсы (затраты на топливо и общие затраты; стоимость ОПФ, нормируемых оборотных средств; фонд заработной платы; автомобиле-часы в хозяйстве; человеко-часы выполненных работ; списочная численность работников).

В общем случае система упорядоченных показателей может изменяться в зависимости от индивидуального характера производственной деятельности конкретного АТП, однако, должна быть получена в результате 

анализа всего массива показателей, учитываемых на данном АТП, и являться достаточной для всесторонней оценки хозяйственной деятельности.

^

2.2. Децентрализация учета: центры ответственности, места возникновения затрат, носители затрат.


На предприятиях управление затратами осуществляется не только по предприятию в целом, но и более детально - по центрам ответственности.

Центр ответственности - это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Управление затратами по центрам ответственности нацелено на удовлетворение потребностей внутрифирменного планирования.

Характерные особенности системы управления затратами по центрам ответственности заключаются в следующем: определение области полномочий и ответственности каждого менеджера: менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать; персонализация документов внутренней отчетности; участие менеджеров центров ответственности в подготовке отчетов за прошедший период и планов (бюджетов) на предстоящий период.

Выбор способа деления предприятия на центры ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, при этом необходимо учитывать следующие требования: в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база распределения расходов; во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо; необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности; степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы

ведение учета не было чересчур трудоемким; желательно, чтобы для любого вида затрат предприятия существовал такой центр затрат, для которого данные затраты являются прямыми.



Деление предприятия на центры ответственности взаимосвязано с организационной структурой предприятия. Центры ответственности можно классифицировать по следующим принципам:

• объем полномочий и ответственности

• функции, выполняемые центром.

Основные центры ответственности непосредственно изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для потребителей. Их затраты напрямую относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

В составе основных центров ответственности выделяют центры, относящиеся к материальным запасам, участки и цехи основного производства, управленческие и сбытовые центры. Центры ответственности, относящиеся к материальным запасам, включают снабжение и складское хозяйство. Участки и цехи основного производства охватывают технологический процесс изготовления продукции. К управленческим относятся центры ответственности, осуществляющие функции управления предприятием, например, администрация, плановый, финансовый отделы. Сбытовые центры ответственности решают задачи маркетинга и сбыта продукции предприятия.

Вспомогательные центры ответственности участвуют в производстве косвенно, оказывая услуги, выполняя работы, предназначенную не для потребителя, а для основных центров ответственности. Затраты вспомогательных центров ответственности невозможно напрямую отнести на себестоимость, поэтому их сначала распределяют по основным центрам, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость.

Центр затрат - это подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты (например, производственный цех, конструкторское бюро и др.) . центры затрат могут входить в состав других более крупных центров ответственности (любого типа) . Центры затрат можно разбить на центры 

регулируемых, произвольных (частично регулируемых) и слабо регулируемых затрат.

Центр прибыли - это подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль, например, предприятия в составе крупного объединения. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем производства и реализации, а также затраты, поэтому основным контролируемым показателем является прибыль.

Управление центром прибыли осуществляется с помощью операционного бюджета, форма которого напоминает отчет о прибылях и убытках, а также отчета об исполнении бюджета. Центр прибыли может, в свою очередь состоять из нескольких центров затрат.

Например, предприятие, входящее в состав объединения, в свою очередь состоит из цехов и подразделений.

Затраты на производственную деятельность - понятие, которое употребляется в управленческом учете часто, но не имеет однозначного смысла.

Вид деятельности, продукт, производственное подразделение или задача, поставленная менеджером, на которую относят затраты, называется объектом отнесения (учета) затрат. Объект учета затрат может быть установлен в разных границах. Это зависит от целей управления и пользователей информации. Характеристика конкретного объекта учета затрат определяет метод оценки затрат и виды систем учета на производстве.

Основной принцип “различная себестоимость для различных целей” реализуется в трех типах себестоимости: полная производственная себестоимость, которая используется для установления цен и принятия оперативных решений при нормальных обстоятельствах; прямая производственная (частичная) себестоимость, которая используется для установления цен и принятия оперативных решений при специфических обстоятельствах; себестоимость по центрам ответственности, которая 

используется для планирования и контроля деятельности ответственных исполнителей.

На основании рассмотренной во введении организационной структуры ООО «Транстаун» можно выделить несколько центров ответственности.

Транспортный отдел

Ремонтная база

Бухгалтерия.

Центами затрат являются непосредственно участки деятельности предприятия:

Грузовые перевозки

Пассажирские перевозки

Ремонт и обслуживание автотранспорта.

В отношении грузовых перевозок все грузовые автомобили оснащены спутниковой системой навигации, которая позволяет ежеминутно отслеживать путь следования автомобиля, контролировать время в пути и время отдыха, расход топлива и прочее. Работа по отслеживанию грузового автомобиля в пути целиком в компетенции менеджера. Ежедневно составляется и предоставляется в бухгалтерию отчет на основании данных спутниковой навигации о пройденном километраже, расходе топлива по норме и пережоге топлива, так же в телефонном режиме ежедневно отслеживаются расходы водителя на мелкий ремонт, штрафы, стоянки, ночевки и прочее. Планируется расход на текущий день, на основании которого водителю перечисляются денежные средства в подотчет. Отчитываются водители за полученные во время рейса средства по завершении рейса. Путем предоставления в бухгалтерию документов подтверждающих фактический расход средств.

Затраты в пассажирских перевозках в первую очередь состоят из расходов на ГСМ а так же заработную плату водителей автобусов. В отличии от грузовых перевозок маршруты движения автобусов строго упорядочены и утверждены. Ежедневно совершается в среднем 5 рейсов по 

направлениям – Красноярск, Томск. Учет движения автобусов ведется в журнале учета путевых листов, где фиксируется каждый путевой лист. На основании путевых листов происходит списание ГСМ по нормативам, а так же начисление заработной платы водителям.

Затраты ремонтной базы состоят из расходов на запасные части и комплектующие для ремонта автомобилей, аренды боксов, расходов на коммунальное содержание, освещение, отопление, заработную плату работников.

Организация учета по центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами, осуществлять контроль за их формированием на всех уровнях менеджмента, устанавливать виновных за возникновение непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повышать экономическую эффективность хозяйствования.

При организации учета по центрам ответственности необходимо четко определить сферу полномочий, прав и обязанностей менеджеров каждого центра, стремиться к тому, чтобы в большинстве из них была возможность измерить не только расходы, но и объем деятельности. Желательно, чтобы для любого вида расходов предприятия существовал такой центр затрат, для которого данные издержки являются прямыми. Вместе с тем степень детализации планирования и учета затрат должна быть достаточной, но не избыточной для анализа и принятия решений по управлению.

Организация учета и контроля затрат по центрам позволяет активно управлять процессом формирования фактических расходов, создает предпосылки для повышения ответственности не только за количественные, но и за качественные показатели деятельности подразделений предприятия.

^

2.3 Организация управленческого учета в организациях автомобильного транспорта.


Существует огромное количество фирм, не специализирующихся на транспортных перевозках, но имеющих на своем балансе автомобили, как 

легковые, так и грузовые. Для всех фирм и компаний, имеющих на своем балансе автотранспорт, становится актуальным правильное ведение бухгалтерского учета, начисление налогов. А для правильного ведения учета необходимо знать правила и нормы списания горюче-смазочных материалов, сроки и порядок проведения планового технического обслуживания и ремонта автотранспорта, правильность заполнения документации.

Под себестоимостью перевозок понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. В состав затрат включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдение необходимых требований по охране окружающей среды, выполнение обязательств перед банком по полученным кредитам, налоги и сборы.

Затраты по основной деятельности на автомобильном транспорте классифицируются по ряду признаков:

  • по статьям и элементам затрат;

  • по видам перевозок - грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;

  • по видам оплаты работ (по грузовым автомобилям оплата начисляется за 1 тонну перевозимого груза, по почасовому тарифу или за автотонно-час; по автобусам – по почасовому тарифу, по тарифу за 1 пассажиро-км, и другие виды оплаты).

Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств, позволяет управлять затратами с помощью принятия соответствующих управленческих решений.



Группировка по статьям затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок, своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определения расходов по отдельным звеньям транспортного процесса. В настоящее время в АТП принято деление затрат на основные (непосредственно связанные с процессом перевозки) и накладные

Основные затраты

Заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов. В этой статье учитываются все виды заработной платы водителей и кондукторов на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок и тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, в том числе надбавки и доплаты за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, за совмещение профессий и т.д.; премии, начисленные в соответствии с действующими положениями о премировании а также дополнительная заработная плата и выплаты районного коэффициента. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «затраты на оплату труда».

Отчисления на социальные нужды. В этой статье отражаются расходы предприятия на выплату единого социального налога в федеральный бюджет фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования.

Автомобильное топливо. В этой статье учитываются затраты на все виды топлива, расходуемого предприятием для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) по отпускным ценам с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы. В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортного предприятия. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Но здесь не учитываются затраты на топливо, расходуемое на отопление и другие технологические 

цели, не связанные с осуществлением перевозок. Расчет затрат на топливо (Зт) для автотранспорта рассчитывается как:

Зт=сумма Цi·Рi,

Где Цi – цена i вида топлива без учета НДС, руб/л,

Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки, л

Базовые нормы расхода топлива и поправочные коэффициенты отражены в Приложении 2.

В свою очередь Рi - расход i вида топлива на осуществление перевозки рассчитывается следующим образом:

для легковых автомобилей:

Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D),

где: Нs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км,

S – пробег автомобиля, км,

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение к базовой норме, %

для автобусов:

Рi = 0,01·Нs·S· (1+0.01 D)+ Нот·Т,

где: Нот – базовая норма расхода топлива на работу отопителя, л/час,

Т – время работы автомобиля с включенным отопителем, час,

для бортовых грузовых автомобилей, тягачей и фургонов:

Рi = 0,01· (Нs·S + Нw·W) · (1+0.01 D),

где: Нw – базовая норма расхода топлива на транспортную работу, л/т*км или куб.м/100т*км,

W – объем транспортной работы, т*км,

W=Gгр·Sгр

где Gгр вес груза, Sгр пробег с грузом, км,

Для грузовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, установлены нормы (Нw) на 100т·км в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

- бензин – 2 л,



- дизельное топливо – 1,3 л,

- сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5л,

- сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб.м,

При газодизельном питании:

  • 1,2 куб.м природного газа

  • 0,25 л дизельного топлива.

для самосвалов:

Рi = 0,01·Нап·S· (1+0,01 D)+ Нz·Z

где: Нап – норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100км, ( Нап= Нs+Нw· (G+0,5g), где

Нs - базовая норма топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100км,

Нw – норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа, л/100км,

G – собственная масса прицепа или полуприцепа, т,

g – грузоподъемность прицепа, т,

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л/час,

Z – количество ездок с грузом за смену.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Нz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

  • 0,25л жидкого топлива (0,25 куб.м. природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава,

  • 0,2 куб.м природного газа и 0,1л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя,

Для большегрузных автомобилей-самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.



При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности:

  • бензин – 2 л,

  • дизельное топливо – 1,3 л,

  • сжиженный нефтяной газ (ГСН) – 2,5л,

  • сжатый природный газ (СПГ) – 2 куб.м,

Пример расчета расхода на топливо:

Автомобиль-самосвал МАЗ-503 совершает пробег 165км, выполняя при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществляется в зимнее время в карьере. Расход топлива согласно формуле 6. составит:

Рi=0,01·Нап·S·(1+0,01D)+Нz·Z= =0,01·28·165·1+0,01·18)+0,25·10=57л

где: Нап – норма расхода топлива самосвала,=28 л/100км

S – пробег, = 165 км

D – надбавка к расходу топлива при работе в зимних условиях =6% и за работу в карьере = 12%; общая сумма надбавок = 18%

Нz – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, = 0,25 л/час,

Z – количество ездок с грузом =10

Смазочные и прочие эксплуатационные материалы. В этой статье учитываются затраты на все виды масел, смазок, а также материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава. Затраты, относимые к данной статье, входят в состав элемента затрат «материальные затраты». Расчет затрат на масла и смазочные материалы (Зм) для автотранспорта рассчитывается как:

Зм=сумма Цмi·Рмi,

Где Цм i – цена i вида масла и смазочных материалов без учета налога на добавленную стоимость, руб/л или руб/кг,



Рмi - расход i вида масла и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива на осуществление перевозки, л (кг).

Нормы расхода масел и смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива отражены в Приложении 3.

Износ и ремонт автомобильной резины. Комплексная статья затрат, учитываются затраты на приобретение, снятие и установку автомобильных шин, зарплата работников, выполняющих эти работы и социальные отчисления на зарплату. В случае выполнения этой работы сторонними шиномонтажными предприятиями – оплата их услуг по предъявленным счетам. Расход автомобильной резины нормируется аналогично расходу топлива. На 50 000 км пробега автомобиля предусматривается полная замена комплекта авторезины. Сумму трудозатрат с социальными отчислениями на замену комплекта для курсового и дипломного проектирования рекомендуется принять в размере 60 руб.

Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей. Комплексная статья затрат, учитываются затраты на все виды ремонтов (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая затраты на техническое обслуживание. При выполнении ремонтов своими силами в данную статью включаются фонд оплаты труда ремонтных работников с социальными отчислениями, стоимость запасных частей, материалов и энергии, израсходованных на проведение ремонта и технического обслуживания, амортизационные отчисления на оборудование, используемое для выполнения ремонта, плата за воду. При выполнении ремонтов и технического обслуживания специализированными сторонними предприятиями, расходы по этой статье слагаются из сумм счетов, предъявленных этими организациями.

Амортизация подвижного состава. Учитываются суммы амортизации собственного и арендованного подвижного состава в соответствии с принятым способом амортизации

Накладные расходы



Затраты на содержание аппарата управления. Комплексная статья затрат. Ее составляют: основная и дополнительная зарплата административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования, социальные отчисления, расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления, расходы на связь, охрану, канцелярские товары, информационную сеть, и т.п.

Общепроизводственные расходы. Комплексная статья затрат. Основная и дополнительная зарплата контролеров, персонала вспомогательных подразделений с премиями по действующим системам премирования, социальные отчисления, расходы на подготовку, переподготовку кадров, расходы по охране труда, противопожарные мероприятия, мероприятия для выполнения правил техники безопасности, природоохранные мероприятия, ремонт и обслуживание основных производственных средств (за исключением подвижного состава), оперативно-диспетчерская связь, приобретение лицензий, арендная плата, расходы на рекламу, уплату % по кредитам и услуг банков и др.

Сборы и отчисления - платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, оплата технических осмотров, транспортный налог, экологические платежи за предельно-допустимые выбросы, землепользование, регистрационные сборы.

Непроизводительные затраты – оплата простоев из-за отсутствия топлива, запасных частей и комплектующих, недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы.

Расчет затрат отражается в калькуляции себестоимости или в смете затрат. Калькуляция и смета может составляться по статьям либо по элементам затрат в зависимости от масштабов предприятия и вида выполняемых работ. Автотранспортные предприятия используют сметы оба метода в равной степени. Форма калькуляции себестоимости на техническое обслуживание по статьям затрат представлена в Приложении 5

^

2.4. Прочие этапы формирования организационно-методологической модели управленческого учета.


Под управленческим учетом понимается система организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленная на решение конкретной управленческой задачи. Основываясь на этом определении, создание системы управленческого учета может быть достаточно четко представлено в виде трех этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

^ Первый этап – формирование управленческого решения учетной задачи или анализ и описание существующего решения. На этом этапе необходимо определить:

саму управленческую задачу и ее решение;

данные, которые нужны для ее решения (то есть каким образом должны быть организованы данные для решения задачи), систему их сбора и хранения;

результаты, которые планируется достичь, а также - лиц, ответственных за их достижение, и соответственно систему управленческой отчетности, планирования и прогнозирования результатов деятельности.

^ На втором этапе необходимо «увязать» принятые решения с существующими управленческими решениями, учетной политикой и бухгалтерской практикой и, наконец, уже существующими учетными технологиями и программными средствами. Этот этап находится на стыке двух элементов системы управленческого учета – организации и сбора данных. С одной стороны, организация данных существующих схем учета может быть использована при формировании управленческого учета, с другой – требования управленческого учета могут привести к изменениям в существующих структурах данных. Могут измениться и требования к системе сбора данных, например, подвергнутся пересмотру периодичность, объем и адреса предоставления отчетных форм. При этом важно поддерживать согласование между различными учетными схемами с целью 

устранения дублирования информации, сокращения количества отчетных форм и повышения актуальности предоставляемых данных.

На третьем этапе проводится претворение принятых решений в жизнь. При этом важно поддержать процесс постановки управленческого учета организационно-административными мерами. Необходимо официально возложить ответственность за сбор и анализ данных на конкретных лиц (финансовый директор, главный бухгалтер) и тем самым завершить формирование системы сбора управленческих данных, разработать должностные инструкции для исполнителей, утвердить формы документов и правила документооборота, что вместе с отчетными и аналитическими формами и образует систему агрегирования учетных данных.

Таким образом, информационная система управленческого учета, сформированная на основе процессных методов управления, позволяет руководителю и менеджерам компании в современных социально-экономических условиях достичь следующих конкурентных преимуществ:

- оперативно координировать деятельность компании в целом и его подразделений в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия;

- обеспечить адаптацию и гибкость функционирования компании, центров ответственности, бизнес-процессов к постоянно изменяющимся рыночным условиям внешней и внутренней среды за счет оценки их текущего и прогнозируемого влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- повысить деловую репутацию, рентабельность, конкурентоспособность, экономическую эффективность и рыночную стоимость компании за счет внутреннего и внешнего реинжиниринга деятельности как компании в целом, так и стратегических бизнес-единиц на основе выявления неэффективных операций и (или) бизнес-процессов, нецелесообразно затратных по срокам, стоимости, трудовым ресурсам, и последующего их улучшения и реижиниринга;



- наладить систему оперативного мониторинга результатов реализации технологических бизнес-процессов и операций через соответствующие экономические результаты и показатели деятельности производственных подразделений и сотрудников предприятия;

- повысить эффективность ценообразования на производимые товары (оказываемые услуги) через интеграцию результатов процессов маркетинга потребностей и предпочтений конечных потребителей и финансового контролинга затрат на реализацию производственных и хозяйственных операций, определяющих полезность товаров (услуг);

- установить контроль в режиме реального времени над потоками взаимодействия между центрами ответственности в целях последующей комплексной оценки их эффективности и мотивации структурных подразделений, сотрудников и т.д. на улучшение будущих результатов;

- обеспечить многопрофильной компании комплексность в управлении процессами производства продукции, оказания услуг на рынке за счет рационального распределения по центрам ответственности полномочий и необходимого для достижения поставленных результатов ресурсного обеспечения в соответствии с закрепленными функциями и задачами;

- сформировать ультрасовременную систему управления компанией, процессами производства и реализации продукции и услуг в соответствии с международными и отраслевыми стандартами качества, что позволит, в свою очередь, эффективно конкурировать как на национальных, так и на международных рынках товаров, услуг, капитала и т.д.;

- стимулировать инновационное развитие компании на основе применения прогрессивных идей и нововведений в организации управлении процессами — технологическими, производственными, финансовыми, сбытовыми, логистическими и пр.;

- эффективно воздействовать на процессы управления знаниями, воспитания профессиональных кадров, обеспечивая преемственность поколений всех управленческих эшелонов организации;

- формировать стратегию компании четко и понятно для всех уровней управления, используя эффективные механизмы ее реализации и соблюдая 

баланс интересов всех заинтересованных сторон компании (акционеров, инвесторов, персонала, государственных органов и пр.);

- внедрить и использовать на предприятии принципы единой корпоративной политики и стандартов, позволяющей мобилизовать коллектив компании для достижения поставленных целей, правильно распределить задачи, полномочия и ответственность, где каждое подразделение, проектная группа, сотрудник будет в достаточной мере осознавать значимость осуществляемой ими деятельности для всей компании в целом и реализуемых стратегий.
^

3. Формирование системы управленческой отчетности.


Главной целью управленческого учета является обеспечение руководства информацией для принятия управленческих решений. Всю информацию, циркулирующую в системе принятия управленческих решений, можно условно разделить на две категории – входящую и исходящую. Информационные потоки в системе управленческого учета можно представить в виде рисунка (рис. 3).

Рисунок 3 – Информационные потоки в системе управленческого учета

При любом варианте принятой организации управленческого учета 

производственной деятельности предприятию необходимо иметь де

тально разработанную технологическую и конструкторскую докумен

тацию, систему нормирования прямых затрат на изготовление и смет комплексных расходов на управление, строгую систему первичного документирования и документооборота, учитывающую особенности отдельных производств. Цехи и участки, склады и кладовые должны быть оснащены измерительными приборами и устройствами, мерной тарой.

В бухгалтерии предприятия нужно иметь детально разработанный план счетов и субсчетов объектов учета производственной деятельнос

ти, четко распределить обязанности между сотрудниками производст

венного отдела (сектора) с учетом их взаимозаменяемости во время отпусков и болезней. Должны быть разработаны скоординированные во времени графики поступления первичных документов из цехов и со складов, составления и обработки важнейших учетных регистров, про

ведения инвентаризации незавершенного производства, составления внутренней и внешней отчетности.

В ООО «Транстаун» систему внутренней отчетности можно представить в виде информационной карты (табл. 3).

Таблица 3 – Информационная карта

№ п/п

Структурные единицы

Тип данных

Перечень информации

Периодичность представления

А

Б

1

2

3




Бухгалтерия

Количественные и стоимостные

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Ежемесячно и немедленно




Бухгалтерия

Количественные и стоимостные

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Ежемесячно и немедленно




Бухгалтерия

Количественные и стоимостные

Материальный отчет по форме М-19

Ежемесячно




Бухгалтерия

Количественные и стоимостные

Отчет кассира

Ежедневно




Заправочная колонка

количественные

Раздаточная ведомость на отпуск ГСМ

Ежедневно




Транспортный отдел

Количественные стоимостные

Отчет по каждой машине по расходу ГСМ, пройденному маршруту, расходу подотчетных средств, предстоящих расходах

Ежедневно




Ремонтная база

Количественные стоимостные

Заявки о потребности в материалах и запасных частях, материальные отчеты о израсходованных подотчетных суммах

Ежедневно



^

4. Место бюджетирования в системе управленческого учета.


Бюджет – это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, который должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения этой цели».

Фактически бюджет принятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда – на недели.

Бюджет служит инструментом для управления доходами и прибылью предприятия.

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

  • постановка задачи и сбор информации, необходимой для постановки бюджета;

  • изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирование бюджета;

  • принятие и утверждение бюджета.



При формировании бюджета должны соблюдаться следующие требования:

1) бюджет является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях;

  1. бюджет должен быть сбалансированным по всем показателям;

  2. производственные задания должны быть напряженными, но
    выполнимыми;

  3. в разработке бюджета должны принимать участие лица, ответ

  4. ственные за его выполнение;

  5. бюджет должен быть составлен с учетом существующих форм
    отчетности в целях обеспечения сопоставимости показателей;

  6. изменения, вносимые в бюджет в течение бюджетного
    перио

  7. да, должны обсуждаться и утверждаться лицами,
    ответствен

  8. ными за его составление и принятие.

Подготовленный проект бюджета должен быть согласован со всеми руководителями подразделений предприятия и представлен руководству предприятия на рассмотрение. После рассмотрения бюджет утверждается и становится обязательным для исполнения всеми службами предприятия.

Бюджетирование или сметное планирование предполагает раз

работку главного бюджета, бюджетов (смет) функций (направле

ний) деятельности, смет структурных подразделений.

В ООО «Транстаун» бюджет не разрабатывается.

Заключение.


Развитие рыночных отношений в Российской федерации требует все большего развития и совершенствования управленческого учёта в организациях торговли.

Управленческий учет - это полноценный вид учета со своими задачами и механизмами сбора и обработки информации, специфической детализацией и периодичностью представления данных.



Для целей управленческого учета аккумулируется и обрабатывается информация о самых разных сторонах деятельности: от натуральных производственных показателей до мнений сотрудников о самой компании, включая прогнозирование и моделирование будущего состояния компании, определение необходимых показателей, позволяющих отслеживать, насколько ближе компания к поставленным целям.

Сегодня управленческий учет уже не ограничивается только анализом и управлением затратами. Важнейшей частью управленческого учета является планирование и бюджетирование, то есть процедуры распределения средств и ресурсов организации для достижения поставленных целей. При этом понятие "бюджетирование" включает не только процедуру формирования бюджетов, но и контроль за их исполнением, а также анализ отклонений

И в российской, и в международной практике именно на базе данных управленческого учета принимаются управленческие решения, осуществляются контроль за текущей деятельностью и планирование. Однако очевидна и разница между западным и российским подходами: на Западе акцент делается на термине "управленческий", а в нашей стране - на термине "учет". Это объясняется тем, что на западных предприятиях управленческий учет используется для анализа, планирования и более точного принятия решений, а на российских - для получения достоверных, прозрачных и объективных данных (на Западе с этими задачами справляется финансовый (бухгалтерский) учет).

Основные цели внедрения управленческого учета заключаются в обеспечении руководителей простой, полной, достоверной и оперативной информацией и устранении недостатков в постановке и организации бухгалтерского, налогового и финансового учета. Для выполнения указанных целей предприятие должно решить следующие задачи:

  1. создание управленческой структуры;

  2. осуществление интеграции систем управленческого и бухгалтерского 

  3. учета;

  4. организация оперативного документооборота для подготовки управленческой информации;

  5. обеспечение конфиденциальности управленческой информации;

  6. создание системы отчетности, удобной для принятия решений;

6) использование управленческого планирования и прогнозирования;

7) организация оперативного контроля за исполнением принятых администрацией решений по устранению нарушений в производственном или финансовом процессе.

Управленческий учет – область знаний, необходимый каждому, кто занимается предпринимательством. Менеджер несет ответственность за выполнение целей, поставленных ему администрацией или учредителями предприятия. Результаты деятельности менеджера зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля и регулирования управленческой деятельности и принятий решений.

В практической части курсовой работы нами было рассмотрена организация управленческого учета на предприятии ООО «Транстаун», были определены принципы выделения центров ответственности на конкретном предприятии, рассмотрена система внутренней отчетности.

В заключении можно отметить, что процесс управления предприятия невозможен без четкой его организации. Многие исследователи данную функцию упрощенно отождествляют с самим процессом управления в целом и обособленно не выделяют. Необходимость ее выделения в отдельную управленческую функцию можно обосновать тем, что организация как функция управления составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы.

^

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. (Утверждено Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России от 22 апреля 2002 г. N 4).

ПБУ 10/99 «Расходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н).

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». (Утверждено приказом МФ РФ от 6 июля 1999 года № 43н).

ПБУ 9/99 «Доходы организации». (Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом МФ РФ от 29 июля 1998 года № 34н. (с изменениями и дополнениями от 24.03.00 № 31н).

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-Ф3. (с изменениями и дополнениями от 28.03.02 № 32-ФЗ).

Аксенова З.И., Багурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1990.

Баканов Ф.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1993.

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш.шк., 2003

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1999. - 359 с.

Глушков И.Е. «Бух. учет на современных предприятиях, «ЭКОР», г. Новосибирск, 2005

Друри. Колин, «Введение в управленческий учет и производственный учет», М; 2004



Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 618 с.

Керимов В.Э., Селиванов П.В., Минина Е.В. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 134-142.

Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 352 с.: ил.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с.

Карпова Т. П. «Основы управленческого учета», М.; «ИНФРА-М, 2003

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005

Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003

Кондратова И. Г. «Основы управленческого учета», «Финансы и статистика, М.; 2003

Нидлз Б., Х.Андерсон, Д.Колдуэлл «Принципы бухгалтерского учета», М.; «Финансы и статистика», 2004

Николаева С.А. «Учетная политика предприятия», М.; «ИНФРА-М», 2005

Палий В., Вандер «Управленческий учет (с элементами финансового учета)», М.; 2004

Рахмат З., Шеремет А. «Бухгалтерский учет в рыночной экономике»,М.; «ИНФРА-М», 2006

Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова - М.: Финансы и статистика, 1995. - 416 с.




1 Керимов В.Э., Селиванов П.В., Минина Е.В. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 4. С. 134.


2 Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ.


3 Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. - М.: Юристъ,2003.


4 Chardonnet L. Encyclopedia des technique de Gestion. Comptabilite analytique. - Paris: Delmas et C., 1972.


5 Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.


6 Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002.


7 Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова - М.: Финансы и статистика, 1995.


8 Баканов Ф.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1993.




Скачать файл (562.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации