Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

История развития связей с общественностью - файл 1.docx


История развития связей с общественностью
скачать (46.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx47kb.09.12.2011 06:00скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Доклад по предмету «Теория и практика связей с общественность»

на тему: «История развития связей с общественностью»

подготовил: Королёва Е.К. Группа ИСОЗ-101

Введение

Public Relations, РR (Public Relations, PR) - разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.

Точное и исчерпывающее определение PR дать крайне сложно из-за широты целей и действий, охватываемых этим понятием. Поэтому до сих пор нет четкой общепринятой формулировки.

^ Наиболее лаконичное определение PR, предложенное английским социологом Сэмом Блэком, гласит: «Пиар - искусство и наука достижения гармоний посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

Основным назначением PR является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать PR от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а пиар - о фирме-производителе.
История развития PR (паблик рилейшнз) ведет свое начало с древнейших времен, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия. В некоторых исследованиях говорится даже о том, что первым примером установления связей с общественностью является библия, а бог, создав человека, тем самым сотворил своего первого имиджмейкера.

Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.

История PR тесно связана с историей культуры человечества и сама по себе очень увлекательна, так как затрагивает такие аспекты человеческой деятельности, как искусство, политика, экономика, система общественных отношений.

Рассматривая PR в исторической ретроспективе, можно говорить о нескольких хронологических этапах их развития, в каждом из которых (протоPR древнейших времен, PR в средние века и в эпоху Возрождения, PR в галантный ХVII век, PR в эпоху Просвещения и великих революций, PR индустриального общества) выделяются в соответствии с особенностями эпохи характерные черты и примеры.

На различных этапах развития человечества исследователи фиксируют четыре содержательные модели PR-деятельности:

  1. «Манипуляция», «пропаганда», «паблисити» (характеристика этапов от протоPR до PR галантного века, а также тоталитарных и авторитарных государств наших дней).

Характерные черты:

  • любые средства используются для привлечения внимания общественности, давления на нее;

  • потребитель-жертва;

  • правдивость и объективность информации – необязательные условия, этические аспекты игнорируются;

  • главный проводник – СМИ.

  1. «Информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность». Все это может быть приравнено к понятию «журналистика».

Характерные черты:

  • регулярная работа со СМИ, цель – распространение информации;

  • информация точна и правдива, только позитивна (негативные факты и события замалчиваются);

  • 

  • исследование обратной связи не предполагается;

  • технология «журналист на фирме».

  1. «Двусторонняя асимметричная коммуникация» (возникает в начале ХХ века, связана с именами А. Ли, Э. Бернэйза, А. Пейджа).

Характерные черты:

  • использование исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому «двусторонность», диалог);

  • результат асимметричен – выигрывает только организация, а не общественность;

  • PR носят прагматический характер, организация преследует цель - получение выгоды.

  1. «Двусторонняя симметричная коммуникация» (появляется в ситуации регулируемого бизнеса).

Характерные черты:

  • полное осознание субъектом PR-деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации;

  • PR-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («симметричность»);

  • проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, что ведет к изменениям во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации;

  • переход от журналистских и рекламных функций PR-специалистов к исследовательским и консультативным;

  • законченность, выражающаяся в прямом влиянии PR-технологий на экономические показатели и социальные аспекты («нематериальные активы»);

  • идеологичность (идеальная модель):

а) механизм взаимодействия – партнерство;

б) клиент, потребитель, покупатель – партнеры по бизнесу.

  ^ От истоков до 1929 года

Принято считать, что термин «Public Relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.

^ Согласно А. Вердье, термин появился только в 1882 году в лекции «Связи с общественностью и служебные обязанности юриста», прочи

танной Дорманом Итоном в Йельском университете, призывая выпускников посвятить себя служению общественному благу.

Впрочем, все сходятся на том, что вплоть до начала XX в. связи с общественностью находились в зачаточном состоянии, и их предыстория завер

шилась и началась собственно история, когда в 1906 году Айви Ли открыл в Нью-Йорке первую консультацию по связям с общественностью.

Айви Ли - «знаковая» фигура в истории PR , способствовал проникновению в PR передовых для того времени общественных теорий и концепций. Профессиональный путь в PR он начал в сфере политики, возглавив в 1903 году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка. Далее его активность переходит из сферы политики в сферу бизнеса: он работал с крупной железнодорожной компанией, с Дж. Рокфеллером

Этот опытный журналист Айви Ли обратился к новой для себя и для того времени стезе при таких исторических обстоятельствах, когда общественному мнению в США было свойственно ост

рое неприятие большого бизнеса. Ведущим предпринимателям ставили в вину стремление к монополизму, отчаянную борьбу со средними и мелкими предприятиями и кровавые методы выяснения отношений — одним словом, крупный бизнес назы

вали диким, безжалостным и кровожадным. Действительно, кровь лилась на протяжении всего начала века. Но Ли развивал 

«внутренний PR»: работая на Рокфеллера, он организовал комитет жалоб для работников, заставил мультимиллионера объехать все рудники, встречаться с рабочими. К концу этой компании Рокфеллер стал не только героем в глазах шахтеров, но и популярным человеком для общественности. Одним взмахом волшебной палочки Айви Ли сумел преобразить этого вампира в благодете

ля рода человеческого.

Айви Ли настаивал на необходимости публикования полной и открытой информации в прессе, включая сведения о зарплате, расходах верхних этажей власти, налогах.

Везде добивался успеха, популяризируя тем самым возможности профессионального PR.

Ли первым из PR-специалистов занял место одного из ведущих менеджеров крупной компании. Именно он впервые продемонстрировал возможности PR в Европе, руководя в 1910 году филиалом американского банка в Лондоне.

Методы PR, опробованные Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста, вызвали большой приток спонсорских средств на счет этой организации и до сих пор копируются современными благотворительными институтами.

Айви Ли почти случайно открыл челове

ческий фактор там, где роль человека пытались свести к ми

нимуму, внедрить, по словам Фридмана, «работу по кусочкам».

Однако до 1929 года, несмотря на успехи Айви Ли связи с обще

ственностью не сумели по-настоящему «захватить» американ

ское общество. Условия времени тому не способствовали. Процветание большого бизнеса было столь идиллическим, что казалось, будто полная занятость, высокие зарплаты и дос

тупный кредит — все это вместе дает американцам ощущение стойкого благополучия. Когда налетела буря, все это оказа

лось хрупким.

^ С 1929 по 1945, или от Великой депрессии до победы антигитлеровской коалиции

С наступлением кризиса 1929 г. информация перестала быть роскошью — она превратилась в необходимость. Авраам Линкольн сказал как-то: «Тому, что поддерживается обще

ственным мнением, можно не опасаться провала; без поддерж

ки общественного мнения успех невозможен». Значение об

щественного мнения особенно возросло при появлении 12 миллионов безработных. Сегодня мало кто вспоминает, что Америке в 1930-е грозила настоящая революция. Официаль

ная идеология покоилась в те годы на фундаменте систем Тейлора и Форда. Но тот самый всесильный Форд был вы

нужден неожиданно капитулировать перед своими конкурентами, когда кризис достиг своего пика. На улицу были выбро

шены 60 тысяч рабочих, и это при том что компания не соиз

волила сделать взнос в Фонд поддержки безработных. Ледя

ным днем 7 марта 1931 года во время массовой демонстрации раздались выстрелы: служба безопасности компании расчех

лила пулемет. Результат — четверо погибших.

«Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта должен был дать разрешение этим проблемам, кото

рые нельзя было разрешить методами, традиционными для американской системы управления.

Мишель Крозье пишет об этом так: «Чары были разрушены. Когда в начале марта 1933 г. гу

бернатор штата Мичиган, а впоследствии и президент США оказались перед необходимостью объявить о закрытии бан

ков, а затем о банковском моратории, было такое чувство, что весь привычный мир начал рушиться. Впервые технократы были застигнуты врасплох, они ничего не предвидели, ни к чему не приготовились...» Общественный климат был таким, что речи быть более не могло ни о патернализме, ни о высо

ких зарплатах. Требовалось объяснить рабочим причины рез

кого уменьшения их жалования. Требовалось навести мосты между руководителями и персоналом, преобразовать систему внутренних отношений — и сделать это на основании честно

го и откровенного объяснения ситуации, полной информации и непрерывной коммуникации. «Прошли времена карикатур

ного индивидуализма и конкуренции с перегрызанием гло

ток».

Именно в этих условиях появилась фигура Рузвельта, которому выпала историческая роль — стать символом связей с общественностью. Хозяева предприятий, обожествляемые в 

благополучные времена, ста

ли предметом ненависти клиентов, вражды рабочих и мести акционеров. Новый курс поколебал деловой мир принятием социальных законов, коллективных трудовых соглашений и т. п. И в тот момент, когда зарождающаяся промышленная этика должна была способствовать продвижению на рынке товаров массового производства, связи с общественностью (пришло их время!) должны были позволить большому аме

риканскому бизнесу реабилитировать себя в глазах всего об

щества и сразу оздоровить атмосферу.

Не будет преувеличением отметить вслед за М. Крозье, что улыбка Рузвельта была скопирована специалистами по PR. «^ Рузвельт улыбался, чтобы отдалить трагическую угрозу революции, чтобы вернуть доверие к общественному порядку всем несчастным и обездоленным. Чтобы внедрить эту улыб

ку, эту обходительность, это новое чувство товарищества в отношения между людьми и общественными стратами, требо

валось преодолеть сопротивление большей части собственни

ков, которые, оправившись от первого шока, так и не поняли, что их эгоизм — прямой путь к самоубийству».

После 1929 года Элмо Ропер, Эрл Ньюсон, Элтон Майо, Стюарт Чейз, Джон Хилл открыли свои консультации, которые пользовались невероятным успехом.

Йельский, Ко

лумбийский и Гарвардский университеты создали институты и кафедры связей с общественностью, выпустившие бесчис

ленное множество специалистов. ^ Вторая мировая война так

же в большой степени способствовала становлению PR в той форме, в которой они появились в США. Строки из заключи

тельной части статьи в американском журнале «Fortune» в 1938 году служат нам наглядным примером того, какой смысл вкладывали тогда в это понятие: «Под понятием "связи с об

щественностью" бизнес сегодня подразумевает признание интересов общества и необходимость действовать в соответ

ствии с ними. Если в результате сегодняшнего пристального внимания бизнеса к связям с общественностью деловые люди (значительная их часть) будут при принятии решений руко

водствоваться в первую очередь интересами всего общества, может наступить новая эра».

После 1945 года

После окончания войны развитие связей с общественнос

тью было непрерывным. Сегодня невозможно сосчитать пред

приятия и управленческие структуры в США, Европе и по всему миру, располагающие отделами по связям с обществен

ностью, информации либо коммуникации. Процесс увеличе

ния числа функций специалистов по связям с общественнос

тью шел нога в ногу с аналогичным процессом в СМИ. В 1940 году PR утвердились в Канаде. Робкое их появление во Фран

ции датируется 1946 годом, оно состоялось благодаря Жану Шопену де Жанври (Jean-Choppin dejanvry) из Esso-Standard и компании Shell. (Нужно упомянуть также большую роль Люсьена Матра — Lucien Matrat из компании Caltex.) В том же году первые агентства по связям с общественностью появ

ляются в Голландии. За ними следуют Великобритания (1948), Норвегия (1949), Италия, Бельгия, Швеция, Финляндия (на

чиная с 1950). В Германии официальная организация, объе

диняющая специалистов по связям с общественностью, по

явилась только в 1958 г. В странах Центральной и Южной Америки, в Австралии, Японии, Новой Зеландии и Южной Африке активное внедрение PR можно было наблюдать в 1950-1955 гг.

Обычно исследователи отказываются использовать термин «связи с общественностью» применительно к организациям, существующим в странах с плановой экономикой. Профессор Гарвардского университета Миллер (Miller) утверждает, что «связи с общественностью являют собой защитный рефлекс свободного предприятия в рамках капиталистической систе

мы: их цель состоит в том, чтобы гуманизировать производ

ство, т.е. заставить производителей осуществлять взаимодей

ствие с окружающими не в качестве неведомых юридических лиц, но в качестве одушевленных человеческих существ». В социалистических же странах, действительно, информация, или «массовая коммуникация», — стоит избегать отождеств

ления с PR того, что более напоминает пропаганду — являет

ся функцией государственных органов. Разрушение комму

нистического блока и формирование рыночной экономики в странах Восточной Европы 

позволяют предположить, что се

годня PR американского (и европейского) типа должны бу

дут сыграть определяющую роль в развитии менталитета об

щества бывших социалистических стран.

^ После 1946 года, когда первые нефтяные компании во гла

ве с Shell и Esso-Standard попытались внедрить практику свя

зей с общественностью во Франции, многие профессиональ

ные организации направили к ним своих внутренних совет

ников и внешних консультантов, сотрудников пресс-служб, управлений, агентств и отделов, что определило политику по отношению к этой профессии во Франции.

^ В 1949 г. дюжина специалистов по связям с общественно

стью на собрании в парижском особняке Асторг основала «Клуб стеклянного дома» (Club de la Maison de Verre). Начи

ная с 1950 г. создаются агентства. Первое — Relations («Свя

зи») — было основано Анри Пино и Жео Шарлем Вераном (Geo-Charles Veran). За ним последовали Office francais de relations publiques (Французская служба связей с обществен

ностью) Жоржа Серреля (Georges Serret), International Relations («Международные связи») Рене Тавернье (Rene Tavernief) и Bureau international de relations publiques (Международное бюро связей с общественностью) Пьера Жегю (Pierre Jegu).

С 1949 по 1 мая 1955 г. создается Международная ассоци

ация связей с общественностью (Association internationale des relations publiquesIPRA), объединяющая специалистов из разных европейских стран. 9 марта 1954 г. родственные ассо

циации прессы и рекламы одобрили «Профессиональный кодекс связей с общественностью».

Кроме того, созданная в 1952 г. Профессиональная ассоци

ация связей с общественностью (Association professionnelle des relations publiques - APROREP), слившись 7 января 1955 г. с «Клубом стеклянного дома», приняла имя Французской ассо

циации связей с общественностью (Association francaise des relations publiques).

^ В 1957 одновременно образуются Национальный союз пресс-секретарей (Union nationale des attaches de presse —  UNAP) Андре Юртреля (Andre Hurtret) и Национальный союз консультантов по связям с общественностью (Syndicat national des conseils en relations publiques SNCRP) Жоржа Серреля.

8мая 1959г. в Орлеане возникает Европейский центр по связям с общественностью (Centre еигорёеп des relations publiques CERP), который, подобно IPRA, объединяет спе

циалистов разных европейских стран. Через шесть лет после своего создания, практически день в день, ^ CERP принимает «Международный этический кодекс связей с общественнос

тью», т.н. «Афинский кодекс» (1965).

Незадолго до этого, 23 октября 1964 г. тогдашний министр информации Ален Пейрфит (Alain Peyrefitte) в правитель

ственном постановлении дал определения профессиям специ

алистов по связям с общественностью и пресс-секретарей. Официальное признание существования профессии явилось уже результатом целого ряда фактических действий, среди которых следует отметить создание специализированных учеб

ных заведений, призванных готовить специалистов в данной области: Института связей с общественностью (Institut des relations publiques) Франсиса Дюмона (Francis Dumont, 1919— 1982), Коллежа социальных и экономических наук (College des sciences sociales et economiques) или Французской школы пресс-секретарей (Ecole francaise des attaches de presse), со

зданной в Париже и Лионе.

Май 1968 г. с его политическим и социальным кризисом превратил коммуникацию в одну из главнейших проблем и ускорил развитие служб по связям с общественностью на предприятиях и в управленческих структурах. «Феномен 68 года» перерос границы Франции и приобрел всемирное зву

чание.

^ В 1969 г. создается Министерство по связям с обществен

ностью (на уровне Государственного секретариата при пре

мьер-министре), которое вплоть до 1972 г., на протяжении всего периода существования правительства Жака Шабан-Дельмаса (Jacques Chaban-Delmas), возглавлял Жак Бомель (Jacques Baumet). Деятельность этого министерства продемон

стрировала со всей очевидностью блеск и нищету связей с общественностью во Франции: само их понятие стало объек

том систематической дискредитации. Симптоматично, что кинематограф этих лет — 

например, фильмы «Движение» («Traffic»), «Чужие деньги» («L'argent des autres») или «Розо

вый телефон» («Le telephone rose») — создал забавных персо

нажей: пресс-секретарь или консультант по связям с обще

ственностью всегда выступал в роли козла отпущения. Про

фессиональные организации должны были потрудиться, что

бы избавиться от сопровождающего эту профессию шлейфа негативных ассоциаций, восстановить ее репутацию и благо

приятный имидж.

В апреле 1972 разразилась цепь скандалов, вызванная пуб

ликацией доклада о сенатском расследовании проблемы скры

той рекламы на ORTF («Доклад Дилижана»). После того как подобная практика стала предметом гласности, самое круп

ное из рекламных агентств (HCRP) было ликвидировано, а большая часть агентств создали собственные автономные службы по связям с общественностью.

^ В марте 1973 года со всей очевидностью встала необходи

мость создания Национального союза работников сферы ин

формации и коммуникации (Syndicat national des profesionnels de rinformation et de la communication — SNPIC). Кроме того, Франция обзаводится Французской федерацией связей с об

щественностью (Federation francaise des relations publiques), объединяющей SNPIC, AFREP, UNAPC и т. д., следуя моде

лям федераций рекламы или прессы.

После 1981 г. правительство уже не ограничивается созда

нием должностей уполномоченных по связям с общественно

стью — оно принимает концепцию, которая уже давно господ

ствовала в США, где PR рассматривались в качестве средства осуществления глобальных политических замыслов.

Сегодня мы живем в условиях глобализации экономики, расширения международного обмена и роста транснациональ

ных корпораций. В результате можно считать основополагаю

щим утверждение о том, что коммуникации должны следо

вать в русле этого общего мирового процесса 1990-х гг. и приспосабливаться к нему. Сам термин «специалист по свя

зям с общественностью», изобретенный авторами этой книги в 1962 году и принятый в Квебеке, Бельгии и Швейцарии, но не прижившийся во Франции, сегодня уступает место опре

делению «специалист по коммуникации».

В последние годы во французской государственной систе

ме последовательно существовало несколько министерств,  чьей прерогативой была коммуникация — либо собственно и исключительно коммуникация (Министерство коммуника

ции), либо совместно с культурой (Министерство культуры и коммуникации). В правительстве Алена Жюппе (Alain Juppe) ответственность за прессу и коммуникацию была возложена на министра почты и телекоммуникаций.

^ Сегодня связи с общественностью прочно включены в бо

лее широкую сферу человеческой деятельности — в сферу коммуникации. Охватывая все способы исследования и все виды информации, носящей как рекламный, так и бесприст

растный характер, коммуникация апеллирует к тем самым основополагающим идеям, лежавшим в основании PR. То, что когда-то было интуитивным, сегодня стало более прагматич

ным, если хотите, научным. К «имиджу марки» добавляется «имидж предприятия»: «схема управления имиджем» опреде

ляется в результате углубленного анализа как внешних для предприятия или компании факторов, так и положения внут

ри его структур или филиалов. Схема определяет все действия в сфере коммуникации: внешние и внутрикорпоративные PR, финансовая информация, реклама, институциональная ком

муникация. Она также может оказывать влияние на коммер

ческую политику и управление компанией.

Роль специалиста по коммуникации как аналитика все больше дополняется ролью «властителя дум», хранителя кор

поративных ценностей, принятых всерьез и надолго высшим руководством компании. Во все возрастающей степени кон

сультант по проблемам коммуникации ответствен за выра

ботку стратегии развития предприятия и его тактических планов.





Развитие PR в России

Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.

История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.( «Русский журнал»)

^ Этапы развития Связей с общественностью в России:
1 период – доинституциональный (1988-1991)
- формируется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

1. 1988 - отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета;

2. 1989 – в Москве ПР-агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.

3. Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное ПР-поле.

4. «Чистые» пиармены - в российских представительствах зарубежных ПР-агентств и в отделах по СО иностранных фирм и корпораций.

5. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный ПР».

^ 2 период – первичная институционализация (1991-1994) - стадия формирования начальной организации субъектов.

1. 13 августа 1991 г. – РАСО – Идея: помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость ПР-рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности ПР-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности.

2. 1997 г. – РАСО - член Европейской Конфедерации PR (CEPR), сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA).

3. 1991 г. – гос. образоват. реестре специальность 022000 «СО», МГИМО.

4. Особенность: развитие PR в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность.

^ 3 период – вторичная институализация. С 1994 года - система специфических норм, предписаний, регулирующих поведение специалистов СО.

1. 22 ноября 1994 года - Декларация профессиональных и этических принципов в области СО, принятую членами РАСО.

2. 1997 г. ряд организаций – члены РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции (честный подход к клиентам, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности сведений).

3. Формирование законодательной базы: 1995 г. - ФЗ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос.власти в государственных СМИ» и т.д.

4. 1997 г. - Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник» «Русский журнал»

Россия обладает своей историей развития PR как науки об установлении значимых социальных связей. Типично русской специфической чертой является активное использование таких способов создания положительного общественного мнения, как благотворительность и меценатство. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться такими крупными историческими деятелями, как купец Павел Третьяков, создавший всемирно известную картинную галерею, промышленник Савва Мамонтов, стоявший у истоков русского оперного 

искусства и материально поддержавший многих и многих бедствовавших артистов и художников, княгиня Тенишева, прославившая русское народное творчество за рубежом, княгиня фон Мекк, благодаря материальной поддержке которой мог расцвести гений Чайковского, и многие другие. Очень активную позицию занимали и отдельные представители царского двора. Некоторые историки считают, например, что первым PR-меном в России была супруга Александра III Мария Федоровна, которая считала своим прямым долгом информировать прессу и общественность о различных мероприятиях. Она устраивала встречи, проводила беседы, собирала информацию из разных источников, т. е. фактически применяла на практике технологию PR-служб.

В социалистическую эпоху паблик рилейшнз как отношения продолжали существовать под жестким контролем партийной цензуры и навязанной государственными органами идеологии. Их естественное проявление оказывалось возможным не благодаря государственной политике, а вопреки ей. Возникали как бы скрытые формы паблик рилейшнз типа устных рекомендаций, закрытых и полузакрытых собраний и обсуждений (типа «только для членов КПСС», грифов «Для служебного пользования»). Информация, тем не менее, распространялась в основном по неформальным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытости напряженность в обществе.

Следует отметить, что, несмотря на Длинную и богатую историю общественных связей в России, они, конечно, изучены явно недостаточно, это еще предстоит сделать нашим современникам.
Список использованной литературы:

  1. Шомели Ж., Уисман Д. Связи с общественностью. 9-е изд. /Пер. с франц. под ред. Г. Е. Алпатова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 128 с.

  2. http://prstudent.ru/archives/140

  3. http://www.raso.ru/news/pr_industry

  4. «Русский журнал»



Скачать файл (46.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации