Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы организации финансов предприятий - файл Финансы предприятий.doc


Лекции - Основы организации финансов предприятий
скачать (33 kb.)

Доступные файлы (1):

Финансы предприятий.doc212kb.16.10.2009 11:25скачать

содержание
Загрузка...

Финансы предприятий.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Финансы предприятий.
Основы организации финансов предприятий.

  1. Понятие финансов коммерческих организаций и предприятий.

  2. Принципы организации финансов предприятий.

  3. Финансовые ресурсы предприятия. Состав и особенности формирования в рыночных условиях.

  4. Взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.

  5. Взаимоотношения с банками.




  1. Финансы.

-экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов.

Специфика ф. Как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежное форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств.
C+V+M - совокупный общественный продукт

С – фонд возмещения израсходованных в процессе производства средств производства (ФВ).

V+M – национальный доход

V – фонд потребления

M - фонд накопления.

Финансы предприятий – важнейшая составная часть всей системы финансов государства, т.к. финансы предприятий обслуживают сферу материального производства, в которой создается совокупный общественный продукт, национальный доход и национальное богатство.

Денежные отношения превращаются в финансовые отношения, когда движение денег приобретает известную самостоятельность:

  • в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы (финансовые ресурсы), которые в дальнейшем используются. Т.о. фин. Предприятий – совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов, накоплений и денежных средств предприятия.

  • В соответствии с ГК РФ коммерческими являются организации, основной целью которых служит извлечение прибыли.

Некоммерческими являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли (общественные, религиозные организации, благотворительные фонды).

На 1 января 199 года всего (100%) коммерческих организаций и предприятий 2901 тысяча всего в России, в т.ч.

  • государственных 148 тыс (5,1%)

  • муниципальных 13 тысячи (6,3%)

  • собств. Общественных объединений 183 тыс. (6,3%)

  • частных 2147 тыс. (74%)

  • прочих 240 тыс

2901 тыс – всего 100%

в т.ч.

  • промышленных 352 тыс

  • с/х 332 тыс

  • строительных 298 тыс

  • транспортных 67 тыс.

  • общественного питания 935 тыс

на 01.01.99 насчитывалось 868 тыс. малых предприятий, а за период с 92 по 99 год в России создано 30,5 тыс. акционерных обществ

в процессе хозяйственной деятельности коммерческих организаций возникают финансовые отношения, которые условно можно представить в виде нескольких групп:

  1. отношения, связанные с формированием уставного капитала хозяйственного субъекта. За счет уставного капитала формируются производственные основные и оборотные фонды, приобретаются материальные активы и тд.

  2. Связанные с созданием новой стоимости и выражаются ценой реализованной продукции. К ним относятся отношения поставщиков и покупателей, заказчиков и подрядчиков.

  3. Между коммерческими организациями в связи с эмиссией и размещением ценных бумаг (с потенциальными покупателями этих ценных бумаг).

  4. Отношения между коммерческими организациями и их подразделениями, филиалами, вышестоящими организациями и т.д. они возникают при выполнении взаимных финансовых обязательств.

  5. Отношения с работниками предприятиями и организациями эти отношения возникают при распределении и использовании доходов, например, по выпуску и размещению акций для АО и уплате доходов по ним.

  6. Возникающие с государством по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и по ассигнованиям из бюджета.

  7. Отношения с банками, в процессе хранения денежных средств, получения и погашения кредитов, по уплате % по кредитам.

  8. Отношения со страховыми компаниями, страхование рисков, при получении возмещения при убытке.

Все эти отношения носят 2 сторонний характер, при котором поток денежных средств осуществляется в одном и другом направлении.

Рациональное размещение средств эффективное использование денежные средств является главное задачей организации финансов предприятий.

Денежные фонды предприятий можно условно разбить на 4 группы:

I.фонды собственных средств

Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, инвестиционный фод, валютный фонд и т.д.

Уставный капитал – определяет минимальный размер имущества предприятия.

Добавочный капитал – включает результаты переоценки основных фондов; для АО – эмиссионный доход (от продажи акций сверх их номинальной стоимости). Ассигнование из бюджета на финансирование капитальных вложений.

Резервный капитал – образуется за счет отчисления от прибыли в размере установленном уставом, предназначен для покрытия убытков. Для АО - для погашения облигаций и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.

Инвестиционный фонд – для развития производства в нем концентрируются:

а) амортизационный фонд (предназначен для простого воспроизводства основных фондов)

б) фонд накопления, образующийся за счет отчисления от прибыли, предназначен для развития производства.

Валютный фонд - формируется на предприятии, которые получают валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций.

II. фонды привлеченных средств

Фонд потребления, расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

Фонд потребления – денежные средства, направленные на социальное развитие предприятия, образуются за счет чистой прибыли.

III. фонды заемных средств.

Кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и пр.

IV. оперативные денежные фонды.

Для выплаты з/п, дивидендов, платежей в бюджет

Кроме этих фондов на предприятии создаются и другие фонды денежных средств. Например для освоения новой техники, для проведения научно исследовательских работ.


  1. Принципы организации финансов предприятия.

Все финансовые отношения строятся на определенных принципах, которые могут изменяться в зависимости от экономических преобразований.

Основными принципами являются:

  1. хозяйственная самостоятельность ком. Организаций

  2. самофинансирование

  3. заинтересованность орг. В получении прибыли

  4. ответственность предприятий за результаты своей финансовой деятельности

  5. финансовый контроль за деятельностью предприятия.

  1. зависит от права собственности на имущество. Предприятия самостоятельно определяют финансирование расходов, направления использование финансовых ресурсов с целью получения прибыли.

  2. Является основным условием фин. Деятельности предприятия в рыночной экономике. Основывается на окупаемости всех затрат, связанных с хоз. и инвестиционной деятельностью предприятий засчет собственных ресурсов, а в случае необходимости, засчет краткосрочных и долгосрочных ссуд банка. Для его обеспечения предприятие формирует финансовые резервы.

  3. Является принцип в рыночных отношениях, т.к. целью производства является получение прибыли.

  4. Под этим принципом подразумевается ответственность как целых коллективов за результаты своей работы, так и отдельных его работников. Реализуется в случае образования убытков неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров.

  5. Контроль осуществляется через анализ финансовых показателей и анализ финансового состояния предприятия. Осуществляется на разных уровнях и специальными органами. Прежде всего это Гос. Фин контроль, который осуществляет контрольно-ревизиоными управл. Министерства финансов РФ. Этот контроль осуществляет за гос. предприятиями кроме того осуществляют налоговые службы за всеми предприятиями. Этот контроль связан с контролем за своевременной уплатой налогов.

Органы фед. Казначейства осуществляют контроль за использованием бюджета. Но при определенных условиях в соответствии с законодательством, они могут совместно с налоговыми органами и органами исполнительной власти и банками осуществлять проверку денежных документов предприятия.

Независимый фин. Контроль осуществляют аудиторские финансовые службы. Содержание аудиторского контроля является проверка бухгалтерской (фин.) отчетности, платежно-расчетной документации. Установление достоверности отчетности.

  1. Финансовые ресурсы, состав и формирование в рыночных условиях.

Финансовые ресурсы ком. Организаций и предприятий это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств. Для осуществления затрат по расширению производства и экономическому стимулированию работающих.

Формирование ф. Ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, за счет мобилизации ресурсов на фин. Рынке, за счет поступления денежных средств от фин-банковской системы в порядке перераспределения.

Основным источником ф. Р. выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг). Различные части которой в процессе распределения выручки принимает форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются за счет прибыли (от основной и других видов деятельности).

И амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками ф.р. выступают:

  • Выручка от реализации выбывшего имущества,

  • Устойчивые пассивы

  • Различные целевые поступления (плата за содержание детей в дет. садах)

  • Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и т.д.

Процессы приватизации государственной собственности привели к тому, что появился еще один источник фин. Ресурсов – паевые и иные взносы трудовых коллективов.

Кроме того, значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на фин. Рынке. Формами их мобилизации являются продажа акций, облигаций и др. видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием.
^ Финансовые ресурсы предприятий.

Внутренние источники

Доходы

Поступления и накопления


Прибыль от основной деятельности

От вспомогательных работ

Финансовых операций

От строительно-монтажных работ

От реализации основных фондов

Вне реализационные доходы

Амортизационные отчисления

Выручка от реализации

Устойчивые пассивы

Мобилизация внутренних ресурсов

В строительстве

Целевые взнос

Резервный фонд

Паевые и иные взносы трудового коллектива


Внешние источники
^

Мобилизация на финансовом рынке


Поступления в порядке перераспределения

  • кредиты и займы

  • средства от продажи ценных бумаг

  • финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах

  • дивиденды, % от ценных бумаг, других эминтентов

-Страховые возмещения по наступившим случаям

  • реализация страховых полисов, залоговых свидетельств

  • финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций и отраслевых структур

  • бюджетные ассигнования, субсидии





Использование фин. Ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

  1. платежи органам фин. Банковской системы, налоговые платежи в бюджет, уплата % банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи.

  2. инвестирование собственных средств и капитальных затрат, которое связано с расширением производства, его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии.

  3. инвестирование ф. Р. в ценные бумаги, приобретаемые на рынке акции, облигации других фирм, гос займы и т.д.

  4. направление ф.р. на образование ден. фондов поощрительного и социального характера.

  5. использование фин. Ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и др.

  1. Взаимоотношения коммерческих организаций с бюджетными и вне бюджетными фондами.

Важную роль в деятельности фин. Предприятий играют бюджетные взаимоотношения, которые складываются на федеральном уровне, республиканском и на местном уровне.

Главным во взаимоотношениях с бюджетом являются налоги.
По источникам уплаты налоги классифицируют по следующим признакам:

  1. Налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС, акцизы, экспорт. Таможенные пошлины)

  2. налоги, включаемые в с/c продукции. (земельный, на пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, плата за пользование недрами, импорт. Таможенные пошлины и т.д.)

  3. налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (на баланс. Прибыль, на имущ., на рекламу, сборы на нужды образов. Учреждений)

  4. налоги, уплачиваемые из чистой прибыли (НсП, плата за сверх нормативные потери, полезн. Ископ.., местные налоги, вносимы за счет чистой прибыли.)

Наряду с бюджетом комм. Организации и предприятии связаны с системой внебюджетных фондов различн назначения.

Различ – экономические и социальные внебюджетные фонды, а также гос. И региональные.

^ К экономическим внебюджетным фондам относят:

  • отраслевые, межотраслевые и спец. Фонды (фонд федер. Службы лесного хозяйства, комитет по рыболовству, отчисления в эти фонды относ. На с/с продукции).

  • Фонды поддержки предприн, науки, развит. Конкуренции (федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)

  • Паевые инвестиционные фонды – сравнительно новое явление на Российс. (взаимные фонды, трасты, инвестиц. Компании активно действуют в странах с рыночной экономикой)

Задача – позволить выйти на рынок ЦБ мелкому инвестору.

К социальным внебюджетным фондам относятся:

  • пенсионный фонд

  • фонд соц. Страхования

  • фонд обязательного медицинского страхования

  • фонд занятости (-)

5. Взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с банками.

Возникают по следующим направлениям:

  1. хранение денежных средств в банке

  2. кредитное обслуживание предприятий

  3. оказание банками новых видов услуг


выбор банка для предприятия ответственный шаг, от которого зависят затраты на банковское обслуживание. Эффективность и скорость расчета, объем получ. банком услуг, гарантии от рисков и потерь, имидж банка (привлекательность).

Его структура:

1. рынок финансовых услуг (30-35%)

финансовое состояние банка, операции на валютном рынке, предоставление кредита, инвестиции

2. сфера менеджмента и технологии (25-30%) оперативное и легкое управление фин. Ресурсами, использование программ, примен., доступ к данным.

3.банковское обслуживание (персонал банка)

  • культура обслуживания (5-10%)

  • профессионализм банковских сотрудников (10-15%) (манера обслуживания, приветливость)

4. визуальный имидж банка (8-10%) (здание, территориальное расположение, дизайн)

  1. реклама (5-10%)

  2. некоммерческая деятельность (5-10%)


взаимоотношения предприятий с банком начинаются с момента открытия р/с. кроме р/с предприятия могут открыть расчетные субсчета, текущие счета, валютные счета, депозитные счета.

В процессе рассчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком складываются определенные отношения (финансовые), они связаны с формированием доходов, как предприятия, так и банка. Банки взимают плату за выполненные операции. Средства, полученные предприятием от хранения денег на счетах включаются курсовые разницы валют. Относятся к внереализационным доходам и входят в состав валовой или балансовой прибыли, а расходы по оплате услуг банка включают в с/с продукции (работ, услуг) хозяйственного субъекта (предприятия).

Другим направлением взаимоотношений предприятия и банка является кредитование, которое осуществляется на коммерческой основе при соблюдении ряда принципов (возвратность и возмездность, срочность и платность).

Основой кредитных отношений является кредитный договор, в котором оговариваются суммы, выдаваемые сумм, сроки и порядок их использования и погашения, формы обеспечения обязательн. % по краткосрочным ссудам полностью включ. В с/с продукции при оценке финансовых результатов. % по долгосрочным ссудам из прибыли организации.

Новые виды услуг:

  • факторинговые услуги

  • финансовый лизинг

  • форфейтинг

  • трастовые операции

факторинговые услуги – торгово-коммисионные операции, которые производят с целью ускорения получения предприятием-поставщиком платежа, т.е. поставщик (предприятие) утупает баку право требования платежа по платежным документам за поставленный товар. Банк сразу же возвразает поставщику часть суммы. Остальная ее часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя. В договоре может быть предусмотрен и не замедлительное возмещение полной суммы, причитающейся ему от покупателя. За осуществление такой операции банк взимает оплату со своего клиента (поставщик). Для поставщика мининмизирующего потери от просрочки платежа покупателя. Создаются услуги для нормальной производственной деятельности, что способструет нормальному получению прибыли. Заключив договор на проведение факторинговой операции, поставщик знает точную дату поступления платежа и может планировать свои расходы.

Финансовый лизинг – (аренда) покупка коммерческими банками по просьбе предприятия (оборудования, машин, и др) и передача их в аренду этим предприятиям на определенный срок. Предприятие расходует собственные ресурсы на покупку оборудование, а этим заним. Банк за счет своих средств. В то же время баки получают доходы в виде арендной платы, которые в конечном счете должны превышать первоначальные расходы.

В 1999 г. вышел ФЗ РФ о лизинге от 20.12.98 №164 ФЗ

В настоящее время в РФ более 500 лизинговых компаний.

Форфейтинг – отказ от прав. Покупка дома. Одна из форм кредитования, представляет собой кредитование экспортера (продавца) путем покупки векселей или др.долговх требований. В этом случае продавец (экспортер) выполнив свои обязательства по контракту стремиться получить наличные средства: путем инкассации импортера (покупателя). Банк в качестве форфейтера (покуп. долга) берет на себя коммерческие риски, связанные с возможной неплатежеспособностью импортера.

+ увеличение оборота капитала экспортера

отсутствие риска неплатежа.

Освобождение бух. Баланса экспорт от дебиторской задолженности.

^ Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга.

Критерий сравнения

факторинг

Форфейтинг

1.По срокам

Приним. требований сроком до 1 года

Приним. долгосрочн. векселя сроком больше года

2.По суммам

Нет ограничений

Крупные суммы

3.По сфере обращения

На внутреннем рынке

При междунар. операциях

4.По учету рисков

Возможен регресс требов. на покуп.

Без регресса на экспортера

5.По валюте

Широкий круг валют

Только в СКВ

6.Дополнительные гарантии

Треб. не всегда

Обязат. банк. аванс

7.Трастовые операции







(доверительные операции проводятся банками от имени клиента за их счет в их пользу).
Затраты предприятия на производство продукции и выручка от ее реализации.

  1. общая характеристика затрат хозяйствующего субъекта

  2. состав затрат включ. В с/с продукции.

  3. планирование затрат а реализацию продукции

  4. выручка от реализации продукции, ее планирование, факторы роста.


1. В процессе хоз. Деятельности предприятие осуществляет различные виды затрат. Эти затраты можно условно разделить на 3 группы:

  • капитальные вложения (характерно для инвестиционной деятельности)

  • текущие затраты (характерны для хоз. Деятельности предприятия)

  • текущие расходы ( характерны для фин. Деятельности)

Капитальные вложения - это весомые по массе вложения, которые вкладываются на длительный срок, а потом возвращаются предприятию постепенно или частями. Они осуществляются при инвестиционной деятельности предприятия по финансированию капитального вложения, созданию и приобретению материальных активов в результате чего обновляется состав ОФ и формируются НМА. Такие затраты хотя и имеют отношение к производству продукции, но в с/с не включаются. Они окупаются на протяжении длительного периода времени и финансируются за счет определенных источников (покрываются из прибыли). Иногда из бюджета и внебюджетных фондов.

^ Текущие затраты - в процессе хозяйственной деятельности постоянно возвращаются к хозяйствующему субъекту с каждым производственным циклом. Сама хоз. деятельность связана с производством и реализацией продукции, поэтому эти расходы формируют с/с продукции.

^ Текущие расходы - эти средства назад предприятию не возвращаются (финансирование социальной сферы, расходы по содержанию зданий), Размещение собственных средств (прибыль, амортизационные отчисления) в деятельность других организаций. Как правило такие расходы финансируются за счет прибыли (средств профсоюзов).

Источником финансирования этих затрат могут быть различные объекты.

Капитальные вложения финансируются за счет прибыли и реализации продукции. Текущие затраты – за счет выручки от реализации продукции, а текущие расходы – за счет прибыли.

Наибольшую долю составляют текущие затраты, т.е. во что обходится предприятию производство реализуемой продукции.
^ Экономическая сущность текущих затрат.

Стомость продукции (C+V+M)

Затраты прошлого труда (овеществл. Труда) - C

Затраты живого труда – (V+M)

Материальные затраты

- сырье

  • материалы

  • амортизация




Необходимый труд - V

Прибавочный труд – M

З/п с начислениями

Прибыль (доход)


I II III

I+III = c/c; III – прибыль; Ц=С+П (I+II+III)

2. состав затрат, включаемый в с/с продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), возмещаемые после продажи продукции и поступления вручки в виде денежных средств, полученных от реализации. До поступления выручки эти затраты финансируются за счет оборотных средств, которыми в дост. Размере должно располагать предприятие. Затраты на производство разнообразны и классифицируются по определенным признакам.

  1. способ отнесения на с/с

  2. связь с объемом производства.

  3. степень однородности затрат

1.В зависимости от способа отнесения на с/с затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые – расходы, связанные с производством отдельных видов продукции. Они прямо и непосредственно включаются в с/с продукции (расходы на сырье, материалы, з/п).

К косвенным относятся затраты связанные с производством разных изделий потому их нельзя отнести прямо на себестоимость определенного вида изделий: Расход на эксплуатацию оборудования на з/п вспомогательных рабочих, ИТР.

Они включаются в себестоимость конкретного вида продукции с помощью специальных методов при составлении калькуляции.

2. Связь с объемом производства.

В зависимости с связи с объемом производства выдают условно постоянные и условно переменные затраты.

^ Условно постоянные представляют собой расходы, общая величина которых существенно не изменяется при изменении объема производства. Относятся: административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту продукции, коммерческие и общехозяйственные расходы.

^ Условно переменные - затраты, меняющиеся по величине в зависимости от роста или снижения объема производства, относятся прямые материальные затраты, з/п производственного персонала с начислениями, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

3. по степени однородности делятся на элементные и комплексные.

Элементные – по элементам, а именно материальные затраты, амортизация, з/п.

Комплексные – включают несколько элементов затрат, они разнородны по составу из объединяет определенное экономическое назначение затрат. Это общезаводские расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, потери от брака.
Затраты на производство и реализацию продукции включаются в себестоимость в соответствии положениям о составе затрат.

Затраты включаемые в себестоимость продукции в соответствии с их экономическим содержанием, группируются по следующим элементам:

Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя:

Материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц. Нужды, амортизационые отчисления и прочие затраты.

На 01.01.99 структура затрат в промышленности представляла:

Всего затрат – 100%

Материалы - 61,4%, затраты на оплату труда – 12,8%, отчисления на соц. Нужды 4,8%,

Материальные - затраты на сырье и материалы за вычетом возвращенных отходов, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, износ, стоимость материальных ресурсов, формируются исходя из цены их приобретения (без НДС), наценок и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабж. И внешнеэкономич. Организац.; стоимость услуг товарных бирж, включая брокерских услуг, плату за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемую сторонними организациями.

Затраты на оплату труда – затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, однако не подлежит включению в с/с затраты на оплату труда, кот обеспечивают содержание общ. Социально культурного быта, выплаты з/п начисленной по сдельным расценкам. Выплаты по установленной системе премирования, стимулирования и компенсирования, выплаты в соответствии с законодательством РФ.

Не включаются в себестоимость – материальная помощь независимо от суммы, различные вознаграждения, имеющие единовременный характер, оплата дополнительных предоставляемых отпусков работникам, единовременные пособия, уходящим на пенсию ветеранам труда. Все это выплачивается за счет прибыли предприятия.

Отчисления на социальные нужды – пенсионный фонд (28% фонда оплаты труда), фонд социального страхования (4% фонда оплаты труда), фонд занятости (отсутствует) фонд обязательного медицинского страхования (3,6%).

Амортизация основных фондов – все суммы амортизационных отчислений на полное восстановления ОПФ по утвержденным нормам амортизации.

Прочие затраты – налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции.

Платежи по кредитам, затраты на командировки по установленным законодательством нормам. Оплата услуг связи банка, затраты на все виды ремонта (включаются в себестоимость по разному). Расходы на ремонт ОФ в полном объеме можно отразить в составе различным ЭММ затрат (матер, на оплату труда). Предприятию разрешено образовывать резерв для равномерного включения затрат на все виды ремонта основных производственных фондов в состав прочих затрат. Однако на практике фактические расходы по ремонту могут превышать размер отчислений в ремонтный фонд. Для этого предприятие отражает разницу между фактической стоимостью ремонта и суммой начислений по нормат. Отражают в составе будущих периодов.

В прочие затраты включают также сумму износа нематериальных активов, фактические затраты на представительские расходы, расходы на рекламу. Расходы на переподготовку кадров. Однако эти расходы разрешено относить на изд. Производства в пределах норм и нормативов.

^ 3.планирование затрат на реализуемую продукцию.

Затраты на реализуемую продукцию – это полная себестоимость продукции, подлежащая реализации. Планирование себестоимости реализуемой продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой, т.е. методика планирования и учета затрат должна быть единой.

Ф-ры, влияющие на учетную политику:

- формы собственности

- отраслевая принадлежность и вид деятельности организции

- объемы деятельности предприятия и среднесписочная численность работников

- стратегия хоз-фин развития предприятия

- наличие материальной базы

Основными методическими аспектами учетной политики являются:

  • порядок начисления амортизации по ОС

  • вариант учета и погашения стоимость МГП

  • порядок начисления износа по НМА

  • метод оценки материальных ресурсов и расчет их фактической себестоимости

  • порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей.

  • Порядок учета и финансирования ремонта ОС

  • Сроки погашения расходов будущих периодов

  • Метод определения выручки от реализации продукции

  • Порядок создания резервов по сомнительным долгам

  • Вариант распределения и использования прибыли.

Раскрытие учетной политики, т.е. указание содержания выбранных вариантов ведения б/у обеспечивает выполнение следующих функций:

  • контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, составом пр-ных затрат, составом прибыли и убытков.

  • Управление: с/с, рентабельностью, обязательствами, включая капитал и фонды

Традиционный способ исчисления себестоимости в нашей стране базируется на определении полной себестоимости товарной продукции.

Полная себестоимость продукции, подлежащей к выпуску в планируемом году отличается от себестоимости реализуемой продукции на базе которой определяется сумма прибыли. Разница обусловлена наличием остатков не реализуемой продукции на начало планируемого периода и величиной остатков продукции, которой не будут реализованы в конце планируемого периода.

РП = О1+ТП – О2 – объем реализованной продукции в натуральном выражении это (РП) О1 – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода

ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году.

О2 – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

Затраты на реализуемую продукцию.

Срп – Со1 + Стп – Со2

Срп – зтраты на реализуемую продукцию по полной себестоимости на предстоящий период

Со1 – фактическая производственная себестоимость остатков готовой продукции, не реализованных на начало периода.

С тп - плановая полная себестоимость товарной продукции планируемой к выпуску в плановом периоде (она определяется в смете затрат на производство и реализацию продукции)

Со2 – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.

При определении полной себестоимости реализуемой продукции не реализованные остатки на н. Периода принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода исходтят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости (данные 4-го квартала) и нормы запасов в днях или

Со2 = Стп (4 квартал)/90x N

Со2 – производственная себестоимость остатков нереализованной

Стп (4 кв) – производственная себестоимость товарной продукции 4-го квартала

N - норма запасов дня

^ 4 выручка от реализации продукции (работ услуг)

денежные средства, поступающие на р/с хозяйствующего субъекта за отгруженную покупателю продукцию.

Процесс кругооборота денежный средств заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает возмещение затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий ля возобновления следующего кругооборота.

Своевременное и полное поступление выручки очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, т.к. от этого зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотный средств, размер прибыли , своевременность расчетов с бюджетов и внебюджетными фондами, банком, поставщиками и т.д.

Выручка, поступившая на р/с предприятия сразу же используется на оплату поставщиков сырья, материалов.

Из выручки производится отчисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, выплата з/п в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы и предусмотренные финансовым планом.

Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежные формы, поступления средств) доходом предприятия не является. В полном смысле, т.к. из нее необходимо прежде всего возместить производственные затраты, включаемые в себестоимость продукции, оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода предприятия, т.е. прибыли.

Валовая выручка – совокупная сумма денежных поступлений за определенный период от реализации продукции.

Валовая прибыль – оставшаяся часть валового дохода после вычета амортизационных отчислений, фонда оплаты труда и социальных выплат.

Валовой доход – совокупный доход, полученный в течение определенного периода в результате распределения валовой выручки. Представляет собой разницу между валовой выручкой и стоимостью затрат на производство и реализацию продукции.

Факторы, влияющие на выручку от реализации продукции:

  1. факторы, связанные со снабжением производства необходимыми ресурсами.

  2. связанные с организацией и планированием производства (объем произв. Продукции, качество продукции, ассортимент)

  3. связанные со сбытом продукции (ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота)

планирование выручки от реализации.

В зависимости от целей планирования выручку от реализации можно планировать на год, перспективу, квартал, оперативно.

Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период включает:

  1. выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства.

  2. выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализуемой на сторону продукции, исходя из действующих цен, без НДС, акцизов и торгово-сбытовых скидок (без экспортных тарифов).

Величина выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации.

В настоящее время законодательство России требует ведение б.у. только по принципу отгрузки продукции. Однако, чтобы не ставить предприятие перед жесткой необходимостью платить налог до получения реальных денежных средств им предоставляется право проводить налоговый учет по выбору либо по моменту отгрузки продукции, получения денег.

Во втором случае ведутся одновременно 2 разных вида учета : бухгалтерский и налоговый.

Выручка от реализации продукции планируется на объем реализуемой продукции так же как и затраты на реализуемую продукцию.

ВРП = О1 + ТП – О2.

ВРП - планируемая сумма выручки от реализации продукции

О1 – нереализованные остатки готовой продукции на начало периода

ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде.

О2 – остатки нереализованной продукции на конец периода

Стоимость остатков нереализованной продукции на конец периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости, т.е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормой запасов дня. (однодневный выпуск 4-го квартала).

В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирает метод учета выручки от реализации продукции либо по мере оплаты либо по мете отгрузки. При методе учета выручки по отгрузке на случай не поступлении платежей от потребителя предусматривает создание фонда риска или резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена гарантиями. Источником образования резерва прибыль до ее налогообложения. При планировании выручки главным является отчет о движении денежных средств. В этом отчете отражается остаток денежных средств на начало года, отражаются поступления денежных средств от реализации товаров и услуг, направление использования денежных средств (на приобретение товаров, оплаты труда). Новый порядок б.у. доходов и расходов. С 01.01.01. вступило в действие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Новшества: 1.Дано определение и классификация доходов организации

2.представлены особенности определения выручки от продаж продукции и товаров при различных условиях и видах хоз. догов.

  1. признание выручки и других видов доходов.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, имуществ или погашения обязательств приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами признаются уменьшение экономических выгод. По новому классификатору доходы организации они делятся на

  • доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи)

  • доходы операционные (поступления, связанные с участием в уставном капитале)

  • внереализованные доходы

Инвестиции в основной капитал и во внеоборотные активы.

  1. Основные фонды как часть имущества предприятия. Амортизация ОПФ

  2. капитальные вложения как способ воспроизводства ОФ.

  3. источники финансирования капитальных вложений

  4. источники финансирования ремонта ОФ

  5. нематериальные активы, источники приобретения, амортизация.

  1. в условиях рыночной экономики, когда предприятие и организации имущество обособленное, важное значение приобретает оценка имущества предприятия. Оценка производится по бухгалтерскому балансу. Имущесво предприятия составляет: основные средства и другие внеоборотные актив, обороные средства и финансовые активы.

^ Классификация имущества предприятия.

  1. по составу и функциональной роли

имущество предприятия (организации) :

внеоборотные активы, оборотные активы

основные средства, производственные запасы

капитальные вложения денежные средства

долгосрочные финансовые вложения средства в расчетах

нематериальные активы краткосрочные фин. Вложения


  1. по источнику образования и целевому назначению


имущество предприятия:

собственные средства (капитал) заемные средства (при влож.)

уставной капитал кредиты и займы

резервный капитал и резервы обязательства по расчетам

прибыль и фонды целевого финанс-ния кредит. Задолженности
внеоборотные активы характеризуются следующими особенностями:

  • служат в течение длительного периода (более 1 года)

  • не изменяют своего натурального вида (формы)

  • либо совсем не изнашиваются, либо изнашиваются постепенно в течение всего срока их службы (путем начисления износа)

оборотные активы в отличие от внеоборотных находятся в постоянном кругообороте. Особенности:

  • служат лишь один производственный цикл

  • теряют свою натуральную форму

  • переносят свою стоимость на готовый продукт сразу за один производственный цикл.



Наибольшую часть внеоборотных активов составляют основные средства, которые числятся на балансе предприятия и находятся в запасе, в аренде, экспуатации.

Основные средства – это денежная оценка основных фондов, как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.
ОПФ соверш. Хоз. кругооборот, которые состоит из стадий:

Износ основных фондов, амортизация, накопленя средств для полного восстановления ОФ, замена основных фондов путем осуществления каитальных вложений

Износ – старение действующий фондов, т.е. отражает качественну характеристику ОФ , степень из изношенности и степень соответствия современному уровню. По виду износа ОФ подвергаются физическому и моральному износу. Денежные средства необходимые для простого воспроизводства осн. Фондов, т.е. замена использованных новыми предприят. Полученными от выручки от реализации товаров и услуг. Т.е. в стоимость реализуемой продукции включается этот износ в виде амортизационных отчислений.

Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимостти ОФ на стоимость изготовленной продукции, т.е. процесс превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства ОФ. Амортизация отражает количественную оценку (количественный показатель) отражает скорость перенесения первоначальной стоимости на издержки производства.

Износ – качественный показатель.

Амортизация – количественный показатель. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму, перенесенную на продукт труда части стоимости основных фондов.

Характер начисления амортизации:

  1. метод равномерного списания.

  2. метод начисления амортизации на объем выполненных работ

  3. метод ускоренной амортизации

метод равномерного списания базируется на нормативном сроке службы основных фондов. Нормы установлены исходя из физического и морального износа, срока службы ОФ и выражает нормативный срок службы основных фондов (возмещения).

Нормы разрабатываются по отдельным классификационным группам и периодически пересматриваются с целью создания благоприятных условий для ускорения НТП и своевременного обновления ОФ.

Средне годовая стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация равна средне годовой стоимости ОФ на начало года + ввод ОФ – выбытие ОФ.

Метод начисления амортизации на объем выполнение работ базируется на том, что амортизация является результатом использования данного объекта, например, на транспорт, в зависимости от пробега транспортных средств., в нефтедобывающей промышленности в зависимости от добычи.

Ускоренный метод амортизации предполагает, что большая часть амортизационных начислений в первые годы эксплуатации ОФ.

Преимущества:

  1. страхование от потерь в следствие обесценивания основного капитала под влиянием НТП

  2. рост конкурентоспособности, т.е. идет ускорение накопления большей части ОФ в первые два года, это позволяет приобрести более эффективное оборудование с повышенной производительностью

  3. может принести дополнительных доход предприятию

  4. сокращает размер обложения налогом

Недостатки:

  1. несколько завышенная цена на продукцию, а следствие затруднения с ее реализацией

По ПБУ 6/01 «Учет основных средств» отражены способы начисления амортизационных отчислений:

  1. линейный способ

  2. способ уменьшаемого остатка

  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Амортизация не начисляется по:

  • жилищному фонду, за исключением объектов, которые используются организацией для извлечения дохода.

  • Обхекты внешнего благоустройства

  • Продуктивный скот

  • Многолетние насаждения

  • Земельные участки

  • Экспонаты животного мира в зоопарке


Основные средства получают по договорам аренды или безвозмездного пользования, в настоящее время амортизация начисляется.

Сумма амортизационных отчислений накапливается на счетах по учету износа.

В каждом отчетном периоде сумма амортизации списывается: со счетов износа на счет по учету затрат на издержки обращения, а затем вместе с выручкой от реализации амортизация поступает на р/с предприятия и расходуется с р/c.


  1. капитальные вложения как способ воспроизводства основных фондов.

Поступление основных средств на предприятие осуществляется по следующим каналам: через капитальные вложения, путем передачи объектов учредителям АО в счет своих взносов в уставный капитал, а также по средствам безвозмездного получения основных средств от государственных органов и физических и юридических лиц.

РФ осуществл. В форме капитальных вложений принят госдумой 15.07.98 №39 ФЗ даны основные понятия капитальных вложений, инвестиций, инвестиционной деятельности. Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства) в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего предприятия. Приобретение машин, оборудования, инвентаря.

Инвестиции – это денежные средства, ЦБ, иное имущество, в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в осуществл. Прибыли или достижения иного полезного объекта.

Инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, в т.ч. необходима проектно –сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению…

Капитальные вложения рассматриваются как процесс воспроизводства материальных ценностей составляют основные фонды предприятия по средствам капитальных вложений производственного назначения может осуществляться как простое, так и расширенное воспроизводство. Капитальные вложения тождественно понятию прямых (реальных) инвестиций. Кроме прямых инвестиций инвестиции бывают финансовые, т.е. вложения в ЦБ так называют портфельные, а также интеллектуальные инвестиции – это покупка патентов, лицензий.

В практике хозяйственной деятельности предприятия применяют два способа проведения капитальных вложений: подрядный и хозяйственный.

Подрядные – это проектирование и сдача объекта под ключ, когда подрядная организация занимается подбором оборудования, заказывает ремонтирование его, приглашает различных субподрядчиков. При этом учет подрядчиков ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Стоимость оплаченных подрядчикам работ отражается на счете 08 «Капитальные вложения». Полная себестоимость вводимых в эксплуатацию объектов списывается со счета 08 на счет 01.

Хозяйственный способ отличается тем, что предприятие, организует самостоятельно строительно-монтажные работы, объединенные в одном юридическом лице заказчики и подрядчики. При этом предприятие создает в своем составе специализированные участки, цеха.

В практике хозяйствования используется сочетание этих способов.

Для каждого предприятия важно осуществлять инвестиционную политику. Основные направления инвестиционной деятельности предприятия:

  • повышение роли собственных средст предприятия использующие для финансирования их инвестиционных проектов. Для этого необходимо поднять значение амортизационных отчислений в составе внутренних источников предприятия и снизить уровень начисления.

  • Сужение сферы безвозвратного бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование должно быть сохранено только для ограниченного числа предприятий, которые имеют существенное положение в экономике РФ в целом.

  • Соблюдение принципа возвратности и платности при кредитовании предприятия, которые получают гос. Поддержку за счет … средств.

  • Участие в федеральной программе по инвестиционной деятельности и на конкурсной основе.

^ Источники финансирования капитальных вложений.
Финансирование капитальных вложений осуществляется за счет:

  • собственных финансовых ресурсов и хозяйственных резервов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления юр. И физ лиц) выплачиваются органами соц. Страхования в виде возмещения потерь.

  • Заемные финансовые средства (банковский кредит, облигации и займы, ссуда др. кредитовании под векселя и другие долговые обязательства, фин. Лизинг)

  • Привлеченные средства, инвесторов, т.е. средства, полученные от продажи акций, паевый и иных взносов членов трудового коллектива, а также граждан и юридических лиц.

  • Финансовые средства централизированных объединениям, союзами предприятий в установленном порядке.

  • Средства внебюджетных фондов федерального бюджета, предоставляемые на безвозмедной или взвратной основе,

  • Средства иностранных инвесторов
^

Источники финансирования капитальных вложений


Источники финансирования

Капитальные вложения

Производственное назначение

Непроизводственное назначение

Амортизация

Прибыль

Плановые накопления в строит (хоз. спос.)

Мобилизация внутр. Ресурсов

Средства долевого участия

Кредиты банка

Фин. лизинг

V

V
V
V


-

v

v

-

v
v
v


v

v

-



^

Источники финансирования ремонта основных фондов


Капитальный ремонт может осуществляться как подряным так и хоз. способом. Порядок финансирования зависит от способа проведения ремонта. Предприятие самостоятельно выбирает способ отнесения затрат на капитальный ремонт на себестоимость продукции. Существует три способа отнесения затрат на себестоимость продукции:

  1. отнесение на себестоимость фактических затрат сразу после его проведения (по элементам затрат) . используется при небольших объемах ремонта при небольшом количестве основных фондов и при неравном осуществлении ремонта

  2. создание ремонтных фодов как резерва денежных средств. Ремонтных фонд формируется за счет ежемесячных отчислений по утверждению самим предприятием норматив. К балансу % стоимости ОФ.

  3. отнесение затрат на капитальный ремонт на расходы будущих периодов с последующим ежемесячным списанием на производственные затраты. Предпочтительныее при капитальном ремонте арендаторо арендов. ОФ. Эти расходы ежемесячно резерву равными долями на счет 96 «Резервы предстоящих доходов и платежей». По окончанию работ за вычет ранее зарезервир.


Если затраты по ремонту ОПФ включаются в себестоимость производственной продукции, то ремонт основных непроизводственных фондов финансирования из прибыли отстающих в распоряжение предприятия (новш. По ремонту в ОНК РФ)
^ Нематериальные активы.

Представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество не имеющее материальной формы, но приносящие предприятию доход. Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия пока приносят доход. В течение расчетного срока они должны быть самортизированы, т.е. должны перенести свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции.

В стоимость НМА включаются расходы по их приобретению и доведению до состояния, когда они могут быть использованы с выгодой для предприятия
Организационные расходы (гонорары консультантов, юристов, за составление регистрации , сборы и др. расходы организации в период ее создания до момента ее регистрации).

Затраты на осуществление или приобретение научно-исследовательских опытно-конструктивных работ.

Деловая репутация – часть стоимости действующего предприятия, определяемая деловыми связями, репутацией, добрым именем известностью фирменных наименований. Для практической оценки стоимости НМА существуют следующие подходы:

  1. доходный (основ на расч. Экономических выгод, ожидаемых от использования НМА)

  2. затратный (рсч. Затрат на воспроизводство оцениваем. НМА в тек. Ден. За вычетом износа)

  3. сравнительный (используется при оц. НМА с использованием имеющихся в России практический подход)

Доходный может быть реализован следующими методами:

  • прямая капитализация доходов

  • дисконтиров. Будущих денежных доходов

  • преимущество в прибылях

  • преимущество в расходах

в плане отчета б.у. НМА учитываются на счете 04, износ НМА на счете 05.

Предприятие самостоятельно определяет срок службы НМА, а также сумму износа, а также если невозможно определить срок полезного использования НМА. Он установлен на 20 лет, но не более срока действия самих предприятий.

Разные виды НМА имеют свою особенность, свои оценки, стоимость спивывается на счет износа, а такой НМА как цена фирмы, стоимость переносится на изделия производства и обращения, путем ежемесячного с… части стоимости за счет 04.

Цена фирмы это такой НМА, который возникает при покупке целых предприятий по рыночной цене. Рыночная цена может быть больше или меньше балансовой стоимости предприятия и разности между рыночной ценой и стоимостью активов составляет цену фирмы.
Оборотные средства и источники их формирования.


  1. сущность оборотных активов и основа их организации.

  2. источники формирования оборотных средств и финансирования их предприятием

  3. определение в потребностях оборотных активов.

  4. показатели, характеризующие прирост оборотных средств.


Сущность оборотных средств и основа их организации. Оборотные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции изменяя первоначальную стоимость в процессе одного производственного цикла. Оборотные фонды состоят из оборотных производственных фондов и фондов обращения. Фонды обращения хотя и не участвуют непосредственно в производстве, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Оборотные производственные фонды и фонды обращения находясь в постоянном обращении обеспечивают бесперебойное кругообращение средств. Движение оборотного производственного фонда и фондов обращения носят одинаковый характер и составляют единый характер. Это дает возможность обеднять обор. Производственные фонды и фонды обращения в единое понятие оборотные средства.

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансированные для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов непрерывного процесса производства и реализации продукции.
Оборотные средства предприятия подразделяются по:

  1. по функциональному значению

  2. по роли в производстве

  3. по планированию.


Оборотные средства имеют двойственную природу. С одной стороны они представляют существенную часть имущества (активов предприятия), воплощенную в запасах, затратах.

А с другой стороны оборотные средства это часть капитала предприятия (пассивов). Часть, обеспечивающая непрерывность и бесперебойность хозяйственного оборота.

Для обороных средств как части капитала предприятия характерны 3 особеннсти:

  1. они должны быть вложены заранее, т.е. авансированы до получения дохода.

  2. они в качестве ресурсов не расходуются, не потребляются, а постоянно возобновляются. (регенирируются).

  3. относительная потребность в оборотных средствах зависит от производственно финансовой деятельности предприятия. Поэтому эта потребность должна соответственно регулироваться.

Наличие у предприятия достаточно оборотных средств является необходимой предпосылкой для нормального функционирования любого хозяйствующего субъекта.

Поэтому эффективное использование оборотных средств одно из главных условий успешной деятельности предприятия в условиях рыночной деятельности.

^ Кругооборот оборотных средств.

1 стадия.

Авансирование денежных средств на приобретение производственных запасов.

Д –Т

В этой стадии оборотные средства из формы денежных средств превращаются в форму производственных запасов, т.е. авансированная стоимость из денежной переходит в производственную.

На этой стадии совершается переход из сферы обращения в сферу производства.

Завершением 1 стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.

2. стадия.

Совершается в процессе производства.

Т – П – Т’

Эта стадия состоит в передаче в производство купленных материальных ценностей соединении средств и предметов труда с рабочей силой и в создании нового продукта, выбравшего в себя перенесенную и вновь созданную себестоимость.

На этой стадии авансирования стоимость снова меняет свою форму из производительной она переходит в товарную. При этом оборотные средства по вещественному составу превращаются в незавершенное производство, полуфабрикаты, готовые изделия.

3 стадия.

Т’ – Д’

Состоит в реализации изготовленной продукции и в получении денежных средств. При этом оборотные средства переходят из стадии производства в стадию обращения и снова принимают форму денежных средств.

Д’- Д – разница составляет величину денежных доходов и накоплений предприятия.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, т.е. оборот осуществляется непрерывно.

2. к организации оборотных средств относится:

  1. определение состава и структуры оборотных средств.

  2. определение источников формирования

  3. установление потребностей предприятия в оборотных средствах.

  4. распоряжение оборотными средствами, их эффективное использование.

2) источники формирования и финансирования прироста.

Главную роль в организации оборота играют собственные средства это обеспечивает его имущественную и оперативную самостоятельность.

Первоначально форм собственных оборотных средств происходит в момент организации предприятия и создания уставного капитала.

Вплоть до поступления выручки от реализации продукции оборотные средства служат источниками финансирования текущих производственных затрат.

Одним из составных элементов собственных оборотных средств является полученная прибыль.

Т.О. к собственным оборотным средствам относятся уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль предприятия.

Кроме того предприятие имеет средства, приравненные к собственным, так называемые устойчивые пассивы.

Пассивы являются кредиторской задолженностью, которые отражаются справа в балансе. Устойчивые, т.к. они всегда есть у предприятия в наличии, хотя предприятию не принадлежат, но используются на вполне законных основаниях.

К устойчивым пассивам относятся:

А)минимальная переходящая задолженность по оплате труда, которая обусловлена естественным расхождением между сроком начисления и датой выплаты з/п.

Б) минимальная задолженность по платежам в бюджет по некоторым видам налогов. А также по платежам в внебюджетные фонды. Начисление которых происходит раньше сроков выплаты.

В) резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей.

Г) задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате.

2.заемные источники финансирования.

Относятся банковские кредиты, коммерческие кредиты, оформляемые векселем или долговым обязательством.

К заемным относятся кредиторская задолженность и прочие пассивы. Одна часть заемных средств платная, а другая бесплатная (кр. Задолж-ть).

3.привлеченные средства.

^ 3.потребности в оборотных средствах.

Потребность в оборотных выявляется по каждому элементу оборотных средств.

Процесс планирования, определения потребностей в оборотных средствах носит название нормирование.

Нормирование оборотных средств – важнейший элемент управления формированием и использованием оборотных средств.

Он представляет собой разработку экономически обоснованных величин, необходимых для организации нормальной работы организации, предприятия.

Нормирование – важнейший вид финансовой работы, необходимый для выявления потребностей предприятия в оборотных средствах в минимальном, но достаточном объеме, обеспечивающим выполнение запланированных хозяйственных заданий.
Для нормирования определяются:

  1. нормы оборотных средств, т.е. нормы запаса по важнейшим ТМЦ. (по элементам оборотных средств). На определенный период времени, год или квартал.

  2. норматив оборотных средств, стоимостное выражение запаса. Он показывает минимально необходимую сумму денежных средств, обеспечивающую нормальную предпринимательскую деятельность предприятия.

Правильное определение потребностей в оборотных средствах сказывается на результативности работы предприятия, на его ритмичности, слаженности.

^ Процесс нормирования состоит из этапов:

  1. разработка норм запаса по каждому элементу нормируемых оборотных средств.


Нормы запаса устанавливаются в днях запаса.

Виды запаса:

  • подготовительный, т.е. затраты на приемку, загрузку, складирование, выдержку сырья.

  • Текущий складской запас.

  • Страховой запас (резервный)

  • Транспортный запас, создается в случае разрыва в сроках движения и оплаты документов и времени нахождения материалов и сырья в пути.

  1. исходя из норм запаса (расходы) данного вида ТМЦ. И величины однодневных затрат предприятия, покрываемых за счет оборотных средств определяется сумма оборотных средств, необходимых для создания минимальных запасов по каждому виду оборотных средств. При этом определяются частные нормативы по оборотным средствам. А однодневные затраты определяются частным от деления: расход материалов в отчетном периоде/ количество дней в отчетном периоде.

  2. рассчитывается совокупный норматив оборотных средств путем сложения частных нормативов. Этот общий норматив определяет общую потребность хозяйствующего субъекта в оборотных средствах в планируемом периоде.

Оборотные средства производственных запасов включают:

Вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда, частично орудия труда в виде МЬП, не включившихся в производственный процесс, находящиеся в виде складских запасов.

В состав предметов труда входит сырье, основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, МБП (такого счета уже нет).

К МБП относят:

  1. предметы со сроками службы менее 12 месяцев, не зависимо от стоимости. По новому плану счетов счет 10 (основные материалы)

  2. предметы, стоимостью на дату приобретения не более 100кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда (10 счет, и 01 основные средства)

  3. орудия лова.

  4. специальные инструменты, приспособления (01 счет).

  5. сменное оборудование (01)

  6. спецодежда, спецобувь (01, в зависимости от срока службы)

  7. многолетние насаждения в питомниках в качестве посадочного материала (10)

окончательное решение о том, какие предметы на каком синтетическом счете учитываются выносит руководитель. Это решение становится частью учетной политики предприятия.

Средства в производстве включают незаконченную продукцию и расходы будущих периодов.

Незаконченная продукция или продукция частичной готовности предметы труда, уже вступившие в производственный процесс, но не прошедшие все операции. Относятся незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

Расходы будущих периодов включают затраты на подготовку и освоение новой продукции, технологии, которые производятся в данном году, но относятся на продукцию будущего года.

^ Фонды обращения.

Т.е. оборотные средства, обслуживающие процесс обращения. Они формируются под влиянием характера деятельности предприятия, условий реализации обращения.

60% ф. Обращения составляет отовая продукция.

Она подразделяется:

  • готовая продукция на складе предприятия.

  • Товароотгруженная

товары отгруженные 3-х видов

  1. товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил

  2. срок оплаты просрочен

  3. товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

  • денежные средства и дебиторская задолженность.

Денежные средства могут быть во-первых на счетах кредитно-банковских учреждениях, ценных бумагах, выставленных аккредитивах, во-вторых, в кассе предприятия, в расчетах.

Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия и получению дополнительных доходов, является важнейшей задачей финансовой работы предприятия.

Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечению срока оплаты налоговых органов при переплате налогов и др. платежей.
^ Частные нормативы.

Определяются, например, норматив производственных запасов.
Н эл. Об. Ср. = НЗ (Nз в днях) * однодневный расход или выпуск по данному элементу оборотных средств

Где однодневный расход – затраты или выпуск 4-го квартала/ число дней в квартале (90)
Нпз = Nпз*Cпз

Где Nпз – норма производственных запасов

Спз – однодневный расход производственных запасов

Спз = материальные затраты 4го квартала / 90 дней
Или по незавершенному производству
Норматив незавершенного производства
Н нп = Nнп* Снп

Где Nнп – норма оборотных средств

Снп – однодневные затраты на производство продукции

Снп = себестоимость валовой продукции 4го квартала/ 90 дней

Норматив на готовую продукцию

Нгп = N гп*Сгп

Nгп – норма оборотных средств по готовой продукции

Сгп – однодневный выпуск товарной продукции 4го квартала

Сгп = производственная себестоимость товарной продукции 4го квартала / 90 дней
Завершающий процесс нормирования является установление совокупного норматива оборотных средств

Нос = Нпз+Ннп+ Нгп
^ Управление ненормируемыми оборотными средствами.

Фонды обращения за исключением готовой продукции (на складе). Это товары, отгруженные и денежные средства. Управление ими и воздействие на их величину предприятие осуществляет через систему кредитования и расчетов, предприятие заинтересовано в ускорении оборачиваемости оборотных средств в т.ч. и ненормируемых, т.к. это сокращает потребность в них , способствует более эффективному использованию.

Товары отгруженные – 30% фонда обращения, в их составе имеются товары, не оплатченные в срок или находящиеся на ответственном хранении у покупателя.

Денежные средства на счетах в банке, в кассе. Их правильное использование является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.
^ Показатели, характеризующие эффективное использование оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей:

1. коэффициент оборачиваемости или количество оборотов за определенный период времени.

Он показывает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия (за год, например)
Ко = Тп или Рп/ Со

Ко – коэф-т оборачиваемости

Тп – объем товарной продукции

Рп – объем реализуемой продукции

Со – средний остаток оборотных средств на конец отчетного периода.

Или
Ко показывает величину товарной или реализованной продукции, приводящуюся на 1 рубль оборотных средств.

2. коэффициент загрузки оборудования.
Кз = Со/ Тз или Рз

Кз – коэф-т загрузки

Характеризует сумму оборотных средств, затраченных на единицу или на один рубль оборотных средств товар. Или реализованной продукции.

Свидетельствует о рациональном или не рациональном использовании оборотных средств.

3. Длительность одного оборота в днях.

(О или оборачиваемость оборотного капитала в днях)
О = Д/Ко = Д*Со/ Тп или Рп или
Со – Тп или Рп/ Д однодневный выпуск тов. Или реализ.

Д – количество дней в периоде.

Чем меньше длительность одного оборота, т.е. чем быстрее оборотные средства совершают оборот, тем лучше, эффективнее они используются.
Оборотный капитал.

Можно представить как разницу между текущими активами и краткосрочными обязательствами.

Состав краткосрочных активов
Текущие активы: наличные деньги, банковские депозиты, счета дебиторов (за вычетом резервов по безнадежным долгам), краткосрочные векселя и акцептованные счета дебиторов (за вычетом резервов), товарные запасы (сырье, незавершенное производство, готовая продукция и др.)
Краткосрочные обязательства: счета, подлежащие уплате кредиторам, векселя о плате, платежи по которым наступили сроки оплаты, облигации и другие долгосрочные обязательства, сроки оплаты которых наступили в текущем году, дивиденды, подлежащие выплате.
Анализ финансового состояния предприятия включает анализ

  1. доходности и рентабельности (прибыли)

  2. финансовой устойчивости

  3. скорости оборота капитала

  4. окупаемости вложенных средств




  1. валовая прибыль = выручка от реализации – переменные затраты

чистая прибыль = прибыль от всех видов деятельности – убытки – налоги

остаточная прибыль = чистая прибыль – общая сумма активов, скорректированная на стоимость капитала.

  1. коэффициент покрытия (ликвидности) = текущие активы/ краткосрочные обязательства

(1-3 норма)

коэффициент устойчивости (надежности) = сумма заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам/ собственные средства предприятия

(желательно менее 1)

скорость оборота капитала = выручка от продаж/ денежная величина активов

(желательно более 1)

окупаемость вложенных средств = обем денежных средств/ величина годовой прибыли

(количество лет, за которое средства окупаются)

прибыль предприятия.


Скачать файл (33 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации