Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинар № 5 - Фирма в условиях конкуренции - файл 1.doc


Семинар № 5 - Фирма в условиях конкуренции
скачать (119.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc120kb.04.12.2011 22:32скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Семинар № 5

Фирма в условиях конкуренции
1. Понятие субъекта хозяйствования. Предприятие как хозяйственный субъект. Виды предприятий.

Современные экономические системы характеризуются многообразием форм собственности. Их использование в хозяйственной практике дает возможность повышения эффективности производства, создания благ и услуг с наименьшими затратами.

Однако само по себе многообразие форм собственности еще не может гарантировать безусловный хозяйственный успех. Роль собственности как действенного фактора экономического развития может быть реализована только через определенный механизм хозяйствования. Понятие “хозяйствование” выражает систему отношений по поводу организации производственной деятельности, способствующей достижению определенных целей.

Хозяйствование всегда субъективизировано. ^ Хозяйствующий субъект - это носитель хозяйственной деятельности, направленной на производство и реализацию продукции с целью реализации своих экономических интересов. Субъектами хозяйствования являются индивид (семья), группа индивидов (ассоциация), государство.

Напомним, что структуру собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, присвоения, а объекты последнего - произведенный продукт, доход, средства производства. Развитие форм собственности сопровождается дифференциацией ее субъектов по функциям и объектам, углублением обособления управления от собственности. Пользование и распоряжение все в большей мере становится прерогативой непосредственных производителей. Все это объективно приводит к усложнению отношений хозяйствования.

Исходя из определения хозяйствования, можно утверждать, что основными функциями хозяйствующего субъекта являются достижение рациональной комбинации всех производственных факторов, обеспечение согласованности действий всех участников хозяйственной деятельности; согласование экономических интересов последних. Что касается мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, то основной мотив их деятельности - стремление к максимизации прибыли, “экономическому самовыражению”.

Для хозяйствования характерна множественность форм его реализации, которую обусловливают такие факторы, как многообразие форм собственности, уровень обобществления производства в различных сферах экономики, характер экономической системы общества, уровень механизации и автоматизации труда, национальные традиции.

Предприятиеэто самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права.  Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью).  

В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Первичной ячейкой экономики любой социально - экономической системы является предприятие. Типы предприятия и принципы их хозяйственной деятельности предопределяются социально - экономической системой и господствующей формой собственности в стране.

При централизованном управлении, где общественная (государственная) форма собственности является господствующей, вся производимая продукция принадлежит государству, которое централизованно распределяет ее между предприятиями -потребителями, и потребительские товары распределяет в торговую систему.

В условияхрыночной экономики господствуют частные и коллективные формы собственности, поэтому хозяйственная система здесь базируется  на прямых связях между производителями и потребителями.

В каждой из этих систем имеются достоинства и недостатки. Основным преимуществом первой является то, что она позволяет полностью ликвидировать безработицу и социальную незащищенность. В рыночной экономике конкуренция объективно принуждает производителей добиваться высокого качества и снижать издержки производства. Предприниматели стремятся к использованию новейших достижений науки и техники для производства новых товаров и услуг.

В каждой стране, развивающейся в условиях рыночной экономики, сложились три основных типа предприятий:

1) индивидуальная частная фирма;

2) товарищество на паях;

3) акционерное общество.

^ Индивидуальная частная фирма – это самый легкий и дешевый способ организации предприятия.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).

Для того чтобы создать индивидуальную частную фирму, нужно получить лицензию на право ведения определенного вида (видов) деятельности и зарегистрировать фирму в установленном порядке.

^ Товарищество на паях – не обладающая юридическим статусом фирма, созданная двумя или более людьми (до 20 чел.) и управляемая ими на основе добровольного законного объединения физических, юридических лиц, каждое из которых вносит свою долю (пай)  в общее дело в имущественной или в денежной форме.

Партнерство – это не обладающая юридическим статусом акционерного общества фирма, принадлежащая двум или более людям и управляемая ими на основе добровольного законного объединения. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

Виды партнерств:

1  Общее (полное) товарищество – партнерство, все члены которого имеют равные права собственности и несут равную ответственность по обязательствам фирмы.

2  Товарищество с ограниченной ответственностью (коммандитное общество) – партнерство, состоящее из одного или нескольких главных партнеров с неограниченной ответственностью и одного или нескольких партнеров, чьи обязательства ограничены размерами вложенного капитала.

3  Квалифицированное товарищество с ограниченной ответственностью – товарищество, которое действует как корпорация, продавая партнерские паи на фондовой бирже. При этом, если 90% его дохода имеют форму пассивных доходов, облагается налогом по ставкам налога на личный доход.

Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т.д.

Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

 Кооперативы – это объединения людей или небольших фирм с целью получения выгоды от увеличения масштабов деятельности. Они образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором – контролировать продажу произведенной ими продукции.

Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

^ Арендные предприятия – это предприятия, которые сдаются их владельцами во временное пользование другим лицам с целью получения арендной платы.

2. Хозяйствование и предпринимательство.

Особым типом хозяйствования выступает предпринимательство. Его можно определить как инициативную, новаторскую деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на поиск и реализацию наиболее оптимального решения возникающих экономических проблем. Субъектами предпринимательства, как и хозяйствования вообще, могут выступать отдельные индивиды (или семьи), различного рода ассоциации, в отдельных случаях - государство в лице своих соответствующих органов. (Здесь следует заметить, что, как правило, государство лишь устанавливает правила “рыночной игры” и следит за их соблюдением, не являясь субъектом предпринимательства. В ряде стран “редпринимательская деятельность государства запрещена законом.)

Предпринимательство может рассматриваться в различных аспектах, и прежде всего как тип экономического мышления и метод хозяйствования. Именно в последнем значении мы его и будем рассматривать. Как метод хозяйствования предпринимательство характеризуется следующими признаками:

а) экономической свободой хозяйствующего субъекта. Каждый субъект вправе самостоятельно выбирать вид деятельности и решать, какие товары или услуги, в каком количестве производить и где их реализовывать. Тем самым создаются предпосылки наиболее полной реализации экономическим субъектом его возможностей и способностей;

б) материальной ответственностью за принимаемые решения (вплоть до банкротства);

в) ориентацией на коммерческий успех. Стремление к максимизации прибыли есть одна из наиболее действенных мотиваций предпринимательской деятельности;

г) новаторством, творческим поиском, без которых немыслимо предпринимательство. К этому побуждает предпринимателя конкуренция и побуждает постоянно, иначе ему не выстоять в конкурентной борьбе.

Известны две модели предпринимательского поведения: классическая и инновационная.

Отличительной особенностью классической модели  является то, что хозяйствующий субъект организует свою деятельность, рассчитывая получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Такая модель поведения в «чистом виде» не нацелена на развитие, она пригодна для «привычных условий кругооборота», когда «каждый хозяйственный субъект  чувствует твердую почву под ногами и может вести себя так же, как и все прочие, которые в свою очередь ожидают от него именно такого поведения. Тогда он действует быстро и рационально».

Инновационная модель поведения означает ориентацию предпринимателя  на «осуществление новых комбинаций» вещей и сил, имеющихся в сфере предпринимательства.

Предпринимательство может  базироваться на  двух принципиально различающихся подходах: сбытовом и маркетинговом:

Отличительной чертой сбытового подхода является акцент предпринимательства на решение производственно-технологических вопросов, позволяющих найти способы удешевления продуктов, что облегчило бы их реализацию и обеспечило возобновление производства. Вопросы потребления произведенной продукции играют второстепенную, подчиненную роль.

Маркетинговый подход (применительно к социально-этичному маркетингу) предполагает смещение акцента с производства как технологического процесса на предвидение, управление и удовлетворение  общественного и потребительского спроса на товары, услуги, разработки посредством обмена. Согласно этой концепции, продажа – средство общения и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, нужно менять общую политику фирмы, направлять ресурсы на изготовление товаров и оказание услуг, которые нужны потребителям. Потребности можно не только изучать,  различать и удовлетворять (пассивная  сегментация), но и создавать (активная сегментация).

3. Сущность, виды и функции цен. Ценообразование в рыночной экономике.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу за весь товар или его единицу на согласованных условиях.

Поскольку количество разнообразных благ ограничено и их может не хватать для всех, товары и услуги распределяются на основе их цен. Рост и падение последних влияют на поведение действующих или потенциальных производителей. Увеличение цен привлекает новых производителей, а снижение выталкивает некоторых из них с рынка. Таким образом, цены поощряют производителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.

Функция цены представляет собой ее предназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. В условиях рынка цены выполняют две основные функции:

  1. ограничивают потребление ресурсов;

  2. мотивируют производство.

Кроме того, можно выделить пять важных функций, которые выполняют цены в рыночной экономике:

  1. учетную - обеспечивает эквивалентность обмена, т.е. выручка от реализации продукции (работ, услуг) при прочих равных условиях покрывает затраты на производство и сбыт, а также дает прибыль в размере, позволяющем совершенствовать и развивать производство, повышать жизненный уровень работников. Эту функцию цены выполняют всегда.

  2. стимулирующую - состоит в том, что повышенные цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивных и дефицитных видов продукции, а пониженные - к снятию с производства устаревших изделий. Роль стимулирующей функции заключается в воздействии на производство и потребление товаров и услуг.

  3. распределительную - с помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.

  4. балансирования спроса и предложения - посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнут за счет изменения цен или объемов производства.

  5. инструмента рационального размещения производства .

Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу отражения транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.

^ 1. По сферам товарного обслуживания выделяют:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

  • цены и тарифы услуг. Тарифы могут относиться к сфере оптовой (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы) торговли.

^ 2. По способу отражения транспортных расходов выделяют:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие издержки на доставку до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;

  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

^ 3. По формам продаж выделяют:

  • контрактные (договорные) цены, которые устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем;

  • биржевые котировки, отражающие уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество и удаленность от места поставки;

  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);

  • аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

  • с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями);

  • вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

  • с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер).

^ 4. По стадиям продажи выделяют:

  • цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен данного товара (за исключением цен аукционных и подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

  • цены реализации (сделки, продажи, покупки), которые являются фактическими, или номинальными. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем доходов общества или общим уровнем цен.

^ 5. По степени регулирования выделяют:

  • жестко фиксированные цены, являющиеся основным типом цен в условиях административно-командной системы управления экономикой;

  • регулируемые цены, устанавливаемые государством, как правило, на продукты первой необходимости. Допускаются их изменения в определенных пределах;

  • свободные цены, не подверженные прямому вмешательству и формирующиеся в соответствии с конъюнктурой рынка.

^ 6. По степени устойчивости во времени выделяют:

  • твердые цены, устанавливаемые при заключении договора на весь срок действия;

  • подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рыночная цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

  • скользящие цены, когда в договоре определяется исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены устанавливаются на товары, требующие длительного срока изготовления;

  • цены с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность фиксации, ее база, сроки согласования и осуществления фиксации).

В мировой практике накоплен достаточно большой опыт разработки и использования рыночного механизма ценообразования, на который влияют следующие условия:

  • количество субъектов рынка, т.е. продавцов и покупателей (чем их больше, тем в меньшей степени изменяется цена);

  • независимость субъектов рынка (чем их меньше, тем больше возможностей как у продавцов, так и у покупателей влиять на уровень цены, и наоборот);

  • степень индивидуализации товаров, работ, услуг (чем разнообразнее их ассортимент, тем больше вероятность того, что отдельные их виды смогут выдержать общее напряженное состояние рынка);

  • внешние ограничения (на уровень цен на рынке влияют такие факторы, как спрос, предложение, государственное регулирование цен и др.).

4. Доходы и их классификация. Экономическая прибыль, ее источники и распределение.
Итак, экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.

^ Виды факторных доходов

Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

 от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);

 от трудовых ресурсов — заработную плату;

 от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);

 от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;

 от знаний —доход от интеллектуальной собственности.

В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
^

Понятие издержек и прибыли


Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками — налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом).

   Данное определение прибыли — в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы  фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на доплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы,

   Прибыль в узком значении — это доход от такого фактора производства, как реальный капитал.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Таким образом, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

^ Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

^ Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

5. Фирма в условиях чистой конкуренции.
Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.

            Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.

Условия возникновения:

-          свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

-          Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.

-          Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли “Price-Taker”, поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия).



            Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным.

 

            Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).

            Равновесное положение фирмы – это позиция фирмы на рынке, при котором она достигает своей цели, т.е. максимизирует прибыль.

 

Для нахождения равновесного положения проведем анализ доходов и расходов фирмы, выраженных в валовых показателях, при изменении объемов производства (табл.)

Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:

Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции



            Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции



Поскольку на рынке совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:

     Û    
6. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Чтобы понять, каково экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной конкуренции, надо прежде всего понять, что такое несовершенная конкуренция. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на

рыночную цену являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи (в большинстве мелких и крупных

городов развитых капиталлистических стран - местной, в регионах бывшего СССР - любого вида связи), являются несовершенно конкурентными.
Какие существуют типы несовершенной конкуренции и какие они создают условия для фирм ?
Основные типы несовершенной конкуренции:

1. Монополистическая конкуренция.

2. Олигополия.

3. Монополия.
Теперь перейдем к вопросу: "Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монопо -листической

конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других

продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не польностью взаимозаменяемые товары.

По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих

тради -ционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.

Возможность дифферециации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологиии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на на свой товар.

В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантиии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.

Следующий основной тип несовершенной конкуренции - это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов.

Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой круных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталилитейная промышленность,

грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями,

предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация "Дженерал Моторз" преднамерена повысить цену на свои автомобили, она должна предвидеть ответные шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с те, чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме

своих продаж.

При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль)и почти идентичной, как в случаях со сталью и алюминием. Если

дифферециация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.

Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком.

В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.

В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающияся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям

монополиии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей.

В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.

Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония

встречаются крайне редко.


Скачать файл (119.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации