Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов - файл 1.doc


Лекция - Формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов
скачать (56 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc56kb.04.12.2011 19:19скачать

содержание

1.doc

Тема 5. формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов

Вопросы

1. Психологическая позиция участников конфликта.

2. Поэтапное формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов.
1. Психологическая позиция участников конфликта.

Позиции участников конфликта могут быть личностными (когда выступают от своего имени и в споре преследуют собственные интересы) или групповыми (в споре преследуются коллективные цели). Стратегия поведения сторон в конфликте предусматри­вает использование всякой возможности перейти к представ­лению не только себя, а выступить от имени группы (коллек­тива), чтобы добиться «перевеса сил» в свою пользу.

Инцидент — открытое столкновение, осознаваемое участ­никами как конфликт; действия участников конфликта на­правлены на овладение его объектом.

^ Разрешение конфликта — это ликвидация конфликтной ситуации и связанных с нею противоречий. Устранение инци­дента еще не может считаться разрешением конфликта, по­скольку переводит его в скрытую форму. При возникновении конфликта педагогу необходимо знать, что значимой особен­ностью любого межличностного взаимодействия является полимотивированность. Центрация педагога на своих собствен­ных потребностях, на требованиях администрации или запро­сах коллег препятствует установлению личностно-равноправных диалогических взаимодействий с учащимися. Поэтому условием диалогизации педагогической системы является формирование «гуманистической» центрации.

Подробное отступление в рассмотрение основных этапов и составных компонентов конфликта был сделан не случайно: именно с ними тесно связан процесс формирования личностных ресурсов разрешения конфликтов вообще и педагогических в частности. Этот процесс не простой, связан со сложностью самого опыта, который приобретается постепенно. Поэтому в работе по формированию личностных ресурсов разрешения конфликтов можно выделить несколько последовательных этапов, прохождение через которые является важным услови­ем приобретения необходимого опыта педагогического взаи­модействия.
^ 2. Поэтапное формирование личностных ресурсов разрешения конфликтов.

Учебно-воспитательный процесс образно можно было бы назвать «лабораторией гуманизма» (В.А. Сухомлинский), если педагогическое взаимодействие будет основываться на адек­ватном восприятии педагогом себя и учащихся и развиваться на основе сотрудничества. Формирование гуманистических ресурсов личности педагога требует специальной поэтапной организации системы занятий. Система этих этапов определя­ется спецификой усвоения любых умственных действий и науч­ного знания на понятийном уровне (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Та­лызина и др.), а также особенностями задач формирования личностных ресурсов.

В соответствии с этими положениями в сложном процессе формирования личностных ресурсов разрешения конфликтов можно выделить следующие этапы:

1. ^ Ориентировочный этап освоения круга знаний, на ко­тором необходимо научиться видеть конфликт и все его состав­ные компоненты. Средством освоения материала на этом этапе может служить ориентировочная карта структурно-динами­ческого анализа конфликтного взаимодействия.

2. ^ Этап поиска и обсуждения оптимальных путей разреше­ния конфликтов. На этом этапе участники работают со схемой ориентировочной основы деятельности по формированию не­обходимых коммуникативных умений.

3. ^ Этап формирования когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов личностных ресурсов для осу­ществления конструктивного сотрудничества в общении. На этом этапе вводятся тренировочные занятия.

4. ^ Контрольно-оценочный этап, направленный на выявле­ние уровня освоения программы.

Рассмотрим содержание каждого из выделенных этапов более подробно.

^ Ориентировочный этап освоения необходимых знаний

об условиях возникновения конфликтов

Содержательные характеристики этого этапа сводятся к тому, что главное внимание направлено на освоение круга знаний о межличностном конфликтном взаимодействии и ос­новных психологических причинах его возникновения. Зада­ча этого этапа заключается в том, чтобы научить педагога по­нимать, узнавать и квалифицировать конфликты. Результат этого этапа связан с разработкой ориентировочной основы действий, в которой должны быть представлены все «состав­ляющие» механизма конфликтной ситуации. Такая основа (схема) дается в виде «Ориентировочной карты структур­но-динамического анализа конфликтного взаимодействия», которая обсуждается педагогами на групповых занятиях в процессе анализа конкретных ситуаций нарушения педаго­гического общения. Ведение карты может осуществляться двумя путями: либо она предлагается педагогам руководителем группы в готовом виде, либо в ходе целенаправленного орга­низованного обсуждения составляется самими участниками (в зависимости от временных ресурсов и степени их подготов­ленности к такой работе). Варианты ориентировочной карты могут быть разными, но при этом должно соблюдаться главное условие при ее составлении: в ней должны отразиться все «со­ставляющие» конфликта. После того, как на карте-схеме будут отражены все выделенные компоненты конфликта и обсужде­но значение каждого из них в возникновении конфликтной ситуации, участники могут перейти к следующему этапу фор­мирования личностных ресурсов разрешения конфликтов.

^ Этап поиска путей разрешения конфликта

В жизни любого учебного коллектива возникают как стан­дартные, так и непредвиденные ситуации, на которые надо по возможности реагировать адекватно. На этом этапе занятий с помощью составленной карты педагогами отрабатывается уровень материализованных действий, главная цель которых — поиск и обсуждение оптимальных путей разрешения конфлик­та. Введение и интерпретация конкретных ситуаций может проходить в различных формах: в виде ролевой игры, группо­вого дискуссионного обсуждения. Конкретное содержание конфликтных ситуаций может быть заимствовано из специ­альной литературы, предложено самими педагогами из прак­тики их работы или смоделировано в группе. При анализе конфликтной ситуации в ролевой игре, в групповой дискуссии или в любой другой форме проведения работы по ориентиро­вочной карте (схеме), важно подвести педагогов к выводу о том, что в большинстве случаев анализ зависит не столько от объективных параметров ситуации, сколько от личностных характеристик самого педагога, его мотивов, уровня цритя-заний, целей, ожиданий, наблюдательности и психического состояния. После детального обсуждения результатов анали­за конкретных ситуаций и общих выводов о том, что в нем всегда присутствует элемент субъективизма, которого по воз­можности следует избегать, педагоги приступают к освоению следующего этапа работы.

^ Этап формирования когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов личностных ресурсов разрешения конфликтов

На третьем этапе работы целесообразно организовать цикл тренинговых занятий, на которых будет осуществляться на­копление средств, способов, умений, обеспечивающих выбор оптимальных путей разрешения конфликтного взаимодей­ствия в педагогическом процессе. Важным моментом такого тренинга должно стать положение о том, что общение в целом, а в учебно-воспитательном процессе особенно, что это деятельность, основанная на интересе Я к интересам других, к их за­просам, мотивам и потребностям. При построении программы этого этапа занятий следует опираться на традиционное для психологии понимание структуры поведения человека, в ко­тором выделяются когнитивный, эмоциональный и собственно поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент отражает степень понимания поступков учащихся, их родителей, коллег, знание их проблем, а следовательно, способность адекватно предсказать поведение в каждой конкретной ситуации. Педагогу необходимо научить­ся видеть, какие мотивы движут субъектами во взаимоотно­шениях, насколько эти мотивы осознаются ими. Моментом тренинговых занятий должна стать позиция в системе «педа­гог — учащийся», степень направленности личности на свое Я или на Я других. От направленности личности зависит так­тика поведения в конфликте и эффективность взаимодействия. Для более полного понимания межличностных взаимодей­ствий и особенностей ролевого поведения (как своего, так и других людей) на тренинге целесообразно использовать схе­му 1 трансактного анализа (см. раздел «Психологические мани­пуляции в общении»). Трансакция — это соизмерение обмена реакций в общении в зависимости от состояния Я. Согласно модели Э. Берна, наше состояние может изменяться в зависи­мости от собеседника, ситуации и содержания общения. Внут­реннее состояние партнеров по общению всегда проявляется в их речевых высказываниях и поведенческих реакциях. Ана­лизу состояний Я-взрослый, Я-родитель и Я-ребенок можно посвятить несколько занятий, чтобы глубже понять психоло­гический механизм тех ролей, которые выполняются челове­ком в различных жизненных ситуациях. Тем более, что пси­хологические манипуляции, основанные на трансактном анализе, являются непременным атрибутом педагогического общения.

Эмоциональный комплекс представлен в поведении отно­шением к учащемуся, способностью педагога чувствовать его переживания и правильно их отражать. В основе эмоциональ­ного отреагирования лежит чувство эмпатии, т. е. умения со­переживать, представлять себя на месте другого, понимать его позиции и оказывать необходимую ему помощь, поддержку или содействие. Чтобы поддержка была действенной, необхо­димо соблюдать некоторые правила эффективного слушания и словесного подкрепления положительного отношения к уча­щемуся:

• желательно повторить услышанное с целью уточнения правильности понимания смысла высказывания: «Если я правильно вас понял; вы говорили, что...» и др.;

• не давать тех советов, в которых учащийся не нужда­ется или он сам об этом не просил: «Я бы на твоем месте...» и т. п.

Важно, чтобы на занятиях выделялась мысль о том, что эмпатия — это не только эмоциональная отзывчивость, но и деятельное сочувствие. Как известно, человек способен к сопереживанию, когда он достиг достаточно высокого уровня развития личности.

Поведенческий компонент связан со степенью диалогичности педагога в обучении и воспитании учащихся, с его умением организовывать совместные формы деятельности. Важную роль в диалогичном обучении играет обратная связь. Чтобы понять другого человека, надо его услышать. Умение слушать — не простой процесс, а сложный вид коммуникативной деятель­ности. В учебно-воспитательном процессе он имеет исключи­тельно важное значение, потому что в зависимости от того, как педагог слушает своих воспитанников, и что он от них услы­шал, он избирает определенную стратегию поведения во взаи­модействии с ними.

Разрешение конфликтной ситуации может быть представ­лено разными стратегиями поведения педагога. Например, согласно исследованиям ученых, широко распространенными способами разрешения педагогических конфликтов являются следующие:

• внешние пресечения конфликтных действий путем на­ложения различных санкций (административное, авто­ритарное разрешение конфликта характерно для 66,7% педагогов);

• игнорирование конфликтной ситуации вообще (отсутст­вие какой-либо внешней реакции на конфликтную ситу­ацию свойственно 11,1% педагогов).

В процессе проведения занятий с педагогами на этом этапе следует обратить их внимание на те издержки, которые при­сущи этим моделям поведения в конфликтной ситуации и подчеркнуть важность выбора таких приемов и способов разрешения конфликтов, которые носили бы конструктивный характер и обеспечивали бы психологический комфорт как самим педагогам, так и учащимся. Можно предложить прове­сти серию тренинговых занятий по моделированию различных способов взаимодействия с учащимися разных возрастных групп с учетом их индивидуально-психологических особенно­стей. Не лишним будет напомнить педагогам о том, что чем старше возраст учащихся, тем чаще следует ориентироваться на сотрудничество, как наиболее продуктивный вариант раз­решения конфликтных ситуаций. Важно помнить, что обычно юноши более конфликтны в педагогическом процессе, а девуш­ки — в межличностных отношениях.

На занятиях с педагогами важно также показать зависи­мость эффективных переживаний конфликтной ситуации от использования непродуктивных защитных механизмов их разрешения. В условиях целостного педагогического процесса при неравенстве социальных позиций стремление педагога «поддержать честь мундира» часто принимает самые грубые формы с использованием уничижительных характеристик в адрес учащихся и открытых угроз наказания.

Через собственное гуманное поведение педагог демонстри­рует образец творческого разрешения конфликта, возможность продуктивной альтернативы. Когда педагог сам упускает такую возможность и ориентируется в своем поведении на репрессив­ные защитные формы, он провоцирует в воспитаннике прояв­ление своих же непродуктивных форм психологической защи­ты: учащийся пытается уберечь свое Я от авторитетной агрессии педагога. На этом этапе занятий педагоги должны уяснить одну непреложную истину: стратегия и тактика установления про­дуктивных отношений с учащимися, в первую очередь, долж­ны быть направлены на изменение собственного поведения.

^ Контрольно-оценочный этап работы

Это завершающее звено в работе. Оно предполагает конста­тацию продвижения в умении анализировать и разрешать конфликтные ситуации в педагогическом процессе за счет личностных ресурсов. На этом этапе ожидается проявление нового уровня гибкости, динамичности, прогностичности, способности принимать учащегося в перспективе, учитывать изменения его личностных особенностей в процессе развития. Иными словами, задача этого этапа в работе по формированию личностных ресурсов разрешения конфликтов заключается в том, чтобы каждый педагог смог проанализировать свой опыт поэтапного обучения и сделать вывод о том, насколько он готов к продуктивному взаимодействию с учащимися.

На этом этапе можно вновь обратиться к анализу педагоги­ческих ситуаций, которые использовались на других этапах работы. При этом главное внимание обращать не столько на выделение «составляющих» конфликта, сколько учиться да­вать оценку действий педагога и предлагать оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций. На контрольно-оценочном этапе педагоги должны уметь видеть, что в кон­структивном разрешении конфликта важную роль играют следующие факторы:

• адекватность отражения конфликта;

• открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

• создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

• правильное определение сущности конфликта.

Хотелось бы отметить, что предложенный вариант форми­рования личностных ресурсов разрешения педагогических конфликтов является примерным. В зависимости от тех труд­ностей, которые испытывают педагоги в своем профессиональ­ном общении, от их готовности к гибкому поведению в сложных ситуациях, могут быть предложены другие формы работы с ними по совершенствованию культуры педагогического взаи­модействия. Такая работа обязательно должна строиться на основе выявления индивидуальных особенностей профессио­нальной позиции и стиля общения педагога. Только определив «уровень актуального развития» коммуникативной компетент­ности педагога, можно прогнозировать «зону его ближай­шего развития» и предложить необходимую форму помощи в формировании умений конструктивного разрешения конф­ликтов в педагогическом процессе. Любому человеку вообще, а педагогу в особенности, важно формировать у себя такуюличностную особенность, как терпимое отношение к своим собеседникам, в качестве которых чаще всего выступают дети, не всегда умеющие вести себя в соответствии с общепринятыми правилами и требованиями. Эта личностная особенность из­вестна в психологии общения как коммуникативная толерант­ность-, речь о которой пойдет в следующей главе.







Скачать файл (56 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации