Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция по планированию предприятия - файл 1.doc


Лекция по планированию предприятия
скачать (523.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc524kb.04.12.2011 21:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Вопросы к экзамену по дисциплине "Планирование на предприятии" 2009





  1. Планирование и прогнозирование. Отличия и особенности в условиях рынка.

  2. Планирование в экономической организации. Пределы планирования.

  3. Планирование в экономической организации. Принципы планирования.

  4. Типы внутрифирменного планирования.

  5. Стратегическое планирование. (Сетевые модели). Перечислить модели стратегий, уметь представить их графически

  6. Понятие нормы и норматива. Виды.

  7. Трудовые нормативы.

  8. Материальные нормативы.

  9. Бизнес-планирование. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование.

  10. Бизнес-планирование. Структура бизнес-плана.

  11. Бизнес-планирование. Этапы разработки.

  12. Система показателей годового планирования.

  13. Производственная мощность. Планирование развития производственной мощности строительной организации.

  14. Принципы организации оплаты труда в строительных организациях в современных условиях.

  15. Особенности материально-технического обеспечения в современных условиях.

  16. Планирование расхода материалов в строительстве.

  17. Планирование запасов материально-технических ресурсов.

  18. Расчет эффективности организационно-технических мероприятий.

  19. Факторы, влияющие на размер прибыли.

  20. Особенности планирования себестоимости.

  21. Методы планирования себестоимости.

1. Планирование и прогнозирование. Отличия и особенности в условиях рынка

Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Планирование является свойством большинства целеустремленных систем (системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения). Планы могут быть комплексными или специализированными на одном из аспектов экономической жизни. Планирование может быть локальным и глобальным; планы могут быть перспективными и оперативными, стратегическими или, напротив, тактическими.

Необходимость планирования в экономической организации определяется тем, что планирование выполняет следующие функции:

  • Позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы;

  • Позволяет подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;

  • Систематизирует возникающие проблемы;

  • Улучшает координацию между подразделениями и службами экономической организации;

  • Упрощает и систематизирует выполнение функции контроля за производственно- хозяйственной деятельностью.

Сущность планирования на микроуровне заключается в научном обосновании на уровне отдельного экономического субъекта социально-экономических целей, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков производства продукции, выполнения работ и оказания услуг; установления показателей их производства, распределения и потребления таких, которые при эффективном использовании ограниченных ресурсов приведут к достижению в заданном периоде поставленных целей.

В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Прогнозирование — это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких - либо явлений. Оно находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.

Прогнозирование деятельности предприятия – это оценка перспектив его развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения продукции.

Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Главная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

^ Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере: риски или действия конкурентов. Поэтому результат прогнозной деятельности носит вероятностный характер, тогда как показатели планов обязательны для выполнения. Планировать можно то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную» или «неудачную» не по тем показателям (прибыли, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

2. Пределы планирования.

Начать с определения планирования (см. вопр.1)

Статистические исследования показывают, что только 27% экономических субъектов полномасштабно и на долгосрочной основе используют планирование в своей деятельности. Следовательно, существуют некоторые препятствия для его полномасштабного использования.

Объективные и субъективные причины, ограничивающие возможности планирования в экономической организации называют пределами планирования.

Рассмотрим наиболее важные из них.

  1. ^ Неопределенность рыночной среды.

Неопределенность качественных и количественных характеристик рыночной среды имеет различные корни. Основными ее причинами можно считать следующие:

стратегические факторы, связанные с характером принятия решений;

технологические факторы, обусловленные развитием научно- технического прогресса;

политические факторы, вызванные социально- политическими сдвигами;

информационные факторы, обусловленные неполнотой, ненадежностью, неточностью имеющейся информационной базы планирования;

экологические факторы, вызванные изменениями природной среды, которые заранее не поддаются полному учету.

Если прогноз позволяет в той или иной мере учитывать изменения всех перечисленных факторов, то план- это такой прогноз, когда переменная контролируется самим прогнозистом. А значит, при планировании множество факторов влияния остаются неучтенными.

^ 2. Издержки планирования (затраты на планирование)

При планировании фирма несет дополнительные затраты на проведение исследований, организацию структурных подразделений и привлечение дополнительного персонала.

Таким образом, планирование, по определению минимизирующее неэффективность использования ограниченных ресурсов, в то же время само требует отвлечения части ресурсов на реализацию процесса. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо при организации процесса планирования сравнивать эффект от внедрения и поддержания системы планирования предприятия с расходами ресурсов на данный процесс.

Минимальные затраты на планирование, которые предприятие будет нести всегда - это затраты на трансакции, которые обеспечивают выживание экономической организации. Любые дополнительные затраты должны обеспечивать развитие предприятия.

Трудность при определении оптимального размера затрат на планирование заключается в том, что планирование приносит предприятию все виды эффекта - экономический, социально- экономический и социальный. Как известно последние два не предполагают прямого измерения в стоимостном выражении.

^ 3. Масштаб деятельности фирмы

Чем крупнее фирма, тем больше финансовых возможностей, тем ярче долгосрочные цели и больше высококвалифицированного персонала. Следовательно, только крупные предприятия могут позволить себе исходя из имеющихся специальных ресурсов и в рамках стратегического целеполагания, осуществлять полномасштабное планирование своей деятельности.

В строительстве существуют следующие пределы планирования:

  • сохраняется экономическая нестабильность;

  • высоко число малых строительных предприятий;

  • низок уровень накопления капитала;

  • высок удельный вес убыточных предприятий и организаций.

3. Принципы планирования.

Под принципами понимают руководящие положения, установки в какой - ни будь деятельности (Русский толковый словарь). Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.[3]

^ Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Любая система характеризуется наличием элементов, существованием взаимосвязи этих элементов и сонаправленности действий по достижению общих целей.

Процесс планирования является системой, т.к.:

  • Существуют специальные подразделения в рамках организационной структуры предприятия, которые выполняют функции планирования деятельности. Кроме того, для осуществления процесса планирования эти подразделения связываются с остальными функциональными подразделениями, находящимися на всех уровнях иерархии власти в рамках предприятия (существуют вертикальные и горизонтальные связи);

  • Этапы процесса планирования также являются элементами системы планирования;

  • Все подразделения, участвующие в процессе планирования на всех его этапах устремлены к достижению единой цели- созданию плана организации, контролю его выполнения и коррекции следующих планов по результатам контроля и анализа выполнения плана.

  • На предприятии существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана подразделения более высокого звена и организации в целом. Все планы, созданные в организации, представляют собой не просто совокупность, набор документов, но их взаимосвязанную систему.

^ Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждой член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Каковы выгоды реализации принципа участия?

Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:

- процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, (второй - на смену первому, третий - на смену второму и т.д.);

Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;

- изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.

^ Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые «надбавками безопасности», или «подушками».

Существуют, однако, определенные пределы резервов планирования:

- резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

- слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования.

Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

^ Принцип точности. Всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Можно в качестве принципов планирования указать также:

^ Принцип рациональности. Прежде чем разрабатывать план вспомним о том, что процесс планирования требует ресурсных затрат (времени, сил, финансов). Сопоставим затраты с тем, что предположительно может дать нам наличие данного плана в нашей организации. Планирование видимо необходимо осуществлять в том случае, когда эффект от создания плана превышает затраты на его создание.

^ Принцип выполнимости. Не планируйте те цели и задачи, достижение которых не подкреплено ресурсно в рамках вашей организации.

4. Типы внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование в организации может относиться к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому происходит классификация. Признаками, определяющими тип планирования, являются:

  • степень охвата;

  • степень неопределенности в планировании;

  • временная ориентация идей планирования;

  • содержание планирования в аспекте предпринимательский политики;

  • горизонт планирования;

  • предмет планирования;

  • сферы функционирования.

По степени охвата выделяют общее планирование (планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины) и частичное (планирование, охватывающее только определенные области и величины).

В планировании в зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа. Первый — это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Следовательно, события в таких системах имеют полную определенность: можно дать 100-процентную гарантию, что, если событие А произойдет, то за ним последует событие В. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами.

^ Возможно ли существование детерминированных систем на практике?

Если говорить о планировании на уровне предприятия в целом, то, конечно, нет, потому что всякое предприятие в рыночной экономике действует в условиях неопределенной, меняющейся среды и не может быть уверено в каком-либо исходе происходящих событий. А вот текущее планирование и планирование на уровне подразделений, например планирование производства, как правило, обладают высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.

Другой тип систем планирования предполагает недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. ^ Так, нельзя предусмотреть определенное значение результата решения X, принятого менеджером, если этот результат может воплотиться с 80-процентной вероятностью.

Системы планирования, не дающие полной предсказуемости результата, называют вероятностными (стохастическими).

^ Временная ориентация идей планирования

Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют 4 типа планирования: реактивное (нацеленное только в прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

По содержанию планирования в аспекте предпринимательский политики выделяют стратегическое планирование– приоритет высшего уровня управления (относится к поиску новых возможностей и продуктов производства), тактическое - приоритет среднего уровня управления (относится к созданию предпосылок для известных возможностей и продуктов) и оперативное - приоритет низшего уровня управления (относится к реализации данной возможности),

^ Стратегическое планирование предусматривает разработку, прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

  • суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

  • функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

  • экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

  • план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

^ Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Если стратегический план отвечает на вопрос: «Что делать?», то тактический план отвечает на вопрос: «Как достичь поставленной цели?».

Тактические планы обычно содержат количественные показатели по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Их разрабатывают в производственных подразделениях предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых узких мест, т.е. на такие сферы деятельности, где наиболее ограничены возможности влияния на общие результаты.

Функциональные подразделения предприятия отвечают за разработку планов развития своих подразделений по производственным мощностям, труду, прибыли, маркетингу, финансам. На уровне предприятия тактическое планирование осуществляют по отдельным проектам, разрабатывают планы научных исследований, маркетинга, производства, ввода мощностей по труду и финансовый план.
^ Оперативное планирование – это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.

Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. В условиях динамичного хода производственного процесса и непрерывного действия дестабилизирующих факторов могут возникнуть такие отклонения в ходе строительства объектов, которые при использовании месячного и годового цикла планирования в последующем трудно ликвидировать. В такой обстановке переходят к планированию по недельно-суточным, а при монтаже зданий и сооружений из крупных панелей и объектных блоков – по суточно-часовым графикам.

С уменьшением периода съема информации трудоемкость ее переработки в подготовке плановых решений и при их передаче исполнителям резко возрастает, поэтому возникает необходимость включения в структуру управления специальной службы регулирования, которую называют диспетчерской, а само управление по краткосрочным графикам - диспетчерским управлением (ДУ).

Недельные и суточные циклы планирования вводятся в трестах-площадках, в удаленных от трестов (объединений) строительно-монтажных управлениях и в отдельно работающих организациях с различными видами собственности. Региональные тресты (объединения) в последнем случае решают вопросы регулирования при возникновении отклонений от календарных планов, которые первичные организации не могут устранить своими силами.

В состав оперативных планов входят графики производства СМР, обеспечения производства работ материалами и конструкциями, работы строительных машин и транспортных средств. Формы графиков обычно определяются руководством трестов (объединений).

В этих графиках показатели годового (месячного) плана детализируются до суточных заданий, при этом последовательность работ указывается в соответствии с календарным планом. Для удобства пользования графиками работы и ресурсы в них группируются пообъектно и побригадно.

В недельно-суточных графиках (НСГ) каждая позиция календарного плана - технологический комплекс работ - может быть разделена на строительно-монтажные процессы. В каждой строке графика показываются объем работы на неделю, ее плановая себестоимость и затраты труда. В графах, отражающих дни недели, строки делятся на две части: в первой - показывается задание на каждый день, а во второй - его выполнение. В НСГ отражаются не только основные, но и подготовительные работы.

Недельно-суточные графики поставки материалов и конструкций разрабатываются также пообъектно и побригадно. В них указывается количество ресурсов, требующихся по графику, имеющихся на объекте и дополнительно поставляемых. В недельно-суточных графиках работы машин, составляемых пообъектно, дается потребность в машинах на каждую смену. В формах НСГ обеспечения материальными ресурсами и машинами строки также разбиваются на две части - задание и выполнение и используются для контроля, регулирования и ежедневного учета. Таким образом, недельно (декадно) -суточные графики – это оперативные документы, которые позволяют организовать выполнение каждой позиции календарных и месячных планов по дням недели (декады).

В суточно (сменно) -часовых графиках обычно совмещаются монтажные и транспортные процессы, что позволяет устанавливать элементы зданий (панели, объемные блоки) в проектное положение непосредственно с транспортных средств. При такой организации монтажа отпадает потребность в приобъектных складах, в разгрузке сборных элементов на склад и передаче их со складов к месту монтажа.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на 3 типа:

^ Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени — от 10 до 25 лет. Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.

  • Экономическое прогнозирование. Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

Разработка долгосрочного плана. На этой стадии разрабатывают общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:

  • определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

  • внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

  • диверсификация производства и обновление продукции;

  • формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;

  • совершенствование организации управления по отдельным подразделениям, кадровая политика.


^ Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Это планы, разрабатываемые на 3-5 лет.

В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период: производственную стратегию предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и рост производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегию сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих увеличению сбыта); финансовую стратегию (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровую политику (состав и структура кадров, их подготовка и использование). Наряду с этим определяют объемы и структуру необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

^ Краткосрочное планирование - это разработка планов на 1-2 года (обычно краткосрочные планы - это годичные планы). Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования необходимых для достижения целей ресурсов организации, определенных в более длительных планах.

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляют путем детальной разработки планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, кредитного, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана.

Реализацию текущих планов осуществляют через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляют обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируют в единый бюджет, или финансовый план предприятия.

Бюджет представляет собой план расходов и доходов в стоимостном и натуральном выражении. Бюджеты должны соответствовать всем разделам плана и охватывать все стороны деятельности предприятия. Бюджеты составляют или укрупнено, или разрабатывают в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

Выделяют два основных вида бюджетов: бюджеты капитальных затрат и бюджеты текущих операций. Бюджеты капитальных затрат применяют исключительно для контроля и оценки долгосрочных планов, требующих для реализации больших капитальных вложений. Бюджеты текущих операций используют для планирования и контроля повседневной производственной и сбытовой деятельности и связанных с этим функций.

^ По предмету планирования (объектам планирования) -целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), планирование средств (относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное планирование (планирование программ производства и сбыта).

По сферам функционирования - планирование сбыта (планирование цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта), планирование производства (планирование программы подготовки и хода производства), планирование персоналa (планирование потребности в персонале, подготовки персонала), планирование заготовок (планирование потребностей, закупок), инвестиционное планирование, планирование финансов (планирование платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов) и расширенное общее планирование,


5. Стратегическое планирование. (Сетевые модели).

Стратегическое планирование- процесс выбора руководящей линии функционирования предприятия, направленной на достижение конечных целей деятельности.

Стратегическое планирование является частью процесса планирования в экономической организации. Этапы представлены на рисунке 3.1.



Рис.3.1. Этапы стратегического планирования
Объект стратегического планирования - деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

Стратегическое планирование предусматривает разработку, прежде всего, глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Существует несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

  • суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

  • функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

  • экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

  • план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

^ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЙ

Матрица «Продукт - рынок» (матрица Ансоффа)

Возможные для условий растущего рынка стратегии описал в 1966г. американский ученый Игорь Ансофф с помощью так называемой матрицы «Продукт - рынок». Общий вид этой матрицы представлен на рис. 3.5.

Основные стратегические рекомендации, получаемые с помощью матрицы Ансоффа:

1.Обработка рынка: усиление мероприятий маркетинга (создание модификаций продукта с помощью комплекса маркетинга) для имеющихся продуктов на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка или увеличения объема рынка. Возможные варианты: снижение цен, увеличение объема упаковки, намеренное ухудшение качества, привлечение покупателей конкурирующих продуктов, активизация латентной потребности с помощью рекламы, предложения проб).



Рис.3.5. Матрица «Продукт - рынок»
2.Развитие рынка: выход со старыми продуктами на новые рынки. Возможные варианты: сбыт на новых географических рынках, новые области применения для старого продукта; модернизация продукта с целью его приспособления к требованию определенных сегментов потребителей (модификация рынка).

3.Развитие продукта (инновации): продажа новых продуктов на старых рынках.

4. Диверсификация: предприятие отдаляется от исходных сфер деятельности и переходит к новым, используя новые товары и рынки. Причины: стагнирующие рынки, уменьшение риска, финансовые выгоды, страхование снабженческой или сбытовой базы.

Преимущества матрицы Ансоффа:

1) наглядное структурирование сложных обстоятельств реальности;

2) простота использования.

Недостатки:

1) односторонняя ориентация на рост (обусловлено испорически);

2) ограничение на двух, хотя и важнейших, характеристиках (продукт и рынок) проблематично, если другие характеристики, такие, как, например, технология, имеют значение для успеха.

^ Матрица конкуренции (по М. Портеру)

Американский ученый М.Портер в 1975 - 1980 гг. в период замедления роста и стагнации во многих отраслях промышленности разработал концепцию конкурентной стратегии. В центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и так называемые конкурирующие силы рынка. Пять движущих сил конкуренции, выделяемые М.Портером, представлены на рис.3.6.



Рис. 3.6. Движущие силы конкуренции по М.Портеру
Ниже перечислены основные элементы пяти сил: (знать 5 сил конкуренции)

^ СИЛЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТОВ:

НЕКОТРЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ВЫХОДА НА РЫНОК

ШИРОКОМАСШТАБНАЯ ОТРАСЛЬ

ТРЕБОВАНИЯ К НАЛИЧИЮ ЗАВОДА И ОБОРУДОВАНИЯ

^ ТРЕБОВАНИЯ К НАЛИЧИЮ КАПИТАЛА

СУЩЕСТВОВАНИЕ СИЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ МАРОК

ЗАКРЫТЫЕ КАНАЛЫ ПРОДАЖ

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ТОВАРЫ

ПРОВО СОБСТВЕННОСТИ НА ТЕХНОЛОГИЮ

^ УСТАНОВИВШИЕСЯ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СТОИМОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ

НЕОБРАЗОВАННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ.
СИЛА ПОСТАВЩИКОВ^ ЗАВИСИТ ОТ:

УНИКАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

СТОИМОСТИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОСТАВЩИКА

ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗАКУПОК

ВАЖНОСТИ ПОСТАВОК ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

^ ЧИСЛА ПОСТАВЩИКОВ И КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ НИМИ.

УСЛОВИЙ ОБЪЕМА
СИЛА ПОКУПАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ:

КОЛИЧЕСТВА И КОНКЦЕНТРАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ОБЪЕМОВ ПОКУПАТЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАВОК

^ СТОИМОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ

ЗНАНИЙ ПОКУПАТЕЛЯ

НАЛИЧИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

ВЕРНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ ТОРГОВОЙ МАРКЕ

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ К ЦЕНЕ

^ ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

ХАРАКТЕРА ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПРОЦЕССА ЗАКУПОК

ОТНОСИТЕЛЬНОГО ОТЛИЧИЯ ПРОДУКТА

ЧУСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ К ПОБУЖДЕНИЯМ
^ УГРОЗА ЗАМЕЩЕНИЙ ЗАВИСИТ ОТ

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАМЕЩЕНИЯ

СООТНОШЕНИЯ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА ЗАМЕСТИТЕЛЯ

ЗАТРАТ НА ПЕРЕХОД

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ

^ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
КОНКУРЕНЦИЯ В ОТРАСЛИ ЗАВИСИТ ОТ:

КОЛИЧЕСТВА КОНКУРЕНТОВ

УРОВНИ ИХ РАЗЛИЧИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕГМЕНТОВ РЫНКА

^ УРОВЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ОТРАСЛИ

ОТЛИЧИЯ В ТОВАРАХ И УСЛУГАХ

ВАЖНОСТЬ ТОРГОВЫХ МАРОК

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ЗАТРАТ

УСЛОВИЯ ВМЕСТИМОСТИ

^ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ВЫХОДА

ЗНАЧИМОСТЬ ДАННОГО ВИДА БИЗНЕСА ДЛЯ КОМПАНИЙ
Матрица «Доля рынка - рост рынка»

( портфельный анализ)

Портфельный анализ, или матрица «Доля рынка — рост рынка», была разработана американской консалтинговой фирмой «Бостон консалтинг гроуп» в конце 60-х годов. Эта модель основывается прежде всего на концепции жизненного цикла продукта и на концепции кривой опыта.

Схема Бостсонской консалтинговой группы (БКГ) представлена на рис.3.9.




Рисунок 3.9. Матрица БКГ
Согласно схеме БКГ конкурентоспособное предприятие имеет очень низкие издержки благодаря росту объема производства и сокращению времени, необходимого для изготовления изделия по мере того, как увеличивается производство. Матрица определяет роль каждой области стратегической деятельности по ее отношению к двум переменным анализа, которыми являются расширение сферы и относительный рыночный сегмент предприятия в данной области. Таким образом, выделяются следующие стратегические секторы:

"трудные дети" - нуждаются в финансировании. Они могут расти, и если предприятие финансирует научные исследования, осуществляет развитие, маркетинг и производство, имеют определенный потенциал;

"звезды" - приносят прибыль и способствуют росту. Осуществляя самофинансирование, они способствуют сохранению на прежнем уровне или увеличению относительного рыночного сегмента;

"дойные коровы" - переживают период зрелости; они не слишком способствуют росту, не нуждаются в инвестициях, зато приносят при­быль, которая используется для финансирования "трудных детей";

"мертвый груз" ("неудачники") - нежизнеспособные или угасающие области, они не способствуют росту и не приносят прибыли.

Правильное руководство портфелем деятельности выражается в стремлении к достижению максимального сотрудничества между различными областями стратегической деятельности, в финансировании "трудных детей", которые в ближайшем будущем станут "звездами", в сохранении "мертвого груза", если он еще приносит какую-нибудь прибыль (зрелая стабильная деятельность) и не наносит вреда имиджу фирмы, в поддержке достаточного количества "звезд" (именно они должны обеспечить долгую жизнь фирмы) и "дойных коров" (именно они способствуют финансированию "трудных детей" и обеспечивают прибыль предприятию).

Удачные продукты, как правило, начинают свою жизнь на рынке как «трудные дети», затем они переходят в «звезды», по мере насыщения спроса переходят в «дойные коровы» и заканчивают свою рыночную жизнь как «неудачники».

^ Матрицы компании General Electric (GE).

Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи, используется при оценке привлекательности отдельных товаров, фирм на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции фирмы в отрасли, ось Y - привлекательность отрасли. Каждая из этих координат определяется с учетом нескольких параметров (рис.3.10).

Индекс силы позиции определяется с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, степени конкурентоспособности цены, качества продукта, эффективности сбыта, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов. Пересечение линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, которая делится на три зоны: зону, в которую организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть.



Рис. 3.10. Матрица GE
Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадратов решетки, могут быть сформулированы следующим образом:

1 Сохранение и упрочение позиции на рынке путем: инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью; концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса.

2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности.

3. Обеспечение выборочного роста путем: специализации на основе сильных сторон деятельности; поиска путей преодоления слабых сторон деятельности; ухода с рынка, если отсутствуют указания о приемлемом росте объема продаж.

4. Крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные сегменты; поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности.

5. Защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск относительно низким.

6. Ограниченное расширение деятельности, или «сбор урожая», обеспечивается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, при этом следует минимизировать инвестиции и рационализировать все производственно-сбытовые операции.

7 Сохранение позиции и перефокусировка деятельности путем: перенесения акцента на зарабатывание текущих денег; концентрации на привлекательных сегментах; защиты сильных сторон деятельности.

8. Главный акцент на зарабатывание денег путем: защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах; модернизации продуктовой линии; минимизации инвестиций.

9. Уход с рынка. При этом необходимо: вовремя распродать товары по выгодной цене; резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования.




6. Понятие нормы и норматива. Виды.

Нормы - это абсолютные показатели, характеризующие максимально допустимые затраты или минимально возможные результаты при изготовлении единицы продукции или выполнении единицы работы заданного качества. Они охватывают средства и предметы труда, сам живой труд, технологический процесс, организацию производства, качество продукции, финансовые ресурсы. Нормы как количественная мера общественно необходимых затрат труда служат для управления научно- техническим развитием производства и выступают в качестве исходных величин для разработки плановых показателей.

Нормативы - это относительные показатели, показывающие количественное соотношение плановых затрат и результатов производства, то есть степень использования орудий и предметов труда, природных и трудовых ресурсов, социальные и экологические ограничения и т.д. Во многих случаях нормативы, особенно в нормировании материальных и трудовых затрат, по существу превращаются в коэффициенты и являются расчетной основой для определения норм, их поэлементной составляющей (коэффициент использования металла, коэффициент сменности работы оборудования, процент выполнения нормативного задания и т.п.). Вместе с тем по мере интенсификации производства усиливается тенденция превращения все большей части нормативов в общегосударственные обязательные нормы, которые отражают интересы всех участников рыночного процесса и позволяют регулировать отношения предприятий с государственным бюджетом, с банками и другими коммерческими структурами, а также между собой (нормативы эффективности капитальных вложений и новой техники, нормы амортизационных отчислений, нормативные налоговые ставки, минимальная заработная плата, нормативная цена земли, ставки банковского процента за кредит и пр.).

Нормы и нормативы используются в качестве исходной базы для определения потребности в оборудовании, сырье и материалах, при расчете численности работающих, фонда заработной платы, издержек производства, т.е. для расчета практически всех плановых показателей работы предприятия и его структурных подразделений.

Нормативы являются унифицированной межотраслевой или всеобщей величиной длительного применения.

Нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственной или внутрифирменное назначение. Они создаются для определенного типа производства с учетом его отраслевой принадлежности и должны отражать как общие закономерности, так и специализированные особенности развития предприятия.

По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, макроэкономическими и микроэкономическими, количественными и качественными.
^ Классификация норм и нормативов

1. С точки зрения уровня управления нормы и нормативы могут быть разделены на две основные группы:

1. Нормы и нормативы, задаваемые соответствующими федеральными или региональными органами управления, в частности: (далее – это примеры, учить не обязательно; привожу, чтоб было понятнее)

  • предельно допустимые величины выбросов вредных веществ в атмосферу, сброса сточных вод и др.;

  • нормы и нормативы, связанные с использованием живого труда;

  • продолжительность рабочей недели и рабочего дня; уровень минимальной заработной платы; тарифная ставка первого разряда и тарифные коэффициенты для государственных предприятий; величина должностных окладов для бюджетных организаций и др.;

  • отдельные нормативы использования средств труда: нормы амортизационных отчислений; категории ремонтной сложности и др.;

  • социальные нормативы: удельная площадь на одного работающего, норма численности по медицинскому обслуживанию и др.;

  • нормы и нормативы охраны труда: температура воздуха в рабочих помещениях, влажность, загазованность, освещенность;

  • нормы и нормативы пожарной безопасности;

  • величина мобилизационных мощностей;

  • ставка рефинансирования;

  • некоторые экономические нормы и нормативы, связанные с выплатой налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

  • нормативы, определяющие критический уровень платежеспособности предприятия.

2. Нормы и нормативы, устанавливаемые на уровне предприятия:

  • нормы и нормативы организации производственного процесса;

  • длительность производственного цикла, размер партий запуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива; нормы заделов и незавершенного производства. Все эти нормы и нормативы используются для рациональной организации производственного процесса, оперативного планирования и регулирования хода производства;

  • нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов; нормы и нормативы использования средств труда;

  • материальных затрат; затрат живого труда; оборотных средств.

2. В зависимости от содержания затрат и результатов различают экономические и технико-экономические нормы и нормативы. Если они измерены в стоимостном выражении, то нормы и нормативы считаются экономическими. Если же затраты или результаты исчислены в технических единицах, то такие нормы и нормативы относятся к технико-экономическим.

3. По времени действия нормы и нормативы подразделяются на оперативные, текущие и перспективные.

4. По характеру распространения различаются межотраслевые, отраслевые и местные нормы и нормативы.

5. По объекту нормирования нормы и нормативы могут устанавливаться на операцию, деталь, узел, вид продукции или работы.

6. По степени детализации нормы и нормативы делятся на специфицированные и сводные.

7. По масштабу применения нормы и нормативы классифицируются на индивидуальные (единичные) и групповые (обобщенные).

8. По методам разработки нормы и нормативы разделяются на расчетно-аналитические, опытные и отчетно-статистические. Несмотря на кажущееся обилие всех норм и нормативов, логика их практического применения заключается в том, что с их помощью заранее определяется зависимость между расходуемыми ресурсами и планируемыми результатами.

9. Производственные нормы затрат труда и машинного времени сведены по видам работ в сборники, которые утверждаются и издаются в зависимости от категории норм соответствующими инстанциями. Действующие производственные нормы на строительные и монтажные работы делятся на три категории:

  • Единые нормы и расценки (ЕНиР), обязательные для применения на всей территории страны;

  • Ведомственные нормы и расценки (ВНиР), применяемые в рамках ведомства;

  • Местные нормы и расценки (МниР)- для определенной строительной организации.

Ведомственные нормы разрабатываются только при отсутствии таковых в сборниках ЕНиР, а местные при отсутствии соответствующих норм в ЕНиР и ВНиР.
7. Трудовые нормативы

Трудовые нормативы - это относительные показатели, показывающие количественное соотношение плановых затрат и результатов производства, то есть степень использования трудовых ресурсов.

Нормативы являются унифицированной межотраслевой или всеобщей величиной длительного применения.

При нормировании труда рабочих и служащих применяются нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы (нормативы) численности работников.

^ Норма времени рабочих - количество текущего времени, установленное на выполнение единицы продукции в рациональных организационно-технических условиях (исчисляется в часах на единицу продукции).

Нормы времени устанавливаются методами технического нормирования или опытно-статистическими методами и определяются как

, (2.6)

где Ч- численность рабочих звена или бригады, чел.

Т- время выполнения строительного процесса, час.
, (2.7)

где - время на выполнение рабочих операций, час.;

i=1,2,...,n- операции, входящие в строительный процесс;

- подготовительно-заключительное время, час.;

- время технологических перерывов, час.;

- время, отводимое на отдых и физиологические надобности, час.

Норма выработки - количество доброкачественной продукции, изготовленное в единицу времени в рациональных организационно- технических условиях.

(2.8)

где Тсм- продолжительность смены, ч.

Кр- численность рабочих, участвующих в выполнении единицы работы;

Нвр- норма времени в соответствующих единицах (чел. -ч. или чел. -мин).

^ Норма затрат труда (трудоемкость) - количество затрат труда, установленное на выполнение единицы доброкачественной продукции в рациональных организационно- технических условиях (выражается в чел-мин, чел-час, чел-смен на единицу продукции).

8. Материальные нормативы. То, что выделено серым, учить не нужно. Но читать

^ Нормы расхода материальных ресурсов определяют минимально допустимый уровень затрат материалов и изделий на выполнение единицы готовой продукции или установленного объема работ с учетом неизбежных потерь при применении современной технологии и организации производства.

Нормы расхода строительных материалов рассчитывается в соответствии с нормативными документами Госстроя России РДС 82-201-96 и РДС 82-202-96.

Элементные (производственные) нормы расхода материалов включают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных нормативных расходов материалов на единицу продукции рабочей операции, строительного процесса и комплекса.

Нормативный расход материалов устанавливается на единицу продукции рабочей операции (элемент строительного процесса) с целью определения показателей, характеризующих расход материалов как на рабочие операции, так и на строительно-монтажные процессы в целом.

Норма расхода материалов на единицу продукции строительного процесса в зависимости от норматива расхода на единицу рабочей операции определяется по формуле:

, (2.1)

где N- норма расхода материалов на единицу продукции строительного процесса;

ni- норматив расхода материалов на единицу продукции рабочей операции;

ki- коэффициент перевода, учитывающий соотношение количества продукции строительного процесса в укрупненных единицах Vу и в элементных единицах продукции рабочей операции Vэi и определяется по формуле:

, (2.2)

Элементная норма расхода материалов определяется по формуле:

, (2.3)

где N- элементная норма расхода материалов на единицу продукции строительного процесса;

Nч- чистый расход материалов на единицу продукции строительного процесса;

Nпо- норма трудноустранимых потерь и отходов строительных материалов согласно РДС 82-202-96.
В чистый расход включается количество материалов, необходимое для производства единицы продукции рабочей операции без учета отходов и потерь, возникающих при транспортировке, обработке, хранении и укладке в конструкции и изделия.

При определении расхода оборачиваемых материалов, используемых при возведении временных вспомогательных сооружений (лесов, подмостей, опалубки и др.), установлен полный норматив расхода новых материалов при каждом обороте Nн, который определяется по формуле:

(2.4)

где No- норматив расхода материалов на первоначальное изготовление (обычные нормативы расхода материалов);

Nа- норма расхода новых дополнительных материалов при каждом обороте;

п - число оборотов.

В соответствии с техническими правилами норматив оборачиваемости, например, деревянной опалубки, поддерживающих лесов, подмостей и инвентарных приспособлений, должен быть не менее 10 - 20 раз.

Современные нормы расхода строительных материалов, разработанные в соответствии с РДС 82-201-96, представлены в Сборниках нормативных показателей расхода материалов. Указанные нормы применяются в строительных организациях для определения нормативной потребности в материальных ресурсах в целях:

  • планирования обеспечения материальными ресурсами строительных организаций, участков и бригад;

  • сопоставления фактического и нормативного расхода материалов;

  • контроля за правильностью списания материалов на себестоимость строительно-монтажных работ;

  • анализа производственно-хозяйственной деятельности организации.

Нормативные издержки материальных ресурсов характеризуют величину затрат организации при производстве продукции, поэтому нормы расхода материалов - это один из рычагов управления производством. Их рациональность (прогрессивность) побуждает к внедрению новой техники и освоению передовых технологических процессов, способствует экономному использованию материалов в процессе производства и выявлению внутренних резервов, служит предпосылкой правильной организации установления потребности, учета и контроля за расходованием материалов. Они воздействуют на такие экономические категории, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность. Следовательно, уровень норм расхода материальных ресурсов при производстве продукции является важным показателем конкурентоспособности этой продукции.

В рыночных условиях материалоемкость продукции, выраженная через нормы расхода, не носит директивного характера. Роль этих норм в том, чтобы нацелить организации на минимальный достигнутый в отрасли уровень расходования материальных ресурсов при изготовлении аналогичной продукции.

9. Бизнес-планирование. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы* или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Цели бизнес – планирования:

  1. Выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;

  2. Позиционирование товара на рынке;

  3. Определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;

  4. Определение потенциальной конкурентоспособности предприятия;

  5. Определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;

  6. Выявления рисков предпринимательской деятельности;

  7. Конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

  8. Привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Также важной целью бизнес - планирования называют получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации.

Бизнес - план может выполнять следующие функции:

  • Функцию разработки концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов;

  • функцию оценки фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроля выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов;

  • функцию обоснования выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода), установления необходимого объема финансирования и его источников;

  • обоснование целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его место строительства с определением предварительных условий и примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора;

Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.
^ Отличие бизнес плана и ТЭО.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта содержит подробную информацию обо всех аспектах проведения работ в ходе реализации инвестиционной и эксплутационной фаз. В соответствии со стандартами UNIDO, ТЭО должно содержать нижеследующую информацию, которую можно представить в виде основных разделов:

  1. Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы);

  2. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (авторы проекта, исходные данные по проекту, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

  3. Рынок и мощности производства;

  4. Материальные факторы производства (сырье и ресурсы, необходимые для производственного процесса) - (приблизительные потребности в факторах производства (наличие ресурсов и сырья), положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д.);

  5. Места нахождения и территория (предварительный выбор места нахождения, включая, при необходимости, расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д.);

  6. Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

  7. Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т.д.);

  8. Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих: ИТР, служащие, основные специалисты (местные/иностранные); предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

  9. Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта и т.д.);

  10. Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д.).

  1. Эффективность бизнеса и возможные перспективы (оценка перспективности данного направления бизнеса, определение возможностей для развития данного вида бизнеса в выбранном регионе и т.д.).

Технико-экономическое обоснование является всесторонним исследованием и изучением инвестиционного проекта и, следовательно, должно содержать всю необходимую для российского и иностранного инвестора информацию с учетом возможности участия в проекте и нескольких участников с различными видами ресурсов (финансовые средства, оборудование и т.д.).

Главным отличием ТЭО и бизнес плана является отсутствие в ТЭО описания внешней среды проекта (рынок сбыта, маркетинг, конкуренты). ТЭО гораздо меньше внимания уделяет вопросам сравнительной эффективности проекта.

В рыночных условиях описание внешней среды является более важным, чем описание проекта, поэтому БП вытесняет ТЭО и становится документом, который используется при разработке ПОС. Так как организация строительного производства осуществляется на основании СНиП3.01.01.85 «Организация строительного производства», то необходимым требованием бизнес – планирования является выделение в рамках производственного плана раздела ТЭО.

10. Бизнес-планирование. Структура бизнес- плана

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий.

Структура и перечень вопросов, которые должен освещать строительный бизнес- план нормативно не регламентируются. Представленное содержание бизнес-плана является не более чем примерной схемой, тем не менее, оно содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть.

Рекомендуем следующие разделы включать в состав бизнес- плана:
  1   2   3



Скачать файл (523.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации