Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по курсу Банковский менеджмент и банковский надзор - файл 1.doc


Лекции по курсу Банковский менеджмент и банковский надзор
скачать (439 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc439kb.14.12.2011 04:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра «Финансы и банковское дело»


Конспект лекций

по курсу

«БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР»
Преподаватель Тигранян В.С.
2007 год

БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

ТЕМА 1. Сущность и особенности банковского менеджмента.

1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента.

1.2. Специфика банковского менеджмента

1.3. Принципы банковского менеджмента.

^ 1.4. Функции банковского менеджмента.

1.5. Задачи банковского менеджмента.
1.1. Современное банковское дело принадлежит до одной из наиболее динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, обвальная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рисковости банковской деятельности. На настоящем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточной прибыли для сохранности средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединенные понятием менеджмента.

В общем понимании менеджмент – это наука о наиболее рациональной системе организации и управления определенными видами деятельности.

Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми и организационными сферами деятельности, так и управленческим персоналом, который осуществляет управление.

Во всем мире менеджмент рассматривается как один из важнейших факторов повышения эффективности деятельности. В условиях жесткой конкуренции, которая сопровождает развитие рыночной экономики, необходимо постоянно совершенствовать системы и формы управления, быстро овладевать накопленными в теории и практике знаниями, находить новые неординарные решения в динамической ситуации. Лишь такой подход к управлению обеспечивает выигрыш в конкурентной среде или, по крайней мере, нормальные условия развития организации.

Банковская деятельность в современном мире – одна из наиболее конкурентных, поэтому успех и жизнедеятельность банка существенным образом определяются его менеджментом.
^ 1.2. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером и особенностями осуществления банковских операций.

Банк выполняет разнообразные финансовые функции относительно любого предприятия в экономике, а также является проводником монетарной политики государства. Банки хранят и распоряжаются общественным капиталом и поэтому должны нести ответственность перед собственниками за хранение денежных средств. Специфической особенностью банковской деятельности является то, что банки работают преимущественно с чужими деньгами, которые временно аккумулированы на их счетах. Поэтому надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается как необходимое условие их деятельности.

Тем не менее банки – это не благотворительные организации. Прибыльность выступает главным показателем эффективности работы любого банка, а уровень надежности определяется размером совокупного риска, с которым сталкивается конкретный банк. Именно эти категории – прибыль и риск – рассматриваются как основные критерии оценки уровня банковского менеджмента.

Банковский менеджмент – это наука о надежных и эффективных системах управления всеми процессами и отношениями, которые характеризуют деятельность банка. Увеличение прибыльности и снижение риска – это два основных направления банковского менеджмента. Под процессами и отношениями понимают всю совокупность финансовых, экономических, организационных и социальных сфер банковской деятельности.

В понятие «коммерческий банк» вкладывается широкий смысл, поэтому объекты управления и исследования конкретизируются так: капитал; привлеченные и заемные ресурсы; активы; финансовый инструментарий; методология; организационные структуры; банковские продукты; персонал; информационные потоки; внутрибанковские операции; материально-техническая база; учет и отчетность; финансовые результаты и налоги; безопасность; связи с общественностью, другие .

Субъект управления – это ответственное лицо или группа лиц, которые имеют право принимать управленческие решения и несут ответственность за эффективность осуществляемого процесса управления банком. В коммерческом банке субъектами управления являются члены Правления банка, члены Совета директоров банка, лица, которые занимают руководящие должности (руководство), команда менеджеров, которые непосредственно осуществляют процесс управления. Все субъекты управления часто объединяют под одним названием менеджеры банка.
1.3. Банковский менеджмент, как и каждая наука, базируется на определенных принципах и направлен на выполнение конкретных функций с помощью инструментария с целью достижения поставленных целей.

Менеджмент характеризуется принципами, которые являются общими для всех сфер деятельности:

• направленность субъекта управления на достижение конкретных целей;

• единство цели, результата и средств его достижения;

• комплексность процесса управления, которая включает планирование, анализ, регулирование и контроль;

• единство стратегического (перспективного) и тактического (текущего) планирования для обеспечения непрерывности соответствующего процесса;

• контроль за принятыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации;

• материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и любого его члена в частности;

• гибкость организационной структуры управления, которая дает возможность решать функциональные и управленческие задачи.
1.4. В соответствии с классической теорией управления определяют четыре основных функции менеджмента:

- анализ информационных потоков;

- планирование; урегулирование;

- контроль.

Анализ охватывает всю совокупность факторов, которые определяют условия функционирования банка в текущем периоде и в будущем. Результатом аналитической работы может стать качественная информация, на основании которой осуществлялись бы другие функции менеджмента.

Планирование деятельности рассматривается как центральное звено всего процесса управления банком и главная функция менеджмента.

Под регулированием понимают процесс оперативного управления, то есть принятие текущих управленческих решений.

Функция контроля состоит в проверке выполнения принятых управленческих решений и обеспечивает возможность непрерывного осуществления процесса управления банком. Необходимым условием эффективности контролирующей функции является целесообразное и оправданное объединение разных видов контроля.

Инструментарий банковского менеджмента включает совокупность методов, приемов, средств и форм достижения целей и выполнения задач, которые поставлены перед банковским учреждением.

^ Методы управления – это средства влияния на объект управления с целью достижения определенных целей.

Методы управления разделяют на экономические, административные, социально-психологические, правовые.

В процессе управления банком прибегают к различным средствам влияния на объект управления, выбор которых зависит от специфики той или другой сферы банковской деятельности. Одним из главных средств управления являются процентные ставки (как по депозитам, так и по кредитам), а также: валютные курсы; уровень доходности ценных бумаг; способы выдачи и погашения кредитов; уровень обслуживания клиентов; реклама и т.п..
^ 1.5. Выбор конкретных инструментов банковского менеджмента прежде всего определяется теми целями, которые формулируются в процессе управления.

Цели и задачи, которых стремится достичь банк, предопределяют

формирование стратегии, тактики и определяют эффективность менеджмента. Определение главной цели не исключает существования множества других целей и задач в разных сферах управления банком .

Главная цель деятельности банковского учреждения, как и любого коммерческого предприятия, состоит в получении прибыли. Но перечень задач, которые возникают перед банковским менеджментом и требуют эффективного решения, намного более широкий, чем только максимизация прибыли.

Задачи банковского менеджмента:

- обеспечение прибыльной деятельности;

- удовлетворение потребностей клиентов в структуре и качестве предлагаемых банком услуг;

- наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков;

- создание эффективной организационной структуры банка;

- организация работы систем контроля, аудита, безопасности, информационных и других систем, которые обеспечивают жизнедеятельность банка;

- создание условий для набора квалифицированных сотрудников и полной реализации их потенциальных возможностей;

- создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров;

- обеспечение условий для осуществления качественного и последовательного управления банком;

- создание условий для повышения культуры сотрудников, наличия общих ценностей, обеспечение морального климата в коллективе.

Эффективность процесса управления зависит от способности предугадать будущее, мыслить на перспективу и постоянно контролировать риски. Определяющими являются также качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка.

Банковский менеджмент по направлениям деятельности разделяют на - финансовый и организационный.

Первое направление охватывает вопросы, связанные с управлением финансовыми процессами, которые находятся в компетенции банка.

Второе направление деятельности касается проблем и управления коллективом, создания организационных структур и систем обеспечения деятельности банка.


ТЕМА 2. Управление банком.

^ 2.1. Высшие органы управления банка, их полномочия и взаимосвязь.

2.1.1. Высший руководящий орган.

2.1.2. Высшие исполнительные и контролирующие органы управления.

2.2. Субъекты управления банка.

^ 2.3. Структуры управления банком, их экономическая оценка.
2.1. Назначением высших органов управления банком является обеспечение руководства его деятельностью на рынке для достижения поставленной цели и реализации избранной стратегии. Их состав отличается по государственным и негосударственным банкам.
2.1.1. В негосударственных банках высшим органом управления является общее собрание акционеров (участников, пайщиков), функции которого по типам банков представлены на таблице 1.

^ Таблица 1.

Компетенция высшего руководящего органа управления в негосударственных банках.


^ Круг вопросов, находящихся в компетенции высшего руководящего органа банка

Акционерный банк

Банк созданный в виде ООО

Кооперативный банк

Определение основных направлений деятельности банка

+

+

+

Внесение изменений в Устав банка

+

+

+

Избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии

+

+

+

Утверждение годовых результатов деятельности банка, отчёта и выводов ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, сроков и порядка выплаты части прибыли, определения порядка покрытия убытков

+

+

+

Создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств, утверждение положений о них.

+

+

+

Решение вопросов о приобретении банком выпускаемых акции

+

-

-

Вынесение решения о привлечении к имущественной ответственности лиц органов управления банком

+

+

+

Определение условий оплаты труда должностных лиц банка, его филиалов и представительств

+

+

+

Принятие решения о приостановлении деятельности банка, назначении ликвидационной комиссии

+

+

+

Установление размера, формы и порядка внесения участниками дополнительных паевых взносов

-

+

+

Решения вопроса о приобретении банком части средств в уставном фонде:

1) Участника
2) Пайщика



-
-



+
-



-
+

Исключение из числа:

1) Участников банка
2) Пайщиков банка


-
-


+
-


-
+


В акционерном банке из числа акционеров может создаваться (а при численности более 50 акционеров должен быть создан) наблюдательный совет, который представляет интересы акционеров в перерыве между проведением общих собраний акционеров и в пределах компетенции, определённой уставом банка; контролирует и регулирует деятельность Правления банка.

Уставом банка может предусматриваться передача наблюдательно совету части функции общего собрания акционеров. Члены наблюдательного совета не могут быть членами Правления и ревизионной комиссии банка.

В кооперативном банке и банке, созданном в виде общества с ограниченной ответственностью, также собирается функционирует наблюдательный совет. Порядок созыва высшего органа управления акционерного банка, созданного в виде ООО, представлен в таблице 2.

Таблица 2.

^ Периодичность и условия созыва общего собрания акционеров (участников)

негосударственных банков.

п/п

Требования по созыву очередного и внеочередного общего собрания

^ Тип банка

Акционерный

Общество с ограниченной ответственностью

1.

Уведомление о созыве общего собрания

не позже, чем за 45 дней до созыва.

не позже, чем за 30 дней до его созыва

2.

Внесение предложений по повестке дня общего собрания:
а) имеют право
б) имеют право требовать

не позже, чем за 30 дней до созыва общего собрания
а) любой акционер банка
б) акционеры, владеющие в совокупности более 10%

не позже, чем за 25 дней до его созыва
а) любой участник банка
б) любой участник банка

3.

Периодичность созыва общего собрания

не реже 1 раза в год

не реже 2 раз в год

4.

Созыв внеочередного собрания:

1. руководителем высшего исполнительного органа в случаях:

2. исполнительным органом по требованию:

3. акционерами (участниками банка), владеющими:


1. а) предусмотренных уставом банка;

б) неплатежеспособности банка;

в) если есть угроза интересам банка.

2. а) совет акционеров (наблюдательного совета) или ревизионной комиссии;

б) Правления банка;

в) акционеров, владеющих в совокупности более чем 10% голосов в любое время и по любому поводу, касающегося деятельности банка.
3. более чем 10% голосов; в любое время и по любому поводу, касающемуся деятельности банка, если на протяжении 20 дней по их требованию не было созвано внеочередное собрание.


1. а) наличие обстоятельств указанных учредительных документах;

б) неплатежеспособность банка;

в) в любом другом случае.

2. а) Дирекции (Директора);

б) участников банка, владеющих в совокупности более чем 20% голосов, в любое время и по любому поводу, касающегося деятельности банка.

3. более чем 20% голосов; в любое время и по любому поводу, касающемуся деятельности банка, если в течение 25 дней, директор (генеральный директор) не созвал по их требованию на внеочередное собрание.


Условия работы общего собрания участников негосударственных банков и принятиям им решений представлены в таблице 3.
Таблица 3.

^ Правомочность работы и решений общего собрания участников акционеров

негосударственных банков.

п/п

Требования к правомочности работы и решений общего собрания

Тип банка

Акционерный

Общество с ограниченной ответственностью

1.

Общее собрание правомочно, если в его работе принимают участие:

Акционеры, представляющие более 60% голосов общего числа акционеров банка

Участники, представляющие более 60% голосов общего числа участников банка

2.

Вопросы, не предусмотренные повесткой дня на общем собрании:

Не рассматривает

Рассматриваются;

решения принимаются только при согласии всех участников, присутствующих на собрании.

3.

Решения по повестке дня:

1. большинством в 3/4 голосов акционеров, присутствующих на общем собрании, принимаются по вопросам:



1. а) изменение устава банка;

б) принятие решения приостановлении деятельности банка;

в) принятие решения о приостановлении деятельности филиалов, представительств банка.


1. ––


2. при 100% согласии всех участников банка принимаются по вопросам:


3. простым большинством голосов, присутствующих на собрании принимается:

2. ––

3. по всем остальным вопросам общего собрания акционеров

2. а) определение основных направлений деятельности банка, утверждения его планов и отчетов о их выполнении;

б) внесения изменений в устав банка;

в) исключения из состава участников банка.
3. по всем остальным вопросам общего собрания участников.


Высшим руководящим органом управления государственного банка является наблюдательный совет, который объединяет функции обще-то собрания и наблюдательного органа банка. Он осуществляет контроль за деятельностью Правления банка с целью сохранения привлечённых во вклады денег, обеспечения их возврата вкладчикам и защиты интересов государства как акционера государственного банка.

^ В компетенцию наблюдательного совета государственного банка входит:

  • определение основных направлений деятельности банка, утверждение планов его деятельности и отчётов об их выполнении;

  • утверждение годовых результатов деятельности банка и порядок распределения прибыли;

  • утверждение отчётов и выводов ревизионной комиссии и всего аудита;

  • функции, аналогичные тем, которые выполняет наблюдательный совет акционерного банка.

Законом Украины «О банках и банковской деятельности» определены требования к членам наблюдательного совета государственного банка.

Правомочность работы заседания наблюдательного совета государственного банка определены Законом Украины «О банках и банковской деятельности». Их характеристика представлена в таблице 4.

Таблица 4.

^ Правомочность работы и решений заседания наблюдательного совета государственного банка.

Перечень требований

Содержание требований

1. Заседание наблюдательного совета правомочно, если в его работе принимают участие:

не менее 10 членов наблюдательного совета.

2. Решения:

а) по повестке дня принимаются:


б) по изменению размера уставного капитала банка принимает:
в) по приостановлению деятельности банка принимает:


простым большинством голосов от общего количества присутствующих на заседании членов наблюдательного совета;
Кабинет Министров Украины при наличии положительного заключения НБУ;
Кабинет Министров Украины.


Наблюдательному совету государственного банка подотчётны Правление и ревизионная комиссия этого банка.
2.1.2. Высший исполнительный орган банка отличается в зависимости от организационно-правового статуса банка рассмотрим в таблице 5.

^ Таблица 5.

Высший исполнительный орган негосударственного банка и его компетенции.


п/п




Тип банка

Акционерный

«ООО»

1.

Наименование высшего исполнительного органа

Правление

(Совет директоров)

Дирекция

(Директор)

2.

Полномочия высшего исполнительного органа

управление текущей деятельностью банка

управление текущей деятельностью банка

3.

Подотчетность высшего исполнительного органа

общему собранию акционеров и наблюдательному совету банка

общему собранию участников банка

В государственном банке высшим исполнительным органом является его Правление, в компетенцию которого входит управление текущей деятельностью банка. В своей работе Правление подотчетно наблюдательному совету банка. Кандидатуры председателя и членов Правления государственного банка обязательно согласовываются с НБУ.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью высшего исполнительного органа банка, не зависимо от его организованно-правового статуса, осуществляет ревизионная комиссия. Она избирается в акционерном банке из числа его акционеров; в банке, созданном в виде общества с ограниченной ответственностью – из числа присутствующих на общем собрании его участников; в кооперативном банке – из числа присутствующих на общем собрании его участников (пайщиков). Персональный и количественный состав ревизионной комиссии государственного банка определяется наблюдательным советом. Члены высшего исполнительного органа не могут быть членами ревизионной комиссии банка. Проверка финансово-хозяйственной деятельности высшего исполнительного органа может проводится ревизионной комиссией:

  1. по поручению высшего руководящего органа банка;

  2. по требованию участников (акционеров, пайщиков) банка;

  3. по собственной инициативе.

2.2. В банковской практике принятая трёхступенчатая классификация субъектов управления в зависимости от объёмов их распорядительных полномочий рассмотрено в таблице 6.

Таблица 6.

Субъекты управления банка и сфера их компетенции.

^ Ступень классификации субъектов управления

Сфера компетенции

Высшее руководство

а) принятие основополагающих решений по поводу целевых установок и экономической политике банка;

б) подбор и расстановка кадров;

в) руководство нижестоящими управленческими подразделениями.

Среднее руководство

а) управление отдельными сферами банковской деятельности;

б) регулирование процесса работы банка;

в) подготовка материалов принятия решений для руководства банка.

Низшее руководство

а) распределение заданий;

б) контроль за работой отдельных групп работников банка.



2.3. Система управления в банке определяется сложившейся субординацией и координацией её инстанций. От субординации зависит скорость движения информации по инстанциям. Координация определяет внутренний конфликтный потенциал банка.

Скорость движения информации и уровень конфликтного потенциала зависят от структуры управления. Возможны три альтернативных структуры управления банком:

  • однолинейная;

  • многолинейная;

  • линейно-штабная.

Сущность, сфера применения и экономическая оценка каждой этих структур управления представлены в таблице 7.
^ Таблица 7.

Характеристика структур управления банком.


^ Наименование структуры управления

Сущность структуры управления

Экономическая оценка

Сфера применения

Преимущества

Недостатки

Однолинейная

Каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжения только от одной вышестоящей инстанции и, наоборот, каждая вышестоящая инстанция может давать распоряжение только одной ниже стоящей инстанции.

Четкое размещение компетенций и ответственности.

Малая гибкость в связи с длительностью прохождения информации по цепочке инстанций.

Малые банки.

Многолинейная

На верхних уровнях управленческие функции распределены между несколькими инстанциями, выступающими в качестве специализирующихся штабов. Каждая вышестоящая инстанция может дать распоряжение любой ниже стоящей.

1. большая гибкость, чем при однолинейной структуре управления.

2. Использование выгод специализации управленческого труда.

1. возможность пересечения сфер компетенции.

2. Возможность возникновения конфликтной ситуации.

Сравнительно небольшие банки.

Линейно-штабная

(традиционная)

Предлагает наличие инстанций, обладающих правом выдачи распоряжений, и специализированных штабов, принимающих распоряжение от линейных инстанций и оказывающих им помощь в подготовке принятие решений.

1. Чёткое разграничение полномочий.

2. Использование преимуществ специализации управленческого труда.

Снижение ответственности штабных инстанций за качество материалов, подготовленных для принятия решений линейными инстанциями.

Крупные банки.


С целью устранения недостатков, присущих линейно-штабной инстанции отдельные банки принимают её в модифицированном варианте, да наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создается штабы, обладающие ограниченными правами отдачи распоряжений (например, ревизионный отдел, юридический отдел, др.)


ТЕМА 3. Финансовое и бюджетное планирование

в коммерческом банке.

^ 3.1. Содержание и задачи финансового и бюджетного планирования.

3.2. Финансовая модель и план банковских операций.

3.3. Бюджет банка.

3.4. Организация финансового и бюджетного планирования.

3.5. Контроль за выполнением финансовых планов.
3.1. Особое место в системе финансового менеджмента отводится финансовому планированию.

Финансовое планирование – это планирование процессов формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Комплексный финансовый план разрабатывается на основе предварительно согласованных между собой документов: финансовой модели-плана движения капитала; плана разработки и внедрения новых программ и проектов; плана банковских операций; бюджета и расчета прогнозных показателей.

Финансовое и бюджетное планирование предназначено для детализации долгосрочного или стратегического плана.

Финансовое планирование обеспечивает:

  1. определение конкретных финансовых показателей для достижения тактических и стратегических целей;

  2. установление проблемных моментов, которые могут повлиять на выполнение стратегических планов;

  3. эффективное оперативное планирование. Это наиболее важная задача банка, так как сравнение фактических показателей с плановыми дает возможность выявить эффективность управления банком;

  4. на основе анализа оперативных планов принимаются текущие управленческие решения;

  5. координацию, кооперацию, коммуникацию всей системы коммерческого банка. Здесь обеспечивается единый подход в планировании и управлении отдельными направлениями деятельности;

  6. создание основы для оценки и контроля выполнения задач отдельных менеджеров;

  7. оценка затрат банка и возможность уяснить стоимость решений менеджерами;

  8. количественное обоснование планов менеджеров, т.е. в процессе составления бюджетов менеджер может сравнить затраты и преимущества альтернативных направлений;

  9. мотивацию работников через ориентацию на достижение целей;

  10. выполнение требований нормативных документов и контрактов.

Продукты финансового планирования и бюджетирования:

  1. финансовая модель и план банковских операций

  2. бюджет банка и бюджеты структурных подразделений

  3. расчет прогнозных показателей.


3.2. Финансовая модель содержит:

  • баланс ресурсов и вложений банка с разбивкой по укрупненным группам;

  • маржу от активно-пассивных операций;

  • доходность от комиссионных и посреднических операций;

  • затраты на содержание банка;

  • общий финансовый результат.

Финансовая модель содержит также план движения капитала, но он является отдельным документом, который согласовывается с учредителями.

План движения капитала содержит сведения о росте/уменьшении акционерного капитала, формировании и использовании фондов с учетом данных банковского бюджета.

План банковских операций содержит:

  • распределение активных и пассивных операций по менее укрупненным видам (детализированное распределение);

  • распределение маржи по видам активно-пассивных операций;

  • распределение комиссионно-посреднических операций по видам и доходность отдельных видов таких операций.

План банковских операций строится в целом по банку и по каждому структурному подразделению.

После разработки плана на прогнозируемый период он сравнивается с нормами прибыли, заложенными в бюджете.

Если показатели плана не обеспечивают выполнение нормы прибыли, используется возможность:

  • перераспределения групп ресурсов и вложений

  • увеличение объема операций

  • стимулирование развития наиболее доходных видов операций.

План банковских операций включает план разработки новых банковских продуктов, но он также является отдельным документом, хотя его показатели включают и в бюджет банка и в план банковских операций.
3.3. Бюджет банка – комплекс лимитов по всем статьям.

  1. Доходная часть - величина минимальной операционной маржи (в абсолютном выражении), необходимой для покрытия текущих затрат банка, достаточной для его планомерного развития с учетом непредвиденных расходов.

  2. Затратная часть состоит из двух частей:

  • затраты на содержание учреждения и персонала; эксплуатационные расходы, связанные с текущей деятельностью.

  • затраты необходимые для приобретения, ввода в эксплуатацию, ремонта, обслуживания основных фондов с целью дальнейшего развития банка, а также налоговые платежи и обязательные отчисления.

С помощью бюджета достигается соответствие доходов и затрат банка объемам и эффективности проведенных операций, равномерно распределяются затраты с целью обеспечения бесперебойной работы банка; определяются оптимальные затраты для достижения наилучших результатов; минимизация налоговых платежей и обязательных отчислений; определяется минимальная операционная маржа на будущий период.

Бюджетным периодом в банке является год, в рамках которого рассчитываются показатели на кварталы.

Бюджетирование – процесс планирования будущих доходов и затрат банка.

Планирование затратной части.

При планировании затратной части используется методика:

  1. распределение всех затрат на текущие укрупненные группы, это:

    • условно-постоянные затраты;

    • условно переменные;

    • дополнительные.

Условно-постоянные затраты непосредственно не связанные с объемом и эффективностью операций.

Условно-переменные – находятся в прямой зависимости от объема и эффективности операций.

Дополнительные затраты – это вышеназванные затраты которые предусматриваются в бюджете только в случае наличия устойчивого прироста прибыли банка.

  1. Установление лимитов для каждой группы:

    • для условно-постоянных, лимиты рассчитываются на уровне затрат по всем статьям за предыдущий период с корректировкой в штатном расписании; в объемах основных фондов, в тарифах и т.д.

    • для условно-переменных затрат рассчитываем среднемесячные затраты в текущем году и их соотношение со среднемесячными активами. Здесь рассматриваются ежемесячные сметы затрат всех банковских подразделений. Лимиты рассчитать исходя из минимальных потребностей.

Налоговые отчисления делят условно на три группы:

  • начисления на зарплату. База налогообложения – ФОТ;

  • обязательные платежи по фондам. База налогообложения – ФОТ;

  • налоги (налог на прибыль, НБС). База налогообложения – от объёма налогооблагаемых операций на общую сумму дохода.

^ Планирование доходной части.

Целесообразно проводить по принципу установления норм в валовом доходе коммерческого банка. Удельный вес всех составных элементов, на которые распределяется валовой доход, определяется на основании комплексного анализа, исходя из необходимой нормы прибыли с учётом потенциальных возможностей банка.

Бюджет и план банковских операций содержат полный перечень базовых показателей на планируемый период. Они являются основой для расчёта прогноза форм финансовой отчётности, обязательных и оценочных нормативов и показателей эффективности работы коммерческого банка.

Прогнозные показатели содержат:

  • прогнозный баланс и отчёт о финансовых результатах;

  • прогноз соблюдения нормативов НБУ;

  • прогнозный расчёт системы внутренних показателей платежеспособности, ликвидности, эффективности работы.


3.4. Финансовое планирование и бюджетирование – два направления:

  1. разработка показателей и нормативов для коммерческих банков в целом и по видам операций:

  2. подготовка планов и бюджетов отдельных подразделений коммерческих банков.

Этим достигается ответственность подразделения КБ как самостоятельного бюджетного центра в выполнении планов. Эти направления взаимосвязаны, т.к. на основании бюджетов отдельных подразделений определяются нормы распределения их затрат по отдельным банковским операциям.

Главная цель – возможность определения нормативной калькуляции себестоимости банковских операций.

Составляется затем сводный бюджет, финансовая модель и план работ.

Сводный финансовый план – совокупность бюджетов и планов работ всех подразделений коммерческого банка.

Финансовый план разрабатывается «сверху» и «снизу». Процесс разработки «сверху вниз» осуществляет руководство коммерческого банка, исходя из необходимых результатов деятельности, Затем отдельные подразделения предоставляют руководству планы и бюджеты своих подразделений с указанием, как именно они планируют достичь определённых результатов.

Планирование «снизу вверх» – подразделения коммерческого банка предоставляют свои планы для обсуждения и утверждения на уровне руководства в рамках общих задач и направлений, ранее разработанных руководством.

Каждый последующий финансовый план форсируется от достигнутого путём определения норм прироста прибыли в сторону улучшения и увеличения показателей.

Этот метод прост, но у него есть недостатки, т.к. достигнутые результаты за прошлый период автоматически переносятся на планируемый, не анализируется целесообразность затрат.

Может сложиться ситуация, когда структурным подразделениям, фактически допустившим превышение бюджета (негативное явление) на будущий период планируется дополнительное предоставление ресурсов. Подразделениям по факту выделяют меньше ресурсов, сэкономившим в предыдущем периоде. Таким образом менеджеры должны обосновать доходы, затраты таким образом, что планируемый период является началом их деятельности.

Финансовый план составляется на календарный год с помесячной и поквартальной разбивкой.

Процесс финансового планирования – три этапа:

  1. формирование, согласование и подготовка к утверждению финансового плана;

  2. утверждение и выполнение финансового плана;

  3. анализ результатов работы и контроль за выполнением финансовых планов.

1.1. а) руководство формирует основные направления политики коммерческого банка и доводит их структурным подразделениям, отвечающим за подготовку финансовых планов;

б) сбор, оценка, консолидация информации, подготовка и согласование смет и планов работ на уровне структурных подразделений: определение плановых объёмов видов операций и плановой доходности по ним, плановый лимиты затрат на содержание коммерческого банка, плановые нормы и затраты капитала коммерческого банка, обосновывается внедрение новых программ проектов и продуктов, формируется план движения капитала, определяется доходная часть бюджета (минимальная и достаточная маржа), рассчитываются налоговые платежи и обязательные отчисления;

в) осуществляется подготовка финансовой модели и плана банковских операций, предварительный расчёт прогнозных показателей;

г) документарные (документальное оформление планов движения капиталов, операций...). Это сопровождается составлением пояснительных записок;

д) обсуждение финансовой модели и бюджета с высшим руководством, выработка общественного мнения, обобщение и анализ результатов;

е) подготовка финансового плана к утверждению

2.1. производится:

а) рассмотрение и утверждение финансового плана руководства;

б) доведение утверждённых финансовых показателей всем подразделениям;

в) выполнение финансового плана (отчёт о выполнении финансового плана в целом и по подразделениям)

3.1. по результатам анализа фактического выполнения плана руководство коммерческого банка принимает решение о корректировке некоторых показателей или об её отсутствии, принимает решение об изменении тактики в следующем планируемом периоде.

Расхождение фактических показателей с показателями финансового плана анализируется, выявляются действующие факторы и принимаются управленческие решения.

Принятие управленческих решений на основе анализа отклонений называется управлением при отклонениях.
3.5. Для своевременного определения отклонений и соответствующего реагирования проводится контроль за выполнением финансовых планов и бюджетов или процесс сопоставления фактических результатов с плановыми, анализ отклонений и внесение поправок.

Задачи бюджетного контроля:

Своевременное информирование менеджеров КБ по существенным отклонениям, которые требуют дополнительного анализа. Это даёт возможность осуществлять управление при отклонениях. В процессе этого управления менеджер концентрирует внимание на существенное отклонение и не обращает внимание на выполняемые показатели.

Отклонения могут быть:

  • благоприятные;

  • неблагоприятные.

1.1. доход превышает запланированный, затраты меньше бюджетных;

2.1. наоборот.

В зависимости от причин отклонения:

  • возникающие вследствие планирования;

  • появившиеся как результат деятельности.

1.1. связаны с ошибками в процессе составления прогнозов;

2.1. результат определённых действий.

Если выявлены значительные отклонения, в зависимости от их причин производятся корректировки или пересмотр финансовых планов, если результаты контроля свидетельствуют о том, что их дальнейшее выполнение в таком виде нецелесообразно или проведение конкретных мероприятий для выполнения запланированных показателей.


  1   2   3   4



Скачать файл (439 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации