Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Ценообразование - файл Лекции.doc


Лекции - Ценообразование
скачать (1171 kb.)

Доступные файлы (1):

Лекции.doc1434kb.10.10.2009 14:22скачать

содержание

Лекции.doc

Содержание


Введение. Цены ....................................................................................................

3

Сущность цены .....................................................................................................

5

Основные методы ценообразования ....................................................................

7

Функции цен .........................................................................................................

8

Регулирующая роль цены .....................................................................................

9

Затратный метод ценообразования .....................................................................

10

Отражение в цене чистого дохода .......................................................................

12

Методы определения цен ...............................................................................

12

Инфляция и дефляция ..........................................................................................

13

Механизм формирования цен в рыночной экономике .....................................

15

Закон спроса ..........................................................................................................

18

Закон предложения ...............................................................................................

19

Рыночное равновесие ...........................................................................................

20

Цена вечный маятник рынка .............................................................................

22

Ценообразование и внешнеэкономическая деятельность ...............................

24

Система внешнеторговых и розничных цен ...............................................

25

Наиболее распространенные методы ценообразования

на внешних рынках .......................................................................................


25

Свобода ценообразования ...................................................................................

26



^

Введение. Цены.


С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.

Однако цены представляют не только индивидуальную, личную и общественную социальную категорию.

Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителем, так и экономические процессы в целом, включая общественные производства, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе действуют как общий единый целостный ценовой механизм.

В народном хозяйстве, экономике применяются десятки миллионов цен. Под единым понятием «цена» понимается множество ее разновидностей: оптовые, розничные, государственные, рыночные, закупочные, договорные, проектные, плановые, прогнозные, лимитные мировые и др.

Экономика как рыночного, так и нерыночного типа пользуется ценами.

Цены – это тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой.

В директивно-управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать две взаимозаменяющие части. Это с одной стороны сами цены, с другой ценообразование, как способ, правила установления формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование предопределяет величину цены. Чаще всего оно от нас скрыто, а цены мы видим наяву.

Цены и ценообразование составляет в своем единстве ценовой механизм.

Ценообразование является одним из самых важных элементов хозяйственного механизм. Перед ценообразованием поставлена очень непростая задача: добиться того, чтобы цены нацеливали все отрасли и предприятия на выпуск высококачественной продукции с минимально возможным уровнем издержек производства, гибко изменялись в зависимости от условий производства и реализации продукции и услуг.

Задача органов ценообразования в нашей стране – найти справедливую цену на каждое изделие, кто бы его ни производил, и для кого бы оно не предназначалось.

А существуют ли справедливые цены?

Переход к рыночной экономике, либерализация цен, вызывающая их рост, приводит к обостренной реакции людей на цены и их изменения.

Многими людьми цены воспринимаются как главный показатель уровня жизни, народного благосостояния. Высокие цены люди считают несправедливыми, недоступными.

Для покупателя та цена, которая ему по карману – справедливая и правильная, для продавца же справедлива цена что повыше, что доход приносит побольше, затраты оправдывает. Поэтому понятие "справедливая" цена – очень условное.

Более или менее справедливой можно считать цену, на которую согласились и продавец и покупатель, исходя каждый из своих интересов, но это ведь договорная, рыночная цена

Уровень жизни, масштабы и способы потребления населения товаров и услуг зависит от цен, а также и от доходов, от денежных накоплений населения, от наличия товаров в этой тортовой сети.
^



Тема: Сущность цены.


Цена есть денежное выражение стоимости продукции, товаров и услуг, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость.

Для покупателя цена – это количество денег, которые получает продавец и которые приходится платить за вещь товар, услугу.

Но цена не просто фиксирует количество дела, которое надо заплатить, чтобы получить какую-то вещь в свою собственность.

Цена – это отношение, возникающее между тем, кто произвел эту вещь и продает ее и тем, кто хочет ее купить, т.е. это отношение между продавцом и покупателем.

Существует множество видов цен, различающихся между собой назначением, областью применения ,способом формирования.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, т.е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи.

По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере предприятиям, организациям.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется в крупных партиях в условиях оптовой торговли.

Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом.

Закупочные цены это цены, по которым государственные торговые организации закупают сельхозпродукцию у ее производителей.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях на ряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставляемые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Наличие различных цен на однотипную продукцию в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, т.е. мирового рынка.

Мировые цены представляют либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо среднее значение цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.

Наличие разнообразных форм торговли приводит к разделению розничных цен на группы соответствующие их применению в отдельных секторах экономики и торговли. Так, принято различать цены государственные, кооперативные, комиссионные, аукционные, цены колхозного рынка

Близки к ценам по экономическому содержанию и назначению тарифы на услуги транспорта и связи, бытовые и коммунальные услуги, а также расценки на проектные, строительные и монтажные работы.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых видов продукции используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные, расчетные, плановые цены.

Цены, зафиксированные договором соглашения между производителем продукции и торгующей организацией, потребителями, а в общем случае – между любым заказчиком и исполнителем работ называют договорными.

Цены, на которые не распространяется действие государственных актов и других предварительно выработанных документов, условий, ограничений, установленных по взаимному согласию между продавцом и покупателем, обусловленные взаимодействием спроса и предложения, называют свободными.

На ряд товаров цены изменяются в зависимости от сезона, вследствие чего их называют сезонными.

^




Тема: Основные методы ценообразования.


Определение цены – это процесс, проходящий несколько этапов.

Этапы расчета цены:

  1. Постановка целей и задач ценообразования.

  2. Определение спроса.

  3. Оценка издержек производства.

  4. Анализ цен и товаров конкурентов.

  5. Выбор метода ценообразования.

  6. Установление цены.

Можно выделить несколько основных целей ценообразования, которые ставит перед собой фирма.

  1. Максимизация прибыли. Это главная и очевидная цель любой коммерческой фирмы.

  2. Захват большей доли рынка. Для этого фирмы применяют "цены проникновения". После увеличения доли рынка можно постепенно повышать цену.

  3. Рост продаж. Он достигается за счет применения сниженных цен.

  4. Обеспечение выживаемости на рынке. Первое время перед любой фирмой стоит задача выжить на рынке. В это время действует принцип: "Выживание важнее прибыли!".

  5. Завоевание лидерства по показателям качества. Производство высококачественного товара и установление высокой (престижной) цены.

Цена любого товара имеет верхнюю и нижнюю границу. Верхней границей цены является платежной спрос потребителей, нижней – издержки производства. Конкуренция оказывает давление на цену сверху.

Цель всех методик ценообразования – сузить их границы и назначить конкретную цену на товар.
^

Методы ценообразования.


  1. Средние издержки + прибыль – на издержки накидывается определенный процент прибыли.

  2. Целевое ценообразование – установление цены, обеспечивающей заданную прибыль.

  3. Установление цен на основе ощущаемой ценности товара - учет восприятия цены потребителем.

  4. Установление цен на основе текущих цен - учитываются цены конкурентов и цены лидера.
^

Тема: Функции цен.


При централизованном установлении цен на них возлагаются функции, вытекающие из той роли, которую они призваны играть в управлении.

Это чрезвычайно разнообразные и многочисленные функции.

Виды и функции цен различаются в зависимости от природы экономической среды, в которой они используются.

^ 1. Ведущая, первичная функция цены – измерительная. С помощью цены, прежде всего, измеряется в единых признанных денежных знаках стоимость партии товара, определяемая как произведение физического объема на цену.

Цена непосредственно измеряет, определяет стоимость весовой, объемной, штучной единицы товара.

Одновременно цена есть соизмеритель ценности разных товаров, представленной в денежном выражении.

^ 2. С измерительной функцией соседствует, частично входя в ее состав, учетно-контрольная функция.

Цена, переводя материальные, вещественные параметры народного богатства в стоимостные, а, следовательно, и в финансовые, служит инструментом учета и контроля, сохранения накопления на предприятиях, в учреждениях, в других ячейках народного хозяйства.

^ 3. Следует выделить также плановую функцию цены. Планирование производства, распределения, потребления продукции в стоимостном выражении невозможно осуществить без использования цен на планируемые объекты.

Немаловажная роль цен при разработке целевых комплексных государственных, региональных, фирменных программ.

^ 4. Центральная функция цены в рыночной экономике – регулирование производства и обращения товаров посредством уравновешивания спроса и предложения на товары. Высокие цены ограничивают потребление ресурсов, низкие цены возбуждают спрос.

^ 5. Цена выполняет стимулирующую функцию, заинтересовывая производителей в производстве выгодно, рентабельной продукции и угрожая разорением убыточному, неприбыльному производству.

6. Цена выполняет и социальную функцию, ибо от нее зависит объем и структура потребления материальных благ и услуг, потребительский бюджет.
^

Тема: Регулирующая роль цены.


Центральная функцию любой цены в экономике любого типа – регулирующая, но проявляется она совершенно по-разному. В рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывая денежный запрос производителя или продавца товаров па их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя.

При наличии государственного воздействия на цены, цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей.

Тем самым были созданы перекосы, неестественные экономические отношения между республиками, отраслями производителями, людьми.

Изменение розничных цен, вызывая перераспределение доходов и расходов населения, деформацию семейного бюджета, повышая или снижая доступность тех или иных видов социальных благ или услуг выполняет, социальную функцию.

Государственная розничная цена – очень плохой социальный регулятор и вообще не следует возлагать непосредственно на цены социальную функцию.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличить доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары, услуги.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводит к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. В этом смысле, говоря о рациональных и оптимальных ценах, следует иметь в виду одну функцию или такое их сочетание, при котором функция реализуется в некоторой степени. Поэтому в рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например плановой и распределительной и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы.

Механизм ценообразования должен быть свободно – рыночным.
^

Тема: Затратный метод ценообразования.


Определение цены по затратам производителя (издержкам) наиболее распространено в практике ценообразования. Формула расчета цен по этой модели имеет вид:

Ц = С + П + Н ,

где С – себестоимость продукции

^ П – нормативная или расчетная прибыль

Н – надбавки / скидки в цене.

В себестоимость включаются разные виды затрат на производство товаров (продукции, работ, услуг), которые несет производитель.

Себестоимость обычно распределяется по факторам производства путем выделения затрат на материалы, сырье, энергию, полуфабрикаты, покупные комплектующие с одной стороны, на износ основных фондов (амортизацию) с другой стороны и на заработную плату с начислениями.

Принято сводить затраты к двум обобщающим позициям:

Материальные и приравненные к ним затраты – зарплата с отчислениями на социальное страхование и накладными расходами (командировки, оплаты вспомогательному персоналу, расходы по содержанию и оснащению помещений).

Состав позиций, которые надо включить определяются не только их экономическим содержанием, но и законами, инструкциями.

Чем больше позиций затрат включаются в себестоимость продукции, тем больше в условиях ценообразования по формуле С + П выигрывает производитель и проигрывает потребитель.

ПРИМЕР:

Пусть цена продукции составляет 130 руб. Из низ 100 руб. себестоимость и 30 руб. – прибыль. Норма прибыли 30%.

Перенесем часть затрат величиной 10 руб. из прибыли в себестоимость, которая составит таким образом 110 руб.

Но при стабильной норме прибыли 30 %, ее величина при этом не только не упадет, а даже увеличится 33 р.

Цена станет равной 143 руб. [110+33]. Покупателю на 13 руб. больше. Частью этой «добычи» производитель поделится с финансовыми органами, уплатив налог на возросшую прибыль, остальное достанется ему. Отсюда в условиях «затратных цен» рождается стремление производителей "накачивать" себестоимость.

Издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные – это издержки, связанные с использованием и производстве неизменных жестко заданных факторов, издержки, обусловленные имеющимися зданиями и уже устаревшим оборудованием.

Переменные – это издержки, возникающие в результате использования какого-либо переменного фактора. К ним относятся материальные затраты и переменные трудовые издержки. Последние считаются переменными лишь в том случае, если работник нанят на короткий или неоговоренный срок, т.е. когда отсутствует долгосрочное трудовое соглашение, которое обуславливает возникновение постоянных трудовых издержек.

Совокупные издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Очевидно, что совокупные издержки производства должны покрываться из цены. Следовательно, цена одной производственной единицы продукции, как минимум должна покрывать совокупные издержки производства единицы продукции.

Иначе производство потеряет смысл. В некоторых случаях на короткое время цена может быть ниже издержек, причем ни производство, ни сбыт не будут приостановлены.

Ценообразование на основе затрат подвергается в нашей стране многочисленным нападкам, которые обоснованы лишь отчасти.

Действительно, т.к. ценообразование носит затратный характер, то служи причиной роста затрат.

Такие бесспорные возражения против метода ценообразования по затратно-прибыльной методике в действительности не вполне логичны.

Если бы существовала конкуренция, не позволяющая сделать цену более высокой, чем у конкурента, если бы пришлось равняться на мировые цены или хотя бы существовал жесткий государственный контроль над верхним уровнем цен, то картина выглядела бы совсем иначе.

В связи с ограничением верхнего значения цены всякий рост затрат и себестоимости приводил бы к снижению прибыли и в конечном счете к убытку предприятия, его банкротству и краху.

С другой стороны, если себестоимость отражает неизбежные затраты производителя, если норматив прибыли соответствует общественно признанной норме образования прибавочного продукта, то «затратная» цена вполне обоснована и обвинение в адрес испытанного метода ценообразования беспочвенно.

В экономике без затрат не бывает, поэтому противозатратность в ее буквальном толковании бессмысленна, нужна не противозатратность, а обоснованная затратность, особенно применительно к вновь осваиваемой продукции.

Так что не сами «затратные» цены виновники экономических бед, а экономическая система, в которой отсутствует рынок, конкуренция и эффективная система государственного контроля за движением цен.

^

Тема: Отражение в цене чистого дохода.


На ряду с себестоимостью при формировании цены по затратам почетное место принадлежит прибыли.

Прибыль – это своего рода денежный «навар» производителя (продавца) продукции, получаемая благодаря тому, что стоимость продукта выше затрат на его производство, транспортировку к месту продажи и реализацию.

Когда цена прогнозируется, т.е. до акта продажи, истинная прибыль еще не ясна, т.к. товар не реализован. Поэтому и прибегают к нормативно-расчетной прибыли.

С этой целью используется такая категория как рентабельность или относительная прибыль.

С позиций расчета цен удобнее пользоваться величиной рентабельности в виде отношения прибыли к себестоимости.

Норматив рентабельности это установленный органами финансового регулирования или общественно признанный средний, а чаще предельный уровень рентабельности.

Если нормативное значение рентабельности известно, то нормативная прибыль в составе цены определяется простым умножением рентабельности на себестоимость и делим на 100, если рентабельность в %.

Во многих случаях к цене прибавляются надбавки в виде транспортных и торговых издержек, не включаемых в себестоимость.

Могут иметь место и скидки, обусловленные моральным старением продукции, падением спроса на подобные виды товаров.

Подобные скидки правильнее считать снижением уровня рентабельности и прибыли, вплоть до их отрицательных значений, когда цена становится ниже себестоимости и товар продается в убыток.

Если продукция убыточна для производителя, но государственные органы заинтересованы в ее реализации, они могут устанавливать специальные надбавки к ценам в виде дотаций, выдаваемых производителям и торгующим организациям.

Применительно к некоторым видам товаров формируется особая надбавка к цене в виде налога с оборота, либо налога на добавленную стоимость, взимаемого с предприятий.
^

Методы определения цен:


1. Метод определения цен на продукцию в особенности на новые виды продукции производственно – технического назначения, на новую технику, исходя из эффективности, в зависимости от экономического и социального эффекта, получаемого потребителем вследствие применения этой продукции.

При всей внешней привлекательности определения цен на товары в зависимости от экономического и социального эффекта их использования такая модель ценообразования в рыночной экономике просто не нужна, она перекрывается "затратной", а в нерыночной она только искажает цену.

2. Определение цены по параметрическому методу, в условиях которого цена отражает прежде всего качество товара.

Параметральная модель ценообразования представляется наиболее перспективной, пригодной для экономики любого типа, но ее практическое применение требует самой серьезной подготовки.

^

Тема: Инфляция и дефляция.


Инфляция по своей природе означает обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.

Природа возникновения инфляции – несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных бумажных денежных знаков. В этом случае деньги не обладают своей номинальной ценностью ввиду отсутствия эквивалентного по стоимости товарного покрытия.

Непосредственным проявлением инфляции является рост розничных цен на товары народного потребления без соответственного повышения их качества, или даже при снижающемся качестве.

Подобный рост цен может быть санкционирован государственными органами, проявляется в виде прямого повышения государственных розничных цен на товары и услуги.

Но возможен и несанкционированный государством рост цен в следствии повышения оптовых цен предприятиями, вызывающего рост цен в предприятиях торговой сети (розничных) и в еще большей степени в следствии перехода от государственных к свободным рыночным ценам.

Простейший способ определения уровней инфляции состоит в установлении индекса роста розничных цен на группу наиболее употребляемых товаров, именуемую «потребительской корзиной».

Обычно состав этих товаров подбирается таким образом, чтобы группа была статистически представительна, включала как можно больше товаров, которые приобретаются всем населением.

Однако индекс роста государственных цен на типовые товары народного потребления, хотя он и сам по себе стал высоким, оказался ниже уровня инфляции по ряду причин.

1. Во-первых, цены повышаются, прежде всего, на новые виды продукции, которая обычно не входит в состав «потребительской корзины».

2. Во-вторых, может иметь место снижение качества ТНП бел уменьшения их розничной цены.

3. Дефицит на товары народного потребления является источником инфляции.

Центральная, основная причина инфляции, ее первопричина заложена в несоответствии денежной и товарной массы, в выпуске в обращение наличных и безналичных денег, необеспеченных товарами.

Превышение денежной массы над товарной является прямым признаком обесценивания денег.

Резкое повышение уровня инфляции, измеряемое сотнями процентов в год обусловлено либерализацией цен.

Явление, обратное инфляции, т.е. снижение цен и повышение покупательской способности денежной единицы, называют дефляцией.

К сожалению, дефляция встречается гораздо реже, чем инфляция. Нельзя не отметить, что и правительство страны слишком долго поддавалось соблазну пытаться изменить состояние дел в экономике с помощью реформы тех же государственных цен, откладывая переход к рыночным.

Но реформа государственных цен без перехода к рыночным не решает главной проблемы, она не выводит экономику их полосы дефицита. Она не способствует установлению подлинных товарно-денежных отношений. Наконец, самое главное – она не приводит в действие механизмы конкуренции, предприимчивости, заинтересованности предприятий в прибыльной, высокоэффективной работе, экономном хозяйствовании. Эти задачи способны решить только рыночная экономика, использующая как рыночные цены, так и другие механизмы рынка.


^

Тема: Механизм формирования цен в рыночной экономике.


В рыночной экономике идет постоянный обмен товаров на деньги и наоборот.

Жизнь рыночной экономики это постоянное взаимодействие двух факторов: спроса и предложении.

Спрос – это количество товаров определенного вида, которое покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них.

Предложение – это количество товаров, которое продавец считает для себя выгодным предложить на рынок при определенном уровне цен на эти товары.





Предложение
1 2 3 3 2 1


Расходы на

производство

товаров и услуг
Торговля и

промышленность
Расходы на покупку всех ресурсов производства (зарплата, рента и т.д.)

Желание

потребителей,

обеспечение

их деньгами
Общество

Собственность

на ресурсы

производства

и товары












5 6 7 8 7 6 5 4



Спрос


1 – обувь

2 – жилище

3 – чай

4 – промышленные изделия

5 – земля

6 – денежный капитал

7 – труд

8 – сбережения



^ Зеленые стрелки – спрос на различные товары.

Синие стрелки – предложение товаров.

Пунктирная стрелка – товары после завершения производственного процесса переходят в собственность владельцев предприятий.





Суть рыночного процесса – свободный и добровольный поиск партнеров по сделке и цены, при которой владелец товара будет согласен его продавать, а покупатель – решится купить.

Согласование цены – не просто условие продажи конкретному покупателю уровень цены, при которой сделка состоялась, становится ориентиром для производителей. Он подсказывает им, что и при каких ценах может быть сегодня и завтра куплено на рынке и что можно производить.

Люди выбирают для выпуска те товары, по которым превышение выручки над расходами на производство будет наибольшим. Это превышение выручки над затратами называется прибылью и стремление к получению наибольшей прибыли – один из наиболее рациональных мотивов принятия решений в сфере экономики и главный ее двигатель.

Прибыль – величина, получаемая при вычитании из выручки от продажи товаров расходов па их изготовление.

Издержки производства – сумма всех денежных расходов на организацию выпуска товаров или оказание услуг.

Рынок заставляет производить только то, те товары, которые действительно нужны людям, в противном случае их просто не удастся продать, но позволяет учесть и желание изготовителей получить выгоду от такого производства.

Ресурсы производства – это все, что можно иметь или купить для организации выпуска товаров. Ими являются участки, на которых можно построить производственные здания, сами эти здания, материалы, энергия, оборудование, рабочая сила и деньги для оплаты расходов по организации производства.

Спрос на эти ресурсы предлагают изготовители товаров, а продавцы-собственники ресурсов производства.

Собственники ресурсов производства – владельцы земельных участков, они хотят с выгодой продать землю, либо сдать ее в аренду.

Аренда – передача владельцем своего имущества во временное пользование другому лицу, которое в обмен обязуется платить владельцу определенную денежную сумму, называемою арендной платой или рентой, а впоследствии вернуть имущество владельцу или выкупить его в свою собственность.

Продавцы на рынке ресурсов производства – отдельные граждане, продают свой труд, т.е. наемные работники.

Наемные работники – граждане, которые по договору с работодателями обязуются выполнять для них определенную работу в обмен на оговоренную величину зарплаты и других платежей (льгот).

Наемные работники предлагают к продаже на рынке весьма специфичный, но ценный товар – свою рабочую силу.

Рабочая сила – физические, умственные возможности и навыки, позволяющие человеку выполнить определенные виды работ с необходимым уровнем производительности труда и качества изготовляемой продукции или оказанных услуг.

В рыночной экономике покупателем товаров становится только тот, у кого есть деньги для покупки, т.е. платежеспособный спрос.

Покупателем в рыночной экономике становится тот, кто сам способность что-то продать, имеет доходную собственность или получает от общества помощь в силу своей нетрудоспособности.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является конкуренция, основа которой – право каждого производить любые товары и продавать их любому покупателю.

Конкуренция на основе цен (ценовая) заключается в предложении покупателям купить товары, аналогичные по качеству товарам других фирм, но по более низкой цене.

Конкуренция качества заключается в предложении покупателям купить по тем же ценам, что предлагают другие фирмы товары высокого качества или большей надежности.

Конкуренция сервиса заключается в предложении покупателям купить товары по тем же ценам, что предлагают другие фирмы, но с гарантией более длительного или более удобного обслуживания этих товаров в дальнейшем (бытовая и промышленная техника).

Колебание спроса и предложения на отдельных товарных рынка обычно имеют последствия: прямые и косвенные.

Прямые последствия ощущаются теми, кто производит или покупает данные товары. Косвенные последствия затрагивают тех, кто так или иначе связан с изготовлением этих товаров либо пользуется доходами, получаемыми от их продажи.

Эффект дохода состоит в том, что при росте дохода товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и поэтому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок, и наоборот.

Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены (или росте темпами меньше чем у других товаров) товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно – по сравнению с другими товарами, что дополнительно поощряет рост спроса на него.

Эластичность спроса – количественная мера изменения величины спроса при изменении цены товара, обычно измеряется как отношение процентного изменения величины продаж к процентному изменению цены, вызвавшему такую реакцию покупателей.


^

Тема: Закон спроса.


Спрос зависит от цены, а так же от доходов покупателей и качества товара.

Кроме этого величина спроса определяется модой, вкусами, привычками, традициями и т.д.

При росте доходов покупателей они предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары.

Рост величины спроса вызывается и улучшением качества товара. Повышение же цены ведет к снижению размера спроса.

При определенных условиях те же самые факторы могут воздействовать на спрос совершенно по иному.

Рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а даже ее увеличение.

В этой ситуации люди скорее откажутся от других покупок, и все сэкономленные деньги потратят па приобретение жизненно важного товара.

Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, скорее всего, рост цен будет вызывать уменьшение спроса на товар, а снижение цен – на увеличение числа покупаемых товаров. Причина в том, что снижение цены делает товар доступным все более многочисленным группа населения и ведет к росту спроса на него, реально обеспеченного деньгами.

Пример:

Зависимость цены и количества проданных велосипедов.

^ Цена велосипеда,

руб.

Прирост числа желающих

купить велосипед, приток

уровня цены

Возможная продажа

Возможная стоимость покупок велосипедов

3500

0

0

0

3000

12

12

36 000

2500

17

29

72 500

2200

9

38

83 600

2000

8

46

92 000

1500

20

66

99 000

1100

24

90

99 000

1000

10

100

100 000

800

50

150

120 000



Закон спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению (при прочих равных условия).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Одно из них называется эффектом дохода, а другое – эффектом замещения.
^

Тема: Закон предложения.


Предложение товаров также зависит от цены, как и от величины спроса.

Пример:

Цена танка = 1 500 000 руб. Цена трактора = 500 000 руб.

Возможный

выпуск

танков, шт.

Возможный выпуск

тракторов, шт.

^ Доход, полученный

за счет выпуска,

в млн. руб.

Итого

Танков

Тракторов

9  1 500 000

0  500 000

13 500 000

0

13,4

8

5

12 000 000

2 500 000

14,5

7

10

10 500 000

5 000 000

15,5

6

15

9 000 000

7 500 000

16,5

5

20

7 500 000

10 000 000

17,5

4

25

6 000 000

12 500 000

18,5

3

30

4 500 000

15 000 000

19,5

2

35

3 000 000

17 500 000

20,5

1

40

1 500 000

20 000 000

21,5

0

45

0

22 500 000

22,5


Закон предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведет к увеличению величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Зависимость предложения велосипедов от уровня цен на них

^ Цена

велосипеда, руб

Возможное производство, шт

Возможная стоимость, руб.

800

0

0

1000

33

33000

1100

40

44000

1500

60

90000

2000

78

156000

2200

86

189200

2500

95

237500

3000

110

330000

3500

125

437500


^

Тема: Рыночное равновесие


Условия, определяющие формирование цены рыночного равновесия.

^ Цена велосипеда, руб.

Возможное производство,

шт.

Возможная стоимость

продукции (предложения),

руб.

Возможная продажа

Возможная стоимость покупки (спрос),

руб.

Превышение спроса над предложением

800

0

0

0

150

120 000

+ 120 000

1000

33

33 000

12

100

100 000

+ 67 000

1100

40

44 000

29

90

99 000

+ 55 000

1500

60

90 000

38

66

99 000

+ 99 000

2000

78

156 000

46

46

92 000

64 000

2200

86

189 200

66

38

83 600

105 600

2500

95

237 500

90

29

72 500

165 000

3000

110

330 000

100

12

36 000

294 000

3500

125

437500

150

0

0

401 500


Последняя колонка отражает дисбаланс спроса и предложения. Цены на уровне 800 и 3500 рублей – это полюсы противостояния покупателей и производителей. При цене 1000 руб. претендовать на покупку 33 дешевых велосипедов будут 100 покупателей. А это значит, что рыночный механизм здесь даст сбой и не обеспечит нормальное распространение товаров между покупателями, потому что нельзя реализовать главный принцип рыночного распределения: продают тому, кто предложит наивысшую цену или покупает тот, у кого хватает денег на покупку при сложившейся цене. Тогда на рынке возникает ситуация товарного дефицита.

Товарный дефицит – это ситуация, возникающая на рынке в случае, если цена товара не отражает реального соотношения спроса и предложения и слишком низка. Если изготовитель установит новую цену 3000 руб. и выпустит на рынок 100 велосипедов проблема распределения товара между покупателями не возникнет: осуществить покупку смогут только самые состоятельные, но зато изготовители столкнутся с ситуацией затоваривания.

Затоваривание – это ситуация, возникающая на рынке в случае, если цена товара слишком высока по отношению к существующей величине спроса, качеству и полезности товара.

Для того чтобы товары не легли мертвым грузом на полки магазинов и складов, изготовителям придется либо сокращать производство, ожидая пока продадутся выпущенные товары, либо снижать цены до уровня, обеспечивающего полную реализацию товара.

И при товарном дефиците и при затоваривании страдают как производителя, так и покупатели.

В любой из ситуаций несбалансированности спроса и предложения рынок заставляет обе стороны искать компромисс и этим компромиссом становится то сочетание объема производства и уровня цены, при котором будут в наибольшей мере удовлетворены и покупатели и производители.

При этом существуют объективная верхняя граница цены, которую способен оплатить покупатель и объективная нижняя граница цены, на которую может согласиться изготовитель.

Верхняя граница цены покупателя определяется теми денежными суммами, которые у него есть, кроме этого па эту верхнюю границу влияют уровни цен на все остальные необходимые покупателю товары.

Перекрестная эластичность спроса от цены – это зависимость размера спроса на товар от цен на другие изделия или услуги, проявляется в том, что спрос может расти и падать даже при неизменной цене товара, если изменились другие цены.

Нижняя граница цены производителя определяется затратами, которые ему необходимо осуществить для изготовления товара и прибылью, на которую он претендует.

За счет прибыли должны удовлетворяться две важные потребности: во-первых, прибыли должно хватить на покрытие расходов, связанных с поддержание и развитием производства, во-вторых, прибыль должна обеспечить получение самим владельцем предприятия такой величины личной выгоды, чтобы ему хотелось продолжить дела и дальше.

Из рисунка видно, что на рынке существуют покупатели, которые могут при некоторой цене купить все количество велосипедов, которое изготовители согласны выпустить при этой цене.

Интересы покупателей и запросы изготовителей могут быть согласованы при цене велосипеда в 1555 руб. В этой ситуации изготовители согласны предложить на рынок 62 велосипеда, а покупатели – купить их. Такая ситуация называется рыночным равновесием.

Цена, при которой такое равновесие достигается – это цена рыночного равновесия или равновесная цена.

Равновесная цена – это цена, при которой удается продать всё количество товаров, которое изготовители согласны предложить на продажу.
^

Тема: Цена вечный маятник рынка


Равновесие рынка постоянно нарушается из-за изменений, либо спроса, либо предложения и рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые уровни цен и объема производства.

Изменение ситуации на рынке при росте спроса.

Линия 1 показывает новый вид спроса и свидетельствует, что сбалансировать рынок удается теперь и при более высокой цене.



Если предположить, что в силу каких-то причин (рост зарплаты), доходы покупателей возросли, то кривая спроса (предложения) сдвинется на наших графиках, вправо.

Причина проста: при тех же ценах покупатели смогут теперь купить большее число велосипедов, чем прежде. Если при этом кривая предложения не изменится, то сдвинется вправо и вверх точка пересечении кривых спроса и предложения.

Координаты новой точки рыночного равновесия показывают, что теперь равновесной стала цена уже на уровне примерно 1950 руб. Она отражает новую рыночную ситуацию, в которой покупатели готовы купить, а изготовители согласны поставить на рынок 75 велосипедов. Таким образом, когда спрос растет быстрее предложения, это ведет к росту цен и объемов предложения.

Вот почему дефинитные товары никогда не дешевеют и цены их повышаются до тех пор, пока рынок не сбалансируется вновь.
Изменение ситуации на рынке при росте предложения.


По иному реагирует цена на изменение условий предложения товаров на рынке. Причины таких изменений могут быть разными. Допустим, что изготовителям удалось снизить затраты на производство. Следовательно, они получат возможность изготавливать товаров больше, даже не вкладывая в производство дополнительных средств и получая от продажи дополнительной продукции их величину прибыли.

Кривая предложения пересекает кривую спроса уже в другой точке - ниже и правее, чем прежде. Координаты этой точки 1400 руб. и 70 шт. Следовательно, спланировать рынок при увеличившемся предложении удастся только при цене покупателя и будут согласны купить 73 велосипеда, что устроит и изготовителей.

Но маятник всегда возвращается, точно так же колебания спроса и предложения постоянно меняют свое направление.

Посмотрим, как и почему это происходит.

Если цены выросли в силу большого спроса, а затраты на производство остались прежними, то выручка от продаж повышается доля прибыли это служит сигналом увеличения производства: все спешат получить повышенный доход, пока это возможно.

По увеличение предложения товаров вновь меняет ситуацию на рынке -дефицит ослабевает. Собственным возросшим производством производитель вынужден искать способы привлечения и покупке более многочисленных групп менее состоятельных покупателей. И этим способом обычно становится снижение цен.

Если цены снизились из-за затоваривания, т.е. превышение предложения над спросом, то производители теряют интерес к выпуску таких товаров. Они начинают переключаться на выпуск товаров с большей долей прибыли в цене, а подешевевший товар постепенно исчезает с рынка. Его выпуск снижается до тех пор, пока вдруг не окажется, что спрос на него вновь превысил предложение и цены поползли вверх.

Чтобы механизм рыночной балансировки спроса и предложения работал на благо страны, необходимо поддерживать равновесие сил продавцов и покупателей и не давать никому захватить абсолютную власть над формированием цен – это рецепт экономического процветания страны.
^

Тема: Ценообразование и внешнеэкономическая деятельность.


На уровень мировых цен оказывают влияние факторы внутреннего и внешнего порядка.

Первые из них связаны с внутренней структурой, масштабами деятельности, Товарной специализацией и т.д.

Факторы внешнего характера – структура рынка и его динамика, темпы инфляции, деятельность конкурентов, направленность национальной экономической политики, степень воздействия мирохозяйственных процессов на состояние экономики и внутреннего рынка и т.д.

Установление оптимальной цены требует взвешивания влияния самых разнообразных факторов. Ценовая политика должна быть согласована со всеми остальными элементами коммерческой деятельности, входящими в «комплекс маркетинга».

Особую важность определение цены принимает в следующих случаях:

  • Когда требуется определить цену на товар, впервые вышедший из производства, а также при использовании нового канала для его реализации или при выходе товара на новый рынок.

  • При необходимости в случае повышения уровня издержек или изменения рыночного спроса с тем чтобы нейтрализовать действия конкурентов, а так же при изменении задач, касающихся объемов продаж.

  • При выходе на новый рынок или на начальных этапах внедрения на рынок нового товара предпочтительно использование относительно низких цен с тем, чтобы стимулировать расширение сбыта и ускорение сроков получения хотя бы части рынка, привлечения покупателей и уменьшения их риска при покупке нового товара.

Обычно проводится ценовая политика, направленная на увеличение общего объема продаж.

Кроме главных факторов имеется целый комплекс сопутствующих:

– реакция поставщиков сырья и материалов, банков.

– влияние цены на выбор тактики, средств и методов рекламной деятельности и т.д.

^

Система внешнеторговых и розничных цен.


Внешнеторговой ценой принято называть цену, по которой производитель или экспортер продает свою продукцию, а импортер покупает.

Существует две системы установления розничных цен для покупателя.

В одном случае производитель продукта пли экспортер устанавливает только свою цену для «промежуточного потребителя» – импортеру, или агентской фирме по розничной продаже, а последним предоставляется право принимать решения касающиеся уровня цен для покупателя, включающего прибыль агента.

Другой метод предусматривает установление конечной реализационной цены самим производителем. В этом случае поставщик товара сам определяет размер вознаграждения агентской фирме.
^

Наиболее распространенные методы ценообразования

на внешних рынках.


1. Наиболее простым методом является установление цены путем прибавления к сумме издержек наценки. Величина наценки определяется с учетом спроса, сезонных и циклических колебаний (цикл товара), «срока жизни» товара и его потребительских особенностей.

2. Цена устанавливается и с учетом спроса. Этот метод преследует цель получения максимальной прибыли при наименьших издержках обращения.

3. При установке цен производитель продукции исходит из их уровня у конкурентов.
^

Тема: Свобода ценообразования.


При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она ни кем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.

Цены, творимые таким образом, принято называть рыночными.

На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна.

Она применяется в любой экономике: как рыночной, так и не рыночной. Все дело в том, какие цены занимают главенствующее положение.

В государственной экономике, управляемой преимущественно административно-распорядительными методами, господствуют установленные достаточно твердые стабильные государственные цены, изменяемые, лишь через продолжительные отрезки времени.

Их дополняют договорные цены, тоже действующие в течение продолжительного периода времени. Они нормируются на договорных началах между производителями и закупочными организациями. В узком масштабе применяются свободные плавающие цены, меняются по соглашению между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения.

В рыночной же экономике картина обращая. Ведущее место занимают свободные, рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.

Рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом.

Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.

В принципе рыночного ценообразования находит свое продолжение принцип свободы экономических отношений, распространенный на процессы купли-продажи.

Только механизм рыночных цен обладает высокой способностью установить и автоматически поддерживать цену на уровне истинной стоимости продукции, товаров, услуг.

Все другие механизмы ценообразования значительно уступают рыночному.

В рыночных ценах определяется и себестоимость продукции, и ее обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства.

Рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен товаров.





Скачать файл (1171 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации