Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Моторные масла - файл Масла -ДВС.doc


Моторные масла
скачать (142 kb.)

Доступные файлы (1):

Масла -ДВС.doc214kb.27.11.2009 04:20скачать

содержание
Загрузка...

Масла -ДВС.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Моторные масла не только защищают двигатель, но и снижают токсичность выхлопа. Но после 2012 года создателям масел придется нелегко.
В середине 1960-х годов ВМФ США начал ставить на вооружение новые палубные истребители – F4 Phantom, весьма совершенные самолеты практическим потолком более 15 тысяч метров. Однако уже с самого начала эксплуатации выявился довольно неприятный дефект: при посадке колеса шасси часто заклинивало, и самолет шел по палубе буквально «юзом». Благодаря использованию аэрофинишера (системы посадочных тросов) серьезных катастроф удалось избежать, но такие ситуации добавили летчикам немало седых волос. Проведенное расследование показало, что при полете на высоте больше 10 км, где температура опускается до –600С, смазка в подшипниках колес сильно густела. Дефект проявлялся только при посадке на палубу авианосца: снижение самолета в этом случае происходило довольно быстро, и смазка не успевала оттаять (при посадке на обычный аэродром снижение было более плавным).
Министерство обороны США предложило нескольким нефтехимическим компаниям разработать состав, не густеющий даже при очень низких температурах. Химики успешно решили эту проблему, создав полностью синтетическую смазку. Но палубные истребители исчислялись сотнями штук, а дорогостоящую технологию надо было окупать, поэтому для нового продукта стали искать другие рынки сбыта.
К тому моменту синтетические масла довольно широко применялись в реактивных двигателях самолетов, а кое-кто из пилотов заливал «отработку» в моторы своих автомобилей. Пионером стал в 1972 году продукт компании AMSOIL (основанной бывшим пилотом – подполковником Элом Аматуцио): первое синтетическое моторное масло для автомобилей на американском рынке, прошедшее сертификацию API.
Но настоящей революцией в маслах стал шаг компании Mobil Oil (ныне ExxonMobil), которая в 1974 году выпустила в продажу первое массовое и доступное по всему миру синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов (PAO). Предназначалось оно в первую очередь для очень холодных условий – в частности, для Аляски. Появление именно этого продукта перевернуло всю автомобильную индустрию.
Как правильно выбирать моторное масло?
Всякому автолюбителю время от времени приходится сталкиваться с двумя вопросами: не пора ли менять масло и какое именно залить? Ответ на первый достаточно прост...
Жителю мегаполиса, который вечно не успевает прогреть двигатель, а потом, наоборот, часами кипятит его в пробках, рекомендуется менять масло каждые 7–8 тысяч километров пробега.
Обитателю небольшого городка с размеренным ритмом жизни и полупустыми улицами — каждые 10 тысяч. Какое масло залить, вопрос чуть более сложный.

Типы моторных масел
Перед тем как вы сделаете выбор, давайте рассмотрим предложенный вам ассортимент моторных масел, а также познакомимся с обозначениями и классификациями. Прежде всего, поговорим о видах масел.

Минеральные (нефтяные) масла

Данный вариант масла считается самым дешевым и предусматривает частую замену. Создаётся оно из нефти путем дистилляции и рафинирования. Минеральные масла бывают трех видов - парафиновые, нафтеновые и ароматические. Данные виды различаются друг от друга строением находящихся в них углеводородов. Более пригодными для создания смазочных масел являются парафиновые базовые масла. Они обладают лучшими характеристиками относительно вязкости и температуры.

Сера, которая также находится в исходном сырье, активирует окислительные свойства масла. Если наличие серы составляет менее 1%, то вероятность износа деталей движка будет меньше.
Из-за не слишком высоких качеств, данный тип моторного масла рекомендуется использовать в том случае, если не подразумевается работа движка в более тяжелых условиях. На автомобилях советских времен использование минеральных масел вполне целесообразно.

Синтетическое масло

Создается путем синтеза химических соединений для придания продукту требуемых свойств. От «минералки» «синтетика» отличается рядом немаловажных преимуществ. Большая текучесть синтетического масла позволяет снизить трение между деталями, отражается на увеличении мощности, а также снижает расхода топлива. Низкая температура прокачивания делает работу двигатель исправнее, в таком случае он будет работать даже при низких температурах без перегрузок.

Высокая температура испарения не позволяет «синтетике» реагировать на нагрев или перегрев. Химическая стабильность масла сильно влияет на характеристики, которые не меняются, так как масло в процессе работы движка не подвергается окислению и не парафинизируется. Кроме того, синтетическое масло имеет большой срок службы.
Перечисленные выше достоинства сказались на цене. «Синтетика» в несколько раз дороже «минерального». Но использование синтетического масла оправдывает себя.

Полусинтетические и гидрокрекинговые масла
Стали неким компромиссом между двумя видами моторных масел, которые мы рассматривали ранее.
Полусинтетическое масло создают путем смешивания качественного минерального с синтетическими базовыми составляющими. Полученный продукт дешев, по сравнению с синтетическим маслом. А его эксплуатационные характеристики, лучше, чем у минерального. Применение «полусинтетики» эффективно в умеренном климате, а также при умеренных нагрузках.

Гидрокрекинг

Еще один вариант изменения характеристик минерального масла в лучшую сторону. Он представляет собой «выпрямление» углеводородов через перегруппировку атомов, что приводит к созданию изомеров. Однако данный вариант имеет и недостатки. Гидрокрекинговое масло по своим характеристикам близко «синтетике», но оно очень быстро утрачивает свои свойства.

Необходимо также вспомнить о недобросовестности производителя. Иногда покупая масло такого типа, автомобилист считает его синтетическим, в то время как оно является минеральным, хотя и обладает измененной структурой молекул с комплексом присадок. Да и как тут не запутаешься. К примеру, масло Castrol TXT Softec Plus может быть, как синтетическим, так и минеральным, созданным путем гидрокрекинга. В данном случае, рекомендуется более внимательно изучить этикетку масла до его приобретения.

Классификация моторных масел

Если вы собираетесь выбрать моторное масло, не стоит забывать о рекомендациях производителя вашей машины. Если в вашем автомобиле стоит двигатель с неновой конструкцией, масла более высокого класса ему не подойдет.
Вязкость
Выбирая моторное масло для холодного времени года, обратите внимание на класс вязкости. Именно этот параметр отвечает как за защитные функции моторного масла, так и за температурный диапазон его применения. С понижением столбика термометра вязкость масла растет, а вместе с этим увеличиваются потери на трение в узлах двигателя. Например, при минусовой температуре стартеру все сложнее провернуть коленчатый вал.
Класс вязкости масла обозначается следующим образом: SAE xW-xx. SAE — классификация Общества автомобильных инженеров, а x — число. Например, SAE 0W?30 или SAE 10W?40. Индекс W (от слова winter — зима) отвечает за условия пуска двигателя при отрицательных температурах: чем меньше число перед W, тем лучшими «зимними» свойствами обладает масло. Класс 0W сегодня является лучшим низкотемпературным классом вязкости. К слову, при температуре –35 °С вязкость масла класса 5W примерно в 5 раз выше, чем масла класса 0W. Таким образом, для зимнего вождения лучше всего подойдут моторные масла в классах вязкости 0W?30, 5W?30, 0W?40 или 5W?40. Они не только способствуют уверенному пуску двигателя даже в сильный мороз, но также надежно защищают его при максимальных нагрузках и высокой температуре окружающего воздуха.
И напоследок: при выборе моторного масла не поленитесь заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и обязательно сравните свой выбор с рекомендациями автопроизводителя. Правильный подбор моторного масла зависит не только от условий эксплуатации, но и от типа двигателя, его конструктивных особенностей и степени износа.

API-классификация
По классификации API моторное масло подразделяется на две категории: «S» (service) и «С» (commercial).
Для бензиновых моторов разрабатывались масла категории «S», для дизельных - «C». Узнать к какой категории относится выбранное масло, можно внимательно изучив этикетку. Среди обозначений вы найдете двухбуквенное значение: первой будет «C» или«S», вторая буква сообщает о качестве моторного масла.
Чем дальше от начала алфавита, тем лучшего качества выбранное вами масло. Такие классы масел, как SA, SB, SC, SD, SF созданные для бензиновых и CA, CB, CC, CD - для дизельных моторов, считаются устаревшими и встречаются редко. Масла с маркировкой «A», «B» сняты с производства.

В основе масла
Основа любого моторного масла – так называемое базовое масло. В начале 1990-х годов API, чтобы облегчить производителям выбор основы и упростить смешивание различных масел, ввел классификацию базовых масел по их основным свойствам: индекс вязкости (чем больше этот показатель, тем меньше меняется вязкость при изменении температуры), содержание серы и содержание предельных насыщенных углеводородов (парафинов).
В группу I входят масла, полученные из нефти с помощью одной из старых технологий очистки – экстракционной. Это смесь различных углеводородов, поэтому свойства ее нестабильны – она сильно густеет при охлаждении и быстро окисляется при высоких температурах. Но все это перевешивается главным достоинством – низкой ценой. Современные базовые масла значительно более высокой степени очистки, полученные путем гидрообработки (от гидроочистки до каталитического гидрокрекинга) нефти, в зависимости от свойств попадают в группу II или III. Все эти три группы относятся к минеральным маслам, то есть полученным тем или иным способом из нефти.
Базовые масла, полученные путем химического синтеза, называются синтетическими. По химическому составу они совершенно однородны, что обеспечивает высокую стабильность их свойств. Такие масла на основе полиальфаолефинов (PAO) относятся к IV группе. PAO как основа масла имеет замечательные свойства, кроме одного: высокой цены.
Группа V включает базовые масла на всех других основах (не входящих в группы I-IV), это могут быть как распространенные полиэфирные масла, так и гликолевые, не применяющиеся в качестве моторных.
Маркетинговые войны
10–15 лет назад преимущества синтетического масла были очевидны: высокий индекс вязкости, температурная стабильность и стойкость к окислению не оставляли шансов «минералке» занять «люксовую» нишу рынка. Однако нефтехимические компании нашли выход! Дело в том, что в связи с совершенствованием технологии очистки нефти границы между группами, определяемые свойствами масел, постепенно размываются (неофициально были даже введены промежуточные группы I+, II+, III+). Минеральные масла групп III и III+ уже вплотную приблизились по своим свойствам к синтетическим маслам IV группы (и при этом цена их значительно ниже!).
Первым «нарушителем конвенции» стала компания Castrol – в 1997 году она в своем флагманском продукте Castrol Syntec тихо заменила PAO на другую основу, полученную так называемым методом гидроизомеризации, разработанным компанией Shell. При этом надпись «синтетическое» на упаковке моторного масла осталась без изменений. Один из крупнейших производителей масел на основе PAO – компания Mobil Oil – обратилась в Американский национальный совет по вопросам рекламы (NAD) с жалобой на таую маркетинговую политику. Обсуждение длилось два года, но в итоге было принято важное решение: слово «синтетическое» на канистре не означает способ получения, а является лишь термином, описывающим потребительские свойства масла. В этом есть определенный смысл – даже организации вроде SAE или API (см. врезку) в своих спецификациях указывают лишь набор качеств, но не происхождение.
Как же отличить настоящее синтетическое масло от «синтетического по названию»? Вообще говоря, без химического анализа – практически никак. По своим свойствам они очень похожи, и синтетическое масло на основе PAO выделяет лишь указание об этом на упаковке (если производитель пожелает это сделать). Ну и цена – масло на основе PAO обычно стоит процентов на 30 дороже.
Большой секрет
Основа составляет лишь 70–80% масла, остальные 20–30% – присадки. В то время как основа обеспечивает лишь смазку, в задачу присадок входит буквально все остальное. Присадки делятся на три группы: модифицирующие (изменяют свойства масел), присадки для защиты механизмов и присадки для защиты самого масла.
Модификатор вязкости (полимерный загуститель) – это то самое вещество, которому всесезонные масла обязаны своей «комбинированной» вязкостью. Длинные молекулы загустителя сворачиваются в клубок при низкой температуре, что никак не сказывается на текучести маловязкой основы. Зато при повышении температуры «клубки» разворачиваются, при этом вязкость масла значительно повышается.
Противоизносные и противозадирные присадки обеспечивают защиту поверхности деталей двигателя, в то время как модификатор трения делает именно то, что следует из его названия – снижает трение (именно он обеспечивает большую часть экономии топлива при использовании современных масел).
В процессе работы двигателя на его деталях неизбежно образуется нагар и отложения. Детергенты смывают их, очищая, а дисперсанты не дают образовываться комкам, поддерживая мельчайшие посторонние частицы во взвешенном состоянии (крупные частицы улавливаются масляным фильтром).
И наконец, антиоксиданты защищают масло от окисления, а антикоррозионные присадки предотвращают коррозию деталей двигателя. Это сложная задача, поскольку условия работы масла весьма суровы – высокие температуры и очень агрессивные продукты сгорания (в которых образуется, например, серная кислота).
«Крупные нефтехимические компании часто покупают присадки у специализирующихся на этом фирм – Lubrizol, Infinium, Ethyl или Oronite. Каждая присадка в отдельности, разумеется, не является секретом. А вот баланс всего пакета – это как раз и есть самая охраняемая в индустрии тайна. Чтобы составить пакет, мы проводим десятки тысяч лабораторных экспериментов и накатываем тысячи миль на моторных стендах, – рассказал «Популярной механике» Билл Максвелл, ведущий технический эксперт исследовательского подразделения компании ExxonMobil, в течение вот уже 15 лет возглавляющий группу разработки синтетических масел Mobil 1. – При этом базовое масло за 30 лет с момента появления «синтетики» осталось тем же, менялась только технология и, разумеется, пакет присадок. В результате, например, продаваемое в настоящее время наше флагманское синтетическое масло Mobil 1 является уже 6-м поколением масел на основе PAO».
В борьбе за чистоту
В целом, современные масла очень хорошо справляются с возложенными на них задачами: защитой двигателя, самого масла и даже экономией горючего. Но автопроизводители постоянно ужесточают свои требования – моторы становятся все совершеннее, а интервал между заменами масла – все длиннее (для бензиновых двигателей сейчас он может достигать 30 тысяч, а для дизельных – 50 тысяч километров). Основа постепенно окисляется (синтетические масла на основе PAO подвержены этому в меньшей степени), а присадки срабатываются. А ведь на протяжении всего этого срока масло должно работать и защищать двигатель!
Но самая главная проблема, не дающая производителям моторных масел почивать на лаврах, – экология. В Европе вводятся все более жесткие ограничения на токсичность выхлопных газов. Это заставляет конструкторов устанавливать в автомобили сложные системы рециркуляции выхлопных газов – а это значит, что большинство продуктов сгорания остаются в двигателе, и рано или поздно все они попадут в масло (разумеется, при этом возрастают и требования к составу топлива). А широкое распространение каталитических нейтрализаторов выхлопных газов накладывает еще одно дополнительное ограничение: ни само масло, ни продукты его сгорания не должны влиять на работу катализаторов. Поэтому основные усилия производителей масел сосредоточены сейчас именно в этой области. Что же будет происходить в ближайшем будущем, когда Европейский союз введет еще более жесткие стандарты на токсичность выхлопа? На этот вопрос «Популярной механики» ответил Билл Максвелл, который работает в области создания моторных масел уже более 30 лет: «Ответом ExxonMobil на введение в этом году нормы Евро-4 стало создание масла Mobil 1 ESP (Emission System Protection). Эта технология обеспечивает защиту систем снижения токсичности выхлопных газов. Но в 2008 году Европа планирует ввести нормы Евро-5, а в 2012 – еще более жесткие Евро-6. Так что создателям новых моторных масел придется нелегко. Но, к счастью, в это время я уже буду на пенсии»


И так какое моторное масло лучше – синтетическое или минеральное?
Главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.
Что это означает для обычного автолюбителя? Три момента.

Первое – синтетическое моторное масло потенциально меньше боится низких температур и перегревов.

Второе – синтетическое масло дольше сохраняет свои свойства в процессе эксплуатации.

Третье – некоторые параметры моторного масла, обязательные для многих современных двигателей невозможно реализовать на полностью минеральной основе. Ярким примером является вязкость.
При этом важно помнить, что все в этом мире относительно, а потому далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медной проводки с головой хватает для подключения и использования бытовых приборов. Одним словом, хорошее – враг лучшему.
В некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами.
Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже, скажем -15-20 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла для Вас нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Просто минеральное, или же полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. В этом случае никакого вреда для двигателя от использования минерального или полусинтетического моторного масла не будет.




6 мифов о моторных маслах
Миф 1
Нельзя заливать полностью синтетическое масло в мотор, если раньше туда было залито минеральное – оно свернется.
Неправда! Современные синтетические масла на основе сложных полиэфиров и полиальфаолефинов спокойно переносят смешивание с минеральными, полусинтетическими или другими полностью синтетическими маслами. Единственное исключение – синтетические моторные масла на основе гликолей, которые уже не производятся (гликоли в автомобиле применяются сейчас только в качестве компонента антифриза).
Миф 2
Перед заливкой нового масла обязательно нужно промыть двигатель – например, веретенным маслом.
Неправда! Полностью слить масло из двигателя нельзя: остаток составляет около 10%. Оставшаяся часть «промывки», смешиваясь с новым (особенно хорошим синтетическим) маслом, способна разбалансировать пакет присадок. Поэтому никаких «промывок» при смене масла использовать не нужно! В крайнем случае можно просто сократить интервал до следующей смены масла (до какого значения – зависит от загрязненности и типа «старого» масла и двигателя).
Миф 3
Нельзя заливать синтетическое масло в старые моторы – можно испортить двигатель.
Неправда! Синтетические масла можно заливать как в современные двигатели, так и в более старые. Однако современное синтетическое масло обладает хорошими моющими свойствами и способно смывать накопившиеся в двигателе отложения. Эти отложения могут засорить систему смазки двигателя. К тому же, очищая старые и уже потерявшие свою эластичность уплотнители, масло вымывает отложения из зазоров и вызывает «протечки». Именно эти эффекты и стали основой данного мифа. Бороться с ними легко – после перехода на «синтетику» первый интервал до следующей смены масла нужно сильно уменьшить и сменить все протекающие уплотнители.
Миф 4
Если добавить в хорошее синтетическое масло дополнительные патентованные чудо-присадки, оно станет работать еще лучше.
Неправда! Не делайте этого! Производители масел проводят десятки тысяч часов лабораторных экспериментов, «накатывают» миллионы километров на моторных стендах, подбирая и балансируя пакет присадок. Любое добавление каких-либо веществ может нарушить этот тонкий баланс, и в лучшем случае масло просто потеряет часть своих свойств. А в худшем – могут образоваться «комки», засоряющие систему смазки двигателя.
Миф 5
По цвету и запаху масла можно определить его качество.
Неправда! Органолептическими методами определить качество и состав масла нельзя. А на вкус его лучше даже не пробовать – в состав могут входить довольно токсичные компоненты.
Миф 6
Хочу залить в мотор масло для гонок Formula–1, по свойствам оно превосходит обычное, так как рассчитано на более жесткие условия эксплуатации.
Неправда! То масло, которое заливают в болиды механики команд, действительно отличается от обычного моторного масла. Но говорить, что оно «лучше» – неправильно. «Формульное» моторное масло действительно рассчитано на очень жесткие условия гонок, но только на них! Пилоты аккуратно прогревают двигатели до выхода на рабочую температуру, а затем «крутят» их до красной черты. Поэтому масло для болидов Formula–1 высоковязкое и рассчитано на очень высокие механические и температурные нагрузки. Цена вопроса – в отсутствии универсальности, а также в существенно меньшем ресурсе – несколько сотен километров, затем масло меняется и, как правило, вместе с большей частью двигателя (или с двигателем в сборе). В то время как у обычных «бытовых» автомобилей масло предполагается менять каждые 10–15 тысяч километров, а двигатель – гораздо реже. Поэтому, когда Михаэль Шумахер на рекламном плакате стоит в обнимку с канистрой моторного масла Shell, которое можно купить в любом магазине, – это вовсе не означает, что именно это масло механики заливают в его болид (хотя, разумеется, используется этот же брэнд).
Производители выпускают и «гоночное» масло для обычных машин – как правило, оно продается под названиями типа Racing, Rally и т.п. Температурно-вязкостный диапазон такого масла смещен в сторону более высоких температур (5W50, 10W60): оно рассчитано на более высокие температурные и механические нагрузки. В других условиях это масло не имеет никаких преимуществ перед обычным (хотя стоит дороже). Но при необходимости его можно заливать в двигатели обычных машин.

Castrol GTX Magnatec SAE 5W-40

Допуски и спецификации:
SAE 5W-40

^ API SL/CF

ACEA A3/B3

Применение моторного масла:

Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, с наддувом или без него.

Описание:
Castrol GTX Magnatec SAE 5W-40 - полностью синтетическое моторное масло, специально разработанное для продолжительной и надежной защиты современных двигателей.
Как известно, около 75% износа двигателя приходится на время его запуска и прогрева до рабочих температур - это первые 10 минут работы двигателя. Castrol GTX Magnatec отличается от большинства других масел наличием специальных компонентов, которые подобно магниту притягиваются ко всем металлическим поверхностям и остаются на них даже после остановки двигателя. Это уникальное свойство обеспечивает защиту от износа во время старта и прогрева двигателя до рабочих температур в 4 раза лучше, чем стандартные моторные масла. Castrol GTX Magnatec имеет превосходные низкотемпературные свойства, так, прокачиваемость этого масла при -35оС почти в два раза лучше, чем норма для масел с вязкостью SAE 5W-.

Совместимость и утилизация:
Castrol GTX Magnatec SAE 5W-40 совместимо со всеми фирменными моторными маслами, которые отвечают спецификациям, предписанным изготовителем. Castrol GTX Magnatec наиболее эффективно в чистом виде.
Утилизация осуществляется как и для всех отработанных масел.

Код утилизации: 54112

Физико-химические характеристики:

Плотность при 15 оС, г/см3 0.853

Вязкость при 40 оС, сСт 84.9

Вязкость при 100 оС, сСт 13.7

Вязкость при -25 оС, мПа*с 3050

Индекс вязкости 164

Температура застывания, оС (макс.) -39

Щелочное число, мг КОН/г 10.8

(Изменения с целью улучшения свойств продукта допускаются).




Castrol Protection SAE 15W-40

Допуски и спецификации:
SAE 15W-40

^ API SL/CF

ACEA A3/B3

VW 505.00 (1/97)

MB 229.1

Отвечает требованиям:

VW 501.01

Применение:

Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, с наддувом или без него.

Описание:

Castrol Protection - всесезонное минеральное моторное масло. Обеспечивает надежную защиту от износа, высокую для минеральных масел чистоту деталей двигателя. Благодаря современной технологии присадок обеспечивается надежная защита кулачков и толкателей клапанов от износа. Протестировано в двигателях с турбонаддувом, гарантирует минимальное количество всех видов отложений в двигателе. Благодаря невысокой испаряемости уменьшается расход масла, вследствие чего снижается содержание вредных веществ в отработавших газах.

Совместимость и утилизация:

Castrol Protection совместимо со всеми фирменными моторными маслами, которые отвечают спецификациям, предписанным изготовителем. Castrol Protection наиболее эффективно в чистом виде.
Утилизация осуществляется так же как и для всех отработанных масел.

Код утилизации: 54112

Физико-химические характеристики:

Плотность при 15 оС, г/см3 0.885

Вязкость при 40 оС, сСт 121

Вязкость при 100 оС, сСт 15.1

Вязкость при 150 оС и скорости сдвига 106 с-1 (HTHS), сП 4.0

Температура застывания, оС (макс.) -33

Щелочное число, мг КОН/г 8.7

(Изменения с целью улучшения свойств продукта допускаются).


Скачать файл (142 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации