Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Социально-экономическое положение, проблемы и перспективы новых индустриальных и слаборазвитых стран - файл 1.doc


Загрузка...
Реферат - Социально-экономическое положение, проблемы и перспективы новых индустриальных и слаборазвитых стран
скачать (564.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc565kb.09.12.2011 05:46скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Социально-экономическое положение, проблемы и перспективы новых индустриальных и слаборазвитых стран
Выполнила:

Студентка 294 группы

Полынова Ксения Александровна
Новосибирск 2011



Содержание:


Введение …………………………………………………………..…...2

Глава I. Слаборазвитые страны


  1. Сущность, причины и последствия отсталости …………...4




  1. Основное положение, проблемы социально-экономического развития слаборазвитых стран. ……………………………...8




  1. Финансовые доноры слаборазвитых стран ………………..11




  1. Внутренние проблемы слаборазвитых стран... ……………13




  1. Перспективы развития слаборазвитых стран с учётом современного состояния мира ……………………………...14



Глава II. Новые индустриальные страны


    1. Определение, основные черты, модели новых индустриальных стран ………………………………………20




    1. Становление и экономический рост новых индустриальных стран ………………………………………………………….21




    1. Перспективы развития новых индустриальных стран с учётом современного состояния мира ……………………..26



Заключение ………………………………………………………….. 32
Источники …………………………………………………………… 37
Введение

Актуальность темы «Социально-экономическое положение, проблемы и перспективы новых индустриальных и слаборазвитых стран» обоснована тем, что одной из отличительных черт современной эпохи является возросшая роль в мировой экономике государств, в недавнем прошлом составляющих колониальную систему империализма.

За последнее десятилетие в новых индустриальных странах произошёл «взрыв» в экономике. Новые индустриальные страны из развивающихся стран превратились в экономически развитые и уже можно с уверенностью говорить о том, что эти страны могут соперничать за право лидерства на мировом рынке. Валовой внутренний доход, исходя из расчёта на душу населения, составляет около 15000$, а его ежегодный прирост стабилизировался и установился на уровне 7%.

Таким образом, можно сделать вывод, что быстрое развитие экономики новых индустриальных стран беспокоит многие развитые страны, и вопрос о высоком экономическом развитии этих стран является актуальным на сегодняшний день.

Понятие «развивающиеся страны» стало использоваться относительно недавно, в последнее десятилетие. Раннее эти страны назвали «экономически отставшие», «слаборазвитые».

Современный облик развивающихся стран несёт в себе глубокий отпечаток их колониального прошлого. Полученная в наследство от колониализма аграрно-сырьевая специализация освободившихся государств в международном капиталистическом разделении труда и сегодня серьёзно осложняет их экономическое развитие.

Группа развивающихся стран сегодня объединяет 140 государств Азии, Африки, Латинской Америки, где проживает около 3,2 млрд. человек. ВВП составляет около 35% мирового объёма. Рост ВВП по оценкам на 2002 год составил около 5,5%.

Цель данной работы – рассказать о социально-экономическом положении новых индустриальных и слаборазвитых стран.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Разобрать сущность, причины и последствия отсталости развивающихся/слаборазвитых стран;

  • Рассмотреть социальную и экономическую картины слаборазвитых стран;

  • Выделить наиболее острые проблемы в экономической и социальной структурах слаборазвитых стран;

  • Рассмотреть перспективы развития слаборазвитых стран;

  • Рассмотреть экономический рост новых индустриальных стран;

  • Выделить наиболее «привлекательные» страны в группе новых индустриальных стран по их экономическим показателям;

  • Рассмотреть перспективы развития новых индустриальных стран;

  • Сделать выводы по полученным данным.


Глава I. Слаборазвитые страны
1. Сущность, причины и последствия отсталости


К слаборазвитым странам обычно относят те государства, которые имеют низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантий прав человека для своих граждан. Однако нет единственного и общепринятого определения этого термина, и уровень развития так называемых «развивающихся стран» может широко варьироваться.

Согласно Статистическому отделу ООН, нет установленных правил для определения «развитых» и «развивающихся» стран или регионов в системе ООН.1

Следует отметить, что в настоящей главе в центр внимания ставится определение «слаборазвитая страна», а также причины отставания в экономическом и социальном плане не только слаборазвитых стран, а стран, которые отличаются от развитых стран, т.е. причины социально-экономического развития развивающихся стран. В следующей главе речь пойдёт о слаборазвитых странах (странах, выделенных на рисунке).
Отсталость страны (социально-экономическая отсталость) означает, что эта страна находится на более низком уровне социально-экономического развития по сравнению с другими, развитыми странами. Такие показатели уровня развития, как производство ВВП/ВНД на душу населения, отраслевая структура ВВП и индекс человеческого развития в развивающихся странах намного ниже, чем в развитых странах.

Главной причиной можно считать в том, что изначально переход рыночной экономике, а затем переход к новой рыночной экономике (современной) начался в этих странах намного позже, чем в развитых странах.

Соседство с развитыми странами показывает развивающим странам огромный разрыв в уровне развития и толкает эти страны на путь догоняющего развития. Следует заметить, что при догоняющем уровне развития модернизация экономики происходит в большей части под влиянием внешних факторов, чем факторов внутреннего характера этих стран. Это объясняется тем, что из развитых стран в развивающиеся поступает основная масса знаний, значительная часть капитала и предпринимательского опыта. из этого следует такое понятие как феномен зависимого развития – такого развития национальной экономики, ход которого зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Наиболее ярко этот феномен виден в бывших колониях, многие из которых до сих пор зависят от бывших метрополий.

В результате модернизации в экономике развивающихся стран обычно соседствуют два сектора – современный и традиционный. Современный сектор представлен капиталистическими предприятиями (обществами или товариществами, индивидуальными или фермерскими хозяйствами), а традиционный – докапиталистическими (общинными или помещичьими хозяйствами). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растёт, доля второго сектора уменьшается. Сосуществование в экономике таких крупных и разных по природе секторов, каждый из которых в свою очередь состоит из более мелких секторов, называется многоукладностью.

Важность проблемы накопления была сформирована ещё Ростоу в теории стадий экономического роста, где было приковано внимание на то, что на третьей стадии (стадия активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Однако это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии.

Из табл.1 видно, что ряду регионов развивающегося мира удалось добиться высокой нормы валового сбережения (например, в Азии она превысила 30%), что произошло в основном из-за повышения мировых цен на их экспорт (Ближний и Средний Восток), форсирования этими странами физических объёмов экспорта товаров (Юго-Восточная Азия), кредитной экспансии (особенно это характерно для Китая, относящийся к развивающимся странам по международной статистике).

Таблица 1. Норма валового сбережения в мире, % к ВВП




1981-1988 гг.

1994-2001 гг.

2005 г.

2008-2011 гг.

^ Развитые страны

В том числе:
США

21,9
18,4

23,3
17,6

19,4
13,6

20,2
15,0

ЕС

20,7

21,0

20,9

22,0

Япония

31,8

30,2

26,8

26,8

Новые индустриальные азиатские экономики

34,5

33,3

31,8

31,3

^ Остальные страны

В том числе:
ЦВЕ

22,5


26,3
20,2

30,3
18,8

30,8
21,6

СНГ




24,3

18,8

21,6

Азия (кроме Среднего Востока)

25,4

31,8

38,2

40,4

Средний Восток

18,8

23,0

39,7

34,4

Латинская Америка

18,9

18,1

21,8

20,8

Африка

18,2

17,1

23,4

24,4

Источник: World Economic Outlook. IMF. May 2000. P. 272 – 273; October 2004 P. 269 – 273; April 2006. P. 247 – 250.

Наряду с этими проблемами развивающиеся страны столкнулись с серьёзными проблемами социального характера. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы.

Социальная инфраструктура в большинстве развивающихся стран слаба и отстала, прежде всего, из-за недостатка средств на неё в бюджетах государства и граждан. Здесь играет тот факт, что у этих стран не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения. В результате в развивающихся государствах велика неграмотность (11% неграмотных в Бразилии в возрасте 16 лет, Нигерии – 33%, Индии – 39%), низкая ожидаемая продолжительность жизни (46 лет в Африке южнее Сахары протии 78 лет в странах с высоким уровнем доходов в 2003 г.).

Безработица в развивающихся странах распространена шире, чем во всём остальном мире, если учитывать скрытую безработицу. В этих странах наблюдается огромное число людей, живущих в сельских местностях, где часто наблюдается никем не регистрируемый избыток рабочих рук. Безработица сильно колеблется по регионам. В 2000 – 2002 гг. зарегистрированная безработица составляла около 9% в латинской Америке и 4% в Восточной и Юго-Восточной Азии. В это же самое время безработица достигала около 30% на севере и юге Африки (Алжир, ЮАР).

Большие темпы роста населения в сельской местности, что за собой влекло так называемое аграрное перенаселение, толкают население к переезду в города, где есть больше шансов найти работу или к эмиграции в другие страны.

^ 2. Основное положение, проблемы социально-экономического развития слаборазвитых стран

В данной главе большое внимание уделяется странам с сильным отставанием в социально-экономическом развитии, а именно – слаборазвитым странам. Речь идёт о странах Центральной Африки.

Сегодня большинство социально-экономических и политических прогнозов, которые касаются воздействия разразившегося не так давно мирового кризиса на Африку (как впрочем, и на все другие страны мира), имеют особый характер.

Утверждается, что кризис – это рукотворный процесс, цель которого изменить существующий баланс сил, откорректировать сложившееся связи и взаимозависимости, избавиться от ненужных балластов. Другое определение кризиса – неизбежное материальное проявление завершающей фазы общего кризиса капитализма.

Принимая во внимание сказанное выше, в данной главе речь будет идти о положении и оценках учёных, касающихся развития стран Африки до и после мирового кризиса.. Так же необходимо отметить, что здесь не будут затрагиваться относительно развитые страны Северной Африки и ЮАР, страны – крупные экспортёры нефти (Нигерия, Ливия и др.), а так же страны – нетто-импортёры продовольствия. Речь пойдёт о более отсталых странах Тропической Африки.
В настоящее время экономическая ситуация в мире остаётся очень неопределённой, поэтому прогнозировать точную степень воздействия кризиса на мировую экономику сравнительно рано. Кризисные явления выразились в замедлении темпов экономического роста развитых стран в 2007 году, а отсталых – в 2008 году (табл. 2)
Таблица 2. Темпы прироста мирового ВВП в 2006-2009 годах, %




2006


2007


2008


2009

базовый

пессимистический

оптимистический

Мир в целом

4,0

3,8

2,5

1,0

-0,4

1,6

Развитые страны

2,9

2,5

1,2

-0,5

-1,5

0,2

Развивающиеся

7,1

7,2

5,9

4,6

2,7

5,1

Африка

5,7

6,0

5,1

4,1

0,1

4,7

Наименее развитые страны

4,9

3,2

2,0

0,7

-1,2

1,5

Источник: World Economic Situation and Prospects 2009. N. Y.? United Nations, 2009. P. ix, 2.

В последние годы Африка демонстрировала самые высокие темпы экономического роста с момента получения независимости. Реальные средние темпы прироста совокупного ВВП здесь превышали 5%, а национальные показатели прироста ВВП, начиная с 1999 года, ни разу, не имели отрицательных значений. Особенно впечатляющи макроэкономические результаты, достигнутые в субрегионе южнее Сахары (также за счёт ЮАР): среднегодовые темпы прироста ВВП здесь выросли до 6,3% в 2003-2007 гг. против 3,7% в 1996-2000 гг., при этом инфляция снизилась с 18,8 до 8,2% соответственно2.

Это позволило увеличить расходы на преодоление бедности, перераспределить расхода правительств и донорские средства на развитие образования, здравоохранения и другие социальные задачи.

Официальная помощь развитию стран Африки в 2007 году составила 38,7 млрд. долларов. В этом же году рекордного уровня достиг приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – 53 млрд. долларов, что было связано с расширением разведки месторождений полезных ископаемых. В 2008 году приток прямых иностранных инвестиций на африканский континент продолжился, и их прирост за год составил почти 17%, тогда как в других регионах наблюдалось снижение притока ПИИ (таблица 3)
Таблица 3. Динамика притока ПИИ и сделок по слияниям и поглощениям, %


Регионы


Годовой прирост ПИИ

Годовой прирост стоимости сделок по слияниям и поглощениям

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Мир в целом

47,2

29,9

-21,0

20,3

46,4

-27,7

Развитые страны

53,9

32,6

-32,7

18,1

50,0

-32,5

Развивающиеся страны


30,5


21,0


3,6


37,7


16,0


15,7


Африка


55,3


15,8


16,8


75,9


-48,4


157,0

Источник: Assessing the Impact of Current Financial and Economic Crisis on Global FDI Flows. UNCTAD. N.Y.? Geneva? 2009. P. 22.

В структуре поступающих в страны Африки ПИИ преобладают вложения в первичный сектор. В частности, в 2006 году существенно увеличился объём сделок по слияниям и поглощениям в добывающей промышленности. В следующем году наблюдалось резкое сокращение подобных сделок, которое впоследствии было компенсировано притоком инвестиций в новые производственные мощности в сфере услуг и добывающей промышленности.

Вместе с тем в сырьевом секторе, где сосредоточена основная часть вложений из-за рубежа, приток ПИИ в 2009-2010 годах сохранился на существующем уровне.

^ 3. Финансовые доноры слаборазвитых стран

В 2008 году Испания, Ирландия и некоторые другие государства ОСЭР, сильнее других пострадавшие от ухудшения мировой конъюнктуры и спада в национальной экономике, несколько сократили финансовую помощь всем развивающимся странам и, конечно, в том числе африканским. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, глобальный финансовый кризис не уменьшил общей заинтересованности Запада в сокращении масштабов бедности и улучшении качества жизни в Африке.

За последнее десятилетие к числу основных финансовых доноров и инвесторов в Африке примкнули Китай, Индия, Бразилия и некоторые другие развивающиеся страны. К 2009 году Пекин планировал удвоить помощь региону, списать долги 33 стран, предоставить льготные займы на общую сумму 5 млрд. долларов, а также создать специальный фонд в размере 5 млрд. долларов для содействия китайским инвестициям в Африке. До 2011 года только на развитие инфраструктуры в африканских странах КНР была намерена израсходовать 20 млрд. долларов.

Индия, в отличие от Китая, больше ориентируется на многосторонние проекты, в частности подписаны соглашения с Африканским союзом, Сообществом развития Юга Африки, Экономическим сообществом стран Западной Африки. Активное сотрудничество налажено в рамках программы «Новое партнёрство для развития Африки». Индия проявляет интерес к Кении, участвую в развитии проекта по производству сахара и оказанию банковских услуг. Как и КНР, Индия не вмешивается во внутренние дела государства.

Всё более весомую помощь государствам Африки оказывают страны ОЭСР, не входящие в Комитет содействия развитию. Это страны: Венгрия, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция и др., а также некоторые государства, не участвующие в ОЭСР. Речь идёт об Израиле и Кувейте.

Таким образом, к началу кризиса слаборазвитые страны Африки подошли с определёнными материальными и социальными накоплениями.

С переходя от однополярного мира к многополярному усиливаются экономические позиции Китая, для которого Африканский континент становится важным источником минеральных ресурсов. В 2008 году торговый оборот КНР с африканскими странами составил 106,8 млрд. долларов. Пекин заинтересован в поддержании социально-экономической стабильности в этом регионе, и, безусловно, окажет финансовую поддержку африканским государствам.

^ 4. Внутренние проблемы слаборазвитых стран

Следует также сказать о внутренних проблемах стран Африки, которое влияет и на внешнее положение этих государств.

В декабре 2008 года Министерство шахт Демократической Республики Конго сообщило о сокращении 200 тыс. рабочих мест в добывающем секторе – ещё 200 тыс. было намечено сократить в первые месяцы 2009 года.

Помимо роста безработицы и расширения неформальной занятости следует ожидать увеличения масштабов нищеты и углубления неравенства доходов, что также может привести к росту социальной напряжённости, что мы можем наблюдать в наши дни.

В глобальном масштабе число «работающих бедняков», живущих на 1 доллар в день, возрастёт на 40 млн. человек, а живущих на 2 доллара – превысит 100 миллионов. Многие аналитики обеспокоены, что кризис затормозил, и дальше будет тормозить реализацию масштабных проектов в области сельского хозяйства и инфраструктуры, а также замедлить решение насущных социальных проблем Африки. Речь идёт, главным образом, о программах по преодолению бедности и голода, улучшению здравоохранения, образованию и т.д.

На перспективу до 2015 года острота продовольственной проблемы в странах со слабым экономическим и социальным развитием сохранится при возможном расползании очагов массового голода и недоедания. Негативное влияние кризиса усиливается такими мощными факторами, в особенности для Африки, как природные катаклизмы, - засухи, наводнения и др., - и военно-политические конфликты, вызвавшие проблему беженцев и локальные продовольственные проблемы.



  1. ^ Перспективы развития слаборазвитых стран с учётом современного состояния мира

African Economic Outlook: «Африка должна использовать новые экономические гиганты (страны) и повышать социальную интеграцию».

Безусловно, речь в данной части главы пойдёт как о слаборазвитых, так и развитых странах континента. Это, прежде всего, связано с происходящими событиями, охватившими в целом материк и каждое его государство в отдельности.

Согласно African Economic Outlook, африканские страны должны развивать более тесные приграничные связи в решении вопроса партнёрства, как традиционного, так и нового. Страны-партнёры смогут повысить устойчивость экономического роста африканских стран3 (в данном случае – слаборазвитых стран).

Для начала вернёмся в 2008 год. Экономический кризис того времени очень сильно отразился на слаборазвитых странах Африки. В 2009 году совет директоров МВФ утвердил стабилизационную антикризисную программу для Анголы в объёме 1,4 млрд. долларов, как сообщал ИТАР-ТАСС4. В первую очередь предполагалось «смягчить последствия потрясений, пережитых ангольской экономикой из-за неблагоприятной внешней торговли в условиях глобального кризиса».

В качестве другого примера обратимся к августу 2010 года, когда власти Нигера просили мир помочь в борьбе с голодом. Многомесячная засуха в тот период, который затрагивается, сменилась проливными дождями и наводнениями, которые унесли остатки урожая. «Страна была погружена в голод» - сообщал BBC NEWS. Премьер-министр Нигера Махамаду Данда обратился к международному сообществу с призывом о помощи.

Отходя от примеров, обратимся к фактам. Как было сказано раннее, к числу основных финансовых доноров относятся Китай, Индия, Бразилия. Но, если отбросить ЮАР, которая не является слаборазвитой экономикой Африки, больше всего в страны «третьего мира» вложил Китай (только в Нигерию – 131 млн. долларов прямых иностранных инвестиций за период 2003-2009 годов). (рис. 1)


Рисунок 1. Инвестиции КНР

Следует также отметить, что страны БРИК вытесняют развитые страны из экономической жизни слаборазвитых стран. (рис. 2)



Рисунок 2. Вклад мира в слаборазвитые страны, %

Эта тенденция была давно замечена, но в начале марта 2011 года МВФ опубликовал расчёты, подтверждающие её. Средний ежегодный приток иностранных инвестиций за 2000-2007 года в слаборазвитые страны из БРИК составлял до 3,5%. (рисунок 3)




Рисунок 3. Слаборазвитые страны и БРИК: усреднённые показатели за 2007-2008 годы

Влияние БРИК происходит в основном через торговлю. С одной стороны, отсталые страны готовы продавать сырьё по низким ценам, а с другой стороны – сами покупают товары из БРИК, которые в развитых странах не пользовались бы большим спросом из-за качества.
Если отойти от темы «донорства» в слаборазвитые страны, а посмотреть на страны Африки с точки зрения ситуации сегодняшнего дня, то можно сказать следующее. Недавние политические события в Северной Африки, которые привели к подорожанию продовольствия, топлива, скорее всего, приведут к тому, что темпы роста всего континента упадут до 3,7% в 2011 году. В течение этого года, по прогнозам, регион Африки к югу от Сахары будет расти быстрее в экономическом плане, чем Северная Африка. «Особое внимание нужно уделить укреплению всестороннего роста, повышению политической ответственности, увеличению рождаемости» - сказал Мтули Нкьюб (Mthuli Ncube), главный экономист и вице-президент Африканского банка развития (АБР)5.

В докладе АБР, совместно с Центром Развития ОЭСР, Программой развития ООН и Экономической комиссией ООН для Африки подчёркивается, что усилия правительств должны включать меры по созданию рабочих мест, меры для инвестиций в социальные услуги. Педро Консейсау (Pedro Conceicao), главный экономист Регионального бюро Программы развития ООН для Африки: «приоритеты здравоохранения, образования и социальных услуг являются ключом к обеспечению того, чтобы наиболее уязвлённые слои населения не остались в стороне»6.
Глава II. Новые индустриальные страны
^ 1. Определение, основные черты, модели новых индустриальных стран


Новые индустриальные страны – группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой экономики, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой7.

В формировании новых индустриальных стран (НИС) выделяют 4 этапа. К первому этапу формирования этих стран относят четыре страны Юго-Восточной Азии, - Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, - и три страны Латинской Америки – Аргентина, Бразилия и Мексика. На втором этапе к этим странам примкнули Малайзия, Таиланд, Индия. На третьем этапе формирования НИС стали включать Кипр, Тунис, Индонезию и Турцию. На четвёртом – Филиппины, Китай.

К основным чертам, по которым данные страны были выделены в группу новых индустриальных стран, относят размер ВВП на душу населения, среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения, объём прямых инвестиций за рубежом. Также следует сказать и о таких факторах, как высокие темы роста, рост профессионального уровня рабочей силы, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, широкое использование иностранного капитала для внутреннего развития и др.

Существует две основных модели развития НИС:

  • Азиатская модель. Для неё характерна незначительная часть государственной собственности в экономике страны, но значительное влияние государства на экономические процессы; национальная экономика ориентируется в основном на внешний рынок.

  • Латиноамериканская модель. Для неё характерна ориентация экономики на импорт.



  1. ^ Становление и экономический рост новых индустриальных стран

С завершение индустриализации в странах мирового экономического авангарда, замедлением их экономического роста и развитием внутриотраслевого международного разделения труда, повысившего роль ТНК и создавшего предпосылки для ускорения глобализации, ситуация радикально изменилась. Пытаясь блокировать и повернуть вспять тенденцию замедления экономического роста лидеров мировой экономики, МВФ при поддержке Всемирного банка и ГАТТ-ВТО форсировал либерализацию всей системы мирохозяйственных и опосредующих их внутрихозяйственных связей.

В результате страны ЮГА стали объектом жестких либеральных предписаний, обернувшихся для основной их массы произвольным ограничением участия в экономическом строительстве государства, испокон веков игравшего важную роль в индустриализации и развитии обрабатывающей промышленности. Особенно показательны в этом отношении реиндустриализация Японии и становление новых индустриальных стран (НИС) в Восточной Азии.

Вплоть до начала 80-х годов, когда либерализация дошла до развивающихся стран, лидерами экономического роста на Юге были Западная Азия и Латинская Америка. Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия, несмотря на становление НИС и ускорение роста в некоторых странах АСЕАН утеряли свои позиции из-за сбоев в экономике огромных стран – Китая и Индии.

При обвальной экономической либерализации немалая часть обрабатывающей промышленности развивающегося мира, не выдержав конкуренции, обанкротилась (таблица 4).

Таблица 4. Пространственные характеристики мировой обрабатывающей промышленности





Доля отдельных стран и групп стран в добавленной стоимости мировой обрабатывающей промышленности, в текущих ценах, %




В расчёте на душу населения,

доллары

1970

1980

2006

1970

1980

2006

Развитые страны

67,8

68,2

63,3

712

2385

5627

Развивающиеся страны

13,4

18,9

31,3

45

172

537

Латинская Америка

4,6

6,4

5,9

122

490

1034

Бразилия

1,5

2,5

2,6

139

589

1335

Мексика

0,8

1,4

1,5

129

538

1414

Африка

1,9

3,4

1,3

43

208

135

Восточная и Юго-Восточная Азия

5,0

7,0

20,2

35

117

905

КНР

3,8

4,5

11,3

41

115

849

НИС

0,5

1,4

4,2

191

644

4683

^ АСЕАН – 38

0,3

0,7

2,1

20

94

672

Южная Азия

1,4

1,5

2,3

17

48

133

Индия

0,9

1,0

1,6

15

45

162

Западная Азия

0,5

0,8

1,7

61

245

745

Турция

0,4

0,4

1,0

78

252

1146

Рассчитано и составлено по: UNCTAD Handbook of Statistic. 2008. Geneva, N.Y., 2008

Устоять перед рыночной стихией удалось сравнительно небольшой группе развивающихся стран, которые могли опереться на вполне конкурентоспособную промышленность и устойчиво динамичный промышленный экспорт. Это объясняется тем, что стратегия, которую взяли эти страны, изначально была нацелена на активную интеграцию молодой промышленности в МРТ. Это требовало повышенного внимания к её конкурентоспособности.

Первопроходцами внешнеориентированного развития стали, как уже было сказано выше, Гонконг (в 1997 году вошедший в состав КНР в качестве особого административного района), Сингапур, Тайвань и Южная Корея. Помимо скудности природных ресурсов, такой выбор этих стран был взят по примеру Японии, ставшей для них ярким примером. Уже в первой половине 90-х годов эти страны достигли промышленной зрелости, были приняты в ОЭСР и в качестве НИС включены в группу промышленно развитых государств.

В конце 70-х годов теряющие из-за вздорожания рабочей силы части обрабатывающей промышленности этих стран (Гонконг, Сингапур, Тайвань и Ю. Корея) начали перемещаться в Малайзию, Таиланд и Индонезию, которые в свою очередь образовали второй эшелон стран внешнеориентированного развития. Чуть позднее в такой же роли оказались Китай, где перемещаемые из НИС производства способствовали становлению рыночного сегмента в обрабатывающей промышленности вкупе с её подключением к МРТ в качестве поставщика соответствующей продукции.

В 1991-2006 годах, когда последствия либерализации в основном были преодолены, доля НИС в мировой обрабатывающей промышленности выросла в 1,9 раз. Более 4/5 этого прироста обеспечили страны Восточной и Юго-Восточной Азии, в том числе 2/3 (64%) – Китай, доля которого в мировой обрабатывающей промышленности выросла более чем в четыре раза.

К странам, обретшим новое качество, относится и Индия. Возможно, понимая опасность, связанную с переходом к новым правилам экономической жизни, эта страна, как и Китай, не совершала неоправданно резких движений. Этой стране удалось обеспечить сравнительно высокую динамику экономического роста.
Учитывая масштаб Китая, можно предположить, что его индустриализация независимо от последующей ориентации промышленного развития этой страны будет и дальше поддерживать большой спрос на сырьё. Такому ходу событий может способствовать ускоренный промышленный рост Индии, всё ещё многократно уступая по всем характеристикам Китаю.

Очень разным оказался рост в подушевом исчислении, и не только из-за различий в демографической динамики этих стран. При общем увеличении среднедушевого ВВП развивающихся стран в 4,3 раза, в Африке он вырос в 1,6 раз, в Западной Азии – в2,6 и Латинской Америки - в 2,7 раза, а в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии – в 3,7, 4,1 и 13,7 раза (в том числе в Китае – в 14,1 раза), заметно повлияв на место каждой из этих групп стран в мировой экономической табели о рангах.

И хотя в 2007 году ВВП на душу населения Восточной Азии уже на треть превосходил средневзвешенный показатель всех стран Юга (при том, что в 1950 году составлял лишь 2/5 от этого уровня), он всё же в 1,5 , в 1,6 раза уступал аналогичному показателю Латинской Америки и Западной Азии. Таким образом, несмотря на действительно впечатляющие достижения в индустриализации, странам Восточной и Юго-Восточной Азии пока ещё далеко до лидерства по уровню развития. А южная Азия, несмотря на успехи настоящего времени, ещё не достигла исходного уровня 1950 года. Исключением является лишь интенсивно модернизирующаяся, лидирующая по темпам роста Индия.


Рисунок 2. Отношение развивающихся экономик к развитым по ВВП на душу населения, %

Для более предметного суждения о достижениях и потерях стран Юга в экономике за последние десятилетия можно и нужно соотнести темпы роста/падения их ВВП на душу населения с динамикой аналогичного показателя стран Севера, которые являются локомотивом, символом благосостояния. Возможно, рисунок 1 может служить примером при изучении экономической истории развивающегося мира.



  1. ^ Перспективы развития новых индустриальных стран с учётом современного состояния мира

В настоящей части доклада внимание уделяется двум крупнейшим по экономическим показателям странам среди всех новых индустриальных стран – Индии и Китаю.
В минувший 2010 год темпы роста экономики Китая составили 10%. Об этом сообщил Чжоу Сяочуань, глава Народного банка КНР. По его словам, макроэкономическая политика в стране должна быть стабильной и гибкой, кроме того, она должна быть направлена на сдерживание инфляции.

В 2011 году Центральный банк Китая планирует ужесточить меры по борьбе с инфляцией. В целях возвращения объёмов денежной массы к достигнутому уровню планируется проведение «целесообразной кредитно-денежной политики» - отмечается в сообщении китайского регулятора9. К концу прошлого года темпы роста индекса потребительских цен достигли 5,1% - рекордного за последние 3 года.

О планах коренного перестроения структуры национальной экономики Китай заговорил около пяти лет назад. На Всекитайской конференции по науке и техники, состоявшейся в августе 2006 года, были обнародованы основы плана развития страны в сфере науки и технологии до 2020 года. Основной целью явилось повышение возможностей самостоятельного инновационного развития и построение инновационной экономики.

Устанавливалось три приоритета:

  1. снизить уровень зависимости страны от иностранных технологий до 30%;

  2. повысить затраты на НИОКР до 2,5% ВВП;

  3. увеличить вклад наукоёмких производств в экономическом развитии страны до 60%.

Тем не менее, на пути к статусу технологичной державы Китай сталкивается с большими трудностями. Например, для Запада Китай пока ещё остаётся своего рода производственной резервацией. Если говорить о китайской технологии, то по этому вопросу можно обратиться к итальянской ежедневной деловой газете «Il Sole 24 Ore»: «Самые продвинутые исследования в Китае всё же направлены на переизобретение западных технологий…»10.

Таким образом, можно предположить, что КНР всеми способами пытается получить доступ к самым передовым технологическим наработкам Запада. В качестве примера: сегодня Китай готов скупить долговые обязательства ряда европейских стран, в том числе кризисной Испании, которая в свою очередь готова поделиться технологиями. По сообщениям информационного агентства Dow Jones Newswires на январь 2011 года во время визита в Испанию заместителя премьера Государственного совета КНР Ли Кэцян были подписаны контракты на 7,3 млрд. долларов. Таким образом, решаются несколько задач:

  1. получение новых технологий;

  2. проникновение на европейский рынок.

Но при этом Запад во главе с США продолжает противодействовать КНР в получении передовых технологий. Примером служит продолжающийся эмбарго на поставки в КНР военной техники из ЕС. По данным он-лайн газеты европейского союза EUobserver за 5 января 2011 года, министру иностранных дел ЕС Кэтрин Эштон не удалось убедить Великобританию и другие страны ЕС снять с Китая эмбарго на поставку военной техники11.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что с помощью усилий со стороны правительства, Китай в настоящее время занимает ведущие позиции мировой экономики, вышедшей из рецессии. В докладе ОЭСР говорится, что Китай вполне может обогнать США, став ведущим производителем промышленных товаров в ближайшие 5-7 лет12.

ОЭСР в Обзоре экономического положения Китая говорит, что в связи с кризисом, правительство страны «экономит», не возвращается к своим быстрым шагам для достижения высокого уровня экономики. Государственные реформы должны быть направлены на поддержку социальных сфер: образование, социальная помощь, пенсии, здравоохранение.

Хотя правительственные реформы были сосредоточены в большей степени на необходимости социальной сплочённости, исследования ОЭСР выделяет пункты, в которых необходимы определённые действия, способствующие улучшению экономики Китая в долгосрочной перспективе:

  • конкуренция и производительность может быть увеличена за счёт ослабления связей между государственными предприятиями и центральными органами власти;

  • необходимо реализовывать новые банки и финансовые учреждения, не забывая о «прочном надзоре, даже не смотря на то, что их деятельность хорошо регулируется».

Можно сделать вывод, что Китай и ОЭСР находятся в очень тесном сотрудничестве по ряду экономических проектов.
Другая страна, которая так же, как и Китай, выделяется из всех новых индустриальных стран по своему экономическому росту, который в последнее время, по мнению многих экономистов, характеризуется как высокий, – Индия.

Экономика Индии считается одной из лучших (среди НИС) в течении последнего десятилетия. Характерной особенностью является сокращение нищеты. Но в данном случае нужно отметить, что это сокращение находится на высоком уровне по сравнению с другими НИС, за исключением Китая.

Представляя Обзор экономического положения Индии в Нью-Дели, генеральный секретарь ОЭСР Нью-Дели Анхель Гурриа сказал: «Политики оценили достигнутый уровень Индии, что позволяет ей быть сильной в мировой экономике. Приоритет отдаётся социальной сфере, которая улучшается благодаря проводимым реформам»13. Правительство страны акцентирует внимание на государственные расходы на бедное население страны. По мнению ОЭСР, не смотря на высокие темпы экономического роста привели к сокращению бедности страны, прогресс мог идти быстрее. Сотни миллионов людей всё ещё живут ниже официальной черты бедности. В докладе генерального секретаря ОЭСР Нью-Дели говорится об укреплении системы социального обеспечения и улучшения медицины.

Как отмечалось выше, индийская экономика быстро растёт. Широкомасштабные реформы и увеличение инвестиций подняли потенциал роста экономики почти до 9% - самый высокий показатель в истории Индии.

Финансовый сектор Индии оказался устойчивым в условия глобального кризиса. Правительство стремится углубить финансовую систему за счёт реформ. Выход на рынок новых частных банков усилило конкуренцию в этой сфере.

Таким образом, Индия имеет огромный выигрыш от реформ, направленных на открытие экономики, на то, чтобы сделать её более конкурентоспособной.

В своём выступлении 14 июля 2011 года на втором Запуске экономического обзора Индии Анхель Гурриа сказал: «Забегая вперёд, мы считаем, что Индия может достичь ещё более высоких результатов. Индийское население является молодым, и благоприятные демографические тенденции способствуют ускорению экономического роста в предстоящие годы»14.

Обратимся к другому источнику. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный суверенный рейтинг Индии со стабильным прогнозом. Глава азиатского отдела суверенных рейтингов агентства Арт Ву отметил, что надёжные перспективы экономического роста Индии и её сильное финансовое положение на внешних рынках лежат в основе текущего рейтинга. Fitch отмечает непрерывные усилия Индии в решении проблем дефицита бюджета и ускорения темпов инфляции. Кроме того, у страны высокий объём золотовалютных резервов – 3,14 трлн. долларов15.


Заключение

Если отталкиваться от общего, то для развивающихся стран характерны отсталость, зависимость и многоукладность. Зависимость развивающихся стран выражается в том, что ход развития их экономики сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной.

Важная для развивающихся стран проблема накопления вызвана тем, что для активной индустриализации необходимо резкое увеличение нормы валового накопления, однако это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом.

Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием.

Более высокая по сравнению с развитыми странами динамика третьего мира сохраняется за счёт ограниченной группы государств, прежде всего новых индустриальных стран, в то время, как группа наименее развитых стран отстаёт всё больше.

Экспортно-ориентированное развитие приводит к тому, что экспорт, на который работает лишь небольшая часть экономики, часто становится главным двигателем экономического роста.
Если же отталкиваться конкретно от содержания данной работы, то следует сделать выводы для слаборазвитых и отдельно для новых индустриальных стран по отдельности.

Что касается слаборазвитых стран, а в частности слаборазвитых экономик стран Африки, то в этом случае следует сказать, что совсем недавний кризис может «отключить» африканские страны (за исключением, конечно же, анклавных очагов экспортного производства сырья) от процесса глобализации.

Также необходимо сказать о прошедшем Саммите (12 Саммит Африканского союза 2009 года). Участники Саммита были единодушны в том, чтобы предотвратить проблемы экономики и социальной сферы, господствующие в слаборазвитых странах Африки. Для этого должен быть разработан широкий набор мер по стимулированию внутреннего спроса и обеспечению притока ресурсов в приоритетные отрасли, прежде всего в сельское хозяйство, инфраструктуру.

Необходимо проводить политику в социальной сфере с целью обеспечения роста занятости, повышения доходов. Важно не допустить сокращения расходов на здравоохранение, образование и другие общественно значимые структуры.

Успешное решение этих проблем потребует решимости со стороны правительств слаборазвитых стран, а также помощи со стороны всего мирового сообщества.

Что касается перспектив развития стран Африки, то можно в качестве вывода сказать следующее.

На основе данного доклада и вопросов, касающихся стран Африки, очевидно, что Африке необходим экономический рост. Однако ей ещё потребуется немало сил для осуществления этого. Во-первых, внешняя торговля. Рост экономики слаборазвитых стран Африки зависит от экспорта сырья. А в настоящее время политическое обострение привело, как отмечалось, к взлёту цен как на продовольствие, так и на сырьё, в частности, на нефть. К этому необходимо добавить тот факт, что пошлины развитых стран, как Запада, так и развитых стран Африки, ограничивают развитие экспорта слаборазвитых стран Африки.

Во-вторых, Африке нужно решить вопрос о финансовой поддержке. В докладе говорилось о собрании, на котором поднимался вопрос о помощи Африканским странам со стороны мира. Со стороны же «третьего мира» требуется развитие тесных связей с внешним миром, с экономическими партнёрами, именно благодаря этому партнёрству и другим факторам, страны Африки смогут добиться устойчивого экономического роста.

В-третьих, нестабильная политическая ситуация препятствует развитию слаборазвитых стран материка.

На сегодняшний день актуально, чтобы африканские страны разработали рациональную экономическую политику. Но, тот уровень и состояние экономик стран Африки требует действий как со стороны правительств этих стран (проведение реформ, прежде всего в социальной сфере), так и со стороны всего мира, потому что с тем «багажом», который имеют слаборазвитые африканские страны, самостоятельно эти страны не смогут добиться нужных результатов.

Среди НИС особенно выделились Индия и Китай. Более 3/5 совокупного прироста среднедушевого ВВП за последние годы обеспечивалось подвижками в экономике Китая и Индии. Без модернизации и ускорения этих двух стран столь мощный рывок был практически невозможен (среди стран Азии).

Побуждая и стимулируя к совершенствованию и ускорению развития, конкуренция, несомненно, является благом. Её отсутствие грозит застоем со всеми негативными последствиями, но при её избытке конкуренция может тормозить развитие экономики, блокировать подъём слабых экономик, их переход в новое, более высокое качество.

С такой возможностью нельзя не считаться. Тем более, что она реализуется на практике, показывая кризис догоняющего развития, во всяком случае, в его настоящем виде и при сегодняшних обстоятельствах. Другие объяснения полувековой раскачки для чисто символических подвижек в соотношении среднедушевого дохода развитых и развивающихся стран не просматриваются. Такая участь миновала только четвёрку восточноазиатских НИС, успевших преодолеть барьер вековой отсталости до утверждения новых правил игры, ставших камнем преткновения для всех или почти всех отсталых стран Юга.

Исключением является Китай. Но «роковую» планку в 13% он перешагнул только в 2007 году.

Если говорить о перспективах развития, то следует отметить, что позиции двух стран среди НИС – Индии и Китая, – сильны. На основании данного доклада, можно предположить следующее.

В долгосрочной перспективе Индия может догнать и, возможно, даже обогнать КНР. На сегодняшний день большинство аналитиков сходятся во мнении, что китайская экономика ослабла. Об этом сообщал и глава Народного банка КНР: для того, чтобы вернуть объёмы денежной массы, необходимо проделать ряд реформ. Спад до 10% темпа роста экономики на конец 2010 года связан с высокой инфляцией, ростом затрат на рабочую силу и т.д.

Снизившаяся экономическая ситуация Китая и подъём Индии говорит о том, что по темпам экономического роста Китай, конечно, не в ближайшие годы, сравняется с Индией.

Безусловно, догнать Китай Индии будет нелегко. экономика Индии развивается быстро и стабильно, но ей далеко до темпов Китая. Преимущество КНР в снабжении мира недорогими товарами и ассортиментом, которые довольно быстро подстраиваются под спрос, Индия в этом плане отстаёт.

Эксперты считают, что в дальнейшем Китай продолжит расширять свои позиции и, конечно, конкурировать с Индией, но масштабной конкуренции не будет. Экономики двух лидирующих стран среди НИС различны как по специализации, так и по ориентации. Китай – производство, Индия – услуги.

В настоящее время Китай, безусловно, сильнее Индии в экономическом плане. Однако, у последней есть важное преимущество, позволившее когда то Китаю добиться столь внушительных успехов, – молодая и дешёвая рабочая сила. Смею предположить, что если Индия продолжит реформы и сможет правильно распорядиться данным преимуществом в лице рабочих ресурсов, то, возможно, этот век станет веком Индии.
Источники


  1. Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны /В. П. Колесов, В. Ф. Железова и др., Ред. кол. : В. П. Колесов и др. – М. : Высшая школа, 1990. – 479 с.

  2. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» /№9. 2009 год. Статья «Мировой Экономический кризис и развивающиеся страны». А. Эльянов

  3. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» /№10. 2009 год. Статья «Глобальный экономический кризис и страны Африки». И. Абрамова


Также в работе были использованы следующие официальные сайты:

    1. www.oecd.org – официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (главный электронный источник)

    2. www.ereport.ru – сайт мировой экономики и мировых рынков

    3. www.ilsole24ore.com – официальный сайт итальянской ежедневной газеты «Il Sole 24 Ore»

    4. www.euobserver.com – он-лайн газета Европейского союза «EUobserver»

    5. www.expert.ru – официальный сайт русского делового еженедельного журнала «Эксперт»




1 Источник: www.wikipedia. ru – свободная энциклопедия

2 Источник: Sub-Saharan African and the Global Financial Crisis

3 www.oecd.org –официальный сайт ОЭСР

4 www.k2kapital.com – информационно-аналитический портал

5 www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР

6 www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР

7 Источник: www.wikepidia.ru – свободная энциклопедия

8 Индонезия, Малайзия, Таиланд

Рассчитано и составлено по: UNCTAD Handbook of Statistic. 2008. Geneva, N.Y., 2008

9 www.ereport.ru – сайт мировой экономики и мировых рынков

10 www. ilsole24ore.com – итальянская ежедневная газета (он-лайн)

11 www.euobserver.com – он-лайн газета Европейского Союза

12 www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР

13 www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР

14 www.oecd.org – официальный сайт ОЭСР

15 www.expert.ru – деловой еженедельник



Скачать файл (564.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации