Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы менеджмента - файл 1.doc


Лекции - Основы менеджмента
скачать (3060 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3060kb.04.12.2011 20:31скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Содержание

Тема 1. Основные понятия менеджмента 4

1.1. Определение менеджмента 4

1.2. Основные понятия менеджмента 4

1.3. Роли и труд менеджера 9

1.4. Эволюция управленческой мысли (краткий обзор школ и концепций менеджмента) 11

1.5. Внешняя и внутренняя среда организации 15

Тема 2. Коммуникации в менеджменте. 23

2.1. Сущность и задачи менеджера в области коммуникации 23

2.2. Процесс коммуникации. 23

2.3. Виды коммуникации 24

^ 2.4. Коммуникационные сети 24

2.5. Коммуникационные стили 26

2.6. Ролевая игра «Эффективная коммуникация» 27

2.7.Преграды в межличностной коммуникации, пути совершенствования искусства общения 27

^ 2.8.Преграды в организационной коммуникации и пути их преодоления 29

Тема 3. Принятие решений в организациях 32

3.1. Понятие и типология решений, факторы неопределенности в процессе принятия решений 32

3.2. Процесс подготовки и принятия решения 34

^ 3.3. Методы моделирования и количественного анализа для решения управленческих проблем 36

3.4. Стили принятия решений 43

Тема 4. Стратегическое управление. Стратегическое планирование. 44

^ 4.1.Понятие и процесс стратегического планирования 44

4.2.Определение миссии и целей организации 45

4.3.Анализ внешней и внутренней среды 46

4.4.Разработка, реализация и оценка стратегии организации 49

4.5. Типы стратегий. 50

^ 4.6.Текущее планирование в организации 52

4.7. Методы календарного планирования 54

Тема 5. Организационные структуры и механизм управления 60

^ 5.1.Понятия делегирование, полномочия и ответственность 60

5.2.Линейные и штабные полномочия 61

5.3.Централизация и децентрализация управления 63

5.4.Департаментализация, типы и виды организационных структур, 64

их достоинства и недостатки. 64

^ 5.5.Типология форм и методов эффективного контроля. 71

Тема 6. Мотивация трудовой деятельности 74

6.1.Сущность и процесс мотивации 74

6.2. Содержательные теории мотивации 75

6.3.Процессуальные теории мотивации 78

Тема 7. Групповая динамика и управление конфликтом 82

^ 7.1.Формальные и неформальные организации 82

7.2. Стадии развития группы. 83

7.3.Условия, влияющие на эффективность работы в группе 83

7.4. Групповое упражнение «Полет на Луну» 86

Тема 8. Руководство: лидерство, власть и влияние. 94

Управление персоналом. 94

^ 8.1. Понятие руководства, лидерства, власти и влияния 94

8.2. Формы и способы власти и влияния 95

8.3. Теоретические основы лидерства 97

8.4.Структура управления персоналом. 110

Список использованной литературы 113



Введение

Глубокие неотвратимые изменения в российской экономике, включение ее в мировые экономические процессы настоятельно требуют от современных специалистов изучения мировой практики и теории менеджмента. Сегодня в условиях жесткой конкуренции, постоянных изменений, неопределенности внешней среды профессиональный подход к управлению является главным условием успеха организации. Перед высшей школой поставлена задача – научить будущих специалистов современным принципам, формам и методам управления. На решение этой задачи направлено изучение учебной дисциплины «Менеджмент» в программе обучения специалистов высшей школы.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, не зависящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия. Поэтому предлагаемое учебное пособие имеет широкий спектр применения в учебном процессе и предназначено для студентов экономических и неэкономических специальностей.

Данное учебно-методическое пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Основная цель изучения дисциплины - дать студентам основополагающие представления об организациях и об эффективном управлении ими. В ходе изучения курса «Менеджмент» студенты должны освоить следующие вопросы:

  • сущность управления и основные категории менеджмента;

  • структура и взаимосвязь внутренней и внешней среды организации;

  • сущность принципов и методов эффективного управления организациями;

  • процесс коммуникации и эффективность управления им;

  • теоретические подходы к принятию решений;

  • стратегическое планирование и реализация стратегии;

  • мотивация трудовой деятельности;

  • основные принципы построения организационных структур и отношений;

  • поведенческие аспекты в организации: лидерство, власть, влияние, групповое взаимодействие, управление конфликтом;

  • основные принципы управления персоналом.

Данное пособие включает в себя восемь основных разделов, каждый из которых имеет ряд подразделов, раскрывающих отдельные аспекты предложенных тем. Особенностью публикуемого издания является наличие практикующих упражнений, вкрапленных в текстовый материал, что дает возможность применять активные формы обучения и позволяет преодолевать традиционную форму подачи материала. Поэтому предлагаемое пособие предназначено как для студентов, так и для преподавателей, а также практикующих менеджеров в целях повышения квалификации. Кроме того, пособие содержит большой спектр наглядных схем и таблиц, позволяющих значительно структурировать и обобщать материал, а практические ситуации, ролевые игры, тесты для оценки личных качеств, контрольные вопросы необходимы студентам для самостоятельной работы и подготовки к практическим занятиям и семинарам.

Знакомство с данным курсом позволит составить достаточно цельное представление об основных принципах и методах современного управления, его роли в обеспечении жизнедеятельности и конкурентоспособности организации и послужит формированию профессиональных знаний и умений будущих менеджеров.
^

Тема 1. Основные понятия менеджмента


1.1. Определение менеджмента

1.2. Основные понятия менеджмента

1.3. Роли и труд менеджера

1.4. Эволюция управленческой мысли

1.5. Внешняя и внутренняя среда организации

^

1.1. Определение менеджмента


Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Произошла т.н. «революция менеджеров», когда возникли корпорации-гиганты, простирающие свои производственные и сбытовые сети по всему миру, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с целым государством. Известно, что крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций, от них зависят правительства, а значит, решения менеджеров, стоящих во главе крупных корпорации, подобно решениям государственных деятелей определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Важен и малый бизнес. В экономике развитых стран предприятия малого бизнеса по количественному составу составляют более 95% всех фирм. В этой сфере экономики существует еще более жесткая конкуренция, а основная задача устоять, выжить, вырасти принадлежит эффективному менеджменту.

Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике управления.

Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Скачать файл (3060 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации