Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по микроэкономике - файл 1.doc


Лекции по микроэкономике
скачать (697 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc697kb.14.12.2011 05:25скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экономическая теория исследует основы и принципы эффективной организации хозяйственной деятельности людей, направленной на все более полное удовлетворение их разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Предлагаемый Вашему вниманию курс лекций является продолжением работы И.В.Антоновой «Основы экономической теории: курс лекций по дисциплине «Экономика» для студентов инженерных специальностей. Раздел I».

В первом разделе были рассмотрены этапы становления и развития экономической науки и предмета ее исследования и методов, используемых в процессе экономического анализа; основные закономерности экономической организации общества; основные категории экономической теории (товар, деньги, капитал, прибавочная стоимость, рынок и т.д.).

В предлагаемом курсе экономический анализ осуществляется в соответствии с общепринятым разделением экономической теории на микроэкономику и макроэкономику. Поэтому студентам предлагаются для изучения еще два раздела. Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту.
Микроэкономика анализирует хозяйственную деятельность первичных ячеек (фирм, домашних хозяйств, собственников факторов производства). Она объясняет, как принимаются экономические решения на уровне этих ячеек и как они реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования на рынках отдельных товаров и проблемы частичного рыночного равновесия.

Макроэкономика рассматривает национальное хозяйство как единое целое и анализирует проблемы общего экономического равновесия, используя комплексные или агрегированные показатели.

Экономическая теория помогает понять закономерности развития как отдельной отрасли, так и экономики в целом. Эти знания необходимы для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

При изложении материала учитывалась способность студентов инженерных специальностей воспринимать графические построения и математические формулы, умение логически мыслить. Автор стремился кратко и четко изложить позиции различных экономических школ и направлений, поскольку особенностью экономической науки является ее развитие одновременно с развитием общества.

В первом разделе предлагаемого курса уже обращалось внимание на то, что основным противоречием экономики является противоречие между постоянно возрастающими потребностями людей и ограниченными ресурсами. На микроуровне это противоречие проявляется в следующих моментах:

- ограничены доходы, которыми могут располагать потребители, принимая решения о приобретении товаров и услуг в условиях практически неограниченных потребностей. При этом они должны выбирать между товарами кратковременного и длительного пользования, учитывая разницу в их полезностях и ценах;

- ограничены бюджеты и технические ноу-хау, которые фирмы могут использовать для производства;

- определенное количество часов в неделю, которое работники распределяют между рабочим и свободным временем, сопоставляя выгодность разного вида работ. Работники сталкиваются с необходимостью выбора: «Сколько часов в неделю они готовы уделять работе, жертвуя своим досугом?»; «Стоит ли вообще вступать в ряды наемной рабочей силы или предпочесть деятельность в рамках домашнего хозяйства?»; «Работать и получать определенный доход сейчас или продолжать образование с надеждой получения более высоких доходов в будущем?»; «Какого выбрать работодателя?»

Работа в крупных корпорациях предполагает большую безопасность, но несколько ограничивает потенциальные возможности продвижения по службе. В небольших фирмах возможностей для продвижения существует больше, но надежность рабочего места не так высока.

В зависимости от вариантов экономического выбора субъектов формируются спрос и предложение на рынках тех или иных товаров и ресурсов.

Основы микроэкономической теории были разработаны представителями неоклассической школы, которые использовали следующие методологические принципы:

- опираясь на созданную А. Смитом модель «человека экономического», они трактуют действия любого экономического субъекта как действия эгоиста, стремящегося прежде всего к достижению собственной выгоды;

- любой экономический субъект находится в ситуации ограниченности доступных ему ресурсов, что обусловливает необходимость выбора между различными альтернативными вариантами использования этих ограниченных ресурсов;

- изучая природу и факторы выбора, микроэкономика исходит из предположения, что экономические агенты рациональны и осуществляют свой выбор в собственных интересах. Экономический выбор является результатом взаимодействия двух составляющих: набора достижимых вариантов и индивидуальных предпочтений, формирующихся на основе этих вариантов. Причем, следует заметить, что неоклассики учитывали главным образом материальные потребности, денежный интерес, а социальные, политические, культурные и этические факторы рассматривали как внешние по отношению к экономическим моделям переменные, ограничивающие степень эгоизма «человека экономического»;

- микроэкономика основана на использовании предельных величин при изучении экономических явлений и процессов. Сущность предельного анализа заключается в том, что основной акцент делается на рассмотрении приращений экономических показателей, а не на их абсолютных значениях.

Тема 1. Основы теории спроса и предложения
1.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
В основе формирования спроса лежат потребности. Но не всякая потребность учитывается рынком и превращается в спрос. Желание получить тот или иной товар (услугу) должно дополняться возможностями потребителя, т.е. рынок учитывает лишь платежеспособные потребности.

Под спросом понимается количество товара, которое желают и могут приобрести покупатели в единицу времени в конкретной рыночной ситуации.

Спрос зависит от многих факторов. Самой важной детерминантой рыночного спроса принято считать цену товара.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях, спрос тем больше, чем ниже цена товара. Условие «при прочих равных условиях» подчеркивает определяющую роль цены товара, но в то же время говорит о существовании других (неценовых) факторов, которые могут оказать влияние на рыночный спрос. Графически взаимосвязь величины спроса и цены отражается кривой спроса (рис. 1.1), имеющей отрицательный наклон для большинства товаров. Кривая спроса не отражает действие «прочих факторов», считая их постоянными величинами.

Направленность кривой спроса объясняется действием следующих ценовых факторов:

- эффектом замещения;

- эффектом дохода.

Эффект замещения - изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат относительного изменения цены по отношению к ценам других товаров. При снижении




Р



D



  1. Q

Рис. 1.1. Кривая спроса
цены на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его больше, заменяя другие товары, удовлетворяющие аналогичную потребность, цена которых стала относительно выше. Иными словами, потребители предпочитают заменять дорогие товары более дешевыми.

Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителей в результате изменения цены анализируемого товара. Так снижение цены одного из товаров при прежнем размере номинального дохода и неизменных ценах других товаров дает потребителю возможность приобрести большее количество данного товара, не сокращая покупки других, либо потратить высвободившиеся средства на другие товары. В этом случае речь идет о повышении покупательной способности и реального дохода потребителя, а не о замене одного товара другим.

Степень влияния эффекта замещения и эффекта дохода на объем спроса зависит и от потребителя, и от товара. Эффект замещения не будет действовать или будет проявляться в незначительной степени, если у потребителя сформировались устойчивые вкусы, которые он не желает изменять, если у данного товара нет заменителей, либо при достаточном уровне потребления товаров первой необходимости и при прежних ценах. Эффект дохода будет действовать в меньшей степени у более богатых потребителей при покупке сравнительно дешевых товаров.

Ценовые факторы действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Для большинства товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одном направлении, вызывая больший объем покупок при снижении цены на товар. Но существуют ситуации, когда их действие может быть разнонаправленным.

Например, в условиях неразвитого рынка или в кризисном его состоянии повышение цен на относительно дешевые товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя, может привести в действие эффект Гиффена. Бедные домашние хозяйства будут вынуждены вообще отказаться от более дорогих и качественных товаров и, чтобы удовлетворить наиболее насущные потребности, будут больше приобретать этих подорожавших товаров, которые все же остаются относительно дешевыми. Например, при повышении цены на хлеб или картофель, беднейшие слои населения откажутся не от их потребления, а сократят покупки более дорогих продуктов питания, таких, как мясо, фрукты и т.п. Кривая спроса в данном случае будет иметь положительный наклон. Эффект дохода перевешивает эффект замещения. Такие товары получили название товаров Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена, обнаружившего и обосновавшего подобные ситуации.

Другая ситуация - эффект Веблена, или «демонстративное потребление». Товары Веблена - это прежде всего престижные товары, от приобретения которых некоторые потребители отказываются именно потому, что они стали доступными для других слоев населения. И, наоборот, спрос со стороны таких потребителей на дорогие эксклюзивные товары может даже возрасти при повышении их цены, если основной целью их приобретения являются соображения престижа, демонстрации достигнутого уровня и качества жизни.

При анализе спроса необходимо учитывать не только изменение цены товара, но и множество других факторов, способных оказать влияние на количество товаров и услуг, приобретаемых потребителями на рынке в конкретный период времени. До сих пор они рассматривались как «прочие равные условия». Различная роль и действие цены и неценовых факторов нашли отражение в экономических категориях: изменение величины спроса и изменение спроса.

^ Изменение величины (объема) спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении вдоль кривой спроса от одной точки к другой, т.е. в переходе от одной комбинации «цена - количество товара» к другой на том же графике спроса.

^ Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов. Оно отражается смещением кривой спроса вправо (при его увеличении) или влево (при уменьшении) от первоначального положения.

Основными неценовыми факторами спроса являются:

- потребительские предпочтения (вкусы), которые могут изменяться под действием рекламы, изменения моды, сезона и т.д.;

- число покупателей на рынке;

- денежные доходы покупателей;

- качество товара и сфера его использования потребителем;

- цены на взаимозаменяющие и/или взаимодополняющие товары. Рост цен на товары-заменители (чай и кофе; говядина и свинина) ведет к увеличению спроса на анализируемый товар и сдвигу графика спроса на него вправо. И, наоборот, повышение цены на сопутствующие товары (фотоаппарат и фотопленка; автомобиль и бензин) вызывает снижение спроса на анализируемый товар и смещение графика спроса влево;

- потребительские ожидания изменения рыночной ситуации (будущих цен или доходов).

Функция спроса – функция, определяющая зависимость спроса от всех влияющих на него факторов. Обычно она задается алгебраически:

Qd = α + β1хР + β2хРs+ β3х Рс + β4 х I + β5 х Т+ β6 х N + β7 х Е, (1.1)

где Qd - спрос на товар,

α - часть объема спроса, определяемая экзогенно, или переменными, специально не упомянутыми в функции спроса;

β1, β2, β3,… β7 - коэффициенты функции спроса, иллюстрирующие предельное влияние каждой независимой переменной на количество запрашиваемого товара;

Р - цена товара;

Рs - средняя цена товаров-заменителей;

Рс - средняя цена взаимодополняющих товаров;

I - доход потребителей;

Т - вкусы и предпочтения потребителей;

N - количество покупателей;

Е - ожидания покупателей.

В упрощенном виде функцию спроса можно представить следующим образом:

Qd =α ­­­- β х P, (1.2)
где Р – цена товара, а параметры α и β отражают изменение неценовых факторов спроса. При изменении величины α происходит сдвиг кривой, а изменение величины β изменяет наклон кривой. Знак минус отражает обратную зависимость между уровнем рыночной цены и количеством продукции, на которую предъявляется спрос.

^ 1.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы

предложения
В отличие от спроса предложение отражает поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение – продавцы.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, являющихся результатом производства и представленных на рынке с целью продажи (обмена) в единицу времени в конкретной рыночной ситуации. Оно определяется производством, но не всегда совпадает с ним. При одном и том же объеме производства в зависимости от цен на товары и услуги предложение может изменяться.

Согласно закону предложения, при прочих равных условиях предложение тем больше, чем выше цена товара. Кривая предложения (рис. 1.2) обычно имеет положительный наклон.
Р

S

0 Q

Рис. 1.2. Кривая предложения
Как и на спрос, на предложение действует целый ряд неценовых факторов, смещающих кривую вправо или влево.

К основным неценовым факторам предложения относятся:

- цены на ресурсы, используемые в производстве анализируемого товара;

- уровень технологии производства;

- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;

- ожидания изменения рыночной ситуации;

- налоги и дотации;

- число продавцов на рынке;

- цели фирмы.

При предположении, что функция предложения носит линейный характер, а основной, определяющей переменной является цена, функция предложения может быть представлена в следующем виде:
Qs = γ + λ х P. (1.3)
Уравнение отражает прямую зависимость между уровнем цены и количеством продукции, которую производитель готов предложить рынку. Параметры γ и λ, как и в функции спроса, отражают изменения неценовых факторов.


    1. ^ Равновесие на рынке. Общественная выгода от

конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
Для того чтобы установить, как определяется равновесная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. Для этого необходимо наложить графики спроса и предложения (графический способ) или приравнять их функции (аналитический способ).

Если наложить друг на друга два графика, отражающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получим картину, демонстрирующую одновременное поведение продавцов и покупателей (рис. 1.3). Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает рыночную цену, при которой спрос количественно равен предложению (точка равновесия). Равновесная цена, или цена равновесия, - это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Ей соответствует равновесное количество продукции на рынке.



Р

А S




Е

Рe


С D




0 Q

Qе

Рис. 1.3. Иллюстрация рыночного равновесия
При более низкой цене, чем цена равновесия, будет наблюдаться дефицит товара, и повышенный спрос на нее окажет влияние на цену в сторону повышения. При цене выше равновесной будет излишек товара, возросшее предложение станет воздействовать на снижение цены к точке равновесия.

Изменение равновесной цены и равновесного количества зависит от всех рассмотренных выше неценовых факторов как спроса, так и предложения.

Рассмотрим результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды принято считать излишек производителя и излишек потребителя.



Р

А S

Р1

100 РЕ Е



Р2 В

D



0 5 Q
Рис. 1.4. Частичное рыночное равновесие
Эти категории введены в экономическую теорию выдающимся английским экономистом А.Маршаллом. На рис. 1.4 изображена модель частичного рыночного равновесия, сложившегося на рынке конкретного товара.

Предположим, что равновесная рыночная цена РЕ равна 100 рублям, равновесный объем – 5 единицам. Из кривой спроса видно, что есть потребители, готовые приобрести товар и при цене выше 100 рублей. С точки зрения микроэкономики, эта цена есть цена спроса конкретного отдельного потребителя, который готов пожертвовать покупкой других товаров на сумму, большую 100. Благодаря установлению рыночного равновесия этот потребитель отдает за анализируемый товар только 100 рублей, в результате чистая выгода (излишек) составит разницу между его ценой потребителя и 100 руб.

Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

Аналогичный смысл имеет понятие «излишек производителя». Это излишек, получаемый производителями, представляющий собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Таким образом, благодаря равновесной цене, часть потребителей купила больше товаров и заплатила дешевле, чем первоначально была согласна, а часть производителей продала больше товаров и по более высокой цене, чем та, по которой она была готова продать свой товар.

На графике излишки производителя и потребители представляют собой фигуры, образованные соответственно кривыми предложения и спроса, осью ординат и перпендикуляром к этой оси из точки равновесия. Сумма излишков потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в результате функционирования рыночного механизма и формирования рыночного равновесия.



    1. ^ Эластичность спроса и предложения


Понятие эластичности не является чисто экономическим. Она может определяться практически для любых процессов (физических, химических и т. д.) Под эластичностью понимается мера (степень) реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной величины.

Любой покупатель и продавец реагируют на изменение многих социально-экономических условий на рынке. Видов эластичности спроса и предложения столько, сколько факторов влияет на изменение этих переменных. Однако влияние многих из этих факторов крайне трудно оценить и формализовать, поэтому на практике анализируется воздействие лишь наиболее значимых из них.

При анализе спроса наиболее важными факторами, вызывающими его изменение, являются цены анализируемых товаров, цены заменителей, взаимодополняющих товаров, доходы потребителей. Поэтому и исследуются, как правило, три вида эластичности спроса:

- прямая эластичность спроса (эластичность спроса по цене);

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность спроса, отражающая меру реагирования спроса на изменение цен других товаров.

Оценивается эластичность с помощью коэффициентов эластичности, которые показывают, на сколько процентов изменится одна переменная (в данном случае спрос) при изменении на 1% другой переменной (цены, дохода). Коэффициент эластичности обозначается Е с добавлением соответствующих индексов: верхний индекс показывает, изменение какой переменной анализируется, нижний – под воздействием какой переменной происходит изменение. Например, коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле
, (1.4)
где - процентное изменение объема спроса;

- процентное изменение цены.

Процентное изменение переменной определяется как отношение ее абсолютного изменения к первоначальному уровню, выраженное в процентах
% Qd = (Δ Qd / Qd) х 100% ; (1.5)

%ΔP = (ΔP / P) х 100% . (1.6)

Так как между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость, определяемая законом спроса, то коэффициент ценовой эластичности спроса имеет отрицательное значение. Экономисты обычно учитывают лишь абсолютную величину коэффициента эластичности спроса, т.е. берут значение коэффициента по модулю |ЕdР|.

Различаются три основных вида ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный, единичный эластичный.

Если спрос изменяется в большей степени, чем цена, т.е. |ЕdР| > 1, спрос считается эластичным, если в меньшей степени (|ЕdР| < 1) – неэластичным. Если процентное изменение цены приводит к равному процентному изменению объема спроса, то коэффициент равен 1 и спрос считается единичным эластичным.

Существуют два подхода к вычислению эластичности:

- метод вычисления эластичности в точке (в конкретной ситуации);

- метод вычисления эластичности по дуге (на основе знаний о состоянии процесса в двух ситуациях).

Эластичностью функции Y = f(х) в точке х0 называется предел отношения относительных изменений величины функции Y и фактора Х при условии, что ΔХ стремится к 0.

Таким образом, точечная эластичность спроса определяется по формуле

= = х , (1.7)

где - производная функции Q(р).

Если же известны цены и соответствующие им объемы спроса для двух ситуаций (двух точек кривой спроса), вычисляется эластичность спроса по дуге (дуговая эластичность). В этом случае формула коэффициента эластичности принимает вид

. (1.8)

При этом значения Р и Q могут соответствовать любой из двух анализируемых ситуаций. Однако в данном случае могут быть получены разные значения коэффициента эластичности, в результате чего экономистами, проводящими анализ, могут быть даны прямо противоположные рекомендации о путях повышения эффективности ценовой политики фирмы. Дело в том, что прямая эластичность спроса анализируется продавцами с целью определения условий получения наибольшей общей выручки (совокупного дохода). Общая выручка равна цене товара, умноженной на количество проданного товара
TR = P х Q, (1.9)
где TR – общая выручка;

Р – цена товара;

Q – количество проданного товара.

Поскольку спрос на рынке всегда ограничен платежеспособностью покупателей, изменение цены товара неизбежно вызовет изменение объема его покупок, что может привести к изменению общей выручки.

Если спрос на товар эластичен, продавцу выгоднее понизить цену, так как объем покупок вырастет в большей степени, чем снизится цена, общая выручка увеличится. Если же спрос неэластичен, цену выгоднее повысить. Объем покупок снизится, но в меньшей степени, чем повысится цена. Если же коэффициент эластичности равен 1, никакое изменение цены не может способствовать увеличению общей выручки, то есть в этом случае она является максимально возможной.

При определении коэффициента ценовой эластичности спроса следует иметь в виду, что он не является неизменным на всем протяжении графика кривой спроса, движение вдоль кривой вверх или вниз приводит к изменению значения коэффициента. При анализе эластичности даже на одном и том же отрезке кривой спроса могут быть получены различные значения коэффициента и, следовательно, могут быть даны противоречивые рекомендации по поводу изменения цены товара, если в качестве базовой берутся разные точки отрезка. Для решения этой проблемы экономистами был предложен расчет не по крайним, а по средним ценам и объемам спроса на данном участке отрезка (формула центральной точки).

Формула центральной точки для определения ценовой эластичности имеет вид
, (1.10)

где Р1 и Р2 – цены в крайних точках анализируемого отрезка кривой спроса;

Q1 и Q2 - объемы спроса в крайних точках этого отрезка.

На ценовую эластичность спроса может оказывать влияние целый комплекс факторов.

В одних источниках выделяются четыре фактора:

- возможность замены данного товара другим; чем больше заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него;

- удельный вес расходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей; чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов, тем выше эластичность спроса;

- принадлежность данного товара к предметам роскоши или к предметам первой необходимости; спрос на предметы роскоши обычно эластичен, на товары первой необходимости – неэластичен;

- фактор времени; спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений.1

В других источниках рассматриваются девять факторов по Нэглу2, влияющих на ценовую эластичность спроса:

  • эффект уникальной ценности;

  • эффект осведомленности об аналогах;

  • эффект суммарных затрат;

  • эффект трудности сравнения;

  • эффект конечной пользы;

  • эффект распределения затрат;

  • эффект безвозвратных инвестиций;

  • эффект связи цены и качества;

  • эффект запаса.

Г.К. Лапушинская и Т.Ю. Баженова предлагают с целью более полной детализации дополнить девять факторов по Нэглу еще тремя:

- эффектом «справедливости цены»;

- эффектом срочной необходимости;

- эффектом износа.

При этом все двенадцать детерминант предлагается разделить на четыре укрупненных группы (рис. 1.5)1.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой называется перекрестной эластичностью


^ Эффект безвозвратных инвестиций – покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром, представляющим безвозвратные расходы.


^ Эффект осведомленности об аналогах – покупатели менее чувствительны к цене, если они не знают о существовании аналогов (заменителей).





^ Эффект трудности сравнения -

покупатели менее чувствительны к цене, если товар плохо поддается сравнению.

Эффект уникальности –

покупатели менее чувствительны к цене, если товар обладает особыми, уникальными свойствами.

Эффект связи цены и

качества

Эффект срочной

необходимости

Эффект износа – покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара.

^ Эффект запаса

покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньше время износа товара

Замещаемость блага в

потреблении

Объективная и субъективная необходимость товара

Фактор

времени


Удельный вес расходов на данное благо в доходе потребителя.


Эффект суммарных затрат-

покупатели менее чувствительны к цене, если расходы на приобретение товара составляют небольшую долю их дохода.

^ Эффект распределения затрат на покупку – покупатели менее чувствительны к цене, если они делят ее с другими покупателями.





^ Эффект конечной пользы –

покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляют расходы на товар в общих расходах на получение конечного результата.

^ Эффект «справедливой цены» -

покупатели тем более чувствительны к цене, чем существеннее ее величина выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными».




Рис. 1.5. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

спроса. Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле
, (1.11)
где % ΔQx - процентное изменение спроса на товар х;

% ∆Py - процентное изменение цены на товар у.

Если товары X и Y взаимозаменяемые, то коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, так как увеличение цены на один товар ведет к повышению спроса на другой.

Если анализируемые товары являются взаимодополняющими, то коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, поскольку увеличение цены на один товар вызовет снижение спроса не только на него, но и на товар, потребление которого без подорожавшего практически невозможно.

Если производители не могут или не хотят изменить цену своего товара, то, приспосабливаясь к ситуации, они должны скорректировать объемы производства с учетом изменения спроса.

Оба вида ценовой эластичности (прямая и перекрестная) анализируются также и государством с целью оптимизации политики косвенного налогообложения. Косвенные налоги всегда включаются в цену товара. Принимая решения об изменении налоговых ставок с целью увеличения налоговых поступлений, правительство должно учитывать возможное значительное снижение спроса, которое может привести не к увеличению, а к сокращению собираемой массы налогов.

Для многих товаров объем покупок чувствителен к уровню доходов потребителей. Поэтому, наряду с влиянием изменения цен на спрос и его величину, исследуется эластичность спроса по доходу
= %ΔQd / %Δi, (1.12)
где %Δi - процентное изменение дохода.

Для большинства товаров коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное значение, т.е. по мере роста доходов потребителей спрос увеличивается. Такие товары называются нормальными. Для другой группы - низших товаров - коэффициент по достижении определенного уровня дохода будет отрицательным, так как потребители начнут заменять эти товары более качественными, хоть и более дорогими товарами. К низшим товарам могут относиться не только низкокачественные, но и товары хорошего качества, для которых при определенных способах потребления существуют лучшие заменители. Наиболее ярким примером может быть хлеб. Это один из дешевых основных продуктов питания. До тех пор, пока он приобретается для удовлетворения потребностей в хлебобулочных изделиях при сбалансированном рационе питания, – это нормальное благо. Но если беднейшие слои населения приобретают его и больших количествах, чем необходимо для рационального питания, только потому, что не могут при определенном уровне дохода приобрести мясо, овощи, фрукты и другие более дорогие продукты, он становится низшим благом. Утоляя голод, хлеб в этом случае не является хорошим качественным заменителем тех продуктов, от которых население вынуждено отказаться вследствие низкого уровня реальных доходов, он не дает организму необходимых микроэлементов и витаминов. С ростом доходов домашние хозяйства сократят потребление хлеба, заменяя его другими продуктами питания.

^ Эластичность предложения оценивается чаще всего лишь по цене анализируемого товара либо других товаров, так как анализ воздействия других факторов очень трудоемок и с трудом поддается формализации.

Ценовая прямая и перекрестная эластичность предложения оцениваются аналогично соответствующим видам эластичности спроса, но в числителе учитывается относительное изменение объема предложения (прямая) или предложения (перекрестная), что обозначается соответствующим индексом

=∆Qs/Qs : ∆P/P. (1.13)

Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на один процент. При постоянных ценах на ресурсы она определяется особенностями технологии производства и характеризует чувствительность производителей к изменению цены товара.

Ценовая эластичность предложения зависит от многих факторов:

1. ^ Возможность длительного хранения продукции. При наличии у производителей такой возможности предложение будет более эластичным, так как объем предлагаемого товара может быть изменен при одновременном изменении запасов продукции.

2. ^ Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет более эластичным, если у фирм имеется в наличии неиспользуемое оборудование, которое быстро может быть приведено в действие.

3. ^ Тип предлагаемых к продаже товаров и услуг. Предложение товаров (услуг), технология и/или объемы выпуска которых могут быстро изменяться без значительных дополнительных затрат капитала, более эластично по цене, чем в отсутствие этих возможностей.

4. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени. Период приспособления фирм отрасли к новой цене можно разделить на три временных отрезка:

- мгновенный (рыночный) период - это время, когда реализуется уже произведенный товар; эластичность равна 0;

- краткосрочный период - это время, в течение которого к новым условиям приспосабливаются уже функционирующие в отрасли фирмы, причем не изменяя объем используемых постоянных ресурсов (земли, производственных мощностей и т.д.). Краткосрочная эластичность предложения зависит от темпа, с которым увеличиваются дополнительные издержки на единицу продукции при росте объема производства. В большинстве отраслей быстрое увеличение выпуска продукции связано со значительными расходами, поэтому эластичность предложения невелика;

- долгосрочный период – в этом периоде к новой цене приспосабливается вся отрасль. Все ресурсы переменны: фирмы могут изменить технологии, расширить производство: может измениться количество фирм в отрасли и т.д.; поэтому долгосрочная эластичность обычно больше краткосрочной.

Продолжительность этих условных периодов неодинакова для разных отраслей производства. Она зависит как от продолжительности производственного цикла в анализируемой отрасли, так и от условий производства средств производства для этих отраслей, технологических особенностей, типа товара, возможностей хранения не только самого товара, но и сырья, материалов и полуфабрикатов, требующихся для его производства, и т.д.

Тема 2. Основы теории потребительского выбора
^ 2.1. Потребление, потребности и полезность

В данной теме рассматривается формирование одной из двух сторон рыночного ме­ханизма - спроса. Спрос является важнейшей характеристикой рынка. Поскольку спрос предъявляется потребителями, то пред­мет изучения составляет рациональное потребительское поведение, или теори потребительского выбора. Кривая спроса формируется на основе субъективных представлений потребителей о нужности, полезности товара.

Исследованием взаимосвязи потребностей и спроса занимались пред­ставители теории предельной полезности, которая вместе с теорией пре­дельной производительности образует научное направление, называемое маржинализмом (marginal - предельный).

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затра­тами труда на его производство.

Сторонники теории предельной полезности полагают, что стои­мость товара нельзя определять затратами живого труда или всех ресурсов (факторов производства). Она определяется полезностью товара, которую оценивают потребители, а именно предельной полезностью.

Для сторонников обеих точек зрения характерен монистический под­ход к определению стоимости и цены товара - либо со стороны производ­ства и предложения, либо с позиции потребления и спроса. Поэтому эко­номисты других направлений стремились увязать теорию предельной по­лезности с трудовой теорией стоимости. Так, теоретики кембриджской школы во главе с А. Маршаллом считали, что на формирование цены влияют спрос и предложение в равной степени. С позиции предложения основным фактором, определяющим уро­вень цены, служат издержки производства. С позиции спроса глав­ным фактором, влияющим на цену товара, является его предельная полез­ность.

Если бы домашние хозяйства и отдельные индивиды располагали неограниченными доходами (и временем), то могли бы потреблять столько благ, сколько захочется. Однако в реальной действительности доходы и ресурсы ограниченны. Поэтому люди всегда вынуждены выбирать между различными вариантами действий (покупками, использованием времени, видами труда и многим другим).

Модель рационального экономического поведения подразумевает, что экономический агент имеет множество целей и что ни одна из них не является полностью достижимой, но достижимой лишь до определенного уровня. Предполагается также, что экономический агент совершает обмен и уменьшает уровень потребления одного блага ради увеличения другого, реагируя, таким образом, на изменения своих относительных возможностей. Имеющиеся варианты индивидом системно ранжируются, и делается выбор на основе максимизации индивидуального уровня «удовлетворения» при минимальных затратах.

Вторым допущением маржиналистской теории является положение о том, что потребитель весь свой доход затрачивает на потребление.

Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории «потребление», «экономическое благо» и «полезность».

Потребление (в экономическом смысле) – это действия людей по использованию материальных и духовных благ, которые осуществляются для удовлетворения их потребностей. Конкретной формой проявления той или иной экономической потребности человека или группы людей является экономический интерес. Целью потребления является полезность экономического блага.

Полезность, с позиции представителей неоклассической теории, исследуется как свойство экономических благ удовлетворять потребности конкретных потребителей в конкретных условиях, как цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Оценка ее всегда субъективна. В этом заключается ее отличие от потребительной стоимости, исследовавшейся представителями классической политической экономии, которая рассматривалась как свойство товара удовлетворять общественную потребность.

^ Выбор потребителя нацелен на максимизацию полезности потребляемых благ и услуг при заданных рыночных ценах с учетом ограничений по доходу.

Существует два подхода к изучению рационального потребительского поведения. Во-первых, подход, основанный на теории предельной полезности, который называют количественным (кардиналистским). Во-вторых, подход, основанный на теории кривых безразличия, именуемый порядковым (ординалистским).
^ 2.2. Количественный подход: теория предельной полезности

Категория полезности введена в экономическую теорию И. Бентамом (1774 – 1832). Люди покупают блага потому, что получают от их потребления удовлетворение. Экономисты назвали это удовлетворение полезностью. Сторонники количественного (кардиналистского) подхода ввели в научный оборот понятие «ютиль» - гипотетическую единицу полезности. Этот подход строится на точном соотношении полезностей разных благ для одного и того же человека.

^ Общая полезность - это оценка потребителем совокупной полезно­сти приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая по­лезность - это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет отличаться у разных людей в зависимости от их вкусов и предпочтений. Общая полезность любого това­ра, как правило, увеличивается по мере возрастания потребляемых порций, или единиц, данного товара. Однако прирост общей полезности снижается по мере потребления дополнительных порций, так как они приносят все меньшее удовлетворение потребностей конкретного потребителя, и его об­щая потребность в данном товаре постепенно насыщается.

Изменение общей полезности связано с предельной полезностью. ^ Предельная полезность - это дополнительная, добавочная полезность, по­лучаемая потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. Можно сказать, предельная полезность - это прирост (изменение) общей полезности, вызванный потреблением каждой дополни­тельной единицы. В течение сравнительно короткого периода времени, пока вкусы и предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет уменьшаться. В связи с этим эко­номисты сформулировали закон убывающей предельной полезности: по мере потребления дополнительных единиц. или порций, одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все бо­лее медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы, или порции, уменьшается.

Закон убывающей предельной полезности не только объясняет причины действия закона снижающегося спроса, но и помогает определить условие потребительского равновесия, при котором потребитель получает максимальное удовлетворение потребностей при имеющемся денежном доходе и сложившихся предпочтениях.

Рациональный потребительский выбор определяют следующие основные факторы:

1. Стремление потребителя на свой денежный доход получить максимальную общую полезность, или максимальное удовлетворение потребностей.

2. Предпочтения и вкусы.

3. Денежный доход потребителя (потребительский бюджет).

4. Цены на товары и услуги.

Исходя из теории потребительского поведения, при определении рационального потребительского выбора покупатель должен учитывать предельную полезность и цены товаров. Потребитель с постоянным денежным доходом и сложившимися предпочтениями при выборе покупки товаров с различными ценами может получить максимальную полезность, или максимальное удовлетворение потребностей, только при соблюдении следующего условия потребительского равновесия:
, (2.1)

где MUi – предельная полезность последних единиц товаров 1,2,3, …, n;

Рi – цена товаров 1,2,3, …, n.

Недостатком кардиналистского подхода является исключительно индивидуальный, субъективный характер оценок полезности: один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и значительно меньшую, а то и никакой – для другого. Более того, оценки одного и того же субъекта могут изменяться под действием многих факторов. То есть становится практически невозможно определение субъективных оценок в единых общепринятых единицах (так как общая единица измерения предполагает объективность оценок).

Современные экономисты отдают предпочтение порядковому (ординалистскому) подходу измерения полезности.
^ 2.3. Ординалистская теория потребительского поведения
Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

1. Аксиома полной упорядоченности, или сравнимости, – допущение того, что для любой пары товаров (А и В) существует три вероятности: либо товар А предпочтительнее В, либо товар В предпочтительнее А, либо А и В одинаково предпочтительны.

2. Аксиома рефлективности – любой товар не может быть предпочтительней относительно самого себя.

3. Аксиома транзитивности – если товар А предпочтительнее товара В, а товар В предпочтительнее С, то товар С не может быть предпочтительнее товара А.

4. Аксиома ненасыщения – при прочих равных условиях потребитель обычно предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

5. Аксиома непрерывности – это аксиома, которая обеспечивает существование функции полезности.

На базе этих аксиом разработаны модели кривых безразличия, графически характеризующие равнополезные для потребителей наборы двух товаров.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, координаты которых отражают те или иные равноценные для потребителя наборы из двух товаров «А» и «В», это линия, объединяющая ряд наборов из двух товаров (двух групп товаров), обладающих одинаковой общей полезностью.

Для любых двух товаров может быть построено множество кривых безразличия, называемое картой безразличия. Кривые безразличия для любой пары доброкачественных товаров обладают рядом свойств:

1) кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 2.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;

2) для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;

3) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

4) кривые безразличия не могут пересекаться;

5) кривые безразличия могут быть проведены через любую точку в пространстве.

Кривые безразличия позволяют исследовать способность товаров замещать друг друга при потреблении. ^ Предельная норма замещения MRS – это количество одного блага, которым необходимо «пожертвовать», чтобы увеличить объем потребления другого блага на единицу и при этом не изменить уровень удовлетворения потребителя. MRS равна величине наклона кривой безразличия.
. (2.2)
Предельная норма замещения является весьма важной категорией: она измеряет склонность индивида к обмену одного блага на другое. Эта

Кол-во блага В













  1   2   3   4



Скачать файл (697 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации