Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта - файл 1.doc


Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта
скачать (1216.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1217kb.14.12.2011 08:10скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта
Введение

Современный опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов рынка – предприятий. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции.

Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.

Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.

В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного бизнеса.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического продукта ООО «Сибирь-Алтай».

Задачи дипломной работы:

  • рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,

  • определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,

  • провести анализ конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» одним из методов,

  • на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности ООО «Сибирь-Алтай» и сделать расчет их экономической эффективности.

Объектом исследования является ООО «Сибирь-Алтай».

Предметом исследования – туристическая деятельность данной компании.

В соответствии с изложенными целями и задачами диплом состоит из трех разделов.

В первом разделе рассмотрено понятие конкуренции, ее концепция, дан обзор существующих теорий конкурентного преимущества. Здесь же рассмотрены основы исследования конкурентоспособности продукции.

Вторая глава диплома посвящена исследованию деятельности ООО «Сибирь-Алтай». В ходе исследования был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также составлен план исследования конкурентоспособности туристического продукта относительно приоритетных конкурентов.

В третьей главе проведено исследование результатов изучения конкурентоспособности продукции ООО «Сибирь-Алтай». В ходе исследования был реализован традиционный метод.

Кроме того, в третьей главе разработаны рекомендации по обеспечению конкурентоспособной продукции ООО «Сибирь-Алтай» и предоставлено их экономическое обоснование.
^ 1. Конкурентоспособность и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе

1.1 Концепция конкуренции

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией.

Чистая конкуренция возникает тогда, когда многочисленные продавцы и покупатели, занимающиеся куплей-продажей гомогенного (идентичного) продукта. Примером такого рынка является рынок финансов, сельского хозяйства. При этом продавцы и покупатели в одиночку не в состоянии влиять на цену. Последняя устанавливается через взаимодействие спроса и предложения.

Совершенная конкуренция – это чистая конкуренция с двумя дополнительными характеристиками:

  1. Совершенная мобильность ресурсов внутри рынка и отсутствия барьеров для ресурсов на вход/выход из этого рынка.

  2. Обладание как продавцами, так и покупателями совершенного знания о рынке.

  3. В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации.

Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники – сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией. Состязание также не является конкуренцией, если в ней выигрывает меньшинство, а проигрывают многие. В этом случае результатом является монополия, препятствующая эффективной конкуренции. Неурегулированная монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виде ее социальные последствия.

Суть конкуренции выражают единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции. Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать 5 конкурентными силами (рис. 1).

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием «барьера входа в отрасль», высоту которого определяют следующими факторами:

1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обуславливает при равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки.

Рисунок 1 - Концепция конкуренции



2. Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей.

3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль.

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется формировать.

5. Доступом к системе товародвижения. Традиционные производители могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

6. Доступом к отраслевой системе снабжения.

7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта.

8. Возможными ответными действиями предприятия отрасли (отказ в продаже патента и т. д.).

Что касается угрозы замены данного продукта новыми, то имеется в виду производство продуктов, удовлетворяющих ту потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цены продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, предрасположенность потребителя к замене продуктов.

Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если поставщики диктуют свои условия предприятиям, то последние находятся в менее выигрышной позиции.

Сила позиции покупателей определяется следующими факторами:

  • возможностью переключиться на использование других продуктов,

  • затратами, связанными с этим переключением,

  • объемом закупаемых продуктов.

Конкурентная борьба в отрасли между предприятиями реализуется через рыночные конкурентные стратегии, которые приносят тот или иной успех в виде желаемого превосходства над соперниками. Во многих случаях стратегия имеет ценовой и неценовой характер или представляет собой смесь отмеченных факторов.

Обычно стратегии строятся на факторах:

-цена,

-новый/улучшенный продукт,

-расширенный ассортимент,

-технические новшества,

-применение менее дорогостоящих методов производства,

-сервис, гарантии, стимулирование и т. д.

В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций трудоемкая задача. Поэтому круг организаций-конкурентов сужают до круга приоритетных конкурентов. Приоритетными конкурентами для лидера являются лидеры и часть сильных претендентов. Для претендентов – претенденты и некоторые лидеры. Интересы последних больше на с кем не пересекаются, поскольку находятся в разных «весовых категориях».

Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Определение приоритетных конкурентов также можно произвести через опросы потребителей.

М.Е. Портер предлагает конкретизацию приоритетных конкурентов через объединение их в стратегические группы. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентной активности и позиции на рынке. Схожесть должна быть в ассортименте, типах каналов распространения, сервисе, ценах, качестве, типе покупателя.

Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов проводят в следующих направлениях:

  • исследование конкурентоспособности продуктов;

  • исследование конкурентоспособности маркетинговой деятельности;

  • изучение конкурентоспособности фирмы в целом.


1.2 Основные аспекты теории конкурентного преимущества

Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

В общем виде, конкурентоспособность – это сравнительное преимущество.

Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII – XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

Дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

Новые тенденции в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия потребовали пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны в девяностые годы были исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного преимущества.

Портер пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей силы, практика управления, государственная политика и т. д., взятые в отдельности не позволяют достаточно убедительно ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является иммонентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

Конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.

В конечном счете более конкурентоспособным товаром является тот, который дает преимущества при решении последним своих проблем.

Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.

Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара.

Оценка степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:

  • выбор базовых товаров сравнения,

  • выбор критериев сравнения.

Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара:

  • снижение издержек,

  • дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).

Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

Выбор стратегии зависит от факторов:

  • структуры стратегического потенциала фирмы,

  • особенности отрасли.

Как уже было сказано, конкурентоспособность не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым проводить анализ среды. Портер выделил следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 2) и назвал их «детерминанты ромба».

Рисунок 2 - Детерминанты «стратегического ромба»





Параметры факторов в преломлении к конкурентоспособности товара представляют собой материальные и нематериальные условия производства товаров, обеспечивающих те или иные свойства продукта.

Стратегии фирм-конкурентов, свойства их товаров представляют собой пятую конкурентную силу, рассмотренную в п. 1.1.

Параметры спроса характеризуются требовательностью покупателей к качеству, эластичностью спроса по цене, уровнем доходов, величиной спроса и т. д.

Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают фирму необходимыми материальными, полуфабрикатами, товарами-субститутами, НИОКР.

Детерминанты конкурентного преимущества оказывают друг на друга взаимное влияние.

Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
1.3 Оценка конкурентных преимуществ

Изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности фирмы в целом.

Оценку конкурентоспособности продукции проводят по схеме, представленной в Приложении 5.

Прежде чем приступить к расчету количественного значения показателя конкурентоспособности по алгоритму, представленному на рисунке 3, необходимо провести ряд дополнительных исследований.

На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного продукта.

На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности.

На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента.

Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

После этого приступают к оценке показателя конкурентоспособности. Оценить последний можно несколькими методами:

  • методом расчетных единичных и групповых показателей,

  • методом с использованием функции желательности,

  • методом многокритериальной оптимизации.

В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности.

На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент (туристический продукт), либо некоторый абстрактный эталон.

На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии (показатели).

Значение критерия у базисной модели обозначим Рб, а у сравниваемого образца – Р.

На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = Р / Рб (1.1)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:
(1.2)
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.

На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)

(1.3)







где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.

На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ (1.4)
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества выше уровня затрат и продукт является конкурентным, если К менее 1 – неконкурентным на данном рынке.

Данный метод имеет ряд недостатков:

во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1,

не учитывается то, что для некоторых критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых конкурентоспособность стремится к нулю,

при сравнении нескольких продуктов необходимо проведение для каждой пары в отдельности,

сложно устанавливать весовые значения аij,

невозможно установить степень влияния на конкурентоспособность продукта факторов, не поддающихся количественной оценке,

данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.

Второй метод, основанный на использовании функции желательности более трудоемок в математических расчетах. Суть его сводится к тому, что определяются параметры сравниваемых объектов в интервале от 0 до 1. Затем для сравнения параметров различной размерности рассчитывают приведенные значения параметров аппроксимирующей функции. Далее рассчитывают значение функции желательности по всему изделию (по всем параметрам), используя геометрическую среднюю. Сравнивая значение функции желательности, полученное вышеуказанным способом определяют продукт, обладающее наилучшей совокупностью потребительских свойств.

Данный метод имеет следующие недостатки:

  • при расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции,

  • для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции.

  • дает несколько искаженный характер.

Третий метод - метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков является наилучшим.

Решают такую задачу одним из способов математического программирования.

Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.

При выборе образца конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.

Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество – цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. Оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене.

  2. Все исследуемые продукты наносят на поле матрицы качество – цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты объем реализации (диаметр окружности).

Для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.

Подобная оценка проводится для всех важнейших рынков.

По степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.

Исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая, корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевый продукции.

В заключение следует отметить, что до сих пор речь шла о ведении конкурентной борьбы в рамках закона и этических норм. Однако существует и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относят: демпинг, установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности, злоупотребление господствующим положением на рынке, установление дискриминационных цен или коммерческих условий, установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, распространение ложной информации и реклама, заимствование товарных знаков, копирование продуктов конкурентов.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается соответствующими законодательными актами по борьбе с подзаконной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за деятельность монополий, а также гражданским, уголовным кодексом.
^ 2. Анализ деятельности ООО "СИБИРЬ-АЛТАЙ"

2.1 Характеристика ООО "Сибирь-Алтай"

ООО "Сибирь-Алтай" – является крупной фирмой на рынке туристических услуг. На рынке компания работает с августа 1992 года.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Алтай".

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО "Сибирь-Алтай".

Фирма находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5; ул. Фабричная, 8.

Сертификат соответствия действителен до 17.09.2006г. Выдан органом по сертификации продукции и услуг Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации на основании акта оценки соответствия услуг, оказываемых ООО "Сибирь-Алтай" № 1898 от 17.09.2003г. и протокола сертификационной проверки результата услуги №1898 от 17.09.2003г.

На данный момент организация занимается следующими видами деятельности:

  • туроператорская деятельность (60%);

  • гостиничный бизнес (20%);

  • лечебно-оздоровительная деятельность (20%).

Компания сотрудничает со следующими туристическими фирмами: «Кругозор» (г. Москва), «Интерс» (г. Москва), «Натали-турс» (г. Москва), «Зевс» (г. Москва), «Фаворит» (г. Москва), «Миг-вояж» (г. Москва), «Авиакомпания Сибирь» (г. Новосибирск), «Белокуриха-С» (r. Новосибирск), «Центральное бюро путешествий» (г. Новосибирск), «Интурист» (г. Новосибирск), «Росконтракт» (г. Иркутск).

Основное направление работы ООО "Сибирь-Алтай" – туризм: внутренний, въездной и выездной.

Доходы от различных видов туристической деятельности распределяются примерно одинаково.

В первую очередь предлагается самый различный отдых на Алтае (активный, оздоровительный, ознакомительный и другой). Это и отдых на собственной базе на Телецком озере, это и самые различные маршруты по всему Горному Алтаю: начиная от простейших (ознакомительных) до сложных (восхождение на Белуху), от пеших и конных маршрутов до экстремального рафтинга.

Также предлагается отдых за рубежом. Отправиться и провести культурный и познавательный, оздоровительный и увлекательный отдых можно во всех странах мира. Выбор за клиентом: КНР, Корея, Египет, Турция, Италия, Испания, Кипр. А также можно отправиться в страны «Шенгенского соглашения».

Одним из направлений работы является приём иностранных граждан на территории РФ, как на безвизовой основе, в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Китаем, так и по визам. Компания имеет аккредитацию в МИДе РФ и имеет свой референс, который дает право приглашать иностранных граждан по туристическим приглашениям.

Также компания очень тесно работает по Сочи, с Сочинским Курортным Объединением, Анапой.

Предлагается также и учёба за рубежом. Сотрудники фирмы оказывают помощь в оформлении загранпаспортов, оформлении виз, билетов на все виды транспорта по всем направлениям.

За одиннадцать лет работы фирмы сформировалась широкая база внеоборотных активов: это и нематериальные активы, и основные средства.

Основные средства фирмы представлены следующими группами:

здания и сооружения (дом отдыха на Телецком озере, бани-сауны в Новосибирске);

машины, оборудование, транспорт (фирма имеет в своем распоряжении пять междугородних автобусов, два комфортабельные лайнера).

В настоящее время организация ведет строительство еще одной базы "Кучерла" на Кучерлинском озере (район горы Белухи). Строительство фирма ведет частично собственными силами, частично – по договору подряда с одной из строительных компаний Новосибирска. На базе будут выстроены два двухэтажных жилых корпуса, столовая и баня-сауна. Также планируется строительство конюшен.

Персонал организации состоит из 7 человек профессионалов в туризме, имеющих большой опыт работы: генеральный директор, главный бухгалтер, менеджер по выездному туризму, помощник менеджера по выездному туризму, менеджер по внутреннему туризму, менеджер — переводчик (корейский отдел).

В таблице 1. представлено штатное расписание ООО "Сибирь-Алтай", а на рис.1. – его организационная структура.

Таблица 2.1

Штатное расписание ООО "Сибирь-Алтай"


№ п/п

Наименование должности

Должностные оклады

Кол-во штатных единиц

Годовой фонд зарплаты

1.

Генеральный директор

25 000

1

300000

2.

Директор по внутреннему туризму

20 000

1

240000

3.

Директор по выездному туризму

20 000

1

240000

4.

Директор по лечебно-оздоровительной работе

20 000

1

240000

5.

Главный бухгалтер

20 000

1

240000

6.

Бухгалтер

8 000

4

384000

7.

Менеджер по продажам

10 000

15

1800000

8.

Менеджер по рекламе

10 000

5

600000

9.

Переводчик

10 000

2

240000

10.

Повар

5 500

10

660000

11.

Строительные рабочие

6 000

15

1080000

12.

Гид

7 500

10

900000

13.

Водитель

9 000

10

1080000

14.

Конюх

5 000

10

600000

15.

Сторож

3 500

2

84000

16.

Уборщики помещений

3 500

15

630000

17.

Прачечные работники

4 000

10

480000

18.

Кухонные работники

3 000

10

360000

19.

Рабочие без специальности

3 000

10

360000




Всего

-

133

10518000


Рисунок 4 - Организационная структура ООО "Сибирь-Алтай"

Таким образом, видим, что организационная структура относится к дивизиональным, при этом разделение идет по виду деятельности и географическому признаку.

Директору по внутреннему туризму подчиняется отдел по внутреннему туризму (по городам России) и две алтайские базы отдыха (действующая – "Телецкое озеро" и строящаяся "Кучерла").

Директору по выездному туризму соответственно подчиняется отдел по выездному туризму, который занимается операторской деятельностью на международном уровне.

Отдел по лечебно-оздоровительной деятельности, который находится в подчинении директора по лечебно-оздоровительной работе, занимается управлением работой оздоровительных учреждений ООО "Сибирь-Алтай", находящихся в Новосибирске.

Главный бухгалтер:

  • производит выплату заработной платы;

  • производит начисления;

  • составляет отчет по финансовой деятельности;

  • обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности;

  • мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.

Менеджеры по выездному туризму занимается анализом потребительского спроса и приемом групп иностранных туристов.

Помощники менеджера по выездному туризму предоставляют всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами — сотрудниками, занимается оформлением загранпаспортов, виз и покупкой билетов.

Менеджеры по внутреннему туризму занимается анализом потребительского спроса, а также приемом и отправкой групп туристов, предоставляет всю необходимую информацию клиентам, отвечает на телефонные звонки, поддерживает связь с фирмами — сотрудниками, занимается оформлением путевок и покупкой билетов.

Географическая специализация осуществляется по трем направлениям:

  • Алтай;

  • города России;

  • международная туроператорская деятельность.

Основными методами и способами распространения информации о предложениях фирмы клиентам является реклама в СМИ: на телевидении, в газетах, в журналах, на выставках, с помощью полиграфии с рекламой фирмы.

Также очень важную роль играет то, как сотрудники фирмы предоставляют информацию об услугах по телефону и непосредственно в беседе. Многое зависит от доброжелательности и приветливости персонала, что присутствует в ООО "Сибирь-Алтай".

Распространению рекламы способствует мнение клиента, уже воспользовавшегося услугами фирмы. Если клиент остался доволен, то, наверняка, он придет ещё раз и расскажет своё мнение друзьям и знакомым.

ДОХОДЫ фирмы составляют:

  • прибыль от проданного туристического продукта;

  • прибыль от помощи в оформлении виз;

  • прибыль от покупки билетов;

  • прибыль от приёма иностранных граждан;

  • прибыль от предоставлении гостиничных номеров в домах отдыха;

  • прибыль от лечебно-оздоровительной деятельности.

РАСХОДЫ фирмы составляют:

  • аренда офисов;

  • расходы на пополнение МТБ;

  • оплата телефона, электроэнергии;

  • оплата Интернет-услуг;

  • выплата заработной платы работникам;

  • расходы на рекламу;

  • расходы на содержание автопарка;

  • затраты на строительство.


2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 квартальной бухгалтерской отчетности (приложение ф. №2).

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

-анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

-факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (в нашем случае в качестве продукции выступает туристический продукт и услуги по лечебному оздоровлению);

-анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;

-анализ и оценка использования чистой прибыли;

-анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли;

-анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов продаж и затрат.

Формирование и распределение финансовых результатов деятельности предприятия

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения пробоем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия- это балансовая прибыль (убыток) отчетного периода.

Пб.=Пр.  Пф.  Пвн.,

где Пб- балансовая прибыль или убыток;

Пр- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Пф- результат от финансовой деятельности;

Пвн- сальдо от внереализационных операций.

Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом:

Пр.= Вр – Спр – С пер.,

где Вр- выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных ценах без НДС;

Спр- себестоимость реализованной продукции;

С пер- расходы периода (коммерческие и управленческие).

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов служит принятая для всех предприятий единая модель хозяйственного механизма. Модель формирования и распределения финансовых результатов содержит ряд итераций и расчетов (см. приложение 2).

Таблица 2.2.1


Наименование показателя

Код стр.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1. Валовой доход от реализации продукции (с.010-с.020)




222117,2

2 99090,4

285988,3

208424,5

2. Прибыль от реализации продукции (п.1-с.030+с.040)

050

186082,8

231259,3

187766,9

189350,9

3. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (с.(050+060-070+080+090-100))

110

125060,6

131247,0

81938,7

114231,5

4. Определение общей балансовой прибыли (п.3-с.130)

140

122683,7

123209,4

81938,7

106597,0

5. Определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой) (п.4-НП)




84651,8

85014,5

57357,1

73363,7


Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли

Для оценки и динамики уровня показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из ф.№2. В ней представлен горизонтальный и вертикальный анализ отчета о финансовых результатах.

Таблица 2.2.2

Анализ финансовых результатов за 2002 г.


Наименование показателя

Код стр.

За 4 кв.

За 1 кв.

Отклонение

Удельный вес, %

Откл. уд.веса,%

абсолют.

%

о.п.

п.п.

Выручка(нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналог. обяз. платежей)

010

4229069,3

2566417,1

1662652,2

164,8%

100,00%

100,00%




Себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг

020

3943081,0

2344299,9

1598781,1

168,2%

93,24%

91,35%

1,89%

Коммерческие расходы

030

98221,4

36034,4

62187,0

272,6%

2,32%

1,40%

0,92%

Управленческие расходы

040

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Прибыль (убытки) от реализации (стр.( 010-020-030-040))

050

187766,9

186082,8

1684,1

100,9%

4,44%

7,25%

-2,81%

Проценты к получению

060

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Проценты к уплате

070

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Доходы от участия в других организациях

080

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Прочие операционные доходы

090

0

0

0

0,0%

0,00%

0,00%

0,00%

Прочие операционные расходы

100

105828,2

61022,2

44806,0

173,4%

2,50%

2,38%

0,12%

Прибыль (убыток) от финансово-хоз. деятельности (стр.( 050 + 060-070+080+090-100))

110

81938,7

125060,6

-43121,9

65,5%

1,94%

4,87%

-2,94%

Прочие внереализационные доходы

120

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Прочие внереализационные расходы

130

0

2376,9

-2376,9

0,0%

0,00%

0,09%

-0,09%

Прибыль (убыток) отчетного периода (стр. (110+120-130))

140

81938,7

122683,7

-40745,0

66,8%

1,94%

4,78%

-2,84%

Налог на прибыль

150

24581,6

38031,9

-13450,3

64,6%

0,58%

1,48%

-0,90%

Отвлеченные средства

160

0

0

0




0,00%

0,00%

0,00%

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (стр. (140-150-160))

170

57357,1

84651,8

-27294,7

67,8%

1,36%

3,30%

-1,94%


Из данных таблицы следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду (начало года) уменьшилась на 13,1% (за счет роста операционных расходов и прочих внереализационных расходов, а также за счет роста себестоимости туристического продукта), что привело также к соответствующему уменьшению прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

В динамике организационного развития можно отметить следующие изменения:

- прибыль от реализации растет медленнее чем себестоимость и выручка от реализации туристического продукта. Это связано со значительным ростом себестоимости туров;

- себестоимость реализованного туристического продукта растет быстрее чем выручка. Это связано с заменой технической и транспортной базы.

Факторный анализ финансовых результатов

Обобщенное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода представлено в таб.2.2.3.

Таблица 2.2.3

Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода


Наименование показателя

Руб.

Выводы


1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг

15476,6

Увеличение прибыли

2. Изменение цен на реализованную продукцию и услуги

1149,9

Увеличение прибыли

3. Себестоимость реализации туристического продукта, работ, услуг

-800,3

Уменьшение прибыли

4. Коммерческие расходы

-362,2

Уменьшение прибыли

5. Управленческие расходы

0

Не изменилось прибыли

Влияние на прибыль от реализации

15464,1

Увеличение прибыли

6. Проценты к получению

0

Не изменилось прибыли

7. Проценты к уплате

0

Не изменилось прибыли

8. Доходы от участия в других организациях

0

Не изменилось прибыли

9. Прочие операционные доходы

0

Не изменилось прибыли

10. Прочие операционные расходы

-44806,0

Уменьшение прибыли

11. Прочие внереализационные доходы

0

Не изменилось прибыли

12. Прочие внереализационные расходы

2376,9

Увеличение прибыли

Влияние на прибыль отчетного периода

-26965,0

Уменьшение прибыли


Факторы, наиболее повлиявшие на уменьшение прибыли:

Себестоимость реализации туристического продукта, работ, услуг;

Коммерческие расходы;

Прочие операционные расходы;

На увеличение прибыли оказали влияние следующие факторы:

рост цен и выручки на путевки и услуги по лечебному оздоровлению;

прочие внереализационные расходы.
Методика проведения факторного анализа:

Расчет влияния фактора «Выручка от реализации».

В=В1-В; В=В1 / Iц,

где В- изменение выручки от реализации;

В- выручка от реализации в сопоставимых ценах;

В1- выручка от реализации в отчетном периоде;

Iц- индекс цен.

В=В1/ Iц= 42 290 693 / 1,6 = 26 431 683 руб.

В= 42 290 693 – 26 431 683 = 15 859 010 руб.

Таким образом, влияние на сумму прибыли от реализации (П) изменение выручки от реализации (исключая влияние изменения цены):

П=[В1-В0-(В1-В1/1,6)*7,25] / 100,

где 7,25- удельный вес в процентах (см. таб.2.2.2.);

В0- выручка от реализации в базисном периоде.

П= [42 290 693 – 25 664 171-(42 290 693- 42 290 693/1,6)*7,25] / 100 = 154 766 руб.

Расчет влияния фактора «Цена»:

П=(В1-В1/Iц)*RП0/100,

П= (42 290 693 – 42 290 693 / 1,6 )* 7,25 / 100 = 11 499 руб.

Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» (С):

П= -В1*1,89%/ 100,

где 1,89%- отклонение удельного веса (см. таб.2.2.2.).

П = -42 290 693 * 1,89 / 100 = -8 003 руб.

Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы» (КР):

П= -С/С1 * 0,92 % /100,

где 0,92%- отклонение удельного веса (см. таб.2.2.2.);

П = -39 430 810* 0,92% /100 = - 3 622 руб.

Расчет влияния фактора «Управленческие расходы» (УР):

П= В1*(УУР1-УУР2) / 100,

где УУР1 (2) – уровень управленческих расходов в отчетном (базисном периоде).

УУР- не учитывается, следовательно, П (УР) нет.

Анализ движения денежных средств

Движение денежных средств может быть связано с различными сторонами деятельности предприятия, поэтому в форме №4 поступления и расходы денежных средств представлены в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Анализ движения денежных средств проводится двумя методами: прямым и косвенным. При прямом методе рассчитывают относительные показатели структуры притока и оттока денежных средств по видам деятельности (таб.2.2.4).

Таблица 2.2.4

Анализ отчета о движении денежных средств прямым методом


Наименование показателя

Код стр.

Сумма

Уд. вес, %

1. Остаток ден. средств на нач.года

010

16 978

-

2. Поступило ден. средств - всего

020

5333142,6

2 319,11

в том числе:










выручка от реализации товаров,продукции, работ и услуг

030

4151003,8

77,83

выручка от реализации основных средств и иного имущ-ва

040

0

-

авансы,получ. от покупателей (заказчиковов)

050

297310,6

-

бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование

060

0

-

безвозмездно

070

0

-

кредиты, займы

080

38000,0

12,78

дивиденды,%по фин. вложениям

090

0

-

из банка в кассу организации

100

0

-

прочие поступления

110

846828,2

2 228,50

3. Направлено ден. средств - всего

120

5292549,1

60 971,70

в том числе:










на оплату приобретенных товаров, оплату работ, услуг

130

2584869,6

48,84

на оплату труда

140

309043,8

-

отчисления на соц. нужды

150

135404,1

5,24

на выдачу подотчетных сумм

160

891263,0

288,39

на выдачу авансов

170

0

-

на оплату долевого участия в строит-ве

180

0

-

на оплату машин, оборуд-я и трансп. средств

190

0

-

финансовые вложения

200

1900,0

-

на выплату дивидендов,%

210

0

-

расчеты с бюджетом

220

845211,5

44 484,82

на оплату % по получ. кредитам, займам

230

3231,0

-

сдача в банк из кассы организации

240

0

-

прочие выплаты , перечисления и т.п.

250

521626,1

16 144,42

4. Остаток ден. сред-в на конец отч. периода

260

422 913

-


Основные поступления денежных средств составили:

-выручка от реализации продукции (работ, услуг)- 4151003,8 руб.

-авансы, полученные от клиентов - 297310,6 руб.

-кредиты- 38000,0 руб.

-прочие поступления- 846828,2 руб.

Направлено денежных средств:

-на оплату приобретенных материальных ценностей и услуг поставщиков - 2584869,6 руб.

-подотчетные суммы- 891263,0 руб.

-расчеты с бюджетом- 845211,5 руб.

Для финансовой стабильности необходимо превышение притока денежных средств над их оттоком. Остаток денежных средств на конец отчетного периода составил 422913 руб.

Главным недостатком прямого метода анализа денежных средств является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия. При косвенном методе (таб.2.2.5.) финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денежных средств за период. Скорректированный поток денежных средств показывает: есть ли расхождения величины полученных средств и наличием денежных средств у организации.

Таблица 2.2.5

Движение денежных средств, рассчитанное косвенным методом


Показатели

Сумма, руб.

Изменение объема НЗП

216

Износ основных средств

-1237181

Изменение расходов будущих периодов

-3171

Изменение авансов выданных

0

Изменение дебиторской задолж-ти

6852230

Изменение задолженности поставщикам

1366132

Изменение по авансам полученным

80526

Краткосроч. финансовые вложения

5109

Использование фонда потребления

0

Изменение производ. запасов(МБП, НДС)

149451

Изменение кредиторской задолженности

6870648

Долгосрочные финансовые вложения

-18300

Изменение краткосроч. задолж-ти по кредитам и займам

0

Прибыль за вычетом налогов и обязательных платежей

-11650,8

Изменение в состоянии денеж.средств

13976558


2.3 Анализ финансового состояния организации

Финансовое состояние организации свидетельствует о наличии финансовых ресурсов для оперативной деятельности, об успешности ее бизнеса, оно интересует собственников организации, потенциальных инвесторов, ее партнеров по бизнесу. На основе анализа финансового положения организации делают вывод о возможности предоставления ей займа, приобретения имущества, купли-продажи ее акций. Ухудшение финансового положения- неспособность отвечать имуществом по принятым на себя обязательствам, - может привести организацию к банкротству.

Этапы анализа финансового положения:

  1. Аудиторская проверка правильности баланса и всех приложений к нему.

  2. Изучение учетной политики и проверка изменений по сравнению с отраслевой учетной политикой и с политикой этой же организации в предыдущие годы.

  3. Изучение финансовых отчетов (балансов) по основным статьям. Сравнивают значения на начало и на конец года- проводится так называемый горизонтальный (постатейный) анализ.

  4. Анализ финансового состояния на основе системы коэффициентов- вертикальный (структурный) анализ.

Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния- определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Структурный анализ активов и пассивов предприятия

Цель структурного анализа- изучение структуры и динамики средств предприятия и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния .

Структурному анализу предшествует общая оценка динамики активов организации, получаемая путем сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста пассивов (см. приложение 3 Предварительный анализ отчетности).

Активы организации состоят из внеоборотных и оборотных активов (см. приложение 4 Сопоставление структурных изменений в активе и пассиве баланса).

Таблица 2.3.1

Анализ движения активов и пассивов


Показатели

на н.п.

на к.п.

Активы

17263226

24197848

Внеоборотные активы стр.190

10624700

10716400

Запасы и затраты стр.210

2488337

2637788

Деб.зад.+Кратк.фин.вл. (230...270)

4150189

10843660

Пассивы

3908166

10778814

Обязат-ва в части целевого фи-нансирования и поступления стр.460

0

0

Долгоср. обяз-ва банкам стр.590

0

0

Краткосроч пассивы (610+620+630+660+670)

3908166

10778814

Показатель чистых активов

13355060

13419034


Состав и размещение имущества предприятия в стоимостном выражении и источников его образования на отчетную дату характеризуют имущественное и финансовое состояние предприятия.

Оценка имущественного положения предприятия и капитала, вложенного в имущество предприятия

Сравнительный аналитический баланс представлен в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Оборотные средства


1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

2730360

2702634

2174163

2065432
  1   2   3   4



Скачать файл (1216.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации