Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Промышленная безопасность на предприятии - файл 1.docx


Реферат - Промышленная безопасность на предприятии
скачать (84.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx85kb.13.12.2011 05:51скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ

Управление безопасностью современного производства – сложная задача, требующая комплексного системного подхода. Данная задача не может быть решена в отрыве от общей системы управления предприятием и должна учитывать:

применяемые на производстве технологии;

тип и состояние оборудования ипроизводственных помещений;

квалификацию и навыки персонала.

Промышленность во всем мире развивается быстрыми темпами и вслед за этим также интенсивно изменяется нормативно-правовая база в области промышленной безопасности, – разрабатываются технические регламенты, выходят в свет новые директивы. Вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф.

Функционирование подавляющего большинства промышленных объектов, будь то нефтеперерабатывающий завод или теплоцентраль, представляет опасность для окружающей среды и населения. Поэтому вопросы обеспечения промышленной безопасности во всем мире подлежат государственному контролю и регулированию.

Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий[5].

В России в этой области также существует обширная система нормативов и законодательно обусловленных требований. К ним относятся предельно допустимые нормы концентрации опасных веществ на производственных площадях и в окружающей среде, требования по установке необходимых устройств контроля за технологическими процессами, систем взрыво- и пожарозащиты, требования по уровню подготовки персонала, правила техники безопасности и многие другие аспекты. Во исполнение данных требований отраслевые министерства и промышленные предприятия разрабатывают собственные нормативно-технические и инструктивные материалы, регламентирующие их деятельность в этой сфере.



Однако, предприятия не должны ограничиваться вопросами обеспечения безопасности производства только лишь в рамках законодательных требований. Полномасштабная стратегия управления рисками промышленного предприятия должна охватывать более широкий круг проблем, чем просто соблюдение ряда норм и правил. Существующие риски следует рассматривать не только с технической, но и с экономической, политической, правовой и экологической точек зрения.

^ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Основными регулирующими органами в области промышленной безопасности Российской Федерации являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства. В соответствии с нормативно-правовой документацией, разработанной данными органами, общая концепция безопасности промышленного предприятия должна охватывать следующий круг вопросов:

    • разработка единой методики сбора и представления информации о производственной деятельности для всех филиалов и подразделений;

    • идентификация возможных опасностей и приводящих к ним инцидентов, оценка частоты инцидентов;

    • сбор и обработка данных по прошлым убыткам. Разработка единой методики оценки ущерба от неблагоприятных событий, которая должна учитывать как прямые, так и косвенные убытки;

    • интегральная оценка риска, получение усредненных показателей по видам риска и отдельным объектам и подразделениям предприятия, выявление статистических закономерностей;

    • оценка возможностей предприятия по управлению риском и наличия ресурсов для ликвидации последствий неблагоприятных ситуаций;

    • формирование общей концепции промышленной безопасности, управления различными группами рисков с учетом их специфики, особенностей 

    • функционирования отдельных объектов, их территориальной расположенности. Учет законодательных требований к промышленной безопасности;

    • создание комплексной системы мероприятий по управлению качеством выпускаемой продукции;

    • закрепление разработанной концепции в нормативных и методических материалах, оформление декларации промышленной безопасности. Разработка перспективного плана мероприятий на период от трех до пяти лет.

В настоящее время к основным нормативным документам по промышленной безопасности федерального уровня относятся:

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

  2. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

  3. Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675;

  4. Совместный приказ МЧС РФ № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» [4].

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определены критерии отнесения производственного объекта к потенциально опасным (такие предприятия обязаны разработать и представить в уполномоченные органыдекларацию промышленной безопасности), а также впервые установлено обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и утверждена необходимость наличия на производственном объекте нормативных правовых актов и технической документации по правилам ведения работ.

Видами деятельности, на которые распространяются требования промышленной безопасности являются:

проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;

транспортирование опасных веществ организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

проведение маркшейдеских и геологоразведочных работ, в том числе работ по доразведкеместорождений полезных ископаемых и геофизических работ;

организация горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и других работ по предупреждению, локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах;

проектирование, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт оборудования, работающего под избыточным давлением 0,07 мегапаскаля (паровых котлов, сосудов, работающих под давлениемпара или газа, трубопроводов пара) или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (водогрейных котлов, сосудов, трубопроводов горячей воды), а также подъемных сооружений (грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, лифтов, подвесных канатных дорог, фуникулеров, подъемников (вышек), строительных подъемников, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, съемных грузозахватных органов и приспособлений), регистрируемых в органах Госгортехнадзора России;

изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте [5].

В 1995 году постановлением Правительства РФ была впервые введена процедура декларирования безопасности производственных объектов. В принятом в 1997 году Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» были четко сформулированы и юридически закреплены основные термины и понятия в области промышленной безопасности, требования по лицензированию видов деятельности в этой сфере, требования по разработке декларации и экспертизе промышленной безопасности, порядок оценки рисков опасного производственного объекта, требования по проектированию, 

строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов [6].

В совместном приказе МЧС России № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»установлен порядок разработкидекларации промышленной безопасностиопасных производственных объектов. Ценность этого документа заключается в том, что в нем сформулирована единая методика сбора данных, анализа и оценки риска промышленных предприятий, а также определен порядок проведения ряда мероприятий по повышению безопасности объектов. Основным документом, содержащим итоги анализа рисков предприятия и перечень мероприятий по их снижению и ограничению ущерба, являетсядекларация промышленной безопасности [6].

Независимо от того, необходимо ли конкретному предприятию представлять в органы государственного контроля декларацию, данная методика может быть принята за основу для создания системы сбора информации и управления риском любого предприятия. Декларация состоит из следующих основных разделов: общая информация, анализ безопасности и риска, обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информирование общественности.

Раздел общей информации должен содержать следующие сведения о промышленном объекте:краткое описание объекта [4]:

описание месторасположения объекта;

данные о персонале и проживающем вблизи населении;

обоснование идентификации особо опасных производств;

общие меры безопасности;

страховые данные.

Краткое описание объекта – это наименование предприятия, сведения о руководстве, ведомственном подчинении, почтовый адрес и средства связи, профиль предприятия, краткую характеристику производимой продукции и другие сведения. Информация о его месторасположении включает в себя: размеры и границы тер



ритории, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон, данные о топографии района расположения и сведения о природно-климатических условиях.

Данные о персонале и окружающем населении должны содержать информацию:

  • численность и размещение персонала;

  • численность персонала на окружающих объектах и организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов при аварии на промышленном объекте;

численность и характер размещения населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов при аварии;

  • наличие и вместимость находящихся на окружающей территории мест массового скопления людей (больницы, детские сады, стадионы, вокзалы).

В качестве обоснования идентификации опасных производств приводится их перечень с указанием потенциально опасных веществ и их количеств для каждого производства. Если объект застрахован, то в разделе приводятся: наименование и адрес страховщика, вид страхования, максимальный размер страховой ответственности с разбивкой по отдельным объектам и порядок возмещения ущерба в случае аварии.

Данные об общих мерах безопасности включают в себя:

  • перечень необходимых и (или) действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с промышленной опасностью;

  • характеристику системы контроля за безопасностью, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;

  • характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин;

  • 

  • характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности;

  • мероприятия по обучению персонала способам защиты и действиям при аварии;

  • перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности;

  • перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.

В разделе «Анализ безопасности и риска» должны быть отражены данные об используемых на объекте технологиях и их аппаратурном оформлении, результаты анализа риска, принятые и запланированные на предприятии меры по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости.

Данные о технологиях и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасных веществ, описание технологий и технических решений, направленных на обеспечение безопасности, характеристику пунктов управления.

Описание каждой технологии содержит следующие сведения: принципиальную технологическую схему с обозначением основного оборудования и кратким описанием технологического процесса; план размещения основного технологического оборудования, в котором обращается опасное вещество; перечень оборудования, в котором обращается опасное вещество; данные о распределении опасных веществ.

Среди технических решений, направленных на повышение безопасности, должны быть следующие:

  • по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;

  • направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализации выбросов опасных веществ;

  • по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности;

  • 

  • по описанию систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций.

В раздел по пунктам управления технологическими процессами следует включить сведения об их расположении и оборудовании, а также характеристику противоаварийной устойчивости с точки зрения безопасности персонала и возможности управления процессами при аварии.

Необходимо также привестирезультаты анализа риска на промышленном объекте, содержащие следующие сведения:

  • данные об авариях и отказах на объекте, имевших место в прошлом;

  • данные об авариях и отказах, имевших место на других объектах аналогичного назначения или использующих аналогичные опасные вещества;

  • выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера;

  • определение сценариев возможных аварий;

  • оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии;

  • обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.

Для наглядности должны быть приведены блок-схемы вероятных сценариев возникновения и развития аварий с изображением постадийного развития аварий на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.

В заключение указываются результаты количественной оценки риска аварий и чрезвычайных ситуаций, в том числе:

  • определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;

  • определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии;

  • оценку возможного числа пострадавших, с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии;

  • 

  • оценку величины возможного имущественного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии.

Раздел декларации «Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций» должен содержать описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, данные о средствах и мероприятиях по защите людей, порядок организации медицинского обеспечения.

Описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях включает в себя: сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях, требования к передаваемой при опове

щении информации.

Описание средств и мероприятий по защите людей содержит сведения:

  • характеристику мероприятий по созданию на объекте и поддержанию в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обучению работников предприятия способам защиты и действиям при аварии, по защите персонала объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • сведения о необходимых объемах и номенклатуре материальных и финансовых резервов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Информация поорганизации медицинского обеспечения при наступлении чрезвычайных ситуаций – это сведения о составе сил медицинского обеспечения на промышленном объекте и порядок оказания первой помощи пострадавшим.

Раздел «Информирование общественности» включает сведения о порядке информирования населения и органов власти о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях, а также порядок представления заинтересованным лицам информации, содержащейся в декларации [4].



^ ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Управление рисками предоставляет возможность достижения различных целей, которые, в сущности, являются стратегическими целями предприятия:

  • повышение рыночной стоимости предприятия;

  • обеспечение заданного уровня безопасности;

  • уменьшение воздействия на окружающую природную среду;

  • соблюдение требований технических нормативов;

  • достижение заданного уровня коэффициента использования мощности.

Часто эти цели достигаются в комплексе в процессе минимизации рисков. Но соотношение затрат и приемлемого достигнутого уровня той или иной цели может быть различным.

Стратегия управления рисками промышленного предприятия должна разрабатываться исходя из объема собственных рисков и с учетом законодательных требований в области промышленной безопасности [1].

Постановка системы управления рисками на предприятии включает в себя два этапа:

1 этап.Формирование стратегии системы управления рисками:обеспечение соблюдениязаконодательных норм в области промышленной безопасности;разработка декларации безопасности, снижение риска до требуемых пределов, осуществление мер по ограничению размеров возможного ущерба в случае аварии, формирование резервов на случай возникновения неблагоприятной ситуации, страхование ответственности в требуемых законодательством пределах.

2 этап.Организация процесса управления рисками: осуществление дополнительных мероприятий по управлению риском исходя из объема рисков и возможностей предприятия:создание полномасштабного фонда риска, личное страхование персонала предприятий, страхование имущества предприятий, финансовых и коммерческих рисков [6].

Концепция управления рисками заключается в определении ключевых рисков и разработки методов их оптимальной минимизации в зависимости от выбранных 

стратегических целей. Тем самым достигается минимизация затрат достижения приемлемого уровня стратегической цели.

Стратегические цели предприятия при управлении могут меняться в зависимости от тех или иных изменений внутренней и внешней среды, но, как правило, сводятся к следующим:

  • снижение производственных, профессиональных и экологических рисков;

  • соответствие передовым международным стандартам по обеспечению промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;

  • повышение гибкости, адаптивности к изменениям организационной структуры управления и национального законодательства;

  • повышение эффективности производственного контроля;

  • создание эффективных предпосылок для автоматизации бизнес-процессов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

Для формирования стратегии системы управления рисками необходимо: определить стратегическую цель в системе управления рисками и сформулировать однозначное описание главной стратегической цели. Все остальные стратегические цели предприятия должны быть сформулированы как ограничения к главной стратегической цели. Процесс управления рисками заключается в организации цикла управления рисками.

Цикл управления рисками представляет собой замкнутую последовательность следующих этапов:

  • выявление и идентификация рисков;

  • оценка рисков, определение стратегии рисков (приемлемый уровень рисков, запрещенные риски, план развития и контроля рисков);

  • разработка и реализация программы управления рисками (страхование, резервирование);

  • мониторинг рисков (базы данных, отчеты, управленческие решения).

Система управления рисками на каждом этапе замкнутого цикла позволяет решить задачу оптимального соотношения затрат и достигнутого результата по 

минимизации рисков в зависимости от выбранной стратегической цели (ключевого риска).

В процессе управления рисками возможно как снижение уровня рисков, так и повышение уровня риска, то есть – управление качеством риска.

Основой нормативной базы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды предприятия являются корпоративные стандарты. В соответствии с принципами стандартизации, организации самостоятельно, исходя из необходимости, могут разрабатывать и утверждать собственные (корпоративные) стандарты, обеспечивающие наиболее рациональное достижение требований, определенных техническими регламентами, устанавливая в этих стандартах собственные требования, призванные обеспечить надлежащее качество продукции, совершенствование производства и безопасности, обеспечивая при этом оптимизацию расходов на достижение поставленных задач, вне зависимости от страны и места происхождения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Создание системы собственных стандартов, определяющих соответствующие процедуры управления, позволяет организации на легитимной основе сформулировать локальные требования к реализации процедур обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

Практическая разработка и проектирование стратегии управления промышленными рисками может производиться посредством (Рисунок 1):

  • стандартизации процедур управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды в рамках общей административной системы управления предприятием;

  • использования при разработке нормативных документов, систем управления, методов проектирования бизнес-процессов международных стандартов бизнес-моделирования;

  • для задач конкретного проекта возможна разработка специализированного программного обеспечения поддержки процедур идентификации, оценки, учета и управления рисками.


Рисунок 1– Модель системы управления предприятием

Правильно разработанная стратегия управления рисками предоставляет предприятию ряд возможностей и преимуществ: управление затратами на промышленную безопасность и охрану труда в рамках единой инвестиционно-финансовой стратегии; доверие клиентов, партнеров, акционеров и общественности; благоприятный имидж на рынке; улучшение отношений с официальными органами власти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях многие российские предприятия в целях улучшения управляемости, повышения прозрачности, увеличения своей конкурентоспособности на российском и международных рынках принимают решения о разработке отдельных или интегрированных систем управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

  • иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;

  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Системы управления должны основываться на положениях различных международных или национальных стандартов и на рекомендациях (руководствах, стандартах) межнациональных ассоциаций и объединений.

Безусловно, что грамотные руководители и специалисты хотят максимально обезопасить себя от аварий, конфликтных ситуаций с надзорными органами, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатациейопасных объектов.

Как правило, руководству большинства предприятий необходимо делать упор на совершенствование уже имеющихся управленческих решений относительно промышленной безопасности. При этом необходимо умело увязать существующую на предприятии схему организации работ с требованиями, предъявляемыми международными стандартами.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ветошкин, А.Г., Таранцева, К.Р. Техногенный риск и безопасность. [Текст] – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. – 171 с.

О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 1 июля 1995 г. № 675// КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

О порядке разработки декларации безо

пасности промышленного объекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: совместный приказ МЧС РФ № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: [федер. закон: от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

^ Хохлов, Н.В. Управление риском: Учеб.пособие для вузов [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 239 с.


Скачать файл (84.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации