Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Бухгалтерский финансовый учет - файл 1.doc


Лекции - Бухгалтерский финансовый учет
скачать (234.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc235kb.04.12.2011 20:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Документы, определяющие ведение кассовых операций в организации и их учет.

Компетенцию по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также функции по определению порядка ведения кассовых операций законодатель возложил на Банк России (статья 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Нормативными правовыми документами, регулирующими наличное денежное обращение в Российской Федерации и определяющими порядок ведения кассовых операций, являются:

- «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года №14-П (утверждено Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 года, протокол №47);

- «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержден Решением Совета Директоров ЦБ Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40 (Письмо ЦБ Российской Федерации от 4 октября 1993 года №18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации») (Далее Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации содержит общие положения о порядке ведения кассовых операций и устанавливает процедурные правила по следующим разделам:

- прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;

- ведение кассовой книги и хранение денег;

- ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Центральный Банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) в соответствии с предоставленными полномочиями устанавливает некоторые условия денежного обращения и разъясняет особенности применения в практической деятельности положений «Порядка ведения кассовых операций», например – смотрите:

- Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»;

- Письмо ЦБ РФ от 17 февраля 1994 года №14-4/35 «О разъяснениях по применению «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»;

- Письмо ЦБ РФ от 16 марта 1995 года №14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» и условий работы с денежной наличностью».

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает положения о ведении бухгалтерского учета и правила ведения учета хозяйственных операций, обязательные для применения всеми организациями (кроме Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций), находящимися на территории Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат Российской Федерации – федеральный орган, участвующий в пределах своих полномочий в регулировании бухгалтерского учета) утверждает унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций.

2. Документальное оформление кассовых операций.

1. При приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации Признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России (Приложение №1).

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

2. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и другим) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.

В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и других имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончании рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

3. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.

На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

4. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Выдача денег лицам, привлекаемым на сельскохозяйственные и погрузочно-разгрузочные работы, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, может производиться по ведомости. Ведомости составляются отдельно по каждой организации, работники которой были направлены на указанные работы, и заверяются, кроме подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия - организатора работ, подписью уполномоченного соответствующей организации.

Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности».

3. Особенности документального оформления кассовых операций с иностранной валютой.

Основным нормативным актом, регулирующим валютные операции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Полномочия по определению порядка ведения кассовых операций возложены на Центральный Банк (ст. 34 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

К денежным средствам организаций в иностранной валюте относятся:

  • наличные деньги в кассе в иностранной валюте (счет 50 «Касса», отдельный субсчет);

  • средства на валютных счетах, открытых в уполномоченных банках (счет 52 «Валютные счета»);

  • средства в иностранной валюте, в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и прочее (счет 55 «Специальные счета в банках», отдельный субсчет);

  • денежные средства в иностранной валюте инкассированные, внесенные в кассы кредитных организаций, для зачисления на счета в банках, но по состоянию на отчетную дату не зачисленные по назначению (счет 57 «Переводы в пути», отдельный субсчет).

Особенности учета валюты

В нашей стране базовой валютой бухгалтерского учета является российский рубль. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях (п. 1 ст. 8 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Причем это не зависит от вида валют, фактически использованных при совершении тех или иных операций.

Итак, для того чтобы правильно отразить в бухгалтерском учете хозяйственную операцию, совершенную в иностранной валюте, необходимо точно определить рублевую сумму этой операции. Вы можете сделать это последовательно, проведя следующие действия:

  • определить дату операции (пересчета);

  • уточнить курс Банка России, на дату операции (пересчета);

  • умножить сумму валюты на ее курс по данным Банка России;

  • при пересчете определить сумму курсовой разницы.

«Первичка» по валютной кассе

Наиболее распространенным источником поступления валютных средств в кассу предприятия является снятие наличной иностранной валюты с текущего счета в уполномоченном банке. Отметим, что наличную иностранную валюту можно использовать только для оплаты командировочных расходов сотрудников (ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). (Более подробную информацию по этому поводу вы найдете в № 12 «ПБ», 2006 г., стр. 42.) Так в каком же порядке должны отражаться все эти операции в бухгалтерском учете?

Прием валюты кассами предприятий и ее выдача из касс производится так же, как и по рублевым суммам. Таким образом, отсутствие записей о принятой в кассу иностранной валюте в единой кассовой книге может быть расценено как неоприходование (или неполное оприходование) в кассу денежной наличности. В свою очередь, это может привести к наложению на предприятие штрафных санкций.

Кассиру необходимо вести аналитический учет по каждому виду иностранной валюты, находящейся в кассе. Учет валютных операций и валютных ценностей ведется в той же системе счетов, что и учет рублевых операций и ценностей. При этом расчеты в иностранной валюте лучше учитывать обособленно, на специально открываемых субсчетах. Помимо обычных составляющих учетные записи на этих субсчетах должны также включать валютный курс, который используется для расчета рублевого эквивалента операций, отражаемых данными записями.

Отметим, что рубли – не единственная денежная единица, используемая в системе бухгалтерского учета. Параллельно с записями в рублях денежные средства на валютных счетах, операции в иностранной валюте должны отражаться в валюте расчетов и платежей по ее номиналу. Для этого можно использовать различные способы организации записей: вторые комплекты учетных регистров, запись данных дробью, включение в формы документов дополнительных показателей и т. п.

4. Учет переводов в пути. Денежные документы и их учет.
Денежные средства в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах, находящиеся в пути, подлежат отражению на счете 57 "Переводы в пути". Денежные средства считаются находящимися в пути, если они внесены в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, сданы инкассаторам для зачисления на расчетный или иной другой счет организации, но еще не зачислены по назначению.
Основанием для принятия денежных средств на учет на счет 57 являются квитанции кредит-ной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и другие документы. В бухгалтерском учете принятие на учет денежных средств, находящихся в пути, отражается следующим образом: Д-т 57, К-т 50. При поступлении денежных средств на расчетный счет (Д-т 51, К-т 57) основанием служит выписка банка по расчетному счету.
Получение перевода денежных средств в счет аванса, еще не поступивших на расчетный или иной счет организации, отражается записью: Д-т 57, К-т 62, получение перевода денежных средств от структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, - Д-т 57, К-т 79.
Счет 57, как правило, используется также при продаже и покупке иностранной валюты. При направлении валюты на продажу делается запись: Д-т 57, К-т 52, при зачислении выручки от про-дажи валюты - Д-т 51, К-т 91 и одновременно с учета списывается проданная валюта: Д-т 91, К-т 57. Выявленная на счете 57 курсовая разница подлежит отражению следующим образом: Д-т 57, К-т 91 либо Д-т 91, К-т 57.
Если организация осуществляет покупку иностранной валюты и день ее покупки банком не совпадает с днем зачисления иностранной валюты на специальный транзитный счет, то используется счет 57: приобретение банком иностранной валюты - Д-т 57, К-т 76, зачисление приобретенной валюты на специальный транзитный валютный счет - Д-т 52, К-т 57, одновременно в учете отражается курсовая разница (Д-т 52, К-т 91 или Д-т 91, К-т 57).
У организации-продавца при реализации товаров и использовании в расчетах пластиковых карт также используется счет 57. При продаже товаров по дате выписки слипа (бланка установ-ленной формы) и выдаче кассового чека делается запись: Д-т 57, К-т 90, а при поступлении де-нежных средств на расчетный счет - Д-т 51, К-т 57.
5. Инвентаризация кассы и порядок отражения результатов на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация кассы проводится в соответствии с приказом №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций.

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

  • при смене кассира

  • при выявлении недостач и хищений

  • перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:
Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка
Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи
Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира
6. Открытие расчетного счета. Безналичные формы расчетов.

Согласно гражданскому законодательству банковский счет (как минимум один) обязана иметь каждая организация, являющаяся юридическим лицом. Расчетный счет должен быть открыт после государственной регистрации юридического лица.

Для этого организация сдает в банк следующий пакет документов:

  • заявление на открытие расчетного счета

  • заполненный договор банковского счета (2 экз)

  • нотариально заверенные копии учредительных документов (устав, учредительный договор, решение и т.д.)

  • нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

  • карточка с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом и образцом оттиска печати

  • копию информационного письма об учете в органах статистики

  • иные документы по требованию банка

Бланки заявления, карточки и договора можно получить в банке.

В течение нескольких дней юристы и службы безопасности банка проверяют документы, после чего выносят решение об открытии счета. Если с документами все в порядке, то организация получает подписанный руководством банка договор банковского счета и уведомление об открытии счета в банке.

Об открытии счета банк сообщает в налоговую инспекцию, где ваша организация стоит на учете. При этом организация в течение 10 дней также должна сообщить в налоговую об открытии счета путем представления сообщения об открытии (закрытии) счетов.
В случае если организация во время не проинформирует налоговую об открытии счета, ее могут оштрафовать на 5000 рублей (статья 118 НК РФ), а также директора на сумму от 1000 до 2000 рублей (статья 15.4 КоАП РФ).

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
- платежные поручения;
- платежные требования-поручения;
- чеки;
- аккредитивы;
- векселя.

^ Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

^ Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

^ Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа - векселя.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные (федеральный закон от 21.02.97 г.     № 48-ФЗ)

7. Учет операций по расчетному счету.

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ - учет операций на расчетных счетах, открываемых в банках предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс. На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т. п. Предприятие периодически (в установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, то есть перечень произведенных им за отчетный период операций. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета и служит основанием для бухгалтерских записей. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет "Расчеты по претензиям", а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается. На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом "Расчетный счет", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете "Расчетный счет". Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. Для отражения оборотов по кредиту счета "Расчетный счет" служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета "Расчетный счет*. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

8. Понятие кредиторской и дебиторской задолженности.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Отражение  в балансе сумм задолженностей покупателей и заказчиков.
При формировании показателя, отражаемого в расшифровке "в том числе покупатели и заказчики" к статьям "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)" и "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" учитывается дебетовое сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") по состоянию на отчетную дату.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, не погашенная на отчетную дату, должна отражаться в отчетности в сумме принятой к учету выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также иных активов (внеоборотных активов, производственных запасов), увеличенной на сумму налогов, предъявленных покупателю (НДС, налога с продаж).
^

9. Учет расчетов с покупателями и заказчиками за продукцию, работы и услуги.


Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту


46 Выполненные этапы по незавершенным работам
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы

50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
57 Переводы в пути
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями



76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

79 Внутрихозяйственные расчеты

10. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Организации ведут учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", на котором учитываются расчеты за полученные в собственность материальные ценности, принятые к оплате работы и услуги.

Счет 60 кредитуется на стоимость счетов - фактур, поступивших от поставщиков и подрядчиков, а дебетуется на суммы поступивших денежных средств в оплату счетов - фактур или взаиморасчетов.

При этом делаются следующие бухгалтерские записи.

А. При принятии счетов - фактур к учету

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - отражена стоимость приобретенных отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, а также выполненных строительно - монтажных работ по строительству объектов (без НДС);

Д-т сч. 07, 10 К-т сч. 60 - отражена стоимость полученных оборудования и материалов (без НДС);

Д-т сч. 60 К-т сч. 60 - отражен вексель, переданный в обеспечение оплаты поставок;

Д-т сч. 20, 23, 25, 26 и др. К-т сч. 60 - отражена стоимость принятых к оплате работ производственного характера, транспортных услуг, материалов, сразу потребленных в производстве (газ, вода, электроэнергия и т.п.), а также оказанных услуг по аренде (без НДС);

Д-т сч. 76, субсч. "Расчеты по претензиям" К-т сч. 60 - отражена стоимость выявленных недостач ценностей и арифметических ошибок в счетах - фактурах поставщиков;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - отражена сумма НДС, включенная в счет - фактуру по полученным ценностям, принятым работам и услугам.

Б. По погашении задолженности (исполнении обязательств)

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52) - при получении денежных средств в банке;

Д-т сч. 60 К-т сч. 62 или 90 - по товарообменным операциям;

Д-т сч. 60 К-т сч. 60 - при зачете в счет оплаты ранее выданных авансов (см. разд.9.2.1);

Д-т сч. 60 К-т сч. 66 или 67 - за счет полученных заемных средств (кредитов банков и займов);

Д-т сч. 60 К-т сч. 91 - списана кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности;

Д-т сч. 08, 07, 10, 19, 41 К-т сч. 60 - отражено уменьшение задолженности на сумму предоставленной поставщиком скидки к стоимости ценностей, полученных ранее (до их списания с учета).

В случае оформления участниками сделки их обязательств товарными векселями учет расчетов организации с поставщиками и подрядчиками ведется в общем порядке, изложенном выше, но с обособленным учетом на отдельных субсчетах счета 60 задолженности, обеспеченной векселями. Сумма обязательств (кредит счета 60) увеличивается на вексельный процент (доход поставщика или подрядчика), который относится на увеличение стоимости полученных организацией ценностей (дебет счетов 07, 10 и др.) или принятых работ и услуг (дебет счетов 20, 23 и др.).

На счете 60 организации учитывают также свои расчеты с поставщиками поступивших на склад материальных ценностей, по которым счета - фактуры еще не получены, - так называемые неотфактурованные поставки. В этом случае поступившие на склад материальные ценности как неотфактурованные поставки отражаются в бухгалтерском учете по договорным ценам и учитываются по видам материалов и поставщикам в порядке, установленном Инструкцией по ведению регистров бухгалтерского учета (журнально - ордерной формы счетоводства). При наличии расхождений в суммах оценки данных ценностей при принятии на учет и получении счетов - фактур от поставщиков на сумму разницы увеличивается (уменьшается) стоимость принятых ранее материальных ценностей.

Организация обязана также вести на счете 60 учет оплаченных, но не поступивших на склад материальных ценностей, находящихся в пути, по которым к ней перешло право собственности.

В соответствии с законодательством обязательства по соглашению сторон могут быть выражены в иностранной валюте или любой условной единице. В этом случае у покупателя продукции или товара на дату окончания расчетов (получения денежных средств и закрытия счета 60) выявляется суммовая разница.

11. Особенности учета расчетов с использованием векселей.
Учёт расчётов векселями у покупателей.
В настоящее время учёт расчётов с использованием векселей ведётся по упрощённой схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчёты без использования векселей. Выделение расчётов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учёте.
Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по К60 "Расчёт с поставщиками и потребителями" (по старому и новому плану счетов). Или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента её получения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается с Д60 с кредита счетов по учёту денежных средств (50;51;52-по старому и новому плану счетов). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учёте отдельно.
Учёт векселей у поставщика.
Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счёт 62 "расчёты с покупателями и заказчиками" (по старому и новому плану счетов), субсчёт 3 "Векселя полученные". Счёт 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредитом счетов учёта реализации готовой продукции 46 (по новому плану счетов сч.90 "Продажи") или другого вида имущества ( сч. 47 и 48 -по новому плану счетов сч.91 "Прочие доходы и расходы"). Оплаченные векселя отражаются по Д-ту счетов учета денежных средств и К 62.
Проценты по векселю обычно включают в его номинальную цену. Если %% по векселю оплачивают сверх номинальной суммы векселя, то величину начисленных %% отражают по К 80 "Прибыли и убытки" (по новому плану счетов сч.99 " Прибыли и убытки") и Д 62.
До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель.
При включении % по векселю в его номинальную цену операция учета
(дисконта) векселей и иных долговых обязательств отражается организацией-векселедержателем по номинальной стоимости векселей по К 90
"Краткосрочные кредиты банков" ( по новому плану счетов К 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" ) или К 92 "Долгосрочные кредиты банков" (по новому плану счетов К 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам") и Д 50;51;52 в фактически полученных суммах, а также сч.80 (по новому плану счетов - сч.99) на сумму учетного %, уплаченного банку. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (сч.62 и др.).
При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банку.
Перечисленные средства списываются с К 50;51 в Д 90 или Д92.
Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.
Организация приобретала векселя в банке как объект финансовых вложений. В дальнейшем их можно погасить, реализовать до наступления сроков погашения, а также произвести векселем расчет за товары (работы, услуги).
1.Приобретение векселя.
Учитывается как приобретение ценной бумаги (на сумму фактических затрат):
Д 08 - К 76
Д 58 - К 08
Д 76 - К 51
2.Погашение векселя.
Отражается проводками:
Д 76 - К 48 на сумму векселя по номиналу (если вексель беспроцентный)
Д 48 - К 58 списывается учетная стоимость векселя
Д 48 (80) - К 80 (48) выявляется финансовый результат
Д 51 - К 76.

13. Учет расчетов по претензиям.

Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией поставщикам, подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:

– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;

– выявлена недостача поступивших от него ценностей;

– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).

В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени, штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и пунктом 3 статьи 250 НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются внереализационными доходами организации.

В учете они отражаются проводкой:

ДЕБЕТ 76-2   КРЕДИТ 91-1– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.

Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:

ДЕБЕТ 94   КРЕДИТ 60– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;

ДЕБЕТ 76-2   КРЕДИТ 60– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций недостача списывается так:

ДЕБЕТ 94   КРЕДИТ 76-2– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учете реализация недостающих ценностей сторнируется:

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 90-1– сторнирована реализация недостающих ценностей;

ДЕБЕТ 90-2   КРЕДИТ 41 (43)– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;

ДЕБЕТ 90-3   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 76-2– отражена предъявленная покупателем претензия;

ДЕБЕТ 76-2   КРЕДИТ 51 (50, 52)– погашена задолженность по претензии;

ДЕБЕТ 94   КРЕДИТ 41 (43)– списана себестоимость недостающих ценностей.

14. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Подотчетные суммы - денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Подотчетные суммы учитываю на активном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», по дебету которого отражают выдачу денежных авансов подотчетным лицам, а по кредиту – утвержденные суммы расходов из подотчетных сумм, а также возврат авансов.
Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче в разрезе подотчетных лиц.
Учет расчетов с подотчетными лицами по служебным командировкам. Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст.166 ТК РФ).
Когда сотрудника направляют в командировку, то ему гарантируется сохранение места работы и среднего заработка. Также ему предоставляется гарантия, что расходы, связанные со служебной командировкой, ему возместят.
Порядок оформления документов при командировке изложен в Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62).
При направлении работника в командировку наряду с командировочным удостоверением на усмотрение руководителя может быть оформлен приказ. При этом организация может издать приказ, в котором указывается перечень документов, необходимых для направления работника в командировку.
Это может быть приказ о командировании или командировочное удостоверение (Письмо Минфина России от 6 декабря 2002 г. N 16-00-16/158).
Прежде чем отправить сотрудника в командировку, его непосредственный начальник заполняет форму N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", в котором указывается служебное задание работника, место, куда именно и на сколько дней он командирован. Затем задание утверждает руководитель организации. На основании его отдел кадров организации выписывает командировочное удостоверение (форма N Т-10), причем в одном экземпляре. Если сотрудник организации в ходе выполнения служебного задания посещает несколько пунктов назначения, то в этом случае в каждом месте в документе необходимо сделать отметку о прибытии и убытии. Отметки должны быть заверены подписью должностного лица и печатью (п.6 Инструкции N 62).
Командировочное удостоверение - документ, который подтверждает то, что расходы произведены фирмой обоснованно. Для работника же этот документ необходим, чтобы ему возместили расходы.
Бухгалтерский учет расчетов с работниками по суммам, выданным на командировочные расходы, ведется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (План счетов бухгалтерского учета ФХД организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н). Командировочные расходы отражаются в сумме фактически понесенных и документально подтвержденных расходов по кредиту счета 71. На счете 50 "Касса" отражаются денежные средства, выдаваемые работнику в качестве аванса и возврата работником, в случае их не использования. Согласно п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33, командировочные затраты являются расходами по обычным видам деятельности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Командировочные расходы включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п.8 ПБУ 10/99).
Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями этих организаций.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Наличные средства предоставляются в под отчет при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается (п.11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40).
По приезде из командировки должен быть представлен авансовый отчет с приложением следующих документов:
- командировочное удостоверение или приказ о командировании;
- документы о найме жилья и о расходах по проезду.
В отчете командированный сотрудник описывает содержание работы, которую проделал в командировке.
Иногда получается так, что работнику приходится потратить больше средств, чем ему было выдано под отчет. В связи с этим на основании расходного кассового ордера ему выплачивается потраченная сумма.
Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Бывают случаи, когда работник вовремя не представил авансовый отчет и не вернул неизрасходованную сумму. В этой ситуации согласно распоряжению работодателя (не позднее 1 месяца со дня окончания срока возврата денег) у работника удерживается эта сумма из зарплаты.
Не следует забывать о том, что при выплате зарплаты удержания не должны быть больше 20% от суммы заработной платы работника. Размер удержаний может быть увеличен до 50%, если представлены два или больше исполнительных документов. Если работник оспаривает данную ситуацию, то денежные средства могут быть взысканы в судебном порядке.
В этом случае используются счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
В бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:
Д-т сч. 94 К-т сч. 71 - отражены невозвращенные денежные средства в установленные сроки
Д-т сч. 70 К-т сч. 94 - удерживаются из заработной платы работника не возвращенные в установленные сроки денежные средства
Д-т сч. 73 К-т сч. 94 - взысканы не возвращенные в установленные сроки денежные средства в случае, когда они не могут быть удержаны из заработной платы работника организации.
^

15. Учет расчетов с учредителями.


Все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.) по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т.п. учитывают на счете 75 «Расчеты с учредителями».

К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:

1. «Расчеты по вкладам в уставный капитал»;

2. «Расчеты по выплате доходов» и др.

При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет 75-1 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал».

Фактически внесенные вклады учредителей отражают по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (01,04,10,50,51,52) и кредиту счета 75-1.

Расчеты по вкладам в уставный капитал у предприятий различных организационно правовых форм производятся одинаково. При этом запись по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» производятся на всю величину уставного капитала, объявленную в учредительных документах.

Начисление доходов от участия в организации отражают по кредиту счета 75-2 и дебету счетов 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — при начислении дохода за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет.

При начислении дивидендов с юридических и физический лиц удерживают налог. Начисленные суммы налога отражают по дебету счетов 75 «Расчеты с учредителями» или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Выплаченные участникам организации суммы доходов списывают с кредита счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» в дебет счетов 75 или 70. При выплате доходов продукцией (работами, услугами) организации их списывают с кредита счета 90 «Продажи» в дебет счетов 75 или 70 .

Основные проводки по счету 75 «Расчеты с учредителями»:


^

16. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.


Учет расчетов с персоналом по прочим операциям ведется на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». На этом счете отражаются операции по всем видам расчетов с персоналом предприятия, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами.

К счету 73 могут быть открыты субсчета:

73-1 — «Расчеты по предоставленным займам»;

73-2 — «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками предприятия по предоставленным им займам, например, на индивидуальное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и т.д. По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет».

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником предприятию в результате недостач и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Основные проводки по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»:



17. Понятие основных средств, их классификация и оценка.

^ Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.

Имущество учитывается в составе основных средств организации при единовременном выполнении следующих условий:

  1. имущество используется в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для  управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  2. имущество используется в течение длительного времени, (продолжительностью свыше 12 мес или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес);

  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

  4. имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359) в бухгалтерском учете к основным средствам:

Относятся

Не относятся

  • здания,

  • сооружения,

  • рабочие и силовые машины и оборудование,

  • измерительные и регулирующие приборы и устройства,

  • вычислительная техника,

  • транспортные средства,

  • инструмент,

  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности,

  • рабочий, продуктивный и племенной скот,

  • многолетние насаждения,

  • внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

  • капитальные вложения на коренное улучшение земель;

  • капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;

  • земельные участки и объекты природопользования.

  • предметы, служащие менее 1 года,

  • предметы стоимостью ниже лимита, установленного в учетной политике, но не более 20000 рублей,

  • орудия лова,

  • инструменты целевого назначения,

  • специальная и фирменная одежда и обувь,

  • постельные принадлежности,

  • временные сооружения,

  • молодняк, подопытные животные,

  • многолетние насаждения в питомниках.


Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления  за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет 03).

Другие основные средства должны быть учтены на счете 01 «Основные средства».

Для целей налогового учета применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы  (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002г. №1 в ред. от 18.11.2006 ).  

Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

^ Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средст, по которой они принимаются к учету.

Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.

В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.

^ Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

^ Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.

Основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета  МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения объекты стоимостью до 10 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы.

В случае, если лимит списания для целей бухучета превышает лимит для целей налогового учета возникает отложенный налоговый актив.

^ Порядок  единовременного списания основных средств стоимостью до 20 000 руб. отражен в таблице:



Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Приобретено основное средство стоимостью до 20 000 рублей

10

60

2

Списана стоимость объекта основных средств при отпуске в производство

20,26,44

10

2

Отражен отложенный налоговый актив (ОНА)

09

68
^

19. Учет поступления основных средств и их документальное оформление.


Основные средства поступают в организацию:

  1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал

  2. в результате строительства

  3. путем приобретения за плату

  4. путем безвозмездной передачи

  5. по договору мены

При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.



Содержание операции

Дебет

Кредит

1. Получены основные средства от учредителей

1.1.

Сформирована задолженность учредителей по вкладам

75-1

80

1.2.

Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

^ 2. Построены основные средства

2.1. подрядным способом

2.1.1.

Сформирована стоимость подрядных работ

08

60

2.1.2.

Учтена стоимость подрядных работ

01

08

2.2. хозяйственным способом

2.2.1.

Списаны материалы на строительство

08

10

2.2.2.

Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата

08

70

2.2.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

^ 3.Приобретены основные средства

3.1. не требующие монтажа

3.1.1.

Начислено поставщику по счету

08

60

3.1.2.

Учтены расходы на доставку

08

76,60,23...

3.1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.2. требующие монтажа

3.2.1.

Начислено поставщику за оборудование

07

60

3.2.2.

Оборудование передано в монтаж

08

07

3.2.3.

Списаны затраты на монтаж

08

10,70,69...

3.2.4.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

^ 4. Получены безвозмездно основные средства

4.1.

Приняты к учету основные средства (счет 91)

01

91

4.2.

Приняты к учету основные средства (счет 98)

01

98-2

4.3.

Начислена амортизация основных средств (счет 98)

20
02

98-2
91

^ 5. Получены по договору мены основные средства

5.1.

Реализованы материалы по договору мены

62

91

5.2.

Списана стоимость материалов

91

10

5.3.

Оприходовано основное средство

08

60

5.4.

Произведен зачет стоимости материалов и основного средства

60

62
^

20. Амортизация основных средств


Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

^ Амортизация не начисляется по:

  • объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

  • объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для объекта исходя из его срока полезного использования.

^ Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относиться.

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице.

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

  1. линейный способ;

  2. способ уменьшаемого остатка;

  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  1. линейный

  2. нелинейный методы.

При этом налогоплательщик имеет право включать в состав расходов периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (кроме полученных безвозмездно).

При расчете суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются данные расходы на капитальные вложения.

По объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.
Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств".

^ Корреспонденция счетов по учету амортизации:



Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Начислена амортизация основных средств

20,23.26,44...

02

2

Произведена переоценка (дооценка амортизации)

83

02

3

Произведена переоценка (уценка амортизации)

02

83,84

4

Списана амортизация

02

01-В

5

Начислен износ

001

-

21. Виды ремонтов и учет затрат на их проведение.

Ремонт основного средства осуществляется с целью его поддержания в рабочем состоянии. Ремонт может быть текущим, средним или капитальным. Кроме того, основное средство можно реконструировать, модернизировать, достраивать, дооборудовать и т. п. Согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), посредством ремонта, модернизации и реконструкции осуществляется восстановление объекта основных средств.



Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Расходы на ремонт списываются единовременно

20,25,26,44

10,70,69,60

^ 2. Образование и использование ремонтного фонда

2.1

Ежемесячные отчисления в ремонтный фонд

20,25,26,44

96

2.2

Списание затрат за счет ремонтного фонда

96

10,70,69,60

2.3

Списание суммы превышения фактических затрат

97

10,70,69,60

2.4

Списание суммы превышения ремонтного фонда

20,25,26,44

96

^ 3. Отнесение затрат на расходы будущих периодов

3.1

Списывается сумма фактических затрат на ремонт

97

10,70,69,60

3.2

Ежемесячное списание затрат на себестоимость продукции

20,25,26,44

97


Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. (ст. 257 НК РФ)
^ Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. (ст. 257 НК РФ)

^ Достройка, дооборудование, модернизация - это работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.






Скачать файл (234.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации