Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Греческий полис - файл 1.doc


Контрольная работа - Греческий полис
скачать (119 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc119kb.04.12.2011 22:35скачать

содержание

1.doc





ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ПОЛИС КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРУКТУРА ПОЛИСА…………………………...………..5

    1. Древнегреческий полис как исторический феномен…………………….…5

    2. Структура древнегреческого полиса…………………………………...……9

ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ……………15

2.1 Афинская демократия и олигархия в Спарте………………………………15

2.3 Кризис полиса………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Древней Греции принадлежит особое место в истории мира и его культуры. В эпоху античности в Древней Элладе, в период появления и расцвета государств-полисов, родилась философия, возникла история как рациональная форма познания.

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов. Полис в обоих его вариантах: греческом и римско-италийском - представляет собой лишь частный случай, определенную разновидность гораздо более широкой почти универсально распространенной категории городов-государств.

Цель данной контрольной работы - исследовать сущность древнегреческого полиса, выявить причины и пути образования полисной организации. Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть Древнегреческий полис как исторический феномен.

  2. Выявить структуру Древнегреческого полиса.

  3. Изучить пути развития полиса в Древней Греции.

Изучение Древней Греции началось еще в античную эпоху. В настоящее время историческая наука располагает значительным числом разнообразных источников, отражающих различные стороны жизни древних греков. Самыми ранними из дошедших до нас литературных памятников являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ряд интересных и ценных сведений по истории древней Греции содержится в трудах Геродота, Фукидида, Платона, Плутарха и др.

В сводном труде «Античная Греция» история возникновения, расцвета и кризиса греческого полиса рассматривается как основа развития всего древнегреческого общества и государства.

Хаммонд И., используя труды древнегреческих историков, философов, политиков и данные современной науки, воссоздает важнейшие этапы развития Древней Греции.

В работе Яйленко В.А «Архаическая Греция и Ближний Восток» показано сильное и многоплановое воздействие ближневосточных культур на формирование эллинское развитие полисной культуры в архаический период.
^ ГЛАВА 1. ПОЛИС КАК ФЕНОМЕН ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТРУКТУРА ПОЛИСА

    1. Древнегреческий полис как исторический феномен

Появлению множества полисов способствовали географические факторы Античной Греции. Греция - страна, иссеченная Балканскими горными хребтами, затрудняющими соединение разных частей государства. Что пресекало всякие возможности для политического объединения и определило отсутствие централизованного управления. Так что естественные условия предопределили возникновение и развития многочисленных, небольших изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полис представлял собой закрытое государство со своими священными для жителей формами политического устройства, традициями обычаями, правом. Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. «Возникновение полиса считается с того момента, когда верховная власть переходит в руки коллектива – общего собрания полиса»1.

Гибель дворцов и цитаделей в конце XIII - начале XII в. сопровождалась распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней зависимости от дворца и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического и политического развития.

Гомеровский полис был в одно и то же время и городом и деревней, так как никаких других соперничающих с ним поселений на подвластной ему территории не существовало. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы. Как правило, владения отдельной общины не простирались слишком далеко. Чаще всего они были ограничены или небольшой горной долиной, или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. «Государственной» границей служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. Обычным явлением были ожесточенные распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны.

Типичная гомеровская община ведет совершенно обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носило по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем второстепенную роль.

В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов – филы и фратрии – составляют основу всей политической и военной организации общины. Человек, не принадлежащий ни к какой фратрии, стоит вне общества. Гражданами полиса являлись главы входящих в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что определяло и их политическое равенство. Полис-община выполняла две важные функции: защита земли и населения от притязаний соседей и регулирование внутриобщинных отношений.

«Независимые общины вследствие общих интересов объединялись не в прежние племенные организации, а в небольшие группы соседских деревень. Такая группа и становилась примитивным полисом. По словам Аристотеля «содружество нескольких деревень образует полноценный полис, который уже настолько велик, что обладает практически полной самодостаточностью»2

Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. На смену централизованному государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития.

В истории Греции VIII-VI вв. до н.э. называют архаическим периодом. Это время формирования социально-расчлененного общества и государства в виде полисного строя. Происходит интенсивное развитие античного общества. Расширяется добыча рудных ископаемых, железа и меди, совершенствуется обработка металла и изготовляемые из него орудия труда, значительный прогресс наблюдается и в земледелии, ремесле, строительстве, кораблестроении.

Почти все греческие города, за исключением колоний, выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи — полисов, сохранив за собой это древнее название. Между гомеровским полисом и сменившим его полисом архаическим имелось весьма существенное различие. Архаический полис, представлял собой столицу карликового государства, в состав которого кроме него самого входили также деревни (комы), располагавшиеся по окраинам территории полиса и политически от него зависевшие. В сравнении с гомеровским временем греческие полисы архаического периода стали крупнее. Это укрупнение происходило как за счет естественного прироста населения, так и за счет искусственного слияния нескольких поселков деревенского типа в один новый город. К этой мере, называвшейся по-гречески синойкизм, т.е. «совместное поселение», прибегали многие общины для того, чтобы укрепить свою обороноспособность перед лицом враждебных соседей. Но больших городов в современном понимании этого слова в Греции еще не было. Полисы с населением в несколько тысяч человек были исключением: в большинстве городов численность жителей не превышала, по-видимому, и тысячи человек. Пример архаического полиса — древняя Смирна, территорию которой можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Городской центр полиса окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство.

У каждого полиса был свой особый покровитель или покровительница. Храм бога - «градодержателя» находился обычно в городской цитадели, которую греки называли акрополем, т. е. «верхним городом». Здесь хранилась государственная казна полиса. Сюда поступали Штрафы, взимавшиеся за различные преступления, и все другие виды доходов государства.

Среди множества греческих городов-государств выделяются два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большой долей труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии (Лакедемон, Спарта). Другой тип представлял собой общество и государство с большой долей ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением труда рабов в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством (Афины).

Архаическая эпоха отмечена таким важнейшим достижением, как Великая греческая колонизация.

Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, культуры.

Классический период в истории Древней Греции / рубеж VI-V вв. до 338 г. до н.э./ время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.

Основной экономический принцип полиса – идея автаркии, т.е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан. Они почитали древние традиции. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми.


    1. ^ Структура древнегреческого полиса

В Гомеровской Греции родовая структура еще лежала в основе общественной организации. Но уже возникает довольно примитивная территориальная община-демос, занимавшая небольшую территорию. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. Каждая община имела своего басилея и была независима от других. Основную массу населения полиса составляли крестьяне-земледельцы и скотоводы. Для раннегомеровского общества характерен патриархальный род. Деление полиса на филы, фил – в свою очередь на фратрии, фратрий – на роды являлось основой общественного деления. Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство, со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое целое.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов. Армия представляла собой, прежде всего гражданское ополчение, участие в нем было одновременно и обязанностью, и правом гражданина. Роль тех или иных социальных групп в военных силах государства влияла на их положение в политической жизни и в мирное время. Однако, являясь владельцем земельного надела, каждый гражданин являлся также и воином. В истории архаической Греции зафиксированы и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность вступить на войну в полном гоплитском вооружении. Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война – как естественное занятие свободных людей.

Политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредотачивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, басилеев.

Таким образом, общество, сложившееся в Греции в эпоху «темных веков» и ставшее затем отправной точкой древнегреческой цивилизации, представляло собой довольно сложную социальную систему с ярко выраженными признаками классовой стратификации.

В архаический период происходит усложнение традиционной социальной структуры. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов3. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан.

Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. Полис (коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

В общественном владении находились определенные категории земель; а право на земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса являлся фундаментальным принципом античной гражданской общины.

Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Такой принцип, когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. В обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа.

Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни. Таким образом, полис был, с одной стороны, суммой ойкосов, с другой – обладал сложной организацией, в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

Тип полиса определяется соответственно основному механизму решения общеполисных проблем. Примером раннедемократического полиса можно считать общественное устройство Хиоса. Гражданскими правами здесь было наделено все свободное население. Всю свою внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством законов, принимаемых с согласия и при участии своего свободного населения. Стимулируя частную инициативу, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Полисная жизнь разнообразилась вступлением во владение новых эпойков и переделом участков. Земельная собственность давала право голоса в городском собрании. Кроме того, существовал еще Совет (101 человек), куда избирались наиболее достойные граждане полиса. Но, по мере ослабления старых демократических связей и концентрации имущества в руках отдельных людей, демократическая форма правления полиса приобретала все более явственные олигархические черты4.

С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

Большое значение в политическом развитии Греции в VII-VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом ряде полисов и укреплении положения торгово-ремесленной верхушки имела деятельность так называемых тиранов. Захватившие власть тираны проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Вскоре правление тиранов стало носить деспотический характер. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с родовой знатью, расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

^ ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

2.1 Афинская демократия и олигархия в Спарте

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта и каждый из них развивался особым путем. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Общим у этих двух государств было существовании так называемой демократии для избранных, так как в этих государствах демократия существовала при наличии рабовладельческой формы общественного устройства. Вместе с тем существовали определенные различия. Спартанскую демократию, говоря современным языком, можно назвать аристократической демократией, правлением верхушки общества, тогда как в Афинах сложилась форма правления наиболее близкая к современным демократическим государствам.

История Афин в архаическую эпоху – это история становления демократического полиса. Афины были главным городом Аттики. Население постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми, но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития. Этот процесс завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом.

Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда Клисфен усовершенствовал законы Солона: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления. Кроме граждан, в афинском обществе были метеки, многочисленные рабы. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для афинского гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Народное собрание стало верховным органом власти и получило широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. Большую роль в системе государственных органов имел Совет 500 и Совет Ареопага. Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур: коллегии архонтов и стратегов. Одним их важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. В Афинах, как и в любом другом демократическом полисе, опасались чрезмерного усиления власти отдельного магистрата. Соответственно подчеркивалась основополагающая роль таких принципов организации управления в Афинах, как коллегиальность, выборность (в большинстве случаев путем жеребьевки), подотчетность Совету и Народному собранию, кратковременность нахождения в должности (обычно, как правило, в течение года).

Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества.

Спарта располагалась на юге Пелопоннесского полуострова. Жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседскими общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Сами спартанцы были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. В полисе господствовал принцип уравнительности, что было гордостью спартанцев, называвших себя «общиной равных».

Существовали три основных класса-сословия спартанского общества: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с прикрепленными к нему рабами - илотами. Формально спартиаты были равны: они носили одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания единства организовывались общественные трапезы - сисситии. Также поддержанию единства способствовали правила против роскоши и правила, запрещающие торговлю. Однако эти ограничения не могли предотвратить имущественной
дифференциации, подрывающей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Для полисного устройства Спарты были характерны ярко выраженные олигархические черты. Высшим органом государственной власти в Спарте считалось Народное собрание, именовавшееся апеллой. В отличие от афинской экклесии участниками спартанской апеллы могли стать только граждане, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание в Спарте созывалось нерегулярно. Хотя оно и считалось формально высшим органом, но не имело большого влияния на политическую жизнь. Никакое частное лицо не имело права вынести на Народное собрание те или иные предложения. Участники апеллы соглашались или отвергали законопроекты, но не обсуждали их. Апелла не спорила, не обсуждала, а только голосовала. Все законопроекты исходили от членов геруссии или эфоров.

Важная роль в государственном управлении принадлежала Совету геронтов - геруссии. Геронтами становились пожизненно представители спартанской аристократии старше 60 лет. Помимо 28 геронтов членами геруссии являлись два спартанских царя. Власть царей была сильно ограничена законом. В своей деятельности геруссия не была подконтрольна ни апелле, ни какому-либо другому органу. Более того, Совет геронтов мог кассировать решение апеллы, считая его неприемлемым. Обладая широчайшими полномочиями, геруссия включала в круг своего ведения руководство всеми делами, в том числе принимая решения по военным, финансовым, судебным вопросам. Перед геронтами отчитывались всесильные эфоры по истечении срока своих полномочий.

Спартанским законодателем Ликургом были проведены социальные реформы, в результате которых изменился весь облик спартанского государства, превратив его в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Спартанцы пытались распространить свое влияние и на другие греческие государства, в том числе и на Афины. Однако великодержавные претензии Спарты опирались лишь на ее военное могущество. В экономическом и культурном отношении она сильно отставала от других греческих государств.

    1. ^ Кризис полиса

IV в. – период распада полиса. Все греческие общины вышли из Пелопонесской войны ослабевшими и разоренными. В экономически развитых частях Греции невозможность территориальных захватов приводит к интенсификации производства, рабский труд все более вытесняет свободных ремесленников, денежное хозяйство проникает глубоко в деревню, обнищание мелких собственников достигает небывалых размеров, захватывая и экономически более отсталые области. Поэтому наряду с постоянными мелкими войнами в IV в. почти всюду происходит борьба между беднотой и богатыми слоями населения. Большая часть греческих общин прибегает к помощи наемных войск. «Наемничество, распространение, которого было прямым следствием развивающегося кризиса полиса, в свою очередь являлось фактором, усугублявшим этот кризис»5.

«В земельных отношениях проявляются новые черты, свидетельствующие о том, что поколеблена была материальная основа полисной структуры – связь гражданского полноправия с земельной собственностью»6.

«Эти новые явления в области землевладения и землепользования не могли сказаться на отношениях между гражданами и государством. Привязанность к земле была одним из важных факторов преданности полису. Теперь, когда эта привязанность слабеет, иссякает один из источников внутриполисной солидарности»7.

Распад полисных связей, отрыв индивида от полиса ощущаются во всех областях идеологии. Слабеет традиционная религия с ее богами, покровителями полиса; для философских проектов переустройства полиса характерна полная отрешенность от политической практики.

Греческий полис, как мелкое суверенное государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Преодоление кризиса греческого полиса стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

«Полисы продолжали существовать (и даже вновь возникали) в эллинистический и римский периоды, но, хотя многие структурные элементы их совпадали с полисами периода независимости Греции, привнесено было столько новых обстоятельств и черт, что можно говорить уже об ином качестве. Эти полисы существовали и эволюционировали в рамках более обширных государственных объединений или в прямой зависимости от них, развитие было не спонтанным, а нередко обусловливалось прямым волеизъявлением могущественных правителей или косвенным воздействием более сильных политических организмов»8.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Греческий полис, возникший в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.

Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуры греческого народа. Эти благоприятные возможности создались потому, что форма мелких государств оказалась хорошо приспособленной к естественным условиям, рельефу и природной среде. В такой замкнутой общине, с достаточным количеством земель, сырья для ремесленных производств, связанной по морю с другими аналогичными общинами, были созданы все условия для развития разных отраслей экономики, и не возникло необходимости в обширном территориальном объединении.

Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.

Но греческий полис мог существовать как независимое государство лишь в том случае, если он представлял собой сплоченный коллектив жителей, равноправных граждан, обеспеченных земельным участком, активно принимающих участие в политической жизни полиса и защищающих его в ополчении. Единство гражданского коллектива – основа основ устойчивости полиса. Отсюда рождалась политика по сохранению этого единства, сдерживания имущественной концентрации, с одной стороны, и поддержания достаточного прожиточного минимума беднеющих сограждан – с другой, поощрение политической активности граждан через участие в Народном собрании.

Древнегреческие полисы подарили миру множество разнообразных форм правления, включая тиранию, монархию, демократию, власть олигархии, аристократии. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика /афинская демократия/. Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан.

Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав.

Греческий полис включал в свою структуру рабовладельческие отношения. Внедрение рабства, превращение его в важный элемент общественных отношений предполагало господство частной собственности, рост товарных связей.

Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации.

Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития.

^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М.: Наука, 1983. – 382 с.

  2. Всемирная история: в 24 т. Т. 3. Век железа. – Мн.: Современ. литератор, 1999. – 512 с.

  3. Древние цивилизации /С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.: ил.

  4. Древняя Греция. История. Быт. Культура. – М.: Московский лицей, 1997. – 380 с.

  5. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1999. – 800 с.

  6. История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.: Знание, 1983. -210с.

  7. Хаммонд И. История Древней Греции /Пер.с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. – 703 с.

  8. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. – М.: Наука, 1990. – 271 с.




1 Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. – М., 1990. - с. 95

2 Хаммонд И. История Древней Греции. – М., 2003. - с.115

3 Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М.:, 1983. - с.10

4 Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М., 1983. - с.12

5 Античная Греция Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М., 1983 - с.37

6 Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М., 1983. - с. 26

7 Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М., 1983. - с. 8

8 Античная Греция. Проблемы развития полиса: кризис полиса. Т.2. – М., 1983. - с. 26



Скачать файл (119 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации