Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Олимпийские игры античных времён - файл 1.doc


Реферат - Олимпийские игры античных времён
скачать (69 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc69kb.09.12.2011 06:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н,ВЕРНАДСКОГО
Специальность: Физическая реабилитация.

РАБОТА ПО ИСТОРИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ :
«Олимпийские игры античных времён»

Выполнила: Студентка III курса

Заочного отделения

Группа №Р401

Левицкая Екатерина

Владимировна

Принял____________________
Севастополь 2006.

ПЛАН

1.Введение.
2.Олимпийские игры античных времён.
2.1. Формирование физической культуры античной Греции.

2.2. Первые упоминания об Олимпийских играх.

2.3. Олимпийские игры 600-500 лет до н.э.

2.4. 500-400 лет до н.э.

^ 2.5. Олимпийские игры Римского периода.

2.6. Запрет Олимпийских игр.
3. Заключение.
4.Литература.

1.Введение.

История древнегреческой физкультуры есть история развития физкультуры в условиях рабовладельческого общества. Самые древние греческие города, относящиеся к 3000-2000лет до н.э были найдены археологами на острове Крит. В доклассовом обществе физическая культура сводилась к исполнению ритуальных танцев (силам природы - дождю, свадьбе, охоте) , турниров, например в честь посвящения в звание главы общины( где принимали участие несколько родовых общин). 2000-1000лет до нэ с появлением классов появились спортивно- зрелищные мероприятия. Их участники были богатыми аристократами. И не только демонстрировали ловкость, смелость, но и выражали своё превосходство над простым народом. Для исполнения многих номеров нужна была специальная физическая подготовка, например, девушки кувыркались через голову на спине быка, мужчины сваливали быка, подставив ему подножку, демонстрировали танцы воинов. По-прежнему поклонялись силам природы, например, в честь урожая проводили обрядовые турниры, на которых исполнялись борьба, бег с оружием, метание копья, состязание на колесницах, кулачный бой. В середине 2-го тысячелетия до н.э на одном из островов рядом с Критом произошло извержение вулкана, на остров обрушились тучи пепла и гигантские морские волны. Но культура Крита не погибла , она продолжала развиваться на территории древней Греции. Первые раскопки были обнаружены в южной части Греции- Пелопоннесе в городе Микены. Эта культура носит название микенской. Развитие рабовладельческого строя привело к ещё большему развитию культуры и физкультуры. В конце 2 тысячелетия до н.э. в Грецию вторглись с севера малоразвитые племена дорийцев. Если уж была забыта письменность, столетиями не строились каменные здания, то можно сделать вывод об упадке в развитии физкультуры.

^ 2.Олимпийские игры античных времён.

2.1. Формирование физической культуры античной Греции.

800-600лет до н.э (8-6 век до н.э) в греческих городах-государствах установился рабовладельческий строй. С развитием рабовладельческого общества, обряды превратились в состязания (АГОНЫ), где аристократы демонстрировали свои боевые качества, чтобы показать народу своё физическое превосходство. Наиболее важную роль в становлении греческой агонистики сыграли обряды посвящения молодёжи, плодородию, умершим.

И хотя страны древнего Востока, Китай, Рим намного превосходили греческие города по технике, науке и богатству, физкультура в Греции достигла намного более высокого уровня развития. Этому способствовали : многогранное начальное физическое обучение, агонистика, где достигались всё более высокие качественные показатели, система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр- специальных учебных заведений, также демократическое устройство большинства городов, которые постоянно соперничали между собой. Древние греки стали меньше внимания уделять ритуалам, а начали познавать возможности человека. Расцвет системы физвоспитания греческих городов-государств нашёл наиболее яркое выражение в физкультуре Спарты и Афин. В Спарте развитие физкультур было загнано в русло военной муштры, в Афинах была создана система всестороннего развития личности.

^ 2.2. Первые упоминания об Олимпийских играх.

Из письмен источников известно, что упоминание об Олимпийских играх было намного раньше, чем общепринятые первые Олимпийские игры. Уже 900 лет до н.э некоторые города объединялись для проведения культовых игрищ, выбирая обычно какое-либо священное место. Согласно легенде представитель Элиды, Пизы и Спарты объявили Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний обязательным периодом мира. Олимпия давно была местом проведения обрядов и была связана с культом Зевса. Греки вели счёт игр от первых Олимп игр, которые по преданию были в 776 году до н.э. Из археологических раскопок известно, что в Олимпии было построено 5 стадионов. Соревновались в беге на различные дистанции, пентатлон- пятиборье, борьба, кулачный бой, скачки, гонки колесниц (их обычно запрягали четвёрками лошадей, нужно было 12 раз объехать арену ипподрома, возничие правили стоя , часто колесницы задевали за чужое колесо, на разбившуюся колесницу налетали другие, купить беговых лошадей могли только богатейшие греки). Складываются классические формы публичных жертвоприношений, принесения присяги, жеребьёвок, процедуры проведения состязаний. С 7-й Олимпиады начали венчать победителей лаврами. Выступали на Олимпийских играх богатые люди, женщины и свободные граждане не выступали. (Считалось, что состязаться на играх могли все свободные эллины, но к играм нужно готовиться, а у ремесленников и крестьян не было на это ни денег ни времени.) Для женщин были отдельные соревнования по бегу в другое время. Состязания были посвящены военному искусству и физическим возможностям человека. На первое место ставили скорость, на второе физическую силу (Соревнования по перетаскиванию тяжёлых камней, погоня за животными, тянули вручную груженые телеги , сгибали толстые ветви деревьев). Почти все соревнования соответствовали военному мастерству того времени. Бег проходил не по круговой дорожке, а вперёд-назад, что имитировало движение греческих воиск. В соревнования включали прыжки в длину с отягощением в руках и преодоление преград на местности, что характерно для подготовки воинов. Метание диска и копья пришло в физкультуру от военных навыков. Колесница для соревнований была военного образца- с маленькими колёсами, хотя для больших скорости колёса можно было бы увеличить. В боевых действиях с быстротупящимся оружием нельзя было обойтись без борьбы, и она включается в программу соревнований. В кулачном бое побежденным становился тот, кто терял сознание или отказывался от борьбы, хотя последнее считалось бегством и в раннюю эпоху даже наказывалось смертью.

^ 2.3.Олимпийские игры 600-500 лет до н.э.

600-500 лет до н.э происходил расцвет древнегреческих городов , что отразилось на развитии физической культуры. Наряду с Олимпийскими играми официальное признание получили- под знаком общегреческого самосознания и устремлений: Истмийские игры (586год до н.э) Пифийские игры(582г до н.э) Немейские игры(473г до н.э) панафинейские(565г до н.э) делосские игры, игры в честь Дионисия, элефтерийские игры (отмечавшие изгнания персов).

Олимпийские игры классического периода мало чем отличались от игр древнегреческой эпохи: на алтаре пританейона (хранилище олимпийского огня) по – прежнему горел вечный огонь Гастии. Глашатаи, призывали принять участие в соревнованиях, по старым обычаям объезжали раз в 4 года всю Грецию и её колонии. Женщин, как и прежде, на игры не допускали, установленный на время Игр мир нарушался лишь в редких случаях. Когда Спарта нарушила мир, эллинские судьи не только отстранили её от игр, но и наложили штраф. Одного спартанца, кот всё же рискнул принять участие в состязании колесниц, публично высекли. Перед состязанием соперники участвовали в церемонии принятия присяги и ритуального омовения, победителей увенчивали венком. После победоносного завершения двух войн с персами в обстановке ликования, охватившего всю Грецию, был построен Олимпийский храм Зевса. Начиная с этого времени, игры всё дальше уходили от культа. Греческие спортсмены всё больше освобождались от поклонения богам и гордились своими достижениями. Победители уже не были только богачами- богоизбранниками. Начиная с 600года до н.э за исключением бега с оружием и соревнований фанфаристов и глашатаев, программа пополнилась только бегами и скачками на лошадях и мулах. Венок победителя вручался не наезднику, а владельцу животного. Цены на лошадей были велики, поэтому часто победителем становились богачи- владельцы животных. К 500 году до н.э определение победителя стало более гуманным. В борьбе победу присуждали тому ,кто провёл 3 броска таких, что соперник оказывался на земле. В кулачном бою разрешали сдаться и показать это, похлопывая противника по корпусу или подняв руку. И хотя в кулачном бою разрешались кожаные узлы на пальцах, если сопернику нанесли смертельные раны, то победа аннулировалась, и спортсмен изгонялся со стадиона. Количество состязаний на Олимпиаде было доведено до 20, продолжительность игр до 5 дней, число судей до 9.

Олимпиада классического периода была великим общегреческим съездом. Здесь зрители устраивали демонстрации протеста против олигархов, гордящихся своей роскошью, здесь заключались важные договора, торговцы вступали в сделки с прибывшими с дальних колоний, военачальники участием в олимпиадах поднимали свой престиж, богачи делали пожертвования и хвалились своей щедростью. Историки, философы, ораторы и драматурги считали главным показателем успеха в творчестве победу в «соревновании умов» на Олимпиаде.

^ 2.4. 500-400 лет до н.э.

500лет до н.э(5век до н.э) Афины были одним из самых могущественных городов- государств. В это время на территорию Греции вторгаются персы. Победа греков в битве на марафонской равнине в 490г до н.э до сих пор напоминает о себе известной марафонской дистанцией в соревнованиях по бегу. Известная история гласит, что один афинянин ,желая скорее принести своим согражданам радостную весть о победе, пробежал 42 км от Марафона до Афин. Вбежав он воскликнул: « Мы победили!» и упал мёртвым. Однако само существование мелких греческих городов-государств в это время мешало свободному развитию экономики, политики и культуры, в том числе и физической. Изменился подход к физкультуре. 500лет до н.э аристократы перестали быть главной классовой базой олимпизма. Например, на 91 Олимпиаде один аристократ по имени Алкибиадес победил в соревнованиях колесниц и отказался от соревнований по гимнастике, так как там принимали участие атлеты низкого происхождения из незначительных городов-государств, массовое распространение рабовладения , привело к тому, что аристократы стали воспитывать детей так, что меньше внимания стали уделять физкультуре и больше воспитанию мыслящих, рассудительных, наделённых ораторскими способностями граждан. Популярность среди молодёжи стали завоёвывать облегчённые формы занятий физкультурой, выразительные движения. Посещаемость гимнасий падала, изменились методы ведения войны. Воевали всё больше наёмники. Утомительные тренировки по бегу и борьбе состоятельные граждане стали игнорировать. 500 лет до н.э гражданские достоинства выходят на первый план. Начинается противоречие между агонистиками, проповедовавшими ценности физкультуры и мыслителями того времени, которые проповедовали новые нормы поведения. Ксенофан говорил: «Те, кого прославляют их быстрые ноги или резвые кони, явно не могут достичь никаких вершин, потому что мудрая наука стоит большего, чем рекорды чемпионов и лошадей.» Евпирид: «…нет ничего более злостного чем род атлетов.» Около 400 лет до нэ даже Аристотель, которому принадлежит известная фраза: «Ничто так не истощает и не разрушает человека как продолжительное физическое бездействие» заявлял: «…утомительная, односторонне развивающая тело деятельность, за которую платят денежное вознаграждение и которая требует слишком высокой самоотдачи, недостойна свободного человека.» Он призывал умерить слишком развитый культ атлетизма и не заниматься физическими нагрузками. Несмотря на это мероприятия агонистиков продолжали проводиться и сохраняли ту же пышность. Многие города- государства стали нанимать атлетов за деньги. На 98 Олимпиаде (388г до нэ) разразился первый скандал, связанный с подкупом спортсменов. Соперники боксёра Евпола за деньги уступали ему победу на Олимпиаде. Война между Афинами и Спартой началась в 431 году до н.э и продолжалась почти 30 лет. Разорительные войны велись и между другими городами- государствами. Всё это ,в конечном итоге, привело к завоеванию Греции Македонией.

^ 2.5. Олимпийские игры Римского периода.

В 146 году до н.э над Грецией устанавливает свою власть Рим. Римские политические и общественные деятели пытались превратить Олимпиады в имперские игры и перенести место их проведения в Рим. Однако эти попытки не увенчались успехом. Императоры и высшие чиновники стали участвовать в греческих тайных религиозных обрядах- мистериях, брать на себя функции организаторов различных игр, представительствовать на наиболее знаменитых соревнованиях. Панэлинские игры утратили свой прежний чисто греческий характер, однако они имели большую значимость, известные атлеты считали высокой честью попасть в список каких-либо панэллинских игр, прежде всего Олимпиад .Возрос спрос на способных атлетов. Действующие при гимнасиях залы для занятий физкультурой были превращены в институты по подготовке спортсменов. Большой спрос на атлетов и выход на первый план агонистики повлияли на методы тренировки. Прежние критерии отбора утратили свою силу. Тренеры больше не обращали внимания на долгосрочную подготовку атлетов. Главной задачей стали сиюминутный результат и успех у зрителей. Мягкий ремень, которым обматывали кисти рук участники кулачных боёв, снабдили железными накладками, а кое-где медными обручами. Раны, полученные в схватках ,стали откровенно грубыми. Но в кругах истинных любителей спорта по- прежнему ценились знание техники и тактики.

Римские императоры с помощью организации памятных соревнований греческого типа стремились увековечить свои победы. В программе этих соревнований были атлетические номера, борьба, вольная борьба(панкратион), соревнования на колесницах, стрельба из лука и метание молота. Однако роль и содержание игр стали другими. Они символизировали не только единство греков, но и блеск и величие, щедрость городских наместников. Игры всё больше стали приспосабливать условиям Римской империи. В их рамках стали проводиться бои зверей, состязания гладиаторов. Римляне, не только богачи, но и народ, любили зрелища, особенно бои гладиаторов и гонки колесниц. Они имели огромные масштабы и пышность. На одном из праздников, который длился более 100 дней, на арену было выпущено 11 тысяч зверей, 10тыс гладиаторов сражались друг с другом и с дикими зверями. В некоторых местах среди участников появились женщины.

^ 2.6.Запрет Олимпийских игр.

В 4 веке н.э Греция была под властью Рима. Это период окончательного разложения рабовладельческого строя и появления христианства. Игры и другие мероприятия , поглощавшие огромные суммы денег играли всё меньшую роль. Христианство выступало против «греховной телесности» и всяческих форм физкультуры.

Вступивший в силу в 393 году Миланский эдикт запретил вести олимпийское летоисчисление и проводить периодические игры, хранившие на себе печать языческих образов, за исключением тех празднеств, которые проходили в дни рождения императора и по случаю вступления его на престол. Эллис, бывший в своё время центром проведения блестящих олимпийских состязаний, а теперь обедневший и постоянно подвергавшийся нападению варваров, стал лишь местом паломничества сторонников развития физической культуры.

Олимпийские игры были запрещены. Власти боялись скопления людей на стадионах. Христианство называло физкультуру Греховной телесностью. Только в восточных провинциях империи, где агонистика имела тысячелетние традиции, императоры по требованию народа разрешали проведение спортивных игр. Римляне, завоевав Грецию распространили и сохранили греческую физкультуру , но не внесли в неё ничего нового. Они переняли греческие гигиенические движения, а игры по образцу Олимпиад использовали в политических, а не спортивно-оздоровительных целях. Возможно поэтому, когда в эпоху возрождения вновь обратились к греческой физкультуре- агонистика была утеряна.

3.Заключение.

История древнегреческой физкультуры есть история развития физкультуры в условиях рабовладельческого общества. Обряды инициации превратили систему движений, заимствованную из ритуала культов плодородия и умерших, в средство сплочения народа. Было признано общественное значение физкультуры, образованы устойчивые формы физкультурной и спортивной деятельности. Была открыта связь физкультуры и эстетики. Впервые в истории создана система разносторонней, гармонической подготовки человека. Греческая агонистика пережила падение городов-государств. Однако постепенно рабовладельческое общество отвыкло от труда и тяжёлых физических испытаний. Атлетика, достигшая выдающихся результатов, уже не привлекала молодёжь. Спортивные достижения , превратившиеся в труд, в тех условиях уже отрицали сами себя. Римские завоевания не внесли никаких изменений в основные элементы греческой физкультурыры. Они сыграли определённую роль в её распространении и сохранении, но не обогатили новыми мотивами. Римляне переняли некоторые общие идеи греческой теорий гигиенических движений, а игры , проводившиеся по образцу Олимпиад, включили в арсенал своих политических средств.


4.Литература.

1. Л.Кун .Всеобщая история физической культуры и спорта.М.:Радуга.1982-398с.

2. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М., 1970 - 114 с.

3. Спорт и век. - М., 1967 - 279 с.


Скачать файл (69 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации