Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпора по КБиЭУЗ - файл шпора_мини.doc


Шпора по КБиЭУЗ
скачать (67.5 kb.)

Доступные файлы (2):

Лекции КБиЭУЗ.doc101kb.13.11.2009 00:21скачать
шпора_мини.doc91kb.13.11.2009 06:51скачать

шпора_мини.doc

1. Как понять собеседника, как установить контакт

Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Действительно, «понять» – это значит «изучить», а без изучения партнера по общению невозможно ни развивать с ним отношения, ни оказывать на него эффективное психологическое воздействие. На предварительном этапе подготовки к общению нужно определить для себя то, что нужно достичь в результате разговора. На первой фазе разговора мы ставим следующие задачи: установить контакт с собеседником, создать благоприятную атмосферу для беседы, привлечь внимание к теме разговора, пробудить интерес собеседника. Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия. Я сейчас перечислю только некоторый их ряд.

^ 1)Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять. 2) Речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду. 3) Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться. 4) Мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора. 5) Лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается. 6) Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные. 7) Слишком значительный объем информации сбивает с толку и препятствует ее переработке. 8) Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим.

Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт. Один из самых важных принципов установления контакта с собеседником – это установить с ним «связь». Предельно краткий вариант установления хорошего контакта: надо предельно внимательно отслеживать собеседника в теч.10мин. Крайне желательно при этом постоянно делать заметки, фиксировать особенности одежды (поведения), делать характерные жесты. Наглядный признак хорошего контакта между собеседниками – это сходство их манер общения и принимаемых ими поз. Такое сходство принимаемых поз часто называют зеркальным отражением. Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие скорости, громкости и тона их речи. Она также включает в себя взаимное копирование всех нюансов мимики друг друга.


^ 2. Биоритмы их использование для познание

Биоритм - это циклические явления жизнедеятельности любого живого организма. У человека их три: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Наличие биоритмов не зависит от расы, национальности, социального положения и места нахождения человека. Их количество и продолжительность едины для всех.Благодаря биоритмам живой организм гораздо легче приспосабливается к условиям внешней среды, которые регулируют деятельность циклов и отдельных их фаз.Такое действие внешних условий на живой организм принято называть синхронизирующим, а сами факторы воздействия — синхронизаторами. К их числу относятся свет, шум, запахи, время кормления и т.д. По степени зависимости от внешних условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят от изменения внешней среды. Это биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое. студенту следует так планировать нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и не мешали процессу образования.

В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние студента на данный момент. А, значит, ритм занятия (например физкультуры) определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами.Словом, при определении оптимальной нагрузки на занятии важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать всем преподавателям, а в особенности преподавателям физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации учебного процесса для достижения высоких результатов. Важно также учитывать и тот факт, что студенты с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а студентам с вечерним биологическим типом — во второй. Если наблюдать за студентами на протяжении недели, то выявится закономерность: работоспособность падает к концу недели, отсюда следует, что необходимо распределять занятия таким образом, чтобы на конец недели попадали уроки, требующие минимальной нагрузки со студента.


^ 4. Проблемы понимания и проблемы интелект одиночества

Под проблемами понимания можно рассматривать понимание между людьми и понимание воспринимаемой информации. Например, к проблемам понимания между людьми может оказаться разный интеллектуальный уровень, разный язык и т.д. А к проблеме воспринимаемой информации можно отнести, к примеру, недостаточную осведомленность, нарушение работы мозга и т.д.

Под проблемами интеллектуального одиночества можно рассматривать, к примеру, недостаток общения с равными или превосходящими по интеллекту личностями, или недостаток востребованной для данного индивида информации.

Перспективы решения проблемы интеллектуального одиночества видятся в коллективном творчестве людей. Вместе с тем, часто совершаемая ошибка заключается в том, что страждущая душа ищет только общения, а искать надо еще объект, точнее, его создавать. Это под силу мыслящему человеку. На пути этих исканий иногда нужна передышка. Тут, действительно, может помочь понимающий собеседник. А дальше – в путь.


^ 9. Как устроена система знания

Термин "знания" (знания в ИС интеллектуальной системе) приобретает специфический смысл, связанный с определенной формой представления информации в ЭВМ, однако объектом внимания исследователей искусственного интеллекта является и знание в обычном смысле. Формирование базы знаний интеллектуальной системы (ИС) предполагает разработку знаковых структур, позволяющих фиксировать знания из области, для работы в которой предназначается система, и обеспечить выполнение необходимых операций с ними. Построение ИС предполагает также те или иные способы получения знаний, которые должны быть представлены в данной системе. Это могут быть способы получения знаний из книг и иных текстов, используемых в данной области, а также в ходе определенным образом организованной коммуникации с профессионалами (экспертами) в сфере, где будет применяться система. Решение такого рода задач (называемых задачами представления и приобретения знаний) оказалось связанным с вопросами о том, как вообще устроено знание, из чего оно состоит и каковы механизмы его функционирования, какие существуют виды знания, какую роль играет неявное знание в коммуникации и мышлении, что представляют собой когнитивные структуры индивида и логические механизмы рассуждений, - а также со множеством других вопросов относительно знания.

^ 3. Проблемы ист и заблужд. Как избавиться из заблуждений

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективная действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.Итак, заблуждения имеют психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Проблема - соотношение истины и заблуждения. Если верно, что любое знание относительно истинно, то, как возможны заблуждения, ошибки, даже тупиковые ветви в развитии науки. Может быть, заблуждение - это и есть относительная истина? Но такое предположение выглядит довольно нелепо.Существование в науке ошибок и заблуждений особо доказывать не нужно, они реально были, есть и будут. Объяснить возникновение такого рода фактов можно различными способами. Например, когда появляются какие-либо научные концепции, люди еще не знают, истинны они или ложны, но могут их принимать на нерациональных основаниях, в частности верить в их истинность или принимать их за отсутствием других, более убедительных систем знания

Убеждение на такой основе - один из самых распространенных способов введения в научную практику и общественную жизнь научных концепций. Так принимались в свое время и считались научно самодостаточными гипотезы теплорода, эфира, пустого пространства,вечного двигателя. Даже более того, такие концепции после их принятия могут быть частично эмпирически подтверждаемыми. Например, геоцентрическая система Вселенной подтверждалась простыми эмпирическими наблюдениями, использовалась для вычисления положения небесных тел на небосводе. Подобные концепции имели значительное влияние на общественную жизнь, возможно даже, как в последнем случае, формировали устойчивое мировоззрение. Однако если ходом исторического развития науки они опровергались, то их называли заблуждениями.


^ 5. Три осн последоват-х этапа отношения к новому знанию

1ая стадия – игнорирование нового знания.

Любая новая информация, новое умение игнорируется нашими мозгами и руками. Чаще всего моя реакция имеет вид: "мне это не надо, мне это не пригодится, я это и так знаю и умею". Как правило, при повторе этой информации или этого же навыка типичная реакция "Я это вижу в первый раз".

Причина в том, что в мозгу есть определенная система знаний и любое новое знание либо умение представляется ей (системе) чем-то вроде пятого колеса. Что делать?

1) Конспектировать (речь лектора, телеведущего-аналитика, диктора информационного блока);

2) Повторять (просмотр фильма нужное количество раз). Если долго мучится – что-нибудь получится.

Ибежать 1ый этап нельзя, но сократить – можно.

^ 2ая стадия - негативное агрессивное восприятие.

Новую информацию, навыки, понятые мной, я начинаю активно встраивать в имеющуюся систему знаний и умений. Как это сделать – непонятно, отсюда – раздражение.

Трудно переучиться со старого знания на новое, с устаревших навыков на более рациональные.

Агрессия может быть слабой (письмо ученому соседу), она может быть и в жесткой форме (инквизиция). Большинство действительно полезных деловых советов воспринимаются агрессивно, например мужем, женой, родителями, детьми.

Часть конфликтов между супругами имеют гносеологическую природу, т.е. причины таких конфликтов – в особенностях познания.

Аутоагрессия – это негативное отрицательное отношения к собственным мыслям. Иначе говоря, абсолютно неизбежное агрессивное отношение к себе на второй стадии самостоятельного восприятия знания.

Важно не "застревать" на этой стадии, а за счет повторов пройти её побыстрее.

^ 3я стадия – нейтральное отношение.

"Никакое" отношение к НЗ неизбежно сменяется по мере повторения усвоения агрессивным, но после дальнейшего усвоения агрессивное отношение сменяется нормальным или нейтральным. Проще говоря, знание встраивается в имеющуюся систему.

Примечание: если объем имеющегося знания мал, то встроить в него новые знания легче и быстрее. Чем больше объем знаний, тем труднее встроить в него новое, поэтому, чем старше человек, тем он больше знает, тем он консервативнее, нетерпимее к новому знанию, труднее обучается при прежнем количество повторов.

Спасение – в увеличении количества повторов, после чего достижение нейтрального отношения к знанию неизбежно.

Примечание: т.н. "склероз" (в юности – "опять забыл") это удлиненная первая стадия, способ преодоления – увеличение повторов.


^ 8 Две основных теории познания

Привычная теория познания выглядит так: объем знаний бесконечен, возможности человека ограничены. Поэтому человек может учиться всю жизнь, но никогда не будет знать всего. Как говорится, "Век живи, век учись – дураком помрешь!"

Эта теория познания христианская по духу и призвана подчеркнуть всемогущество Бога и ничтожность человека. Она пессимистична и невольно ориентирует на признание каждым своей теоретической и практической неполноценности. Ситуация как в спорте, даже если я сегодня поставил рекорд, то скоро кто-то обставит меня.

Таким образом, привычная теория познания стимулирует не улучшение и ускорение усвоения знаний, а замедление темпов и уменьшение глубины усвоения.

Теория познания А.А. Зиновьева.Он в конце прошлого тысячелетия открыл быстрый легкий и простой способ достижения, получения и усвоения полного и исчерпывающего знания.

В любой отрасли знаний необходимо и достаточно освоить базовый объем, после этого знания и умения становятся абсолютно полными.



Так, выучив таблицу сложения до 20, я сумею складывать любые числа. Выучив таблицу умножения до 100, я сумею перемножать любые числа. Выучив алфавит, я, в отличие от японцев, сумею читать любые тексты. Выучив стандарты Генриха Сауловича Альтшуллера, я быстро смогу делать изобретения. Т.о. неразрешимые прежде задачи полного познания сводятся к легкой задаче отыскания алфавита, таблицы умножения и т.д.

^ 6. Четыре уровня глубины усвоения знания

1ая ст.знания – знакомства; 2ая ст.знания – копии; 3я ст.знания - умение; 4ая ст.знания – трансформация;

1ая стадия. На этом ур-не формир-ся заблуждение – понял, значит умею. Новые знания, как правило, воспринимаются и понимаются, однако при пересказе сюжета, учебника, повторном прохождении маршрута возникает проблема: "Я же все учил, все понял, но не могу воспроизвести!"

Это нормально, мало кто способен спеть только что услышанную песню, прочитать впервые услышанное стихотворение, пересказать сюжет нового фильма.

Примечание: почему-то считается, что рассказать однажды услышанное стихотворение трудно, а пересказать сюжет книги – просто. Это иллюзия. Почему-то считается, что спеть новую песню – просто, запомнить имя нового собеседника – тоже просто, но мало кто помнит, куда он повесил пальто в гостях или куда (в какую сторону) тянуть (толкать) ручку двери.

^ 2ая стадия. После определенного числа повторения нового знания, лекции, приказа человек способен воспроизвести полученные знания (таблица умножения, стихотворение школьной программы, новая песня, материал лекции и т.д.). На этом этапе новые знания усваиваются прочно, но не более. Возникает иллюзия: знаю, значит практически умею.

^ 3я стадия. Если я повторяю знания еще несколько раз, то внезапно обнаружу, что умею применять таблицу умножения, т.е. умножать столбиком многозначные числа, решать задачи по математике, водить других прежде незнакомым мне маршрутом.

Примечание: 1) некоторые предметы ВУЗа легче других – это иллюзия. Если я знаю теорию решения систем линейных уравнений, то я могу решить любую систему. Если я знаю не все, то решения систем уравнений будут трудной задачей. Если на этот предмет выделено больше часов, то, скорее всего, он будет для меня легким.

2) большинство житейских занятий связанных с познанием делим так же на необоснованно легкие и тяжелые, хотя в принципе они делятся на хорошо усвоенные знания и плохо усвоенные.

Для большинства перечисленных трех стадий вполне достаточно.

^ 4ая стадия. Если я знаю что-то, например ПДД, и умею их применять, то рано или поздно по мере применения становлюсь способным к выработке новых знаний. Иначе говоря, я придумываю новый способ решения стандартных задачи, новую формулу, новый способ решения технического противоречия, обнаружить его впервые, сделать научное открытие т.д.

Т.о. после третьей стадии, после прекрасного освоения массива знаний и прекрасного применения можно что-то придумать, изобрести, открыть.

Итак, путь от знаний-знакомств до знаний-трансформаций позволяет начать новый цикл. Новые знания и умения, по сути, являются знаниями-знакомствами, (которые легко забыть самому), поэтому поэты и писатели записывают новые сюжеты и строки на клочках бумаги, художники рисуют на салфетках и т.д.

Словом, новую мысль надо непременно зафиксировать, иначе гарантированно забудешь даже о её существовании. Тоже и о практических навыках, способах решения задач и т.д.


^ 7. Принцип Парето и его применение для ускорения глубины усвоения знаний

В начале 20в. Парето установил, что, например, 20% людей совершают 80% преступлений; 20% взрослых людей ответственны за 80% браков(разводов) и т.д.

Закон Парето применим в познании и др.интеллектуальной деят-ти, например, 20%преподавателей делают 80%элективов, 20%научных работников пишут 80%статей и т.д.

В ходе познания з-н П. м.применить так: за 20%времени мы осваиваем 80%знаний (а за оставшися 4/5 времени только 1/5 знаний). Упрощенно говоря, м. за 5дн. Приготовиться на «отл» по одному экз-ну, а м. за 5дн. Сдать 5 экзаменов на «хор».

Применение закона Парето позволяет достичь хороших (!) результатов за минимально время. На графике это выглядит так:



Примечание: в бол-ве случаев идеальные знания, идеальные умения, вообще идеальное - не хорошо. Разумеется часть интеллектуальных и иных дел м.делать только на отлично.

Итак, есть отдельные работы, требующие идеального исполнения, но есть основная масса работ, которую м.б. сделать без ущерба на «хор». Сознательно определяя уровень выполнения работы м. сделать и много и уже хорошо. Любое дело требует предварительной проверки на предмет того, ск-ко усилий треб-ся как на «хор», так и на «отл».

В итоге, нач.установка на опред-ный рез-т в сочетании с практическим опытом быстро позволяет резко повысить свою результативность.


Скачать файл (67.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации