Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Короленок Г.А. Менеджмент в торговле - файл 1.doc


Короленок Г.А. Менеджмент в торговле
скачать (602.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc603kb.06.12.2011 15:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Короленок Г.А. Менеджмент в торговле. Конспект лекций. (Электронный учебник) - Минск: БГЭУ, 2010.
Тема 1 Задачи, содержание и структура курса
Цель: Изучить содержание, задачи и структуру курса «менеджмент в торговле».
Вопросы:

  1. Понятие и задачи менеджмента

  2. Менеджмент как наука управления. Основные школы менеджмента.


1. Понятие менеджмента неоднозначно.

При рассмотрении менеджмента как процесса управления различными сторонами деятельности организации обычно выделяют следующие функциональные сферы: производство, маркетинг, финансы, персонал, эккаунтинг. Говоря о менеджменте как процессе управления, выделяют следующие его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Итак, менеджмента – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:

  • Постановка целей объекта управления;

  • Разработка средств и способов их достижения;

  • Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.

Структура менеджмента состоит из нескольких блоков (рис. 1.1).

Менеджмент






Механизм управления

Структура управления

Искусство управления

Процесс управления

Механизм развития системы управления


Рис. 1.1. Структура менеджмента
Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.

^ Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.

^ Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.

Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.

Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента, которые представлены на рис. 1.2.

На практике сложились следующие основные концепции менеджмента: управление по принципу исключения, управление по принципу делегирования полномочий, управление посредством согласования целей и системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.




Рис. 1.2. Семь переменных успешных организаций
^ 2. Менеджмент как наука управления своими корнями уходит в далекое прошлое. Появление первых элементов управления было связано с возникновением клинописи и созданием системы счета. Так, элементы государственного управления, организации и контроля при строительстве крупных сооружений начали развиваться в Египте 4000 – 2600 лет до н.э.

В 1760 г. до н.э. были разработаны соды законов Вавилонии; в V – IV вв. до н.э. в Греции впервые был введен демократический орган управления – народное собрание, которое позволяло гражданам участвовать в управлении государством.

Формы государственного управления первым исследовал Сократ (около 470 – 399 гг. до н.э.), позже Платон (428 – 348 гг. до н.э.) предпринял попытку разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) разработал теорию и практику управления войсками, им был создан штаб войска, который координировал взаимодействия между отдельными подразделениями армии. Важным вкладом в развитие науки управления стало введение в Италии бухгалтерского учета с помощью двойной записи операций. Возникновение бухгалтерского учета – это своего рода предпосылка появления функций управления: учета и контроля.

Более поздний этап развития менеджмента (его часто называют индустриальным) связан с именами таких известных мыслителей и ученных, как А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др. Для данного этапа было характерно быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении. В то время были начаты исследования в области теории и практики государственного управления производством, развития научных методов анализа производительности труда, разработка методов контроля использования ресурсов, учения об управлении, взаимоотношений государства и экономики. Именно индустриальный этап послужил предпосылкой создания целостной системы знаний в различных облостях управлений. Сформировались управленческие школы.

Одним из основоположников научного менеджмента является Ф.У.Тейлор, который в книге «Принципы научного управления» (1911) разработал научную систему знаний о принципах рациональной организации труда. Тейлором бы­ли предложены дифференциация системы оплаты труда, проведение хронометража, способы рационализации трудо­вых приемов, что и определило возникновение механизма научного менеджмента (управления).

В основе теории научного управления, по мнению Ф. Тейлора, лежат четыре научных принципа:

  • научное исследование каждого вида деятельности;

  • отбор менеджеров и рабочих на основе научных крите­риев;

  • совместная работа менеджеров и рабочих по внедрению НОТ;

  • справедливое и равномерное распределение обязанно­стей и ответственности между рабочими и руководством.

В результате проведенных исследований Ф. Тейлор при­шел к выводу, что основная причина низкой производитель­ности труда заключается в несовершенстве системы стиму­лирования рабочих. Им была разработана целая система ма­териального стимулирования рабочих, предложена «про­грессивная» система оплаты.

В своих разработках Ф. Тейлор выделил три основные проблемы в организации труда:

  • нормирование труда;

  • роль менеджеров;

  • вознаграждение и стимулирование.

На основании проведенных исследований Тейлор обосно­вал необходимость разработки (на основе тщательного изуче­ния затрат времени, движений, оптимальных методов осу­ществления трудовых операций) норм расхода времени на осуществление каждого элемента работы. Он считал, что при осуществлении работ следует пользоваться разработанными нормативами, и таким образом, сформулировал ряд постула­тов, которые определили возникновение менеджмента как науки.

Дальнейшее развитие менеджмент получил в трудах Г. Гантта, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона и др.

Г. Гантт рассматривал не отдельные операции и движе­ния, выполняемые работниками, а производственные процессы в целом. Он разработал целую систему плановых гра­фиков, которые позволили осуществлять контроль за испол­нением задания и составлять календарные планы на буду­щее, а также систему заработной платы с элементами повре­менной и сдельной оплаты.

Большой вклад в развитие науки менеджмента внесли Френк и Лилиан Гилбрет. Они предприняли попытки поиска оптимальных способов выполнения любой работы с исполь­зованием хронометража движений, что позволило бы уста­новить более точные нормы выработки. Для этой цели Ф. Гилбрет впервые применил фотоаппарат и кинокамеру для исследования движения работников. В результате иссле­дований Ф. Гилбрет разработал самокарты — карты цикла одновременно выполняемых движений. Лилиан Гилбрет свои исследования посвятила проблемам управления кадра­ми (подбор, расстановка и обучение).

Одним из представителей школы научного менеджмента является американский ученый Г. Эмерсон, написавший «Двенадцать принципов производительности» (1912), кото­рые актуальны и в настоящее время:

  • четко поставленные цели как исходный пункт управ­ления;

  • здравый смысл, предполагающий в том числе призна­ние отдельных ошибок и поиск их причин;

  • компетентная консультация профессионалов и совер­шенствование процесса управления на основе их рекоменда­ций;

  • дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией дея­тельности людей, контролем за ней, своевременным поощре­нием;

  • справедливое отношение к персоналу;

  • быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

  • диспетчеризация по принципу «Лучше диспетчериза­ция хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;

  • нормы и расписания, способствующие поиску и реали­зации резервов;

  • нормализация условий труда;

  • нормирование операций, заключающееся в стандартиза­ции способов их выполнения и регламентировании времени;

  • наличие письменных стандартных инструкций;

  • вознаграждение за производительность.

Научная школа менеджмента позволила обобщить на­копленный человечеством опыт и использовать его в процес­се управления предприятием и впервые показала, что любые процессы управления могут быть осуществлены на основе опыта и научных разработок в этой сфере деятельности.

Вслед за школой научного управления появилась класси­ческая (административная) школа. Наиболее яркими представителями административной школы менеджмента являются А. Файоль и М. Вебер.

Значение административной школы менеджмента за­ключается в том, что в ней впервые были сформулированы универсальные функции и принципы управления. В качест­ве основных функций менеджмента А. Файоль выделил пла­нирование, организацию, мотивацию, контроль и координа­цию. Эти функции менеджмента (в несколько видоизменен­ной форме) и в настоящее время являются основополага­ющими в процессе управления.

А. Файоль считал, что эффективное управление возмож­но лишь при условии соблюдения некоторых правил, опреде­ляющих построение и функционирование систем управле­ния. Исходя из этой посылки, он сформулировал 14 принци­пов управления, которыми должны руководствоваться в сво­ей деятельности менеджеры.

К представителям классической (бюрократической) шко­лы относится и Макс Вебер. В своей работе «Теории социаль­ных и экономических организаций» он предложил «идеаль­ную модель бюрократии», основные черты которой состоят в следующем:

  • специализация — работа людей и подразделений долж­на быть поделена на рутинные, четко обозначенные операции;

  • формализация — вся деятельность подразделений и сотрудников должна быть стандартизирована с помощью формальных правил и процедур;

  • строгая иерархия власти — все уровни власти и управ­ления должны определяться многоступенчатой пирамидой власти;

  • продвижение по заслугам — продвижение по службе должно основываться на характеристиках, аттестациях, эк­заменах;

  • обезличенные процедуры поощрения и наказания — все поощрения и наказания производятся по стандартным, обезличенным процедурам и не должны учитывать личность подчиненного;

  • владение карьерой — все сотрудники организации должны быть уверены в том, что они будут работать в данной организации всю жизнь, если полностью посвятят себя ей.

Роль административной школы в развитии менеджмента состоит в том, что все ее представители рассматривали уп­равление как универсальный процесс, который состоит из взаимосвязанных функций и основывается на принципах управления.

Один из основоположников школы научного управления Ф. Тейлор обращал внимание на человеческий фактор в ме­неджменте. О необходимости его учета в процессе управле­ния говорил и основатель классической (бюрократической) школы Ф. Файоль, который считал, что эффективный ме­неджмент базируется на знании психологии, и учет челове­ческого фактора является особенно важным.

Фактическое становление и наиболее широкое примене­ние школы человеческих отношений относится к 1930— 1950-м гг. и связано с именами Хьюго Манстерберга, Мери Паркер Фол лет и Элтона Мэйо.

X. Манстерберг в работе «Психология и промышленная эффективность» сформулировал основные принципы отбора претендентов на руководящие должности. Им разработано множество психологических тестов с целью изучения спо­собностей и склонности претендентов к различным видам деятельности, совместимости работников друг с другом.

Такое видение проблемы менеджмента в значительной степени позволило осознать необходимость гуманизации процесса управления и понять, что основная задача менеджера — это управление людьми, а не машинами. Им же была создана первая в мире школа промышленных психологов, что и позволило обратить внимание на роль человеческого фактора в менеджменте.

Мери Паркер Фоллет в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала. Она предпола­гала, что гармония труда и капитала может быть достигнута только при правильной мотивации и учете интересов обеих сторон. М. Фоллет предприняла попытку совместить три школы менеджмента: научного управления, административ­ную и школу человеческих отношений, делая при этом ос­новной упор на человеческий фактор.

Особая роль в развитии школы человеческих отношений принадлежит американскому психологу Элтону Мэйо. Опы­ты в Хоторне («хоторнские эксперименты»), проводимые Э. Мэйо на протяжении 12 лет, в процессе которых изуча­лось влияние различных факторов на повышение производи­тельности труда (условия труда, заработная плата, межлич­ностные отношения, стиль руководства и т.д.), позволили ему сделать вывод об особой роли человеческого фактора в производстве.

Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отноше­ния, сложившиеся в группе.

Наиболее яркими представителями школы поведенче­ских наук, главным постулатом которой является повыше­ние эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук, являются Дуглас Мак-Грегор, Абрахам Маслоу и Ренсис Лайкерт.

Главная цель школы поведенческих наук — оказание по­мощи работнику в осознании своих возможностей и расши­рении творческого потенциала, наращивание эффективно­сти организации на основе повышения эффективности ее че­ловеческих ресурсов.

Начиная с 1950 г. в связи с развитием математики (осо­бенно прикладных ее разделов), инженерных наук, инфор­матики начала развиваться школа науки управления (ко­личественного подхода). Основной вклад данной школы в теорию управления заключается в использовании количест­венных методов в процессе выработки и принятия управлен­ческих решений.

В XX ст. сформировалось новое направление в менеджмен­те — системный и ситуационный подход к управлению.

Представителями системного подхода являются Ч. Бер­нард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др. При этом под системой понимается совокупность эле­ментов, взаимодействие которых порождает новые инте­гральные системные качества, не свойственные отдельным элементам системы. Среди непременных атрибутов системы выделяют наличие целей функционирования, иерархии и управляемости. В соответствии с данной концепцией основ­ные функции менеджмента состоят в определении целей орга­низации, поддержании связи между отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования. В этой связи процесс управления как целое является не просто сум­мой частей, а рассматривается как единство всех частей, тес­но взаимосвязанных между собой в процессе управления.

В основе ситуационного подхода лежит ситуация, други­ми словами, конкретный набор обстоятельств, которые ока­зывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру по­нять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации.

Применение ситуационного подхода в процессе управле­ния организацией предполагает наличие у менеджера зна­ний в области профессионального управления, определенно­го предвидения развития конкретной ситуации, ее интерпре­тации и умения увязывать конкретные приемы управления с тем, чтобы достичь желаемых результатов наиболее эффек­тивным путем.

Менеджмент Как наука изучает различные стороны дея­тельности предприятия (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Составные элементы менеджмента




Применительно к организациям торговли управление деятельностью включает в себя:

  • управление торгово-технологическим процессом;

  • управление маркетингом;

  • управление финансами;

  • управление эккаунтингом.

Большинство аспектов управления деятельностью торго­вой организации изучается в специальных курсах: «Эконо­мика торгового предприятия», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Маркетинг в торговле» и др. Дисциплина «Менедж­мент в торговле» основное внимание уделяет управлению персоналом, хотя рассматриваются и другие проблемы, в частности, организационная структура управления, пробле­мы государственного регулирования торговли и некоторые другие аспекты.
Контрольные вопросы:


    1. В чем заключается сущность менеджмента как процес­са управления?

    2. Назовите основные функции управления.

    3. Как вы понимаете менеджмент как команду и систему?

    4. Охарактеризуйте структуру менеджмента.

    5. Что такое структура управления, механизм управле­ния и процесс управления?

    6. Перечислите основные концепции менеджмента и оха­рактеризуйте возможные границы их использования.

    7. Назовите основные отличительные особенности япон­ской и американской моделей управления.

    8. Оцените вклад в теорию управления школы научного управления.

    9. В чем состоит вклад в теорию управления классиче­ской (административной) школы управления?

    10. Назовите основные достижения школ человеческих отношений и поведенческих наук. Каковы предпосылки воз­никновения этих школ?

    11. С чем можно связать развитие количественного под­хода к управлению?

    12. Какова сущность системного подхода к управлению? Дайте определение понятия «система» и перечислите ее ос­новные элементы.

    13. Что предполагает ситуационный подход к управлению?

    14. Какие аспекты управления торговой организацией изучает курс «Менеджмент в торговле»?



Тема 2: Государственное регулирование торговли
Цель: Изучить государственное регулирование торговли
Вопросы

1.Задачи и функции государственного регулирования торговлей

2. Принципы государственного регулирования торговлей

3.Экономические методы и правовые формы регулирования торговлей
^ 1.Задачи и функции государственного регулирования торговлей

Основные цели государственного регулирование торговли:

  • обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

  • создание единого правового поля для предприятий и физических лиц всех форм собственности, чтобы все соблюдали единые «правила игры»;

  • защита прав и интересов потребителей, а также торговых организаций, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, одновременно все торговые организации и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, обязаны выполнять законы Республики Беларусь, регулирующие торговую деятельность;

  • обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечения монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизации внутреннего рынка отдельными организациями или физическими лицами;

  • регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачи государственного регулирования:

  • установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельности на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условие для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

  • создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны;

  • стимулирование собственного производителя и разработка мер по защите отечественного рынка;

  • проведение государственной политики в области подготовки и повышение квалификации кадров для торговли согласно требованиям перспективного развития сферы торгового обслуживания;

  • стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, предоставления льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направления торгового обслуживания населения;

  • сбор информации, разработка прогнозов поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

  • государственное инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми организациями и физическими лицами, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг с тем, чтобы обеспечить безопасность населения гарантировать получение качественных товаров и услуг.


^ 2. Принципы государственного регулирования торговлей

Принципы государственного регулирования сводятся к следующему:

  • равенство прав субъектов торговли;

  • исключение неправомерного вмешательства государственных органов в их деятельности;

  • соблюдение законодательства;

  • приоритет экономических методов;

  • обеспечение условий для реализации права свободы выбора торгового партнера и товара;

  • ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

  • защита государством прав и законных интересов субъектов торговли и потребителей.


^ 3.Экономические методы и правовые формы регулирования торговлей

Формы и методы регулирования могут быть различными. При этом форма регулирования – это основные направления и принципы воздействия субъекта управления на объект управления, методы регулирования отождествляются со способом воздействия. Многие функции регулирования экономики государство выполняет через свои органы управления, а значительную часть функций передает отраслевым и региональным органам управления и демократическим институтам, которые представляют интересы различных объединений субъектов хозяйствования и граждан.

Применяемее государством формы регулирования торговли обычно делят на следующие группы:

  • законодательные или правовые;

  • экономические, включающие планирование, ценовую политику, бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;

  • административные, делящиеся на организационно-административные и административно-экономические.

Методы регулирования можно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия жестко регламентируют поведение отдельных субъектов хозяйствования посредством законов, указов, постановлений и распоряжений, принимаемых различными ветвями законодательной и исполнительной власти. Косвенные методы регулирования предполагают возможность различного поведения субъектов хозяйствования и направлены на мотивацию и стимулирования их действий в интересах всего государства. Среди косвенных методов можно выделить налоги и налоговую политику, цены и ценовую политику, таможенные пошлины и таможенную политику, проценты за банковский кредит, систему оплаты и премирования труда. Известно также деление методов на тарифные и нетарифные.

Формы и методы государственного регулирования не являются постоянными, и изменяется в зависимости от условий развития экономики конкретной страны на конкретном этапе. В каждом государстве складываются определенные соотношения между различными формами и методами регулировании. При этом в странах с развитой рыночной экономикой преобладают косвенные методы регулирования, а в странах с командно-административной системой управления – прямые методы регулирования. Основная задача, которая стоит в настоящее время перед Республикой Казахстан,и другими государствами, входящими в рыночную экономику, - быстрая трансформация форм и методов регулирования распределения товаров в сторону приоритета косвенных методов.

Правовые формы регулирования предназначены для придания рыночным отношениям цивилизованных форм. Любая деятельность предполагает соблюдения норм и права, устанавливающих общеобязательные или возможные варианты поведения. В процессе распределения товаров возникает множество проблем, урегулировать которые можно только на правовой основе. Переход к рыночной экономике потребовал коренного изменения законодательства, которые регулирует деятельность субъектов хозяйствования. Многие в этом направлении уже сделано, однако еще больше предстоит сделать.

Экономические методы регулирования торговли имеют в своей основе воздействие на материальные интересы субъектов, образующих тот или иной канал распределения товаров. В основном они носят косвенный характер, хотя и не исключено в отдельных случаях прямое воздействие со стороны государства, в частности, в процессе директивного планирования.

В основе деятельности всех организаций торговли лежит коммерческий расчет, т.е. метод ведения хозяйства путем соизмерения в стоимостной форме затрат и результатов хозяйственного деятельности. В условиях сложившихся на рынке цен производитель стремится снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить тем самым прибыль. Оптовый или розничный посредник при сложившейся разнице между покупной и продажной стоимостью стремится увеличить прибыль за счет обеспечения режима экономии и снижения издержек обращения, не допуская при этом ухудшения качества обслуживания покупателей. В приобретении товаров надлежащего качества по более низким ценам заинтересован любой потребитель.

Важным регулятором распределения товаров выступают цены и тарифы, от которых во многом зависят спрос и предложение товаров, состояние отдельных региональных и товарных рынков и рыночная конъюнктура в целом.

Цены выполняют целый ряд функций, при реализации которых решаются проблемы, связанные с регулированием торговли. Выполняя информационную функцию, цена свидетельствует о конъюнктуре рынка, соотношении спроса и предложения. В процессе реализации распределительной функции, имеющей целью распределять и перераспределять часть доходов между отраслями экономики, формами собственности, социальными группами населения, появляется возможность устанавливать высокие цены на определенные группы товаров и тем самым поддерживать на относительно низком уровне цены на социально значимые товары. Стимулирующая функция цены направлена на увеличение производства или потребления конкурентных товаров. Общеизвестна зависимость спроса и предложения от уровня цен, поэтому важнейшей функцией цены является сбалансирование спроса и предложения. Ценовой фактор является одним из основных при решении вопросов рационального размещения производства, поэтому, выполняя данную функцию, цена во многом определяет географию распределения товаров.

В зависимости от участия государства в их регулировании цены делятся:

  • на фиксируемые, устанавливаемые государством на конкретном уровне по ограниченному кругу товаров;

  • регулируемые, по которым государство устанавливаются определенные ограничения;

  • свободные, формируемые на рынке под воздействием спроса и предложения.

Фиксируемые цены государство устанавливает, прежде всего, на социально значимые товары, теплоэнергию, электроэнергию, коммунальные услуги. Регулируемые цены предполагают возможность ограничения государством верхнего или нижнего предела цен. В первую очередь преследуется цель ограничить уровень цен товаров, предлагаемых, например, предприятиями – монополистами. Во втором случае ставится цель пресечь попытки недобросовестной конкуренции и продажи товаров по заниженным ценам с целью устранения конкурентов. Аналогичным образом в качестве регуляторов используются тарифы – ограничить ввоз или вывоз товара с целью защиты внутреннего рынка.

В условиях перехода к рынку в регулировании торговли существенно возрастает роль финансовых рычагов: государственное финансирование отдельных предприятий и отраслей, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Используя любой из этих рычагов, государство может стимулировать или ограничить спрос или предложение товаров, причем как на макро-, так и на микроуровне. В частности, государственное финансирование отдельных предприятий и отраслей может преследовать цели реализации общегосударственных целевых программ, обеспечивающих укрепление обороноспособности республики или решение социальных задач. В таком же направлении могут действовать различного рода финансовые льготы и субсидии.

Процесс углубления рыночных реформ предполагает совершенствование всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве, в том числе коренную перестройку налоговой политики. От величины налогов, с одной стороны, во многом зависит степень деловой активности, а с другой – денежные поступления в государственный и местные бюджеты. Регулирующая функция налогов выражается в установлении высоких ставок на одни товары (акцизы на табачные и алкогольные изделия) с целью сдерживания их потребления или льготном налогообложении с целью развития приоритетных с народнохозяйственной точки зрения отраслей или видов деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции), поощрения инвестиций в производственную сферу и т.д.

Важную роль в регулировании торговли в современных условиях играет кредитно-денежная система. Она определяет размер эмиссии денежной массы, зависящей, с свою очередь, от товарной массы; регулирует учетную ставку процента за банковский кредит, который часто используется как важнейший источник покрытия потребности в оборотных средствах, необходимых для производства или закупки товаров с целью последующей продажи; контролирует рыночные операции с ценными бумагами. Очевидно, что эти рычаги во многом определяют уровень деловой активности, конъюнктуру рынка, соотношение спроса и предложения.

Экономические рычаги могут успешно использоваться для решения многих проблем, однако далеко не всех. В ряде случаев даже в странах с развитой рыночной экономикой необходимо прямое вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Необходимость административных форм и методов регулирования торговли в настоящее время объясняется в первую очередь тем, что сформировавшаяся за длительное время система централизованного распределения товаров и доведения фондов до потребителей пока не нашла адекватного рыночного механизма. Но даже и тогда, когда этот механизм будет выработан, использование административных методов управления нельзя полностью исключать. Это объясняется различным уровнем развития рыночных отношений в сфере производства и распределения, дифференциацией потребительского рынка, доминирующим положением многих товаропроизводителей на рынках, социальным расслоением населения.

Государство может прямо воздействовать на товарное обеспечение государственных нужд. Действующее законодательство устанавливает общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и выполнения на контрактной основе заказов на поставку товаров для государственных нужд, т.е. реализация научно-технических, оборонных, природоохранных и других задач. Закон распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Непосредственное воздействие государства на торговлю выражается и в том, что оно обеспечивает формирование и поддержание на необходимом уровне государственных резервов, предназначенных для устранения диспропорций, возникших в результате стихийных бедствий, неурожая, грубых просчетов в планировании. Такие резервы создаются по товарам, определяющим основные народно-хозяйственные пропорции, а также по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса. В целях стабилизации положения на потребительском рынке государственные органы управления в случае необходимости могут принять решение о разбронировании определенной части резерва. При этом в последующем соответствующее количество продукции должно быть повторно заложено в госрезерв.

С целью стабилизации потребительского рынка государство прилагает усилия, направленные на формирование необходимых товарных ресурсов. С этой целью осуществляется завоз товаров по межправительственным соглашениями из стран СНГ. В частности, именно государственное вмешательство позволяет решать многие вопросы, связанные с обеспечением потребностей народного хозяйства республики сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, которыми сама она не обладает.

В процессе регулирования торговли государство может осуществить запрет на конкретный вид деятельности, в частности, через систему лицензирования. В целях поддержания определенного соотношения спроса и предложения может ограничиваться ввоз или вывоз отдельных товаров.

.
Контрольные вопросы:

  1. Выделите основные цели государственного регулирования торговли?

  2. Каковы основные задачи государственного регулирования торговли?

  3. Дайте характеристику основным принципам государственного регулирования торговли?

  4. Определите основные функции государственного регулирования торговли?

  5. Выделите основные формы государственного регулирования торговли?


  1   2   3   4



Скачать файл (602.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации