Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Свобода слова - файл 1.doc


Контрольная работа - Свобода слова
скачать (125.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc126kb.16.11.2011 13:57скачать

содержание

1.doc

Содержание:


Введение


3

I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина



5

II. Нормативное содержание конституционной свободы слова в РФ


9

III. Реализация и защита конституционной свободы – свобода слова в РФ


16

Заключение


22

Список использованной литературы


24



Введение.


В современных условиях все более актуальной становится проблема изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе свобода слова, которая являясь самостоятельной конституционной свободой, также является гарантией существования других прав и свобод.

Вопрос о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина приобретает все большую актуальность в связи со многими факторами такими как: развитие института по правам человека и соответственно его подразделений, например экспертной комиссии; увеличение числа общественных объединений (различных форм) изучающих, защищающих и борющихся за права и свободы человека и ростом их влияния в регионах; необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с Конституцией РФ.

Проблемы изучения конституционных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации отражены в работах таких авторов как Азаров А.Я, Баглай М.В, Витрук Н.В, Дмитриев Ю.А.

Объект моего исследования – свобода слова в Российской Федерации будет рассмотрен как один из инструментов института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – основные права и свободы человека и гражданина и гарантий по защите этих прав и свобод.

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

В данном реферате будет раскрыта сущность права и свободы, раскрыто содержание свободы слова и соотношение ее со свободой мысли, затронуты положения ограничивающие данные свободы, а также взаимосвязь прав и свобод и обязанностей человека.


^ I. Понятие. Признаки и классификация конституционных прав, свобод, и обязанностей человека и гражданина


Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы правового статуса личности - конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве, не произвольны.

Можно выделить факторы, от которых зависит выбор той или иной формы закрепления прав и свобод:

1. Значимость данного конституционного права и данной свободы для человека и общества.

Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.


2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Ст. 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.


3. Присущие основным правам и свободам особые юридические свойства, специфика их реализации. Эти свойства проявляются в следующем:

а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными отраслями права. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, закрепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном праве. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, поэтому последние являются главными в характеристике правового положения личности.


б) основные права и свободы адресованы самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином. Все другие (не основные) права и свободы, устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.


в) характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека, для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обуславливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок.


г) основные права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РФ. Они нет связаны с осуществлением гражданином своей правосубъектности и присущи всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи человека с государством, его статус как гражданина.


д) основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.


е) основные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения.


ж) специфической чертой основных прав и свобод являются особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции.


Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемое государством, составляющие ядро правового статуса личности.


Различие между понятиями “право” и “свобода” в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие “свобода” в большей мере увязано в такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу её самостоятельности, защищают от вмешательства в её внутренний мир (свобода совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие “право” в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности общественно-политических, хозяйственных структур.

Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. (ст.55 ч.1).

Глава Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающие специфику самих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические, социально-экономические.


Важное место в системе личных прав и свобод занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28). Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

^ Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием.


^ II. Нормативное содержание конституционной свободы слова в РФ


Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом.

Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой личности при этом даже не упоминалось. Действующая Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества.

Положения Конституции о свободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Конституция устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Так, статья 282 УК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

В преамбуле Закона "О языках народов Российской Федерации" (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3804) указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства Российской Федерации о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение "непристойностей" и т.д.

Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: "Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия" (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 163). Аналогичное, правда более общее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Таким образом, реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

Мысли человека, воплощенные в его мнениях и убеждениях, характеризуют внутренний мир человека, содержание его сознания, определяют индивидуальность. Мнения - более подвижный элемент сознания. Убеждения - устойчивая система взглядов, характеризующая ценностные ориентации личности.

Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 статьи 29 Конституции, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.

Конституционный Суд отметил, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу мысли и слова. Но в определении от 27 сентября 1995 г. поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом обществе? Решение указанного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции.

При рассмотрении в этих судах дел о защите чести и достоинства подлежит установлению не только достоверность, но и характер распространения сведений, исходя из чего суд должен решить, наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии, как отграничить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой.

Производным от свободы слова, выражения своего мнения является право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое в ч. 4 комментируемой статьи, может осуществляться различными способами - посредством межличностного общения, средств массовой информации (СМИ), материальных носителей информации, учебных заведений, на собраниях и митингах, сходах граждан, через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использовании соблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и получать информацию. Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (с изм. и доп. - ВВС РФ, 1992, N 7, ст. 300; СЗ РФ, 1998, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333), которая гласит, что граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах. Специально этому вопросу посвящен ФЗ от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

Более широко право на доступ к информации определено в ФЗ от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", хотя он и касается главным образом документированной информации. Граждане наряду с другими пользователями обладают равным правом на доступ к государственным информационным ресурсам (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12). Граждане и организации имеют право на доступ к документальной информации и о себе самих (ст. 14). Отказ в доступе к открытой информации, как и к информации о самом себе, может быть, согласно ст. 13, 14, 24 Закона, обжалован в суд. Различные аспекты доступа физических и юридических лиц к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам, защиты интересов, прав и свобод этих лиц при международном информационном обмене регламентируются ФЗ от 5 июня 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене".

Свобода информации выражается также в праве каждого свободно передавать, производить и распространять информацию законными способами. Отсюда вытекает недопустимость монополии государства на производство и распространение информации. Средства распространения информации могут быть как государственными, так и общественными, частными. Так, статья 7 Закона "О средствах массовой информации" признает право гражданина, объединения граждан, постоянно проживающего в России иностранного гражданина и лица без гражданства, других субъектов быть учредителем газеты или иного СМИ. Согласно ст. 6 Закона "Об информации, информатизации и защите информации", гарантируется право собственности граждан на информационные ресурсы и распоряжения ими.

Мышление и мысль, как его результат, продукт, - естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Если мысль может быть скрыта от других, не выражена устным или печатным способом и остаться лишь достоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией, дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другим людям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарные режимы различными способами, не исключая и массовых репрессий, пытаются достичь всеобщего единомыслия. Однако это недостижимая задача: можно лишь ограничить или запретить свободу слова, свободу выражения мнений.


В ч. 3 ст. 29 Конституции с учетом тоталитарного прошлого нашего государства заложена еще одна гарантия - свободы мысли и слова. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.


^ III. Реализация и защита конституционной свободы – свобода слова в РФ


Статья 29 Конституции провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу свободу идей, мнений, убеждений, их беспрепятственного гласного выражения. Статья действует во взаимосвязи с положениями ст. 13, 24, 28, 43, 44 Конституции.

Часть 2 ст. 29 Конституции формулирует виды злоупотреблений свободой мысли и слова. В нашем многонациональном обществе с учетом его исторического прошлого ограничения, защищающие от дискриминации человека и гражданина, приобретают особое значение. Кроме того, в ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливается: "Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц". Недопустимо злоупотребление свободой слова, нарушающей право других граждан на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

К числу недопустимых должны быть отнесены злоупотребления свободой мысли и слова, указанные в ч. 3 ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах, согласно которой пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями. Таковыми являются права других лиц, их репутация, а также охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Часть 4 статьи 29 Конституции конкретизирует - поскольку свобода информации является элементом свободы мысли и слова, то в Конституции перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью. В этой же части статьи установлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну.

Часть 5 статьи 29 Конституции устанавливает свободу деятельности средств массовой информации и запрещает цензуру. Эти положения уже закреплены в Законе РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. Статья 3 этого Закона запрещает цензуру как требование должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, подготовленные редакциями средств массовой информации (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым).

Статья 29 демократична, но требует некоторых дополнений в текущем законодательстве. Дело в том, что по соглашениям СБСЕ наше государство приняло обязательство соблюдать не только принцип бесцензурной деятельности средств массовой информации, но и принцип общественного плюрализма. Конкретно это означает, в частности, гарантированный доступ на телерадиовещание различным общественным движениям, партиям, независимым профсоюзам. Страны, особенно пережившие период тоталитаризма, заложили указанное положение в своих конституциях. В нашем текущем законодательстве предстоит закрепить этот фундаментальный принцип современности, без которого свобода мысли и слова не сможет воплотиться во всей своей полноте.


Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, устанавливает условия возможного ограничения этого права.

Запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Аналогичные запреты имеются и в других статьях Конституции.

Содержащиеся в этих конституционных положениях запреты сформулированы в общем виде. Но их нарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную в уголовном, гражданском, административном законодательстве.

Так, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280); за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства (ст. 282); за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354) и др. В соответствии с ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152 ГК). КоАП РФ предусматривает административную ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (ст. 5.26) и др.

Ответственность за злоупотребление свободой слова предусмотрена и другими законами и нормативными актами. Так, в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" говорится о недопустимости пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства о языках народов России и республик в ее составе. Действия юридических и физических лиц, нарушающие законодательство о языках народов России, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством (Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740).

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" указывает на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях "разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости". Злоупотребление свободой слова, выразившееся в нарушении этих требований, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Мысли, мнения и убеждения человека составляют его внутренний мир, определяют его индивидуальность. Мнения и убеждения каждый вправе выражать беспрепятственно, и ни государство, ни должностные лица, ни общественные организации, ни члены общества, ни кто бы то ни было не могут принуждать человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции неразрывно связано с реализацией свободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами.

Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Эти сведения должны предоставляться средствами массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в Федеральном законе от 15 декабря 1994 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Отказ гражданам в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности государственных органов и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.

Распространение информации законными способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 1995 года, в силу нормы ч. 4 ст. 29 Конституции уголовная ответственность за выдачу государственной тайны правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе.

Закон "О государственной тайне" одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

Федеральными законами "О средствах массовой информации" и "Об информации, информатизации и защите информации" запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Гарантией свободы средств массовой информации является запрет цензуры. Это сделано на конституционном уровне, а в ст. 3 Закона "О средствах массовой информации" цензура определяется как требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Закон не допускает создания и финансирования организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции входит осуществление цензуры массовой информации.

Для рассмотрения споров, связанных с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, других споров и дел в этой сфере, если они не отнесены к ведению судов общей юрисдикции, образована Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

Споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, других споров и дел в этой сфере, вплоть до своего упразднения, рассматривала Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Теперь эту функцию исполняют суды общей юрисдикции.


Заключение


Провозглашенная Конституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры.

Из наличия у конституционных прав, свобод и обязанностей высшей юридической силы следует, что лицам не могут быть предоставлены такие права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или несовместимы с конституционными.

В слу­чае возникновения подобной ситуации действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными государственными органами. "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).

Обеспечение за конституционными правами, свободами и обязан­ностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина. Российское государство берет на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном ак­те они записаны (ч. 1 ст. 45).

Свобода слова является одной из основных прав и свобод. Реализация свободы слова является гарантией и одним из основных условий для соблюдения прав и свобод человека.

Свобода слова играет большую роль в формировании гражданского общества и функционирования различных общественных объединений, работа которых направлена на создание открытого правового государства.

И в данном случае свобода слова является необходимым инструментом реализации других прав и свобод.

В нашем законодательстве создана более менее целостная система правовых норм, направленных на закрепление и реализацию, охрану свободы слова. Данные нормы национального законодательства перекликаются с нормами закрепленными в ратифицированных международных документах.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что нормативное закрепление свободы слова которое было произведено в девяностых годах достаточно, только требует некоторой корректировки и дополнению.

Это связано с развитием различных технологий и коммуникаций, в первую очередь Интернета, а также с правоприменительной практики, связанной с изменениями происходящими в нашем государстве – антитеррористические операции, борьба с экстремизмом.

В целом можно сказать, что свобода слова хорошо законодательно закреплено в законодательстве РФ и является оной из основных свобод человека, которая реально применяется на практике и способствует развитию правового государства в Российской Федерации.


^ Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридиче­ская литература ", 1993 г.

2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52.

3. Азаров А.Я. Права человека (Новое знание). М., 1995.

4. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997.

5. Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые вопросы теории М.1996.

6. Воеводин Л.Д.Конституционные права и обязанности советских граждан М.1972.

7. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

8. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992.

9. Масленников В.А.Конституционные обязанности советских граждан М.1972.


Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ

2. Всеобщая декларация прав человека

3. Международный пакт о гражданских и политических правах

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

5. Конституция СССР 1977 г.

6. Определение Конституционного суда от 27 сентября 1995 г.

7. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"

8. ФЗ от 13 января 1995 г. "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

9. ФЗ от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"

10. Уголовный кодекс РФ

11. Гражданский Кодекс РФ

12. Кодекс об административных правоотношениях РФ

13. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"

1 Конституция РФ 1993 г. ст. 2



Скачать файл (125.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации