Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по курсу Ценообразование - файл 1.doc


Лекции по курсу Ценообразование
скачать (560 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc560kb.14.12.2011 07:40скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Лекции по курсу «ценообразование»

  1. понятие цены и её роль в экономике.

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельно развитию отношений обмена.

Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представители разных школ дают раз­ные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной по­лезности. Представители каждого направления пони­мают категорию цены совершенно по-разному.

Цена — это денежное выражение стоимости това­ра, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупа­тель платит за товар.

Иногда дается такое определение цены: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

^ На бытовом уровне цена является очень широким понятием, Оно происходит от славянского корня «на­казание», «возмездие». Цены, как правило, постоянно изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продавае­мого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей. Давно известно, что продавец стремится подороже продать, а поку­патель старается его подешевле купить.

^ Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной эко­номики механизм сбытовой деятельности существенно помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены.

Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

^ Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способ­ствуют перераспределению товарной массы и дохода.

У каждой фирмы свои подходы к ценообразова­нию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами цено­образования гораздо эффективней становится зани­маться в рамках специализированной службы. В тоже время цели ценообразования устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством для установления определенных отношений между про­давцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на то­вары влияют на все показатели деятельности пред­приятия: рентабельность, величину прибыли, произво­дительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена в рыночных условиях хозяйствования пред­ставляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов, Через инструмент цен фирма ре­гулирует их величину. Все остальные инструменты мар­кетинга связаны с расходованием финансовых ресур­сов (как то реклама, маркетинговые исследования).

Совершение покупки означает, что продавец и по­купатель пришли к согласию.


^ 2. ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

Сущность цены в хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности, дей­ствующих в различных секторах народного хозяй­ства, находит отражение в функциях цены. В качест­ве функций цены называют то, что является, без сомнения, характерным для всей системы цен без исключения. В теории цен принято выделять следую­щие функции цены.

  1. Учетная функция цены. Данная функция отра­жает связь категории цены с категорией стоимости.
    Исходя из того, что цена — это денежное выражение стоимости, считается, что с помощью цен можно опре­делить стоимость товаров. Можно определить, сколь­ко покупатель должен заплатить, а продавец получить при совершении купли-продажи. Благодаря ценам в фирмах можно организовать учет хозяйственных про­цессов и результатов вообще и повысить его эффек­тивность в частности. С помощью цен можно ответить на вопрос: сколько стоит обществу производство конк­ретного товара определенного качества и объема.

  2. Стимулирующая функция цены. Данная функ­ция состоит в том, что уровень цены может по-разно­му влиять на темпы развития производства, финан­сов, торговли, кредитной сферы, науки и т.д. Это объясняется тем, что каждому производителю, соб­ственнику, ученому хочется продать свой товар, услу­гу, работу, идею как можно дороже. При этом это стремление связано с тем, что продавец желает получить как можно большую компенсацию своих за­трат, связанных с производством данного товара. Чтобы увеличить этот разрыв, продавцы стремятся использовать достижения научно-технического прогресса, осуществлять модернизацию производства, экономию энергии и различных видов ресурсов, Бо­лее высокий уровень цен дает возможность пол учить производителю более высокую прибыль.

3, ^ Распределительная функция цены. Данная функции возникла как результат того, что цена товара может отклоняться от его стоимости. На основании объективно возникающей цены происходит перерас­пределение доходов между различными экономиче­скими субъектами; секторами экономики, регионами, отраслями экономики, различными формами собственности, фондами накопления и потребления фирм, различными социальными группами населе­ния. Данным процессом можно управлять. Государ­ство, осуществляя специальные меры, может изме­нять условия хозяйствования на уровне отдельных фирм, в результате чего перераспределение будет происходить целенаправленно.

^ 4. Функция балансирования спроса и предложе­ния. Данная функция исходит из того, что уровень цен одинаково зависит от спроса и предложения. Взаимо­связь спроса и предложения влечет за собой связь производства и потребления, Уровень цен в рамках экономической системы страны может говорить о про­порциональности и сбалансированности функциони­рования и развития данной системы, Данные пропор­ции могут регулироваться государством. Информацию о пропорциях экономической системы собирают ста­тистические органы страны. Согласно законам рыноч­ного равновесия уровень цен способствует баланси­рованию спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг.

  1. ^ Функции цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что по уровню цен и получаемой в результате прибыли собственники принимают решения о переливе капитала из одной отрасли или региона в другую.

  2. ^ Измерительная и соизмерительная функции цены. Цена отражает все затраты производителя.
    На основе цены можно сказать, сколько производитель получит денег за свои товары. Также можно ска­зать, сколько потребитель заплатит денег за требуе­мый товар. На основе соотношении цен разных товаров можно сделать выводы об их полезности.



^ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН

В теории ценообразования единое определение цены отсутствует, Однако в качестве наиболее распространенного определения цены используется следующее: цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Сложность категории цены предопределяет многообразие ее видов и форм. В теории и практике на микро- и макроуровне все цены экономики классифицируются по следующим признакам:

1) по типам рынков и характеру обращающихся товаров. В соответствие с данным признаком
классификации выделяют следующие цены:

а) цены потребительских товаров и тарифы на по­требительские услуги;

б) цены ресурсов финансового рынка (в частности, цены на банковском рынке, на страховом, на рынке ценных бумаг, на валютном рынке, на рынке драгоценных металлов; тарифы на рынке финансовых услуг);

в) цены на рынках экономических ресурсов (в частности, цены на рынке труда, на сырьевых рынках, на рынке производительного оборудования и технологий, на рынке недвижимости);

  1. по объекту товарного обращения (отраслевому признаку). Данный признак классификации объединяет все цены в следующие группы: цены промышленной продукции; цены сельскохозяйственной продукции; цены объектов капитального строительства; цены результатов ИИОКР; цены на услуги производственного и непроизводственного, производительного и индивидуального назначения (транспортные, бытовые, коммунальные);

  2. в зависимости от уровня (сферы) функционирования. Согласно критерию фланкирования цены в экономике подразделяются на следующие виды: внутрифирменные расчетные (трансферт­ные), фирменные продажные, внешнеторговые, региональные, национальные, мировые;

  1. в зависимости от степени конкурентности сре­ды, характера государстве иного регулирования. Данный признак предполагает, что все цены делят­ся на следующие виды; свободные {цена спроса, цена предложения, цена производства], монополь­ные, регулируемые (предельные, фиксированные);

  2. б зависимости от механизма установления {вида рынка). В системе цен поданному призна­ку выделяются: биржевые котировки, аукционные цены, цены торгов;

  3. по характеру обслуживаемого оборота. В соответствие со стадиями оборота и экономике все цены делятся на следующие виды; оптовые, закупочные, розничные;

  4. по способу установления, фиксации. Все разновидности цен могут подразделяться на: твердые, подвижные, скользящие;

  5. с учетом фактора времени. Данный признак позволяет выделить в общей массе потребительских цен сле­дующие группы: постоянные, сезонные, ступенчатые;

9) по способу получения информации о ценах. По дан­ному критерию принято рассматривать все цены в рамках следующих групп; публикуемые, расчет­ные, ценовые индексы;

10)по условиям поставки и продажи. Данная классификация цен различает следующие виды: нетто-цена, брутто-цеп а, франко. Внешнеторговые цены учитывают транспортный фактор в общепринятых толкованиях «Инкотермс 1990».

Множество цен образует определенную целост­ность, иерархическое единство, г.е. систему, находя­щуюся в непрерывном развитии. Эта система состоит из отдельных элементов, в качестве которых рассматриваются и конкретные цены, и более или менее круп­ные группы цен, объединяемые по разным признакам.
^ 4. СИСТЕМА ЦЕН

Единого мнения в отношении определения цены не существует. Наиболее распространенные определения цены: цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, кото­рое покупатель платит за товар. Иногда дается такое определение цены: цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать. В теории известно достаточно много критериев классификации цен. Это является результатом того, что условия использования ценовых категорий и сферы их применения, задачи, решаемые с помощью ценообразования, достаточно обширны.

^ Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.

^ Причины взаимосвязанности цен заключаются в том, что существует единый процесс формирования цен на производство, все цены формируются на единой методологической основе; на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах; хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой: они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции. Таким образом, имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

^ Параметры системы цен:

1) уровень цен представляет собой абсолютное ко­личественное выражение цен в денежной сумме; 2) структура цен показывает соотношение элемен­тов цены в процентах или долях:

3) динамика цен показывает изменение уровня цен за определенный период времени.

^ Взаимосвязанные блоки системы цен: оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы на услуги транспорта.

В свою очередь, каждый блок состоит из несколь­ких подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяет­ся на оптовые цены предприятия и оптовые цены про­мышленности. Блок транспортных тарифов включает в себя тарифы железнодорожного, морского, речно­го транспорта, автотранспорта, авиаперевозок и т.д.

Основную роль в системе цен играют цены на продук­цию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли, а также отрасли ме­таллургии. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

^ Существует тесная связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Под экономической средой понимают товарное производство, различные формы собственности, кон­куренцию, т.е. составляющие рыночной экономики.

^ В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители.

^ В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, т.к. это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в еди­ную систему, сделала ее более гибкой и динамичной.

Взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

^ 5. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Главный ориентир деятельности фирм — рынок, его потребности, динамика и емкость. С рынком фирма связана как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и др.

Под рынком понимают саморегулируемую, основанную на свободе систему отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечиваются необходимый спрос и предложение.

^ Механизм функционирования рынка. Главные экономические единицы общества (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) действуют как собственники экономических ресурсов. Через рынки ресурсов они поставляют фирмам средства производства. На рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, и они должны платить за приобретаемые для производства ресурсы. Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов являются доходами и принимают форму жалования, заработной платы, дивидендов и иного. Потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти платежи, которые рассматриваются потребителями , как расходы, для производителей являются выручкой.

Многие отечественные предприятия небыли готовы работать по этой схеме по таким причинам, как:

^ 1) неспособность многих руководителей работать по этой схеме, а также неверие некоторых из них в серьезность происходящих изменений, надежда на возвращение к плановой экономике, где они чувствовали себя как рыба в воде;

2) нарушение в результате распада СССР производственных и кооперированных связей;

  1. неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

  2. переход на рыночные отношения, сопровождаемый инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благо­приятных условий для работы предприятий, особенно o6еcпечения предприятия оборотными средствами;

5) неспособность многих предприятий адаптировать­ся к рыночным отношениям;

6) насыщение российского рынка им портным и то варами;

^ 7) отсутствие необходимых условий, создаваемых государством, для функционирования цивилизо­ванного рынка в России.

Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторы­ми положительными моментами.

^ К положительным моментам следует, прежде всего, отнести следующие:

  1. все больше предприятий адаптируется к рынку и начинает выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяй­ственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой россий­ской экономики, от её решения зависят как ближай­шие, так и отдаленные перспективы социально-экономического развития страны;

  2. многие предприятия понимают, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучше­ние ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения фи­нансового благополучия;

  3. рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

  4. ) увеличивается число специалистов самого различ­ного направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.

^ Из всего этого можно сделать вывод, что в России созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каж­дого отдельно взятого предприятия.


^ 6. ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО СПРОСА

В механизме рыночного ценообразования одной из важнейших категорий является спрос. Под спросом понимается готовность потребителя купить некото­рое количество продукта по определенной цене в те­чение некоторого периода времени. Закон спроса: чем выше уровень цены на товар, тем меньшее его количество желает приобрести по­купатель при прочих равных условиях. Выделяют так­же понятие «величина спроса». Количество товаров, которое будет куплено покупателем или группой по­купателей за определенный период, называется ве­личиной спроса и зависит от множества факторов, но в особенности оно зависит от цены на товар.

^ Кривая спроса — графическое изображение за­кономерности объема спроса от цены. Ока имеет от­рицательный наклон. Все изменения в отношении спроса можно объединить в два вида: 1) изменение объема спроса происходит под воз­действием изменения цены товара при неизменчивости других факторов (переход oт одной точки кривой к другой);

2} изменение спроса -- сдвиг линии спроса при изме­нении прочих факторов, кроме цены данного товара. ^ Спрос зависит от ряда факторов, среди кото­рых выделяют следующие:

1) уровень доходов в обществе и их распределение. Чем выше доходы, тем при прочих равных условиях больше тратится на приобретение товаров (спрос растет). Однако эта зависимость не абсолютна. Так, в соответствии с законом Энгеля с ростом доходов семьи в домохозяйствах удельный вес расходов на пищу снижается; на одежду, жилище, отопление, освещение меняется сравнительно мало (при неболь­шом росте доходов спрос растет незначительно); на удовлетворение культурных потребностей растет. Английский статистик Р. Гиффен выявил парадокс (парадокс Гиффена); при низком уровне жизни спрос на низкосортные, но насущно необходимые продук­ты (хлеб, картофель) растет с повышением их цен;

  1. размер рынка. Механизм данного фактора состоит в том, что с ростом числа покупателей какого-либо товара или услуги спрос на него (нее) растет и, на­оборот, чем меньше покупателей, тем меньше спрос;

  2. величина косвенных налогов. Влияние данного фактора связано с изменениями в структуру цены. Некоторые налоги фирмы входят в себестоимость, некоторые налоги включаются в цену и рассчиты­ваются по отношению к цене (косвенные налоги). Поэтому их рост влечет за собой рост цены на то­вар. В результате согласно закону спроса спрос в большинстве случаев падает;

  3. субъективные вкусы и предпочтения. Во мно­гом спрос на товары зависит от вкусовых предпочтений потребителей, обусловленных образом жизни, моральными ценностями, статусным по­ложениям и т.д. Отсюда вытекает, что для разных товаров для разных групп потребителей будут разные кривые спроса, различные функциональные зависимости спроса и цены, количественные фор­мулы закона спроса;

5} цены товаров-заменителей (субститутов). Су­ществование товаров-заменителей приводит к то­му, что потребности, удовлетворяемые с их по­мощью, могут быть удовлетворены любым товаром из этого набора, При этом выбор покупателя я поль­зу какого-либо товара из данной группы будет зави­сеть от некоторых факторов (например, цены);

6) покупательские ожидании. Данный фактор свя­зан с информационной составляющей покупательского спроса. Если покупатель знает, что цены воз­растут, то он увеличит свой спрос, чтобы в будущем не потерять на возросших расходах, и наоборот.

Закон спроса в рыночной реальности — это скорее тенденция.
^ 7. ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Одной из основных категорий рыночного механизма хозяйствования является предложение.

Предложение выражает желание и способность производителей предлагать товар или услуги на рынке.

^ Закон предложения; чем больше цена товара, тем большее его количество производители желают предложить к продаже при прочих равных условиях.

Величина предложения — количество товаров, которое продавец согласен продать по определенной цене.

^ Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются постоянными. Кривая предложения направлена вверх, поскольку для уве­личения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличи­вает издержки. Чтобы получить больше продукции, ра­ботники должны работать сверх установленного времени и получить за это сверхурочные (или более высокую заработную плату).

Предложение товаров основано на их производстве. «Производство» принято считать синонимом «изготовления». В представлении многих производство — это высокоорганизованный, часто механизированный процесс, в котором материальные ресурсы превращаются в готовые изделия. Сбор налогов, управление магазином, бурение нефтяной скважины, аудиторская проверка финансового состояния компании, вождение автомобиля и иное — все это того или иного рода производство.

Для производства товаров и услуг фирмы используют много различных производственных факторов: сырье, материалы, труд, капитал, землю, предпринимательский, или управленческий, талант. Время превращения ресурсов в продукцию зависит как от самой продукции, так и от применяемой технологии.

^ Факторы предложения:

1) технология. Объем товара, который продавцы готовы предложить по любой заданной цене, зависит от издержек производства этого товара. Новая технология позволяет иначе скомбинировать тоже количество ресурсов и добиться большего, чем прежде, объема производства. Новая технология может потребовать меньшего количества одного и того же вида ресурсов для производства того же количества продукции, повышая, таким образом, эффектив­ность» снижая себестоимость единицы продукции. Новая технология может потребовать использова­ния ранее не существующих ресурсов или произ­вести неизвестную до сих пор продукцию;

  1. цена факторов производства. Затраты на производство определяются средствами, израсходованными на факторы производства: выплату заработной платы рабочим, приобретение средств производства и т.д. Если, например, возрастут та рифы на электроэнергию или повысится заработная плата нефтяников, то кривая предложения нефти сместится влево;

  2. число продавцов. Очевидно, что чем больше фирм предлагает какой-либо товар, тем большее количество этого товара предлагается по любой данной цене. Так, чем больше компаний возьмет­ся за выпуск компьютеров, тем больше кривая предложения ПК переместится вправо;

  3. прогнозы. При принятии текущих производственных решений продавцы, несомненно, будут ориентироваться на ожидаемые изменения цен. Например, предложение может увеличиться вследствие
    желания распродать товарные запасы или из-за того, что производители прогнозируют снижение '
    спроса через несколько месяцев и полагают, что выгоднее продать апельсины сегодня, а не завтра;

  4. погода. При производстве некоторых товаров, осо­бенно сельскохозяйственных, погодные условия ока­зывают огромное влияние на кривую предложения.


^ 8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

Рыночное ценообразование способствует развитию конкурентной борьбы, которая является залогом высокой эффективности экономики страны. Механизм рыночного ценообразования основан на таких категориях, как спрос, предложение и равновесная цена.

Под спросом понимается готовность потребителя купить некоторое количество продукта по определенной цене в течение некоторого периода времени. Закон спроса: чем выше уровень цены на товар, тем меньшее его количество желает приобрести покупатель при прочих равных условиях.

Предложение выражает желание и способность производителей предлагать товар или услуги на рынке. ^ Закон предложения: чем больше цена товара, тем большее его количество производители желают предложить к продаже при прочих равных условиях.

В условиях рынка цены формируются не в результате их усреднения, а в процессе определенного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Теоретически среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, — договорной.

Цена, выше равновесной, стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. В результате на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продует, возрастет. Спрос превысит пред­ложение, образуется дефицит. В свою очередь, конку­ренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнет производителей к увеличению выпуска товара.

Снижению цены будет способствовать избыток то­вара, а росту цены — его дефицит. Такая ситуация бу­дет продолжаться до того момента, пока при опреде­ленной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадете количеством товара, которое производит ели го юны выпустить и про­дан, по этой же цене.

^ На рынке могут возникнуть следующие ситуации:

1) предложение растет, спрос сокращается. В дан­ном случае происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком «+»,«-» пли «О». Все зависит от количествен­ного соотношения изменений спроса и предложения;

2)предложение сокращается, спрос растет. В этой ситуации происходит повышение равновес­ной цены тоже за счет изменения и спроса и предло­жения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в первом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения;

3)предложение и спрос растут. В этом случае равновесная цена подвержена влиянию двух про­тивоположных тенденций роста предложения в направлении понижения цены и роста спроса и на­правлении повышения цены. При этом равновесная цена увеличивается;

4) предложение и спрос сокращаются. Данные из­менения не позволяют определенно сказать о воз­действии на равновесную цену. Если объемы со­кращения предложения превышают объемы сокращения спроса, то равновесная цена повыша­ется. В случае, если объемы сокращения предло­жения меньше сокращения спроса, равновесная цена уменьшается.
9.ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕФАКТОРЫ

Цена — это количество денет (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара. В рыночных условиях для производителя и покупателя именно цена является одним из основных ориентиров. В рыночной экономике уровень цены складывается под воздействием спроса и предложения,

На спрос оказывает влияние количество покупателей, их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы, ожидание покупателей и т .д.

На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержек производства, цен на ресурсы, налогов; число продавцов на рынке, уровень цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.

В рыночных условиях вся система факторов, ока­зывающих влияние на образование цены, объединя­ется в три группы:

1) базовые факторы. В их состав включаются раз­личные затраты производителей: внутрипроизводственные и внепроизводственные;

2) конъюнктурные факторы. Сюда входят факторы, являющиеся следствием изменчивости рынка и за­висящие от макроэкономических условий, потребительского спроса и т.п.;

3) регулирующие факторы; Влияние факторов дан­ной группы определяется степенью вмешательства государства в экономику.

Все факторы, оказывающие влияние на рыночные цены, объединяются в две группы: внутренние (зависят от производителя) и внешние (не зависят от предприятия),

^ Внутренние факторы:

1) эффективность рекламной деятельности, специ­фика, степень уникальности и уровень качества производимой продукции;

2) особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального процессов имеет более высокую себестоимость и, соответствен­но, цену; товары массового производства имеют от­носительно низкие издержки и менее высокую цену);

  1. рыночная стратегия и тактика производителя (ори­ентация на один или несколько рыночных сегментов);

  2. характер и специфика жизненного цикла продукции;

  3. гибкость и мобильность производственного процесса, длительность продвижения товара по це­почке между производителем и потребителем;

  4. имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынках.

^ Внешние факторы:

1) степень политической стабильности в стране, где производится товар;

2)наличие или отсутствие на рынке трудовых, мате­риальных или иных ресурсов;

3) характер и принципы государственной политики;

4)уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;

  1. масштабы и сегментация рынка;

  2. объем рынка и характеристики фактически существую­щего и перспективного покупательского спроса;

7) наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции,

Общее воздействие этих факторов приводит к установлению такого уровня цен, при котором достигает­ся и сохраняется сбалансированность экономической деятельности.

^ Факторы, способствующие снижению цен: рост производства технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, конкуренция, снижение налогом, расширение рыночных связей.

^ Факторы, вызывающие рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увели­чение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффектив­ность производства.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (560 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации