Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Морское страхование в Российской Федерации - файл 1.docx


Курсовая работа - Морское страхование в Российской Федерации
скачать (78.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx79kb.14.12.2011 05:19скачать


1.docx

  1   2



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Московская Государственная Академия Водного Транспорта

Юридический институт
Специальность 030501

Юриспруденция

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Морское право

на тему: Морское страхование в Российской Федерации

Выполнила студентка группы

Преподаватель

МОСКВА 2009 г.



Содержание

Введение …………………………………………………………………………….

3

1.Договор морского страхования………………………………………………….

5

2.Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей ………...................

17

2.2.Фрахт как объект морского страхования………………………………….

19

2.3.Гражданско-правовая ответственность судовладельца как объект морского страхования………………………………………....................................

22

2.4.Морское страхование судов ……………………………………..................

24

2.5.Страхование морских прогулочных яхт, рыболовецких и других судов………………………………………………………………..............................

27

2.6.Страхование грузов……………………………………………….................

30

3.Страховые возмещения……………………………………………………………

33

3.1.Страховое возмещение за повреждение портового сооружения и объектов, находящихся на якоре……………………………………….…..............

33

3.2.Страховое возмещение расходов судовладельца за членов экипажа и пассажиров…………………………………………………………………………....

34

3.3.Страховые выплаты за нелегальных пассажиров…………….…………...

36

4.Проблемы страхования морской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………….……………....

37

Заключение…………………………………………………………….……………..

40

Литература…………………………………………………………………………...

41




Введение

Страхование, как экономическая категория, имеет глубокие исторические корни.

Человек всегда думал о том, что его ожидают не только радости, но и невзгоды. Чтобы лучше справиться с ними, нужно держать «запас на черный день», а поскольку его может не хватить, а беда бывает часто общей, то лучше и запас сделать совместным. От слова «страх» перед бедой и возникло понятие его преодоления через страхование. Таким образом, страхование давало людям возможность за счет накоплений у определенного лица – «страховщика» располагать гарантией продолжения и бизнеса, и рода.

Итак, в основе любого страхования лежит формирование общего денежного фонда на основе аккумуляции в нем фиксированных уставом взносов каждого из участников предприятия.

Смысл любого страхования в том, чтобы получить достаточную денежную компенсацию ущерба, в случае, если нежелательное событие, от которого застраховались, все-таки случилось. Страх перед убытком у застрахованного лица все же остается, но страхование помогает ему преодолеть негативные последствия наступившего несчастья. Целью страхования стало сокращение страховых резервов, создаваемых на случай несчастья.

То, что может произойти, но не обязательно должно случиться, при этом находясь вне контроля участников предприятия, в любом предпринимательстве, в бизнесе считается «риском». На транспорте – это риск транспортный, связанный с реализацией транспортных услуг. Транспортное страхование является делом сложным и многосторонним.

Каждый риск, следовательно, и страхование от него связаны с предоставлением определенной транспортной услуги, так и с участвующем в ее реализации имуществом и со стороны его владельцев, и со стороны его пользователей. Так при перемещении транспортного средства с грузом, персоналом и пассажирами – это имущество и здоровье всех участников процесса передвижения, имущество и здоровье третьих лиц, взаимодействующих с транспортом. В процессе перемещения индивидуального груза и каждого пассажира 

могут перекрещиваться интересы, обязательства и риски различных физических и юридических лиц.

Необходимо учитывать и то, что в случае ущерба гражданское законодательство предусматривает положение об обязательном предъявлении грузополучателем или грузоотправителем претензии к перевозчику, а затем и материального иска через суд или арбитраж о возмещении нанесенного ущерба.

Выбранная мной тема курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, так как страхование является в России одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса.

В курсовой работе будут раскрыты понятие объекта морского страхования, морской сюрвей, правовая основа морского страхования, страховое возмещение в различных случаях и др.



Договор морского страхования

Правовые нормы морского страхования находят свое закрепление в соответствующих договорах страхования. Транспортное страхование в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с учетом корректировки), гл. 47 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Страхование», а также гл. XV Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Договор морского страхования представляет собой гражданско-правовую сделку. Это двустороннее письменное соглашение, в силу которого стра

ховая организация обязуется при наступлении страхового случая возместить понесенный ущерб вследствие этого события указан

ному в договоре страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю), уполномоченному на ее получение, а страхователь обяжется уплачивать страховые платежи (страховые премии), назначенные страховщиком.1 В результате заключенного договора морского страхования между страхователем и страховщиком складываются определенные правоотношения, которые направлены на удовлетворение имеющихся страховых интересов.

Согласно ст.927 Гражданского Кодекса РФ страхование осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Если говорить более конкретно — морской страховщик. Страхователи — судовладелец, морской перевозчик (фрахтователь), грузовладелец, пассажир или член экипажа морского судна, а также другие физические или юридические лица.

На транспорте используются различные виды страхования. Наиболее важным из них является имущественное. Страхование может осуществляться в двух формах: добровольной (на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и страхователем) и обязательной (предусмотренное законом).

Заключение договора морского страхования всегда обус

ловлено страховым интересом, который имеют судовладелец (перевозчик), грузовладелец или иное лицо в обеспечении объ

екта морского страхования (судна, груза, фрахта и т. д.). Не 

все интересы можно страховать. Страховщики не несут ответственности по договору морского страхования за убытки вследствие ядерного взрыва.2Военные риски страхуются специальным договором страхования. При этом, исходя из оценки объекта морского страхования и других факторов (рисковых обстоятельств), выражающих степень опасности предполагаемого морского предприятия, страхов

щик связывает заключение договора морского страхования со своей стороны с безусловным обязательством страхователя вне

сти назначенные страховые платежи (целиком или в рассроч

ку). Для страхователя назначенные страховые платежи — плата за риск. Для морского страховщика назначенные страховые платежи — денежное выражение оцененного риска. Поочередно вносимые страховые платежи всегда характерны для деятельности клубов взаимного страхования судовладель

цев. Здесь все зависит от того, как фактически сложится про

хождение заключенных договоров морского страхования между судовладельцами, объединенными в клуб.

В этой связи клуб взаимного страхования первоначально на

значает судовладельцам-страхователям авансовые (предварительные) страховые платежи. Затем могут последовать требования клуба к судовладельцам об уплате дополнительных страховых платежей.

Страховые платежи — это плата за морское страхование, через которые страхователь удовлетворяет свой страховой интерес. В определенной мере это одновременно издержки страхователя, обусловленные морским предприятием. Для морского страхов

щика поступающие страховые платежи в счет заключаемого дого

вора морского страхования - это источник формирования стра

хового фонда и других целевых фондов, которые в будущем (если произойдет страховой случай) предназначаются на выплату стра

хового возмещения страхователю. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые при заключении договора морского страхования в акционерную страховую компанию, а те же страховые платежи (взносы), уплачиваемые клубу взаимного страхования.

Содержание договора морского страхования в российской правоприменительной практике раскрывает глава XV Кодекса торгового мореплавания РФ. По договору морского страхования страховщик обязуется за 

обусловленную плату (страховую пре

мию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подверга

ется объект страхования (страхового случая), возместить стра

хователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.3 Договор морского страхования должен быть заключен только в пись

менной форме. В удостоверение заключенного договора мор

ского страхования страхователю вручается страховщиком осо

бый документ, который называется страховой полис. При этом различают традиционный и генеральный страховой полис. Кроме того, страховой полис может быть именной (где указан страхователь и/или выгодоприобретатель) и на предъявителя. В качестве промежуточного документа, предшест

вующего выдаче страхового полиса, может быть выдан страховой сертификат. Физическое или юридическое лицо, на руках которого находится страховой полис, называется держате

лем страхового полиса или полисодержателем.

Передача страхового полиса от одного предъявителя к друго

му предъявителю осуществляется с помощью специальной пере

даточной надписи — индоссамента. В хозяйственном обо

роте, связанном с торговым мореплаванием, получили распрост

ранение рейсовые (срочные) страховые полисы, т. е. имеющие фиксированный срок действия; смешанные, т. с. на срок и на рейс одновременно; таксированные, т. е. имеющие твердо фиксированную страховую стои

мость, или нетаксированные, где стра

ховая стоимость заранее не указывается, а при гибели застрахо

ванного имущества оценка его стоимости устанавливается до

кументально по факту.

Гражданский Кодекс РФ не относит страховой полис к числу денежных документов. В случае утери страхового полиса страхо

вателем (держателем) или иным участником страховых правоот

ношений (например, выгодоприобретателем) он подлежит вос

становлению в качестве дубликата.

Более углубленная классификация страховых полисов воз

можна исходя из объема страхового покрытия, сроков действия заключаемых договоров страхования, лимитов ответственности морского страховщика и некоторых других отличительных осо

бенностей.



Страховой полис является неотъемлемой частью условий за

ключенного договора морского страхования.

В качестве страховых случаев понимаются мор

ские опасности и другие случайности, которые угрожают торго

вому мореплаванию. При наступлении страхового случая стра

хователь обязан принять разумные и доступные меры по пре

дотвращению или уменьшению убытков. Страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям страховщика, если такие указа

ния будут даны им.

Типичным страховым случаем яв

ляется столкновение судов и иные формы коллизии, по

жар на судне (баратрия), выбрасывание груза за борт, пиратство и терроризм.

Каждый договор морского страхования должен содержать оп

ределенную страховую сумму, которую объявляет страхов

щику страхователь. Страховой премией или страховым взносом, страховым платежом является сумма, уплаченная страхователем страховщику за то, сто он принял на себя риск ответственности по возможному ущербу при наступлении страхового случая. Страховщик вправе согласиться или не согла

ситься с объявленной страхователем страховой суммой. В догово

ре морского страхования должна указываться страховая сумма, отражающая действительную стоимость имущества. Страховая сумма указывается в валюте страхования и исходит из сделанной опенки объекта морского страхования.

При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость (страхо

вую стоимость) в момент заключения договора морского страхо

вания. Страховщик не может оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором морского страхования, если не докажет что он намеренно введен в заблуждение страхователем.

Если страховая сумма, указанная в договоре морского страхо

вания, превышает страховую стоимость имущества, то договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Ког

да страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имуще

ства, то размер страхового возмещения уменьшается пропорцио

нально отношению страховой суммы к страховой стоимости.



В случае, если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может требовать, чтобы стра

хователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причинен

ному страхователю или выгодоприобретателю. Страховое возме

щение страхователю по факту страхового случая в связи с причи

ненным материальным ущербом является страховой вы

платой. Выплата страхового возмещения увязывается с конкретным объектом страхования, указанным в договоре мор

ского страхования. Выплачиваемое страховое возмещение не мо

жет быть больше страховой суммы (страховой стоимости), обус

ловленной условиями договора морского страхования.

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым морепла

ванием. За объект морского страхования, например, может быть принято судно, в т. ч. строящееся судно, груз, фрахт. Сюда же от

носятся плата за проезд пассажиров, плата за пользование суд

ном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые суд

ном, грузом и фрахтом требования. В качестве объекта морского страхования могут быть признаны заработанная плата и иные причитающиеся капитану судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца перед третьими ли

цами. Объект морского страхования должен быть указан в дого

воре морского страхования.4

Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о лю

бом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (перегрузка, изменение способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонение судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставление судна на зимовку и др.). Страховая сумма отражает денежный эквивалент объекта страхования, обозначаемого соот

ветствующим договором морского страхования. Во многом от действительной стоимости объекта морского страхования на день заключения договора морского страхования определяется величина страхового 

платежа (страхового взноса), назначаемого морским страховщиком страхователю. Через объект морского

страхования выражается страховой интерес страхователя и его намерение заключить договор морского страхования. Без страхо

вого интереса не может быть заключен договор морского страхо

вания.

При заключении договора морского страхования страхова

тель обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска, угрожающего объекту страхования, и которые известны или должны быть известны страхователю. В отношении судна, принимаемого на стра

хование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:

- год постройки судна (объективно в наиболее общей форме указывает страховщику на его техническое состояние);

- назначение судна (например, сухогруз, нефтеналивное суд

но, газовоз, автомобильный паром и т.д.);

- водоизмещение судна (количество воды, вытесненное плава

ющим судном);

- брутто-тоннаж (валовая или полная регистровая вмести

мость судна);

- конструктивные особенности и технологические материалы, использованные при постройке корпуса судна (стальные, деревян

ные, смешанные, композитные и т. д.);

- флаг судна;

- судовладелец (юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании);

- ограничения по району плавания (содержащиеся в судовых до

кументах);

- вид главного судового двигателя и используемого для его экс

плуатации топлива (например, дизельная установка, паротурбин

ная установка, атомная энергетическая установка и т. д., соответ

ственно дизельное топливо, уголь, ядерные энергетические мате

риалы и т. д.).

В отношении груза, предназначенного для перевозки и принимаемого на страхование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:



- вид груза (например, генеральный, навалочный, крупнога

баритный, рефрижераторный и т. д.);

- позиция товарной номенклатуры (например, в отношении на

валочных грузов указывается, какой именно подлежит морской перевозке: сахар-сырец, зерно, шрот, щебень и т. д. Если плани

руется, например, морская перевозка рефрижераторного груза, то указывается — мороженая рыба, мясо, цитрусовые, куриные окорочка и т. п.);

- тара и упаковка груза (например, мешки, паллеты (поддо

ны), коробки, ящики и т. д.);

- масса, вес, объем груза в соответствующих единицах измерения;

- маршрут следования груза (с точки зрения ожидаемых погод-ноклиматических условий в процессе морской перевозки, а так

же необходимого технологического оборудования в порту погруз

ки и порту выгрузки для погрузочно-разгрузочных операций);

- прочие специфические особенности морской перевозки груза (например, доставка груза от дверей склада порта погрузки до дверей склада порта выгрузки; ожидаемые политические риски в пути следования груза (например, объявление груза в порту вы

грузки контрабандным товаром) и т.д.

Перечисленные существенные обстоятельства служат осно

ванием для достоверного суждения морского страховщика отно

сительно объекта морского страхования. Сопоставляя существен

ные обстоятельства и сравнивая их друг с другом, а также имею

щимся прошлым опытом, систематизированным в натуральных и стоимостных показателях страховой статистики, морской стра

ховщик производит котировку риска, т. е. выносит решение относительно целесообразности заключения договора мор

ского страхования и тарифной ставки страхового платежа. Право производить котировку риска в отношении объекта морского страхования может быть передоверено морским страховщиком страховому брокеру. Тем не менее, окончательное решение отно

сительно заключения договора морского страхования по резуль

татам котировки принадлежит морскому страховщику.



При несообщении страхователем сведений об обстоятельст

вах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений, страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом страховая премия причитается страховщику, если стра

хователь не докажет, что несообщение им сведений или сообще

ние неверных сведений произошло не по его вине.

Страховщик не вправе отказаться от исполнения договора морского страхования, если обстоятельства, которые имеют су

щественное значение для определения степени риска и о которых не сообщил страхователь, отпали. Вместе с тем, в случае, когда при заключении договора морского страхования отсутствовали ответы страхователя на вопросы о сведениях, запрошенных стра

ховщиком, то страховая компания не может впоследствии отказаться от исполнения договора морского страхования на том основании, что такие сведения не были сообщены.

Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхо

вания или в отношении объекта страхования (перегрузка, измене

ние способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонение судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставление судна на зимовку и др.). Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов ли

бо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страхов

щику право пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать дополнительной страховой премии. В случае, если страхователь не согласится с этим, то договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.

В РФ договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Данная правовая норма соответствует общепринятой международной практике. Плательщиком страхо

вой премии выступает страхователь в лице судовладельца, фрахтователя, грузовладельца и других. Страхователь обязан уплатить фрахтовщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок.



Правоотношения, устанавливаемые по договору морского страхования, предполагают возможность наличия выгодо

приобретателя. В данном случае договор морского страхо

вания заключается страхователем в пользу выгодоприобретате

ля.5 Наличие выгодоприобретателя не освобождает страховате

ля от выполнения обязанностей, которые возложены на него по условиям заключенного договора страхования. Наряду со страхователем, выгодоприобретатель несет все обязанности по договору морского страхования, если этот договор заключен по его поручению или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование.

Если договор морского страхования был заключен в пользу выгодоприобретателя, то страхователь пользуется всеми правами, предусмотренными этим договором без наличия специальной до

веренности, выданной выгодоприобретателем.

Договор морского страхования может быть заключен страхова

телем в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование выгодоприобретателя в этом договоре или нет. Если имя или наименование выгодоприобретателя не указано при заключении договора морского страхования, то страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой доку

мент (например, страховой сертификат) на имя предъявителя.6

Неотъемлемой правовой нормой в Российской Федерации в отношении договора морского страхования является соблюдение страховщиком тайны страхования. Гражданский кодекс РФ под тайной стра

хования понимает совокупность сведений о страхователе, кото

рые получены страховщиком в результате своей профессиональ

ной деятельности и не подлежат разглашению во всеобщее сведение.

Одна из отличительных особенностей договора морского страхования — абандон. Правовой и экономический смысл абандона заключается в возможности отказа страхователя от сво

их прав на застрахованное судно и/или перевозимый этим 

судном груз с целью получения от страховщика всей (100%) страховой суммы. Заключая договор морского страхования, страхователь обязан объявить денежную сумму, на которую он страхует соот

ветствующий интерес, т. е. страховую сумму. В случае абан

дона страховая сумма выплачивается страхователю или выгодопри

обретателю, а права на застрахованное имущество переходят к стра

ховщику. Основанием для заявления абандона со стороны страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования служат:

- пропажа судна без вести;

- уничтожение судна и/или груза (полная фактическая гибель);

- экономическая нецелесообразность восстановления или ре

монта судна (полная конструктивная гибель);

- экономическая нецелесообразность устранения поврежде

ний судна или доставки груза в порт назначения;

- захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.7

Заявление об абандоне долж

но быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, удостоверяю

щих юридический факт пропажи судна без вести, полной факти

ческой или конструктивной гибели и т. д. Правовые нормы требу

ют от страхователя или выгодоприобретателя по договору мор

ского страхования, чтобы заявление об абандоне было сделано в безусловной форме. Это значит, что заявление об абандоне не мо

жет быть взято страхователем или выгодоприобретателем обрат

но. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприоб

ретатель утрачивает право на абандон и может требовать возме

щения убытков на общих основаниях.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает такое понятие как «отчуждение застрахованного груза». При отчуждении застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу. При этом на приобретателя такого груза переходят все права и обязанности страхователя. Если до момента отчуждения застрахованного груза страховая премия не уплачена, то 

обязанность ее уплаты несут как страхователь груза, так и его приобретатель. Требование уплатить страховую премию не относится к держателю страхового полиса или дру

гого страхового документа (например, страховой сертификат), в которых отсутствует указание на то, что страховая премия не уплачена.8

При отчуждении застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. В случае отчуждения застрахованного судна во время рейса по требованию страхователя, договор морского страхования остается в силе до окончания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обязанности страхователя. Аналогичным образом реша

ется вопрос по договору морского страхования ответственности судовладельца.

Страховщик не несет ответственности за убытки, причинен

ные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При страховании судна страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие:

- отправки судна в немореходном состоянии; если только не

мореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недо

статками судна;

- ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности;

- погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

Существует ряд случаев, когда страховщик также освобожда

ется от ответственности при страховании груза. Основанием для этого служит доказательство страховщиком, что убытки грузу бы

ли причинены:

- умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя груза либо его представителя;

- вследствие естественных свойств (пороков) груза (порча, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и

других);

- вследствие ненадлежащей упаковки.9



Перечисленные основания освобождения страховщика при страховании судна и груза также являются законными основани

ями для освобождения страховщика от ответственности при стра

ховании фрахта.

Убытки, причиненные вследствие ядерного инцидента, ос

вобождают страховщика от возмещения ущерба, причиненного страхователю или выгодоприобретателю. К ним относятся убыт

ки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного сражения. Страховщик не отвечает также за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волне

ний, забастовок.10 Факт конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей служит основанием для освобождения страховщика по убыткам, заявленным к возмещению со стороны страхователя. Если убытки в застрахованном имуществе по договору морского страхования возникли вследствие того, что страхователь или вы

годоприобретатель умышленно или по грубой неосторожности не принял меры по предупреждению или уменьшению убытков, то страховщик также освобождается от ответственности возме

щать эти убытки. Умысел или грубая неосторожность страховате

ля или выгодоприобретателя, к результате которых возникли убытки в застрахованном объекте страхования, согласно услови

ям заключенного договора морского страхования, являются ос

нованием для освобождения страховщика возместить причинен

ный ущерб страхователю или выгодоприобретателю либо его представителю.

Страховщик обязан возместить страхователю или выгодопри

обретателю необходимые расходы, произведенные им для:

- предотвращения или уменьшения убытков, за которые не

сет ответственность страховщик, если даже меры, принятые стра

хователем или выгодоприобретателем по предотвращению или уменьшению убытков, оказались безуспешными;

- выполнения инструктивных указаний страховщика по фак

ту страхового случая (в целях предотвращения или уменьшения убытков);

- выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком;



- составления диспаши по общей аварии.
2.Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей

Устанавливаемые правоотношения по поводу морского стра

хования между участниками этих правоотношений — страховате

лем и страховщиком — исходят из имеющегося объекта морского страхования. Всякий имущественный интерес, связанный с тор

говым мореплаванием, может представлять объект морско

го страхования. В качестве основных объектов морского страхования рассматриваются суда, перевозимые грузы, жизнь и здоровье членов экипажа и пассажиров, гражданско-правовая от

ветственность перевозчика и других участников транспортного процесса (например, морского агента) за ущерб, причиненный третьим лицам. К числу возможных объектов морского страхова

ния относится упущенная коммерческая выгода, связанная с процессом морской перевозки грузов, т. е. потеря фрахта, бремя расходов, причитающихся по общей аварии, различные штраф

ные санкции, предъявляемые к судовладельцу, а также судебные издержки по рассмотрению спорных дел в суде и арбитраже. Круг возможных объектов морского страхования в целом очень широк. Содержание объекта морского страхования обязательно указывает

ся в условиях заключаемого договора страхования либо в правилах клуба взаимного страхования судовладельцев.

Характеристика возможных объектов страхования содер

жится в залицензированных правилах и условиях страховщика применительно к каждому конкретному виду страхования. Страхователь имеет право в любой момент ознакомиться с со

держанием этих условий и правил, прошедших правовую и экономическую экспертизу в органе государственного страхового надзора, по национальной принадлежности страховщика. В РФ функции государственного страхового надзора возложены на Департамент страхового надзора Министерства финансов Рос

сийской Федерации.

Действующий в настоящее время Кодекс торгового морепла

вания Российской Федерации (ст. 249) определяет широкий круг объектов морского страхования, однако наиболее распространенными из их перечня являются судно, груз, фрахт, а 

также гражданско-правовая ответ

ственность судовладельца и морского перевозчика за имущест

венный вред, причиненный третьим лицам.

Наличие объекта морского страхования ставит перед страхов

щиком задачу его экспертной оценки на предмет соответствия тре

бованиям имеющихся правил и условий страхования, а также опре

деления меры стоимости этого объекта. Под мерой стоимости по

нимается денежная оценка объекта морского страхования в текущих ценах и выраженная в валюте страхования. Без соответст

вующей денежной оценки страховщик не может принять объект морского страхования и совершать дальнейшие правовые действия по заключению договора страхования или введению судна в клуб взаимного страхования судовладельцев. Валютой страхова

ния называется денежная единица, в которой выражен объект морского страхования

Различают оценку объекта морского страхования, произведен

ную силами страховщика и внешними независимыми экспертами. Оценка объекта морского страхования, с точки зрения целесооб

разности дальнейшего заключения договора морского страхования в отношении данного объекта или введения судна в клуб взаимно

го страхования, носит название андеррайтинга. Специалисты занимающиеся решением этих вопросов, называют

ся страховыми андеррайтерами или морскими андеррайтерами. По результатам андеррайтинга принимается крайне ответственное решение — заключать договор морского страхования или вводить судно в клуб взаимного страхо

вания, либо ограничиться мотивированным категорическим отка

зом потенциальному страхователю. Взвешенность принимаемых здесь решений напрямую увязывается с финансовыми результата

ми хозяйственной деятельности страховщика.

Технико-экономический аспект оценки объекта морского страхования носит название сюрвея, а специалисты, занятые на этом участке работы, называются сюрвейерами. Сюрвей проводится на стадии, предшествующей за

ключению договора страхования или введению судна в клуб вза

имного страхования, а также по факту страхового случая, когда требуется установить действительные размеры материального ущерба, причиненного страхователю, и произвести страховую выплату либо дать мотивированный отказ. Документально оформленные выводы сюрвея в форме отчетов, актов, докладов и т. п. используются в андеррайтинге.



Различают сюрвейеров морского страховщика и независимых сюрвейеров. В Российской Федерации сюрвейерская дея

тельность подлежит обязательному государственному лицензиро

ванию.

Сюрвейеры, работающие в аппарате морского страховщика, также называются аварийными комиссарами. К независимым сюрвейерам в качестве юридических или физических лиц относятся классификационные общества, а также специализированные сюрвейерские фирмы либо отдель

ные дипломированные специалисты. Основная функция независимого сюрвейера — помочь клиенту грамотно защитить себя в случае воз

никновения убытков.

В РФ крупнейшими независимыми сюрвейерами являются Российский морской регистр судоходства и Торгово-Промыш

ленная Палата РФ (в части технической экспертизы грузов).
2.2.Фрахт как объект морского страхования

К числу объектов морского страхования традиционно относится фрахт. Хотя более точно - потеря фрахта в валюте страхования, обусловленная теми или иными непредвиден

ными обстоятельствами, складывающимися в процессе морской перевозки. Имущественный интерес к данному страхованию имеет судовладелец (перевозчик), которому причитается к уплате сумма фрахта. Следовательно, страхователем в отношении фрах

та выступает судовладелец (перевозчик).

Фрахт — это денежное вознаграждение, которое морской перевозчик получил или дол

жен получить за перевозку груза, предназначенного к морской перевозке. В этой связи страхование фрахта — это страхование денежной платы (в валюте страхования), которую взимает мор

ской перевозчик за доставку груза. Под фрахтом понимается плата перевозчику грузов морем в порт назначения, выраженная в определенных денежных единицах.

Размер фрахта может оговариваться в каждом отдельном слу

чае (при заключении чартера) либо исчисляться на основании та

рифа. В зависимости от условий договора фрахтования плата за перевозку грузов взимается с единицы массы или объема груза (фрахтовая единица), либо в виде обшей суммы за перевозку (лумпсум). Обусловленная сторонами договора фрахтования ве

личина 

платы за перевозку груза одновременно может быть пред

метом договора морского страхования.

Через договор морского страхования судовладелец получает гарантии морского страховщика относительно фрахта, который по тем или иным причинам отказывается оплатить фрахтователь. Следовательно, страховой интерес в отношении причитающегося к оплате фрахта имеет судовладелец (морской перевозчик).

Как правило, фрахт оплачивается за количество груза, до

ставленное и сданное судном в порту выгрузки. Однако в некото

рых случаях фрахт исчисляется по количеству груза, принятого в порту погрузки. Уплата фрахта составляет обязанность того лица, с кем пере

возчик заключил договор фрахтования или договор перевозки груза по коносаменту. В первом случае в качестве плательщика фрахта выступает фрахтователь, а во втором — грузоотправитель.

Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При от

сутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погруз

ки груза

Страхование фрахта принимает во внимание аванс фрахта, т. е. часть фрахта, которая вручается отправите

лем перевозчику в счет будущих платежей за достижение полез

ного результата, т. е. доставку груза, предназначенного к морской перевозке, в порт назначения. При надлежащем исполнении до

говорных обязательств перевозчиком сумма внесенного аванса фрахта засчитывается при окончательном расчете всей суммы фрахта, обусловленной договором. По общему правилу, возврат перевозчиком ранее полученной суммы аванса фрахта не произ

водится. Исключение здесь составляют только случаи, когда пе

ревозчик намеренно способствовал гибели судна или груза. При гибели судна или груза вследствие морских опасностей фрахт не возвращается.

Предварительно уплаченный фрахт
  1   2



Скачать файл (78.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации