Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция 2 Семьеведение. Типологизация и особенности развития современной семьи - файл 1.doc


Лекция 2 Семьеведение. Типологизация и особенности развития современной семьи
скачать (197 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc197kb.16.11.2011 13:31скачать

содержание

1.doc

Московский Государственный объединенный педагогический университет им.

М.А. Шолохова


Семьеведение


Лекция № 2


«Типологизация и особенности развития

современной семьи».


Учебные вопросы:


1. Типы семей.

2. Современные тенденции в развитии семей.

3. Этнические и конфессиональные особенности современных семей.


Москва 2005

1. ТИПЫ СЕМЕЙ

Семья и брак — культурно-исторические явления, претер­певшие значительные изменения в процессе развития чело­вечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответству­ющие им категории семей. (схема)

♦ Принадлежность супругов к определенной социальной
общности:

эндогамия; экзогамия.

♦ Количество брачных партнеров:

моногамия; полигамия; серийная моногамия.

♦ Юридическое оформление брачных отношений:

официально зарегистрированный брак; фактический («гражданский») брак.

♦ Структура власти в семье:

традиционная патриархальная; традиционная матриархальная; неопатриархальная; неоматриархальная; эгалитарная.

♦ Количество поколений в семье:

однопоколенная;

нуклеарная;

многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

♦ Наличие родителей:

полная;

неполная (материнская и отцовская); функционально неполная («квазинеполная»); особая (сложноорганизованная, смешанная ), в том числе бинуклеарная.

♦ Количество детей в семье:

малодетная;

среднедетная;

многодетная.

^ Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следу­ющие признаки.

♦ Качество выполнения семейных функций:

нормально функционирующая; дисфункциональная.

♦ Состояние психологического комфорта:

благополучная; неблагополучная.

♦ Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

зрелая; проблемная.

♦ Удовлетворенность супругов своим браком:

оба удовлетворены браком;

один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большин­ства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобра­зие брачно-семейных отношений.

Состав.

Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной (доска) семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на вто­рой план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, — ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни ин­дивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, мате­ри, братьев и (или) сестер (семья ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из само­го индивида, его супруги (супруга) и их детей (семья воспроизведения). (схема)

Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. Иногда супружеские связи практически отсутст­вуют.

^ Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию «вступления в брак» с мужчиной, которого выбирало для нее общинное собрание. По прошествии трех церемониальных дней она проходила другой ритуал — «развода», после чего становилась свободной и могла выбирать себе «приходящих мужей», или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по установлен­ным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, ОДИН из ее мужчин — не обязательно биологический отец ребенка — выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его законнорожденность. Тем не менее, этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридичес­ких или ритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответствен­ность за ребенка несли кровные родственники его матери.

В течение некоторого времени ученые полагали, что инду­стриализация подорвала расширенную семью, одновременно спо­собствуя развитию нуклеарных семей. К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании обзора состояния семей во многих стра­нах мира пришел к выводу, что индустриализация ослабляет расширенную семью за счет ряда факторов. Во-первых, инду­стриализация побуждает людей перемещаться в поисках новой работы и возможностей служебного роста, что ослабляет родст­венные связи, требующие частых и близких контактов. Во-вторых, индустриализация способствует росту социальной мобиль­ности, что приводит к трениям между кровными родственниками, принадлежащими к различным социальным слоям. В-тре­тьих, индустриальное общество замещает кровнородственные группы в решении таких общих проблем, как обеспечение без­опасности, образование, военная защита и денежное кредитова­ние, социальными институтами. В-четвертых, в индустриаль­ном обществе на первый план выходят личные достижения инди­вида, что уменьшает зависимость индивидов от своих семей.

Однако в последние годы многие социологи пришли к дру­гому мнению и полагают, что индустриализация и расширенная семья не являются несовместимыми. В частности, исследовате­ли, изучавшие семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-Гемпшире в XIX в., обнаружили, что индустриализация способ­ствовала усилению родственных связей. Разные поколения не только часто жили в одном доме и вели общее хозяйство, но и во многом помогали друг другу. В самом деле, экономичес­кие перемены и увеличение численности кровных родственников могли реально способствовать образованию расширенных се­мейных укладов в начальный период индустриализации запад­ных стран.

Наследование.

Общества фиксируют происхождение своих чле­нов и передают собственность от одного поколения к другому одним из трех способов. В условиях патриархальной (патрилиниальной) структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. Существуют также матриархальные (матрилинеальные) структуры, когда родословная ведется и наследование осуществляется по материнской линии. В качестве примера можно привести племя найяр, о котором упоминалось выше. Ребенок считался наследником не своего отца, а брата матери, т.е. собственность и привилегии переходили от дяди по материнской линии к племян­нику. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность. Россияне, как правило, придержи­ваются билинеальной системы, прослеживая свою родословную и по отцовской, и по материнской линии (правда, фамилия передается по линии отца).

^ Место проживания.

Общества также различаются в зависимости от того, какое место проживания выбирает молодая супружеская пара после свадьбы. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западных индейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит. В России молодые пары чаще всего выбирают неолокальную модель — отделяются и живут независимо от своих родителей и прочих родственников.

Власть.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировав­шая в себе информацию о структуре власти в семье, о пре­имущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриар­хальная, неопатриархальная, неоматриархальная и эга­литарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асим­метричными, последний тип — симметричным.

Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщи­на в семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии — старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а также китайское и японское общества XIX в. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встре­чается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного укла­да, он часто возникает в силу определенных обстоятельств — в результате смерти мужа или его ухода из семьи. В третьем типе семейного уклада — эгалитарном — власть и авторитет рас­пределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира. (схема)

^ Формы брака

Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Дейст­вительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от вклю­чения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохране­нии некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категория брака, требует подробного рассмотрения.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и сан­кционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.


^ Эндогамия и экзогамия.

Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как правило, обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей или выдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе «подходящую» супругу или «подходящего» супруга, особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупной группы родствен­ников. Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

^ Эндогамия — правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на предста­вителях своего класса, расы, этнической группы или вероиспове­дания.

Экзогамия — правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе по­дключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест — запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются — они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнооб­разнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследника­ми. (Пример с правом арабских шейхов убивать младенцев м. рода) Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Аф­рике. Кроме того, разные общества по-разному определяют сте­пень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

Запрет на инцест по-разному интерпретировался антрополога­ми и социологами. Например, ^ Клод Леви-Строс предположил, что табу на инцест способствует созданию союзов между различ­ными семьями и укреплению их социальной взаимозависимости. Джордж Питер Мердок утверждает, что табу на инцест способ­ствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Социолог Кингсли Дей­вис заявляет, что кровосмесительные отношения запретны пото­му, что могут повлечь за собой безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола, появившийся на свет в результате кровосмесительного союза между отцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушке и внуком собственному отцу). Социологи, отме­чающие, что дети, выросшие вместе в израильских кибуцах, редко вступают в браки друг с другом, утверждают, что подоб­ное поведение заложено генетически. По общему признанию, эти вопросы остаются нерешенными, и ученые продолжают ло­мать голову над реальным источником табу на инцест.

^ Типы брака.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по четырем различным принципам: моногамия — один муж и одна жена; полигиния — один муж и две или большее число жен; полиандрия — два или более мужей и одна жена; групповой брак — два или большее число мужей и две или большее число жен. Моногамия наблюдается во всех обществах, хотя другие формы могут быть не только допустимыми, но и предпочтительными. Моногамия считалась предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20% из 862 обществ, включенных в выборку для сравнительного исследования куль­тур. Полигиния получила широкое распространение в мире — в 83% из 862 обществ, включенных в выборку, мужьям разрешает­ся иметь по две жены.

^ К примеру, в Ветхом Завете рассказывается о случаях полигинии у евреев: у Гидеона было много жен, родивших ему 70 сыновей; у царя Давида было не­сколько жен; у царя Соломона, по преданиям, было 700 жен и 300 наложниц; у сына царя Соломона, Ровоама, было 18 жен и 60 наложниц; в свою очередь, сыновья Ровоама тоже имели много жен.

Судьба мужей, имеющих нескольких жен, не похожа на гол­ливудские представления об арабском шейхе, которого ждет гарем, в любой момент готовый исполнить каждое желание свое­го властелина. В действительности антрополог Ральф Линтон убежден в том, что такой муж достоин не зависти, а жалости:

«В редких обществах с принятой полигинией мужчина находится действи­тельно в лучшем положении, чем в условиях моногамии. Если жены одного мужчины не ладят друг с другом, семья превращается в арену непрекращающейся борьбы, а мужу отводится неблагодарная роль посредника или громоотвода. Если жены живут в согласии друг с другом, то муж, вероятнее всего, становится объектом организованной женской оппозиции».

Хотя Линтон переоценивает ситуацию, его точка зрения за­служивает рассмотрения. Как правило, только наиболее состоя­тельные мужчины могут позволить себе иметь больше одной жены (например, в Китае, Индии и исламских странах полигиния обычно являлась привилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется множеством других факторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями экономического про­изводства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преиму­ществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования («Белое солнце пустыни» – работа по дому).

Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить трех сыновей, она может найти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р. Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, и сделал следующие наблюдения:

«Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии, когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата... Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали странным мое предположение о том, что при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности... По мнению тодас, когда мужчина не хочет делиться своей женой с другими, это безнравственно». (Название танцевального коллектива либо подразумевает свальный грех, либо легкомысленно выбранное «благозвучное» слово.)

Ученые далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действи­тельно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жи­телей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, напри­мер, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группо­вого брака, при котором несколько братьев имели более одной общей жены.


^ 2. Современные тенденции в развитии семьи

Современный человек отличается установкой на возмож­ную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с по­требностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может домини­ровать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. В проблемной семье ук­репляется тенденция к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. Успех преодоления се­мейных трудностей воспринимается как зависящий от инди­видуальных свойств партнера. Повышаются требования к ка­чествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продле­нию супружества. Если индивид испытывает неудовлетворен­ность супругом, то он скорее решится сменить партнера, не­жели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.

В развивающихся отношениях субъект оценивает не от­дельные поступки партнера, а отношения как целое, в кон­тексте всего взаимодействия. Знаменитый знаток социальной психологии, автор книги «Общественное животное» Э.Аронсон сформулировал «закон супружеской неверности». В ус­ловиях психологической близости у партнеров складывается привычка к взаимным высоким оценкам. Позитивная оцен­ка ожидается, воспринимается как нечто само собой разуме­ющееся. В результате чувствительность к положительному подкреплению снижается, а к негативному оцениванию, на­оборот, повышается. Близкому человеку труднее, чем посто­роннему, добиться положительных чувств в ответ на свои дей­ствия, но у него больше шансов вызвать отрицательную реакцию партнера. Такое явление часто встречается в конф­ликтных семьях.

^ Законный и фактический браки

Скепсис по отношению к институту брака растет, особенно среди самой динамичной части населения — молодежи. По-видимому, он во многом обусловлен опытом, полученным в родительской семье, наблюдением за супружескими пробле­мами родственников или друзей, знакомством с многочислен­ными примерами распада семей. Как следствие, формирует­ся готовность молодежи искать альтернативные формы семейной жизни. Обобщая данные европейских исследований, фиксируют факт «выхода» супружеской жизни далеко за рам­ки брака и превращения брачного союза в приватное согла­шение. Речь идет об индустриальных странах христианской ориентации.

На этом фоне представляется адекватной типология семьи и брака, учитывающая обстоятельство, что брак предполага­ет юридическое оформление (регистрацию) отношений. При­ведем выдержку из статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года): «Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния». Такой брак называют официальным, формальным или зарегистрированным. В про­тивоположном случае говорят о фактическом, «граждан­ском» браке или сожительстве.

В официальном браке закрепляется ответственность муж­чины и женщины перед законом за качество семейной жиз­ни, исполнение семейных обязанностей и осуществление прав всех членов семьи. Государство гарантирует защиту семьи, материнства, отцовства и детства.

^ Противники официального брака утверждают, что он яв­ляется всего лишь данью традициям.

Официальный брак перестал быть доминирующим идеа­лом в сознании молодежи. Прежде всего на Севере Европы, в Швеции и Дании, а в 70-е годы и в государствах Центральной и Западной Европы распространились формы совместного сожительства, аналогичные браку. В Дании и Швеции уже в середине 70-х годов примерно 30% незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели «несупружескую семейную жизнь». Их можно соотнести примерно с 15 милли­онами супружеских пар с детьми или без них. Растет попу­лярность фактических браков в США, Канаде, в России.

Длительное сожительство чаще встречается в странах, где активно практикуются «пробные браки». Например, в Шве­ции добрачное сожительство является признанным соци­альным институтом. Брак утратил значение акта, узаконива­ющего сексуальные отношения двух людей. Нормативная действенность формальных браков снижается. При длитель­ном сожительстве рождение детей обычно приветствуется.

Изменяется характер семьи повторного брака. Американ­ские социологи утверждают, что в США по крайней мере чет­вертая часть повторных браков представлена парами, живу­щими в «гражданском» браке, и еще не менее четверти супругов, оформивших впоследствии свой брак в официаль­ном порядке, начинали с незарегистрированного официально совместного проживания. О разведенных и овдовевших гово­рят, что они не спешат узаконивать повторный брак. Распад прежней семьи или смерть одного из супругов уже посеяли семена недоверия к прочности человеческих отношений. Это касается и ребенка от предыдущего брака. Поведение взрос­лых регулируется мотивами избегания неудач. Но ребенок при новых условиях своей жизни, когда кто-то «просто живет» с его мамой или папой, не чувствует стабильности и безопас­ности. Подобные опасения могут испытывать и дети в первич­ных «гражданских» браках.

Традиционные и новые формы семейной жизни не явля­ются полностью независимыми: дети, выросшие в семье, ос­нованной на законном браке, заняты поиском альтернатив. Благодаря конкуренции жизненных моделей повышаются требования к качеству брачно-семейных отношений.

^ Бикарьерная семья

Современная семья в промышленно развитых странах мира обладает значительным потенциалом для развития бикарьерной семьи. Это тип семьи, в которой равнозначимыми при­знаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентации. Супруги равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным планам друг друга, проявляют взаим­ную терпимость, готовность оказать помощь и поддержку.

^ 3. ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ

Россия является многонациональным и многоконфессио­нальным государством. На территории нашей страны прожи­вают народы, исповедующие все четыре великие мировые ре­лигии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Существующие семьи, помимо общих характеристик, опре­деляющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особен­ности и развитие семьи влияют этнокультурные условия. Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходи­мо остановиться на понятиях «этноса (нации)» и «мента­литета».

Нация (этнос, народ) определяется в современной науке по-разному.

  • Биологическая теория наций. Согласно этой теории, люди разных национальностей отличаются друг от дру­га как породы собак — окрас, размер, врожденные рефлексы, предпочтения в еде и т. п.

  • Кулътуроцентристская теория. Данная теория рас­сматривает национальность как совокупность понятий, знаний, точек зрения на мир, усваиваемых в раннем детстве от родителей и становящихся чем-то вроде рефлек­са (родной язык, навыки поведения, установки).

Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители раз­ных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

В литературе, посвященной проблемам современной семьи, этнос понимается как исторически сложившаяся устойчи­вая группа людей, обладающая общим менталитетом, наци­ональным характером, стабильными особенностями куль­туры, а также осознанием своего единства и отличия от других.

Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представле­ний на неосознанном, уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX в. известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы вос­приятия мира и интерпретацию индивидуального и группо­вого опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования.

В рамках семьи менталитет определяет следующие пред­ставления:

  • о нормах мужского и женского полоролевого поведения;

  • о смысле и содержании брака;

  • о способах воспитания;

  • о правилах, регулирующих отношения семьи с соци­альным окружением;

♦ содержание материнской и отцовской роли.
Менталитет во многом формируется под влиянием религии.

Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в ис­ламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей сте­пени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допус­кают развод при наличии детей.

О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейны­ми проблемами национальные и культурные традиции.

Вот как представляет Н. Пезешкиан различия между Вос­током и Западом, которые могут проявляться в поведении и переживаниях членов семьи в различных ситуациях.


Таблица 2 Различия в поведении членов восточных и западных семей

^ Запад

Восток

Болезнь

Когда человек болен, ему необхо­дим покой, его мало кто посеща­ет, визиты воспринимаются как социальный контроль.

Когда человек заболевает, его кровать ставят в гостиной. Боль­ной становится центром внимания, его посещают родственники и дру­зья. Для них не прийти означало бы нанести больному оскорбле­ние.

Свободное время в семье

Когда муж приходит домой, ужин должен быть уже готов. После еды он садится перед телевизором и пьет пиво, а затем ложится в по­стель и читает свою газету.

Муж лучше всего расслабляется, когда беседует с гостями. Основ­ная задача жены — обслужить ве­чером гостей мужа.

Уважение



Страдание

Шумное поведение рассматрива­
ется как невежливое, как признак
непослушания и неуважения. Де­
тям разрешается говорить только
тогда, когда их спрашивают. «Не
шуми так, ты ведь знаешь, что со-
седи жалуются».

Считается нормальным, когда кто-то шумит, особенно дети. На со­седей обращают меньше внима­ния, впрочем, их обычно также не беспокоит шум детей.


Человек страдает, как правило, в одиночку. Либо потому, что хочет «решить свою собственную про­блему», либо потому, что у других нет времени на него.

Страдающего принимают в соци­альное лоно расширенной семьи и заботятся о нем. Ответствен­ность делится коллективно. Эта вовлеченность дает страдающему человеку определенную эмоцио­нальную устойчивость.

Солидарность

Считаются желательными уверен­ность в себе и автономия.. Дети Большой акцент на семейной со­лидарности Родители часто посы-


Запад


Восток


рано покидают дом. Слишком большая близость к родительской семье переживается как угроза уверенности в себе.

лают детей учиться далеко от дома, но и на расстоянии сохра­няются их зависимость от родите­лей и семейные узы через «соци­альную пуповину» — контакты с родственниками, письма и т. п.

Одиночество

Способность быть независимым и одиноким рассматривается как сила. Никто не находит ничего дур­ного в том, что кто-то идет гулять один или погружается в свои мыс­ли.

Поиск одиночества и уход от об­щих событий воспринимается как нарушение доверия. Возникают опасения: «Что с ним случилось? Может быть, он обижен?»

Отношение к алкоголю

Снисходительное отношение к ал­коголю имеет долгую и богатую историю. Потребление алкоголя составляет часть социальных и семейных ритуалов. Трезвеннику трудно уклониться от этой обязан­ности, он легко становится чужа­ком, его считают невежливым.

В исламе содержится строгий зап­рет на алкоголь. Даже умеренное потребление алкоголя угрожает репутации человека.

Отношение к наркотикам

Зависимый от наркотиков человек обречен на социальный остракизм и быстро скатывается к поведе­нию маргинала.

Можно встретить людей, которые, несмотря на употребление нарко­тиков, в течение всей жизни оста­вались уважаемыми членами об­щества.

Выделяя эти различия, Пезешкиан пишет: «Снова и снова подтверждается, что ни одна из культурных систем сама по себе не является хорошей. Их качество обусловлено тем, как они влияют на людей, живущих в них, и тем, насколько их правила игры дают возможность конструктивного взаи­модействия с другими социокультурными системами и их представлениями. Так что остается многое, чему люди из разных культур могли бы научиться друг у друга если только они захотят понять друг друга».

Следует отметить, что «среднестатистическую» российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье втерминах Н. Пезешкиана. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих се­мей и восточную, и западную ментальность.

Этническими традициями может определяться такой важ­ный системообразующий фактор, как отношение отца к де­тям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, мо­жет характеризовать семью, как принадлежащую к опреде­ленной этнической группе, а с другой стороны, иллюстриро­вать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением.

Принадлежность семьи к определенной этнической куль­туре может влиять и на характер воспитания детей в се­мье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, в своей известной книге «Ребенок и об­щество» говорит о существовании различий между американ­ским и европейским стилем воспитания. Американские ро­дители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. (Тугое пеленание младенцев - Россия)

Существенное влияние на характер организации жизни се­мьи оказывают конфессионально (религиозно) заданные нор­мы и правила. Религия представляет собой институциона­лизированную систему верований, символов и практик, которые обеспечивают людей решением вопросов, относя­щихся к сфере человеческого бытия.

Почти во всех религиозных системах семья рассматрива­ется как норма человеческого существования. Основой семьи является брак, смысл которого состоит в производстве потом­ства, верности и незыблемости супружеского союза. Родите­ли должны воспитывать детей и заботиться о них. Детям пред­писывается почитать и слушаться своих родителей. Однако исторически существовали и существуют конкретные рели­гии, поэтому общая концептуальная модель семьи имеет спе­цифические черты в различных религиозных направлениях и конфессиях.

Конфессиональные (религиозные) нормы, в частности, оп­ределяют особенности супружеских отношений в семье. Наиболее ярко различия проявляются при сравнении право­славных и мусульманских семей.

Христианская модель семьи.

В христианстве семье отводится особая роль: Христос ро­дился в земной семье, у него были земные отец и мать, ^ Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипоста­сях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица со­ставляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущ­ности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христиан­ское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную». Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделе­ние Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и ду­ховного (Бог Отец). Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божествен­ную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «зем­ной» христианской семье интересы матери и отца сосредото­чены вокруг ребенка. Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им рас­поряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец — Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным явля­ется отношение к женщине. С одной стороны, согласно ^ Вет­хому Завету, женщина — источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) — положительный образ. Мария выступает свидетельницей зем­ных страданий и свершений Христа. Ее земная задача — вос­питание сына, призванного свершить великую миссию. Ее роль в «идеальной» семье — посредница между Богом и людь­ми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное по­ложение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости. Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной се­мьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. В мусульманской семье, где многожен­ство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а сво­ей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотноше­ния в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автоном­ности, сколько осознанием ответственности перед родствен­никами, обязанностями и этическими нормами. Следует, од­нако, отметить, что многоженство не исключает любви.

Мусульманская модель семьи.

Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский рели­гиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно-брачным от­ношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивиду­альной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково со­держать их. Женщины были включены в категорию наслед­ников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, са­мостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего коле­на кровного родства. При заключении браков следовало отда­вать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками.

^ Современный ислам объявляет семью первейшим и важ­нейшим элементом человеческого общества, источником об­новления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак счи­тается добродетелью, праведностью и актом поклонения Твор­цу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упрос­тить процедуру заключения брачного договора. Для призна­ния брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме.

Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга.

У ряда народов, наряду с предписаниями ислама, в семейно-бытовой сфере господствовали местные адаты. Адат — обычное право народов, сохранивших патриархально-родовые отношения.

К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются эк­зогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родите­лями жениха и невесты, а у более взрослых людей — доверен­ными лицами.

У браков по сватовству существует несколько форм: калымный, ко­лыбельное сватовство, брак отработкой, левират (женитьба младше­го брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба на младшей сестре умершей невесты).

Полигамные семьи у башкир были редки, встречались главным об­разом среди элиты общества как атрибут статуса. Число детей в се­мье составляло в среднем 5—6 человек. Развод мог быть инициирован любой из сторон. Из всех видов развода по шариату у башкир прак­тиковались талак и хулла.

Развод «талак» производился по инициативе мужчины путем троек­ратного произнесения слова «талак» («быть свободным» — арабск.). Калым, как правило, не возвращался. При разводе «хулла», происхо­дившем по инициативе женщины, жена уплачивала свой махр (калым) или часть приданого за развод: Основанием для развода со стороны мужчины служили неповиновение жены или невыполнение ею супру­жеских обязанностей. Со стороны жены причинами развода могли быть жестокое обращение, необеспечение продуктами питания, одеждой или невыплата мужем калыма, положенного по брачному договору.

Северо-кавказская культура в значительной степени ориентиро­вана на мужчину. В патриархальных обществах Северного Кавказа мужчинам принадлежат все активные роли. Статус женщины в семье определяется религиозными законами {адата и шариата). Для внутрисемейных отношений характерна авторитарная власть старшего мужчины в до­ме, строгое подчинение младших старшим, зависимое положение жен­щины, строгая поло-возрастная регламентация труда.

Знание специфики национальной культуры позволяет при необходимости строить психолого-педагогическую работу с семьей с учетом объективных реалий, без навязывания соб­ственных нормативных представлений об идеальной семье.

Отличительной чертой современного общества является сосуществование и взаимовлияние различных философских, религиозных, политических систем. Нормы и правила, дей­ствующие в одной культуре, уже не могут восприниматься как абсолютные. Принцип толерантности по отношению к другим взглядам, ценностям, верованиям справедлив и в случае мо­делей семьи, обладающих как сходством, так и отличиями у разных народов.


Контрольные вопросы

  1. В каких случаях можно говорить о нарушениях семейного
    функционирования?

  2. В чем состоит общественная необходимость семьи?

  3. Какие семейные уклады распространены в большей степе­
    ни?

  4. Каким образом соотносятся понятия «брак» и «семья»?

  5. Каково значение полифункциональности семьи?

  6. Каково современное состояние социального института семьи?

  1. Какой смысл вкладывается в понятие «функциональная ценность члена семьи»?

  2. Можно ли из специфики выполняемых семьей функций выводить специфику самой семьи?

  3. Назовите отличия семьи от других малых групп.

  1. Охарактеризуйте основные функции семьи.

  2. Почему общество заинтересовано в официальной регистра­ции брака?

  3. Проанализируйте роль семьи в жизни общества и отдель­ного индивида.

  4. Раскройте основные направления и характер изменений
    функций семьи на современном этапе.

  1. Рассматривая семью как систему отношений, о какого рода
    отношениях ведут речь специалисты?

  2. Укажите основные особенности современного брака в европейской культуре.

  3. Верно ли, что для представителей некоторых социальных
    слоев эндогамия оказывается предпочтительной?

  4. Почему социальная гомогенность супругов рассматривает­ся как условие стабильности брака?

  5. В чем состоит специфика межнационального брака?

  6. Какие факторы обусловливают прочность полигамии?

  7. Каковы психологические основания моногамии?

  8. Назовите экономические, социокультурные и психологические причины серийной моногамии.

  9. Как воспринимается развод в современном обществе?

  10. Какие закономерности развития эмоциональных отношений ярко проявляются в супружеском союзе?

  11. Можно ли говорить о преимуществах официального брака?

  12. Почему фактические браки становятся все более популярными?

  1. Каковы функции мужчины и женщины в традиционной
    патриархальной семье?

  2. В чем заключается своеобразие семейной роли русской жен­щины?

  3. Как распределяются сферы влияния мужчины и женщины
    в неопатриархальной и неоматриархальной семье?

  4. Какие психологические трудности присущи эгалитарной
    семье?

  5. Охарактеризуйте перспективы развития бикарьерной се­мьи.

  6. Охарактеризуйте возможные психологические трудности,
    которые могут возникать при межэтническом браке.


Литература

  1. Абулъханова-Славская К.М. Стратегии жизни. — М., 1991.

  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психо­логические проблемы. — М., 1990.

  3. Аккерман Н. Семейный подход к супружеским расстрой­ствам. // Семейная психотерапия. — СПб,, 2000.

  4. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная еди­ница. // Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

  5. Алексеев М.Ю., Крылов КА.. Особенности национального
    поведения. — М., 2000.

  1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). — М., 1998.

  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб., 1992.

  4. Берн Э. Лидер и группа. — Екатеринбург, 2000.

  1. Бич С, Сандин Э., О'Лири К. Модель депрессии на основе
    супружеской дискордантности. // Семейная психотерапия. —
    СПб., 2000. ,

  2. Буланакова МА. Брак и регламентация социальной жиз­ни женщины в стюартовском обществе. // Яросл. пед. вестник. —
    2001. № 2.

  3. Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн.науч.ред. и
    сост. А.А.Грицанов. — М., 2001.

  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.,
    1987.

  5. Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб., 1998.

  6. ГолсуорсиДж. Сага о Форсайтах. — Тула, 1992.

  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

  8. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Централь­
    ной Европе (конец XVIII — XX вв.). — М., 1997.

  9. Искандер Ф. Избранное. — М., 1988.

  10. Келли Г. Две функции референтных групп. / Современная
    зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984.

  11. Ковалев СВ. Психология современной семьи. — М., 1988.

  12. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1995.

  13. И.С Кон. Ребенок и общество. — М., 1978.

  14. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на бе­резке. — М., 1997.

24. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.

  1. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную
    психологию. — М.,1999.

  2. ЛофасЖ., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб.,
    1996.

  3. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1996.

  4. МаслоуА. Мотивация и личность. — СПб., 1999.



Скачать файл (197 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации