Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Социальная организация - файл 1.docx


Лекция - Социальная организация
скачать (25.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx26kb.09.12.2011 06:57скачать

содержание

1.docx

11.09.09г.

Социальная организация.

  1. Виды социальных систем

  2. Классификация организаций

  3. Особенности социально-экономических организаций

  4. Особенности организации человеческих коммуникаций.

1. основным элементом социальной системы является человек. В зависимости от постоянных целей социальные системы могут быть:

  • Образовательными

  • Политическими

  • Правовыми

  • Экономическими

  • Медицинскими

Наиболее распространены социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний называются социальными организациями.

Каждая из видов имеет приоритет собственных целей. Например, для социально-экономической – получение максимальной прибыли, для социально-культурных организаций получение эстетических целей.

Социальная организация играет существенную роль в современном мире.

Особенности социальных организаций:

  • Реализация потенциальных возможностей и способностей человека

  • Формирование единства интересов людей, единство целей и интересов служит системообразующим фактором

  • Сложность, динамизм, высокий уровень неопределенности

Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формированию позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Так же они создают систему контроля, включающую систему наказания и поощрения индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил. В организации проходят объективные и субъективные процессы.

Объективные – циклические процессы спадов-подъемов деятельности организации и процессы, связанные с действиями законов организации.

Субъективные – процессы, связанные с принятием управленческих решений.



В любой организации имеются формальные и неформальные лидеры.

Лидер – физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, отдела. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм.

^ Формальный лидер назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

Неформальный лидер – член организации признанный группой людей как профессионал или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

Пример:

В частной организации работало 30 человек. В их среде появился неформальный лидер в сфере деятельности руководителя. Руководитель – собственник компании. Варианты действия:

  1. Уволить неформального лидера

  2. Повысить и сделать своим заместителем

  3. Не обращать внимания

  4. Поставить на свое место, а самому просто остаться хозяином организации и получать часть прибыли как собственнику.

С точки зрения теории организации правильный ответ – уволить. Уволить и предложить руководителю серьезно повысить свой уровень знаний в области управления. Повышение неформального лидера может привести к появлению нового. Так как уровень управления руководителя остался тот же. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров, но только в непересекающихся сферах деятельности, и вышестоящее руководство при назначении руководителя должно учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу любой организации составляет малая группа (до 30 человек). Она выполняет однотипные функции и расположена в одном здании.

Линейная схема.

Р – руководитель

В схеме нет обратной связи. Данная схема работает хорошо в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе подчиненных.

Кольцевая схема.


Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях, подразделениях средних организаций со стабильным наименованием и стабильным рынком, в которой имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Схема колесо.

Хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях ил подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейное воздействие, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Схема звезда.

Дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей организации.

Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений:

  • 

  • Иерархическая схема. Данная схема основана на схеме «колесо». Применительна для больших организаций с ярко выраженным разделением труда.

  • Штабная схема (линейная связь). Основана на схеме «звезда». Предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам, затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Данная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление по ключевым подразделениям организации.

  • Матричная схема. В ее основе лежат «линейная схема» и схема «колесо». Данная схема предусматривает создание двух ветвей связи подчинения: административная и функциональная, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя. Матричная схема применяется при смежном наукоемком производстве товаров, услуг, информации, знаний.

  • Смешанная схема.

Пример использования некоторых схем отношений:

^ Линейная схема: преподаватель выдает задание на коллективное выполнение одному студенту, который после выполнения дает его другому в той же или смежной областях знаний. Второй – третьему… В результате вклада каждого студента должен получиться хороший многогранный ответ на вопрос. При данной схеме преподаватель не проверяет конечный результат. Студенты сами заинтересованы в хорошем выполнении задания.

^ Кольцевая схема: данная схема имеет обратную связь и соответственно преподаватель получает возможность контролировать результат после каждого ответа студентов.

^ Схема «колесо»: педагог задает вопрос одному студенту и оценивает его ответ. Остальные студенты коллективно принимают участие в дополнении ответа основного. Роль педагога в корректировке и соблюдении правил проведения занятий. Данная схема позволяет эффективно проводить занятия при индивидуальном подходе.

2. Организации составляющие основы любой цивилизации модно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур.

Классификация организации важна по нескольким причинам:

  1. Нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам. Это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования.

  2. Возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры.

  3. Принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговой или другим организациям.

Организации могут быть:

  • Правительственные и не правительственные

  • 

  • Коммерческие и не коммерческие

  • Бюджетные и не бюджетные

  • Общественные и хозяйственные

  • Формальные и не формальные

Кроме того, различают организации по отраслевой принадлежности и по самостоятельности принятия решения. Также могут применяться и дополнительные признаки дл классификации.

Статус правительственные организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства.

К неправительственным организациям относятся все остальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации строят свою деятельность на получение максимальной прибыли в интересах потребителей. А для некоммерческих организаций основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей. При этом вся прибыль идет на развитие организации.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств. При этом они освобождаются от уплаты многих налогов.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и не бюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества.

Хозяйственные организации строят свою деятельность на удовлетворение потребностей человека в общественной и внешней среде.

Формальные организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества, которые выступают как юридические и неюридические лица.

Неформальные организации – незарегистрированные в государственных органах организации.

3. Социально – экономические организации характеризуются наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

  • Межличностные и бытовые отношения

  • Отношения по уровням управления

  • Отношения к человеку в общественных организациях



К экономическим связям относятся материальное стимулирование и ответственность, прожиточный минимум и премии.

4. НТР выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника – ЭВМ, АСУ. Данная техника в наше время проникла в самые разнообразные области народного хозяйства и науки. От эффекта ее практического применения стали непосредственно зависеть успехи этих важнейших областей.


Скачать файл (25.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации